Имя твое птица в руке цветаева проза. Анализ стихотворения цветаевой имя твое. Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое - птица в руке…»

Очень кратко Молодой барин попадает в глухую деревню, где влюбляется в девушку, которая слывёт ведьмой. Он хочет забрать её с собой, но местные жители изгоняют девушку, и герой расстаётся с ней навсегда.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения - охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно неслово­охотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати - двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти...

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов - Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается - она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви...

Пересказала Рыбка Фугу для Брифли. На обложке: Кадр из фильма «Олеся» 1970 года.

Молодой барин Иван Тимофеевич приехал по делам в деревню Переброды Волынской губернии. Жители деревеньки были необщительными людьми, поэтому он с трудом нашёл среди них себе слугу. Звали его Ярмолой. Был он прекрасным охотником и знатоком леса.

Вдвоём они часто ходили на охоту. Однажды слуга рассказал барину о ведьме Мануйлихе, которая жила в лесу у болота. Иван решил с ней познакомиться, когда ослабнут морозы. Но Ярмола идти к ней отказался.

Когда потеплело, Иван Тимофеевич с Ярмолой отправились охотиться на зайцев. Но в лесу барин заблудился. Долго проплутав в густом лесу, он вышел к болоту. На его краю стояла покосившаяся избушка. В ней жила старая Мануйлиха, которую в округе называли ведьмой.

Иван попросился погреться и подарил старухе серебряную монету. Позже появилась внучка Мануйлихи. Олеся, так звали девушку, показала барину дорогу, которая выведет его из леса. Ивану ещё раз захотелось увидеть её, и он попросил разрешения навестить их снова. Ярмола догадался, где был его барин, но осуждать его не посмел.

Через месяц, когда весна была в разгаре, молодой барин опять направился к избушке у болота. Ему очень хотелось увидеть Олесю. С первой встречи он не мог забыть девушку. Чтобы задобрить ворчливую старушку, он принёс ей гостинец. Мануйлиха была недовольна его появлением, но после подарка возмущаться стала меньше. Во время разговора с Олесей Иван попросил её погадать. На его просьбу девушка ответила отказом. Позже она призналась молодому человеку, что уже гадала на него. Карты наворожили ему любовь темноволосой дамы, но счастья эти чувства никому из них не принесут. Барин не поверил в её рассказы, но промолчал.

С тех пор Иван часто навещал обитателей маленького домика, а вечерами долго гулял с Олесей по лесу. В одну из таких встреч Иван узнал, что девушку с её бабушкой выселяет из избушки урядник. Молодой человек решил им помочь. Он пригласил урядника в гости, хорошо накормил его и подарил ружьё. Тот оставил лесных жительниц в покое. Но после этого случая отношение Олеси к Ивану резко изменилось.

Она стала сдержанней и молчаливей, прогулки по лесу прекратились. Причину такого поведения девушки барин не мог понять. А позже Иван заболел. За время болезни он понял, как дорога ему Олеся. Встретившись с ней после выздоровления, Иван прочёл в её глазах столько радости, тревоги и любви, что не смог смолчать о своих чувствах.

Почти весь июнь Олеся и Иван встречались в лесу, даря друг другу любовь и нежность. Но приближался день отъезда молодого барина. И тогда он решил жениться на Олесе и увезти её с собой. Но девушка чего-то боялась, а объяснить причину не захотела.

В праздник Святой троицы молодой барин отправился по служебным делам в соседний городок. Вернулся он только вечером. Вся деревня отмечала праздник, трудно было найти хоть одного трезвого человека. Дома Ивана Тимофеевича встретил приказчик из соседнего имения и рассказал о происшествии в деревне. Оказывается, на церковную службу пришла из леса Олеся.

Когда она выходила из церкви, её встретили деревенские женщины и девушки, которые напали на неё, избили и хотели вымазать её дёгтем. Девушка чудом вырвалась из их рук и, убегая, прокляла всё село. Услышав этот рассказ, Иван вскочил на своего коня и поехал в лес. Олеся лежала на кровати и прятала разбитое в кровь лицо. Из её слов Иван понял, что они с бабушкой собираются уезжать. Долго молодой человек сидел рядом с Олесей, говорил ей ласковые слова, целовал ей руки. А вечером над деревней разразилась гроза. Град побил жито у половины жителей деревни.

Иван вспомнил проклятья Олеси и очень испугался за её жизнь. Когда он добрался до избушки у болота, там уже никого не было. Лишь коралловые бусы висели на распахнутом окошке, как последний привет любимой девушки.

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся, которая помогает ему найти обратную дорогу. он начинает чаще посещать их избушку и подкупает урядника, чтобы тот не выгонял женщин из их жилища. Иван Тимофеевич заболевает и неделю не приходит к Олесе, а по возвращении их чувства вспыхивают с особой силой, и мужчина предлагает девушке жениться. Чтобы сделать любимому приятно, одним утром Олеся отправляется в церковь, но деревенские бабы набрасываются на неё после службы – Майнулиха и внучка вынуждены уехать. Молодые люди прощаются и расстаются навсегда; зайдя перед отъездом в деревянную избушку, рассказчик находит там лишь красные бусы Олеси.

Повесть учит читателей тому, что ради любви люди должны совершать подвиги, бороться за неё. Но не один человек, а оба должны быть готовы защищать светлое чувство, таящееся в их сердцах.

Глава 1

Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался «наблюдать нравы» простого народа, обычаи «первобытных натур», изучать диалект жителей Волынской губернии.

Но крестьяне не желали общаться с барчуком. При встрече они кланялись с угрюмой почтительностью и тут же старались уйти.

Войти в круг местной интеллигенции ему тоже не удалось, привезенная с собой библиотека быстро иссякла, попытки лечить крестьян не увенчались успехом. Из всех развлечений нашему герою осталась лишь охота.

Когда из-за ветреной и холодной погоды охотиться стало невозможно, Ярмола, слуга писателя, попросил обучить его грамоте. Учился Ермола с огромным трудом, но и упорства ему было не занимать.

Глава 2

Зимним вечером молодой барин с Ярмолой сидели дома. Слуга мешал угли в печи, а барчук бродил из угла в угол, прислушиваясь к завыванию ветра за окном. Разгулявшаяся погода будоражила фантазию молодого писателя: в шуме ветра ему чудился то звериный рык, то жалобный визг. Он с тоской вспоминал городскую жизнь, светское общество, хорошеньких женщин, и ему казалось, что эта ненастная ночь будет длиться вечно.

Чтобы развеять ощущение одиночества, молодой человек обратился к слуге. На вопрос барина, откуда такой жуткий ветер, Ярмола уверенно заявил, что это оттого, что родился колдун или ведьма.

Молодой писатель решил, что сейчас он разживется сюжетом для сказочной истории и начал расспрашивать слугу о колдунах, живущих в Полесье. Тот поведал ему о ведьме, которая жила в их деревне, но пять лет назад была изгнана сельчанами в лес. Вместе с ней была девочка, вероятно, дочка. А теперь эта ведьма поселилась верст за десять, на болоте, и деревенские бабы ходят к ней гадать и лечиться. Барину очень захотелось навестить Мануйлиху (так звали ведьму), только Ярмола наотрез отказался сопровождать барчука в этой экспедиции.

Глава 3

Спустя три дня погода наладилась, и барин с Ярмолой отправились на охоту. Гоняясь за зайцем, молодой человек сам не заметил, как заблудился. Отыскивая дорогу, он попал на болото. К счастью, сквозь деревья он увидел какую-то хату. Решив, что это дом лесника, он направился к жилищу. С трудом пробравшись через трясину, барин подошел к домику, казавшемуся избушкой на курьих ножках. Домишко стоял на сваях посреди болота.

Постучавшись в дверь хатки, барин приоткрыл ее и позвал хозяев. Зайдя внутрь, он увидел старуху, перебиравшую куриные перья. Своей костлявостью бабка напоминала бабу-ягу, и молодой человек догадался, что перед ним – Мануйлиха. Парень объяснил старушке, что заблудился и промок, и попросил молока. Та нелюбезно ответила, что кормить всех подряд не намерена, однако позволила напиться воды и посидеть в ее избушке. При виде денег, предложенных ей писателем, бабушка несколько подобрела. Тогда барин попросил погадать ему.

Пока Мануйлиха предсказывала судьбу, с улицы послышалось девичье пение, а потом и сама певунья показалась на пороге. Ею оказалась высокая улыбающаяся девушка. При виде молодого человека веселое выражение ее лица сменилось на тревожное, но старушка пояснила внучке, что барин ищет дорогу и уже уходит.

Девушка вышла с молодым человеком, чтобы показать ему дорогу. При попытке заговорить с Олесей, барину стало понятно, что она опасается чужих людей – ведь им с бабушкой немало перепало горя от них. Тогда юноша заверил Олесю, что он - никакой не начальник, и зла отшельницам не желает.

Разговаривая с девушкой, барин любовался ею. В отличие от диковатых и необщительных деревенских жительниц, лица которых были закрыты платками, Олеся вела себя свободно. Она привлекала красотой лица, грацией и легкостью походки.

Расставаясь с Олесей, барин попросил разрешения навещать ее. Она была не против, но велела приходить без ружья, потому что не одобряет убийство зверей и птиц.

Глава 4

Пришла весна. Молодой барин часто думал об Олесе. Как только сошел снег, он отправился в лесную избушку, прихватив немудреные гостинцы. На приветствие юноши старуха ответила неприветливо и сделала вид, что не помнит его. Но Олеся попросила старушку не беспокоиться и заверила ее в том, что барин не сделает им ничего плохого.

Отдав подобревшей бабке угощение, барчук присел около Олеси, которая пряла лен. Она стала выпытывать, что же юноше нагадала старуха. Он сказал, что не помнит, да и не верит в эту ворожбу. Но хотел бы, чтобы сама Олеся погадала ему. Девушка призналась, что уже раскидывала на него карты, и барин уговорил ее рассказать, что она там увидела.

Карты поведали, что жизнь писателя будет не очень веселой, часто он будет нуждаться, принесет много горя тем, кто его полюбит и никогда не заведет семьи. Но примерно через месяц ему выпадает любовь неизвестной женщины, которой от этой любви будет большое горе, но сам барин не пострадает.

Глава 5

Близился вечер. Бабушка накрыла на стол и позвала внучку, а затем и гостя, ужинать. После трапезы барин засобирался домой, и девушка вызвалась его проводить. По дороге юноша спросил Олесю, правда ли ее бабка – колдунья? Она подтвердила и сказала, что в роду у них чары, поэтому и она, Олеся, тоже многое умеет. Барин захотел доказательств.

Взяв парня за кисть, Олеся острым ножом нанесла ему рану. На снег закапала кровь. Тогда девушка пошептала над раненой рукой, и порез исчез, оставив лишь бледный след. Потом Олеся показала еще несколько фокусов неверящему барину.

Писатель, глядя на Олесю, удивлялся ее правильной грамотной речи, благородной внешности, изящным кистям рук. Она совсем не походила на деревенских ровесниц. На вопрос, откуда это в ней, девушка сказала, что ее бабушка очень умная и образованная. Барин был заинтригован, но обсуждать, откуда здесь бабушка появилась, Олеся не захотела. Прощаясь, барин сказал, что зовут его Иваном Тимофеевичем.

Глава 6

Теперь Иван Тимофеевич стал частым гостем у Олеси и ее бабушки. Он не только любовался красотой лесной жительницы, ему нравилась любознательность девушки. Она с интересом слушала рассказы юноши о больших городах, чужих странах, обычаях людей, живущих там.

Как то их разговор коснулся замужества, и Олеся рассказала, что ни ее мать, ни бабка не венчались в церкви. И она не будет. И все из-за их необычного предназначения. Позже молодые люди часто спорили о колдовстве и даже слегка ссорились. Привязанность их друг к другу росла с каждым днем, хотя о любви они не говорили.

Глава 7

Однажды вечером Иван пришел в избу на болоте и сразу заметил, что хозяек дома что-то угнетает. Он спросил Олесю о причине их подавленного настроения. Девушка не хотела рассказывать об этом, но старуха, надеясь, что барин сможет помочь, поведала ему свою беду.

Как оказалось, домишко, который они занимали, принадлежал помещику. А теперь помещик продал землю, на которой стояла хибарка, болото решили осушать и бабушке с внучкой урядник приказал срочно убираться из избушки.

Иван Тимофеевич обещал похлопотать перед урядником, хотя в успехе этого предприятия уверен не был.

Глава 8

Через два дня барин подкараулил урядника, проезжавшего в повозке мимо барского дома, и зазвал его к себе. За бутылкой вина Иван Тимофеевич стал убеждать урядника проявить участие в судьбе двух одиноких женщин. Сначала чиновник не хотел уступать, но через некоторое время, приняв в дар от молодого барина дорогое старинное ружье и выпросив пучок редиски, пообещал подумать.

Глава 9

Урядник на время отстал от Мануйлихи с внучкой, но отношение Олеси к барину сильно изменилось. Пропала искренность и веселье, девушка часто впадала в мрачную задумчивость. Она уже не хотела с ним гулять и беседовать. Ивана же все сильнее тянуло к девушке.

Однажды барин сильно заболел. Шесть дней он провел в лихорадке и горячечном бреду, но молодой организм победил болезнь.

Глава 10

Придя в избушку на курьих ножках после двухнедельного отсутствия, он вдруг осознал, как дорога ему Олеся. В ее лице он прочел любовь, тревогу за него, беспокойство его долгим отсутствием. Когда вечером барин уходил. Олеся вышла провожать его. Им не терпелось остаться наедине. Барин спросил, почему до его болезни девушка стала его избегать, она объяснила, что пыталась уйти от судьбы. Но теперь ей все равно – и она начала целовать барина. Иван отдался страсти и эта ночь стала ночью их любви.

Глава 11

Отношения между молодыми продолжались, и Иван все чаще думал о женитьбе на Олесе. К тому же приближался день его отъезда. Он сказал любимой о необходимости уезжать и предложил ей выйти замуж. Олеся долго говорила Ивану о том, что это невозможно, но потом, кажется, поверила, что она сможет навсегда остаться с ним.

Глава 12

Олеся решила пойти в церковь, в которой она никогда не бывала. Чтобы быть вместе с дорогим ей человеком, девушка решила изменить свой образ жизни. Но там ее ждала беда. Уже в церкви она почувствовала неодобрение окружающих, а когда вышла из храма, столпившиеся крестьян начали оскорблять и позорить «ведьму», а потом избивать. Отбиваясь, девушка, обещала им всяческие проклятья.

Глава 13

Узнав о случившемся несчастье, Иван прибежал в избушку Олеси. Девушка была сильно избита, но полна решимости. Она сказала, что им с бабушкой нужно срочно уезжать, и пора прощаться. Иван не мог понять, почему они должны расстаться. Олеся сказала, что это лучше сделать сейчас, пока она любима им, и не дожидаться, когда опостылеет Ивану.

Глава 14

Олеся с бабушкой тихо исчезли из Полесья, а через день и барин покинул эти места.

Эта повесть учит самоотверженной любви и умению принять верное решение.

Читать краткий пересказ Олеся Куприна

Барин Иван Тимофеевич на полгода уезжает из большого города и оказывается в глухой деревеньке Переброд, на окраине Волынского полесья. Молодой мужчина невыносимо скучает, не зная, чем себя занять. Все книжки, которые рассказчик взял с собой, он уже прочёл. Он пробовал заняться лечением местных жителей, но понял, что все их болезни – «ни есть, ни пить не можу» - совершенно не поддаются определению. Даже попытка обучить своего слугу Ярмолу грамоте окончилась неудачно.

За несколько месяцев тот смог выучить лишь буквы своей фамилии. Как бы то ни было, слуга привязался к Ивану, особенно за то, что барин, в отличие от остальной его семьи, не ругал того за пьянство. Единственным доступным развлечением для повествователя становится охота. Однажды начинается невообразимая метель, и тогда Ярмола рассказывает главному герою, что неподалёку обитает ведьма Майнулиха. Никто не знает, откуда она появилась, но за её злостные деяния жители выселили её за пределы села, и теперь она обитает в лесу в деревянной избушке.

Вскоре на улице теплеет, и герой со своим слугой отправляется на охоту. Заблудившись в лесу и разминувшись с Ярмолой, Иван Тимофеевич набредает на небольшую хижину, которую он принимает за сторожку лесничего. Войдя внутрь, он обнаруживает там старуху, внешне очень напоминающую ему Бабу Ягу, «как её изображает народный эпос». Майнулиха не рада приходу гостя, но становится доброжелательнее, когда главный герой достаёт четвертак и просит ему погадать. В середине гадания в домик заходит молодая девушка с тёмными волосами, внучка ведьмы Олеся. В отличие от своей бабушки девушка добродушно встречает гостя и показывает ему дорогу домой.

В первые дни весны мысли рассказчика постоянно возвращаются к Олесе. При первой же возможности Иван Тимофеевич отправляется к ведьме. Олеся приветливо встречает гостя, Майнулиха же вновь не рада его приходу. Он просит девушку погадать ему, и та признаётся, что уже раскидывала на него карты. В этом году его ждёт любовь с девушкой с тёмными волосами, но эта связь не принесёт им счастья: много горя будет той, что влюбится в него, её ждёт позор хуже смерти.

Чтобы доказать, что она и Майнулиха действительно обладают даром, она заживляет глубокую рану Ивана и заставляет спотыкаться, когда тот идёт за ней следом. Рассказчик пытается выведать, как ведьма появилась в Полесье, но девушка уклончиво отвечает, что бабушка не любит об этом говорить.

С тех пор герой часто наведывается к ведьмам. Майнулиха всё так же недружелюбно встречает своего гостя, но его подарки и поддержка Олеси понемногу успокаивают её. Иван и Олеся становятся всё ближе и дороже друг другу, а вот со слугой Ярмолой у барина отношения портятся – тот недоволен поведением Ивана Тимофеевича. Он отмечает, что ведьмы с опаской относятся к церквям и никогда в них не бывают.

В Олесе главному герою нравится не только красота, но и её свободолюбивая натура, живой ум и детская невинность, вместе с тем не лишённая лукавости прекрасной женщины. Она часто задаёт барину вопросы о других странах, об устройстве земли, о больших городах. Однако же мышление девушки всё так же окутано суевериями, она считает, что душа её уже продана дьяволу.

Однажды Иван, придя в гости, застаёт ведьм в дурном расположении духа. Местный урядник Евпсихий Африканович хочет выгнать женщин из дома, и грозит им ссылкой, если те не покинут хату в течение двадцати четырёх часов. Иван Тимофеевич предлагает свою помощь, и Майнулиха принимает её, хотя Олеся явно недовольна. Задобрив урядника подарками и угощениями, барину удаётся уговорить его не выселять ведьм из их жилища. Урядник оставляет женщин в покое.

Гордая Олеся сильно обижена и начинает избегать Ивана. Он на шесть дней исчезает, сражённый серьёзной и тяжелой болезнью. Набравшись сил, Иван Тимофеевич наконец встречается с девушкой и ему удаётся объясниться. Олеся признаётся, что своим поведением она пытается избежать предсказанной её же устами судьбы, но понимает, что все её попытки тщетны, и признаётся мужчине в любви. Иван отвечает ей взаимностью.

Между тем, время, отведённое на службу в Полесье, заканчивается, и повествователь вынужден возвращаться в город. Он решает сделать возлюбленной предложение. Девушка отказывается от женитьбы, предлагая просто отправиться за ним в город. Иван подозревает, что Олеся просто боится церкви и того, что Бог её не примет. Девушка ненароком интересуется, приятно ли было бы рассказчику, если бы она пришла к службе.

На следующий день после разговора наступает праздник святой Троицы, который выпадает как раз на день, когда, по народным поверьям, бывают знамения будущего неурожая. Именно в этот день Иван Тимофеевич отправляется в соседнее местечко по своим служебным делам. Проезжая среди людей, он замечает их бесцеремонные и враждебные взгляды. Услышав грубую и омерзительную фразу в свой адрес от пьяного мужика, барин галопом скачет к дому. В комнате рассказчика уже ждет конторщик соседнего имения Никита Назарыч. Он рассказывает Ивану, что после обедни в деревне произошёл скандал. Уже позже повествователь смог точно восстановить всю последовательность случившихся в тот день событий.

Олеся, желая порадовать возлюбленного, пришла к обедне, но опоздала и успела лишь к середине службы. Всё время она стояла в сенях, но даже так её появление взволновало местных баб: они всё время оглядывались и шептались. Девушка всё же нашла в себе силы достоять службу до конца. Однако стоило ей выйти, у ограды уже ждала толпа баб, все ближе и ближе подходившая к девушке. Сначала они молча рассматривали испуганную Олесю, а затем начали отпускать насмешки, грубые слова и ругательства. Ведьма несколько раз пыталась вырваться из круга, но её вновь и вновь отталкивали, пока кто-то с края не предложил вымазать её дёгтем. Известно, что даже измазанные дёгтем ворота дома, где живёт девушка, связаны с непереносимым для неё позором.

Разозлившись, Олеся бросилась на ближайшую из баб и сбила её с ног. Десятки тел смешались в общую массу, и ведьме чудом удалось выбраться из огромной кучи людей. Вслед ей летели камни, звучали смех и улюлюканье. Отбежав, девушка обернулась и крикнула:

Вы ещё наплачетесь досыта!

По словам очевидицы, эта фраза была произнесена с такой сильной ненавистью, что толпа сначала замолкла, а затем вновь принялась ругаться.

Иван Тимофеевич тотчас вскакивает на лошадь и бросается в лес. В избушке он застаёт Олесю в беспамятстве. Старуха со злостью отчитывает барина, обвиняя его в несчастье девушки. Придя в себя, ведьма успокаивает рассказчика, убеждая его, что она ни в чём никого не винит и сама ничего не боится, но сильно жалеет о своем проклятии, выкрикнутом со злости. Девушка понимает, что если в деревне случится какое несчастье, виноватыми жители сочтут Майнулиху и её внучку. Олеся обещает возлюбленному, что все воспоминания и переживания, связанные с отъездом ведьм, вскоре изгладятся в его памяти, и снова его жизнь будет легка и весела. Рассказчик чувствует, что девушка прощается с ним.

Над Перебродом бушует страшная гроза. Утром Ярмола советует барину поскорее уезжать. Град, случившийся за день до этого, уничтожил посевы у половины села, и многие жители злятся и бунтуют, обвиняя в своих несчастьях ведьму. Иван понимает, что предположения Олеси сбываются, и скачет к избушке предупредить её о надвигающейся опасности. Но хата уже пуста. Со слезами в сердце Иван Тимофеевич оглядывается в избушке, на полу которой лежат кучи сора и валяются тряпки. Уже собираясь уходить, он замечает на окне яркую вещь, явно оставленную нарочно. Она оказывается ниткой дешёвых ярко-красных бус, называемых в Полесье «кораллами» - единственным оставшимся от возлюбленной воспоминанием.

  • Краткое содержание Гоголь Нос

    Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору.

  • Краткое содержание Васек Трубачев и его товарищи Осеева

    Изначально в своем произведении Осеева рассказывает непростые, но одновременно веселые и полные надежд годы простых ребят.

  • Краткое содержание Олеся

    ­Повествование ведется от главного героя - барина Ивана Тимофеевича . Судьба на шесть месяцев забросила его в глухую деревню в Волынской губернии, где он выполнял свои служебные обязанности. В свободное время он охотился в Полесье и собирал народные легенды и предания. На охоту он, как правило, ходил вместе с местным жителем Ярмолой , который рассказывал ему об обычаях и нравах этой области. От нечего делать он обучал парня грамоте, но тот был не самым способным учеником.

    Именно от Ярмолы Иван Тимофеевич узнал, что в деревне в верстах десяти от его дома живет настоящая ведьма по имени Мануйлиха . За свои колдовские деяния она была выселена за пределы села. Вскоре представилась такая возможность познакомиться с ней. С наступлением теплоты Иван Тимофеевич отправился с Ярмолой на охоту и заблудился. В лесу он наткнулся на странную хату, как он полагал лесника. Но внутри он обнаружил только старуху со всеми чертами настоящей ведьмы. Она сначала неприветливо встречала гостя, но, увидев серебряный четвертак, согласилась погадать незнакомцу. В самый разгар гадания она стала выпроваживать Ивана Тимофеевича, но в дом зашла внучка старухи.

    Это была красивая темноволосая девушка лет двадцати-двадцати пяти приветливого и спокойного нрава. Она представилась Олесей и отправилась провожать гостя домой. На просьбу Ивана Тимофеевича навещать их иногда, она ответила утвердительно. Он ей показался добрым человеком. Все первые весенние дни герой думал об Олесе. Как только погода улучшилась, он отправился в гости к колдунье. Ярмола осуждал его. По его мнению, ходить к ведьмам это грех, но Ивана Тимофеевича это не остановило.

    Как и в первый раз Мануйлиха была неприветлива, а ее внучка, наоборот, радостно встречала гостя. На просьбу погадать ему, Олеся ответила, что уже один раз раскидывала на него карты. Его ждала большая любовь в этом году со стороны трефовой, а значит темноволосой дамы. Однако, сам Иван Тимофеевич принесет этой девушке много горя и даже позор. Провожая гостя, Олеся рассказала, что они с бабушкой наделены особым даром гадания и колдовства. Когда он спросил, откуда они пришли в Полесье, она предпочла не отвечать, так как ее бабушка не любит говорить о своем прошлом.

    Иван Тимофеевич всерьез увлекся Олесей. Ему нравился не только ее внешний облик, но и самобытная натура. Он часто спорил с ней, пытаясь найти научное объяснение ее сверхъестественным способностям, но, несмотря на все разногласия, между ними возникла глубокая симпатия и привязанность. Он стал частым гостем в доме Мануйлихи. Старуха этому была не особо рада, но подарки гостя и уговоры внучки сделали свое дело. С Ярмолой барин совсем разругался, из-за того, что тому не нравились обе ведьмы. Ему также не нравилось, что они боятся церкви.

    Однажды, во время своего очередного визита, Иван Тимофеевич застал Олесю с бабушкой в расстроенных чувствах. Как оказалось, местный урядник велел им уезжать из Полесья, пригрозив пустить по этапу за непослушание. Несмотря на Олесины попытки переубедить его, он вызвался разрешить эту ситуацию. Иван отправился к уряднику Евпсихию Африкановичу и задобрил его дорогими подарками. Тот обещал оставить женщин в покое. После этого, Иван Тимофеевич понял, как сильно влюблен в Олесю, но она стала его избегать.

    Две недели он провел в лихорадке, затем решил объясниться с ней. Она честно призналась, что тоже его любит, но хочет уйти от судьбы. Ведь по ее гаданию, она будет сильно опозорена из-за любви в нему. Несмотря на дурные предчувствия и недовольство бабушки, которая уговаривала Олесю больше не встречаться с их гостем, отношения молодых развивались и дальше. К тому времени служба Ивана в Волынской губернии подходила к концу и он решил жениться на Олесе и взять ее с собой. Вначале она отказывалась, говорила, что не хочет мешать карьере молодого барина. Она готова была и без женитьбы следовать за ним куда угодно. Тогда у героя возникло подозрение, не избегает ли его любимая похода в церковь. Но ради него она готова была перебороть и это суеверие.

    Спустя пару дней, до Ивана дошла неприятная весть. Олеся, видимо, желая сделать ему приятное, пошла в церковь. Несмотря на косые взгляды прихожан, она достояла до конца обедни. На улице собрались недовольные люди, желающие побить и вымазать «ведьму» дегтем. Девушке еле удалось вырваться из толпы, но ей вслед полетели камни. Тогда она остановилась и пригрозила им, что они еще наплачутся за это. Едва услышав это, Иван помчался к Мануйлихе. Та уже проклинала его за несчастья, выпавшие на их долю, а Олеся лежала без памяти, избитая деревенскими бабами. Когда она пришла в себя, то сказала, что им нельзя здесь оставаться. Они с бабушкой должны уехать, иначе, если что-нибудь произойдет в деревне, все подумают, что это они наслали проклятья.

    Иван сожалел о том, что не смог ее защитить и просил не оставлять его, но Олеся была убеждена в том, что им пора исчезнуть. Она даже не сообщила ему точной даты своего отъезда. На прощание она лишь сказала, что сожалеет, что у нее нет от него ребенка. На село ночью обрушился разрушительный град и люди были недовольны. Теперь они злились не только на Мануйлиху с внучкой, но и на Ивана. Об этом его наутро пришел известить Ярмола. Когда Иван помчался известить любимую о грозящей опасности, изба Мануйлихи была уже пуста. Никого и ничего там не осталось, кроме Олесиных красных бус, напоминающих о ее великодушной любви.

    Марина Цветаева – это очень неординарный русский поэт, творчество которого отличается экспрессивностью и эмоциональностью. Во всех ее стихотворениях прослеживается любовь к истине и свободе – в этом Цветаева во многом напоминает Александра Блока, влияние которого прослеживается во многих ее произведениях.

    Цветаева и Блок не были лично знакомы, но известно, что поэтесса преклонялась перед гением Серебряного века. В ее творчестве имеется немало произведений, посвященных Блоку. Одно из них – «Имя твое – птица в руке…»

    Образ Блока в этом стихотворении символизирует не просто поэта-мистика, произведения которого пронизаны символизмом. Блок предстает как недосягаемый образец для подражания, кумир, которого Цветаева буквально обожествляет. В произведении рассматривается тема поэта и его творчества. И из него несложно заключить, что Цветаева буквально трепещет перед именем Блока. По сути, все произведение и представляет собой «игру» с фамилией поэта. Цветаева рассматривает его звучание и ассоциации, которые с ним возникают, так что у читателей появляется вполне реальная картина ощущений, причем не только зрительных и слуховых, но еще и вкусовых, и осязательных:

    — «мячик, пойманный на лету» — аналог тихого упругого звука;

    — «серебряный бубенец во рту» — звуковые и вкусовые ассоциации;

    — «камень, кинутый в тихий пруд» — глухое звучание слова «блок»;

    — «звонко щелкающий курок» — четкий звук;

    — «легкое щелканье ночных копыт» — глухой перестук.

    Создается ощущение, что поэтесса во всем окружающем слышит имя «Блок», причем в стихотворении прослеживается градация звуков от совсем тихого, как удар мячика, до громкого отчетливого. Кажется, что с каждой строчкой усиливается не только звук – нарастает и эмоциональный накал, который в конце стихотворения напоминает настоящий взрыв:

    Имя твое – ах, нельзя! –

    Имя твое – поцелуй в глаза…

    Цветаева использует троеточия, восклицательные знаки, тире, что призвано отразить сумбурность мыслей и чувств. Поэт для нее – не только возвышенная, но и как бы запретная тема. Последние шесть строчек отражают истинный характер стихотворения – трагический. А строчкой «С именем твоим – сон глубок» Цветаева вводит новую тему – одиночества и смерти.

    Поэтесса воспринимает Блока как что-то недостижимое и неуловимое, и для нее важен каждый звук его имени. Стихотворение создает впечатление, что предмет его – таинственный и холодный, а сама Цветаева как бы открывает нам самые сокровенные уголки души.

    В стихотворении три строфы, каждая из которых несет собственный смысл. Первая строфа рисует метафоричный образ поэта. Вторая построена на фонетических ассоциациях, а в третьей раскрывается отношение автора к поэту. Для своего произведения Цветаева выбрала смежную рифмовку, что позволяет наиболее точно отразить его эмоциональную насыщенность. Каждое тире как бы символизирует смысловую паузу. А анафора «имя твое» позволяет постоянно удерживать в уме ключевой образ стихотворения, наделяя его исключительными чертами.

    В целом произведение выглядит очень колоритным, насыщенным четко выписанными образами и многочисленными метафорами, олицетворениями. Все это позволяет не только на уровне различных ощущений почувствовать отношение Цветаевой к поэту, но и делает сам его образ более ярким и запоминающимся.

    Многие сходятся во мнении, что перед нами – великолепный пример суггестивной лирики, как бы вызывающей в читателе те же чувства, что испытывает по отношению к Блоку и его творчеству сам автор.

    Стихотворение «Имя твое – птица в руке…» считается одним из самых известных произведений Цветаевой. Его отличает глубина и искренность чувств, и оно неизменно оставляет большой эмоциональный след в душе читателя.