Как он должен реагировать на меня. Как научиться спокойно на все реагировать? Как реагировать на оскорбления и агрессию

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

https://сайт/wp-content/themes/blade/images/empty/thumbnail.jpg 150 150 Наталия Врублевская Наталия Врублевская https://secure.gravatar.com/avatar/cbf8a4c8147e50b6c1be7d1c5a9c41ef?s=96&d=blank&r=g 18.08.2014 18.08.2014

Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь.

Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно важно иметь тем людям, кому в силу профессии приходится много говорить. Как бы ни были полезны и интересны излагаемые ими сведения, они не будут восприняты слушателями, если говорящие сообщают их нечленораздельно, монотонно слабым невыразительным голосом. Не каждому повезло иметь от природы красивый по тембру мелодичный голос, но каждый при желании, сильной мотивации и настойчивости как с помощью специалистов, так и самостоятельно может улучшить свой голос, сделав его более благозвучным и выразительным.

Красивый голос отличается звучностью, мелодичностью, выразительностью, гибкостью, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, четкостью произношения слов, малой утомляемостью. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.
Дискомфортно слушать писклявый, гнусавый, сиплый, скрипучий, дрожащий, резкий, пронзительный, невнятный, монотонный, слишком громкий или тихий голос.
В большинстве случаев причинами неприятного голоса являются телесные и психологические зажимы, неправильное дыхание, недостаточная тренированность голосовых мышц, недостатки дикции, а также нездоровье.

Для того чтобы правильно оценить свой голос, наговорите какой-нибудь текст, например, прочитайте короткий рассказ или перескажите фильм в обычной свойственной вам манере общения, используя диктофон или любое другое средство аудио- и видеозаписи, а затем прослушайте запись.

Скорее всего, собственный голос покажется вам неузнаваемым. Это объясняется тем, что звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри, в результате мы слышим сочетание двух голосов: первый голос проходит через мягкие ткани лица и кости черепа, а второй, тот, что слышат все остальные – распространяется по воздуху. А звук в разных средах передается по-разному. Этим и объясняется несоответствие, которое так удивляет и в большинстве случаев вызывает недовольство и неприятие собственного голоса, когда слышишь его в записи. По этой же причине человек слышит сам себя не так, как окружающие, которые воспринимают его речь именно так, как он звучит на записи. Свой голос сами мы слышим значительно ниже, чем он кажется окружающим. Еще раз внимательно и критически прослушайте запись своего голоса и, учитывая собственные субъективные впечатления от него, сделайте вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, и если нужно, то от каких его неприятных качеств вы хотели бы избавиться.
Намереваясь самостоятельно улучшить звучание своего голоса, вы должны быть готовы к тому, что придется потратить несколько месяцев упорного труда, пока не появятся заметные улучшения. И лучшим помощником в этом вам будет какое-либо звукозаписывающее устройство, которое даст возможность контролировать результаты исправления голоса. Залог успеха - в коротких, но регулярных занятиях. Заниматься надо каждый день (лучше всего в одно и то же время) по 20-30 минут.

Работу по улучшению голоса нужно начинать с выработки правильной осанки и управления своим дыханием. Нарушения осанки приводят к нарушению функции органов дыхания. При хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть легким и свободным.

Существует множество упражнений, предназначенных для выработки правильной осанки. Начните с самых простых.

— К ровной стене без плинтусов встаньте спиной так, чтобы ее касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Голову держите прямо: линия подбородка должна быть параллельна полу. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит осанка правильная. Минуту постойте в таком положении и сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Мысленно представив, что стена прилипла к вашей спине и вы уносите ее с собой, походите по комнате — чем дольше, тем лучше.

— Положите на голову толстую книгу в твердой, но не глянцевой обложке и походите с этим грузом по комнате, балансируя руками. Попытайтесь сделать несколько приседаний или танцевальных па, стараясь не уронить книгу. Оба упражнения старайтесь выполнять как можно чаще.

— Во время ходьбы представляйте, будто к вашей макушке привязана нить, за которую кто-то тянет вас вверх, а к плечам – еще две нити, слегка отводящие их назад. В результате грудь распрямится, спина станет ровной, живот подтянется.

Правильное речевое дыхание

Следующий этап - освоение т. н. диафрагмального дыхания, которое позволяет получить приятный грудной голос, добиться его большей звучности и силы, выработать четкую и внятную речь. При диафрагмальном дыхании вдох и выдох совершаются в результате сокращения диафрагмы — самой длинной мышцы, разделяющей грудную и брюшную полости. Растягивая нижнюю часть легких, куда обычно не поступает кислород, диафрагма дает возможность дышать, говорить и петь, используя весь объем легких. Диафрагмальное дыхание создает необходимую опору звуку, помогает распределять выдох на равные порции, чтобы увеличить количество произносимых слов. В процессе дыхания живот на вдохе должен выпячиваться, а не втягиваться. Хорошо управляемое речевое дыхание отличается коротким, бесшумным вдохом и длительным, экономным, плавным, непрерывным выдохом. Соотношение длительности вдоха и выдоха должно составлять примерно 1:15 -1: 20. Очередной вдох надо делать по мере физической необходимости быстро и незаметно.
Научиться дышать с помощью диафрагмы помогает, к примеру, такое упражнение. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно и равномерно распределите нагрузку на них. Расслабьте руки, живот и нижнюю челюсть. Ноги немного согните в коленях. Расслабленные руки поднимите вперед и вверх, сделайте короткий вдох, затем сразу же бросьте руки вниз, одновременно слегка приседая. При этом сделайте выдох, произнося «У-уфф!» (или «Ух ты!», «Вот и все!», «Наконец-то!») так, как вы бы сделали, закончив тяжелую работу.

Освоив короткий выдох, постепенно удлиняйте его, медленнее произнося более длинные фразы и при этом глубже приседая. Старайтесь равномерно распределять объем выдоха на всю длину фразы. Произносить можно, к примеру, такие фразы: «Конец — делу венец», «Делу - время, потехе — час», «Тише едешь — дальше будешь» и т.д. Во время выдоха голос должен звучать максимально полно, не прерываясь.
Освоить диафрагмальное дыхание вы сможете, если будете регулярно произносить на одном выдохе, не добирая воздух , каждую строфу стихотворения в переводе С.Я.Маршака “Дом, который построил Джек” или скороговорку: «Как на горке, на пригорке, стояли 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т. д. (Интересно, сколько Егорок получится у вас на одном выдохе?).
Из существующих разнообразных дыхательных упражнений и приемов, помогающих добиться желаемого звучания голоса, особенно полезно применять парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, участвующие в образовании голоса.

Укрепить дыхание и улучшить звучание голоса можно, занимаясь пением. Дыхательную систему хорошо укрепляет надувание воздушных шариков. Для тренировки плавности выдоха рекомендуется также использовать губную гармошку. Глубоко вдохнув воздух, дуть в нее надо плавно, с одинаковой силой так, чтобы полностью освободить легкие. Это будет и дыхательной гимнастикой, и массажем гортани одновременно.

Внимание! Не следует выполнять дыхательные упражнения после еды.

Для того чтобы улучшить звучание голоса, нужно главным образом развивать такие его качества, как сила, тембр и гибкость. Регулярное выполнение упражнений для развития голоса в то же время дает и заметный оздоровительный эффект, благоприятно влияя на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышая интенсивность обменных процессов, а также устойчивость эмоционально-психического состояния.

Для развития силы голоса нужно тренировать умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Сила голоса зависит от объемности дыхания.
— Произносите один слог громче, другой - тише: ам-ом ум-эм ым-им.
— Произносите громко-тихо-громко следующие междометия: «ай - ай - ай», «ой - ой - ой», «эй - эй - эй».
— Имитируйте рычание собаки («р»), гудок парохода («у»), вой ветра («в»), жужжание пчелы («ж»), писк комара («з») и т.п., произнося звуки тише или громче в зависимости от степени удаления воображаемого объекта.
— Произнесите слоги с распевной интонацией в виде гаммы, то есть повышая тон звучания голоса при переходе к каждому следующему слогу, затем произнесите их в обратном порядке - сверху вниз: ма-мо-му-мэ-мы-ми.
Повторите каждое упражнение три раза, соблюдая правильную технику дыхания.

Тембр голоса больше всего зависит от индивидуальных свойств и строения голосовых связок, плотности их смыкания, объема и формы резонаторов и трахеи. На тембр оказывают влияние движения мышц, глотки, мягкого неба, губ, щек, языка, нижней челюсти. Изменить природный тембр голоса невозможно, но вполне реально с помощью упражнений обогатить и облагородить его, окрасив обертонами.

— Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею как можно дальше вперед, оставайтесь в этом положении несколько секунд. Затем, не запрокидывая голову и слегка опустив подбородок, оттяните шею до предела назад, оставайтесь в таком положении несколько секунд. До легкого утомления делайте плавные движения шеей вперед — назад, произнося при этом слова «вперед - назад».

— Открыв рот, высуньте язык как можно дальше вперед и вниз к подбородку, затем наклоните голову вниз. Потом поднимите язык вверх к носу и одновременно поднимите голову вверх, не запрокидывая ее и как можно сильнее вытягивая при этом шею. Повторите упражнение несколько раз.

— Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн» «бонн», «димм». Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь вибрации в области носа и верхней губы.

— Глубоко вдохните. На одном выдохе произносите сначала коротко, а затем протяжно один из слогов: мо-моо, му-муу, ми-мии, мэ-мээ.

— Встаньте прямо, сложив руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе длительно и протяжно произносите гласные «у» и «о». Затем на выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око»,«окно», «олово».

— Произнесите одно за другим слова «Галя» и «голубь» с мягким фрикативным (украинским) «г», при этом первое слово надо произнести, не напрягая горло, но напористо — так, чтобы звук шел словно прямо из живота, второе же слово нужно протяжно пропеть. Повторите 8 раз, записав на диктофон. Через неделю ежедневных упражнений сделайте новую запись, сравнив с первой.

— В течение 1 минуты пощелкайте языком, изображая цоканье копыт, при этом меняйте положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Обратите внимание на изменение окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. При выполнении упражнения можно использовать мелодию какой-либо песни.

— Откройте рот, зажмите нос пальцами. Дыша ртом, в течение 3-5 минут читайте любой текст.

— Опустите голову, прижав подбородок к груди, на выдохе глубоким голосом произносите «о-о-о» или «у-у-у», пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать по ней ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний. Упражнение помогает улучшить звучание грудных, низких звуков.

При разговоре человек звучанием своего голоса может выражать радость, удивление, сочувствие, просьбу, приказ, угрозу, презрение и т. п. Способность сознательно и без труда изменять интонацию в соответствии с содержанием произносимого называется гибкостью голоса. Интонации — это «подъемы» и «спуски» голоса, которые придают речи выразительность и эмоциональную окраску. Интонация может как кардинально поменять смысл сказанного, так и усилить впечатление от вашей речи.
Уместно вспомнить здесь высказывание Ираклия Андроникова: «Простое слово «здравствуйте» можно говорить ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов».
Чтобы речь была не монотонной, а яркой и интересной для восприятия, нужно с помощью простых упражнений обогатить ее новыми интонационными моделями. Для начала попробуйте произносить слова «да» и «нет» с разной интонацией (удивленно, бодро, неуверенно, испуганно, возмущенно и т. д.).

Включите диктофон и произнесите следующие фразы с предложенной интонацией:
— «Умница! Молодец!» (с восторгом, иронично, гневно).
— «Я этого никогда не забуду» (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
— «Вы поняли меня?» (доброжелательно, сухо, официально, с угрозой).
— «Я не могу здесь оставаться» (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
Прослушайте запись. Проанализируйте, удалось ли вам передать нужные эмоции при помощи интонации? Для этого упражнения можно использовать и любые другие высказывания.

— Несколько раз прочитайте вслух стихотворение или небольшой отрывок из пьесы, с каждым новым прочтением подбирая новые интонации.

— Руководствуясь принципом «слушать – слышать – воспроизводить», внимательно слушайте, как говорят радио- и телеведущие или артисты, анализируйте, с какой интонацией они произносят тот или иной текст, и повторяйте его за ними.

Чтобы ваша речь стала более выразительной, старайтесь мысленно представлять себе то, о чем вы говорите, однако избегайте при этом неестественности и театральности.

Упражнения для улучшения дикции

Человека даже с приятным голосом, но невнятной речью слушать очень трудно: приходится либо пропускать мимо ушей часть того, что он сообщает, либо переспрашивать много раз. Вот почему ясная и четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. Наиболее распространенные недостатки дикции — слишком торопливая «скомканная» речь, небрежное, неразборчивое произнесение звуков, проглатывание окончаний слов, речь «сквозь зубы» и т. п.

Скованные, зажатые или вялые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы, глотка, гортань) вызывают неясное, смазанное произношение звуков. В том числе и ударных гласных, в которых во многом проявляется качество голоса. По этой причине занятия по улучшению голоса должны дополняться упражнениями для устранения недостатков дикции. Следует заметить однако, что исправлять такие недостатки дикции, как картавость, шепелявость и гнусавость нужно с помощью логопеда. А вот избавиться от «каши во рту» вполне можно самостоятельно. Для этого надо

* выполнять артикуляционную гимнастику , контролируя правильность выполнения движений при помощи зеркала:

Нижней челюстью медленно и мягко совершайте движения влево и вправо, вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

— Плотно сжав зубы, растяните губы в улыбке, затем вытяните их трубочкой, повторите 5 раз, закончив улыбкой.

— Как можно сильнее надуйте щеки, затем резко выпустите воздух. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта. Повторите так несколько раз.

— Высунув язык, делайте им движения влево, вправо, вверх, вниз, описывайте им круги слева направо, затем справа налево, после этого описывайте им восьмерки или другие цифры.

Выберите пять простых скороговорок, сначала проговаривайте их медленно, утрированно четко произнося все гласные и согласные, затем постепенно ускоряйте темп. Когда вы будете читать их легко и свободно, выберите следующие пять, посложнее и т. д. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон, чтобы заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

Не открывая рта, гортанью и языком выполняйте все необходимые движения, как при обычном произнесении звуков. В результате будут получаться мычащие, не похожие на произносимые звуки. Не смущайтесь, так и должно быть. Если в течение 5-10 минут вы будете произносить с закрытым ртом какую-нибудь фразу, то через некоторое время осознаете, что она понятна окружающим. Это сложное, но очень эффективное упражнение.

Приведенные в статье упражнения являются лишь начальными этапом работы над голосом. Но если их выполнять регулярно, то даже не очень красивый и слабый голос можно развить, укрепить и сделать благозвучным и выразительным.

    https://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь. Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно […]