Анализ «Снег идет» Пастернак. Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт. Анализ стихотворения пастернака снег идет

К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы - не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю.Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы - самостоятельное постижение художественного произведения.

Горе мне, раввин, ты такой великий учитель, ты возьмешь мои деньги. Чтобы поймать его в игре, Куза говорит ему. Раввин отказывается, но у него ничего нет, и игра начинается. «Скажи мне, Сова, какая была битва в Калугарени?». Я не знаю, - говорит раввин, - тысяча лей.

Пошли, настала твоя очередь, - сказал Куза. Раввин думает на мгновение и спрашивает. Что на вашей спине желтое, зеленое на животе, есть раки, свист и полет ночью? Похвала продолжается, выходит на проходе фургона, возвращается в купе. Вскоре он считает сто тысяч раввинов и спрашивает.

Ну, теперь скажи мне, что на твоей спине желто, зеленая на животе, ела раков, свистела и летала ночью? Михай Эминеску, в Вене, вместе с Иоанном Славичи и другими румынскими друзьями. Поскольку они были глупы с их финансами, они не позволяли себе пойти в паб.

В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б.Л. Пастернака я предложила ученикам письменную работу «Время и пространство в стихотворении Пастернака “Снег идёт”». Большинство ребят с заданием справились, проявив умение внимательно вчитываться в художественный текст, выделять в нём главное. Любое литературное произведение несёт сведения о художественном пространстве, организованном особым образом, и временных связях. “Основой художественного мира является хронотоп, координаты которого - время и место - часто указываются в названии произведений... Это могут быть циклические координаты, в частности, название времени года. Также в заглавии могут быть обозначены и «точки» на временной оси, и целые «отрезки»... Автор, фокусируя внимание читателя на определённом временном промежутке, стремится передать и суть бытия...” (Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение). В данном стихотворении акцент сделан на пространственной и временной интерпретации. Произведение продолжает лирическую традицию русской поэзии, и прежде всего на память приходят «Бесы» А.С. Пушкина. Подробно говорить об этом не имеет смысла, поэтому отметим основные параллели: как и в стихотворении Пушкина, у Пастернака “всё в смятеньи”; движение круговое - через синтаксис; пространство “метельно”, “вьюжно”, непроницаемо для зрения; один стихотворный размер - четырёхстопный хорей; заблудиться в пространстве - значит заблудиться и во времени. По замечанию В.С. Франка, “у каждого поэта есть свой элемент: снежная вьюга - у Блока, земля - у Есенина. Родной элемент Пастернака - текущая вода...” Вода как воплощение однообразного могучего движения, вода в форме атмосферных осадков: дождь - это живая вода, снег - вода мёртвая. В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется...» снег окончательно завладевает территорией.

Несколько удивленный благодарностью поэта, друзья не комментируют что-либо, связанное с предметом, но они просто портят куски. В какой-то момент Эминеску покидает стол. После возвращения партия продолжается, и в конце записка выплачивается, как было определено: Эминеску. Победителем стал композитор Эдуард Хюбш с пьесой «Триумфальное болото и получение флага и Его Величество принц».

Почти 20 лет спустя поэт Василе Александри написал «Царский гимн», который стал государственным гимном Румынии, впервые преподававшийся в его соглашениях, был услышан в Румынии до тех пор, пока. В коммунистический период было исполнено несколько гимнов.

С первой же строфы стихотворения «Снег идёт» пространство расширяется по вертикали и по горизонтали.

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Всё живое устремлено вверх - к бесконечности, где “всё пускается в полёт”, и поэтому нельзя ограничить это движение ни пространственными, ни временными преградами.

Гимн, за которым последовали поэты, Эуген Фрунзэ и Дэн Дешли, последовал: «Мы восхваляем Румынию». Лирика нынешнего государственного гимна Румынии принадлежит Андрею Мурешану, романтическому поэту, журналисту, переводчику, настоящей трибуне эпохи Революции музыки, написанной известным народным поэтом и коллекционером Антоном Панном.

Караджиал слушал роман, написанный Кармен Сильвой, и в этом романе - «Месть» - бушующий лунный свет на лезвии ножа, поднятого над жертвой, открыл широкую лирическую скобку, которую Карагиале, скучающий по послушанию, нетерпеливо ступил.

Гимн, за которым последовали поэты, Эуген Фрунзэ и Дэн Дешли, последовал: «Мы восхваляем Румынию». Лирика нынешнего государственного гимна Румынии принадлежит Андрею Мурешану, романтическому поэту, журналисту, переводчику, настоящей трибуне эпохи Революции музыки, написанной известным народным поэтом и коллекционером Антоном Панном.

Можно ли определить время в стихотворении? Кажется, это совсем просто: время года, бесспорно, зима. Но вместе со снегом происходит движение времени: “Может быть, проходит время? // Может быть, за годом год // Следует, как снег идёт...” В то же время есть в стихотворении указания на реальные праздники (святки, Новый год), что делает ритмичность, периодичность времени не абстрактным, а близким и родным человеку. Прежде всего цикличность времени прослеживается через рефрен “снег идёт”. Кроме этого, все глаголы в стихотворении - в форме настоящего времени, здесь соблюдается формально-грамматический принцип повествовательности. Может показаться, что автор “схватил” момент настоящего. Особенно это заметно в первом катрене. Но основное событие - снегопад - растягивается во времени. Так создаётся впечатление, что событие уже совершилось: оно относится и к прошлому, и к будущему. “Святки”, “промежуток краткий”, “Новый год” - всё это в одной строфе. Действительно, “есть только миг между прошлым и будущим - // Именно он называется жизнь”. Вечность сочетается с мимолётностью, и создаётся ощущение гармонии.

Пространство в стихотворении циклично расширяется. Всё как будто выходит за пределы и стремится к какой-то одной точке, всё земное пытается обрести максимальную свободу, “чёрной лестницы ступени” ведут вверх, а небо, наоборот, спускается на землю. В каждой строфе как бы два разнонаправленных движения: и вниз, и вверх, и по вертикали, и по горизонтали.

В самом названии стихотворения содержится указание на мотив движения: “снег идёт”. Время и пространство соединены в одно целое: во-первых, “снег идёт” - снегопад - вертикальное пространство, антитеза: небо–земля (или их соединение?). Кроме этого, в названии стихотворения есть указание на то, что события происходят в настоящее время, и на то, что этот процесс непрерывен (“идёт”). И это становится символом времени, которое нельзя остановить ни на мгновение. Его не замечаешь в данный момент, но, оглянувшись в прошлое, задумываешься о быстротечности времени. Итак, в центре стихотворения - движение, вечное и непрерывное, и “снег” становится символом перемен, быстротечности времени, цикличности жизни. Это стихотворение-“карусель”. “Снег” стирает пространственные и временные границы: “Снег идёт, и всё в смятеньи, // Всё пускается в полёт...” За счёт такого бурного движения пространство заполняется и становится густым, почти материализуется: “Снег идёт, густой-густой”. Но эта “густота” в то же время размывает видимые, чёткие очертания предметов, вследствие чего пространство становится неопределённым, иллюзорным. Небо сливается с землёй (“Сходит наземь небосвод”) через снегопад, и происходит встречное движение. Вот что об этом пишут учащиеся (привожу фрагменты их работ).

“Снег переворачивает всё с ног на голову, вносит в жизнь беспорядок и хаос. Но в то же время он является объединяющей силой земли и неба, «горизонтали» и «вертикали».

А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

А пространство в стихотворении бесконечное. Это и ширь небосвода, и звёзды в буране, и перекрёстка поворот. Неопределённость - и в движении пространства: оно то сужается до размеров лестничной площадки, то расширяется до небосвода. И эта бесконечность пространства не только даёт ощущение свободы, но и будет существовать вечно, значит, и времени определённого нет и не будет. Время и пространство органично связаны, неразрывны. Человека «закруживает» жизнь” (Олеся С.).

“Пастернак изображает движение, вечное и непрерывное. «Снег идёт, снег идёт» - рефрен стихотворения. Так же идёт жизнь, идёт время... Автор подводит читателя к восприятию мира как части космоса, глобальной системы.

Сходит наземь небосвод...
Сходит небо с чердака.

Границы реального мира стираются. Пространство безграничное, необъятное. Но в то же время поэту дороги мелкие детали земной жизни; цветы герани, лестницы ступени... И жизнь человека в этом необычном пространстве и глобальна, и значима - на уровне вселенной, и «опущена» до бытового уровня. Жизнь эта органично вписывается и в скоротечное время: «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» Время у Пастернака тоже космическое, как и пространство, и тоже «перемалывает» мелкие, бытовые события” (Женя Г .).

Во второй части стихотворения движение в пространстве отступает на второй план, важнейшими становятся философские мысли о времени. Над снегопадом лирический герой избавляется от “смятенья”, получает возможность посмотреть на обыденные вещи иными глазами. Поэтому-то, оторвавшись от суеты, от всего земного, он приходит к мысли о том, что всё в мире, в природе относительно, что скорость времени можно чувствовать по-разному: для одних оно летит, для других неторопливо тянется. Для “убелённого пешехода” это “смятенье”, снегопад; круговорот, сиюминутное восприятие мира, жизни, а для лирического героя время иное.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Время скоротечно и необратимо. Важно, чтобы жизнь человека органически вписалась в это время, “успела” за ним: “В ногу с ним, стопами теми...”

Интересно объяснила это одна из учениц: “На лирического героя похожи цветы герани, которые тянутся «к белым звёздочкам», пытаясь преодолеть «буран» и выйти «за оконный переплёт». Таким препятствием для героя становится «перекрёстка поворот». Когда вокруг «смятенье» и «всё пускается в полёт», трудно выбрать нужное направление, находясь на перекрёстке. И только поднявшись над землёй вместе с бураном, закружившись в снегопаде, лирический герой смог иначе взглянуть на время, чего было не дано «убелённому пешеходу»” (Оля К.).

В этом стихотворении прослеживается одна из характерных черт поэтики Пастернака - умение одновременно видеть жизнь в подробностях и схватывать общий план, смешение быта и бытия, сочетание мелкого, конкретного и бесконечного (в пространстве), сиюминутного и вечного (во времени).

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани...

А в заплатанном салопе
Сходит небо с чердака.

Обыденное, каждодневное имеет для автора значение вечного, общечеловеческого. По замечанию одной ученицы, “автор создаёт картину мироздания, через простые, обыденные явления выходит во вселенную, через предчувствие Нового года говорит о вечности. Небольшое событие - снег идёт - становится очень важным. Это наша жизнь” (Лида П. ).

И ещё фрагмент ученической работы.

“Ход времени в стихотворении неумолим. Его нельзя ограничить ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Здесь какое-то особое свойство времени.

В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Этот риторический вопрос даёт возможность каждому ответить на него по-своему” (Саша Б. ).

Итак, “снег идёт, и в ногу с ним... проходит время”. Так вечно падающий снег связывает небо и землю, миг и вечность, так неразрывно соединяются время и пространство, становятся гармоничным целым: “...всё в смятеньи”, “всё пускается в полёт”...

«Снег идет» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Снег идет », вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему - снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике . В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени .

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» . Чудесное, за вораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе - ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения» , идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка» , который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени - относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?» . Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет» , становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий» , святки , Новый год ), и есть вечное движение времени - «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год» . Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы ) и бесконечное (небосвод, бег времени ). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха . Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф - четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки - охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств : метафор (к белым звездочкам в буране ), сравнений (словно с видом чудака ), олицетворений (сходит наземь небосвод ), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе ).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи . Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть» , акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой» ) и антитезу (белый снег - черной лестницы ступени ).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.