Какие проблемы в повести. Нравственные и социальные проблемы в повести куприна. Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Королькова Елена Викторовна
Учебное заведение: МБОУ Школа №7 имени Береста А.П.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-26 Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Королькова Елена Викторовна Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику.

Просмотреть свитедельство о публикации

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Решаемые учебные проблемы:

цели для учителя:

Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи для учеников:

Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.

Результаты обученности школьников на этом уроке:

Личностные:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные:

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Форма организации деятельности учащихся: аналити­ческая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.

Основные виды деятельности учителя: организация по­исковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

ХОД УРОКА

Предтекстовой фрагмент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей?(Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».(Запишите тему урока.)
Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик : Над проблемой отношения детей и родителей(Запишем её в тетрадь.)
Учитель: Произведение называется «Станционный смотритель».
— Как вы понимаете смысл названия?
— Что такое станция во времена Пушкина?

Ученик : Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель: -Кого называли смотрителями?
Ученик: Смотритель – начальник почтовой станции.
. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Ученик: «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель: Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык.Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.
Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком.
— В каком значении употреблено это слово?
— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
Ученик: Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.(записать в тетрадь)

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Ученик: Минский

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (смятые ассигнации)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой — человек обыкновенный, чиновник низшего класса, сумевший вызвать сочувствие читателя.

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель : Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

ченик : Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ученики: Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

— Что изменилось в этом портрете? (

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Произносит вслух слова- старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)
Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.
— А сам смотритель остался прежним или изменился?(Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)
— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Ученик: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик: «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель: — Что происходит в Петербурге?
Ученик: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик : Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.

Учитель : Как смотритель относится к дочке?

Ученик : С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»

Учитель : Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.Что он увидел?
Ученик : Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель : Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель : Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

Проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель : — Похожи ли эти истории?

Ученик: И да, и нет.

Учитель : Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Ученик: Проблему ответственности за свои поступки.Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель : — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Ученик:

Учитель : — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Заключение.

Подведение итогов.

Выводы записаны на доске:

5) о счастье и любви…

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Ученик: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.


Заключение.

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

1) о проблеме «маленького человека»;

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

Ученик: Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.

Учитель: – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Ученик: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
или
2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» . .

Пояснение.

2.1. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В самом названии «Капитанская дочка» содержится соединение двух миров: частного и общего. Повествование облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши - капитанской дочки, Гринева - дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки - дочери капитана Миронова.

2.2. Как в стихотворениях Н. А. Некрасова представлены картины жизни народа?

Тема народных страданий и социального неравенства - ведущая тема творчества Некрасова. В его произведениях народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему.

В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» - одно из самых драматичных своих произведений. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, - описанию сна одного из участников повествования.

Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

2.3. Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

В духе сентиментализма написано произведение Н.М.Карамзина «Бедна Лиза». Типичным проявлением сентиментализма в повести является отражение позиции про-свещенного дворянина, сочувствующего горестям простого человека: с этой точки зрения довольно демократичны для своего времени слова автора, звучащие в повести: «и крестьянки любить умеют». Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. Лиза добрая, честная, открытая, способна любить самозабвенно, отдаваясь чувству без остатка, она любит всем своим существом, растворившись в этой любви.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений, которые находит в отношениях с Лизой. Но он не способен на глубокие чувства, поэтому, как не мучительно для него понимание его «преступления» по отношению к Лизе, он бросает ее.

Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

2.4. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Софья - натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь. Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума...», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и литературное произведениетическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью»и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок» Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью «Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы». Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автор произведенияа не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор произведения резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор произведения в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: «они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются «подвести под одну гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит. Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружно гаркали, что они «точно так, всем довольны». Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом: – Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такую объявлю претензию!» Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются сисПример сочинениятическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на отдых. Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это рабы-крепостные. Армейская сисПример сочинения разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я, барин, больше… Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит… Где взять? … Ох, Господи, Господи!» Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой произведения повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он «точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое «взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него). Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Я также близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории. Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автор произведенияа к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографичная. Ромашов- «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, т. к. они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н.Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и автор произведенияский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого - приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, литературное произведениетическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

    / / / Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

    В произведении Карамзина «Бедная Лиза» автором подняты нравственные проблемы, которые с каждым годом становятся лишь актуальнее. Рыночные отношения между мужчиной и женщиной, бесконтрольные половые связи, брак по расчету и прочие отклонения от морали становятся уже не исключением, а нормой жизни.

    Несомненно, многие писатели современности неоднократно привлекали внимания общественности через свои произведения. Карамзин не стал исключением. Автор показал, чем может закончиться история, когда человек идет в разрез со своей совестью, моралью, ценностями.

    Непорочная, но бедная девушка , влюбляется в состоятельного Эраста. Тот же в свою очередь не упускает момент и склоняет ее к половым отношениям, после чего, она ему становится не интересной. Казалась бы в сюжете не заложено ничего нового, однако, автор наделяет Эраста неким «благородством». На протяжении всей повести молодой человек помогает девушке и ее больной матери, тем самым покупая и усыпляя их бдительность. Мужчина привык, что деньги в его жизни, как в прочем и в жизни других людей, играют немаловажную роль. Поэтому он с самого начала выстраивает некие «рыночные отношения».

    Однако, сама Лиза, воспитанная в строгости и скромности, не поддается на провокации. Для нее не представляет интерес финансовое благополучие, если оно будет идти в разрез с ее моральными взглядами. Девушка испытывает к Эрасту самые настоящие неподкупные чувства, поэтому, она не смогла пережить предательство мужчины и решилась на отчаянный шаг. Возможно, к этому шагу ее подтолкнуло еще больше и то обстоятельство, что «возлюбленный» напоследок решил финансово «отблагодарить» ее. Он не понимал, что боль, которую принес девушке , не смогли заглушить никакие «откупные».

    Что же касается мужчины, то для него главным жизненным показателем является не совесть и честь, а именно деньги и власть. Молодому человеку, абсолютно не важно, каким образом они придут в его жизнь. Поэтому, когда из-за проигрыша в карты, у него случаются финансовые трудности, он быстро приходит к решению жениться на богатой вдове. Его не смущало в этом действии ни отсутствие чувств к данной женщине, ни бедная и влюбленная Лиза, которая явно не была готова к предательству такого рода.

    Мать Лизы, всячески оберегавшая ее благодетель, не смогла пережить такого позора. Для женщины, «поруганная» честь дочери стало такой же трагедией, как и для Лизы, предательство Эраста.

    Однако мужчина в этой пьесе является отнюдь не отрицательным персонажем. Он пытался измениться, старался отойти от светских норм и стандартов. Лиза вдохновляла его, пока оставалась невинной душой и телом. И все же у него ничего не получилось. Привычка покупать все и всех, а в нужный момент и самому «сдаться» за деньги, принесла в его жизнь страдание на долгие годы.

    Общество, живущее по таким многовековым «шаблонам», никогда не сможет стать по настоящему счастливым и свободным. Именно это и хотел донести Карамзин до читателя.