Концентрация и распределение внимания. Сосредоточенное и распределённое внимание. б) постановка цели деятельности

Человек не рождается беспомощным и ничего не способным делать. Просто его организм после рождения еще недостаточно сформирован, чтобы быть способным выполнять все базовые действия, которые свойственны всем людям. Инстинкты – это базовые поступки, которые совершаются абсолютно всеми людьми. Чтобы понимать, что это такое, как влияют на нашу жизнь и какие примеры можно привести, интернет-журнал сайт рассмотрит данную тему.

Абсолютно все люди рождаются с инстинктами. Это безусловные рефлексы, которые проявляются у всех живых существ и выполняют важные функции. Среди всех видов инстинктов самыми главными считаются чувство самосохранения и размножения. Стремление сохранить свою жизнь проявляется с первых минут жизни. Ребенок кричит, плачет, чтобы его накормили, пригрели, убаюкали и т. д.

По мере того как организм человека крепнет и становится самостоятельно функционирующим, ребенок все больше подвергается инстинктам. Ярким примером можно привести способность педиатров рассказать родителям, на каком месяце своей жизни что должен делать ребенок, чтобы считать его нормально развивающимся. Все дети в течение первых лет жизни живут на уровне инстинктов, которые диктуют им, как они будут развиваться, что делать, как реагировать, как будут действовать их организмы и пр.

Однако инстинкты – это не все, на чем базируется жизнь человека, иначе бы люди не отличались бы от животного мира. Если животные действуют на уровне инстинктов, то люди по мере своего развития и роста обретают условные рефлексы – это определенные навыки, которые требуют обучения и закрепления для их совершения. Люди с этими навыками не рождаются. Если человека им не обучить, то он не сможет их выполнять. Однако по мере воспитания инстинкты все больше отходят на второй план, уступая место условным рефлексам.

Инстинкты невозможно подавить или полностью от них избавиться. Однако человек способен себя вовремя останавливать и контролировать. Если осуществлять контроль над собственными действиями, тогда инстинкты не смогут проявиться в полную силу. Человек будет испытывать инстинктивные переживания и проявления (например, учащенное сердцебиение или потоотделение), однако может контролировать свои поступки.

Инстинкты обычно срабатывают в экстренной и угрожающей жизни человеку опасности. Примером можно назвать нападение собаки, от которой человек хочет убежать или отбивается камнями, отдергивание руки от горячего чайника (навряд ли кому-то удастся этого не сделать, если только у человека нет нарушений в восприятии анализаторами или обработке поступающей информации мозгом).

Инстинкты всегда в полную меру срабатывают, когда человек себя не контролирует. Однако здесь следует отличать автоматически наработанные действия и инстинкты. То, что человек не задумывается над тем, что нужно поднять руку, чтобы включить свет в комнате, еще не делает его действия инстинктивными.

Инстинктам человека не нужно обучать, он уже ими обладает и подчиняется, если не пытается остановить свои действия. Автоматическим условным рефлексам и прочему поведению человек должен обучиться, чтобы его совершить.

Что такое инстинкты?

Под инстинктами понимаются автоматические обусловленные действия, которые даются всем людям с самого рождения и не требуют их сознательного контроля. В основном инстинкты направлены на выживание индивида и сохранение своего рода. Таким образом, человек инстинктивно начинает искать пищу или воду, когда голоден или испытывает жажду, убегает от опасности или вступает в бой, когда ему угрожает опасность, вступает в половые связи с противоположным полом, чтобы получить потомство.

Однако психологи выделяют, что у человека существует намного больше инстинктов, нежели у животного мира. Человеческими инстинктами называют стремление к власти, доминированию, общению. Следует отметить, что самым главным инстинктом, который имеет множество видов своего проявления, является стремление к сохранению баланса. Так называемый гомеостаз – когда человек желает испытывать спокойствие и умиротворение – является одним из базовых стремлений.

Инстинкт – это не цель, как могут подумать некоторые люди. То, что человек сознательно чего-то желает и хочет достичь, не является инстинктом. Здесь человек просто обустраивает свою жизнь, которая и так может существовать, если он ничего не будет делать.

Следует отличать инстинкты от внутренних страхов, комплексов, чувств, которые развиваются в человеке по мере его жизни. Их еще называют приобретенными, или социальными страхами. К примеру, чувство вины – это наработанное качество, которое на подсознательном уровне воздействует на человека. Однако никто не рождается с чувством вины, его развивают в людях по мере их роста и развития.

Также следует выделить такие распространенные страхи, как:

  1. Боязнь быть непризнанным.
  2. Страх перед критикой.
  3. и пр.

Все это социальные страхи. Они больше связаны с психической гармонией человека, нежели с его выживанием.

Однако есть страхи, которые в некоторой степени можно отнести к инстинктивным. Так, страх перед акулами или пауками, страх высоты – эти страхи могут быть выработанными, однако они основываются на инстинкте самовыживания, когда человек в первую очередь должен заботиться о сохранности своего здоровья и жизни.

Инстинкты человека

Человек является сложно устроенным существом, что можно объяснить на примере трансформации и усложнения инстинктов по мере своей жизни. Человек рождается с биологическими потребностями, которые диктуют инстинкты – автоматические действия, направленные на удовлетворение потребностей организма. Однако человек живет в социуме, где существуют свои правила, нормы, традиции и прочие аспекты. Он подвергается воспитанию, обучению, воздействию, что позволяет инстинктам уходить на второй план.

Инстинкты не пропадают и не исчезают. Порой человек даже научается их останавливать, контролировать. По мере приобретения опыта и формирования своей жизни инстинкты человека трансформируются. Если вы замечаете неадекватно ведущего себя человека в стрессовой ситуации, значит, он пока не выработал механизма, который сдерживал бы его инстинктивное поведение. Однако есть индивиды, которые уже научились сохранять спокойствие в ситуациях, которые угрожают им смертью либо требуют оплодотворения (сексуального акта).

Таким образом, инстинкты человека никуда не исчезают, однако они начинают подчиняться определенным страхам, мировоззрению, условным рефлексам и даже социальным нормам, когда индивид научается вовремя включаться в процесс, чтобы затормозить свои инстинктивные действия и быстро их перевести на другие поступки.

Инстинкты даны абсолютно всем людям и сохраняются на всю жизнь. Их нельзя назвать ни хорошими, ни плохими. Инстинкты помогают человеку в первую очередь выживать, иначе бессмысленным становится его рождение и существование. С другой стороны, инстинктивные поступки зачастую считаются неприемлемыми в обществе, где разработаны свои законы и рамки поведения. Поэтому человек должен учиться контролировать свои инстинктивные порывы и переводить энергию на совершение приемлемых социумом действий.

Это и отличает человека от животных – сознательный контроль, когда инстинкты существуют и продолжают помогать человеку выживать. Однако индивид способен себя контролировать и не подчиняться инстинктивной энергии, если она неуместна в конкретном случае.

Виды инстинктов

Существует множество видов инстинктов:

  1. Инстинкт самосохранения – самый базовый и начальный. Каждый ребенок начинает плакать, если рядом нет матери или того человека, который о нем постоянно заботится. Если у человека со временем инстинкт самосохранения не угасает под влиянием общественного воспитания, тогда он становится осторожным, расчетливым. Азартные, рискованные люди совершают деструктивные поступки, когда прыгают с парашютом или лезут в клетки к хищным животным. В зависимости от степени инстинкта самосохранения, человек будет совершать те или иные действия.
  2. Продолжение рода. Данный инстинкт сначала проявляется на уровне желания, чтобы семья родителей оставалась целой, не разрушалась, а затем человек сам начинает желать создать свою семью и родить детей. Данный инстинкт тоже имеет разный уровень своего проявления. Есть люди, которые контролируют свои сексуальные желания и остаются верными своим единственным партнерам по браку, а есть лица, которые не хотят или не способны контролировать сексуальную похоть, поэтому заводят любовниц либо вообще не создают семей, чтобы иметь возможность совокупляться с большим количеством представителей противоположного пола.
  3. Исследование. По мере того как организм человека крепнет, он начинает изучать окружающий мир. Любопытство становится инстинктом, который направлен на изучение окружающего мира, желание его понять и начать с ним взаимодействовать, что также позволит ему гармонично жить, сохранять свою жизнь.
  4. Доминирование. Человек испытывает внутреннюю потребность обладать властью, вести за собой других людей, контролировать и управлять. Данный инстинкт проявляется у людей в разной степени.
  5. Независимость и свобода. Данные инстинкты тоже являются врожденными, когда каждый ребенок сопротивляется любой попытке его запеленать, ограничить в действиях или запретить. Взрослые люди тоже делают все, чтобы обрести максимальную свободу и независимость в том мире, в котором они вынуждены жить.
  6. . Данный инстинкт можно совместить с инстинктом исследования, поскольку человек сначала изучает окружающий мир, а потом начинает к нему адаптироваться, чтобы наработать такие навыки и сформировать такие знания, которые помогут ему эффективно выживать в имеющихся условиях.
  7. Коммуникативная. Человек может быть в одиночестве, однако он больше тяготеет к стадному существованию, когда можно пообщаться, вести совместные дела и решать проблемы за чужой счет.

Примеры инстинктов

Самыми яркими примерами инстинктов являются желание человека бежать или защищаться в ситуации опасности. Также практически все люди тем или иным образом желают продолжить свой род. Невозможно назвать инстинктами чувства, которые родители проявляют к своему ребенку, однако их наличие заставляет матерей и отцов заботиться о своем потомстве, пока оно не стало самостоятельным и независимым от них.

Социальными инстинктами, то есть теми, которые вырабатываются в течение жизни, можно назвать склонность к альтруизму и желание сохранить чувство собственного достоинства.

Итог

Инстинкты даются всем людям лишь с одной целью – сохранить человеческий род (сначала самого человека, а потом побудить размножаться и сохранять своих детенышей). Инстинкты с годами притупляются, поскольку человек научается ими управлять или вовремя останавливаться благодаря тем условным действиям, которые нарабатывает по мере жизни.

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки. Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением. Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами..

Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию. Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются. Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?

Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Также инстинкты являются основой для развития страхов. Если человек не совершает действия, поскольку это ему чем-то грозит, тогда он развивает в себе страхи.

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить. Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке. Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.

Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека. Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал. Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом. Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).

В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми. Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды. Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.

Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.

Переключение внимания заключается в произвольном перенесении ее направленности с одного объекта на другой. Умышленный характер отличает его от отвлечения внимания, когда человек меняет объект внимания непроизвольно. Физиологической основой переключения внимания является перемещение, подвижность очага оптимального возбуждения. Исследования свидетельствуют, что изменение внимания нередко происходит достаточно быстро, в течение секунды мы можем перевести внимание с одного объекта на другой 3-4 раза. Переключение облегчается при наличии связей между содержанием предшествующей и последующей деятельности, интереса к предстоящей деятельности, при условии не очень глубокого сосредоточения на предыдущей деятельности, наличия привычки переключать внимание, осознание важности другого задания. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания.

Переключая внимание, человек сознательно переходит с одного объекта на другой, от одного задания к другому, ставя перед собой цель заняться чем-то новым или передохнуть. Способность переключать внимание важна тогда, когда нужно быстро реагировать на изменения среды. Подобные ситуации характерны для ряда сложных разновидностей деятельности человека: они возникают в работе водителя автотранспорта, летчика, ткачихи, станочника, оператора систем наблюдения и управления, педагога и др. В таких профессиях от способности переключения внимания зависит успех выполнения трудового задания. Переключение внимания вызывается изменениями в окружающей среде. Например, водитель автомобиля переключает внимание с одного объекта на другой, изменяет свои действия по управлению автомобилем. Ускорение движения автомобиля определяет скорость переключения внимания, что вызывает перегрузку и усталость.

Переключение внимания - важное свойство личности, проявление ее способности владеть своим вниманием, которая помогает ей ориентироваться в окружающей действительности, быстро приступать к выполнению новых задач. Способность к переключению внимания вырабатывается в процессе практической деятельности. Нужно произведешь привычку переключать внимание в определенных условиях В школе необходимо так организовать процесс обучения, чтобы дети с самого начала получали задание, которое бы требовало переключения их внимания на учение. Надо следить, чтобы они полностью переключались на новый предмет деятельности, полностью выполняли его требования к деятельности Соблюдение разумного режима переключения внимания в процессе обучения имеет важное значение для гигиены умственного труда, выступает необходимым условием рационального режима труда и поддержание оптимального уровня работоспособности учащихся на уроках

Распределение внимания.

Распределение внимания заключается в том, что человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять два, а то и три вида деятельности Сложные виды деятельности требуют от человека выполнения одновременно нескольких видов деятельности; она вынуждена распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах и объектах, часто с разной степенью выраженности (Например, водитель автомобиля должен одновременно следить за дорожной ситуацией на каждый момент движения (по состоянию собственного автомобиля, встречного и попутного транспорта, поведением пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного полотна и др), следить за показаниями приборов (спидометра, приборов контроля за работой двигателя), управлять маневрами движения автомобиля, координируя действия с рулем и направляя автомобиль, муфтой сцепления, подачей топлива, коробкой перемены передач, тормозами и проч. Распределения внимания требует подавляющее большинство разновидностей профессионального труда Однако есть профессии, которые предъявляют повышенные требования к распределению внимания. Это учителя, операторы, рабочие-многостаночники, водители транспортных средств, регулировщики движения на дорогах и др.

Умение распределять внимание производится на практике. Главным условием успешного совмещения деятельностей является достаточное овладение человеком определенными видами деятельности. Успехи значительно возрастают, если выполнение одной или нескольких деятельностей более или менее автоматизировано и не наталкивается на серьезные препятствия. В таком случае основная деятельность приходится на нервные центры, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, тогда как дополнительные виды деятельности обеспечиваются напівзагальмованими нервными центрами. Дополнительные деятельности требуют меньше внимания к себе, потому что выполняются в значительной степени автоматизировано. Например, для инженера-конструктора, разрабатывающего новую конструкцию механизма, основной деятельностью является умственное решения проблем реализации своей идеи. На этом концентрируется все его внимание, решение последовательно продвигается от одного этапа к другому. В то же время, не отрываясь от главного замысла, он ведет записи, чертит отдельные детали, проводит простые вычисления, не задумываясь специально, как это сделаешь, потому что действия преимущественно автоматизированы. Эти дополнительные действия не только не мешают ему в творческой работе, но помогают создавать образ будущего прибора.

Однако почти невозможно распределять внимание в пределах одного анализатора: слушать две речи, слушать и читать. Если одна из деятельностей требует большой концентрации внимания, то распределение становится невозможным, ибо сосредоточение сознания на определенных объектах неизбежно связано с сужением его поля.

Разные жизненные ситуации требуют разных видов внимания, в то же время каждая из таких ситуаций может реализоваться с помощью различных видов внимания. Это касается прежде всего распределения и переключения внимания, но не всегда можно точно определишь, благодаря чему достигнут цели. Молодой учитель с подвижной нервной системой, который не имеет соответствующего опыта и умений, чаще пользуется переключением внимание, а опытный учитель преимущественно распределяет внимание. В определенных случаях один вид внимания легко переходит в другой, давая возможность достичь цели более рациональными способами.

Объем внимания.

Определяется тем количеством объектов, которое можно охватить вниманием в ограниченный отрезок времени. Нормативно этот отрезок времени в экспериментах на тахістоскопі равен 0,1 сек. Человек при этом воспринимает 4-6 объектов, не связанных между собой. Тренировка, развитие навыков чтения дают возможность воспринимать больший объем слов, хотя при этом возможно увеличение ошибок. Объем внимания связан со свойством ее концентрации и находится в обратной пропорциональной зависимости с ней. Если максимальная концентрация внимания характеризует степень сужения сознания, то объем характеризует степень его расширения.

1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

а) рефлексия;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

2. Внимание - это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

а) избирательная;

б) рассеянная;

в) распределенная;

г) неосознаваемая.

3. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:

а) блок селекции информации;

б) резервуар ресурсов;

в) специфическую предвосхищающую активность;

г) особый вид деятельности.

4. Что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, считают сторонники:

а) ассоционизма;

б) когнитивной психологии;

в) гештальтпсихологии;

г) психологии сознания.

5. Проблема внимания была впервые разработана в рамках:

а) психологии сознания;

б) бихевиоризма;

в) гештальтпсихологии;

а) Н.Н. Ланге;

б) Т. Рибо;

в) Э. Титченер;

г) Ф.Н. Гоноболин.

7. Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований:

а) социально-психологического;

б) нейрофизиологического;

в) психолого-педагогического;

г) физиологического.

8. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

а) У. Найссером;

б) В.М. Бехтеревым;

в) А.А. Ухтомским;

г) П.Я. Гальпериным.

9. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:

а) Л.С. Выготский;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) Н.Ф. Добрынин;

г) П.Я. Гальперин.

10. Взгляды Н.Ф. Добрынина по поводу сути внимания были близки подходу:

а) С.Л. Рубинштейна;

б) А.Н. Леонтьева;

в) Л.С. Выготского;

г) П.Я. Гальперина.

11. С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:

а) умственное усилие;

б) активность личности;

в) способ управления поведением и функцию контроля;

г) результат организации деятельности.

12. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:

а) П.Я. Гальперин;

б) А.Н. Леонтьев;

в) С.Л. Рубинштейн;

г) Н.Ф. Добрынин.

13. В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:

а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;

б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;

в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;

г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.

14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

а) В.М. Бехтеревым;

б) И.М. Сеченовым;

в) И.П. Павловым;

г) А.А. Ухтомским.

15. Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:

а) А.А. Ухтомского;

б) А.Н. Леонтьева;

в) П.Я. Гальперина;

г) А.Ф. Лазурского.

16. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

17. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) характер связи с практикой.

18. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) послепроизвольным;

г) зрительным.

19. Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание:

а) к непосредственному;

б) к опосредованному;

в) к внутренненаправленному;

г) к волевому.

20. Понятие «предвнимание» предложено:

а) А.А. Ухтомским;

б) С.Л. Кабыльницкой;

в) У. Найссером;

г) Г.В. Гершуни.

21. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»:

а) являются синонимами;

б) обозначают различные виды внимания;

в) пассивное внимание является разновидностью непроизвольного внимания;

г) непроизвольное внимание является разновидностью пассивного внимания.

22. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

а) новизна раздражителя;

б) неожиданность раздражителя;

в) интерес человека;

г) усталость человека.

23. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание:

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное;

г) внутренненаправленное.

24. Произвольное внимание не обусловлено:

а) осознанием долга и обязанности;

б) наличием интересов, мотивов, побуждений;

в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;

г) контрастностью внешних воздействий.

25. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

а) отсутствие цели деятельности;

б) постановка цели деятельности;

в) новизна раздражителя;

г) эмоциональная значимость объекта.

26. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

а) непроизвольного;

б) произвольного;

в) послепроизвольного;

г) опосредованного.

27. Значения параметров внимания - это индикатор:

а) только состояния человека;

б) только степени утомления и уровня бодрствования человека;

в) только уровня бодрствования человека;

г) состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека.

28. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:

а) концентрация;

в) распределение;

г) скорость.

29. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

а) концентрация;

б) распределение;

в) устойчивость;

г) избирательность.

30. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

31. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:

б) избирательность;

в) устойчивость;

г) распределение.

32. В. Вундт установил, что объем внимания составляют:

а) 4 простых впечатления;

б) 5 простых впечатлений;

в) 6 простых впечатлений;

г) 7 простых впечатлений.

33. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:

а) скорости;

б) точности;

в) успешности;

г) объема.

34. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:

а) уровень;

в) скорость переключения;

г) длительность.

35. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

36. Степень и объем внимания связаны зависимостью:

а) прямой;

б) обратной;

в) логарифмической;

г) нелинейной U-образного типа.

37. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:

а) концентрация;

б) переключение;

в) распределение;

г) объем.

38. Скорость переключения внимания зависит от:

а) стимульного материала;

б) характера деятельности субъекта с ним;

в) уровня мотивации личности;

г) гендерных особенностей субъекта.

39. Степень переключения внимания не определяется:

а) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности;

б) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности;

в) отношением субъекта к содержанию последующей деятельности;

г) характером деятельности.

40. Привлечению внимания способствует(ют):

а) только интенсивность раздражителей;

б) только отношение раздражителей к потребностям, интересам;

в) только контрастность раздражителей;

г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.

41. Всякое изменение оптимального темпа предъявления звуковых стимулов влияет на объем слухового внимания, а именно ведет к его:

а) сохранению;

б) увеличению;

в) уменьшению;

г) иногда к увеличению, иногда к уменьшению.

42. Объем слухового внимания:

а) не зависит от длительности предъявления звуковых стимулов;

б) не зависит от частоты предъявления звуковых стимулов;

в) не зависит от темпа предъявления звуковых стимулов;

г) зависит от утомляемости субъекта.

43. То, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров, но и на основе семантических характеристик, показали эксперименты:

а) А.А. Ухтомского;

б) А. Трейсмана;

в) А.Н. Леонтьева;

г) В.П. Зинченко.

44. Параметр объема внимания имеет смысл:

а) энергетический;

б) пространственно-временной;

в) операционально-регуляторный;

г) рефлексивный.

45. Параметры распределения и перераспределения внимания содержат смысл:

а) энергетический;

б) пространственно-временной;

в) операционально-регуляторный;

г) рефлексивный.

46. Понятия «восприятие» и «константность» находятся в некотором соотношении. Какое понятие по аналогии находится в том же соотношении с понятием «внимание»:

а) предметность;

б) возбуждение;

в) впечатлительность;

г) интерес?

47. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используются(ется):

а) аппаратурные методы;

б) таблицы Шульте;

в) методики селективного (дихотомического) слушания;

г) тахистоскопическая методика.

48. Перед испытуемым ставится задача обнаружить заданный стимул среди других стимулов и зафиксировать его на бланке тем или иным способом в ходе:

а) «корректурных проб»;

б) диагностики с помощью таблиц Шульте;

в) работы по методике селективного (дихотомического) слушания;

г) тахистоскопической методики.

49. Метод таблиц Шульте не применяется для определения такой характеристики внимания, как:

б) концентрация;

в) устойчивость;

г) непроизвольность.

50. Тахистоскопическая методика применяется для изучения такой характеристики внимания, как:

а) объем;

б) концентрация и устойчивость;

в) скорость переключения;

а) В. Вундт;

б) Э. Черри;

в) Б. Бурдон;

г) У. Найссер.

52. Таблицы Шульте являются стимульным материалом при изучении такой характеристики внимания, как:

а) концентрация;

б) переключаемость;

г) избирательность.

53. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он …
а) привычнее;
б) проще;
в) интенсивнее.
г) По-разному, в зависимости от возраста.
д) Нет правильного ответа.

54. Сосредоточенность сознания на каком-либо объекте - это …
а) рефлексия;
б) внимание;
в) восприятие;
г) концентрированность.

55. Внимание - это … направленность сознания на определенный объект.
а) избирательная;
б) кратковременная;
в) устойчивая;
г) неосознаваемая.

56. Основанием для классификации внимания на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное выступает …
а) активность человека в организации внимания;
б) предмет отражения;
в) направленность внимания;

57. Основанием для выделения чувственного и интеллектуального внимания
служит …
а) активность человека в организации внимания;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.

58. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей
характерно для … внимания.
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного;
г) неустойчивого.

59. Условием возникновения непроизвольного внимания не является …
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) привлекательность раздражителя и интерес человека;
г) требования деятельности.

60. Непосредственно под воздействием особенностей воспринимаемого объекта возникает … внимание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) послепроизвольное.
г) Нет правильного ответа.

61. Произвольное внимание не обусловлено …
а) осознанием долга и обязанности;
б) волевыми усилиями;
в) требованиями деятельности;
г) привлекательностью объекта.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.

62. Причиной возникновения послепроизвольного внимания является …
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) интерес как проявление направленности личности;
г) интерес, обусловленный особенностями объекта.
д) Все ответы верны.

63. Ориентировочный рефлекс рассматривается как механизм … внимания.
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного.
г) Нет правильного ответа.

64. Ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?») как понятие внес в физиологию…

а) В.М. Бехтерев;

б) И.М. Сеченов;

в) И.П. Павлов;

г) Н.А. Бернштейн.

65. Значения параметров внимания позволяют судить …
а) о состоянии человека;
б) о степени утомления;
в) об уровне бодрствования.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

66. Способность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах при их одномоментном (доли секунды) предъявлении определяют как … внимания.
а) объем;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) переключение.
д) Нет правильного ответа.

67. Способность выполнять несколько деятельностей одновременно - это… внимания.

а) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

68. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это … внимания.
а) объем;
б) концентрация;
в) устойчивость;
г) переключение.

69. Способность длительное время удерживать внимание на одном и том же
объекте определяется как … внимания.
а) объем;
б) избирательность;
в) устойчивость;
г) концентрация.

70. Привлечению внимания способствует …
а) сила раздражителя;
б) значимость раздражителя для человека;
в) контрастность раздражителя.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

71. Внимание, которое обусловлено интересами человека и характеризуется целенаправленностью, а также отсутствием необходимости в волевых усилиях называется …
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) идеалистическим.

72. Функцией внимания не является …
а) активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
б) способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями человека;
в) выделение главных, существенных признаков объекта;
г) обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической
активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

73. Внимание - это …
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое образование;
г) психическое свойство.

74. Внимание человека …
а) имеет социальную природу;
б) определяется природными факторами;
в) имеет физиологическую основу.
г) Все ответы правильные.

75. Основные характеристики послепроизвольного внимания - это …
а) непроизвольность, легкость возникновения и переключения;
б) целенаправленность, интерес, снятие напряжения;
в) направленность, определяемая задачей, волевое усилие, утомляемость.
г) Все ответы неверны.

76. Условием возникновения непроизвольного внимания является …
а) принятое решение;
б) поставленная задача;
в) действие сильного, значимого, контрастного или вызывающего эмоциональную реакцию раздражителя;
г) «вхождение» в деятельность и появившийся в связи с этим интерес.

77. Внимание - это …
а) направленность сознания на определенный объект;
б) сосредоточенность человека на определенных предметах или явлениях
действительности;
в) направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте
при одновременном отвлечении от других.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

Вопрос №11 Основные св-ва внимания. Виды внимания. Непроизвольное (первичное), Произвольное (вторичное) внимание. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.

Внимание - направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.

Выделяются три основных вида внимания - непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание вызывается любыми новыми и интересными объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти. Произвольное внимание вызывается только сознательным и целенаправленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное тогда, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует волевых усилий.

Вопрос №12 Основные св-ва внимания. Объем внимания. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Переключение и распределение внимания. Избирательность – один из самых важных аспектов внимания.

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку - и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения - вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Свойства внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания - Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Распределение внимания - это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания - Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Распределение и переключение внимания Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Переключение - это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Одной из функций внимания, которую изучают в курсе психологии, является избирательность. Говорят, что это естетсвенная защита мозга от перенасыщения информацией.

Вопрос №13. Развитие внимания. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления.