Кружковая программа по оригами в детском саду. Рабочая программа кружка «Оригами. Методическое обоснование программы

А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»

Цели:

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент
Настроение у нас - отличное,
А улыбки - дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: .«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо -вверх;
- глаза вправо - вниз;
- глаза влево - вверх;
- глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85

3. Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.

4. Изучение нового материала

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.

1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.
Чахнет - сохнет.

3. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
- чтение по цепочке.
5. Закрепление изученного материала.
- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
6. Итог урока
- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»


Полный текст материала Конспект урока по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Урок по литературному чтению по теме "А.С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый..."

Цели:

    познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

    учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение);

    воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, сборники сказок А.С.Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник “Литературное чтение”

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности .

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

II .Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .

1. а) Развитие артикуляционного аппарата.

– Вращение языком (маятник).

– Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

2. Выставка книг «Сказки А.С.Пушкина»

3.Беседа «Что вы знаете о жизни и творчестве А.С.Пушкина?»

Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?

(Сообщения учащихся.)

(Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве Пушкина.)

– Всего сказок у А. С. Пушкина пять: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”. Еще сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”.
– Кто слышал эту сказку? О чем она?
– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а к ней – в 1824.

III Совместное открытие нового

1. Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником.
У. Дети, сказочное путешествие продолжается.А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
У. Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
У. Дети, это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
У. Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
У. Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)
У. А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…
Д. Лукоморье -морской залив.

2.Работа над произведением .
Первичное восприятие текста.
У. Ребята, сказочное путешествие продолжается, давайте мы отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее, расслабтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи)
Беседа по первичному восприятию:
У. Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Д. (Высказывания детей)
У. Какие вам встретились трудные непонятные слова?(Дети называют слова)
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

3.Словарная работа :(на доске записаны слова)

У. Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам.(Подбор синонимов под руководством учителя).

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

IV . Применение нового знания

1. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Учитель:

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни(поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом, и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

2. Выразительное чтение учащимися отрывка.

3. Беседа по прочитанному.

– Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

Д.: Напевное, плавное.

– Какая должна быть интонация?

Д.: Интонация торжественности и таинственности.

У.: – Как вы можете объяснить слова поэта:

“Там русский дух…там Русью пахнет!”

Д.: Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

Д.: Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

IV. Итог урока.

– Произведение какого писателя читали?
– Как называется произведение?
– С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Д.: Поэма.

– Что особенно вам понравилось?

Д.: Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

V . Рефлексия «Цветок настроения»

У. Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

Домашнее задание : предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

VI. Оценивание.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Урок составлен учителем начальных классов МБОУСОШ №5 п.Стрелка поРабочая программа

... по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы «Литературное чтение ... коллективного творчества по темам чтения ; с уроками музыки: ... А.С.Пушкина (10ч) А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый …» Отрывок из поэмы А.С.Пушкина ...

Литературное чтение 3 класс.

Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели урока:

Обучающие : ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;

Развивающие : развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;

Воспитывающие : воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».


  1. Орг. момент.

  2. Речевая разминка.
- Прочитайте «Птичьим базаром»:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Откуда эти строки?

Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

А) Предварительная беседа.

Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы читали самостоятельно?

Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».

(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

1 слайд.

Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)

2 слайд.

Узнай сказку.

Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3 слайд, 4 слайд.

Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

Прочитаем отрывок.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.
Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Вспомнили.

Что ответило солнце Королевичу Елисею?

В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

4. Изучение нового материала.

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать).

Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

Б) Словарная работа .

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре- на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

В) Техника чтения.

Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

Г) Выразительное чтение детьми.

Физкультминутка.

5.Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)

6. Итоги урока.

Произведение, какого писателя читали?

Какая сказка вам понравилась больше всего?

Домашнее задание.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)

Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.

Дополнительный материал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

«А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»


Цели:
Образовательные : познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей. Развивающие : развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности. Воспитательные : воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата . - Вращение языком (маятник) - Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
- прочитать - тихо→ громко. - медленно-быстро-быстрее

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

    Предварительная беседа.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал­тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она?

(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об

их приключенuяx и счастливом конце.)

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.

    Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо –вверх; - глаза вправо - вниз; - глаза влево – вверх; - глаза влево – вниз. Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.

Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы прочитали самостоятельно?

- Как всегда называли Пушкина? - А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки. Чтение отрывков с. 85
    Первая физминутка.
Руки у груди поставим. Три рывка назад локтями. Руки в замочек за спинкой сожми, Вверх поднимай, сильно спинку согни. И головой теперь покрути – Лень и усталость скорей прогони.
  1. Изучение нового материала

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,

делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся

непонятные слова.

    Чтение стихотворенья учителем

Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

    Словарная работа.

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).

Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы­шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.

(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве­дает.

Что означает слово «дол» ? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.

Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре - на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.

Чахнет - сохнет.

    Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!

Реснички опускаются….

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем….

Сном волшебным засыпаем….

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают …. Засыпают…

Шея не напряжена…

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза 2 минуты

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и тихонько сесть!

Выразительное чтение детьми.

Чтение по цепочке.

5. Закрепление изученного материала.

О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

6. Итог урока

Произведение какого писателя читали?

Как называется произведение?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»