Кто считается основателем психологии. Психология практическая и житейская психологии. Мышление – процесс составления суждений

Психология как самостоятельная наука

Становление психологии как науки

1.1. Понятие ʼʼпсихологияʼʼ

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, влюбленные были соединœены навеки.

Для греков данный миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. По этой причине Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово ʼʼпсихологияʼʼ от греческих слов ʼʼpsycheʼʼ (душа) и ʼʼlo­gosʼʼ (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. При этом первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней крайне важно уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всœеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (к примеру, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (к примеру, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всœех процессов в телœе, включая собственные ʼʼдушевные движенияʼʼ.

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит ʼʼв себеʼʼ, оборачиваясь на свою ʼʼвнутрен­нюю душевную деятельностьʼʼ. В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая всœе стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).

Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на ʼʼобласть духаʼʼ привело к идее формирования всœех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что всœе наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в базе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, ᴛ.ᴇ. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить ʼʼэлементыʼʼ сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в какой-либо ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что ʼʼсознательная жизньʼʼ представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. При этом точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

По этой причине, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что ʼʼсознаниеʼʼ является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и в связи с этим предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

При этом с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

В первую очередь, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения крайне важно истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целœей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. В случае если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. В случае если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических ʼʼпеременныхʼʼ (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, ʼʼсубъективныеʼʼ формы. Это путь ʼʼврастания извне внутрьʼʼ и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целœенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вопрос: ʼʼКак же субъективный мир человека изучать объективно?ʼʼ – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.

Психология как самостоятельная наука - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология как самостоятельная наука" 2017, 2018.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности предметом психологии является душа . В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII – XIX вв . – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 – 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.

Для плавного вхождения в тему, не лишним будет узнать краткое изложение истории возникновения психологии как науки. Хочу признаться, что до некоторого времени и сам не знал, что отцом-основателем психологии как науки, принято считать Аристотеля.

Итак, история возникновения психологии как науки, своими корнями уходит в далёкое прошлое. Первыми упоминаниями о ней можно считать труды известного древнегреческого философа и мыслителя Пифагора. Благодаря заслугам Пифагора, именно древним грекам отдаётся первенство в попытках изучения психологии, как отдельной науки. Чуть позднее, Гиппократ явился основоположником науки близкой к современной психологии, согласно его исследованиям, последователи его учения стали делить людей по типам темперамента, без которых, наверняка, не появились бы современные науки об индивидуальных особенностях личности. И уже в те времена начали изучать приемы, посредством которых предоставляется возможным манипулировать людьми и влиять на сознание масс.

Далее, Платон – ученик Сократа, используя опыт своего учителя, впервые ввел всем известное в наше время понятие «внутреннего диалога», а также описал разницу во внутренних мотивах человека – высшими и неизменными, находящимися в состоянии постоянного внутреннего конфликта. У Платона также был ученик, имя его Аристотель , которого по праву можно назвать отцом-основателем психологии как науки , т.к. он положил начало новой эпохи в истории развития психологии, указав на то, что духовное и телесное неразрывно связаны между собой.

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), пришедший в психологию из физиологии, в основном известен как основатель экспериментальной психологии . Назвав новую дисциплину физиологической психологией , Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов – исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций. Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе – путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения. Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта – 10-томный труд «Психология народов».

Уже ближе к нашему времени, неоценимый вклад в современное развитие психологии внёс заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета, отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). В 1895 году, работая над «Проектом программы научной психологии», он изложил идею личности, раздираемой конфликтами. Психоанализ Фрейда оказал явное или неявное влияние практически на все современные психологические теории, благодаря чему возникновение новых направлений в психологии, обнажало узкое толкование причинно-следственных связей, проблему влияния бессознательного (подсознания) на нашу жизнь , что сейчас и является предметом интереса для изучения многих учёных различных специальностей, благодаря открытиям отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.

И коль скоро мы упомянули о возникновении новых направлений в психологии со времён дедушки Фрейда, то для расширения кругозора не лишним будет узнать, хотя бы основные её направления: клиническая психология, общая психология, популярная психология, практическая психология, прикладная психология, житейская психология, психодиагностика, психология влияния, педагогическая психология, психология индивидуальных различий, психология конфликта, психология личности, психология масс и толпы, психология общения, психология труда, психология управления, сексология, семейная психология, социальная психология, психология рекламы, специальная психология, этнопсихология, психофизиология, юридическая психология, НЛП, гештальтпсихология, когнитивная психология, возрастная психология.

После краткого экскурса в историю возникновения психологии, можем перейти к теоритической части , в подрубрике «Психология» мы будем черпать знания из всех направлений психологии, но больше внимания будем уделять тем направлениям в психологии, которые несут в себе знания с пользой практического их применения. Это, конечно же, в первую очередь знания в практической психологии, являющейся научной, с последующим их применением на практике в житейской психологии.

Знания практической психологии, применяемые для решения различных житейских, личностных проблем – это действенные инструменты для развития и самосовершенствования. Почему и как может быть полезна сложная наука психология для решения простых житейских проблем?

– Каждый человек в некотором роде психолог, т.к. контактируя с людьми, он постигает многие законы психологии интуитивно, он способен по жестам, мимике человека определить его эмоциональное состояние. Это, так называемая, житейская психология, она значительно отличается от практической психологии и научных знаний в психологии. В чём выражены эти отличия?

В практической психологии лишь часть её житейская, а житейская психология – по сути своей, лишь отражает личный жизненный опыт конкретного человека. Но в отличие от житейской, которая опирается на личный опыт, полученный интуитивным, эмпирическим путём, лучшая часть практической психологии имеет вполне научные корни, продумана, обобщена, рациональна, обоснована профессиональными наблюдениями и экспериментами, она одно из направлений научной психологии.

Научная психология оперирует огромным объёмом фактического материала, научные знания легко аккумулируются и имеют много способов пропаганды и распространения, научные знания весьма рациональны, т.к. их основой являются научные эксперименты, научная психология стремится обобщать те или иные аспекты, используя групповой метод, соответствующие понятия.

Житейская психология крайне конкретна, т.е. относится к конкретным людям, ситуациям, она носит интуитивный характер, знания приобретаются чаще всего путем проб и ошибок, они формируются на случайном опыте, его субъективном анализе, передача знаний житейской психологии обставлена многими трудностями, а иногда это просто невозможно, житейская психология менее эффективна чем научная, т.к. её носители не имеют доступа к уникальным научным фактическим материалам.

Поэтому нашим инструментом для решения житейских проблем, должна являться практическая психология, и применяться в житейской, т.к. практическая психология, ориентирована на работу с населением, для решения житейских проблем и конфликтов. Ещё одно уточнение – не путайте практическую психологию и прикладную, которая ориентирована на специалистов-психологов, а практическая – на неспециалистов, т.е. население. Справедливости ради, следует отметить, что многие учёные скептически оценивают своих коллег по практической психологии, т.к. они иногда используют не совсем научные методы.

Корни этого скептицизма имеют много оттенков и нюансов, но в глобальном масштабе всё сводится к различиям в трактовках Западной и Восточной психологий. Западная психология выявляет и устраняет внешние причины, а психология Востока направлена на внутренние, утверждая, что корни всех проблем – внутри человека, она лечит в первую очередь душу, а потом уже тело.

Например, какова реакция западного человека на нанесённую обиду? – Правильно, «дать сдачи, чтобы неповадно было», мысли и эмоции – соответствующие. Человек Востока воспринимает это как подсказку Высших сил, что где-то он совершил ошибку, что-то нарушил, а его обидчик – лишь инструмент Высших сил. Он извинится перед обидчиком (за то, что вовлёк его в эти «разборки»), мысленно поблагодарит, внесёт коррективы в своё поведение.

Если Вы намерены исповедовать восточную психологию и философию, то готовьтесь коренным образом изменить свой образ мышления, образ жизни и поведения, если Вы, к примеру, славянин. Это вполне возможно, но будет весьма непросто, т.к. Вы продукт общества с иной культурой и традициями. Есть более продуктивный путь – много веков назад наши предки исповедовали жизненные принципы, в основе которых была духовность, как и у восточных народов, более того, они имеют общие корни – Веды, но адаптированные под менталитет и уклад жизни своих народов. Для расширения кругозора поинтересуйтесь, что такое «Славянская здрава» – книга так и называется. Если Вы знакомы с основами восточной психологии и философии, то Вас может даже удивить совпадение базовых принципов – духовность – гармония с окружающим миром, циркуляция жизненной энергии, энергетические центры тела человека, и т.д.

Как характеризуется образ человека западных культур и психологии? – Стремление обрести независимость, формирование своих целей, не учитывая мнения своего окружения, собственное мнение всегда находится в приоритете, общепринятые нормы игнорируются. Высшая ценность – это самоактуализация, которая продуцирует чувство самодостаточности, удовлетворённости собой.

Восточные культуры и психология исповедуют послушание, уважение своих родителей, гармонию во взаимоотношениях, мнение окружающих всегда учитывается. Высшие ценности: личный вклад в общественное, город, деревню, семью, стремление и умение быть хорошим человеком. То, что Вы сейчас прочитали, не является теоретическими изысканиями, это научно обоснованные психологические исследования. Выводы сделайте самостоятельно.

А бывали ли случаи в истории, когда государство с восточной психологией и философией изменяли своим ценностям, используя западные концепции и принципы? – Это Китай и эксперимент продолжается, Китай взял на вооружение западную концепцию материального развития, которая, по мнению, её сторонников является ключом к решению всех проблем, и не только проблемы бедности, а и в глобальном смысле, может сделать жизнь людей счастливой. То есть, люди должны стать богатыми, а любой способ достижения богатства будет являться оправданным.

Дэн Сяопин говорил, что цвет кошки неважен, если она ловит мышей, т.е. китайцы могут богатеть, используя западный метод. Тогда они не понимали, что решение проблемы бедности не решает проблем внутреннего мира. Сейчас китайцы становятся всё более богатыми, но и более испорченными, бедные всё больше страдают, а богатые не считают себя счастливыми. Чтобы не быть голословным, эту информацию я почерпнул из книги «Мудрость Востока и Запада», в которой ведут диалог два ярких представителя восточной и западной психологий – Его Святейшество Далай-лама и выдающейся психолог Пол Экман, эти яркие представители различных культур пришли к общему мнению о связи духовности, здоровья, богатства, бедности и счастья – что и является основной темой нашего сайта. А ещё они признали полезность для человечества в равной степени как Западной, так и Восточной психологии и философии, а также необходимость взаимообогащения опытом друг друга. Так мы получили ответ на ещё один вопрос: «Какая психология полезней – восточная или западная?». – Получается, что обе, но их эффективность усиливается, если при Вашем выборе учитываются Ваши индивидуальные, психологические особенности, конкретные случаи и ситуации. При своём выборе, постарайтесь не быть доверчивыми, не доверяйте свою душу и тело Гуру с восточными чертами лица или Учителю в древнеславянских одеждах, которые дружили, ещё когда заканчивали ПТУ по специальности «Слесарь-монтажник» и с этим багажом знаний создали прибыльный бизнес.

А теперь самое время перейти к конкретике – чисто конкретно по жизни, как выражаются представители новой формации – «Человек деловой». Практическая психология – это экономически выгодно – Вы экономите время и деньги на визитах к психиатрам, покупке дорогостоящих антидепрессантов, успокоительных или тонизирующих медикаментов. Методы практической психологии не требуют больших затрат времени, процесс Вашего обучения будет простым и естественным. Вот лишь ничтожно малая часть проблем, решаемых с помощью практической психологии:

Чувство тревоги;
- вредные привычки;
- создание ощущения отвращения к вредным привычкам.

С точки зрения практической психологии, большая часть того, что нас тревожит, никогда не происходит. Чувство тревоги – это всего лишь чувство. И к нашему счастью, чувства имеют одну крайне полезную особенность – их можно изменить. Вот пример одной из схем упражнения, которое избавит Вас от тревоги, выполняется в следующей последовательности:

Определите, чем вызвана тревога, осознайте чувство тревоги, определите, где оно находится, где рождается и увеличивается внутри тела;
проанализируйте направление движения этого чувства – вверх, вниз, по кругу, обозначьте путь его движения пальцем, выразите его в цвете (например, оранжевый);
затем, представьте, что Вы руками вытягиваете из тела чувство тревоги (тянете, словно на самом деле), держа тревогу в руках, изменяя на противоположное её направление движения и цвет (например, голубой) и верните в тело, снова укажите на чувство тревоги пальцем, проследив его движение в противоположном направлении, заставьте новые ощущения двигаться по телу в десять раз быстрее.

Так устроена психика человека, что в начале вредные привычки оцениваются как лёгкое ненавязчивое увлечение, которое затем перерастает в доминанту поведения, тяжёлую зависимость. Оказавшись в плену одной из них (курение, например), Вы ставите себе цель избавления от неё – это не очень сложно, гораздо сложнее найти в себе силы, энергию для этого, т.к., чтобы избавиться от вредных привычек, нужно изменить подсознательные программы.

Каждый человек имеет свои стандарты поведения, которые затем превращаются в привычки, позволяющие человеку действовать бессознательно (ведь, к примеру, он не думает о том, как завязывать шнурки, у него это получается автоматически). Особенность человека действовать бессознательно (на автопилоте), позволяет избавиться от вредных привычек. Например, Вы автоматически вынимаете сигарету из пачки и прикуриваете, но до этого действия, мыслительный процесс, предшествующий этому действию, был разбит на несколько этапов: сначала возникает мысль, затем желание, потом образ сигареты, следующий образ, рождаемый воображением – Вы курите и даже, якобы ощущаете вкус дыма, а уже потом только действие – Вы достаёте пачку и закуриваете. Этот процесс происходит почти мгновенно, у Вас даже нет времени на обдумывание, принятие осознанного, лучшего решения.

Чтобы отказаться от курения, Вы должны создать позитивный образ полного отказа от курения, который и будет определять Ваше решение, этот образ нужно создавать до тех пор, пока Вы не почувствуете, что действуете на автопилоте. Методика такова:

Подумайте о том, какой образ предшевствововал вашему импульсивному поступку, возможно, это дымящаяся сигарета в пальцах рук, убедитесь, что Вы абсолютно однозначно ассоциируете себя с этим образом (увидели свою руку собственными глазами, а не со стороны), убедитесь, что именно этот образ предшествовал нежелательному поступку, чётко обозначьте все детали и нюансы;
затем мысленно сотрите этот образ, временно избавившись от него. Сформируйте образ успеха (например, в сосновом лесу Вы с удовольствием практикуете дыхательную гимнастику), будьте точны в деталях, отодвиньте новый образ чуть в сторону, оставив его в этом положении;
вызывайте образ вредной привычки, внимательно его изучите и произнесите вслух: «Прочь!», мгновенно заменив нежелательный образ образом успеха, он должен полностью заменить негативный, Вы должны видеть только свой успех. Это упражнение проделывайте несколько раз в день.

От вредных привычек можно избавиться путём создания отвращения к ним (курение, алкоголь, переедание, нежелательное общение, бесполезные покупки и т.д.). Это очень действенно – ощущать отвращение при виде сигареты, алкоголя, суррогатной пищи. Последовательность выполнения упражнения на примере курения:

Сядьте удобно, расслабьтесь, вспомните, когда Вы пережили сильное отвращение к курению, возможно, Вас тошнило, Вы покрывались холодным, липким потом;
теперь закройте глаза, мысленно возвратившись к этому моменту, переживайте заново все неприятные ощущения, усильте их, увеличьте объёмы образа, приблизьте его к себе, цвета и оттенки сделайте ярче, контрастней;
представьте, как Вы поднимаетесь над стулом и мысленно сливаетесь с образом, снова переживаете испытанное Вами когда-то отвращение, удерживая образ, определите в каком участке или точке тела сосредоточено ощущение отвращения;
позиционируйте это отвращение, вращая его всё быстрее и быстрее, распространяя его на всё тело, пока оно не достигнет максимума (возможны реальные ощущения тошноты, а тело может покрыться потом), в этот момент Вы должны сжать средний и большой палец руки, которой Вы обычно не пишете. Крепко их сожмите – это будет Ваша психологическая привязка к ощущению отвращения. Чтобы оно появилось, будет достаточно крепко сжать эти два пальца – тяга к курению по мере выполнения этого упражнения будет постепенно исчезать, уступая место здоровью. Из личного опыта – весьма действенная методика желающим избавиться от пагубной привычки, изложена в книге Аллена Кара «Лёгкий способ бросить курить» – убедительный пример использования практической психологии.

Не воспринимайте прочитанные Вами методики как готовые инструкции – это всего лишь грубая схема конечных действий, а для спешной реализации Ваших планов понадобятся дополнительные знания из области практической психологии.

Не относитесь к методам практической психологии как абсолютной истине, считайте это полезной информацией, справочником, к которому всегда можно прибегнуть при возникновении проблем. Главное – применяйте это на практике, определяйте, насколько Вам подходит та или иная методики, чтобы вернуть контроль над своей жизнью.

Подавляющее большинство наших психологических проблем бывают слишком незначительны, чтобы обращаться с ними к психиатру, но верно и то, что они очень осложняют жизнь и в этом могут помочь методы практической психологии, Вы сможете жить той жизнью, о которой мечтаете.

Вы хотите стать лучше, избавившись от:

Неумения результативно строить повседневное общение;
- страхов и фобий;
- избыточного веса;
- негативных убеждениё, и многого другого?

Эта тематика получит дальнейшее развитие в статьях подрубрики «Психология».

Ознакомившись с материалом, Вы узнаете, кто является основоположником психологии.

Кто является основоположником психологии?

Основоположником психологии является Вильгельм Вундт . Он был первым, кто создал экспериментальную лабораторию в 1881 году . Этот же год и является годом рождения психологии как науки. В своей лаборатории он использовал научные методы для изучения человеческого поведения и разума. Вундт из смеси биологии и философии сделал психологи как уникальную, отдельную науку.

Человечество еще с античных времен занималось изучением психологии. Но как наука психология достаточно молодая. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Кто является основоположником русской педагогической психологии?

Педагогическая психология являются отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и логичность психической деятельности, а также условия формирования индивидуума в процессе воспитания, обучения, овладения навыками, знаниями и умениями. Педагогическая психология занимается изучением особенностей взаимоотношений и взаимодействия педагогов и учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности, способы оптимизации учебного процесса, самообразования и образования. Большое внимание уделяется профессиональному воспитанию и обучению. Результаты педагогической психологии используются в других отраслях этой науки.

Основоположником русской педагогической психологии является . Возникла наука в XIX столетии. Актуальными проблемами, которыми занимается русская педагогическая психология, является обновление организации, содержания, методов и принципов образования, обоснование его гуманизации, последовательной демократизации и гуманитаризации.

Кто основоположник психологии как науки в России?

Основоположник русской психологии Его главная книга под названием «Рефлексы головного мозга» изложена психологическая трактовка основных психологических процессов. Ученый сделал набросок так званой «мозговой машины», которая является не простым передаточным устройством внешнего раздражающего фактора на движение, а механизмом. Данный механизм снабжен 4-мя центральными придатками. Они влияют на конечный результат и эффект импульса. Главные психические элементы психологии по Сеченову — это действие и чувствование.

Именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. Он является основателем научной психологии. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания. Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.. Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.

Создатель теории «потока сознания».На основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.

Внес существенные изменения в представление о предмете и методе психологии, основав парадигму психоанализа. Фрейд обнаружил в психике человека явления, которые существуют помимо его сознания. В процессе заболевания проявляются симптомы, которые являются следствием совсем не того, о чем говорит и думает больной. Главное для психотерапевта, по мнению Фрейда, выявить бессознательное, а добиться этого можно с помощью интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, недосказанностей, очиток, описок, ошибочных, симптоматических и случайных действий, забывания слов, словосочетаний, впечатлений и намерений. Это и есть так называемый психоанализ.

Метод психоанализа состоит в том, что в длительных беседах с пациентом выявляется истинная причина его заболевания и он сам начинает осознавать то, что было вытеснено в “предсознание”, что ведет к излечению.Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

Основоположником бихевиоризма был.Дж.Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Согласно бихевиоризму предметом психологии является поведение,а не сознание. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.

Создатель направления,называемого «рефлексология». В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.