Николай козлов энциклопедия практической психологии. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Упражнение «Две мухи»

Как жить меланхолику? Поиски смысла жизни и не только…


Здравствуйте, дорогие читатели блога сайт! Сегодня я напишу несколько советов для тех людей, которые слишком много думают, постоянно анализируют и вспоминают прошлое. Что это за люди?

По типу личности все они являются меланхоликами и часто от этого страдают, потому что не знают, как бороться с самими собой. Какие особенности характера отличают этих людей?

Существует ошибочное мнение, что тип темперамента человека может измениться. Я недавно прочитала на одном сайте следующее: под воздействием обстоятельств жизни, требований общества и воспитания тип характера меняется и развивается. Это невозможно! Меняться могут черты характера , но не его тип.

Наивно полагать, воспитывая кошку вместе с собакой, что эта кошка станет собакой. Может быть, изменится в чем-то ее поведение, но лаять она не начнет и дом охранять не будет.

Так и меланхолик всегда будет анализировать и обдумывать какие-то проблемы. Поэтому если вас интересует вопрос, как меланхолику стать сангвиником, изменить свой темперамент и постоянно веселиться, ответ очень простой: никак!

Но вы можете развивать в себе те качества, которых вам так не хватает. Например, стараться быть более веселым и открытым, больше радоваться, а не размышлять о проблемах и прошлых неудачах.

Узнать такого человека очень легко. Например, в фильмах часто можно встретить героиню, которая всем рассказывает, что никак не может избавиться от беспокойных мыслей. Она точно принадлежит к тому типу характера, о котором я сегодня рассказываю.

Если вы только начинаете изучать себя, прочитайте обязательно две статьи на нашем блоге, они так и называются: «Почему меланхолик всегда прав?» и «Помоги меланхолику разгадать загадку!».

Мужчина спрашивает: «Почему жена часто обижается?» Вполне возможно, что он женился на такой женщине, которая стремится быть идеальной женой, но при этом слишком много думает о проблемах, зацикливается на них и не может избавиться от грустных мыслей о прошлом.

Если вы склонны заниматься «самокопанием», то с возрастом это качество может усиливаться. Совет такой: отпустите свое прошлое и живите сегодня, ведь прошлое уже не изменить, так зачем же о нем постоянно думать? От грустных мыслей может возникнуть депрессия, а зачем вам она нужна?!

Так что первое, над чем придется поработать, – надо приучить себя не беспокоиться.

Второе – прекратите себя грызть и заниматься самоедством!

Не держитесь за прошлое, у вас все еще впереди. Если у вас есть желание идти вперед, а не смотреть назад, обязательно найдутся силы, чтобы дойти до горизонта и проверить, что там есть интересного именно для вас.

Не надо нести на своих плечах тяжелый груз событий, которые произошли когда-то давно, это не только очень сложно делать, но и совершенно бессмысленно! Это я вам говорю из собственного опыта, потому что раньше постоянно анализировала, что я сделала не так, переживала из-за того, что было десять лет назад и прочее.

Вы всегда будете искать ответы на вопросы, поэтому постарайтесь найти для себя новую область, может быть, совершенно неожиданную для себя, и начинайте ее исследовать, чтобы занять свой пытливый ум чем-то позитивным.

Мне лично очень помог этот блог , который мы ведем вместе с мужем. Мне пришлось окунуться в совершенно новые области,такие как компьютерная графика , раскрутка сайта, художественное творчество и программирование. Мне также очень нравится помогать людям и делиться знаниями, которые у нас накопились.

А теперь я пишу статьи для вас и получаю большое удовольствие от того, что могу помочь советом человеку, который в нем нуждается.

У каждого из нас масса проблем, не надо замыкаться на своих собственных ошибках и неудачах, бесконечно пережевывая их. Попробуйте начать что-то новое, переключиться, и вы станете более позитивно смотреть на свою жизнь.

Если вы занимаетесь творчеством, приходите в мою художественную галерею www.art-planets.com

Вы можете сделать фотографии своих работ и выставить их. Это вам поможет поднять свою самооценку, рассказать о своем творчестве и что-то изменить в своей жизни.

Хотите, например, научиться рисовать на компьютере или даже сделать собственный сайт? Читайте наши уроки , они построены таким образом, что новичку будет все понятно.

Вы всю жизнь стремились к совершенству? Попробуйте понять, что жизнь не идеальна, а перфекционизм не всегда полезен. Если вы хотите, чтобы ваш муж стал идеален, сначала посмотрите на себя. Не придираетесь ли вы к нему и к своим детям?

Просто возьмите и спросите их об этом прямо. Только не советую сразу же обижаться, постарайтесь выслушать их мнение спокойно и рассудительно.

Любой меланхолик не слишком-то любит слушать о себе правду и очень негативно относится к любой критике.

Это довольно ранимые люди, но окружающим они иногда могут показаться холодными или бесчувственными, ведь они умеют тщательно скрывают свои эмоции. И совсем не понятно, зачем они это делают? Может быть, эти упрямые и целеустремленные люди не хотят, чтобы другие видели их слабость?

Может ли меланхолик стать сильным? Да он и так очень сильный человек, потому что его трудно сломать. Слабое место этого человека – это прошлое, к которому так и тянутся беспокойные или даже мрачные мысли. Если вы тоже страдаете этим, включите логику и придумайте простое объяснение, почему его надо забыть.

Например, такое: прошлое кануло в вечность, растворилось в космосе, провалилось в черную дыру. Изменить ничего там уже нельзя, поэтому и думать о нем не имеет никакого смысла.



А заодно можно углубиться в космологию и узнать во всех подробностях, что из себя представляют черные дыры и почему там время и пространство исчезают.

А вот будущее потребует от вас всех ваших умений, именно на него и направьте свои усилия.

У вас внезапно меняется настроение, а ваши близкие люди от этого страдают? Задумайтесь, почему это происходит? Вы только что обдумывали неприятную вещь, потратили на это занятие некоторое время и свою энергию, после чего хорошее настроение улетучилось, а вы ходите мрачнее тучи.

Зачем вы обдумывали эту ерунду? Ну, вам-то это все не кажется чем-то легковесным, правда? Научитесь контролировать свои мысли. Хороший метод заключается в переключении на что-то позитивное.

Пришла плохая мысль, а вы ее заменяете другой, например, начинайте планировать отпуск или ближайший День рождения.

Прямо подготовьте список таких положительных тем и напишите их на листе бумаги. Не верите? Начинайте прямо сейчас, иначе превратитесь в мрачного человека, согнутого под бременем тяжелых забот. Между прочим, почти все неприятное, что человек себе представляет в своем воображении, никогда не сбывается, помните об этом. Надо отнестись к этому совету внимательно, потому что с возрастом человек меняется , и не всегда в лучшую сторону.

Только не надо в который уже раз поднимать вопрос о смысле жизни. Попробуйте спросить об этом сангвиника и посмотрите, как он удивится.

Есть у меланхоликов одно качество, которое не нравится окружающим: они не всегда уважают чувства другого человека и могут говорить довольно резко. Что называется, резать правду прямо в глаза.

Это не всегда срабатывает, потому что не все способы хороши для того, чтобы добиваться результата. Не следует обижать близких вам людей такими вот прямыми высказываниями по любому поводу. Постарайтесь научиться тактичности у флегматиков , они отличные дипломаты и всегда в первую очередь думают не о себе, а о других людях.

Хочется вам покритиковать?

Постарайтесь не «забивать» человека своими едкими замечаниями (даже если вы правы на все 100%), а говорите более мягко и позитивно.

Сами подумайте, если вы так болезненно воспринимаете критику в свой адрес, то почему другим людям должен нравиться ваш сарказм? Попробуйте поставить себя на их место и прочувствовать на своей шкуре, как это неприятно, когда вас критикуют.

Еще одно качество, с которым приходится бороться людям, имеющим этот темперамент, - это отношение к самому себе. Не понятно, по какой причине, но все меланхолики судят о себе слишком строго. То есть все те требования, которые они предъявляют к другим людям, вдвойне завышены к собственной персоне. Зачем так над собой издеваться?

Мир несовершенен, а вы всего лишь частичка этого огромного мира. Вы не обязаны быть идеалом, это понять так просто и сложно одновременно!

Если вы часто грустите по какому-нибудь поводу или без всякого повода, найдите для себя друзей, которые смотрят на мир более позитивно. Например, подружитесь с жизнерадостным человеком, в котором есть избыток оптимизма, и хорошее настроение вам будет обеспечено.

Так уж получается, что меланхолик скорее пессимист, чем оптимист, он сначала видит отрицательные стороны, а потом уже положительные. Поэтому просто необходимо приучать себя смотреть на мир с ожиданием радостных событий, а не наоборот.

Зачем постоянно обращать внимание на недостатки людей? Это ни к чему хорошему не приведет.

Как только вы попробуете применить к себе эти советы, то первое, с чем вы столкнетесь, – это ваше собственное упрямство. Вам может показаться, что вы и так справитесь своими силами и без моих советов. Я ничего не навязываю, потому что отлично знаю, что это с вами не работает. Я просто обращаюсь к вашей логике и здравому смыслу.

Нарисуйте мысленно свою жизнь в темных красках, как вы это делали всегда, а потом переключитесь со знака «минус» на знак «плюс». И посмотрите, какая будет разница. Выбирайте, что вам нравится больше? Печальные мысли, самоедство и тяжкий груз прошлого или жизнь, раскрашенная во все цвета радуги, полная веселых приключений и радостных событий?

Выбирать вам, потому что именно вы и создаете свое будущее.

Не на все вопросы, которые вас интересуют, можно найти ответ. Если вы долгое время обдумываете, в чем смысл жизни, просто отложите получение ответа на некоторое время, а пока начинайте наполнять свою жизнь чем-то новым, дающим пищу вашему уму.

Через некоторое время вы сможете оглянуться и поймете, что ответ на тот самый вопрос вы уже получили.



Невозможно переделать всю работу, которую вы на себя взвалили. Постарайтесь хотя бы иногда расслабляться и переключайтесь на волну позитива. Это очень сложно сделать, особенно в самом начале. Но привычка искать в людях и даже в своей собственной жизни что-то хорошее постепенно закрепится. И через некоторое время вы станете более жизнерадостным человеком, чем были в начале.

Вы сами устали от постоянного беспокойства и забот, обдумывания проблем, которые есть или могут возникнуть. Это та самая особенность характера , которая отличает вас от других людей. Сделайте жизнь более легкой, этим вы поможете в первую очередь себе, а ваши близкие люди начнут за вас радоваться, потому что вы будете чаще смеяться и улыбаться. Как себя мотивировать? Конкретный пример

  1. Николай Иванович Козлов Психологос. Энциклопедия практической психологии
  2. Предисловие
  3. Часть I. Психология человека
  4. Глава 1. Психология человека – что это?
  5. Глава 2. Генетика человека
  6. Глава 3. Психологическая структура человека
  7. Когнитивная сфера
  8. Внимание
  9. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание
  10. Управление вниманием
  11. Концентрация внимания
  12. Управление лучом внимания
  13. Упражнение «Линия»
  14. Упражнение «Дальтоник»
  15. Упражнение «Муха»
  16. Упражнение «Две мухи»
  17. Восприятие
  18. Нулевая позиция восприятия: забвение собственных интересов
  19. Первая позиция восприятия: позиция Я
  20. Что лучше: нулевая или первая позиция восприятия?
  21. Вторая позиция восприятия: Я в позиции Другого
  22. Третья позиция восприятия: позиция стороннего наблюдателя
  23. Четвертая позиция восприятия: системный взгляд
  24. Пятая позиция восприятия: позиция Ангела
  25. Мышление
  26. Уровни мышления
  27. Развитие мышления
  28. Продуктивное мышление
  29. Остановка мышления
  30. Упражнение
  31. «Спокойное присутствие»
  32. Мозговой штурм
  33. Убеждения
  34. Предубеждения
  35. Верования
  36. Мышление и речь
  37. Интуиция
  38. Воображение
  39. Память
  40. Собственный личный опыт
  41. Память прошлого и память будущего
  42. Позитивная и негативная память
  43. Внутренняя и внешняя память
  44. Лист напоминаний
  45. Напоминалки
  46. Автоматизмы и привычки
  47. Автоматизмы
  48. Сформируешь привычку – пожнешь характер
  49. Как приобретать полезные привычки
  50. Как закреплять привычки
  51. Мировосприятие
  52. Позитивное мировосприятие
  53. Шкала эмоциональных тонов
  54. Мужское и женское мировосприятие
  55. Сознание и бессознательное
  56. Осознанность и ее развитие
  57. Вытеснение
  58. Бессознательное и его виды
  59. Что сильнее – сознание или бессознательное?
  60. Я и Я-концепция
  61. Быть самим собой
  62. Кто я есть на самом деле?
  63. Субличность
  64. Самооценка
  65. Самооценка способностей и личностная самооценка
  66. Общая, частная и конкретно-ситуативная самооценка
  67. Адекватность самооценки
  68. Высокая и низкая самооценка
  69. Ложный синдром заниженной самооценки
  70. Как формируется личностная самооценка
  71. Факторы, от которых зависит личностная самооценка
  72. Как повысить низкую самооценку?
  73. Кто заведует самооценкой?
  74. Оптимальная самооценка
  75. Самооценка и уровень личностного развития
  76. Любовь к себе
  77. Способности
  78. Темперамент
  79. Типы темперамента по Гиппократу
  80. Можно ли менять свой темперамент?
  81. Упражнение «Холерик»
  82. Характер
  83. Воля и ее развитие
  84. Вера в себя
  85. Фишки уверенности
  86. Эмоции, чувства, настроения
  87. Мотив
  88. Мотив акции и мотив реакции
  89. Низкие и высокие, благородные мотивы
  90. Каждый заботится только о себе – правда ли это?
  91. Потребности
  92. Врожденные и вариативные потребности
  93. Реальные и придуманные потребности
  94. Базовые потребности
  95. Внутренние чувства
  96. Чувства в человеческой жизни
  97. Не называйте чувствами то, что ими не является
  98. Разум и чувства
  99. Что такое настоящие чувства?
  100. Эмоции
  101. Эмоции и чувства
  102. Что такое эмоции
  103. Виды эмоций
  104. Зачем нужны эмоции
  105. Мгновенная перестройка организма под возникшие задачи
  106. Сигналы древней мудрости
  107. Функциональная гимнастика организма
  108. Универсальный язык общения
  109. Эффективные средства влияния и манипуляций
  110. Психологическая защита
  111. Мотивация и ощущение жизни
  112. Рисунок тела. Выразительные движения
  113. Глава 4. Почему мы такие разные
  114. Мужчины и женщины
  115. Природа различий мужчин и женщин
  116. Биологическая основа различий мужчин и женщин
  117. Гендерные различия – результат научения
  118. Основные различия мужской и женской психологии
  119. Женственность
  120. «Внутренний саботажник», или Как вернуться к «Сказано – сделано»
  121. Эксперимент Филипа Зимбардо: страх и любопытство
  122. Мир предметов и мир отношений
  123. Мужской и женский ум
  124. Особенности мужского и женского мышления
  125. Женское мышление и речь
  126. Кто умнее – мужчины или женщины?
  127. «Мужчины не плачут»
  128. Психология индивидуальных различий
  129. Психологические особенности
  130. Типы личности
  131. Альтруист
  132. Воспитанный человек
  133. Авторитарная личность
  134. Интроверт и экстраверт
  135. Интроверт
  136. Экстраверт
  137. Развитие экстравертности
  138. Манипулятор
  139. Мастеровой и Собиратель
  140. Ипохондрик
  141. Невротик
  142. Процессник и Результатник
  143. Разновидности Результатников
  144. Разновидности Процессников
  145. Человек-ребенок
  146. Черты личности
  147. Достоинства и недостатки
  148. Адекватность
  149. Внушаемость
  150. Воспитанность
  151. Искренность
  152. Конформность
  153. Негативизм
  154. Обидчивость
  155. Ответственность
  156. Ответственность и забота о себе
  157. Ответственность как груз и жизненная ценность
  158. Перфекционизм
  159. Сдержанность
  160. Акцентуации характера
  161. Часть II. Психология личности
  162. Глава 5. Взросление человека и становление личности
  163. Взрослый человек
  164. Душевное здоровье
  165. Женщина – воплощение мечты
  166. Настоящий мужчина
  167. Индивидуальность
  168. Личность – кто это?
  169. Личностное
  170. Глава 6. Человек как организм и человек как личность
  171. Представление человека в психологической литературе
  172. Человек-организм
  173. Личность как звание
  174. Глава 7. Психология жизнедеятельности
  175. Движущие силы человеческого поведения
  176. Способы человеческой жизни
  177. Этическая типология личности
  178. Жить по внешним ориентирам
  179. Психология принятия решения
  180. Как сделать правильный выбор
  181. Алгоритм принятия решения
  182. Техника выбора по женской модели
  183. Ответственный подход и личная ответственность
  184. Самомотивация
  185. «Хочу» и «надо»
  186. Упражнение «Если бы я любил»
  187. Негативная самомотивация
  188. Позитивная самомотивация
  189. Выход из зоны комфорта
  190. Расширение зоны комфорта
  191. Зачем куда-то двигаться, когда уже достиг состояния «Хорошо»?
  192. О пользе самокритики
  193. Целеустремленность
  194. Цель жизни
  195. Постановка цели
  196. Процессные и результатные цели
  197. СМАРТ
  198. Ответственный формат постановки цели
  199. Самоорганизация
  200. Управление собственным состоянием
  201. Здоровые психические состояния
  202. Алертность
  203. Вдохновение
  204. «Мир прекрасен»
  205. Расслабление
  206. Повседневная саморегуляция
  207. Управление эмоциями
  208. Как управлять своими эмоциями
  209. Эмоциональная гимнастика
  210. Лицевая гимнастика
  211. Упражнение «Эмоциональный словарь»
  212. Эмоциональное накручивание
  213. К чему на самом деле приводит разрядка негативных эмоций
  214. Как убирать эмоции при решении важных вопросов
  215. Если вас переполняют негативные эмоции
  216. Волнение
  217. Внутреннее напряжение
  218. Реагирование на неприятности
  219. Прием «Эмоциональный светофор»
  220. Реакция на ошибки
  221. Растерянность: отупение и ступор
  222. Расстройство
  223. Печаль
  224. Раздражение
  225. Стресс
  226. Глава 8. Жизненный путь
  227. Стратегии достижения цели
  228. Жизненные ценности
  229. Цель жизни и смысл жизни
  230. Смысл жизни
  231. Правильная жизнь
  232. Предназначение
  233. Планирование жизни
  234. Зачем нужно планирование жизни
  235. Мифы о планировании жизни
  236. Грамотное планирование жизни
  237. Планка жизни
  238. Максимум жизни
  239. Глава 9. Рост и развитие личности
  240. «Личностный рост» или «развитие личности»?
  241. Самоактуализация
  242. Позитивна ли природа человека?
  243. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского
  244. Ребенок растет не один, а в экосистеме
  245. Социализация
  246. Пассивный личностный рост
  247. Активный личностный рост
  248. Роль тела в развитии личности
  249. Личность и роли
  250. Освоение новых ролей как способ развития личности
  251. Как происходит освоение новой роли?
  252. Личностные кризисы и развитие личности
  253. Теория социального психоанализа эмоций
  254. Эмоции детей – способ управления родителями
  255. Мастерство плача ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
  256. Мастерство эмоций ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
  257. Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка
  258. Деградация эмоций ребенка
  259. Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью
  260. Взрослая позиция в управлении эмоциями
  261. Глава 10. Работа над собой
  262. От жизненного пинка к образу жизни
  263. Психологические особенности или проблемы?
  264. Начинаем с постановки целей
  265. Подтягиваем ресурсы
  266. Развитие личности на позитиве
  267. Составляем план работы
  268. Работать!
  269. Поддержка в работе над собой
  270. Эффективные упражнения и приемы для работы над собой
  271. Прием «Детальное представление»
  272. Внутреннее «Хорошо»
  273. Упражнение «Хорошо!»: умение радоваться жизни
  274. Повышатели настроения
  275. Упражнение «Солнышко»: дарю радость людям!
  276. Упражнение «Дарю радость жизни»
  277. Копилка позитивной энергии
  278. «Дневник радостных событий»
  279. «Тетрадь успехов»
  280. «Дневник достоинств»
  281. Тетрадь «Сад мечты»
  282. «Дневник благодарности»
  283. Типичные трудности в развитии себя
  284. «Дистанция» – система пошагового развития личности
  285. Особенности программы «Дистанции»
  286. Методика «Дистанции»
  287. Глава 11. Цели роста и развития личности
  288. Автор и Жертва
  289. Позиция Автора и ответственность
  290. Как учиться позиции Автора?
  291. «Королева не оправдывается»
  292. Исключите из своего лексикона «словарь Жертвы»
  293. Используйте активный залог
  294. Держите слово
  295. Научитесь отказываться от нереалистичных проектов
  296. Три Авторских ключа
  297. Уверенность в себе
  298. Откуда взять чувство уверенности?
  299. Уверенное поведение
  300. Упражнение «Королевская осанка»
  301. Управление энергетикой
  302. Внутренняя гармония
  303. Счастье
  304. Достижение счастья
  305. Ключи счастья
  306. Часть III. Психология взаимоотношений
  307. Глава 12. Психология делового общения и деловых отношений
  308. Деловое и аффилиативное общение
  309. Осмысленная речь
  310. Упражнение «Осмысленная речь»
  311. Деловые отношения как новый тип воспитания
  312. Кто такой коммуникатор?
  313. Зрительный контакт: смотреть в глаза
  314. Личное пространство
  315. Искусство задавать вопросы
  316. Подготовленные вопросы
  317. Опасный вопрос «Почему?»
  318. Подстройка
  319. Возражение
  320. Метод Сократа
  321. «Тотальное Да»
  322. Техника «Повтори, согласись, добавь»
  323. Техника «Расскажи, с чем ты согласен»
  324. Конструктивное обращение за помощью
  325. Глава 13. Психология влияния
  326. Основные стили влияния
  327. Силовик
  328. Душка
  329. Тактик
  330. Авторитарность и демократия
  331. Мотивация
  332. Авторитет
  333. Лидер и лидерство
  334. «Кнут и пряник»: метод наград и наказаний
  335. Дрессировка
  336. Внушение
  337. Психологическое манипулирование
  338. Воздействие через чувство вины
  339. Критика
  340. Поддержка
  341. Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей
  342. Глава 14. Психология общения
  343. Общение и общительность
  344. Как научиться общаться?
  345. Вчувствование
  346. Упражнения на калибровку
  347. Умение слушать
  348. Рефлексивное слушание
  349. Эмпатическое слушание
  350. Комплименты
  351. Трудности в освоении искусства делать комплименты
  352. Обход этих трудностей
  353. Комплименты с прикрытием
  354. Косвенные комплименты
  355. Упражнение «Комплиментщик»
  356. Конфликтогены
  357. Коммуникативные конфликтогены
  358. Границы конфликтогенов
  359. Как отучать от конфликтогенов себя
  360. Как отучать от конфликтогенов других людей
  361. Борис Заходер «Очень Вежливый Индюк»
  362. Категоричность
  363. Бытовые обвинения
  364. Оправдания
  365. Обиды
  366. Как реагировать, если на вас обиделись?
  367. Воспитание хороших привычек: отучение от обид, приучение к разумному общению
  368. Формат общения
  369. Обсуждение происходящего
  370. Приучение к разумному общению
  371. «Я-высказывание»: что оно может и где уместно?
  372. «Я-послание»
  373. Сплетня
  374. Открытость
  375. Мужское и женское общение
  376. Женская логика
  377. Как женщинам понимать мужчин?
  378. Как мужчинам понимать женщин?
  379. Глава 15. Межличностные отношения
  380. Межличностная привлекательность
  381. Что мы ищем в друзьях? Психология дружбы
  382. С кем и как стоит дружить?
  383. Что делать, чтобы люди нравились?
  384. Прием «А кто его любит?»
  385. Прием «Разглядите во взрослом ребенка»
  386. Как ценности людей влияют на их отношения
  387. Ритуалы соединяют людей
  388. Самодостаточность
  389. Умение говорить «нет»
  390. Зависимость от оценок окружающих
  391. Упражнение «Нестандартные поступки»
  392. Привязанности
  393. Страх расставания
  394. Созависимость
  395. Просить прощения
  396. Реакция на ошибки окружающих
  397. Сострадание
  398. Часть IV Современная практическая психология
  399. Глава 16. Психология и психологическое
  400. Практическая психология
  401. Психология, мистика и эзотерика
  402. Психология и педагогика
  403. Социальная педагогика
  404. Психотерапия
  405. Границы психотерапии
  406. История вопроса
  407. Отличительные признаки здоровой психологии и психотерапии
  408. Глава 17. Ценностные ориентиры практической психологии
  409. Нравственность и прагматизм
  410. Гуманизм
  411. Гуманистический подход и подход нравственного долга
  412. Глава 18. Подходы современной практической психологии
  413. Основополагающие подходы, или парадигмы практической психологии
  414. Гуманитарный и естественно-научный подходы
  415. Поведенческий и феноменологический подходы
  416. «Мужской» и «женский» подходы
  417. Психоаналитический подход
  418. Гуманистический подход, гуманистическая психология
  419. Личностно-деятельный подход
  420. Конкретные подходы практической психологии
  421. Бихевиоризм и бихевиоральная терапия
  422. Классический психоанализ
  423. Юнгианская психотерапия
  424. Трансактный анализ
  425. Аутогенная тренировка
  426. Аутогенная тренировка
  427. Эриксоновский гипноз
  428. Гештальт-подход
  429. Синтон-подход
  430. Глава 19. Консультирование и психотерапия
  431. Вам консультацию или психотерапию?
  432. Индивидуальное консультирование: основные формы
  433. Психологическая консультация
  434. Коучинг
  435. Оперативная психотерапия
  436. Психотерапевтическое консультирование
  437. Работа с проблемами клиентов
  438. Запрос клиента
  439. Порядок работы с внутренними проблемами
  440. Советы и рекомендации в работе психолога
  441. Как настроить клиента на работу
  442. Работа с негативными эмоциями
  443. Плохие эмоции, вредные чувства
  444. Философия психологической защиты
  445. Особенности психологов-консультантов
  446. Лечить или учить?
  447. «Я маленький, мир большой»
  448. Больная психотерапия
  449. Особенности клиентов
  450. «Не наш» клиент
  451. Люди, которые не хотят и не готовы меняться
  452. Непрофильные клиенты
  453. Особенности проблем клиентов
  454. Внутренние, психологические проблемы
  455. Как и зачем люди создают себе проблемы
  456. Эмоциональное накручивание, разжигание переживаний
  457. Как решать свои проблемы?
  458. Проблемные психические состояния
  459. Агрессивность
  460. Разрядка агрессии
  461. Что делать с собственной агрессивностью?
  462. Алкоголизм
  463. Больная привязанность
  464. Профилактика больных привязанностей
  465. Упражнение «Душевная страховка»
  466. Депрессия
  467. Помощь при бытовой депрессии
  468. Предупреждение депрессивных состояний
  469. Душевная боль
  470. Внутреннее непринятие
  471. Личностные кризисы
  472. Возрастные кризисы
  473. Кризис подросткового возраста
  474. Кризис среднего возраста
  475. Эмоциональное и профессиональное выгорание
  476. Одиночество
  477. Панические атаки, паническое расстройство
  478. Самоедство
  479. Упражнение «Ошибочка»
  480. Чувство вины
  481. Понимание своей вины и чувство вины
  482. Психологическая травма
  483. Психосоматические проблемы
  484. Страхи
  485. Научение страхам у детей
  486. Страхи и тревожность в человеческой жизни
  487. Страхи, тревожность и личностные особенности
  488. Разумный и деятельный подход к страхам
  489. Снять страх перед страхом
  490. Работа со страхом
  491. Страх, живущий в теле
  492. Имплозивная терапия, флудинг
  493. Самоубийство
  494. С какими вопросами и как имеет смысл обращаться к психологу
  495. Глава 20. Тренинги
  496. Что такое тренинг
  497. Элементы тренинга
  498. Не тренинги, но рядом с ними
  499. История тренинга
  500. Что тренинги могут дать, а что – нет
  501. Качество тренинга
  502. Мягкие, жесткие и сбалансированные тренинги
  503. Кто ведет тренинги
  504. Что важно знать о разных видах тренингов их участникам
  505. Личностные и деловые тренинги
  506. Тренинги конкретных и универсальных навыков
  507. Психотерапевтические тренинги и тренинги развития личности
  508. Глава 21. Какое будущее ждет практическую психологию?