Кто создал русскую азбуку сведения. Климент Охридский: кто создал русскую азбуку? Кто придумал алфавит

«Мораль и нравственность» - Духовная культура. Категория совести - способность личности к эмоциональной оценке поступков. Нравственная культура. Мир моральных категорий. Отсутствие у личности воспитанности. Категории добра и зла. Основной предмет этики - мораль людей. Связь между духовной и материальной культурой. Основные понятия и термины.

«Моральная оценка личности» - Моральная оценка. Портрет нравственного человека. Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам. Правовая оценка. В каких случаях вы сами могли бы быть жестокими? Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство. Золотое правило нравственности. Достоинство. Государство.

«Поколения людей» - Помни, что взрослые – тоже люди. Что лежит в основе возрастной периодизации у разных народов? Субъективные отличия. «Отцы» и «дети». Родители. Помни, что и взрослые были детьми, а дети - станут взрослыми. Дети и взрослые. Федор Тютчев. Цели урока. Помни, что худой мир лучше доброй ссоры. Периодизация человеческой жизни:

«Цель» - Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. Ресурсы. Критерии достижимых целей. Я хочу вести более здоровый образ жизни. Люди. Постановка личных целей. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Действие. Обладание. Этапы продвижения. Тест направленности на успех (Т. Элерс).

«Социальная природа человека» - Уникальность. Способность ощущать воздействие среды. Природа человека. Вставьте вместо пропуска. Специфические черты. Формирование взглядов человека о самом себе. Удовлетворение материальных потребностей. Свобода человека. Ряд терминов. Приведенный ниже текст. Завершите фразу. Суждения о личности. Термины «самооценка», «самореализация».

«Природа человека» - Биологические начала. Человек - существо историческое. Теории происхождения человека. Что такое человек. Подходы к пониманию смысла жизни. Природа человека. Кроманьонец. Убеждение. Человек. Что будет после меня. Цели и смысл жизни. Науки о человеке.

Всего в теме 16 презентаций

Обществознание.«Человек».

Человек – высшаяступеньразвитияживыхорганизмовнаЗемле.

Теориипроисхождения:

1) Религиозная. Божественноепроисхождение.

2) Человек – созданиенеземное,пришельцыизКосмоса,посетивЗемлю,оставилинанейчеловеческиесущества.

3) Человекпоявилсяврезультатеэволюции(Ч.Дарвин)

Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной единством биологического, социального и психологического. Человек – биосоциальноесущество

Биологическая составляющая человека:

  • представитель вида homo sapiens («человек разумный»).
  • результат длительной эволюции.
  • существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду.

Характеристика человека как биологического вида

1. Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям развития (сходство с другими животными):

  • строение и развитие организма (рост, старость, смерть)
  • дыхание, питание, способностькпродолжениюрода, выкармливание детей молоком
  • инстинкты, эмоции
  • биологические потребности

· способностьприспосабливатьсякусловиямсуществования

2. Обладает особенностями (отличия от животных):

  • Обладаетмышлениемичленораздельнойречью.
  • Способенксознательнойцеленаправленнойтворческойдеятельности.

· Нетолькоприспосабливается,ноипреобразуетокружающуюдействительность.

  • Способенизготавливатьорудиятрудаииспользоватьихкаксредствопроизводстваматериальных благ.
  • Совершенстворукикакпроизводящегоорудия
  • Присутствуютдуховныепотребности.

Социальная составляющая человека:

  • социальный объект – в процессе взаимодействия с обществом человек социализируется (т.е. приобретает определенные свойства, качества).
  • формирование в процессе социокультурной эволюции.
  • социальный субъект, который выступает создателем «второй природы» — культуры.

Характеристика человека как социального субъекта

1. Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ, способностьнакапливатьзнанияитрудовыенавыки

2. Способность к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3. Способность преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему материальные и духовные ценности.

4. Сознание и разум.

5. Свобода и ответственность

6. Способностьвидетьцельсвоихдействий

7. Способностьоцениватьсебяидругих

Психологическая составляющая человека:

  • личность, которая является субъектом сознательной деятельности

Психологическая характеристика человека

Внутренний духовный мир

Структурадуховногомирачеловека:

1) Познание (основанонаинтеллекте)

2) Эмоции – кратковременныепереживанияпоповодуситуацийиявленийдействительности(удивление,радость,гнев,страх)

3) Чувства – эмоциональныесостояния,болеедлительные,чемэмоции(дружба,любовь,тоска,патриотизм)

4) Мировоззрение – системаобщихвзглядовнамир.Мировоззрениебывает:религиозное,обыденное,научное.

Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

Потребностииспособности

Потребность – этонуждачеловекавтом,чтосоставляетнеобходимоеусловиеегосуществования.

Видыпотребностей:

1) Биологические(органические,материальные):пища,одежда,жилище

2) Социальные:общение,общественнаядеятельность

3) Духовные(идеальные,познавательные):знания,созданиепрекрасного

Классификацияпотребностей,разработаннаяамериканскимпсихологомА.Маслоу:

1) Первичные(врожденные):

— физиологические(пища,дыхание,одежда,жилище,воспроизводстворода)

— экзистенциальные(безопасностьсуществования,комфорт,уверенностьвзавтрашнемдне)

2) Вторичные(приобретенные):

— социальные(общение,привязанность,заботаодругомчеловеке,вниманиексебе)

— престижные(уважениесостороныдругих,достижениеуспеха,служебныйрост)

— духовные(самовыражение)

Способности – этосовокупностьсвойствчеловека,благодарякоторымобеспечиваетсяегодеятельность.

Уровниразвитияспособностей:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

человек представляет собой единство трех состовляющих биологической психологической и социальной.Социально обусловлены 1 расовое отличие 2духовные идеалы

3возрастные физические особенности 4проявление наследственности изменчивости РЕШИТЬ СРОЧНО!

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической психологической и социальной. социально обусловлены: 1.духовные идеалы и ценности

2.возрастные физические особенности 3.расовые отличия 4.проявления наследственности и изменчивости

А 5 Какое суждение является верным:

А. Синергетика – теория самоорганизующихся систем
Б. Базовыми понятиями синергетики являются: порядок и хаос, организация и
самоорганизация.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 6 Создание и практическое внедрение урожайных, не поддающихся заболеваниям,
скороспелых сортов картофеля иллюстрирует функцию науки:
1) социальную
2) мировоззренческую
3) творческую
4) производственную
А 7 Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической
и социальной. К психическим особенностям человека относится:
1) способностью ощущать при помощи органов чувств
2) способность к прямохождению
3) способность осознавать свои действия и поступки
4) наличие духовных идеалов и ценностей

А 8 Часть природного или социального бытия, на которую направлена активность
познавательной деятельности человека, называется:
1) объект
2) образ
3) структура
4) субъект
А 9 Знания, полученные путем гадания на кофейной гуще, являются:
1) научными
2) параллельными
3) паранаучными
4) парадоксальными
А 10 Какое суждение является верным:
А. Непрерывное образование получается не только в учебных заведениях, но и путем
самообразования.
Б. Сегодня в РФ обязательной ступенью образования является среднее общее полное
образование
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Человек представляет собой единство трёх составляющих:биологический, психологический и социальный. Социально обусловлены 1 духовные качества и

ценности 2возрастные физические особенности 3рассовые отличия 4проявления наследственности и изменчивости

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

а) чувства и волю

б) знания и умения

в) физическое развитие

г) возрастные особенности

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

а) различных типов темперамента

б) собственной внешности

в) моральных и правовых норм

г) взаимодействия человека и природы

Результатом самопознания, в частности, является

а) накопление знаний о человека и природе

б) познание ценностей общества

в) представление о своих способностях

г) изучение социальных норм

12.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

13. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) непроизвольные.

в) интуитивные;

г) сознательные;

14. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

15. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:

а) лабораторный

б) естественный

в) пилотажный

г) формирующий

Качество метода исследования, которое позволяет получить одни и те же результаты при многочисленных исследованиях.

а)валидность;

б) объективность.

в) надежность;

17.Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

18. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

19. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) радость;

б) воодушевление;

в) фрустрация;

г) убежденность.

20. Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:

Название принципа Характеристика принципа
1. Принцип отражения А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружа­ющий мир.
2. Принцип активной деятельности личности Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант.
3. Принцип детерминизма В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
4. Принцип развития Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется.
5. Принцип единства сознания и деятельности Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее.
6.Принцип всесторонности Е) Логика по­знания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю.
7. Принцип единства Ж) Предполагает ком­плексный подход к исследованию процессов и явле­ний

Роль письма в развитии всего человеческого общества нельзя переоценить. Еще до появления привычных нам букв древние люди оставляли различные начертания на камне и скалах. Сначала это были рисунки, затем их заменили иероглифы. Наконец появилось более удобное для передачи и понимания информации письмо с помощью букв. Спустя века и тысячелетия эти знаки-символы помогли восстановить прошлое многих народов. Особую роль в этом деле сыграли памятники письменности: различные своды законов и официальные документы, литературные произведения и воспоминания выдающихся людей.

Сегодня знание того, языка, является показателем не только интеллектуального развития человека, но и определяет его отношение к стране, в которой он родился и живет.

Как все начиналось

По сути, основу для создания алфавита заложили финикийцы еще в конце 2 тысячелетия до н. э. Они придумали согласные буквы, которыми пользовались довольно долго. Впоследствии их алфавит заимствовали и усовершенствовали греки: в нем уже появились гласные. Это было приблизительно в 8 веке до н. э. Дальше история алфавита русского языка может найти отражение в схеме: греческое письмо - латинская азбука - славянская кириллица. Последняя послужила основой для создания письменности у ряда родственных народов.

Образование древнерусского государства

С 1 века нашей эры начинается процесс распада племен, населявших территорию Восточной Европы и говоривших на общем праславянском языке. В результате в районе среднего Днепра образуется Киевская Русь, ставшая впоследствии центром большого государства. Его населяла часть восточных славян, у которых со временем сформировались свой особый уклад жизни и обычаи. Получила дальнейшее развитие и история о том, как появился русский алфавит.

Растущее и укрепляющееся государство устанавливало экономические и культурные связи с другими странами, прежде всего, западноевропейскими. А для этого нужна была письменность, тем более что на Русь стали привозить первые церковнославянские книги. В это же время наблюдается ослабление язычества и распространение по всей территории Европы новой религии - христианства. Вот тут-то и возникла острая потребность в «изобретении» азбуки, благодаря которой новое учение можно было бы донести до всех славян. Ею стала кириллица, созданная «братьями солунскими».

Важная миссия Константина и Мефодия

В 9 веке сыновья знатного солунского грека по поручению византийского императора отправились в Моравию - на тот момент могущественное государство, располагавшееся в границах современных Словакии и Чехии.

Их задача заключалась в том, чтобы познакомить славян, населявших Восточную Европу, с учением Христа и идеями православия, а также провести богослужение на родном для местного населения языке. Выбор пал на двух братьев неслучайно: они обладали хорошими организаторскими способностями, проявляли особое усердие в учебе. Кроме того, оба в совершенстве владели греческим и Константин (незадолго до смерти, после пострига в монахи, ему было дано новое имя - Кирилл, с которым он и вошел в историю) и Мефодий стали теми людьми, кто придумал азбуку русского языка. Это был, пожалуй, самый значимый результат их миссии в 863 году.

Основа кириллицы

При создании азбуки для славян братья использовали греческий алфавит. Буквы, соответствовавшие произношению в языках этих двух народов, они оставили неизменными. Для обозначения же звуков славянской речи, отсутствовавших у греков, были придуманы 19 новых знаков. В итоге новая азбука включала 43 буквы, многие из которых впоследствии вошли в алфавиты народов, когда-то говоривших на общем языке.

Но рассказ о том, кто придумал азбуку русского языка, на этом не заканчивается. На протяжении 9-10 веков у славян были распространены два вида алфавита: кириллица (о ней сказано выше) и глаголица. Вторая содержала меньшее количество букв - 38 или 39, их начертание было сложнее. Кроме того, первые знаки использовались дополнительно для обозначения цифр.

Так придумывал ли Кирилл азбуку?

Вот уже несколько столетий исследователи затрудняются дать однозначный ответ на этот вопрос. В «Житии Кирилла» отмечено, что «с помощью своего брата … и учеников … он составил славянскую азбуку…». Если это действительно так, то какая из двух - кириллица или глаголица - является его творением? Дело осложняется тем, что рукописи, выполненные еще Кириллом и Мефодием, не сохранились, а в более поздних (относящихся к 9-10 векам) - не упоминается ни одна из этих азбук.

Чтобы разобраться в том, кто придумал азбуку русского языка, ученые провели немало исследований. В частности, они сравнили одну и другую с существовавшими еще до их появления алфавитами и детально проанализировали результаты. К единому мнению так и не пришли, но большинство сходятся в том, что Кириллом, скорее всего, была изобретена именно глаголица, причем еще до поездки в Моравию. В пользу этого говорит тот факт, что количество букв в ней было максимально приближено к фонетическому составу старославянского языка (предназначенного специально для письма). К тому же, по своему начертанию буквы глаголицы в большей мере отличались от греческих и мало похожи на современное письмо.

Кириллица же, ставшая основой для русской азбуки (аз + буки - это название ее первых букв), могла быть создана одним из учеников Константина - Климентом Охрицким. Он и назвал ее так в честь учителя.

Становление русского алфавита

Вне зависимости от того, кто придумал кириллицу, именно она стала основой для создания русской азбуки и современного алфавита.

В 988 году Древняя Русь принимает христианство, что существенно повлияло на дальнейшую судьбу языка. С этого времени начинается формирование собственной письменности. Постепенно древнерусский язык, азбука которого основана на кириллице, совершенствуется. Это был длительный процесс, который завершился только после 1917 года. Тогда были внесены последние изменения в алфавит, который мы используем сегодня.

Как изменялась кириллица

Прежде чем русский алфавит приобрел тот вид, который имеет сегодня, азбука-первооснова претерпела ряд изменений. Самыми значимыми стали реформы в 1708-10 годах при Петре I и в 1917-18 годах после революции.

Изначально в кириллице, очень напоминавшей византийское письмо, было несколько лишних, дуплетных, букв, например, и=і, о=ѡ - они, скорее всего, использовались для передачи болгарских звуков. Существовали и различные надстрочные знаки, которые указывали на ударение, произношение с придыханием.

До правления Петра I особым образом оформлялись буквы, обозначавшие цифры - именно он ввел арабский счет.

В первую реформу (это было вызвано необходимостью составления деловых бумаг: из азбуки были изъяты 7 букв: ξ (кси), Ѕ (зело) и йотированные гласные, добавлены Я и У (они заменили существовавшие), ε (оборотное). Это намного упростило алфавит, и он стал называться «гражданским». В 1783 году Н. Карамзин добавил букву Ё. Наконец, после 1917 года из русской азбуки исчезли еще 4 буквы, а Ъ (ер) и Ь (ерь) стали обозначать только твердость и мягкость согласных.

Полностью поменялось и название букв. Изначально каждая из них представляла собой целое слово, а вся азбука, по мнению многих исследователей, была наполнена особым смыслом. В этом проявились ум и тех, кто придумал алфавит. Русский язык сохранил память о первых названиях букв в пословицах и поговорках. Например, «начать с азов» - т. е. с самого начала; «фита да ижица - к ленивому плеть ближится». Встречаются они и во фразеологизмах: «смотреть глаголем».

Похвала великим святым

Создание кириллицы стало величайшим событием для всего славянского мира. Введение письменности позволило передать потомкам накопленный опыт, рассказать славную историю становления и развития самостоятельных государств. Не случайно говорят: «Хочешь истину познать - начни с азбуки».

Проходят столетия, появляются новые открытия. Но тех, кто придумал азбуку русского языка, помнят и почитают. Доказательством этому служит праздник, День который ежегодно 24 мая отмечают во всем мире.