Материалы для егэ по химии. Подготовка к егэ по химии. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

В 2017 году 74000 российский выпускников в качестве третьего профильного предмета при сдаче ЕГЭ выбрали химию Минимальный порог в 36 баллов преодолели около 78% экзаменуемых, что на процент больше, чем годом ранее. Сертификат по химии это пропуск для поступления на желаемую специальность во многие ведущие ВУЗы России. Из предметов по выбору химия стабильно находится на 5 месте, уступая обществознанию, физике, истории и биологии.

Для всех, кто в 2018 году планирует сдавать ЕГЭ по химии, мы собрали самую актуальную информацию о возможных нововведениях и советы опытных учителей по эффективной подготовке. В материале будут раскрыты такие вопросы:

Выбор такого предмета, как химия в качестве дополнительного на едином государственном экзамене для большинства участников испытания не является спонтанным решением. Чаще всего химию сдают ученики специализированных классов, а также выпускники школ и лицеев с углубленным изучением химии и биологии. Это значит, что ученику, углубленно изучавшему математику или филологию для успешной сдачи ЕГЭ по химии в 2018 году мало будет объема информации, заложенной в стандартной программе, и потребуется приложить немало усилий для эффективной подготовки.

Но, результат стоит усилий, ведь высокие баллы по данному предмету дают возможность вступления в ВУЗы по таким направлениям, как:

  • Химический факультет, окончив который можно получить специальность химика или биохимика, фармацевта или лаборанта химического анализа.
  • Агрономические факультеты, дающие дипломы агронома, агротехника, селекционера, ботаника или растениевода.
  • Факультет технологии легкой промышленности, выпускающие квалифицированных технологов по различным направлениям подготовки.
  • Строительные специальности, позволяющие получить диплом инженера или архитектора.
  • Высшие учебные заведения МЧС, готовящие будущих пожарных, инженеров пожарной безопасности и инспекторов госнадзора.

Для вступления на некоторые специальности будет достаточно связки «русский язык + математика базового уровня + химия», но некоторые университеты желают видеть в 2018 году помимо высоких результатов ЕГЭ по химии также сертификат по биологии, физике или естествознанию, подтверждающий уровень знаний абитуриента.

Информацию о необходимых предметах можно найти на официальных порталах ВУЗов.

Даты проведения ЕГЭ по химии в 2018 году

Точные даты, отведенные для испытаний по предмету «химия» в 2018 году будут известны лишь к концу календарного года. На данный момент можно с уверенностью говорить лишь о периодах, отведенных для сдачи предварительной, основной и дополнительной сессии ЕГЭ.

Следите за нашими материалами. Как только будет официально утверждена дата проведения ЕГЭ по химии, мы обязательно расскажем об этом.

Изменения в КИМах по химии в 2018 году

Изменения, коснувшиеся в прошлом году всех направлений , не обошли стороной и такой предмет, как химия, а потому можно надеяться, что в 2018 году существенные изменения в КИМах выпускникам не грозят.

  1. В 2018 году вы точно не встретите на ЕГЭ тестовых вопросов с выбором одного ответа.
  2. Даже самые простые вопросы предусматривают теперь дачу краткого ответа, который может быть представлен словом или числом.
  3. Обсуждается также возможный уход от градации заданий по уровню сложности. В 2017-2018 учебном году вопросы могут быть сгруппированы по темам, что должно облегчить их понимание.

Полный список изменений

№ задания Максимальный балл Какие изменения произошли
7 2 Аналогично заданию № 8 2017 года
8 2 Аналогично заданию № 11 2017 года
9 2 Задание № 9 повышенной сложности, относится к разделу «Характерные химические свойства неорганических веществ». Необходимо установить соответствие реагирующих веществ и продуктов реакции
10 2 Аналогично заданию № 9 2017 года
11-15 1 (каждое) Аналогичны заданиям № 12-162017 года
16-18 2 (каждое) Аналогичны заданиям № 17-19 2017 года
19-20 1 (каждое) Аналогичны заданиям № 20-21 2017 года
21 1 Упрощенный вариант задания №10 из ЕГЭ 2017. Балл понижен до 1. Относится к разделу «Реакции окислительно-восстановительные» Необходимо найти соответствия для 3-х элементов, вместо 4-х ранее.
26 1 Упрощенный вариант задания под тем же номером 2017 года. Относится к разделам «Экспериментальные основы химии» и «Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ». Вместо 4-х соответствий теперь нужно найти 3. Балл за задание снижен с 2 до 1.
30 2 Упрощенный вариант задания повышенного уровня сложности из ЕГЭ 2017. Балл за задание снижен с 3 до 2. Относится к разделу «Реакции окислительно-восстановительные». Учащимся будет необходимо выбрать вещества и правильно записать реакцию, протекающую между ними.
31 2 Новое задание. Относится к разделу «Реакции ионного обмена». Предполагает развернутый ответ с выбором веществ из списка и составление уравнения ионного обмена между ними.
32 4 Аналогично заданию № 31 2017 года
33 5 Аналогично заданию № 32 2017 года
34 4 Аналогично заданию № 33 2017 года
35 3 Аналогично заданию № 34 2017 года с понижением балла с 4-х до 3-х

В остальном билеты не будут существенно отличаться от 2017 года. За 180 минут экзаменуемым предстоит справиться с 36 (а не 40, как было ранее) заданиями, разделенными на два блока.

1 блок – вопросы, на которые можно дать краткий ответ, который необходимо будет вписать в соответствующий бланк

2 блок – задачи с развернутым ответом, ход решения которых также будет оцениваться комиссией.

Для прохождения минимального порога при сдаче ЕГЭ по химии в этом году будет достаточно набрать минимальные 36 баллов, что более чем реально для любого ученика, хорошо знающего данный предмет. Несколько более сложной будет задача для тех, кто претендует на высокий результат. Тут не обойтись без хорошей подготовки, ведь для 100-бального результата мало просто знать формулы и разбираться в основных понятиях.

Подготовка к ЕГЭ по химии

Как и в любом ином предмете, в химии важно знать теорию. Наверстать упущенное или подтянуть знания по определенным темам помогут учебники и специальные пособия для подготовки к ЕГЭ.

В КИМах оговорено, что проверочные задания рассчитаны на контроль знаний по таким четырем темам:

  1. химический элемент;
  2. вещество;
  3. химическая реакция;
  4. познание и применение веществ и химических реакций.

Тематики рассматриваются довольно обширно и включают сведения из курса химии за весь период обучения в школе. Поэтому, работы предстоит довольно много.

Опытные учителя химии, готовящие учеников к успешной сдаче ЕГЭ, рекомендуют:

  • Помните про три основные таблицы. Они прилагаются к заданиям по химии и могут стать для вас незаменимыми помощниками при решении целого ряда задач.
  • Подтяните математику! Большинство учеников, не дотягивающих до желаемого высокого балла, допускали ошибки именно в математических расчетах.
  • Заведите тетрадь, в которую выписывайте основное, повторяя каждую тему.
  • Составляйте схемы и таблицы. Так проще запомнить громоздкую или сложно воспринимаемую информацию.
  • Если без калькулятора вы не справитесь, приобретите непрограммируемую модель с возможностью вычисления основных тригонометрических функций еще в начале года и привыкните к работе с ним.

Незаменимый опыт также дают решения пробных заданий, которые можно скачать на официальном сайте ЕГЭ и билетов прошлого года. Если есть сомнения в собственных силах – обратитесь к репетитору. Но, начинать подготовку необходимо как можно раньше (желательно в 10 классе, или с самого начала 11 класса), так как выучить все за 1-2 месяца просто невозможно.

В 2018 г. в основной период в ЕГЭ по химии приняли участие более 84,5 тыс. человек, что более чем на 11 тыс. человек больше, чем в 2017 г. Средний балл выполнения экзаменационной работы практически не изменился и составил 55,1 балла (в 2017 г. - 55,2). Доля выпускников, не преодолевших минимального балла, составила 15,9%, что незначительно выше, чем в 2017 г. (15,2%). Второй год наблюдается увеличение числа высокобалльников (81-100 баллов): в 2018 году прирост составил 1,9% в сравнении с 2017 г. (в 2017 г - 2,6% в сравнении с 2016 г.). Отмечен также определенный прирост стобалльников: в 2018 г. он составил 0,25%. Полученные результаты могут быть обусловлены более целенаправленной подготовкой старшеклассников к определенным моделям заданий, в первую очередь, высокого уровня сложности, включаемых в часть 2 экзаменационного варианта. В качестве другой причины можно назвать участие в ЕГЭ по химии победителей олимпиад, дающих право на внеконкурсное поступление при условии выполнения экзаменационной работы более чем на 70 баллов. Определенную роль в повышении результатов могло сыграть и размещение в открытом банке заданий большего количества образцов заданий, включаемых в экзаменационные варианты. Таким образом, одной из основных задач на 2018 г. стало усиление дифференцирующей способности отдельных заданий и экзаменационного варианта в целом.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 3000 заданий для подготовки к ЕГЭ по химии в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ХИМИИ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов.
Задание 2. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов
Задание 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
Задание 4. Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
Задание 5. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
Задание 6. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа.
Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных
Задание 7. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена
Задание 8. Характерные химические свойства неорганических веществ:
- простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);



- кислот;
Задание 9. Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);
- простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
- оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных;
- оснований и амфотерных гидроксидов;
- кислот;
- солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка)
Задание 10. Взаимосвязь неорганических веществ
Задание 11. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
Задание 12. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа
Задание 13. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола).
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)
Задание 14. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).
Задание 15. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки
Задание 16. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В. В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии
Задание 17. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений
Задание 18. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений
Задание 19. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Задание 20. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов
Задание 21. Реакции окислительно-восстановительные.
Задание 22. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Задание 23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Задание 24. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов
Задание 25. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений
Задание 26. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки
Задание 27. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»
Задание 28. Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям
Задание 29. Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ
Задание 30 (С1). Реакции окислительно-восстановительные
Задание 31 (С2). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Задание 32 (С3). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Задание 33 (С4). Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений
Задание 34 (С5). Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Задание 35 (С6). Установление молекулярной и структурной формулы вещества
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Одним из предметов по выбору, который указывается выпускником средней школы в заявлении, является ЕГЭ по химии 2018. Контрольно-измерительные материалы по химии готовятся в соответствии с Федеральным стандартом полного среднего образования. Они полностью ориентированы на школьный уровень. Сложность заключается в том, что в общеобразовательных школах отводится всего один час в неделю на изучении химии. Поэтому, для того чтобы успешно сдать Единый государственный экзамен по химии, надо упорно и целенаправленно готовиться.

Кто выбирает химию на ЕГЭ?

ЕГЭ по химии выбирается учениками 11 класса, планирующими в дальнейшем связать свою жизнь с обучением в высших учебных заведениях по данному направлению подготовки.

  • Как правило, это выпускники, стремящиеся поступить в технические вузы, которые в качестве профиля подготовки предлагают химические специальности.
  • Это также могут быть ребята, желающие поступать в медицинские вузы, где требуются хорошие знания химии.

Основные документы ЕГЭ

Если говорить о содержательном наполнении варианта экзаменационного теста по химии, то здесь необходимо познакомиться с тремя основными документами:

1) Кодификатор , состоящий из двух частей.

  • В первой части документа представлены те элементы содержания, на проверку сформированности которых направлены все задания, включённые в вариант.
  • Вторая часть кодификатора называется «Перечень требований к уровню подготовки выпускников». Здесь представлен перечень умений, которыми ученик 11 класса должен овладеть, для того чтобы выполнять задания.

2) Спецификация . Это документ, который регламентирует структуру ЕГЭ текущего года. В нём представлены темы, которые могут встретиться на экзамене.

3) Демоверсия ЕГЭ по химии – это один вариант ЕГЭ, с которого и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по химии.
Как готовиться? Что читать?

Существует достаточно большое число пособий, которые являются вспомогательными материалами:

  1. Книги, которые рекомендованы Министерством образования, – это учебники по химии.
  2. Пособия, имеющие гриф «ФИПИ».
  3. Книги самих разработчиков КИМов ЕГЭ по химии.

Как устроен вариант ЕГЭ?

Всего 34 задания
1 часть 2 часть
29 заданий с кратким ответом 5 заданий с развёрнутым ответом

Время выполнения всей работы на экзамене составляет 210 минут (3 часа 30 минут).
Максимальный первичный балл – 60.

В 1 части представлены задания базового и повышенного уровня сложности.

Во 2-й части даны задания высокого уровня.

Структура и типология заданий 1-й части КИМ

Задания 1-й части бывают двух основных форм:

  1. задания с кратким ответом, которые предполагают установление соответствия между позициями двух множеств;
  2. выбор нескольких вариантов ответов из представленного перечня.

Например, в 1-м задании базового уровня может быть дан ряд химических элементов (всего 5 элементов). Далее задаются вопросы, которые выпускник должен внимательно прочитать и дать соответствующий ответ. То, что в поле ответов имеются две клеточки, говорит о том, что таких ответов должно быть два. И только при правильном выборе всех вариантов ответа можно получить максимальный балл за это задание.

Второй пример заданий – это задания на соответствие между двумя множествами (5-е задание). Так, могут быть представлены в левом столбце формулы веществ, а в правом – класс (группа) веществ, к которым относится то или иное вещество. Поскольку в левом столбце даны 3 вещества, то ученик должен установить 3 соответствия.

Если говорить о заданиях другого типа, то можно увидеть задания в большей степени содержащие текстовую информацию, где предполагается некое мысленное проведение химического эксперимента и выбор формул веществ, которые позволят правильно ответить на задание, представленное в условии задачи.

Задания с выбором ответа часто кажутся учащимся довольно простыми и не требующими записи уравнений реакций, формул веществ. К сожалению, это не так. Только если выпускник действительно для каждого задания прописывает решение и вдумчиво относится к данному условию задачи, то в этом случае есть вероятность прийти к правильному ответу.

Особенности заданий второй части

А вот задания из второй части теста с развёрнутым ответом предполагают более высокий уровень сложности. Но это не выходит за рамки тем, представленных в кодификаторе. Усложнение связано с тем, что если в заданиях базового уровня проверка направлена на один элемент содержания, то в заданиях высокого уровня сложности предполагается владение несколькими элементами содержания или несколькими умениями. Например, нужно не только отнести то или иное вещество к классу или группе веществ, но и вспомнить, какими свойствами обладает эта группа веществ, иногда приходится вспоминать специфические свойства веществ, о которых идёт речь в задании.

Пять заданий с развёрнутым ответом направлены на основные, наиболее важные разделы курса химии. Весь вариант можно условно поделить на определённые содержательные блоки, многие из которых являются укрупнёнными темами школьного курса химии. Например, «Строение атома», «Периодические законы. Периодическая система химических элементов», «Неорганические вещества», «Органические вещества», «Методы познания в химии», «Химия в жизни», «Расчёты по химическим формулам, уравнениям реакции».

Чем можно пользоваться на экзамене?

Выпускнику необходимо принести на экзамен по химии два предмета:

  1. непрограммируемый калькулятор;
  2. чёрную гелевую ручку.

На экзамене выдадут:

  • периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева;
  • таблицу растворимости кислот, солей и оснований;
  • электрохимический ряд напряжений металлов (ряд активности металлов).

Министерство образования не предполагает вносить какие-либо изменения в КИМ ЕГЭ по химии в 2017–2018 учебном году.

Дата проведения ЕГЭ по химии станет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по химии в 2018 году можно узнать в своей школе или на официальном сайте ЕГЭ.

Более подробно об особенностях ЕГЭ по химии смотрите в видео-ролике:

). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах - не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии - преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35 . Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая - ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, - 40, за вторую - 20 . Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии - когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное - не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов . В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их - не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) - наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций - обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций - ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/2008/05/15/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице - это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте .

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов - это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена - проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.