Наши обильные разговоры о нравственности часто аргументы. Почему милосердие уходит из нашей жизни? (сочинение C1 по русскому языку в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина). беседы по нравственному воспитанию

Выполнил:
учащийся 8 класса ЦПШ
Куричин Олег

Санкт-Петербург, Колпино
2010

1. Введение.

1.1. Почему я взял эту тему?

Некоторое время назад у меня была собака. Но нам пришлось ее отдать. Я переживаю, что всё так получилось. И именно поэтому я, не колеблясь, взял эту тему. Потому что она мне близка. Потому что меня время от времени мучают вопросы (например, есть ли у животных душа), ответы на которые я попытаюсь найти через свою работу.

1.2. Актуальность темы.

Тема актуальна тем, что редко рассматривается. И в православных журналах, и в газетах, в разговорах, в литературе и даже в мыслях… Редко задумываемся мы о роли животных в нашей жизни, об их предназначении. Человек чаще сосредоточен на себе, на своих переживаниях, делах, чувствах. Они - и дикие, и домашние - часть нашей жизни, мы привыкли к ним. Сегодня к животным мало кто относится правильно. Часто люди или их не замечают, относятся как к вещи или игрушке, или делают ровней себе, или вообще обожествляют их, чем нарушают одну из главных Заповедей.

Данная работа посвящена больше домашним животным, чем диким, потому что в своей повседневной жизни с дикими животными мы практически не сталкиваемся.

1.3. Цель работы.

Проследить историю отношений животных и человека от начала времён до наших дней и попытаться понять, что правильно, а что ошибочно.

2. Животные в Священном писании.

2.1 Ветхий завет

2.1.1 Сотворение мира, изгнание из Рая

В Ветхом завете в книге Бытия описываются события создания животных:

«…20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…»

(Гл. 1 Быт.)

Затем мы читаем о наречении их именами:

«…18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»

(Гл. 2 Быт.)

Созданный человек живет в Эдеме, и находится в постоянном общении с Богом, в мире и гармонии. Когда Бог позволил человеку назвать животных определёнными именами, Творец дал ему не столько власть над зверями и рыбами, сколько возложил на человека ответственность за весь животный мир. Таким образом, человек и животный мир стали связаны - животные как помощники человеку, а человек как хозяин и как ответственный за них. Власть дана не как возможность повелевать, а как ответственность и достоинство. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения (в частности, животные стали смертны) - его неоспоримая вина. Неоспоримо и его духовное преимущество. Оно заключается, прежде всего, в наличии у человека бессмертной души, а также в том, что человек был создан по образу и подобию самого Бога. При сотворении человек был наделён разумом и тем, что отличает его от животного - свободным выбором.

После изгнания человека животные служат ему в его трудах, часть из них становятся домашними животными, человек приближает их к себе, приручает, а часть животных становятся «дикими».

2.1.2 Всемирный потоп

После изгнания из Рая прошло много лет. Человек без Богообщения погрязает в грехах. Своими грехами он накликает на себя Божий гнев. Праведный Ной получает от Бога предупреждение. Благодаря праведности Ноя человечество и животный мир остались жить:

«…1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,

4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5 Ной сделал все, что Господь повелел ему…»

(Гл.7 Быт.)

Затем читаем в главе 8 книги Бытия:

«…1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней <…>

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле…».

После потопа Ной принесёт большую и щедрую жертву:

«… 20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся»

(Гл. 8 Быт.)

Господь сохранил жизнь на земле, человеческий род продолжился. Вместе с людьми Бог сохранил и животных, как неотъемлемую часть жизни на земле.

После потопа отношения Бога и человека изменяются.

«Теперь библейскому человечеству от дней потопа и в память о нем остался Завет, который обещает людям, что

  1. человечество в целом никогда больше не будет уничтожаться водой;
  2. людям разрешено есть мясо животных и рыб (и, значит, утверждения некоторых современных сект о том, что, дескать, библейская заповедь "не убий" включает в себя запрет на лишение жизни животных, на деле находятся в противоречии с Библией);
  3. введена заповедь "талиона" - "око за око", "зуб за зуб", что ограничивало инстинкт мести и не допускало пролития человеческой крови за, скажем, кражу имущества.»

(А. Кураев - «Школьное Богословие»)

Но кроме этого изменились отношения человека и животных. Не только в пищу теперь употреблялись животные, но и в жертву. Бог дал человеку больше власти над животными, а значит, возложил на человека ещё большую ответственность.

2.1.3 Жертвоприношения Ветхого завета

Кроме жертвы Ноя, в Ветхом завете упоминаются некоторые животные жертвы Богу. Это тонкий вопрос: как Бог мог позволить убивать человеку свои творения в свою честь? Для ответа на этот вопрос надо сначала разобраться, что же такое жертвоприношение.

В «Библейском словаре» В.П. Вихлянцева написано:

«Жертвоприношение - как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель - от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков - возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мр 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день.»

То есть животные жертвы нужны были для того, чтобы укрепить связь человека и Бога. И для Бога животные не стоят на одной ступеньке «ценности» с человеком. Отношения с человеком для Бога важнее и дороже жизни животного.

Но не каждая жертва принималась Богом. Первое жертвоприношение тому свидетельство.

«…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его…»

(Быт.4)

«От тука» означает необязательно мясо, а молоко, сыр или шерсть. После того как Бог «призрел» на Авеля и не «призрел» на Каина, Каин убил своего младшего брата. Разные люди имеют разные версии, зачем он это сделал. Лично моё такое: Каин был первородным сыном, то есть ему отпускалось больше Божьей благодати, чем всем остальным. Соответственно, с него требовалось больше. И вот, видимо, чтобы снискать ещё больше благодати, Каин принёс жертву. И видя, что Авель приносит свою жертву из любви Богу, а Каин - из корысти. Поэтому Бог и не принял жертву Каина, и он из зависти убил своего брата.

Жертвы приносились до рождения, и даже некоторое время после рождения Христа. Надобность в них для верующих отпала после Распятия Иисуса Христа, ведь главной частью жертвы была кровь (поскольку кровь - это путь, по которому душа связывается с телом), а что может быть священнее, чем кровь самого Бога? Сейчас Его жертву мы повторяем на Таинстве Евхаристии, когда мы вкушаем «тело и кровь Нового Завета», чему нас научил Иисус Христос незадолго до Своей смерти.

2.2 Новый завет

В Евангельском повествовании животные упоминаются вскользь, потому что их место в жизни человека второстепенное. Однако, несмотря на «незначимость» животных, именно они пришли первые поклониться новорожденному Христу, а сам Спаситель был положен в ясли - предмет ухода за домашним скотом. Само Рождение Господа Иисуса Христа уже принесло на Землю мир, и животные тоже почувствовали эту радость и вспомнили об утраченном Рае (икона Рождества Христова).

В Новом завете в раннее время очень хорошо известны случаи, когда для казни первых христиан использовались животные, а также дружба Святых угодников и животных.

Рассказ о животных в Новом завете я, пожалуй, начну именно с первых христиан.

2.2.1. Первые христиане и животные

Распространение веры христианской вызвало гонение на христиан со стороны римских языческих императоров. Приверженцы язычества убеждали императоров, что христиане - враги государства, враги императоров и всего человечества. Гонения на первых христиан были настолько жестоки, что не поддаются описанию. Одним из любимых развлечений римлян, кроме гладиаторских боев, были казни христиан. Патриции выискивали христиан среди населения, пытали их, а затем выпускали их на арену цирка. С другой стороны арены выпускались дикие звери. Со временем, такие казни стали даже популярными, чем другие такие «развлечения».

Большую часть христиан съедали животные, но бывали случаи, когда животные отказывались мучить людей, чувствуя в них Божью благодать. Примером этого может служить житие святой Татьяны.

Святая Татьяна была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татьяна достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и земным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татьяна за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Согласно летописи святую Татьяну, после разных истязаний, бросили на арену цирка, чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татьяну подвергли новым мучениям и вместе с ее отцом усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом. По свидетельству диакона Зосимы, глава святой Татьяны находилась в 1420-ом году в Перивлепто в Константинополе.

Это не единственный случай, когда животные отказывались есть христиан, но все их имена история не помнит, ведь их казнили сотнями и тысячами!

2.2.2. Святые и животные

Известно очень много примеров дружбы святых и животными. Такая дружба была и в первые века после Рождества Христова (преподобный Власий), и в Средние века на Руси (множество святых, ярчайший пример - Серафим Саровский). Возможно, такая дружба есть и сейчас, и благослови Господь тех, у кого есть такая дружба.

Вот отрывок из жития Серафима Саровского:

«…Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь, что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого…» Житие этого преподобного доказывает, что творения Божьи могут и должны искать общий язык. Даже такие, казалось бы, жестокие хищные звери, как медведи, могут добрыми и ласковыми. Всё зависит только от нас и нашего отношения к ним. Кроме того, известны многие другие случаи, например, Сергий Радонежский вылечил слепого медвежонка, которого принесла медведица-мать. Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Дружба с животным - это не только взаимопомощь, но и общая радость, общее доверие и терпение. Новый Завет дал новую заповедь. «Возлюби Ближнего своего…»

Любовь пришла в мир, и с ней животные, наряду с людьми, стали человеку вновь ближними. И стала возможна дружба человека и животного. Но - только такого человека, который служит Богу, Ему одному поклоняется, Его одного славит. И на таком человеке и прибывает Божья благодать. И такой человек может дружить с животным, не теряя своего человеческого достоинства. И звери это чувствуют.

3. Животные в современном мире

И как же человечество сохраняет тот мир, который пришел вместе с Христом?

Грехопадение человека только усугубляется.

Сегодня люди мало заботятся о спасении своих душ. И о сохранении своей планеты и всего живого на ней почти не заботятся. Дикие животные, как и вся земная природа, можно сказать, терпят бедствие - в результате эгоистичной деятельности человека. Так сегодня человек несет Богом данную ответственность за всё живое…

Современный мир по-разному относится к животным. С одной стороны взникли национальные парки, заповедники, «Красная книга», общество Гринпис. Часть людей пытаются сохранить на Земле то, что осталось. С другой стороны - конный спорт, цирки, охота, браконьерство… Ни одно живое существо на Земле не позволяет себе причинять боль другому существу ради развлечения!

4. Правильное отношение к животным

В спасении человека животные могут играть важную роль. Их роль определяется выбором самого человека. Его отношением к животным, к Богом данному обязательству заботы и защиты.

Про правильное отношение к домашним животным существует множество различных мнений. Они различны в примерах и в рассуждениях, часто друг другу противоречат, но суть у них одна: в них говорится, что отношение к животным должно быть добрым и ласковым, но в тоже время мы не должны обожествлять их, ставить выше ближнего своего или даже выше Бога (такие случаи тоже встречаются). Священник Анатолий Гармаев, отвечая на вопрос «Каким должно быть отношение к животным?», говорит:

«Отношение к животным должно быть очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Собака сама по себе — животное доброе и назначена человеку в охранение его жилища. Поэтому, если есть собака, охраняющая жилище, то ее нельзя кормить со злобой, с отвращением, как бы ее не коснуться, т.е. миску положил и бросился от нее. Так нельзя<…> Никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Многие верующие обращаются с такими проблемами: живу с родителями, они любят собаку, не могут расстаться с ней, а я уже воцерковился. Что делать? — Надо терпеть. Мира ради, любви ради. Терпение, любовь выше, чем гнушение собакой…»

По-моему, это высказывание очень ясно показывает вариант отношения к собаке, живущей под одной крышей с хозяином, но никак не к животным вообще. Однако, я согласен с тем, что собаку надо терпеть и не надо бояться, не надо на неё злиться.

А Марина Журинская (корреспондент журнала «Фома»), рассуждая об отношениях человека и животных, считает, что сейчас животных или не замечают, или обожествляют. Иногда животным присваиваются качества, которые изначально не были в них заложены, например их называют носителями темных сил. Это, естественно, не верно. Она же говорит, что «очеловечивание животных наносит вред и им, и людям». Вот это действительно фраза, с которой я полностью согласен. У животных своя философия, у нас своя. То, что для нас является обычным делом по отношению к человеку (например, «сюсюканье» с малышом), у собаки или кошки вызывает шок. Необходимо помнить, что животные - это часто стайные животные со своей психологией. И наши, человеческие, отношения применимы к ним лишь отчасти.

Также нельзя доходить до другой крайности - нельзя требовать от животных того, на что они не способны. Конечно, научить медведя говорить невозможно, но заставить его танцевать на сцене «Калинку» - задача вполне выполнимая. Только бедному животному очень и очень больно. Ведь чтобы научить его этому танцу, его ставят на лист железа и нагревают металл. И чтобы не обжечь ступни, зверю приходится прыгать с одной ноги на другую. Нередко эта процедура сопровождается побоями. Вот до чего дошли люди!!!

Также М. Журинская говорит, что «на деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. Если мы хотим постараться вернуть мирозданию красоту и гармонию, мы должны научиться жить с ними исходя именно из этого». Опять очень точная фраза. Вполне возможно, что у животных есть душа, но даже если бы она была, то всё равно критерии нравственности у людей и животных были бы разные. А значит и пороки и достоинства определялись бы (и определяются сейчас) по-разному.

Но это всё мнения современных людей, которые кроме Библии могут опираться на научные исследования психологии и физиологии животных. У Святых отцов не было ни компьютеров, ни научных книг. Но их мнение может быть гораздо важнее и правильнее всех существующих современных, потому что оно Боговдохновенно.

Вот что говорит по вопросу отношения к животным Феофан Затворник:

«У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой.

Творения Божий так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов и кроме них имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею, от низших к высшим идущею. Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации (например, снежинки, разводы на окнах зимою и под.). Выше этой силы стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу, и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит сила животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. Выше животнодушевной силы - сила человеческого естества, которое содержит все силы, низшие его, в своей власти и ими действует.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями, ибо питание и ращение тела есть растительное дело. Но что из этого вывести? Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин…»

Да, именно так. Всякому свой чин. Именно так и нужно относиться к любому животному - не больше и не меньше. К сожалению, мы не соблюдаем это простое правило, мы недолюбливаем бездомных животных, а домашних - перелюбливаем. В этом наша главная ошибка.

5. Вопросы, связанные с животными

5.1 Душа у животного, и как следствие, её спасение.

Есть ли у животного душа?

Мнения людей на этот счет расходятся.

«…Духовно авторитетные люди отвечают на вопрос по-разному, но примечательно то, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что душа ест и что она бессмертна. К естественнонаучным аргументам стоит относиться с осторожностью, потому что они, скорее всего, будут исходить из той школы, которая и человеческую душу отрицает».

(М. Журинская)

Как уже говорилось выше, Феофан Затворник считал, что душа у животных есть, только она особая, животная.

«Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»

(Екк. 3:19)

Животные могут испытывать эмоции: страх, радость, тоску, злость, привязанность, заботу. Это и есть свидетельства существования у них души. Их поступки движимы инстинктами, но некоторые из них объясняются только чувствами. Но вряд ли душа животных такая же, как у людей. Она не может возрастать, очищаться покаянием, грешить. Потому что животные не грешат. В них нет Духа Святого. Их душам не нужно спасение.

Мы не знаем, что бывает с их душами после смерти, попадают ли они в Рай. Зато знаем, что у Бога никто не забыт и не обижен. Мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21:1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11:6; 65:25). Мы полностью согласимся с Его решением вопроса об их посмертной участи.

Я уверен, что ничто, созданное Богом, не проходит и не исчезает бесследно.

5.2. Есть ли животные в Раю?

Про то, есть ли животные в Раю, точно сказать невозможно, ведь из Рая никто не возвращался. Но сказать, были ли они там, можно с очень уверенным утвердительным ответом. Да, они там были. По книге Бытия Бог насадил Сад в Эдеме на Востоке и поместил туда Адама. Вместе с Адамом Творец поселил в Эдем и животных. А значит, животные были в Раю, а потом… Может, были изгнаны из Рая вместе с людьми, а может часть, всё-таки, осталась. Если они остались, то они есть в Раю.

5.3 Молитва о животных.

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, говорит:

«Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк.12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <...> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12).

Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.

Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем».

Я считаю, что просить Бога помочь больному животному можно. Лично я прошу Бога помочь бездомным, страдающим, потерянным, кого бросили, на кого охотятся, кто голодает, кого усыпляют. Прошу Его сжалится над ними.

Как говорит мартовский номер журнала «Фома» «…За них можно молиться, чтоб не болели, а если заболели, чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а уж если потерялись, то чтоб нашлись<…> Об умерших животных молиться не стоит, потому что суть молитв за усопших - прощение их грехов, а какие уж тут грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Бога за дарованную встречу…».

Тот же журнал говорит, что животным можно осторожно смачивать лоб Святой водой. Я считаю, что это нормально. Как я уже говорил в начале работы, у меня была собака. И она меня не однократно кусала. Я думаю, что если бы я окропил бы его Святой водой, когда он бежал кусаться, он бы успокаивался.

Но в тоже время животные не могут участвовать в таинствах Церкви, их не поминают в Церковной молитве.

6. Заключение.

Правильно относиться к животным не так сложно, как кажется. Надо четко понимать их место в жизни человека и обязанность человека по отношению к ним. Нельзя наделять их человеческими качествами, нельзя ожидать от них человеческих поступков. Нельзя считать их ровней человеку.

Мы можем их любить. Охранять. Защищать от других недобрых людей. Мы можем помолиться за них в домашней, личной молитве.

Также следует помнить, что животные на нас совершенно непохожи с духовной стороны.

Господь Бог от создания мира разделил человека и животных, и мы не должны об этом забывать, и никогда не переступать эту черту.

Творец дал людям животных как один из инструментов совершенствования человеческой души. Глядя на поступки четвероногих, мы можем увидеть себя, разбудить свою совесть. Мы можем научиться быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми. И использовать дарованную встречу с животным для труда спасения своей души.

В своей работе я не только ответил на важные конкретно для меня вопросы, но и узнал то, чего даже не предполагал делать в этой работе. Через эту работу я понял, что, например, животные жертвы - это не убийства, что мясо убитых животных есть можно. Я понял, что просить у родителей вторую собаку - это вредно не только для меня и моей семьи, но и для самого животного. Потому что быть достойным хозяином животного - это большая ответственность. И я пока к ней не готов.

Список использованной литературы:

  1. Ветхий завет
  2. Диакон Андрей Кураев, «Школьное богословие»
  3. Вихлянцев В.Н., Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г. http://interpretive.ru/dictionary/559/
  4. Новый завет
  5. Житие святой мученицы Татьяны, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/tatiana.htm
  6. Житие преподобного Серафима Саровского, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/ilienko/serafim_sarovskii.htm
  7. Священник Анатолий Гармаев, http://www.zavet.ru/garmaev/ways13.htm
  8. Марина Журинская, «Всех их создал Бог». Журнал «Фома», №3/2010 г.
  9. Феофан Затворник, http://www.sv-krest.ru/UserFiles/File/biblio/zhivotnye/zhivotnye06.html
  10. Священник Анатолий Гумеров, http://www.pravoslavie.ru/answers/6518.htm

Давно меня волновал вопрос отношения к животным. Вроде бы все понимают, что жестокое отношение к чему-либо - это нехорошо. Но к животным до сих пор отношение остается особенным. Сегодня развиваются и вегетарианское движение, и движение помощи бездомным котам и собакам, движение за предоставление прав животным. Но понимания того, что проявление жестокости к чему-либо живому - это так же ненормально, как и неоправданная агрессия по отношению к людям, этого до сих пор у большинства людей нет. Кроме того, такое отношение к животным часто проявляется именно у детей и подростков.

Жестокость по отношению к животному - проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Хотя и здесь вопрос довольно сложный - жестокость порождает жестокость. Но люди - это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Но они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они - непосредственное проявление прекрасного в этом мире. По этому поводу очень удачно привела цитату Льва Толстого в своей статье «Доброту надо воспитывать» Галина Калабалина: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Возможно, о красоте и добре людям настолько мало известно, что сложно представить белку или лошадь проявлением красоты. Может быть, сложно понять, что животные необходимы человечеству, что они украшают нашу планету, что они приносят непосредственную пользу природе - тому, что еще осталось от нее. Человек очеловечил природу, но можно ли это очеловечивание назвать действительно человеческим, если люди редко обращают внимание на действительно важные моменты жизни?

Многие рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других «невинных» развлечений. Ладно бы отношение к животным заканчивалось на этом. Но нет. Замечали, как в гостях у человека, который имеет домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими? Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться - дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще – сложно остановиться. А когда надоест, можно и стукнуть собаку, а то разгавкалась. А еще интересны коты. Как же не потягать за хвост этих пушистых созданий, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке и т.д.? И так легко можно найти еще один способ украсить свою скучную жизнь новыми эмоциями, новыми приключениями. Зачем искать сложные способы получить удовольствие, принося радость другим? Есть способы полегче.

Казалось бы, зачем говорить об отношении к животным, если и к людям отношение не лучше. Есть дети, которые рады поиздеваться над одноклассниками, посмеяться над чужими болезнями, есть люди, которые получают удовольствие от унижения других, от чужой боли и т.д. О каких животных может идти речь, если существуют такие проблемы, как чайлдфри, расизм, фашизм и даже всеобщее безразличие? Но, возможно, как раз отношение к животным и является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к жестокому отношению к людям.

Ребенку, который живет в более-менее благополучной семье, сложно самостоятельно прийти к осознанной жестокости к животным. Ребенку вообще сложно (и даже - невозможно) чему-либо научиться без помощи других людей. Скорее всего, для того чтобы ребенок считал нормой или незначительной шалостью издевательство над животными, взрослые должны быть безразличными к тому, что маленький человек отрывает лапки жучкам, догадываясь, что животному так же неприятно, как и самому ребенку было бы в подобном случае. А может быть даже, взрослые поощряли своим восторженным удивлением ребенка, который тягал за хвост или бил кота. Или же сами родители «игрались» с котом, крутя им как неживым шариком, кричали на гавкающую собаку, «стреляли» камушками по птицам на пруду и т.д. «Что ж тут такого? Животные все равно не понимают». Но главное, что люди - понимают. Понимают и делают. Просто так. Ради забавы.

Галина Калабалина, о которой я уже упоминала, - это одна из воспитанниц и последователей известного педагога-гуманиста Антона Макаренко. Еще 35 лет назад она поднимала этот вопрос - вопрос не только отношения к животным, а вопрос воспитания доброты в человеке с помощью взаимодействия с живой природой. Этот вопрос заинтересовал ее благодаря одному из читателей газеты «Знамя труда». Он описывал взволновавший его случай - случай с голубем, шея которого была насквозь проткнута толстой иглой с обломком дерева на тупом конце. Причем, случай явно не был похож на дело рук взрослого.

Калабалина в статье утверждала, что неравнодушным отношением к действиям и поступкам детей, а тем более активной поддержкой их жестокости по отношению к животным, взрослые воспитывают в человеке черствость, злость и варварское отношение к природе.

И напротив: «Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости».

Обсуждая вопрос отношения к животным на форумах, подростки спрашивают: «Плохо ли это, если человек не любит животных?» Некоторые отвечают, что это «никак». Такое безразличие к действительно важным вопросам, наряду с постоянной «борьбой» за всевозможные права, даже права животных, не вселяют надежду на лучшее. Выходит, что люди мирятся с жестокостью, часто оправдывая это своим правом, например, правом на нелюбовь к животным (а потом и правом на нелюбовь к людям…).

«Никак» по отношению к любви или нелюбви к животным может быть только в случае, если не учитывать, что безразличие и бездействие по отношению к недобрым чувствам - это принятие стороны этого недоброго чувства. Но дело даже не в том. А в том, что для самого же человека нелюбовь к еще одному проявлению прекрасного означает невозможность полноценно чувствовать жизнь. Любовь ведь проявляется по-разному. Любить животных - это не значит переходить на вегетарианский образ жизни или забирать с улицы всех бездомных котов, разводить змей или плакать за нечаянно растоптанным червячком. Давать животным возможность спокойно жить своей жизнью так, как им будет лучше - это тоже любовь.

Калабалина в своей педагогической работе вопросу гуманного отношения к живому миру уделяла самое большое внимание. В своей статье она рассказала историю, случившуюся в ее детском доме: «Как-то воспитанники детского дома, гуляя в лесу, нашли раненого лосёнка. Бережно принесли его в детдом, перевязали раны и более месяца лечили. За это время ребята привязались к лосенку, а он к ним. Но вот наш больной поправился и: затосковал по воле. Расставаться с ним было очень жалко. Они провожали своего друга, а лосенок, зайдя в лес, почувствовал себя в своей стихии, благодарно посмотрел на ребят и скрылся за деревьями. В эту минуту у каждого на душе было и грустно и тепло. Это был хороший урок нравственной чистоты».

Если нелюбовь к животным - это никак, то и нелюбовь к людям, ко всему живому на этой планете - это тоже никак. А если мы уже приходим к тому, что нелюбовь считаем нормой, то о каких человеческих отношениях мы можем говорить?

Текст: Кристина Москаленко

Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше Премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего (блажен, иже и скоты милует ― церк.-сл.), сердце же нечестивых жестоко (Притч.12, 10). Однако в ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Старец при этом говорил своему ученику, что Сам Дух Божий учит жалеть всякую тварь.

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе...

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня - это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы


Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день.

Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.


2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»


Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная:в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным.

Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также и дочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешь родителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественное общество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценить красоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасет красота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающий прекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.: БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л. Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44 с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведения практических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80 с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.