Ненавижу сына алкоголика что делать. Как разговаривать с алкоголиком: советы психолога. С чего начинается болезнь

ГБОУ Школа №1998 «ЛУКОМОРЬЕ»

Школьная библиотека

Масленица - древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Обычай празднования Масленицы восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славян-язычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия – рубежу, отделяющему зиму от весны. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились и наступила весна.

Недаром Масленица сейчас считается праздником проводов зимы. Любимый народный праздник нашел отражение в произведениях русской литературы и искусства. Сцена празднования Масленицы есть в начале весенней сказки Н.Островского «Снегурочка», колоритное описание праздника содержится в романе И.С.Шмелева «Лето Господне».

В произведениях русских поэтов часто встречается описание масленичных гуляний.

Музыкальный образ Масленицы представлен в цикле П.И.Чайковского «Времена года», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и балете Стравинского «Петрушка». Масленичные игры и катания можно увидеть в живописных полотнах Кустодиева и Сурикова.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» И.С.Шмелева, «Петр Первый» А.Н. Толстой. Уже давно стала пословицей фраза Н. С. Лескова «сыт и весел, как на масленицу».

Блистательно, с необычайной достоверностью передал душу масленицы русский живописец Борис Кустодиев в серии картин-песен «Масленицы». Просто поглядев на эти шедевры, можно услышать звон бубенцов, веселый хохот, почувствовать запах сбитня и блинов… Широко известны классические живописные образы Масленицы - картины В. Сурикова и К. Коровина «Россия. Праздничное гулянье», К. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде

песен, загадок, пословиц и поговорок.

Пословицы.

Пословицы о масленице, как форма народного творчества, появилась достаточно давно. В них содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению.

    Без блинов - не Масленица.

    Маслена не навек дается.

    Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост- вспоминай.

    Не житье, а Масленица.

    Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

    Масленица семь дней гуляет.

    Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить

    Масленица у ворот - заходи в наш хоровод

    Масленица объедуха, деньгами приберуха

    Это Масленица идет, блин да мед несет.

    Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

    Ах ты, Масленица, до поста довела, а сама удрала

    Говорили, Масленица семь неделек, а ты всего семь денечков

    Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост.

Загадки

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица.)

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные... (Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… ( Тёще на блины) !
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …
(Икра) !

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (Блины) В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
(«Бог простит!»)

Стихи русских поэтов о Масленице.

Александр Пушкин

Поэма «Евгений Онегин» (отрывок)

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины...

Михаил Лермонтов
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!

Михаил Лермонтов
Песня про купца Калашникова.
(Отрывок из поэмы)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою одиночного,
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клик кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому Бог простит»

Петр Вяземский

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

. . .

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад,-

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад!

Афанасий Фет

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна!

Традиции празднования Масленицы.

Масленичную неделю величали «честной, широкой боярыней». Свое название было и у каждого дня.

Понедельник - назывался «встречей» - встреча, закликание весны.

Вторник – «заигрышами» - с этого дня начинались разного рода развлечения:

катания на санях, народные гулянья, представления.

Среда – «лакомка, разгул, перелом» - она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.

Четверг – «широким, разгуляем» - на этот день приходилась середина игр и веселья.

Пятница – «тещины вечёрки» - самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

Суббота – «золовкины посиделки» - в этот день молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье» - проводы, сожжение Масленицы, прощение обид, нанесенных друг другу.

Главным угощением на Масленицу являются блины. Масленицу встречали блинами, которые символизировали солнце. Кстати, когда-то их называли «солнышками». На Масленицу всегда принимали гостей и сами ходили в гости. Каждый считал своим долгом получше накормить гостей. Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, рыба.

Праздничная атмосфера народного гуляния, яркие весенние краски, радостные лица – всё это широкая Масленица. Масленицу издавна называли обманщицей: развеселит, полыхнет огнем да погаснет. Она заканчивалась догоравшими кострами, нагулявшейся толпой. Усталые люди расходились по домам, приговаривая: « Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост».

Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но, несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Литературный образ Масленицы.

(обзор произведений русских писателей )

Лето Господне. Иван Шмелев


Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Юнкера. Александр Куприн

«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест

блины горячими, как огонь, ест с маслом, со

сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с

салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с

селедками всех сортов, с кильками, шпротами,

сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком

осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с

осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со

знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой

закладкой и с затейливо комбинированной...».


Рассказ "Теперь-то ясно". Михаил Зощенко

О праздновании Масленицы в первые годы советской власти, в 1919 году.

«Нынче, граждане, все ясно и понятно.
Скажем, пришла Масленица - лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет. Только, главное, на это народных сумм не растрачивай.

Ну а в 1919 году иная была картина.
В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник - Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок?»


Рассказ «Глупый француз». Антон Чехов

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но, оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.

Снегурочка А. Н. Островский
Сцена празднования Масленицы описана в начале весенней сказки «Снегурочка».

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на Землю.
.....................
Прощай, Масленица.
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкою поила.
Прощай, Масленица…


Рассказы "Широкая Масленица", "Блины Доди". Аркадий Аверченко

В рассказе «Широкая масленица» мелкий Кулаков, умоляет хозяина гастрономического магазина одолжить ему «на прокат» фунт зернистой икры для украшения стола: «Что съедим – за то заплачу. У нас - то ее не едят, а вот гость нужный на блинах будет, так для гостя, а?» А когда явился гость, Кулаков все боялся того, что тот его объест. Он предлагает пришедшему и грибки, и селедку, и кильку, только бы не притронуться к икре. Но гость заметил ее: «… Зернистая икра, и, кажется, очень недурная! Авы, злодей, молчите!» В рассказе "Блины Доди" писатель знакомит нас с шестилетним мальчиком, которого все называют ласкательно – Додя. И вот однажды мама сообщает ему, что завтра будут блины, и к ним придут гости. Мальчик еще не знает, что это за чудное блюдо и поэтому ждет следующего дня с огромным предвкушением. А.Аверченко высмеивает не только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.


Рассказы "Блины", "Масленичные правила дисциплины", "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Антон Чехов


Хорошо и точно А.П.Чехов сказал о блинах в рассказе «Блины»: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…».

В рассказе "Масленичные правила дисциплины" автор основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел.

Рассказ "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Автор показывает, что будет, если пренебречь советами из рассказа "Масленичные правила дисциплины".

Фрегат "Паллада". Иван Гончаров

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."

Рассказ "Чистый понедельник". Иван Бунин

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».

Повесть «Железная воля». Николай Лесков.

Попытка иноземцев соревноваться с русскими в умении поедать невероятное количество блинов иногда заканчивалась трагично. Так, герой повести Н. С. Лескова «Железная воля» немецкий инженер Гуго Пекторалис в ответ на утверждение, будто ему « больше отца Флавиана блинов не съесть», поспорил, что съест, и, вступив в соревнование, умер, объевшись этими самыми блинами. «"Неужли помер?" - вскричали все в один голос.
А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав "с нами Бог ", подвинул к себе новую кучку горячих блинков», подтвердив тем самым истинность русских пословиц: «Блин не клин, брюха не расколет» и «Что русскому здорово, то немцу смерть».

Роман «Тихий Дон». Михаил Шолохов


Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: " Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом - вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу». www . livelib . ru / selection /546494- maslenitsa - v - tvorchestve - russkih - pisatelej

Составитель Стогова Л.Н.

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

РЕФЕРАТ

Масленица. История праздника и его традиции

Выполнила: студентка группы 7161

Чеботарькова М. Д.

Проверила: к.и.н., доцент

Дудкина С.А.

Масленица


Веселись честной народ,

Ведь весна не за горами.

Праздник русский к нам идет

Семимильными шагами.

С незапамятных времён

Масленницей он зовётся.

Стал России дорог он,

С ним весна нам улыбнётся.

День весны, как светел он!

Русь, любя, ее встречает,

Свежим, праздничным блином

Стол обычно украшает.

Был язычниками дан,

Этот День благословенный…

Сочи, Бийск и Магадан

Напекли блинов отменных.

Предок варвар был, иль нет?

Это вряд ли кто-то знает.

Из языческих примет,

Роль Ярила - блин играет.

Злость растратила зима,

Снег ее под солнцем тает,

Долгожданная весна

Дверь тихонько открывает.

Русь заводит хоровод,

Угощает всех блинами,

Приглашает весь народ:

Веселитесь люди с нами!

Обряды в масленицу

Масленица- один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций.Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами.

Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все - и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл.

Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок.

При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

Чучело Зимы – главный символ Масленицы

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение
символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.

Блины на Масленицу

Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях - соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.

В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут.

Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости, на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася! Приехала Масленица! Приехала Масленица!

В Заключение анекдоты про масленицу:

На масленицу в Центральном городском парке культуры и отдыха прошел традиционный конкурс на лучшего певца и танцора.Победители … доставлены в вытрезвитель.

Приходит зять к теще на блины.

Угощайся, зятек, - говорит теща.

Тот ест да нахваливает, а хозяйка еле успевает печь новые.

Хороши, - говорит зять, - у тебя блины, да вот только толстоваты.

Так ты по два тогда не бери!!!

Как отпраздновал Масленницу?

Замечательно! Утром сжег чучело тещи, она намек поняла и вечером

В конце зимы русские празднуют Масленницу. А те, кто победнее, празднуют Маргаринницу.

Использованная литература:

1. http://www.kulina.ru

2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. – м.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

3. Снегирев И. Русские простонародные праздники праздики и суеверные обряды. – М., 1838. – Вып. 1-4.

4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М., 1957

5. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М., 1996

Масленица – самый русский праздник. Самый пышный, самый вкусный, самый красочный. Воплощение непостижимой для иностранца русской души – это же надо, так объедаться себе во вред!

С 24 февраля по 2 марта - масленичная неделя. Праздник, уходящий корнями глубоко в прошлое. О том, как проводили Масленицу наши предки, написано немало. Многие классики в своих произведениях обращались к этой теме.

К сожалению, у всех на слуху только одно произведение, где описывается Масленица, – автобиографическая повесть Ивана Шмелева «Лето Господне» (1927 – 1948). Журналисты превратили ее в затасканный цитатник, где можно найти сцены всех русских церковных праздников. А ведь есть множество других интересных описаний Масленицы.

Почти все произведения, где описана Масленица, созданы до революции или рассказывают о дореволюционном времени (в повести Куприна «Юнкера» (1932) действие происходит в 1889 году). Сейчас, когда соблюдение поста – дело личного выбора, трудно понять, какой резкий контраст был между праздничной неделей и последующим временем. В Великий пост закрывались театры и увеселительные заведения, в ресторанах не подавали скоромного, за громкий смех могли шикнуть. Поэтому в Масленицу отрывались как могли.


Валерий Сыров - Масленица, 1998-1999 гг.

Съесть за один присест по двадцать штук блинов считалось ни во что, так, «легкой закуской», а знатоки заглатывали блины целиком, не жуя, - говорит доктор исторических наук Вера Бокова, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, автор книги «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке». - Собственно, в Москве полагали, что только так, не разжевывая, и надо их есть (кстати, резать блин ножом считалось грехом). В результате Масленица была самым горячим временем для московских врачей.


Питер Брейгель - Битва Масленицы и Поста, 1559

А для некоторых Масленица была еще и временем напряжения всех духовных сил. Это для девиц на выданье и их маменек. Особенно если те приезжали «в Москву на ярманку невест», как Татьяна Ларина, из других губерний. Приходилось добираться неделями, тесниться у родственников или снимать квартиру, питаться из экономии захваченной из деревни замороженной провизией и разоряться на наряды для дочки. Не успеешь поймать жениха до поста – возвращайся домой несолоно хлебавши. В середине 1830-х годов семья помещика Евграфа Салтыкова приехала так из Тверской губернии в Москву, чтобы выдать замуж старшую дочь. Ее брату Мише было около десяти лет. Потом он стал писателем, прибавил к своему имени «Щедрин» и рассказал об этой масленичной ловле женихов в повести «Пошехонская старина».


К. Е. Маковский - Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 г.

«Москвичка» представляет вашему вниманию 7 самых вкусных описаний Масленицы в русской классике

1 Масленица фальшивая

… Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край? (…)

Нет, красавица, не место
Здесь тебе, не обиход,
Снег здесь - рыхленькое тесто,
Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?
Разве кружкою пивной,
Да копеечной сигаркой,
Да копчёной колбасой. (…)

Немец к мудрецам причислен,
Немец - дока для всего,
Немец так глубокомыслен,
Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,
Если немца взять врасплох,
А особенно зимою,
Немец - воля ваша! - плох.


Клод Моне - "Бульвар Капуцинок в Масленицу" (1873)

2. Масленица медицинская

§. Масленица получила свое название от русского слова «масло», которое в изобилии употребляется во время блинов, как чухонское, и после блинов, как oleum ricini (касторка. – Прим. ред.). (…)
§. Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок. (…)
§. Если тебе ведением или неведением друзья твои или враги наставят фонарь, то не ходи в городскую управу и не предлагай там услуг в качестве уличного фонаря, а ложись спать и проспись.
§. Не всё коту масленица, придет и великий пост. Если ты кот, то имей это в виду.

А.П. Чехов. Масленичные правила дисциплины (1885)


Б. Кустодиев "Масленица" (1916)

3. Масленица назидательная

Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… (…) Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
Но тут его хватил апоплексический удар.

А.П. Чехов. О бренности (масленичная тема для проповеди) (1886)


Петр Николаевич Грузинский - Масленица, 1889 г.

4. Масленица практическая

… С рождества в Благородном собрании начинаются балы и периодически чередуются вплоть до самого поста.
Из них самым важным считается утренний бал в субботу на масленице. Для девиц-невест это нечто вроде экзамена. При дневном свете притиранья сейчас же скажутся, так что девушка поневоле является украшенная теми дарами, какие даны ей от природы. (…) Сестра могла только слегка подсурмить брови и, едучи в церковь, усерднее обыкновенного нащипывала себе щеки. (…)
В воскресенье, последний день масленицы, ровно в полночь, цикл московских увеселений круто обрывался. (…) Семья, которой не удавалось заручиться последним масленичным увеселением, почитала себя несчастливою. Целый день ей приходилось проводить дома в полном одиночестве, слоняясь без дела из угла в угол и утешая себя разве тем, что воскресенье, собственно говоря, уже начало поста, так как в церквах в этот день кладут поклоны и читают «господи, владыко живота».

В чистый понедельник великий пост сразу вступал в свои права. На всех перекрестках раздавался звон колоколов (…); в домах слышался запах конопляного масла. Словом сказать, все как бы говорило: нечего заживаться в Москве! все, что она могла дать, уже взято!

М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина (1887 – 1889)

Фото:


5. Масленица непостижимая

Компания была смешанная - русско-итальянская. (…)
- Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, - когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!
- Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.
- Масленица. Блины едим.
- А что же это такое блины? (…)
- Блины... в них главное икра, - объяснила другая.
- Это рыба! - догадался, наконец, один из итальянцев. (…)
- Блинов очень много едят, - продолжала дама. - Съедят штук двадцать. Потом хворают.
- Ядовитые? - спросили итальянцы и сделали круглые глаза. - Из растительного царства? (…)
Но между нами был человек основательный, серьезный - учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
- Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания
компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно. (…)
Итальянцы пошептались и спросили робко:
- А с какою целью вы все это делаете?
Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:
- Чтобы весело было!

Тэффи (Н.А. Лохвицкая). Блин (1916)

Поль Сезанн "Масленица" ("Пьеро и Арлекин") (1888)

6. Масленица коммунистическая

Нынче, граждане, все ясно и понятно.
Скажем, пришла Масленица - лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет. (…)
Ну а в 1919 году иная была картина.
В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник - Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок? (…)
И выбежал я во двор. И вижу: во дворе жильцы колбасятся. В страшной такой тоске по двору мечутся. И между собой про что-то шушукаются.
Говорю шепотом:
- Не насчет ли Масленицы колбаситесь, братцы?
- Да, отвечают, смотрим, не печет ли управдом. И ежели печет, из кухни чад, то вроде это декрета - можно, значит.
Вызвался я добровольно заглянуть в кухню. Заглянул вроде как за ключом от проходного. Ни черта в кухне. И горшка даже нет. Прибегаю во двор.
- Нету, говорю, граждане, чисто. Никого и ничего, и опары не предвидится. (…)
Ну, разгорелся классовый спор. А баба в споре завсегда визжит. И тут какая-то гражданка завизжала. А на визг управдом является.
- Что, говорит, за шум, а драки нету?
Тут я вроде делегатом от масс, выхожу вперед и объясняю недоразумение граждан и насчет опары. А управдом усмехнулся в душе и говорит:
- Можно, говорит, пеките. Только, говорит, дрова в кухне не колите. А что, говорит, касаемо меня, то у меня муки нету, оттого и не пеку.
Похлопали жильцы в ладоши и разошлись печь. (…)
А многие граждане и посейчас в тоске колбасятся и не знают, можно ли советскому гражданину блины кушать или это есть религиозный предрассудок.
Не далее как вчера пришла ко мне в комнату хозяйка и говорит:
- Уж, говорит, и не знаю… Ванюшка-то, говорит, мой - ответственный пионер. Не обиделся бы на блины. Можно ли, говорит, ему их кушать? А?
Вспомнил я нашего управдома и отвечаю:
- Можно, говорю, гражданка. Кушайте. Только, говорю, дрова в кухне не колите и народные суммы на это не растрачивайте.
Так-то, граждане. Лопайте со сметаной.

Зощенко М.М. Теперь-то ясно (1925)


7. Масленица ностальгическая

… Сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы - тысячелетний блин, внук Дажбога. (…) Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной.

А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. (…)
А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве - этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические. Счет приходилось бы начинать пудами, переходить на берковцы (старинная мера веса, равная 10 пудам, т.е. 160 кг. – Прим. ред.), потом на тонны и вслед за тем уже на грузовые шестимачтовые корабли.


Ели во славу, по-язычески, не ведая отказу. Древние старожилы говорили с прискорбием:
- Эх! Не тот, не тот ныне народ пошел. Жидковаты стали люди, не емкие. Посудите сами: на блинах у Петросеева Оганчиков-купец держал пари с бакалейщиком Трясиловым - кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На тридцать втором блине, не сходя с места, богу душу отдал! Да-с, измельчали люди. (…)

Красная площадь вся была переполнена, и по ней приходилось пробираться с трудом. Гроздья бесчисленных воздушных шаров, цветов красной и белой смородины висели высоко в воздухе и точно порывались ввысь. (…) Белые лоханки с мочеными яблоками, пересыпанными красной клюквой, стояли длинными рядами, и московский студент, купив холодное яблоко, демонстративно ел его, громко чавкая от молодечества и от озноба во рту. Есть моченые яблоки на Масленой - это старый обряд московских студентов. И везде блины, блины, блины. Блины ходячие, блины стоячие, блины в обжорном ряду, блины с конопляным маслицем, и везде горячий сбитень, сбитень, сбитень, паром подымающийся в воздухе.

А.И. Куприн. Юнкера (1932)

Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"


Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;

Раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных и художественных текстов, картин русских художников.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенный урок, так как на нем присутствуют гости, которые пришли посмотреть, чему мы с вами научились и насколько мы любим «Живое слово».

ü Ребята, посмотрите на доску (изображение солнышка). Это символ праздника, о котором мы будем говорить на уроке. Что это за праздник? Слайд 1.

Ø Задача нашего урока состоит в том , чтобы познакомиться с традициями празднования Масленицы и посмотреть , как этот праздник нашел отражение в народных произведениях и произведениях русской литературы и в искусстве .

v А эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова русского поэта П. Вяземского Слайд №2«Скоро

Масленицы звонкой закипит

весёлый пир…»

Пётр Вяземский.

· Дома вы должны были подготовить материал о праздновании Масленицы и прочитать отрывок из произведения И. Шмелёва «Лето Господне»

Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях. слайд №3

Какие эпитеты дал народ этому празднику? (обжорная, широкая, развеселая, честная, ясочка, касаточка, разорительница).

Слайд № 4. Достаточно распространено мнение, что Масленица – это праздник скорее языческий, чем православный. Это не совсем так. Масленичная неделя – это подготовительная неделя к Великому посту, и посвящена она в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В этом и есть христианская составляющая Масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями. Но это не мешает праздновать Масленицу весело, шумно.

Сегодня Масленица пришла к нам в гости.

Давайте поприветствуем её.

1.уч. Душа ль ты моя, Масленица.

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости.

На широкий двор.

На горках кататься.

В блинах поваляться

Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель,

А получилось на семь дней.

2. Работа с SB -доской.

Действительно, Масленица длилась неделю. Каждый день этой недели имел свое название. Соотнесите названия и день недели (понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверток, разгул, перелом, пятница – тещины вечорки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощанье, целовник, Прощеное воскресенье. Доска

3. Слово учителя:

1) О том, что народ с уважением относился к этому празднику, говорит огромное количество пословиц, поговорок, частушек, посвященных Масленице.

Слайд №5,6 Вставь пропущенное слово.

А какие пословицы знаете Вы?

Ученик читает пословицы, оформленные на листочках.

Как вы понимаете их смысл?

2) О Масленице народ сложил множество песен. Прочтем одну из них на стр.8.

Какими именами называется в песне Масленица?

Запишите их в тетрадь. О каких масленичных традициях говорится в них? О каком еще христианском празднике говорится в песне?

Выпишите слова, относящиеся к Пасхе.

Как связан праздник Пасхи с масленичной неделей?

Почему так часто в текстах песен отражается тема прощения?

Масленица нашла отражение и в музыке. Великий русский композитор написал музыкальную пьесу «Февраль. Масленица»

Прослушайте пьесу и ответьте на вопросы: Слайд №8

1. Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?

2. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?

3. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?

3.Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу … слайд.

3) К теме Масленицы обращались и русские писатели и поэты Слайд №9

А. Фет писал о Масленице так

Везде разнообразною картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою душа распалена,

И над душою каждого проносится весна…

Но, пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель рубежа XIX - XX веков Иван Сергеевич Шмелёв

В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления.

Откройте книгу на стр.257, прочтите начало главы.

Что же осталось в памяти писателя?

4. Задание по группам:

Ребята, сейчас вы поработаете с отрывками из этого произведения, выпишите ключевые слова и расскажите о традициях празднования Масленицы

1 группа – готовит материал о развлечениях (стр.260)

Дополнительно индивидуальное задание - какие еще развлечения были на празднике?

Дополнительно индивидуальное задание – об угощениях.

2 группа - проведёт небольшую экскурсию в картинную галерею. Дополнительно – найти в тексте «Масленицы» отрывок, которым можно описать сюжет картины Кустодиева (стр.260-261) слайд №10

Давайте рассмотрим картину Сурикова «Взятие снежного городка». Какую масленичную забаву изобразил художник?

Используя прием словесного рисования, опишите, что изображено на репродукции. Слайд №11

3группа – расскажет нам об угощениях (стр.258)

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.

Коллективная работа с отрывком об отношении к нищим и обездоленным (стр.263)

Какой день является самым главным на масленичной неделе? Почему?

Масленичное воскресенье называется в народе «прощённым». Это день, когда люди просят друг друга: «Прости меня, Христа ради, в чём я перед тобой виноват!» И слышат в ответ: «Прости и ты меня!» Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.

Уч. Масленицу провожаем – весну встречаем!

Гостья погостилася – с зимушкой простилася.

Прощай, Масленица! Прощай, красная

Масленица:

Спасибо, друзья!

Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось веселище-берись за делище. Слайд сани

4. Подведение итогов урока.

Угощение гостей блинами.

5. Домашнее задание .

Наверное, у каждого из вас найдется, за что попросить прощение у родителей, друзей, одноклассников. Попробуйте искренне, от души попросить у них прощение в виде письма.

Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

Михаил Юрьевич Лермонтов!


Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.

Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.

Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить!
Поговорка
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления:
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

Антон Павлочич Чехов. Рассказ "Глупый француз"

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» - заключает про себя француз.


Иван Гончаров. Рассказ "Фрегат "Паллада"

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."


Рассказ Надежды Тэффи "Блины".

Разговор персонажей рассказа «Блины» произошел на берегу реки Арно. В компании присутствовали русские и итальянцы. Так как среди собравшихся не было родственников или близких друзей, разговор был на отвлеченные темы. Русские восторгались Италией, итальянцы, в свою очередь, - Россией. Слово за слово разговор перетек в тему особенностей языка, а потом остановился на том, что в начале весны в Италии уже во всю цветут деревья, тогда как в России лежит снег. Хотя русские тоже нашли, что ответить. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины.

Вторая часть рассказа - Широкая масленица - о ритуале поедания блинов...


Александр Пушкин. Евгений Онегин

...Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...


Антон Чехов. Рассказ "Масленичные правила дисциплины"


Иван Бунин. Рассказ "Чистый понедельник"

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.

Пётр Вяземский
"Масленица на чужой стороне"

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Возжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад!!!