Война между чукчами и эскимосами. Чукчи - интересные факты, обычаи, праздники. Беременность и роды

February 8th, 2017 , 12:56 pm

Честно говоря я не изучаю Сторожевые Башни как раньше, а лишь иногда заглядываю кое-куда или что-то просматриваю. Так же и с видеороликами. Но иногда кто-то из тех, кто следит за темой СИ, кого она касается, кто ещё формально остается в организации - дают интересные "наводки", потом кто-то пишет интересные вещи. И когда я вижу (и считаю), что обществу и СИ нужно об этом знать - я это просто беру, публикую, комментирую. Я считаю, что люди имеют право знать, пусть неприглядную, но правду, которую культ от них скрывает.

На этот раз "наводка" касается новой Сторожевой Башни за апрель 2017 года, выпуска "ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ", где опять у руководителей ОСБ наглый экстремизм в чистом виде.

Возьмем, и покажем, как это бывает на практике.

Но сначала посмотрим "учение" СИ в вышеуказанной "Сторожевой" на страницах 7-8 абзацы 16-17.

16. Что в Библии говорится о разводе и о раздельном жительстве?

16 Как показал Иисус, единственное библейское основание для отмены брачного обета — это прелюбодеяние, которое невиновный спутник жизни не хочет простить (Матфея 19:9; Евреям 13:4). А что можно сказать о раздельном жительстве? В Библии говорится, что такое тоже возможно. (Зачитай Первое Коринфянам 7:10, 11.) Однако в ней не уточняется, что может послужить для этого основанием. Все же некоторые христиане решают, что у них есть основание для раздельного жительства, например крайне жестокое обращение или серьезная угроза духовному благополучию со стороны агрессивного супруга или спутника жизни, который является отступником*).
.


(Сноска.) *) Смотрите книгу «Сохраняйте себя в Божьей любви», страницы 219 по 221.

17 Супруги, которые столкнулись с трудностями в браке, могут обратиться за советом к старейшинам. [...]"

Итак, тут что-то довольно любопытное. Особенно, про "раздельное жительство".

Но давайте почитаем СНОСКУ (всегда смотрите в таких случаях СНОСКИ, ибо "дьявол кроется в деталях" - то, что руководители СИ хотят спрятать частенько, а не выставлять напоказ, они делают это в "сносках" на другие источники. Не всегда, но частенько.

Итак, книга "Сохраняйте себя в Божьей любви", страницы 219 по 221 про "раздельное жительство".

Что мы читаем там в конце книги в Теме 6 "Тема 6. Точка зрения Библии на развод и раздельное жительство" (выборочно)

"...Поскольку брак — это священный союз, нельзя относиться к разводу легкомысленно. Иегова ненавидит разводы, которые не имеют библейского основания (Малахия 2:15, 16)...."

"В исключительных ситуациях некоторые христиане решили жить отдельно от своего спутника жизни или развестись с ним, даже если тот не совершил прелюбодеяния. В Библии оговаривается, что в этом случае христианин не должен вступать в новый брак или же должен помириться со своим супругом (1 Коринфянам 7:11). Такой христианин не может искать себе другого спутника жизни, чтобы снова вступить в брак (Матфея 5:32). Обсудим некоторые исключительные ситуации, которые кто-то посчитал основанием для раздельного жительства или получения развода (хотя и не на библейском основании)". .

________________________

КОММЕНТАРИЙ:

Забавно, но читать эти манипуляции: "Бог думает так, Христос учил так, но мы обсудим "исключительные ситуации, которые КТО-ТО (там) посчитал ОСНОВАНИЕМ для раздельного жительства и получения развода (хотя и не на библейском основании)". Я думаю, что этими КТО-ТО были члены Руководящего Совета в первую очередь, потому что именно им выгодны эти "исключения".

"Серьезная угроза духовному благополучию. Один из супругов может постоянно препятствовать своему спутнику жизни поклоняться истинному Богу или даже заставлять его или ее каким-нибудь образом нарушить Божьи заповеди. В таком случае тот из супругов, духовности которого угрожает опасность, возможно, решит, что он или она может «подчиняться Богу как правителю, а не людям», только если оформит раздельное жительство или получит развод (хотя и не на библейском основании) (Деяния 5:29)".
______________________

КОММЕНТАРИЙ:

Понятие "духовность", да тем более в деструктивном культе или в какой-то другой религии (или секте) имеет весьма размытые очертания. Ну как, примерно, "экстремизм" в российском законодательстве. Не правда ли? Тут "духовность", а тут "экстремизм". Правда, статистика по опросам, в том числе зарубежным, на стороне "экстремизма" в российском законодательстве, но у СИ - этот "экстремизм" назван "духовностью". Как, впрочем, и ложь названа "истиной", как и манипуляции руководителей названы "учением Христа" и прочее. Подмен понятий - очень много. Не "вербовка в культ", а "проповедь благой вести", не "распространитель литературы-пропагандист ОСБ", а "возвещатель, Свидетель Иеговы", не "активист культа, а "пионер", не "руководитель местной организации деструктивного культа", а "старейшина собрания христиан" и так далее.

Обратите внимание, как они пугают: "ПРЕПЯТСТВОВАТЬ СПУТНИКУ ЖИЗНИ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИСТИННОМУ БОГУ или ЗАСТАВЛЯТЬ ЕГО ИЛИ ЕЁ НАРУШИТЬ БОЖЬИ ЗАПОВЕДИ", "ДУХОВНОСТИ УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ!", "ПОДЧИНЯТЬСЯ БОГУ, А НЕ ЛЮДЯМ" (под Богом тут явно подрузамеваются старцы-идеологи из США, РУКОВОДЯЩИЙ СОВЕТ СИ), ну и, как результат, "раздельное жительство или РАЗВОД (хотя и не на библейском основании).

Некоторые СИ (и я в том числе) отмечаю, что публично, в Сторожевой Башне, возможно, это было сделано впервые (это не касается писем для старейшин, а лишь публикаций для всех СИ).

Самое любопытное, что в абзаце 17 - советуется обращаться к старейшинам (то есть попросту "закладывать" супруга или супругу-СИ с "неправильными" взглядами в том числе). Ну и, конечно, старейшины, сделают чик-чик и внедрят "мудрые советы" в головы фанатичных супругов.

Итак, "раздельное жительство" или "развод" на небиблейском (или на библейском) основании. Приведу пару примеров, которые взял из других источников (удивитесь или просто вздохните глубже).

1. С форума экс-СИ.

"Расскажу про нашу Систренку, ей дали добро на раздельное проживание. Муж выпивал, но работал, содержал как то.
Двое детей. девочке тогда лет 12 было, мальчик в 6 лет крестился. Особенный случай. Девочке сейчас далеко за 30 старая дева, мальчика ло [лишили общения] лет в 18.

Так вот. Ей дали добро, матери, на раздельное жительство, благо мужу было куда уйти.

Но...с условием, что раз в неделю она будет ходить к нему для сексуслуг. Чтоб не давать ему повода для блуда. Помню,что это была суббота. И она со вздохом говорила... Все! 16 00. Иду ублажать. Я смеялась,ты что,в отчет эти часы пишешь?" (Ссылка)

Что это? Религиозное принуждение к сексу? При том, что все "формальности", якобы, соблюдены?

2. Второй пример не затрагивает "развод". Он пример "брака у СИ". Один брат женился на СИстре. Через день после свадьбы он ей сказал: "Я ухожу жить к матери".

Брак начался так: СИ-браток женился, чтобы иметь "легальный секс". Он просто приходил пару раз в неделю к жене-СИ, просто с ней спал и уходил жить в "отчий дом". При этом, перед браком, он забыл "случайно"(видимо) ей об этом сказать, что у него такие намерения. Но формально, как принято у СИ, было все "правильно". Я думаю, что многие СИстры мечтают о таком муже. Не надо его кормить, не надо лечить когда он болен, вообще все отлично - пришел, провел "семейное изучение"+секс и ушел дальше "славить Иегову". И главное - в собрании, никто ничего даже не пикнет.

Естественно, такой СИ-идеальный брак скоро просто окочурился.

Теперь, СИ-противоотступницы смогут попасть в разряд "живых вдов". А что? Разве я не прав? Они бегут к старейшинам за "советом", мол, муж-"отступник" (экс-СИ) сильно угрожает их "духовному благополучию" (в том числе и "духовности детей", которых нужно готовить для службы в деструктивном культе). Как показывают опросы - большинство, читающих критику СИ на англоязычных сайтах - мужчины-СИ. У них такое мышление и их в несколько раз больше, чем СИ-женщин, которые читают критику о СИ. Значит, кандидаты в "отступники" - это мужчины, которых и так в ОСБ с гулькин нос.

И вот, такой "прозревший муж", начинает пытаться спасти из секты свою жену и детей. Жена должна бежать к старейшинам, чтобы те, "одобрили" её "право" на небиблейский развод или раздельное жительство. Но пока муж не "изменит" и у нее не будет доказательств - она, как "неформальная вдова" (при живом муже, с которым даже развелась). В новый брак-то вступать НИЗЗЯ по правилам ОСБ. А что делать? Конечно, брать "пионерское служение", "больше служить", больше-больше-больше культу!

Я надеюсь, что у некоторых женщин-СИ после прочтения подобного поста мозги станут работать более адекватно - куда их ведут и кому это выгодно!

А филиал в Солнечном, я думаю, все-таки закроют, половина свалит за границу, другая половина пойдет "по назначениям в России", подполье, как обычно...

Нет ничего нового под солнцем. Все суета и томление духа.

Все слышали выражение «наивная чукотская девочка», и анекдоты про чукчей. В нашем понимании это человек, далекий от достижений цивилизации. Символ наивности, которая граничит со скудоумием, начинающие любое предложение с «однако» и предпочитающих водку женам Мы воспринимаем чукчей как далекий северный народ, который интересуется исключительно оленями и моржовым мясом. Кто чукчи на самом деле?

Умеют за себя постоять

Валдис Кристовскис, латышский политик и лидер партии «Единство», в интервью латышской газете Delfi неосторожно оборонил фразу «латыши – не чукчи». В ответ на это оскорбление в газете Diena был напечатан ответ Оой Милгера, представителя народа лоураветланов (по-другому «чукчей»). Он писал: «По-вашему, получается, что чукчи – не люди. Это меня очень обидело. Лоураветланы – народ воинов. Об этом написано много книг. У меня карабин моего отца. Латыши – тоже маленький народ, которому пришлось бороться за выживание. Откуда такое высокомерие?». Вот тебе «наивные» и глупые чукчи.

Чукчи и все «остальные»

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году)

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Этническая история чукчей. Кратко

Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.

Мифология чукчей. Сотворение мира

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.

Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Воспитание детей у чукчей

В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Война как стиль жизни

Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

«Домашнее шаманство»

У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.

Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.

Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.

Примечательная черта чукотского шамана – он по желанию может «меня пол» Мужчины по велению духов становятся женщинами, даже выходят замуж. Богораз предположил, что это отголоски матриархата.

Чукчи и юмор

Чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». Эта фраза считается жизненным кредо каждого чукчи. Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Для других людей непонятно, как можно сначала плакать над смертью близкого человека, а потом смеяться? Но уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека «захватил» злой дух Келе, и это порицалось. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми. Считается, что если ребенок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у нее больше шансов выйти замуж, чем у вечно грустной, так как считается, что унылая девушка – больная, от того и недовольная, потому что она думает о болезнях.

Чукчи и анекдоты

Смеются не только чукчи, но и над чукчами тоже любят потешаться. Тема чукчей в русских анекдотах – одна из самых обширных. Шутят над чукчами еще со времен СССР. Доцент Центра типологии и семиотики РГГУ Александра Архипова связывает начало появление анекдотов с фильмом 60-х годов «Начальник Чукотки». Там впервые прозвучало всем знакомое чукотское «однако». Образ чукчи в анекдотах – это плохо знающий русский язык, дикий, доверчивый человек, он постоянно рефлексирует. Также есть мнение, что от чукчей мы считываем меру своего национального превосходства. Мол, чукча глупый и наивный, а мы – не такие. На сегодняшний день основная тема анекдотов сместилась в сторону бывшего чукотского губернатора Романа Абрамовича.

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи?". На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?", возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты.

Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки.

Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту - чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков.

Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча - герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.

Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они "белые".

Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. "Неискоренимая народность", как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.


Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.


Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать. Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.


Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.


Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.


Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.


Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.


Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в

Общая информация

Чукчи — коренной народ Российской Федерации, один из малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самоназвание - лыгъоравэтлъан («настоящие люди»). Распространены самоназвания по месту жительства или кочевок: увелельыт - «уэленцы», чаальыт - «кочующие по реке Чаун» и т. п. По образу жизни чукчи делятся на две большие группы: тундровых кочевых оленеводов (самоназвание - чаучу, «оленный человек») и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание - анкалын, «береговой»). Среди западных чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу). Русское название «чукчи» также происходит от чаучу.

Говорят на чукотском языке, имеющем несколько очень близких диалектов, достаточно хорошо сохранившихся и в наши дни. Письменность создана в 1931 г. на латинской графической основе, замененной позднее русским алфавитом.

Согласно современным исследованиям, предки чукчей обитали во внутренних районах Чукотки, по меньшей мере, 6 тыс. лет назад. В начале I тысячелетия н. э. в связи с появлением в чукотской тундре избыточного населения и изменениями климатических и природных условий, некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, в область обитания эскимосов, частично ассимилировав их, частично восприняв многие черты их культуры. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьей культур произошло экономическое разделение труда. В этногенезе чукчей приняли также участие юкагиры.

Территория расселения и численность

В Российской Федерации в 2002 г. проживало 15767 чукчей, из них 12 622 человек (около 70%) живет в Чукотском автономном округе.

В начале XVII века чукчи жили в основном на территории Чукотского, Провиденского и Иультинского районов. Интенсивное развитие оленеводства в XVIII веке, потребность в новых пастбищных угодьях вызвали продвижение чукчей на запад и юг. К началу XX века они занимали всю современную территорию Чукотского автономного округа, часть чукчей оказалась на Камчатке, еще одна небольшая группа - за Колымой в Якутии. Здесь они проживают и в настоящее время: на Камчатке - в Олюторском районе (с. Ачай-Ваям и др.) Корякского автономного округа (1530 человек), в Якутии - в Нижне-Колымском районе (1300).

Распределение чукчей по районам округа в последние десятилетия свидетельствует об их слабой миграции. Изменения в численности обусловлены в основном естественным приростом и изменением границ районов (Шмидтовский, Анадырский). Чукчи живут во всех населенных пунктах округа совместно с русскими, эскимосами, эвенами, чуванцами и другими народами. Чисто чукотских поселений нет, но в большинстве сел чукчи преобладают.

Образ жизни и система обеспечения

Основное традиционное занятие тундровых (оленных) чукчей - кочевое оленеводство. Большую часть года оленеводы проводили в движении. Каждая группа чукчей имела постоянные маршруты кочевок, свою территорию выпаса. В лесной зоне перекочевки совершали через 5-6 дней, в тундре - 3-4 раза за зиму. Повсеместно практиковался полувольный выпас оленей. В летнее время стада находились на побережье океана, где меньше было комаров и оводов. Около четверти оленных чукчей лето проводили в континентальной части Чукотки на северных склонах гор, где сохранялся снег. С наступлением осени все оленеводы продвигались вглубь материка к границе леса. Чукчи не знали пастушеской собаки, и пастухи находись при стаде круглые сутки. Оленеводство давало все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, средства передвижения.

Основу хозяйственной деятельности приморских чукчей составлял морской зверобойный промысел, продукты которого (мясо, жир для еды и отопления, одежда) также обеспечивали все жизненные потребности, а также служили предметом обмена с оленеводами. Морским зверобойным промыслом занималась и часть оленных чукчей во время пребывания стад на побережье. Рыбу ловили в случае крайней нужды в свободное от выпаса время. Несколько большее значение рыболовство имело в бассейнах крупных рек - Анадыря, Чауна, Колымы. Развитие торговых отношений стимулировало развитие пушного промысла, который до этого также не имел большого значения. В советское время оленеводство на Чукотке развивалось успешно. Улучшение породности животных, более рациональная структура стада, успехи в борьбе с некробактериозом (копытка) и другими болезнями, противооводовая обработка животных способствовали значительному росту поголовья и продуктивности отрасли в целом. К началу 90-х гг. на Чукотке имелось одно из самых крупных в мире стад домашних оленей - около 500 тыс. Оленеводство составляло основу экономики совхозов, покрывая убытки других отраслей, было главной сферой приложения труда значительной части чукчей, обеспечивало их экономический достаток.

В условиях рыночных реформ наблюдается интенсивное разрушение отрасли. Поголовье оленей в округе сократилось более чем на половину. Реформирование совхозов, переход на новые формы организации отрасли на основе частной и коллективно-долевой собственности, не подкрепленный материально-техническими ресурсами, привело к свертыванию производства продукции. Ликвидированы практически все животноводческие, ряд звероводческих ферм, на которых работали женщины-чукчанки.

Этно-социальная обстановка

Этно-социальная обстановка во многих районах Чукотки чрезвычайно сложная. Ее основные составляющие - массовая безработица коренного населения, проблемы с обеспечением поселков топливом, продовольствием, электроснабжением, рост заболеваемости и смертности аборигенов. По этим и ряду других параметров Чукотка в силу особенностей своего географического положения и климатических условий находится в наиболее бедственном положении среди других регионов Севера. Заболеваемость туберкулезом чукчей и других коренных народов Чукотского автономного округа в 10 раз превышает соответствующие показатели для некоренного населения. В 1996 г. на 100 тыс. населения больных активным туберкулезом среди коренных жителей было 737,1, в том числе детей - 233. Социально-экономическая ситуация на Чукотке в отдельные годы настолько обострялась, что требовала вмешательства федерального правительства и гуманитарной помощи со стороны международного сообщества. В сентябре 1996 г., было принято постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе». В последние годы, с приходом нового губернатора, ситуация поменялась в лучшую строну, но еще предстоит сделать многое для преодоления кризиса.

Этно-культурная ситуация

По переписи 2002 г. чукотский язык считали родным 27,6 % чукчей. Чукотский язык преподается во многих поселках. С 1992 г. его изучают в рамках программы средней школы. На чукотском языке систематически издается учебная, художественная и общественно-политическая литература, ведет передачи окружное радио и телевидение. С 1953 г. издается газета «Советкэн Чукотка» (в настоящее время - «Мургин нутэнеут», приложение к окружной газете «Крайний Север»). Преподавателей чукотского языка готовят Анадырское педучилище, РГПУ им. Герцена в С-Петербурге, Магаданский пединститут. На родном языке говорит часть чукотской молодежи, что непременно является положительным и стабилизирующим фактором. Сохраняются основные элементы традиционной материальной и духовной культуры: средства передвижения, жилище (в тундре у оленеводов), праздники, обряды и обычаи, религиозные представления.

Широко известно в стране и за рубежом творчество артистов профессионального чукотско-эскимосского хореографического ансамбля «Эргырон», чукотской поэтессы А. Кымытваль. Сохранилось и развивается традиционное искусство гравировки и резьбы по кости. В Анадыре создан Чукотский филиал Северо-Восточного комплексного института ДВО РАН, в составе которого работает около 10 научных сотрудников из числа чукчей и других народов Севера. Изучаются различные аспекты традиционной культуры чукчей, их языка, народные методы лечения, проблемы преобразования экономических отношений и форм собственности и другие актуальные для округа проблемы. Однако, тяжелая социально-экономическая ситуация в целом по округу не дает возможности полноценного развития всех традиционных форм культуры и искусства. Люди, особенно в отдаленных поселках и в тундре, заняты выживанием в этих тяжелейших условиях. Сегодня важно хотя бы бережно сохранить уцелевшие очаги культуры.

Органы управления и самоуправления

Чукчи - один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации. Создание округа сыграло важную роль в развитии экономики и культуры местного коренного населения. Однако, по мере развития на Чукотке горнорудной промышленности, роста численности приезжего населения округ все более утрачивал черты национально-государственного образования, превращаясь в обычную административно-территориальную единицу. Единственным напоминанием его былого предназначения оставалась должность Председателя окружного исполкома, которую по сложившейся традиции занимал представитель чукотского народа. В других органах государственной власти чукчи были представлены чисто символически. Достаточно сказать, что в конце 80-х гг. в сфере государственного и хозяйственного управления работало всего 96 чукчей, в большинстве своем на малозначащих должностях. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. Функции органа самоуправления выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа, созданная в 1989 г. В каждом районе округа работают ее территориальные отделения.

Правовые документы и законы

Законодательная база Чукотского автономного округа в -отношении малочисленных народов представлена рядом документов. В Уставе Чукотского автономного округа (принят Думой в 1997 г.) имеются статьи, в которых определяется политика органов государственной власти по защите и обеспечению прав коренных малочисленных народов, развитию образования, культуры, охране окружающей среды, организации местного самоуправления и других важных для коренного населения вопросах. Разработано Временное положение «О порядке передачи земельных участков под фермерские оленеводческие хозяйства». Утверждено временное положение «О порядке согласования отводов земельных участков для пользования недрами Чукотского автономного округа», в котором учтены интересы малочисленных народов. Приняты Законы «О льготном налогообложении предприятий, участвующих в развитии социальной инфраструктуры национальных сел», «О референдуме Чукотского автономного округа», «О порядке и принципах предоставления налоговых льгот». Ряд жизненно важных для чукчей и других коренных народов округа положений нашли отражение в Постановлениях исполнительной власти: «О мерах по реализации программы обустройства национальных сел (1996), «О мерах по упорядочению производства и реализации биологически активного сырья северного оленя» (1996), «О чукотском окружном научно-консультационном совете по китобойному промыслу» (1997) и др.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в округе стало вызывать серьезное беспокойство уже в конце 80-х гг. К этому времени в результате промышленного освоения, бесхозяйственного использования земель площадь оленьих пастбищ по сравнению с 1970 г. сократилась на 5 млн. гектаров. Повсеместное ухудшение пастбищной территории, уменьшение запаса кормов наблюдается и в настоящее время. Здесь создано 8 особо охраняемых территорий площадью 3 млн. га (4 % всей территории округа). Предпринимаются попытки реализации международных проектов на территории округа (парк Берингия, проект ЭКОРА).

Перспективы сохранения чукчей как этноса

Чукчи - один из немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее. Однако если в ближайшее время государство и региональные власти не окажут существенную поддержку коренному этносу Чукотки и не поднимут социально-экономический статус округа, то чукчи, как самая уязвимая часть населения, будут отброшены далеко назад в своем развитии и выживании. Необходимо также подчеркнуть, что огромную роль в сохранении и консолидации народа должны сыграть сами организации чукчей и их лидеры.