Односоставные предложения именного типа. Односоставные предложения: примеры, виды. Односоставное безличное предложение: примеры. Односоставные и неполные предложения

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - пер-вое тео-ре-тическое на-прав-ле-ние фольк-ло-ри-сти-ки, вы-ра-зив-шее её са-мо-оп-ре-де-ле-ние как фи-ло-ло-гической на-учной дис-ци-п-ли-ны.

Мифологическая школа воз-ник-ла в Западной Ев-ро-пе в первой половине XIX века.

Её по-яв-ле-ние под-го-тов-ле-но эс-те-ти-кой Ф.В. Шел-лин-га и братьев А.В. Шле-гель и Ф. Шле-гель, вос-при-ни-мав-ших ми-фо-ло-гию как «ес-те-ст-вен-ную ре-ли-гию», а так-же дея-тель-но-стью гей-дель-берг-ских ро-ман-ти-ков (К. Брен-та-но, Л.А. фон Ар-ним, Й. Гёр-рес, осо-бен-но братьями Я. и В. Гримм), об-ра-тив-ших-ся к изу-че-нию немецкого фольк-ло-ра. Бра-тья Гримм, счи-тав-шие, что кор-ни национальной куль-ту-ры вос-хо-дят к древ-ним народным язы-че-ским ве-ро-ва-ни-ям, вы-дви-ну-ли по-сту-лат о тес-ной свя-зи ми-фо-ло-гии, язы-ка и уст-ной народной по-эзии, ко-то-рый стал для мифологической школы ос-но-во-по-ла-гаю-щим.

Мифологическая школа рас-смат-ри-ва-ла фольк-лор как про-дукт бес-соз-на-тель-но-го и без-лич-но-го твор-че-ст-ва кол-лек-тив-ной «ду-ши на-ро-да»; об-ра-тив-шись к срав-не-нию фольк-ло-ра различных на-ро-дов, она объ-яс-ня-ла сход-ные яв-ле-ния общ-ностью древ-ней-ших народных воз-зре-ний на при-ро-ду. Мифологическая школа име-ла так-же на-зва-ние «арий-ской тео-рии», по-сколь-ку её главная цель со-стоя-ла в ре-кон-ст-рук-ции язы-ка, ми-фо-ло-гии и фольк-ло-ра древ-них ари-ев .

Во второй половине XIX века по-сле-до-ва-те-ля-ми на-прав-ле-ния ста-ли: А. Кун, В. Шварц, В. Манн-хардт в Гер-ма-нии; М. Мюл-лер, Дж. Кокс в Ве-ли-ко-бри-та-нии; А. де Гу-бер-на-тис в Ита-лии; М. Бре-аль во Фран-ции; А. Пик-те в Швей-ца-рии.

В Рос-сии мифологическая школа офор-ми-лась на ру-бе-же 1840-1850-х годов в тру-дах Ф.И. Бус-лае-ва, пер-вым при-ме-нив-ше-го ме-то-до-ло-гию мифологической школы к сла-вян-ско-му ма-те-риа-лу, обо-га-тив её иде-ей ис-то-риз-ма. Вы-де-ли-лись кон-цеп-ту-аль-ные раз-но-вид-но-сти мифологической школы: ме-тео-ро-ло-ги-че-ская (или «гро-зо-вая»), свя-зы-вав-шая про-ис-хо-ж-де-ние ми-фов с ат-мо-сфер-ны-ми яв-ле-ния-ми (Кун); со-ляр-ная, ко-то-рая в ос-но-ве ми-фов ви-де-ла пер-во-быт-ные пред-став-ле-ния о не-бе и солн-це (Мюл-лер); де-мо-но-ло-ги-че-ская, вы-во-див-шая ми-фы из по-кло-не-ния «низ-шим» де-мо-нич. су-ще-ст-вам (Шварц, Манн-хардт).

Был раз-ра-бо-тан во-прос о про-цес-се ми-фо-твор-че-ст-ва (так, Мюл-лер объ-яс-нял воз-ник-но-ве-ние ми-фов «бо-лез-нью язы-ка» - се-ман-тическими из-ме-не-ния-ми в сло-вах). При этом всех ми-фо-ло-гов объ-е-ди-ня-ло убе-ж-де-ние в том, что древ-ние ве-ро-ва-ния ос-но-вы-ва-лись на обо-же-ст-в-ле-нии при-ро-ды.

В Рос-сии к со-ляр-ной тео-рии тя-го-тел О.Ф. Мил-лер (в тру-де «Илья Му-ро-мец и бо-га-тыр-ст-во ки-ев-ское. Срав-ни-тель-но-кри-ти-че-ские на-блю-де-ния над слое-вым со-ста-вом на-род-но-го рус-ско-го эпо-са», 1869 год). Сто-рон-ни-ком пре-ж-де все-го ме-тео-ро-ло-гической тео-рии был А.Н. Афа-нась-ев. Влия-ние мифологической школы ис-пы-та-ли А.Н. Пы-пин («О рус-ских на-род-ных сказ-ках», 1856 год), А.Н. Ве-се-лов-ский («За-мет-ки и со-мне-ния о срав-ни-тель-ном изу-че-нии сред-не-ве-ко-во-го эпо-са», 1868 год; «Срав-ни-тель-ная ми-фо-ло-гия и её ме-тод», 1873 год), А.А. По-теб-ня («Из за-пи-сок по тео-рии сло-вес-но-сти», 1874 год) и др.

Ряд тео-ре-тических по-сту-ла-тов мифологической школы в даль-ней-шем был от-верг-нут, од-на-ко со-б-ран-ный ею ог-ром-ный ма-те-ри-ал по фольк-ло-ру и ми-фо-ло-гии многих на-ро-дов по-слу-жил ос-но-вой для раз-ви-тия в XX веке но-вых ми-фо-ло-гических кон-цеп-ций (в том числе ри-ту-аль-но-ми-фо-ло-ги-че-ской кри-ти-ки).

Наука о литературе формировалась веками. Мифологическая школа по мнению многих – преднаучная . Мифологическая школа существует и сейчас, возникнув в середине 18 века. Мифологическая школа сформировалась в рамках романтизма , который отвергал твердые знания, сковывающие свободу и поэзию.

Мифологическая школа зародилась в Германии . В 1830-е годы появилась книга сказок братьев Гримм и «Немецкая мифология» , в которой был заметный националистический уклон. К тому времени был открыт факт (в конце 18 в.) сходства фабул сказок, эпосов народов мира (бродячие сюжеты ), породил несколько научных направлений. Гримм сделали вывод о существовании единого народа с единой мифологией ариев , арийская теория . Национальные мифы разных народов – осколки древнего арийского мифа, и именно германцы сохранили лучше всего этот миф, а из них – немцы, следовательно, их культура наиболее целостна => идеализация предков . Из мифа родилась вся культура (Шеллинг ). Идеализация предков романтизирована. Чем цельнее мифология народа, тем ближе он к исходному материалу, к предкам – народам-гениям. Каждый фольклорист искал признаки творческого гения своего народа, оценивал писателей по принципу наличия присутствия в нем народа. Романтики открыли факт сходства мифов индоевропейских народов, этот факт требовалось объяснить. Теория бродячих сюжетов один народ заимствовал сюжеты у другого , но эта теория не подтвердилась при изучении мифологии отдаленных народов.

В 40-е гг 19 века появляются славянофильские сторонники мифологической теории – московская школа . Представители:

1. Буслаев Ф. И . – лингвист, специалист по славянской лингвистике. Он считал, что миф и язык рождаются одновременно.

2. Афанасьев – фольклорист, собиратель сказок. Труд «Поэтические воззрения славян на природу» - равенство поэзии и мифа. Его мысль существовала в рамках современной ему философии о вечности и незыблемости мифа. Разделял мифы о земле, небе, солярные мифы.

3. Потебня А. А . – принадлежит к двум школам, в т.ч к психологической, лингвист, занимался славянским языкознанием. Развивал мысли Афанасьева – наличие в мифе формы и содержания, выделил внутреннюю и внешнюю форму в языке: звучание и этимология, которая восходит к мифу, она более устойчива. Много занимался тем, что Юнг назвал архетипами. Рассматривал вопрос о взаимовлиянии языка и мифа. Язык сам творит миф.

4. Лосев А. Ф . – имяславие – каждое имя – это миф. Диалектика ступенчато восходит к мифу. Труды «Диалектика мифа» , «Философия имени» .

5. Мелетинский – поэзия всегда миф.

Мифологическая школа подход, при котором миф считают первоистоком всего .

Выделяют разные типы мифа : этиологические (о рождении мира) и эсхатологические (о завершении мира, в т.ч апокалипсические мифы).

Символисты – русские неоромантики, пытавшиеся восстановить миф в его полноте (в т.ч Ницше). Считали процесс отхода от мифа умиранием искусства и вырождение поэзии. Миф – почва, на которой все выросло. С мифом связано зарождение человеческого мышления. Теряя образность, человек теряет универсальность миропонимания, утрата его цельности, а миф – его цельность. Логика науки – смерть поэзии, следовательно мифос и логос вечно враждуют. Символисты выделяли приливы и отливы миропонимания, провозгласили лозунг мифотворчества . Эти тенденции сказывались в науке.

В 30-е годы в литературоведении появилось течение палеонтологии и археологии смыслов . Школа Марра , он создал новое учение о языке (стадии языкового мышления в соответствии с формациями общества), создал группу филологов, которая опубликовала ряд статей и сборник «Тристан и Изольда: от героини европейского средневекового эпоса до матриархальной богини Афроевразии» . Провозгласил принцип изучения всех стадий человеческого развития от самых древнейших. О. Фрейденбернг «Поэтика сюжета и жанра» видит в мифе истоки жанра. Жанры составляют судьбу литературы и существуют очень давно, т.к существует инерция, заложенная в древнейшие времена, эту идею поддерживал М. М. Бахтин , он говорил о существовании изначальной памяти жанра, сохраняющей свой исток. Школа Марра начиналась с разоблачения мифа. Пришли к выводу, что власть мифа над человеком не заканчивается . Только миф отвечает на вопросы о смысле бытия, истоках и конце всего (Мелетинский Е. М. «Поэтика мифа» ).

Мифологизм в литературе 20 века – роман-миф . Мелетинский – сторонник модернистского понимания мифа о том, что миф возможно создать. Мифы развиваются очень медленно, один миф вытесняет другой.

В. Я. Пропп начинал в формальной школе , но затем публикует книгу с противоположным пафосом «Исторические корни волшебной сказки» . Выделил два основных момента: инициация и погребение . В последствии присоединился к ритуально-мифологической школе, которая утверждала ритуал более ранним по отношению к мифу.

Ритуально-мифологическая школа .

Западная наука (особ. Англия ) была плотно связана с этнографией. Во внимание европейских этнографов попадали новые примитивные народы Австралии, Океании, Южной Америки, и обнаружили повторения сюжетов не соприкасавшихся народов . Предложили учение о человеческой природе (антропологическая школа). Самым архаичным народом оказались аборигены Австралии (остановились в мезолите, магия тотемического порядка, ещё нет интереса к человеку, только к животному). Этот материал позволил конкретнее посмотреть на развитие человеческой культуры. Э. Тэйлор «Первобытная культура» - труд о примитивных формах ритуала, древнейших организациях и структурах общества. Доказывал о положительном влиянии монотеизма на формирование единых государств. Происхождение культур из мифа. Дж. Фрейзер «Золотая ветвь» - рассматривает происхождение власти, мифы об отце-главе рода, приводит примеры из культур обихода древних племен, царь должен был подтверждать свою власть. Архаические мифы о власти – исток о патриархальной мифологии, исток государственно-патриотической идеологии. Завершающая стадия – единобожие. Исходная мысль Фрейзера о непобедимости мифа , и о ритуале-предшественнике мифа (ритуал есть у обезьян), миф – его пояснение.

В западноевропейской психологии, философии К. Г. Юнг начинал научное творчество в венском психологическом кружке под предводительством Фрейда (демифологизация). В итоге Юнг отказался от отрицательного отношения Фрейда к мифу и искусству, как к некому психологическому отклонению. Юнг увидел в мифе опору человека . Вернулся на пути ремифологизации, доказывал, что мифы помогали людям выстоять на протяжении истории. Миф по Юнгу опыт и осмысление мира жизни, этот опыт закреплен генетически, биологическое состояние, он – база выживания . Разработал учение об архетипах. 6 основных архетипов (обобщенные образы): мать, дева, старец, воин, предвечный младенец, трикстер . Литература вращается вокруг этих архетипов. Юнг – противник крайних авангардных форм модернизма, считал, что это искусство ведет к разрушению цельности миропонимания. Главное мифическое наследие неприкосновенно. Архетипическая память неуничтожима. Юнг повлиял на модернистскую литературу, обращенную в прошлое. Критически относился к машинной цивилизации, отрицал прогресс, который обрекает на отрыв от наследия предков.

Этнограф, сторонник структурализма К. Леви-Стросс : структурализм в основе демифологичен. Занимался культурой аборигенов Южной Америки, культурой самых примитивных племен. Древнейшие формы мифа не исчезают, но ассимилируются. Тотемизм в современности имеет место быть. Затем структурализм пришел к скепсису, серьезных изменений в мышлении нет, его древнейшие формы повторяются.

Н. Фрай – литературовед и теоретик. Труд «Анатомия критики», 1957 . Он восстанавливает мировое древо человеческой культуры, сторонник антропологической школы, восстанавливающей единство человеческих племен. Времена года темперамент, пафос, модусы миропонимания . Модус весны – юность и радость , модус лета – зрелость, сила , модус осени – грусть, готовность уйти , зима – трагедия .

М. Элиаде призывал восстанавливать миф в своих правах, литература принципиально не отличается от мифа, прикреплена к почве мифологизма , все писатели творят миф. Отрицательно относится к мифотворчеству.

Исходные тезисы мифологической школы сохраняются.

Одна из ранних литературоведческих систем академического направления в России. Миф представляет собой вымышленное предание, результат коллективного общенационального творчества, в котором явления природы переносятся на жизнь человека. Мифология возникает и существует в форме образов языческого (дохристианского), христианского, постхристианского коллективного мышления народа, а в литературе связана с романтизмом, повсеместно установившимся в европейских странах в конце XVIIIначале XIX столетия. В это время широкое распространение получила мифология Древней Греции и Древнего Рима.

Принципы и приемы мифологической школы заложены в трудах немецких ученых – братьев Я. Гримма (1785-1865) и В. Гримма (1786-1859), стоявших у истоков немецкой литературоведческой науки. Особенно активен в этом отношении был Якоб Гримм, который собирал и издавал различные предания европейских народов, в том числе славянских. В 1812 г. братья Гримм издают свое знаменитое собрание «Сказок», а в 1819 г. Якоб Гримм начинает издавать многотомную «Немецкую грамматику», в которой взамен логического принципа он предложил исторический принцип преподавания и изучения языка.

В 1835 г. Якоб Гримм издает монографию «Немецкая мифология», в которой выводит из мифа все жанры народного творчества – былины, сказки, песни, легенды.

В России принципы сравнительно-мифологического изучения языка, вслед за Я. Гриммом, предложил Ф.И. Буслаев (1818-1897), известный российский филолог, основоположник русской мифологической школы, академик Петербургской Академии наук, профессор Московского университета.

Буслаева привлекает учение Я. Гримма о языке как носителе форм национального мышления, восходящих к древним преданиям и мифам. Работая преподавателем русского языка в гимназиях, в Московском университете, Буслаев создает сравнительно-мифологическую систему изучения и преподавания языка, которую демонстрирует в фундаментальном труде «Очерки преподавания отечественного языка», опубликованном в 1844 г. Принципы исторического изучения языка предлагаются Буслаевым и в работе «О влиянии христианства на русский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию», опубликованной в 1848 г. по материалам его магистерской диссертации.

Как и Я. Гримм, Буслаев считает, что смысловые и поэтические формы языка восходят в своих истоках к заложенному в мифе первичному преданию. Расшифровав с помощью сравнительно-исторического метода изучения значение мифа, можно выйти и к образу. Буслаев занимается как бы языковой археологией: посредством сравнительной мифологии он осуществляет реконструкцию языковых источников, как бы восстанавливая их исконное значение. Значение это заложено в мифе. Система мифов, связанная с устным народным творчеством, в свою очередь, восходит к народному мышлению и выступает как результат его коллективного творчества. Как видно, мифологическая система Я. Гримма – Буслаева выстроена на трех уровнях: миф – язык – поэзия. Народная поэзия, по Буслаеву, тесно связана с языком. Буслаев активно работает в рамках языческой и христианской мифологии. В 1858 г. он издает «Опыт исторической грамматики русского языка», в 1861 г. – «Историческую грамматику церковно-славянского и древнерусского языков» и два тома «Исторических очерков русской народной словесности и искусства». Возникает в филологической науке «Буслаевская школа» сравнительной мифологии, к выводам которой проявили интерес крупные русские ученые – Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин, С.П. Шевырев и др. Буслаев занимается проблемами литературы, особенно народного творчества, его символикой. Он разрабатывает проблемы жанров народного эпоса, в частности исторического рассказа, сказки. Он предлагает свою классификацию народного эпоса, разграничивая жанры теогонического и героического эпоса. Исследуя с помощью мифологической системы памятники литературы, он достигает больших успехов в восстановлении текстов, объяснении их поэтических значений.

Многое из работ Буслаева приобрело для современников значение глубоких открытий. Мифосистема Буслаева оказалась особенно адекватной в применении к памятникам древности, немалая часть которых была им открыта заново. Увлеченный своими успехами в мифоанализе, Буслаев готов был распространить свой метод на изучение современной ему художественной литературы. Экспериментируя в этимологической сфере языка, он как бы невольно ограничивал себя рамками формы с ее неизбежной односторонностью и субъективизмом. Он ищет возможность возвести значения слов к общему индоевропейскому языку. Имена героев русских былин Буслаев связывает с мифами, обозначающими реки. Дунай у него – символ великана.

Последователем Буслаева, продолжателем традиции мифологической школы в России явился его младший современник А.Н. Афанасьев (1826-1871).

В отличие от Буслаева, Афанасьев не достиг никаких ученых степеней, хотя и закончил Московский университет по юридическому факультету. Он занимал незначительные чиновничьи посты и печатался в различных журналах совсем не по юридической специальности, а по истории России и фольклористике. Проблемы народного творчества стали делом всей жизни Афанасьева. Он увлечен идеями сравнительной мифологии Буслаева. В 1850 – 1860-х годах он публикует статьи «Ведун и ведьма», «Колдовство на Руси в старину», «Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк». А в период с 1855 по 1863 г. по типу Я. Гримма Афанасьев издал в восьми томах собрание «Народных русских сказок», принесшее ему широкую известность.

Методологические принципы исследования произведений народного творчества представлены им в монографическом трехтомном труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). Подобно Я. Гримму и Буслаеву, Афанасьев источником народного творчества считает миф. Но, в отличие от Буслаева, он не считает необходимым исследовать в деталях эволюцию от мифа через язык к образу: он принимает как данность мифологическую теорию и занимается сам мифотворчеством, обычно на уровне мифологических образов. Он воссоздает значение мифа не на основе этимологических разысканий, как это было у Буслаева, а посредством сближения и растворения религиозного ядра мифа в конкретном историческом событии или образе народного героя. Афанасьев возводил индоевропейские мифы в основном к арийским источникам.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Фёдор Иванович Буслаев, “первый русский подлинный ученый-фольклорист". Буслаев был филологом широкого диапазона (языковед, исследователь древнерусской литературы и народной поэзии). Вслед за братьями Гримм Буслаев установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил принцип коллективной природы художественного творче­ства народа. Мифологический анализ он применил к славянскому материалу. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф - форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (Т. 1-11. - СПб., 1861). Позже ученый оценил положительные стороны дру­гих направлений в фольклористике и проявил себя в них.

Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифоло­гической теории. "Младшие мифологи" (школа сравнительной мифологии) расширили сферу исследования мифов, привлекли фольклор и язык других индоевропейских народов, усовершен­ствовали метод, в основе которого лежало сравнительное изуче­ние этносов. В Европе, а затем и в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Метеорологическая (или "грозо­вая") теория связывала происхождение мифов с атмосферными явлениями; солярная теория видела в основе мифов первобыт­ные представления о небе и солнце - и проч. При этом всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.

Наиболее известным представителем русской школы млад­ших мифологов был А. Н. Афанасьев, который вошел вь историю фольклористики не только как составитель знаменитого сбор­ника "Народные русские сказки", но и как крупный исследователь. Комментарии к сказкам его сборника, выделенные во втором издании в отдельный, четвертый том, легли в основу капи­тального труда Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других род­ственных народов".

Афанасьев выступил как ученик Ф.И. Буслаева, последова­тель братьев Гримм и других западноевропейских ученых. Одна­ко в мифологическую теорию он внес новое. Афанасьев привлек настолько громадный фактический материал, что "Поэтические воззрения…" сразу стали ярким явлением в мировой науке и до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии.

Свои теоретические взгляды Афанасьев изложил в первой главе, ко­торую назвал "Происхождение мифа, метод и средства его изучения".

Происхождение мифов объясняет история языка. Ссылаясь на диа­лекты и язык фольклора, Афанасьев утверждал: "В древности значение корней было осязательно"; "Большая часть названий основывалась на весьма смелых метафорах 1 ”. Однако со временем происходило затемнение метафор, метафорическое уподобление начинало восприниматься как действительный факт - и рождался миф. "Стоило только забыться, зате­ряться первоначальной связи понятий, чтобы метафорическое уподобление получило, для народа все значение действительного факта и послужило поводом к созданию целого ряда баснословных сказаний. Извилистая молния является огненным змеем, быстролетные ветры наделяются крыльями, владыка летних гроз - огненными стрелами"." . В вопросе о сущности мифов ученый был последователем прежде всего "метеорологической" теории, согласно которой в основе большин­ства мифов лежит обожествление грозы, грома, молнии, ветра, туч. Афанасьев писал: "Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы"<...> Противоположность света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвения - вот что особенно должно было поразить наблюдающий ум человека. Чудная, роскошная жизнь природы, громко звучащая в миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся бесчисленныхформах, обусловливается силою света и тепла, без нее все замирает. Подобно другим народам, наши праотцы обоготворили небо, полагая там ее вечное царство, ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают луна и звезды и проливается плодотворящий дождь" <…> “В весенних грозах, сопровождающих возврат солнца из дальних странствий в царство зимы, воображению древнейших народов рисовались: с родной стороны, брачное торжество природы, поливаемой семенем дождя, а с другой - ссоры и битвы враждующих богов; в громовых раскатах, потрясающих землю, слышались то клики свадебного веселья, то воинственные призывы и брань.

На протяжении истории мифы подвергались значительной переработке. Афанасьев выделил три принципиально важных момента.

" Во-первых, "раздробление мифических сказаний". "Большая часть мифических представлений индоевропейских народов восходит к отдаленному времени ариев; выделяясь из общей массы родоначального племени и расселяясь по дальним землям, народы, вместе с богато выработанным словом, уносили с собой и самые воззрения и верования".

Во-вторых, "низведение мифов на землю и прикрепление их к извес­тной местности и историческим событиям". "…Поставленные в условия человеческого быта, воинственные боги утрачивают свою недоступность, нисходят на степень героев и смешиваются с давно усопшими историчес­кими личностями. Миф и история сливаются в народном сознании; собы­тия, о которых повествует последняя, вставляются в рамки, созданные першем; поэтическое предание получает историческую окраску, и мифи­ческий узел затягивается еще крепче".

В-третьих, нравственное (этическое) мотивирование мифических ска­заний". С возникновением государственных центров мифы канонизируются, причем в высшей среде. Они приводятся в хронологическую последо­вательность, устанавливается иерархический порядок: боги подразделя­ются на высших и низших. Общество богов организуется по образцу человеческого, государственного союза, и во главе его становится верхов­ный владыка с полною “царственною властью".

Для Афанасьева фольклор - важный и, достоверный источник мифологических разысканий. Исследователь рассмотрел загадки, пословицы, приметы, заговоры, обрядовые песни, былины, духовные стихией сказки. О сказках он писал: "Сравнительное изучение сказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям: во-первых, что сказки создались, на мотивах, лежащих в основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и во-вторых, что по всему вероятию, уже в эту давнюю арийскую эпоху были выработаны главные типы сказочного эпоса и потом разнесены разделившимися племенами в разные сторо­ны - : на места их новых поселений"1. Так объяснялось международное сходство сказочных сюжетов и образов.

Афанасьев поставил в фольклористике существенные теоре­тические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении и историческом развитии. Он предложил стройную концепцию. Вместе с тем в этом труде отразились недостатки романтичес­ких теорий языковедов и фольклористов середины XIX в. Уже современники критиковали Афанасьева за отсутствие четких критериев, за субъективизм в конкретных истолкованиях.

"Поэтические воззрения славян на природу" способствовали активизации изучения фольклора и оказали воздействие на литературное творчество русских писателей (П. И. Мельникова-Печерского, С. А. Есенина и др.).

Школы (направления) объединяют исследователей, чьи труды основаны на общей научной концепции, близки по своей проблематике и методологии. Названия "школа" и "направление" (иногда "теория") — условные, закрепившиеся за той или иной группой исследователей.

Академические школы во многом были связаны с западноевропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.

Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале ХIХ в., в период расцвета романтизма. Ее основоположники, немецкие ученые братья В. и Я. Гримм испытали влияние романтической эстетики, в которой содержался тезис о “национальном духе" каждого народа. Источником искусства признавалась мифология. Братья Гримм поставили целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора языка древних германцев. Ученые впервые указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями — язычеством. Главный труд Я. Гримма "Немецкая мифология" ("Deutsche Myfologie", 1835) и дал название первому теоретическому направлению фольклористики.

Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Ф. И. Буслаев, “первый русский подлинный ученый-фольклорист". Буслаев был филологом широкого диапазона (языковед, исследователь древнерусской литературы и народной поэзии). Вслед за братьями Гримм Буслаев установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил принцип коллективной природы художественного творчества народа. Мифологический анализ он применил к славянскому материалу. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф — форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд "Исторические очерки русской народной словесности и искусства". Позже ученый оценил положительные стороны других направлений в фольклористике и проявил себя в них.

Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифологической теории. "Младшие мифологи" (школа сравнительной мифологии) расширили сферу исследования мифов, привлекли фольклор и язык других индоевропейских народов, усовершенствовали метод, в основе которого лежало сравнительное изучение этносов. В Европе, а затем и в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Метеорологическая (или "грозовая") теория связывала происхождение мифов с атмосферными явлениями; солярная теория видела в основе мифов первобытные представления о небе и солнце — и проч. При этом всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.

В России школа сравнительной мифологии имела многих последователей. Солярно-метеорологическая концепция была разработана О. Ф. Миллером ("Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса". — СПб., 1869). Тщательно подобрав огромный материал, автор попытался выделить в русском эпосе разные по древности слои, отделить исторические и бытовые элементы от мифологических.

Наиболее известным представителем русской школы младших мифологов был А. Н. Афанасьев, который вошел в историю фольклористики не только как составитель знаменитого сборника "Народные русские сказки", но и как крупный исследователь. Комментарии к сказкам его сборника, выделенные во втором издании в отдельный, четвертый том, легли в основу капитального труда Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов".

Афанасьев выступил как ученик Ф.И. Буслаева, последователь братьев Гримм и других западноевропейских ученых. Однако в мифологическую теорию он внес новое. Афанасьев привлек настолько громадный фактический материал, что "Поэтические воззрения…" сразу стали ярким явлением в мировой науке и до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии.

Свои теоретические взгляды Афанасьев изложил в первой главе, которую назвал "Происхождение мифа, метод и средства его изучения".

Происхождение мифов объясняет история языка. Ссылаясь на диалекты и язык фольклора, Афанасьев утверждал: "В древности значение корней было осязательно"; "Большая часть названий основывалась на весьма смелых метафорах!”. Однако со временем происходило затемнение метафор, метафорическое уподобление начинало восприниматься как действительный факт — и рождался миф. "Стоило только забыться, затеряться первоначальной связи понятий, чтобы метафорическое уподобление получило, для народа все значение действительного факта и послужило поводом к созданию целого ряда баснословных сказаний. Извилистая молния является огненным змеем, быстролетные ветры наделяются крыльями, владыка летних гроз - огненными стрелами".

"В вопросе о сущности мифов ученый был последователем прежде всего "метеорологической" теории, согласно которой в основе большинства мифов лежит обожествление грозы, грома, молнии, ветра, туч. Афанасьев писал: "Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы"<...> Противоположность света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвения — вот что особенно должно было поразить наблюдающий ум человека. Чудная, роскошная жизнь природы, громко звучащая в миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся бесчисленных формах, обусловливается силою света и тепла, без нее все замирает. Подобно другим народам, наши праотцы обоготворили небо, полагая там ее вечное царство, ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают луна и звезды и проливается плодотворящий дождь" <…> “В весенних грозах, сопровождающих возврат солнца из дальних странствий в царство зимы, воображению древнейших народов рисовались: с родной стороны, брачное торжество природы, поливаемой семенем дождя, а с другой — ссоры и битвы враждующих богов; в громовых раскатах, потрясающих землю, слышались то клики свадебного веселья, то воинственные призывы и брань.

На протяжении истории мифы подвергались значительной переработке. Афанасьев выделил три принципиально важных момента.

"Во-первых, "раздробление мифических сказаний". "Большая часть мифических представлений индоевропейских народов восходит к отдаленному времени ариев; выделяясь из общей массы родоначального племени и расселяясь по дальним землям, народы, вместе с богато выработанным словом, уносили с собой и самые воззрения и верования".

Во-вторых, "низведение мифов на землю и прикрепление их к известной местности и историческим событиям". "…Поставленные в условия человеческого быта, воинственные боги утрачивают свою недоступность, нисходят на степень героев и смешиваются с давно усопшими историческими личностями. Миф и история сливаются в народном сознании; события, о которых повествует последняя, вставляются в рамки, созданные першем; поэтическое предание получает историческую окраску, и мифический узел затягивается еще крепче".

В-третьих, нравственное (этическое) мотивирование мифических сказаний". С возникновением государственных центров мифы канонизируются, причем в высшей среде. Они приводятся в хронологическую последовательность, устанавливается иерархический порядок: боги подразделяются на высших и низших. Общество богов организуется по образцу человеческого, государственного союза, и во главе его становится верховный владыка с полною “царственною властью".

Для Афанасьева фольклор — важный и, достоверный источник мифологических разысканий. Исследователь рассмотрел загадки, пословицы, приметы, заговоры, обрядовые песни, былины, духовные стихией сказки. О сказках он писал: "Сравнительное изучение сказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям: во-первых, что сказки создались, на мотивах, лежащих в основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и во-вторых, что по всему вероятию, уже в эту давнюю арийскую эпоху были выработаны главные типы сказочного эпоса и потом разнесены разделившимися племенами в разные стороны —: на места их новых поселений". Так объяснялось международное сходство сказочных сюжетов и образов.

Афанасьев поставил в фольклористике существенные теоретические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении и историческом развитии. Он предложил стройную концепцию. Вместе с тем в этом труде отразились недостатки романтических теорий языковедов и фольклористов середины XIX в. Уже современники критиковали Афанасьева за отсутствие четких критериев, за субъективизм в конкретных истолкованиях.

"Поэтические воззрения славян на природу" способствовали активизации изучения фольклора и оказали воздействие на литературное творчество русских писателей (П. И. Мельникова-Печерского, С. А. Есенина и др.).

Идеи мифологической школы на протяжении всех последующих лет использовали многие направления филологии. Яркая вспышка интереса к мифу была в 50-60-х гг. XX в., когда в Западной Европе и Америке оформилась неомифологическая теория. Она основывалась на этнологических трудах конца XIX — первой половины XX в., связанных с разработкой антропологической концепции (см. ниже). Самым значительным было исследование английского ученого Д. Фрэзера — 12-томная книга "Золотая ветвь". На огромном материале Фрэзер показал мифологическую общность примитивных культур и попытался доказать, что в основе образного мышления современного цивилизованного человека лежат те же мифы.

Наиболее важный источник неомифологической теории — учение об архетипах швейцарского психиатра К. Юнга. Юнг выступил с идеей интуитивного постижения человеком опыта древних. Содержание этого опыта составляют общечеловеческие пер-вообразы (архетипы). Большинство сюжетов и образов фольклора и литературы восходят к символически переосмысленным архетипам, к мотивам древнейших мифов, которые "хранятся" у каждого человека в области бессознательного.

К. Юнг исследовал проявление фольклорных и мифологических мотивов в психике. Он писал: «Бессознательное, как историческая подпочва психики» содержит в себе в концентрированной форме весь последовательный ряд отпечатков, обусловливавший с неизмеримо давних времен современную психическую структуру. ...Эти отпечатки функций представляются в виде мифологических мотивов и образов, которые встречаются у всех народов, ...их можно, проследить без труда и в бессознательных материалах современного человека<…>.

Во всех проблематических вопросах наше понимание подпадает, — реже сознательно, в большинстве же случаев бессознательно — под сильнейшее влияние известных коллективных идей, образующих нашу духовную атмосферу. Эти коллективные идеи находятся в самой тесной связи с жизнепониманием или мировоззрением прошедших веков и тысячелетий. ...Эти образы являются осадками» накопившимися в течение многотысячелетнего опыта приспособления и борьбы за существование».

Главная цель мифологической школы состояла в реконструкции мифологии и древнего фольклора. Эта проблема остается актуальной. Миф всегда будет привлекать к себе исследователей. В современных трудах по мифологии различают два основных течения: этимологическое (занимающееся лингвистической реконструкцией мифа) и аналогическое (основанное на сравнении мифов, сходных по содержанию).

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.