Плохих учеников не бывает кто сказал. Мифы в сфере образования. «Не бывает плохих учеников — бывают плохие учителя. Играть в паре с Евгением Ковыршиным удобно

Если бы вы смогли перечислить худшие качества, которые есть у учителей, то какими бы они были?

1. Бесстрастность

Один из семи смертных грехов для учителя - не показывать свои чувства. И речь идет в первую очередь не о чувствах к студентам. Мы говорим о том, что учителя могут не показывать какие-то чувства или эмоции во время их общения с классом. Студенты и учащиеся любят тех учителей, которые делают учебу живой и интересной. Также они ценят тех педагогов, которые показывают себя, свое лицо, эмоции и страсти. И ученики точно не полюбят учителя, который лишен всяких эмоций, а также того, кто боится высказывать собственное мнение и чувства по отношению к детям, которых он учит, или, что еще хуже, по отношению к своему предмету.

2. Некомпетентность

Это еще один грех преподавания, и он касается тех учителей, которые напрасно растрачивают свой опыт и знания.

Учитель может, например, не в полной мере ответить на вопрос ребенка, не понять, что ученик не знает ответа, или попытаться ответить вместо него. Он может даже не сказать ученику о том, что ответ лучше поискать самостоятельно, а потом рассказать об этом в классе. Такой тип учителя имеет пробелы в знаниях, поэтому у учеников возникает ощущение, что он не является авторитетом в этом классе. Чтобы не показывать свою некомпетентность, учитель может постараться избегать острых углов во время объяснения нового материала и употребления сложной терминологии. Это, вероятно, самых худший грех из всех.

3. Эгоистичность

Еще один грех преподавания - это забота учителя в первую очередь о себе, а не о своих учениках. Такой педагог ставит на первое место себя, а не ребенка. Правда, этот грех встречается довольно редко. Пример эгоистичного учителя - это педагог, который часто опаздывает на занятия. Он также может не обращать внимания на класс, в котором исполняет обязанности классного руководителя. Это значит, что его дети всегда будут последними в очереди на школьных спектаклях, при организации поездок, а также будут последними узнавать все школьные новости.

Такой учитель обращает больше внимания на личные проблемы, чем на работу с детьми.

4. Лень

Большая нагрузка - это проблема каждого учителя, а проверка тетрадей кажется бесконечной. Тем не менее, если учитель никогда не проверяет тетрадь ученика до конца года, - это грех преподавания. Наверное, он не делает этого, поскольку ученики, родители или преподаватели не станут спрашивать, в чем дело. Если учитель выбирает такой способ для уменьшения своей рабочей нагрузки, он будет продолжать делать это и дальше. Возможно, даже отменит задание ученикам, что также является частью этого греха.

5. Гнев

Еще один грех преподавания - это несдержанность. Такой учитель будет иметь плохие отношения с учениками. Чаще всего его можно будет увидеть на уроках разгневанным. Скорее всего, у такого учителя будет соответствующая репутация, а его крики можно будет услышать даже при закрытых дверях. Такой педагог будет приходить в ярость и, возможно, даже не сможет контролировать свои чувства в классе, если учащиеся дадут неправильный ответ или выскажут неуважение. Такой учитель часто действует иррационально, и ученики считают его непредсказуемым. В экстремальных ситуациях учитель всегда будет показывать признаки гнева.

6. Зависть

Это довольно редкостная черта характера среди учителей, но если она присутствует в обучении, то выливается в недовольство теми, кто успешно выполняет задачи. Но такое действительно редко можно встретить среди педагогов. Зависть скорее присуща офисным сотрудникам.

7. Гордость

Иметь слишком много гордости - это еще один грех учителя. Хорошие учителя адаптируются к потребностям своих подопечных. Они корректируют свои планы, подстраивая их под учащихся, хотя более успешные учителя могут сделать это и во время уроков. Например, урок не может идти по плану, так как ученикам не удается понять сложную концепцию. Гордый учитель будет продолжать и может даже обвинять учеников в том, что они не слушают его или плохо относятся к предмету. Такой учитель может просто продолжать объяснения, не принимая во внимание непонимание аудиторией материала. В любом случае такой педагог будет делать то, что удобно ему, и игнорировать потребности ребенка.

Отложить Отложено

«Нет плохих учеников, есть плохие учителя!» - у этого высказывания, возможно, есть исключения, тем не менее, оно подчеркивает значимость роли учителя. Но как может педагог найти подход даже к самому сложному ученику?..

Однажды разбойник Реш-Лакиш увидел мудреца рабби Йоханана, купавшегося в Иордане, рассказывает Талмуд. Проявив огромные усилия, разбойник прыгнул в реку. «Твои силы бы посвятить Торе!» - воскликнул мудрец. Встреча с рабби Йохананом изменила судьбу разбойника, который направил все свои силы на изучение Торы и стал одним из мудрецов Талмуда...

«Уподобляясь Творцу» - книга, вдохновленная уроками рава Авигдора Миллера

Почему, повествуя о творении мира, Тора повторяет: «и увидел Всевышний, что это хорошо »? - спрашивал рав Авигдор Миллер (1908 - 2001), который, родившись в Балтиморе, учился в легендарной литовской иешиве Слободка, а в 1944 году стал духовным руководителем иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине. - То, что Всевышний «видел, что мир хорош », - это не рассказ, а акт творения!»

Мир стал хорошим, когда Всевышний увидел, что мир хорош. В этом урок для нас всех. Если сотворенный по образу и подобию Всевышнего человек видит добро, то он и творит добро.

Но чтобы увидеть хорошее в людях, необходимо смотреть на них с любовью и, подобно любящей матери, открывать в них скрытые достоинства.

«И увидел Всевышний свет, что он хорош » (Брешит, 1:3). «Свет хорош » - это намек на Моисея, ибо сказано, что после рождения его мать «увидела, что он хорош » (Шмот, 2:1), утверждает Мидраш. Не случайно Моисей обладал особым качеством - видел людей в лучшем свете.

«Добрый глаз будет благословен» (Притчи, 22:9), прославлял Моисея мудрый царь Соломон. Указывая Моисею передать руководство народом его ученику Иехошуа бен Нуну, Всевышний сказал: "Возложи свою руку на него". Однако Моисей возложил на Иехошуа две руки. В этом мудрецы видят пример «доброго глаза» Моисея («Илкут Шимони»).

Возложение рук - это жест, выражающий доверие человеку. Всевышний попросил Моисея возложить на своего ученика одну руку, однако Моисей возложил обе руки, оказав этим ему еще большее доверие! Эта вера учителя вдохновила Иехошуа победить врагов и ввести евреев в Страну Израиля.

В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Однако тот, кто смотрит на другого «добрым глазом», концентрирует свое внимание на достоинствах и игнорирует недостатки. Он верит, что сутью человека являются его достоинства, а недостатки - это лишь внешнее, наносное.

Но не выдаем ли мы желаемое за действительное? Нет, это не фантазерство, а понимание человеческой души. Каждое утро еврей произносит: «Душа, которую Ты дал мне, Всевышний, чиста она!» Осознание того, что Всевышний вдохнул в человека чистую душу, искру святости, вдохновляет нас по-новому смотреть на окружающих людей. И самое главное, и самое сложное - на самих себя !

«Хотя бы раз в день, когда ты смотришь на другого человека, говори себе: «Я вижу образ и подобие Творца», - советовал рав Миллер. Душа человека наделена бесконечным потенциалом добра, ведь человек - это «образ и подобие Творца»...

Указывая Моисею сосчитать евреев, Всевышний сказал: «Определи их число (дословно - подними голову )» (Бемидбар, 4: 22). Смысл этого указания в том, чтобы Моисей, видя каждого еврея «добрым глазом», поднимал его голову , вдохновляя его верой в себя.

Известный математик Н. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Со временем эти слова преобразовались в указанный миф. Он укоренился настолько прочно, что упоминается едва ли не на каждом школьном педагогическом совете, посвященном подведению итогов успеваемости учеников за четверть или учебный год. И чаще всего его употребляют в том смысле, что в плохих отметках учеников всегда виноват учитель. Таким образом, если буквально воспринимать данное высказывание про учеников и учителей, то можно обвинить учителя и в том, что он не смог подготовить выдающегося художника из ребенка, у которого от природы нет способностей к рисованию. Иными словами, рассуждая по аналогии, педагога приравнивают к заводскому токарю, допустившему брак при вытачивании деталей. Но ведь исходные заготовки у токаря одинаковые. А ученики, с которыми работает учитель?. Разве не применимы к отдельным из них такие понятия, как непочтительность к учителю, самодовольство, наглость, необязательность, невнимательность, лень?. И не зря говорят о том, что найти хорошего учителя нелегко, а найти хорошего ученика, к сожалению, — еще труднее. Поэтому в действительности все не так однозначно и просто. Никто не отрицает: в каждом человеке есть способность к обучению. У кого-то она отчетливо просматривается, а у некоторых скрыта глубоко. Но даже выдающиеся способности должны быть подкреплены желанием учиться. Тут к месту вспомнить строки, написанные Игорем Губерманом: «На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть». Но хороший учитель попытается и в большинстве случаев сможет возобновить (усилить) у школьника стремление учиться (хотя иногда это бывает очень сложно или даже невозможно) и, опираясь на имеющиеся у учащегося способности, будет стараться добиться максимальных успехов в обучении. Плохой же не будет и пытаться что-то делать. В этом и заключается истинный смысл высказывания об учителях и учениках. Но кто гарантирует, что даже у выдающегося учителя после этих неимоверных усилий все без исключения ученики будут показывать высочайшие результаты в обучении и являться образцом поведения?. К сожалению, и у талантливого педагога будут как сильные, так и отстающие учащиеся. Сейчас для большинства родителей основным критерием качества работы учителя является школьная подготовка на уровне «вундеркиндов», в крайнем случае — на уровне, гарантирующем поступление в любой вуз. И они буквально требуют этого от школы. «Нет высоких баллов на экзамене — плохой учитель», — вот их жесткий вердикт. И такие родители не задумываются над тем, что у их ребенка (при отсутствии у него природных данных к постижению конкретного учебного предмета на высоком уровне) без этого учителя баллы были бы близки к нулю. Поэтому не обвиняйте педагогов в невысокой успеваемости отдельных учеников, ведь учителя в большинстве своем добились успеха — успеваемость перестала быть низкой. Кстати, вырастить двоечника — здорового, порядочного и стремящегося хоть к маленькой победе — тоже огромный труд. Задумаемся над этим.

(В.М. Зданович «Образование: Мифы и реальность»)

С 5 по 21 мая во Франции (Париже ) и Германии (Кельне ) пройдет чемпионат мира по хоккею. Сборная Беларуси сыграет в группе B, которая будет проводить свои матчи в Париже. Волей жребия уже на старте наша сборная встретиться с фаворитами: Финляндией (5 мая), Чехией (6 мая) и Канадой (8 мая). Также в нашей группе Норвегия , Словения , Франция, Швейцария .

В рамках подготовки команда Дэйва Льюиса провела шесть товарищеских матча: обменялась победами и поражениями с Латвией (3:0, 0:1) и Германией (3:1, 1:2), дважды уступила Швеции (1:4, 1:5). Еще до старта чемпионата сборная сыграет два матча с хозяевами турнира французами.

После прошлогоднего чемпионата мира со сборной будет особый спрос. Тогда едва сохранили прописку в сильнейшем дивизионе, умудрившись по ходу дела уступить Венгрии .

Изначально перед тренерским штабом поставил задачу, чтобы каждый из нас сделал все, чтобы повести игроков в наилучшей форме, - говорит главный тренер Дэйв Льюис. - Не бывает плохих учеников, бывают плохие учители. Перед всей командой стоит та же задача, о которой я говорил два-три года назад. Мы намерены бороться за медали. Если не ставить большие цели, то никогда этого не добьешься. Но если думать о том, что можешь достичь большего, то однажды это произойдет. Хотя это долгий путь.

Одной из главных новостей подготовительного периода стало расставание с нападающим Андреем Степановым . Тренер мотивировал это тем, чем игрок мало отрабатывает в обороне. Хотя статистика об этом не говорит, а хоккеисты и болельщики в один голос сетуют: Степанов один из главных заводил в команде, который создает атмосферу. В конце концов, именно он был лучшим бомбардиром на минувшем чемпионате мира (2+4 в 7 матчах), у него лучшие показатели среди белорусов в «Динамо» (16+15 в 56 матчах). Но Льюис не преклонен. И даже заявляет, что и без Степанова сейчас у него сильнейший состав.

На мой взгляд, сейчас у меня лучший состав, которым я отправлялся на чемпионат мира. И я уже сказал это команде. Почему? Я смотрю на игроков обороны и вижу огромнейший прогресс. Шинкевич , Коробов , Хенкель, Лисовец – все они развиваются. В особенности, Лисовец. У нас есть большие и сильные защитники – Денисов , Граборенко , Евенко , Шинкевич. Считаю, наш набор защитников – это наш огромный плюс перед началом чемпионата, - сказал Льюис.

Зато после долгого перерыва на чемпионате мира сыграет Владимир Денисов, который также известен лидерскими качествами.

При Льюисе я еще не играл на чемпионатах мира. Пока сложно проводить сравнения. Судя по товарищеским матчам, нас ждет непросто чемпионат мира. Какие-то другие прогнозы давать не берусь. В любом случае, если туда едем, то надо настраиваться на положительный результат. Да, мы играем со сложными соперниками, но должны настраиваться и играть с каждым, - отметил Денисов. - Стоит признать, что у нас не так много индивидуально сильных игроков, которые в одиночку могут решить исход матча. Но мы в первую очередь должны быть сильными как команда. Все игроки, которые выходят на площадку, будут выполнять свое задание. Если каждый это будет хорошо, то нас ждет положительный результат. Если нет, то будет сложно.

- Париж – красивый город…

Мы едем туда не по Елисейским полям гулять. График очень плотный. Может, и будет свободная минутка выпить кофе в маленьком кафе, но не более.

После прошлогоднего чемпионата досталось браться Костицыным . Априори они должны быть лидерами команды, но тогда что-то пошло не так…

Так случается, что игроки проводят плохие матчи, - рассказывает Льюис. - Мы поговорили с Андреем и Сергеем пару дней назад. Я объяснил, чего жду я, чего ждет команда, чего ждут от них все. У них огромный опыт на чемпионатах мира, в НХЛ , в КХЛ – я еще раз напомнил им об этом. Думаю, они могут нам помочь. Причем не только в атаке, но и в оборонительных действиях. Попросил братьев, чтобы они помогали молодым. Они кивнули, услышали меня. Кажется, они понимают, чего от них хотят.

Вот что говорят сами братья.

Просто пришли в кабинет, поговорили по душам с Льюисом, мол, на нас полагаются, надо показывать другой хоккей, найти свою игру, - рассказывает Андрей Костицын.

- Готовы взять на себя бремя лидера?

Почему нет?

- Вы один из ветеранов сборной, многое повидали. Дэйв Льюис говорит, что сейчас один из сильнейших составов…

Каждый год нам говорят такое. Кто-то приходит, кто-то уходит. Мне сложно сказать. Костяк вроде тот же, но есть и новые лица. У каждого есть свои сильные качества, стороны. Надо чтобы каждый показал свой максимум.

- Играть в паре с Евгением Ковыршиным удобно?

Мне удобно, брату, наверное, тоже. Нам с Сергеем постоянно кого-то подставляли в тройку нападения. С братом у нас есть взаимопонимание, чувство игры. Думаю, Женя поможет нам.

Прошлогодний чемпионат был неудачным для всех, а не для кого-то отдельно, - говорит Сергей Костицын. - Надо делать выводы, выходить на каждую игру и стараться выиграть. Мы это и делаем.

- Бремя лидера не давит?

А чего боятся? Оно давно висит.

Есть разные мнения. Николай Стасенко говорит, что невозможно каждый год попадать в восьмерку сильнейших. Тренер ориентирует на медали. Что вы думаете?

Может, Стасенко в чем-то и прав. Но об этом думать не надо. Каждую игру надо выходить с мыслями о победе. Я настраиваюсь именно на такой подход.

Вызывает тревогу вратарская позиция. Кевин Лаланд за сезон в составе минского «Динамо» провел всего пять матчей в КХЛ. За его спинам Михаил Карнаухов и Виталий Трус, у которых нет опыта выступлений на чемпионатах мира. Кто-то называет веру тренерского штаба в Лаланда «слепой».

Я верю, что он способен помочь. У нас есть план подготовки, которого мы придерживаемся. Посмотрим, что из этого выйдет. В первых трех матчах нас ждет жесточайшая борьба. Один товарищеский матч с Францией сыграет Лаланд, второй – Карнаухов. Мы еще будем советоваться с тренерами, но если бы игра с Финляндией была сегодня, то играл бы точно Кевин. В любом случае, все наши вратари понимают, что решение по этой линии будет приниматься непосредственно перед матчами, - сказал Льюис.

БУДЬ В КУРСЕ

30 апреля и 1 мая сборная сыграет товарищеские матчи с Францией, после чего будет сформирован окончательный состав команды. Пока он выглядит так.

Вратари: Трус («Неман »), Лаланд («Динамо»), Карнаухов («Динамо» Молодечно ); защитники: Воробей («Динамо» Молодечно), Стасенко («Северсталь »), Шинкевич, Лисовец, Хенкель, Коробов, Граборенко (все - «Динамо»), Денисов («Трактор»); нападающие: Сергей Стась («Байройт »), Андрей Стась, Кулаков, Дрозд, Карабань, Сергей Костицын, Павлович, Волков , Ковыршин (все - «Динамо), Демков («Шахтер»), Когалев, Парфеевец (оба - «Юность»), Андрей Костицын («Сочи »), Лингле («Айсберен»), Шарангович (U-20), Стефанович («Неман»).

Заживать она будет, видимо, долго...

НЕТ ПЛОХИХ УЧЕНИКОВ, есть плохие учителя.

Эта мудрость почему-то не идет на ум, когда открываешь дневник своего отпрыска – документ, свидетельствующий о радивости школьника или отсутствии таковой. Хорошие отметки – не единственное требование, детки должны отличаться прилежанием, послушанием и степенностью. О таких идеальных школьниках мечтает каждый учитель. Во времена разнополых школ девочки на переменах чинно прогуливались по коридорам, в мужских гимназиях орущих «метеоров» пресекали дежурные. В настоящее время порядки, слава богу, более демократичные. У второклассника школы № 40 Кирилла Ильина – энергии хоть отбавляй. Лишь на переменке подобные ему маленькие «моторчики» могут отвести душу. «И чудно!» – скажет иной педагог. «Возмутительно!» – возразит другой. Кто прав? Современная педагогика вкупе с педиатрами – двумя руками за физическую и психологическую разгрузку ребенка. Более того, медики считают: если ребенок не резвится и не бегает, значит, он болен. Различные точки зрения на ребячью гиперактивность породили конфликтную ситуацию в упомянутой школе.

Кирилл с двумя мальчишками носился по столовой. Классный руководитель, видно, исчерпав все педагогические методы воздействия, а может, и не исчерпав, документально довела до сведения родителей о недостойном поведении детей. Двое шалунов судьбе покорились, а Кирилл пытался воспрепятствовать очередной красной записи в дневнике. Ручные манипуляции ученика и учителя все же закончились красным росчерком, но не в дневнике, а на лице Кирилла – след от ногтей Людмилы Васильевны (автор по просьбе педагога изменила имя).

Школьник пытался скрыть от родителей инцидент, сказав, что его случайно поцарапали мальчишки. Он не знал, что Людмила Васильевна сразу же позвонила маме Кирилла – Наталье Ильиной. «Классный руководитель была очень возмущена поведением нашего сына, говорила, что ей нужно было записать замечание, а он плакал и не отдавал дневник, – рассказывает Наталья Александровна, – что он «шантажировал» ее слезами, кидался на нее драться. За такое поведение Кирилла могут исключить из школы. В конце разговора учительница добавила, что она случайно его поцарапала. Я ей ответила, что обязательно поговорю с ребенком».

У меня, как у родителя, дрогнуло бы сердце при виде детских слез: бог с ним, с этим замечанием. У принципиального педагога иная реакция на детский плач: «У меня нет других мер воздействия, – поясняет Людмила Васильевна. – А если бы он поскользнулся и разбил голову, я бы уже давно в тюрьме сидела. Нам и родители говорят – пишите. Это обратная связь. Они втроем бегали. Двоим я записала замечание, а почему Кириллу – нет? Несправедливо получается».

Директор школы Любовь Ивановна Москвина считает: замечание в дневнике – это признание учителя в своей педагогической несостоятельности.

Вечером, увидев сына, родители ужаснулись. «Небольшая» царапина глубоко пробороздила правую щеку, задетое веко воспалилось. В качестве доказательства Наталья Александровна протянула мне фото Кирилла.

Мальчика срочно отвезли в детский травмпункт «Айболит». Родители были возмущены не столько случайной травмой, а последующим непедагогическим поведением педагога: «Почему она, взрослый человек, классный руководитель, сама мать, не отвела Кирилла в медпункт, не поставила в известность администрацию школы, без сопровождения отправила восьмилетнего ребенка с отекшим глазом домой? А если бы по дороге с ним что-то случилось?» Эти слова Наталья Ильина произнесла в кабинете директора школы.

Людмила Васильевна оценивает ситуацию по-иному: «У ребенка ни кровинки не было. Мама меня по телефону успокоила, поэтому я ни к медику, ни к администратору ребенка не повела. «Обработанная» царапина еще больше бы напугала родителей. Но на следующий день выяснилось, что ребенку «сняли» побои. Мне даже хотели рукоприкладство приписать. Произошла случайность. Я даже в мыслях не допускаю поднять руку на ребенка».

Директор школы была шокирована поведением классного руководителя, принесла извинения родителям и сделала все, чтобы уладить ситуацию: ходила мирить ученика и учителя. Как в детстве – мизинчик за мизинчик: «Мирись, мирись, больше не дерись».

Семья решила – конфликт исчерпан: в заявлении на имя директора было написано, что претензий к классному руководителю нет. Такое же заявление легло на милицейский стол: Ильины не жаловалась в органы правопорядка. По закону документы о нанесении травмы автоматически передают из «Айболита» в районный отдел УВД.

Родители претензий не имели, однако администрация школы решила разобраться в ситуации. «По любому инциденту у нас назначают комиссию, – говорит директор Любовь Москвина. – В нее входят социальный педагог, психолог, медицинский работник, заместитель директора по начальной школе, председатель профсоюзного комитета. В данном конкретном случае комиссия решила, что педагог повела себя некорректно, и предложила Людмиле Васильевне уволиться по собственному желанию». Рекомендация покинуть школу отнюдь не наказание за случайно нанесенную рану. Поцарапать можно, и отдав дневник с пятеркой. Именно некорректным, а точнее, бессердечным отношением к ребенку было вызвано решение комиссии.

«Получается, я одна во всем виновата, – говорит Людмила Васильевна. – Хуже меня никого в школе нет. Семью трогать нельзя, ребенок всегда прав. Он хочет остаться в классе, значит, по логике должна уйти я».

3 ноября в класс, где учится Кирилл, пришел новый учитель, а через три дня родительский актив пригласил Наталью Ильину на собрание, которое превратилось в судилище семьи Ильиных. По словам Натальи Александровны, разбирали не конфликтную ситуацию, а перешли на личности. В полном соответствии с принципом: сам дурак и нос у тебя картошкой. Наталью выставили «скользким и двуличным человеком, уволившим прекрасного педагога». Незачем ей было ходить в травм-пункт, а могла и сама рану обработать. Из класса надо удалить не Людмилу Васильевну, а «психованного» Кирилла, пока он всех не покалечил.

Против активистов родительского комитета не помогли бы ни сила легких, ни разумные доводы. Наталья Ильина покинула класс. Нетрудно представить, с каким сердцем. Семья растеряна и возмущена: «Ребенок из потерпевших стал обвиняемым, как ему учиться дальше? – вопрошает мать. – Наша благополучная семья вдруг превратилась в монстров».

«Родителям пытались в корректной форме объяснить, что в семье к ребенку применяют насилие, ведь он до сих пор закатывает истерики. А мама Кирилла обиделась», – комментирует собрание Людмила Васильевна.

– Если учитель уверен, что ребенка наказывают за провинности, то зачем провоцировать насилие – записывать замечание в дневник? – спросила я Людмилу Васильевну.

– Я не успела написать и решила этого не делать. Сама напугалась.

Нужно ли было после драки махать кулаками – после того как написано заявление «по собственному», и устраивать собрание родительского актива? Людмила Васильевна так объяснила ситуацию: «Дети ждали меня и надеялись, что приду. Большинство родителей убедили не покидать класс. Администрация школы не ожидала, что родители будут за меня. На собрании я услышала, что директор согласна заключить со мной трудовой договор на два с половиной года. Потом передумала. Надо давать шанс человеку, но мне его не предоставили. Мама Кирилла не согласна пойти на мировую».

За всеми разбирательствами мы совершенно забыли о самом мальчике. Не отразился ли на психике ребенка этот конфликт? Мало ли примеров, когда дети в такой ситуации решаются на крайний шаг? «Ущербным он себя не чувствует, одноклассники хорошо к нему относятся, у него есть друзья, – говорит психолог школы Анжела Антипина. – Дети в таком возрасте быстро забывают неприятности. Кирилл – общительный, коммуникабельный, активный, но границ не переходит».

Точку в этой истории поставила сама Людмила Васильевна: «Сложно работать учителем, думала, у меня получится, но теперь я намерена сменить профессию».

Полагаю, любой из родителей может простить учителю его «предметный» непрофессионализм: слабые знания можно компенсировать. Сложно оправдать педагога, который, ратуя за справедливость, не способен понять, пожалеть и простить маленького ученика.

Остается лишь уповать на то, что душевные раны от этого конфликта зарубцуются так же скоро, как царапина на лице второклассника.