Площадь хитровка. Хитровка гиляровский. Постепенно вокруг Хитровской площади открывали недорогие харчевни и трактиры, благотворительные организации бесплатно кормили неимущих, а окрестные дома превратились в ночлежки и доходные дома с дешевыми квартирами

Сегодня, когда Россия после десятилетий атеистического безумия возвращается к своим духовным истокам, отрадно видеть миллионы её жителей, осознавших, что из всех путей в жизни главной является дорога в храм. Свидетельствами этого возрождённого религиозного сознания является потребность в посещении святых мест, коими богата наша земля. Только святые места Подмосковья - это полторы тысячи храмов и двадцать четыре монастыря. Поговорим о некоторых из них.

Главный центр духовной жизни страны

Согласно статистике, ежегодно наибольшее количество паломников принимают древние стены Троице-Сергиевой Лавры в подмосковном городе Сергиевом Посаде. Он назван в честь своего основателя - преподобного Сергия Радонежского, поселившегося в 1337 году вместе со своим старшим братом Стефаном на холме Маковец, недалеко от Покровского монастыря села Хотьково.

Вскоре братья соорудили из брёвен церковь, которую освятили в честь Пресвятой Троицы. К ним стали присоединяться и другие затворники, искатели спасения души. Постепенно образовалась община, которая была преобразована в монастырь. Святостью и чистотой своей жизни преподобный Сергий возвёл созданную им обитель на уровень духовного центра русских земель, ставшего поддержкой московских князей. Известно, что в 1380 году именно здесь, отправляясь на Куликовскую битву, получил благословение Дмитрий Донской.

После блаженной кончины своего основателя, последовавшей в 1392 году, монастырь продолжал развиваться и, несмотря на то что в 1408 году был полностью сожжён татарами, сумел возродиться и занять ведущее место среди религиозных центров государства. Известна его роль в противодействии польским захватчикам во главе с Лжедмитрием. В 1742 году императрица Елизавета даровала ему статус лавры.

Как и многие святые места Подмосковья, в годы, наступившие после прихода к власти большевиков, Троице-Сергиева Лавра была закрыта. Это случилось в 1920 году. Только через четверть века правительство позволило возобновить её деятельность, но в очень ограниченных пределах. Реальный перелом наступил лишь с приходом перестройки и демократических преобразований. Сегодня в стенах лавры спасают души около двухсот монахов. В обители создано и успешно действует православное издательство, организован приём сотен тысяч посетителей монастыря.

Святые места Подмосковья: северное направление

Одним из наиболее значимых религиозных центров к северу от столицы является Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, находящийся в шестнадцати километрах от Волоколамска. Он был основан в 1479 году святым преподобным Иосифом (в миру Иосифом Волоцким), оставившим значительный след в истории русской церкви. Строился он, как и большинство монастырей того времени, из дерева, но в древней Руси обители часто играли роль оборонительных сооружений, и по этой причине его вскоре обнесли каменной стеной.

Временем больших преобразований в монастыре стал XVI век. Был построен и освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери, возведены многочисленные бытовые и хозяйственные постройки. В отдельные периоды истории России обитель занимала ведущее место в духовной жизни страны. Но кроме своего прямого назначения монастырь играл и роль тюрьмы. Достаточно упомянуть, что в одной из его келий был заключён царь Василий Иванович Шуйский. Многие другие исторические личности оказались его узниками.

Экскурсии по святым местам Подмосковья часто посещают интересную достопримечательность, находящуюся в селе Дарна, к северо-западу от столицы. Это церковь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1895 году по проекту архитектора С.В. Шервуда. Её облик поражает своей красотой, гармонично сочетающей в себе элементы древнерусского зодчества и позднего классицизма. Построенное из красного кирпича здание украшено декоративной отделкой из белого камня, что придаёт ему праздничный вид.

Главной святыней церкви является находящаяся рядом с ней могила блаженной Александры, честные останки которой были перенесены сюда из села Онуфриева. К месту её погребения съезжаются многие, кто счёл для себя важным посетить святые места Москвы и Подмосковья. Исцеление от недугов является заслуженной наградой тем, кто с истинной верой и смирением обращается к ней в молитвенных прошениях. Все факты чудесных избавлений от недугов записываются в особую книгу, пополняемую каждый год новыми свидетельствами.

Село, помнящее Дмитрия Донского

Ещё одним местом, которое часто посещают экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья, является село Спирово, где находится церковь, построенная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село это очень древнее. Ещё в XV веке московский князь Дмитрий Донской пожаловал его Иосифу Волоцкому, ставшему впоследствии одним из известнейших святых Русской Православной Церкви. Преподобный основал в нём монастырь, на территории которого и была построена нынешняя церковь.

В 1825 году деревянное здание, ставшее ветхим, заменили каменной постройкой, возведённой на добровольные пожертвования монастырских паломников. Со временем при церкви открыли приходскую школу для детей из малоимущих семей, а через несколько лет - и земскую. Среди благотворителей, вносивших сюда денежные вклады, были семьи А.С. Пушкина, П.Н. Воронцова и В.Я. Телегина.

В этом же селе есть и ещё одно место, привлекающее к себе экскурсии по святым местам Подмосковья. Это находящийся неподалёку чудодейственный Богородичный источник, оборудованный купальней. Здесь первоначально поселился преподобный Иосиф, и отсюда он и его сподвижники ежедневно отправлялись трудиться над возведением построек будущей обители. Святые места Подмосковья с купелью - не редкость, но этот источник широко известен, прежде всего, своими целебными свойствами и многими случаями избавления от недугов. Ежегодно его посещают сотни тысяч паломников.

Вспоминая святые места Подмосковья, нельзя не отметить и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Волоколамском районе Московской области. За свои архитектурно-художественные особенности он был признан объектом культурного наследия России. Его строительство продолжалось в течение почти тридцати лет ― с 1865 по 1893 годы. Стиль здания храма, отличающегося необыкновенной красотой, искусствоведы относят к русскому традиционализму, весьма распространённому во второй половине XIX века.

Святые места Подмосковья: восточное направление

В Павлово-Посадском районе Московской области есть удивительное место. Это церковь Святой Троицы, построенная в XVIII веке на месте древнего языческого капища, именовавшегося по названию древних ритуальных игрищ ― Чижи. Название православной церкви и места поклонения язычников дало имя этому району. Он известен как Урочище Троица - Чижи.

Церковь и место, где она построена, овеяны многими легендами и пользуются почитанием как у верующих людей, так и у сторонников оккультизма. В «Энциклопедии загадочных мест России» В.А. Черноброва Чижи упоминаются как геоактивная зона и участок аномальной активности. В этом же издании приводятся факты наблюдения над ней различных НЛО.

Недалеко от посёлка Чёлохово Егорьевского района Московской области находится ещё одно необычное место. Это огромный камень, являвшийся, по мнению историков, объектом поклонения древних язычников. Но впоследствии, когда христианство прочно завоевало свои позиции, в эти места пришли православные миссионеры, и, освятив камень, а также находившийся рядом источник, они построили здесь вначале часовню, а затем и церковь святого Никиты ― небесного покровителя этого края.

Когда в XVII веке произошёл знаменитый церковный раскол, то, спасаясь от преследования властей, это место стали активно заселять старообрядцы, и оно получило название Обители мира. В наши дни, когда официальная церковь признала легитимность старообрядческой, и их традиции почитаются также благодатными, в эти места прибывают многие паломники, но, к сожалению, форма поклонения носит здесь зачастую оккультный характер, что выражается в различной символике, не принятой в православии.

К западу от столицы

В Можайском районе Московской области есть деревня Колоцкое, знаменитая находящимся поблизости Успенским женским монастырём, основанным в 1413 году. Летопись обители хранит в себе два знаменательных события: обретение чудотворной иконы Божьей Матери и пребывание в 1812 году в стенах монастыря фельдмаршала М.И. Кутузова. Его штаб-квартира была размещена здесь незадолго до начала Бородинского сражения.

Чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в монастырском храме, сделала село Колоцкое столь же популярным и посещаемым, как и прочие святые места Подмосковья. Исцеление, даруемое по молитвам перед ней, заставляет стекаться сюда паломников со всех концов России. В тяжёлые годы богоборчества обитель была упразднена и её постройки разрушены. Несмотря на большой риск, чудотворный образ сохранялся верующими в их частных домах. Только с наступлением демократических перемен монастырь начал возрождаться и святой образ занял подобающее ему место.

Чудодейственные источники

Особенной популярностью в наши дни пользуются святые места Подмосковья, помогающие паломникам избавиться от недугов или достичь какой-либо желаемой цели. К таким местам относятся, например чудодейственные источники. Их вблизи столицы насчитывается около сотни. Одним из наиболее известных и, по словам паломников, наиболее чудодейственным, является источник, находящийся в Давидовой пустыне Чеховского района.

Она была основана преподобным Давидом пятьсот лет назад на берегу реки Лопасни. Монастырь там действует и поныне, а в десяти километрах от него расположилось подворье. На его территории находятся церковь и святой источник, оборудованный для удобства паломников двумя купальнями. По свидетельствам многих, кто ощутил на себе его чудотворные свойства, известно, что его воды наиболее эффективно исцеляют заболевания глаз и органов пищеварения.

Необыкновенными свидетельствами явления Божьей Благодати прославлены и иные святые места Москвы и Подмосковья. Исцеление от физических и душевных недугов влечёт к ним ежегодно сотни тысяч паломников. Многие такие места имеют широкую известность, например, Саввино-Сторожевская обитель, находящаяся вблизи Звенигорода. Основателем её был ближайший ученик преподобного Сергия Радонежского - монах Савва, пришедший в эти места более шестисот лет назад.

Недалеко от монастыря находится пещера, в которой жил угодник Божий, а рядом с ней - чудодейственный источник. Он оборудован мужской и женской купелями. Многие посетившие обитель увозят с собой бутыли святой воды, так как известно, что она помогает при различных недугах, а особенно при болезнях сердца. Кроме того, монастырь славится своими квасом и хлебом, равные которым трудно где-либо найти.

Три чудотворных ключа

Вспоминая святые места в Подмосковье, помогающие от болезней, следует упомянуть и находящийся в четырнадцати километрах к юго-востоку от Сергиева Посада, рядом с посёлком Взглядово, удивительный источник, носящий имя Гремучего. Он в полной мере оправдывает своё название, так как образующие его родники бьют из расщелин склона, падая при этом с высоты двадцати пяти метров. Производимый ими шум разносится далеко по окрестностям.

Источник состоит из трёх самостоятельных ключей, каждый из которых носит своё имя ― Вера, Надежда, Любовь, и приносит исцеление от определённой группы болезней. Так, давно замечено, что первый помогает страдающим сердечными недугами, второй ― расстройствами психики, третий ― женскими болезнями. Учёные, проводившие исследование чудодейственной воды, отметили, что по своему составу она близка пробам, взятым из знаменитых источников Кисловодска. Но пить её следует в ограниченном количестве, так как она содержит высокий процент радона.

Кстати, когда перечисляют святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, то нередко упоминают и источник Гремучий, а точнее, тот из его ключей, что носит название "Любовь". К сожалению, не существует специальной книги, в которую бы заносились свидетельства тех, кому его воды принесли семейное счастье. А жаль, ведь на Руси издавна было принято записывать чудеса, дарованные святынями. Сколько бы интересных и трогательных историй поведали в своих записях счастливые невесты!

Источник в усадьбе Тютчева

Святые места Подмосковья нередко бывают связаны с именами выдающихся деятелей российской культуры. Одним из таких мест является усадьба, находящаяся в деревне Мураново Пушкинского района. Её история тесно связана с именами Пушкина, Тютчева, Гоголя и Аксакова. На территории усадьбы бьёт ключ, именуемый Барским. С незапамятных времён все, кто омывались его водами, получали исцеление от недугов.

В первой половине XIX века усадьба перешла во владение семьи выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева. Будучи человеком глубоко верующим, он счёл должным построить на территории своего имения рядом с чудодейственным источником храм. Когда работы были завершены, то его торжественно освятили в честь Спаса Нерукотворного. С этих пор стало традицией совершать к источнику крестные ходы, сопровождаемые обрядом водосвятия. В наши дни исследования учёных показали, что эта вода обладает высокой биологической активностью. Доказательством может служить тот факт, что поливаемые ей растения развиваются лучше своих собратьев.

Благодатная помощь в чадородии

Упоминая святые места Подмосковья, помогающие забеременеть, нельзя обойти вниманием и находящийся в Коломенском чудотворный камень, носящий в народе название «Гусь», или «Девичий». Рядом с ним находится источник. Издавна сюда приезжают женщины, мечтающие забеременеть, но не способные это сделать. Всем, кто желает получить помощь, рекомендуется, зачерпнув воды из родника, сесть на камень и, произнося про себя желание, выпить воду. Затем нужно повязать ленточку на растущее рядом дерево.

Такой обычай выходит за рамки церковного устава, но практика показывает его чудотворность, и, кроме того, к нему прибегают, как правило, те, кто не смог получить иную реальную помощь. Этот камень находится в Подмосковье, в самой же столице молитвы о беременности обычно возносят перед мощами святой Матроны Московской, покоящимися в Покровском женском монастыре.

Самый маленький город Подмосковья

Каждый, кому довелось побывать в окрестностях столицы, не должен упустить возможности посетить её многочисленные святые места. Верея (Подмосковье) ― одно из них. Это уникальный город, в котором во множестве сохранились архитектурные памятники XVIII и XIX веков. Самый маленький город Московской области вместил большое число храмов, ставших его основными достопримечательностями. Древнейшим из них является собор Рождества Христова, построенный в середине XVI века князем Владимиром Старицким. История собора тесно связана с событиями войны 1812 года и с именем освободителя Вереи от французов ― генерала Дорохова, погребённого в его стенах.

Здесь же, в районе заречья, высится древняя Богоявленская церковь. Она была основана в 1673 году и, несмотря на то что многократно перестраивалась, сохранила в себе печать русской старины, отчётливо проступающую во всех деталях её архитектурного облика. Наибольшей популярностью у жителей города пользуется Ильинская церковь находящаяся на Больничной улице. Самые ранние сведения о ней встречаются в исторических документах 1629 года. Славу церкви принесли богатый иконостас, иконы и фрески, выполненные ведущими мастерами той эпохи.

Многих интересуют святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж. Одно из них находится как раз в Верее. Это церковь Константина и Елены, что расположена на Кировской улице. Она была построена на пожертвования купцов Зенегиных в 1798 году. Когда-то её стены украшала колоритная роспись, а пышностью иконостаса она не уступала лучшим московским храмам. За годы тотального атеизма это великолепие было утрачено, но остались святость самой церкви и намоленные многими поколениями стены. На протяжении веков именно в ней чаще чем где бы то ни было происходили венчания. Может быть, поэтому в наши дни здесь принято возносить молитвы в даровании супружеского счастья.

Рассказ о святынях Вереи будет неполным, если не упомянуть церковь Входа Господня в Иерусалим, входившую когда-то в комплекс Спасского монастыря, упразднённого императрицей Екатериной II, и старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что до революции Верея являлась крупным старообрядческим центром Подмосковья.

По данным на 1902 год, староверы составляли почти половину населения города. Столь значительное их количество стало причиной отказа от идеи строительства здесь православного монастыря ― возникли опасения влияния старообрядцев на монахов. В наши дни, когда официальная церковь признала легитимность старообрядческой, многие святые места Москвы и Подмосковья благополучно соседствуют с их религиозными центрами.

Святой, помогающий в финансовых неурядицах

Кроме храмов и церквей, в которых можно обрести помощь в исцелении от недугов и дарование семейного счастья, а также материнства, люди нередко ищут святые места Подмосковья, помогающие в деньгах и приносящие удачу в различных деловых начинаниях. Хочется посоветовать им обратиться с молитвой к святому Спиридону, епископу Тримифунтскому.

Будучи в своей земной жизни убеждённым нестяжателем, он в чертогах Царя Небесного молит Всевышнего о ниспослании людям не только духовных, но и материальных благ. Известно множество примеров того, как молитвы перед его образом помогали выйти из трудного финансового положения или добиться успеха в предпринимательстве. В Подмосковье нет святых мест, посвящённых этому угоднику Божию, но его икону нетрудно найти в церковных лавках или заказать через Интернет.

Вера ― условие помощи в молитвах

Многочисленны и благодатны святые места в Московской области. Одних только чудодейственных источников насчитывается более ста. В начале статьи приводились данные о тысяче пятистах находящихся на её территории православных храмах, и двадцати четырёх монастырях, и о сотнях тысяч паломников, их посещающих. Эти доказательства возрождения православных традиций, столь долго находившихся в забвении, радуют сердце.

Но отправляясь в путь к той или иной святыне, необходимо помнить, что молитвы, вознесённые перед ней, обретут благодатную силу лишь при условии глубокой веры и искреннего религиозного чувства. Всегда, приближаясь к святому источнику, к чудотворным мощам или образу, нужно помнить слова Спасителя: «По вере вашей будет вам».

В наши дни множество туристических агентств организует поездки и экскурсии по местам, где обильно изливается Благодать Божья. Не упускайте возможность воспользоваться их услугами и прикоснуться к миру высших духовных сил.

Для православных верующих – это возможность поклониться святыням, где несли духовный крест благочестивые старцы и подвижники, побывать в местах их служения, прикоснуться к мощам святых, окунуться в современную монастырскую жизнь. Интересующиеся религиозной историей также найдут для себя немало интересного и познавательного.

В ходе паломничества происходит духовное очищение, приобщение к атмосфере чистоты и умиротворения. Человек задает себе вопросы и находит неожиданно простые ответы, заставляющие переосмыслить жизнь по-новому.

Паломническая служба «К Истокам» предлагает множество различных экскурсий по святым местам России. На странице вы найдете полный перечень предлагаемых направлений, с указанными сроками, стоимостью поездки и кратким описанием программы.

Среди наиболее популярных стоит выделить:

  • . Этот небольшой остров в Ленинградской области известен своей необыкновенной природой и древним монастырем, существующим с XVIв. Мы также предлагаем паломнический тур на Валаам на теплоходе.
  • Соловки. Соловецкий монастырь обладает насыщенной историей, полной горя и радостей. В стенах хранятся мощи основателей, а на территории проживало большое число подвижников, причисленных к лику святых. В советское время здесь находился лагерь особого назначения.
  • Православные экскурсии Подмосковья. , Боровск, Истра и другие. Вы сможете приложиться к мощам святых, попасть на богослужение, узнать больше об истории и современной жизни духовных центров.
  • . Один из наиболее известных паломнических и туристических маршрутов. Шедевры зодчества, огромное количество достопримечательностей, экскурсия по знаменитым городам центральной России.
  • Псков, Печоры, . Главная «жемчужина» поездки – легендарный Псково-Печерский монастырь и комплекс пещер. Удивительная экскурсия в «Богом зданные пещеры» в сопровождении насельников монастыря никого не оставит равнодушным.
  • Крым. Совместите отдых на Черном море и посещение православных святых мест, которыми полон полуостров.

На странице « » вы найдете актуальный перечень экскурсий на 2017 год.

Продолжительность паломнического тура зависит от выбранного направления и удаленности от крупных населенных пунктов. Мы предлагаем как однодневные, так и недельные путешествия. Расписание православных экскурсий подбирается специальным образом, чтобы у паломников была возможность побывать на службах и приложиться к мощам святых.

Служба «К Истокам» - это уникальная возможность купить паломнический тур по доступной цене. В стоимость входит полная оплата проезда, проживания, питания, услуг экскурсовода. Незабываемые, интересные экскурсии в местах, удаленных от городской суеты, дарят покой и умиротворение, а о вашем комфорте позаботимся мы! Главное в паломническое поездке – отрешиться от материальных мыслей и задуматься о вопросах духовных.

Паломнические туры в 2019 - возможность прикоснуться к истокам и достичь просветления там, где все начиналось. По стопам учителей и пророков: от Святой Земли до Гималаев, от Стамбула до Бари, от Валаама до Соловков - программы, цены, отзывы.

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев - участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции - Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и так далее. Все они проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм - это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов туризма является туризм религиозный. Главное в этом виде туризма - знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества - но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной. Главное в паломничестве - это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество - это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Куда и почему едут

Если говорить о Египте , Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль - Иордания - Сирия - Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима.

Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию , то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны.

Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия - Стамбул - Салоники - Афины : это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария - Греция - Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран - дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия.

Большой популярность пользуются и комбинированные туры по России , наиболее востребованными среди них являются путешествия по Северо-западному региону (Коневец, Валаам , Кижи , Соловки). Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей. Например, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург и Алапаевск - очень разные города, объединенные общей темой царственных мучеников.

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа : Греция (Афон), Италия
  • Россия : Дивеево ,

Православные Святые места России. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности России.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Паломничество само по себе - очень логичная вещь: здесь не надо ничего придумывать, достаточно только понять, для чего и куда человек хочет поехать. Ведь подлинное паломничество - не просто поездка «туда и обратно». Паломник не только и не столько путешествует в обычном значении этого слова - он соприсутствует на каком-то личном и необходимом только для него событии. Необходимо, чтобы паломник почувствовал, что все его мысли и стремления совпадают с предстоящим путешествием.

Практические моменты

Как известно, уровень объектов размещения в нашей стране - весьма неравномерный, что напрямую отражается и на выборе гостиниц для паломнических туров по России. Чаще всего они подразумевают проживание в недорогих гостиницах. Но порой оказывается, что таковых в округе просто нет: тогда остаются либо очень дорогие варианты размещения, либо ночлег в монастырях или в «частном секторе».

Один из важнейших практических моментов, который необходимо всегда учитывать - это особенности питания (соблюдение постов, среды и пятницы) и организация литургии. Как правило, время переездов рассчитывается так, чтобы паломники приезжали на место вечером, могли отстоять всенощную и переночевать. А утром - литургия и отъезд. Все программы строятся таким образом, чтобы за путешествие была одна или две обязательные литургии.

Продолжительность путешествия

По продолжительности все паломнические туры по России можно разделить на однодневные (в основном это Подмосковье), «туры выходного дня» и многодневные поездки - в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре, как правило, не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время - например, Екатеринбург , Тобольск и Алтай .

Хороший паломнический маршрут должен быть логичным и полным. К примеру, если паломник решил посетить святые места в окрестностях Екатеринбурга или Тобольска, имеет прямой смысл отправиться в комплексное путешествие, охватывающее все основные святыни Урала .

Вот пример такого маршрута. Переезд от Москвы до Тобольска занимает около двух дней, в зависимости от выбранного поезда. Чаще всего предполагается остановка в Тобольске на 2-3 дня и осмотр близлежащих достопримечательностей. Затем - переезд до Екатеринбурга на автобусе или поезде и осмотр окрестностей города. Кроме того, оттуда недалеко до Перми, где расположен монастырь Белогорье - своего рода «Уральский Афон». Таким образом, в одном путешествии можно объединить Святые места Северного и Центрального Урала, а также «присоединить» к нему весь путь Царственных мучеников на Урале и в Сибири.

Куда и когда ездят

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу , Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион.

Северо-Запад - это не только Карелия (Валаам и Кижи), а также Архангельская (Соловки) и Вологодская земли , Псков и Великий Новгород . Псков интересен не только Пушкинскими горами и Печорой - кроме них, немало паломников посещает Талапские острова, где жил и служил отец Николай Гурьянов.

Большинство городов, входящих в Золотое кольцо России, неразрывно связаны с историй православия на Руси: в них сосредоточено множество святынь, и практически каждый храм и монастырь является объектом паломничества. Самые посещаемые города - Александров , Сергиев Посад , Переславль-Залесский , Ростов Великий , Ярославль , Углич , Кострома , Суздаль и Владимир .

Кроме того, нужно отметить и такие южные направления, как Ростов-на-Дону , Краснодар и Архыз - за последнее время там было восстановлено и открыто много монастырей. Особое место занимает Алтай , паломничества туда неразрывно связаны с изучением традиций местных жителей.

Какое-то самое благоприятное время для путешествия выделить сложно. Летом ездят везде и на более длительное время - от 3 до 7-12 дней. Осенью и весной, как правило, выбирают сравнительно короткие программы на 2-3 дня. Исключением являются только крупные праздники: тут уж выходные или нет, большого значения не имеет.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Краткий обзор Святых мест Православной России

Все монастыри Русской православной церкви имеют единые принципы организации монастырской жизни. Но также обязательно стоит отметить, что у каждого монастыря - своя история и духовный облик. Наиболее чётко и ярко это заметно в древних монастырях - Кирилло-Белозёрском (Вологодская область), Валаамском (Валаам), Псково-Печорском (Псковская область), Свято-Троице-Сергиевой лавре (Московская область).

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни - на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения.

Пролетая над Коломной

Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких - Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит). Праздники обители: Преображение Господне - 19 августа, преподобных Зосимы, Савватия и Германа - 21 августа, Собор Соловецких святых - 22 августа, Собор новомучеников и исповедников Соловецких - 23 августа.

Москва

Монастыри: Свято-Данилов - часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской - мощи патриарха Тихона, Зачатьевский - икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский - икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский - мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий - чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове - чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде - с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме - с частью мощей мученицы Татианы.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский - мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь - чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина пустынь , Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область:

Хитровская площадь - одна из легендарных площадей Москвы, получившая большую славу благодаря сборнику "Москва и москвичи" Владимира Гиляровского. Площадь расположена между и Хитровским переулками на территории исторического Белого города.

Современная Хитровская площадь - тихое и неплохо благоустроенное местечко. На ней разбит большой сквер с причудливыми циркулярными аллеями, лавочками и цветниками, а в самом центре сквера расположены информационные стенды, из которых можно узнать об истории площади и окрестностей. Архитектурный ансамбль площади имеет высокую степень сохранности и включает ряд зданий, построенных или перестроенных в 18-20 веках. Среди них выделяются дом Хитрово, дом Ярошенко, городская усадьба Лопухиных - Волконских - Кирьяковых (доходное владение Буниных), дом "Утюг" на углу Певческого и Петропавловского переулков, а также бывший Мясницкий полицейский дом (усадьба графа Остермана).

Уникальность Хитровской площади связана с её дурной славой: на рубеже 19-20 веков она была центром криминогенного квартала, в ночлежных домах которого селились нищие и безработные, а также укрывались беглые преступники. Ярче и подробнее всего быт Хитровки был описан Владимиром Гиляровском в культовом сборнике очерков "Москва и москвичи": писатель описывает её как мрачное и грязное место с большим количеством тесных дешёвых ночлежек и кабаков. И хотя в наши дни площадь и её окрестности хорошо благоустроены и совершенно безопасны, атмосфера исторической Хитровки бережно сохраняется в памяти горожан.

Хитровская площадь и окружающий её квартал признаны объектом культурного наследия - достопримечательным местом "Хитровка". В окрестностях площади часто проходят экскурсии и исторические прогулки, посвящённые прошлому Хитровки и криминальной жизни старой Москвы.

История Хитровской площади

В седой древности район Ивановской горки и Кулишек, где позже возникла Хитровка, был достаточно престижным районом: в 15 веке в окрестностях находился летний дворец московского князя Василия I и княжеские сады, а также единично селилась знать. Застройка не была плотной: она стала уплотняться и приобретать городские черты лишь в 18 веке.

До Отечественной войны 1812 года на территории современной Хитровской площади располагались две усадьбы, которые полностью выгорели при Московском пожаре 1812 года. Их владельцы не спешили восстанавливать владения, и они стояли заброшенными около 10 лет, пока не были выкуплены генерал-майором в отставке Николаем Хитрово в 1824 году. Хитрово жил в особняке неподалёку отсюда и решил обустроить на месте купленных усадеб городскую площадь, которую принёс в дар Москве. За его счёт пепелище было вымощено булыжником, здесь установили масляные фонари, а по периметру площади появились новые здания: на её южной стороне были выстроены торговые ряды с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка, а оставшиеся 3 стороны украсили палисады. Перед крупными церковными праздниками и по выходным торговали не только в рядах, но и на самой площади - с лотков или возов. После смерти Хитрово в 1827 году его постройки перешли к новым владельцам: в перестроенном виде они сохранились до наших дней.

В течение 19 века застройка вокруг площади продолжала развиваться: с оставшихся незастроенными трёх сторон площади появились торговые ряды, тогда же были построены дом Ярошенко, дом "Утюг", доходный дом Александрийского подворья и другие здания, многие из которых дошли до наших дней (некоторые - в перестроенном виде).

После отмены крепостного права в 1861 году для Хитровской площади началась совершенно новая жизнь: она превратилась в своеобразную биржу труда. Дело в том, что на рынке возник большой переизбыток неквалифицированной рабочей силы, и люди потянулись в города - ночлежки Хитровки оказались забиты нищими и безработными, район быстро криминализировался и стал превращаться в городское "дно". Скрываясь от полиции, здесь останавливались беглые заключённые и преступники. Постепенно площадь изменила свой облик: торговые ряды и постройки вокруг неё были перестроены в ночлежки, дешёвые харчевни и трактиры ("Пересыльный", "Сибирь", "Каторга"), а в округе появились дешёвые доходные дома. Торговцы из рядов перекочевали на саму площадь, где возник Хитров рынок, на котором можно было приобрести в том числе и краденые вещи. Городские власти обратили внимание на эту проблему: в 1873 году московский обер-полицмейстер Николай Арапов предложил перенести Хитров рынок на Конную площадь, чтобы сделать центр города более безопасным, но Мосгордума не приняла его предложение, решив, что перенос рынка лишь изменит локализацию проблемы; кроме того, за счёт большого количества полицейских в центре, контролировать проблему на Хитровке было проще, чем если бы это происходило на окраине города.

В 1880-х годах на Хитровской площади был построен металлический навес для биржи труда: здесь освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне искали работу, а чуть позже для неимущих стали устраивать благотворительное питание. В бывшем доме Николая Хитрово открылась Орловская лечебница, где обитателям Хитровки оказывали медицинскую помощь.

Фото: навес биржи труда на Хитровской площади, 1913-1914, pastvu.com

После Октябрьской революции масштабы преступности на Хитровке выросли до совершенно неприличной степени, и советская власть приняла решение "зачистить" её окрестности. В 1920-х годах Хитров рынок был ликвидирован, а к 100-летию площади в 1924 году на его месте был разбит зелёный сквер. Обитателей окружающих площадь зданий взяли под контроль, организовав жилищные товарищества, некоторые постройки были перестроены. В 1930-х годах площадь решили застроить: здесь появилось типовое здание школы (позже - Электромеханический техникум, а затем и колледж), и Хитровка превратилась в обычный жилой район.

В 2009-2010 годах здание Электромеханического колледжа было снесено, и в 2014-2015 годах на Хитровской площади благоустроили сквер.

Современная Хитровская площадь - очень популярное местечко у любителей московской старины. Сюда приходят на экскурсии и исторические прогулки, художники рисуют виды площади, а киношники снимают на их фоне кино; однако, в общегородском масштабе площадь не так уж известна - рядовой москвич едва ли вспомнит, где она расположена и чем знаменита.

Хитровская площадь находится в Басманном районе Москвы. Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.