Подготовить рассказ о том что такое языкознание. I. Предмет языкознание. Сопоставительное и типологическое языкознание

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память - отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

Русский язык - один из самых непростых языков с грамматической точки зрения. Причиной тому являются три совершенно разных принципа орфографии:

  1. Главный морфологический принцип заключается в одинаковом написании главной части слова (морфемы). Именно благодаря этому принципу нас со школьной скамьи заставляли проверять правильность безударной гласной однокоренным словом, где эта гласная является ударной. Например, шалун - шалость, молодой - молодость, свинья - свиньи и т. д.
  2. Фонетический принцип - самый запутанный для современного человека. С одной стороны, он говорит о том, что нужно писать, как слышится. Тогда по логике вещей вместо «город» нужно писать «горат», или «прикрасна» вместо «прекрасно». Но нет же, такое было только в древнерусских текстах. В нашем языке сохранились лишь остатки. К примеру, манка с одной «н» из манной крупы с двойной "н". Или кристальный с одной «л» и кристаллизация с двумя «л» из кристалла с опять же двойной «л» … По поводу правил и исключений по фонетическому принципу самым лучшим ответом на вопрос «почему» будет лишь одно: «потому». Никакой системы, словом.
  3. Исторический принцип с группой слов и выражений, написание которых сложилось исторически. Есть «слова-одиночки» типа песка или хозяина без каких-либо родственных исторических слов. Или правило из разряда «не верь ушам словим», по которому «жи» и «ши» нужно писать через «и». Правило пришло из старославянского мягкого произношения слов с этими буквами. И снова никакой системы.
  4. Все, кто пишет на русском языке, должны знать не просто огромное число правил и исключений. Мы должны помнить, когда и какое именно из них применяется, и каким принципом из трех существующих нужно руководствоваться в каждом случае. К сожалению, инстинкт врожденной грамотности здесь нам не помощник.

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

Тотальный диктант - великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Шарлатанам до этого дела нет. «Ультрасовременный мегакурс экстракласса» - только так и не иначе называются их чудесные курсы. «Нейролингвистика, неосознанный уровень и запуск программы у мозга» - любимые выражения и аргументы у организаторов такого рода услуг. К сожалению, они находят своих потребителей, спрос на "курсы врожденной грамотности для школьников" существует до сих пор.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

  • Этническая принадлежность семьи, в которой растет ребенок. Имеется в виду диалект, на котором разговаривают родители. У южан, например, интуитивная грамотность встречается реже: их фонетика отличается от классической орфографии.
  • Известный русский педагог Ушинский всегда возражал против изучения иностранного языка в раннем детстве. Аргументом было то, что при использовании второго (не русского) языка в бытовых разговорах врожденная грамотность встречалась реже. Мешало также «двуязычие» в семье.
  • Языковая среда для ребенка: чем разнообразнее и грамотнее речь родителей, тем больше связей и закономерностей формируется в мозге ребенка. Сюда же относится и чтение ребенку вслух - великолепный и доступный инструмент воспитания языкового чутья.

  • Конечно же, самостоятельное чтение. Важно, чтобы книги и тексты в них были качественными.
  • Письмо, письмо и еще раз письмо. Даже простое переписывание текста. В этом случае к визуальным механизмам запоминания добавляется мощнейший кинетический.

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

  • Не ленимся разговаривать с ребенком, следим за речью.
  • Читаем ребенку вслух столько, сколько он просит (и даже больше).
  • Фильтруем книги, выбираем лишь ценные источники с художественной и стилистической точек зрения.
  • Не перестаем читать вслух, даже если ребенок научился читать сам (важнейшее правило).
  • Учим и говорим стихи, просим пересказывать прочитанные книжки.
  • Инициируем самостоятельное письмо вручную: открытки к праздникам, стенные газеты, толстые красивые тетради в виде дневников и т. д. - лишь бы ребенок писал.

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью - от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…

Инструкция

На самом деле, формулировка «врожденная грамотность» не совсем корректна. Ведь понятие «грамотность» означает знание правил грамматики и умение ими пользоваться. Так что «врожденной» она в принципе не может быть, т.к. знания не передаются генетически. То, что в народе называется «врожденной грамотностью», правильнее будет назвать «чувством языка», т.е. способностью быстро ориентироваться в правилах языка. Врожденным же может быть предрасположенность к обучению тем или иным предметам. Например, если у человека лучше функционируют части мозга, отвечающие за логическое мышление, ему легче будет изучать точные науки, такие как физика или математика. Это можно сравнить с другими способностями – к музыке или спорту. Так что «грамотность» – вещь приобретенная.

На то, что называется «врожденной грамотностью», в первую очередь, влияет память, особенно зрительная. Как правило, люди, которым приписывают это свойство, много читают в детстве. Особенно если они читают классическую литературу. Высокий интеллектуальный и культурный уровень этих произведений, а так же грамматически правильно написанный текст, непременно отложится в памяти. А если читать много, то со временем мозг способен так обработать накопившуюся информацию, что самостоятельно выработает алгоритм верно выстроенной грамматики и орфографии.

Кроме того, не последнюю роль играет обстановка, в которой вырос ребенок. Например, если в семье общаются на каком-нибудь диалекте, а ребенок потом идет в русскоязычную школу, ему будет намного сложнее ориентироваться в русском языке, чем тому, кого растили русскоязычные родители. То же самое касается детей, воспитанных в двуязычной семье – в подсознании ребенка образуется смесь из грамматики из двух языков. Ярким примером является ситуация в университетах Германии – на некоторых специальностях студентам повторно преподается немецкий язык, если они родом из местности с сильно отличающимся от литературного языка диалектом.

Таким образом, «врожденная грамотность» образуется посредством ряда факторов: среды, в которой вырос ребенок, хорошей памятью, чтением литературы, заучиванием правил языка и, конечно, практикой. Для развития «грамотности» необходимы постоянные тренировки. При написании диктантов, ребенок научится применять накопленный словарный запас, отложившиеся в памяти основы правописания и образованную цепочку «логической грамотности» таким образом, что со временем формулировки правил забудутся, а человек все равно будет писать грамотно «на автомате». Этот эффект и называется «врожденной грамотностью».

Я сегодня буду говорить на серьезную тему, а поскольку не ученый, и тем более не филолог, и все орфоэпии, синтаксисы и тем более правила русского языка, от меня отлетели давно, как испуганные ранним путником птицы. Не судите меня строго, если я завел разговор на эту тему. Бывает ли врожденная грамотность или это все сказки про «белого бычка». Оказалось, нет, когда я наткнулся на массу себе подобных людей, когда оказался на теме на одном из литературных сайтов. И даже зарегистрировался на нем, до того стало интересно, потому что ни в параллельных классах, ни в своем себе подобных не встречал.

Девчонки отличницы всегда на меня были в некоторой обиде, почему они, зубря по целым дням, получают за сочинения и диктанты порой «четыре», а я пять, хоть и не знаю ни одного правила, за исключением самых простых, которые я выучил еще в первых классах, но сейчас и те позабыл. Откуда, она собственно берется, и есть в этом определении, которое довольно спорно, хоть капля истины? Можно долго рассуждать, как это бывает только у русских, и мы порой, залезем в такие дебри, что не помним иногда о чем спорили, как и зачем.

Я расскажу только на собственном примере, как можно научить детей этому понятию - врожденная грамотность. От генетического набора хромосом тоже не уйти и я скажу, что лично у меня, поймите правильно не в качестве похвальбы, дед знал ровно пять языков, в том числе и латынь, а русский язык знал в совершенстве, так что в качестве подарка получал сочинения отличников на проверку от всего района.

Я сын советского офицера, жили мы и в Ленинграде, Забайкалье, ГДР и теперь вот в европейской части. Сменил я не по своей прихоти пять школ, но учителя русского языка считали меня поначалу, то ли за «притворщика», то ли не верили своим глазам, действительно сам ли я это написал или мне помог ангел с небес, который отвечает там за грамматику. При более близком знакомстве, они меня раскусили и поняли, что действительно правила я не учу, но идя практически в темноте, всегда почему-то нахожу нужную мне дверь.

Никто меня никогда ни к чему и не принуждал, и потому из меня, наверное, вырос вольный художник и довольно своеобразный, поскольку до сих пор не нашел себе применение. Заразился написанием разного рода рассказов, именно с них я и начал, и кончил в восьмом классе тем, что написал ровно наполовину фантастический роман, как космический корабль еще с советскими учеными на борту, с помощью специального прибора «расщепителя пространства» оказались в параллельных мирах и тому подобное.

Но к прямой теме - врожденная грамотность. Не скажу, что у меня со стороны отца сплошь ученые, а скорее наоборот, но я вставал всегда очень рано до школы и читал художественную литературу, пока меня мама не сгоняла с кровати в школу. Я «жаворонок», очень люблю рано вставать, столько дел впереди, и так же рано ложиться спать. Но если мне попадалась очень занимательная книга, причем я читал очень бессистемно, пока не нашел некоторых покойных ныне писателей и остановился в основном на них, особенно на французах, я ложился спать, пока меня насильно не заставляли это делать и в три часа ночи, выключая свет.

Я не скажу, откуда берется врожденная грамотность, и двоюродная сестра хромала на ту же ногу в хорошем смысле этого слова. Но я убежден, что начитанность невольно заставляет интуитивно правильно писать слова, и расставлять знаки препинания. Но вот именно с пунктуацией у меня было некоторое расхождение, и в этом был мой единственный минус. Я боролся с ним, как только мог, но так и не изничтожил.

Больше усидчивости и заинтересованности, я помню как мама, сама засыпая, читала мне Жюля Верна и Дюма, когда мне было даже девять лет. Я просто обожал это занятие. Поэтому начитанность, только и всего. Это мое давно устоявшееся личное мнение.

Ему я точного определения не нашел и вряд ли это мне удастся. Человеческий мозг настолько мало изучен, что ответят на этот вопрос точно может, только через сто лет.

Мамы неграмотных детишек могут не понять заголовка этой статьи. Каждому ясно: если ребенок от природы грамотен, это счастье для него самого и для его родителей. И для школьного учителя, кстати, тоже. Какие могут быть проблемы? Здесь уж, воля ваша, автор что-то путает…

К сожалению, нет. Проблемы в школе возникают и у таких ребят. Об этих проблемах и поговорим.

1. Первая и важнейшая, на мой взгляд, в том, что школа ориентируется на среднестатистического ребёнка. Причем не на живого ребёнка, а на некий идеальный среднестатистический образ, бесплотный, беспроблемный и безличностный. Дети же, одаренные какими-либо талантами или даже просто яркой индивидуальностью, такими не являются. И дети с врождённой грамотностью тоже. Поэтому они учатся по программам, учебникам, материалам, для них не предназначенным. И сам процесс школьного обучения русскому языку на них вообще никак не ориентирован: они не включены, как теперь говорят, в целевую аудиторию. Потому что важнейшей задачей курса русского языка в школе является формирование и развитие грамотного письма. А такие ребята пишут грамотно сами: просто они так устроены. И учить их надо, что совершенно очевидно, по-другому. Но для этого, как минимум, необходимо осмысление проблемы или хотя бы признание того, что она существует.

2. Вторая проблема связана с первой, вытекает из нее. Но это не простое следствие. Это самостоятельная проблема, хотя бы по ее значимости.

Знаете поговорку «Время — деньги»?

На мой взгляд, эта поговорка простовата, я бы ее перефразировала так: время не купишь ни за какие деньги… Да, речь идет о временнЫх затратах: потерях времени на уроках в школе и при выполнении домашних заданий. Жаль, но время тратится большей частью неэффективно. Потому что школа учит одарённых детей делать то, что они уже умеют. Этого времени за курс школьного обучения набегает немало. С 1-го по 4-й класс в соответствии с программой — по 170 часов в год, с 5-го по 9-й — по 204 часа в год, т. е. более 1680 часов. А еще уроки в 10-11-х классах. И, кроме того, почти ежедневные домашние задания, часть которых для таких детей абсолютно бесполезна. Не освобождать же их от занятий русским языком? Конечно, не освобождать! Но учить их так, чтобы они к 9—11-му классу не развратились от безделья, что бывает, и отнюдь не редко, чтобы по-настоящему трудились все школьные годы, а не абы как влачили существование. Талант, как известно, можно и в землю зарыть… Не получив должного развития, способности угасают, нивелируются. Любые способности. И в том числе способности языковые.

3. Скажите, как вы будете относиться к работе, смысла в которой вы не видите? Вот так же и грамотные от рождения дети. Мотивация — это еще одна из проблем обучения грамотных ребят, о которой почему-то не задумываются ни школа, ни учителя.

— Зачем мне все эти правила и исключения? Зачем теория? Зачем всё остальное? Я и так пишу грамотно: иногда даже грамотнее самого учителя, — рассуждает, порой молча, про себя, грамотный ребёнок. И получает пятерки за диктанты и двойки за незнание правил и ошибки в разборах. Кстати, далеко не всегда грамотные ребята — отличники по русскому языку. Ведь курс русского языка — это не только развитие грамотного письма. Это еще и знания о родном языке, его системе, особенностях и закономерностях функционирования языковых единиц. Разборы, например, развивают мышление, логику, память, тренировка которых полезна для всех поголовно. Считается, что объяснять такие вещи не нужно, но это не так. Нужно, и в особенности тем, кто грамотно пишет и других целей обучения русскому языку не видит.



4. Бывает и такое. Ребёнок пишет грамотно до тех пор, пока в процесс не вмешивается школа. Я сталкивалась с этой проблемой неоднократно, свой сын из таких — наболело. Явление это интересное, поэтому о подобных ситуациях хочется рассказать подробнее.

Учится человек в школе и пишет грамотно и диктанты, и изложения, и сочинения. Но периодически начинает делать какие-то ошибки. Не любые, а именно на то правило, которое изучается сейчас в соответствии со школьной программой. То есть если ребёнка специально не учить писать, к примеру, суффиксы существительных, прилагательных или причастий, он их напишет правильно. А после того как посетит уроки в школе, посвящённые изучению этих суффиксов, начинает делать ошибки. Получается, что если другим детям уроки в школе хоть как-то помогают, то таким — мешают: что-то сбивается в их головах, мешает врождённым механизмам работать исправно. Столкнувшись с этим эффектом, я поначалу впала в панику. А потом успокоилась, потому что правило забывалось, и мой сын вновь начинал писать суффиксы существительных, прилагательных или причастий без ошибок. В аналогичных ситуациях оказывались и другие грамотные от природы дети.

Не раз я слышала от таких ребят, что они пишут, не задумываясь о том, как нужно писать. Если же они концентрируют внимание на каком-либо правиле, то испытывают сомнение, а иногда и смятение, потому что они начинают бояться сделать ошибку. Они теоретически усвоили, что в одних случаях нужно писать -нн -, а в других -н - , но интуиция и механизмы размышления и принятия решения вступают в противоречие.

Я бы квалифицировала эту проблему как проблему несоответствия подачи и организации учебного материала особенностям восприятия детей.

5. Бывают у грамотных ребят и конфликты с учителями. Дети есть дети. Иногда им не хватает благоразумия, дальновидности, такта, просто уважения к учителям. Однажды учитель сделал неправильное исправление в тетради грамотно пишущего ученика. А на следующем уроке произошло вот что: мальчик поднял руку, а когда учительница спросила, в чём дело, ответил: «Вы мне неправильно исправление в тетради сделали. Я консультировался у бабушки: она всю жизнь редактором проработала и знает русский лучше, чем вы». Был скандал. Родителей вызвали в школу. Противостояние ребенка и учительницы продолжалось пять с половиной лет. И нервов эта борьба стоила немалых: и мальчику, и учительнице, и родителям.

Теперь представьте себе условия для развития таланта:

  • масса времени проходит впустую,
  • учебники не учитывают особенности восприятия одарённых ребят,
  • усилия учителя не направлены этому конкретному адресату,
  • никто не предъявляет к таким ученикам особых требований,
  • никто специально не мотивирует их учебную деятельность.

А как хотелось бы, чтобы одарённые ребята не выпадали из сферы внимания учителей, школы и государства. Каждый ребёнок требует внимания, любви и заботы.



А одарённый — вдвойне. Когда-нибудь общество осознает, что ребята с врождённой грамотностью — это такое же достояние страны, как и одарённые музыканты, спортсмены, математики, физики... И будут, вероятно, специальные образовательные программы для таких детишек. А пока вся надежда на учителя. Убеждена: если бы учителя задумывались о таких ребятах, способов оптимизировать их обучение нашлось бы предостаточно.

А если с учителем не повезло? Не будете же вы надеяться, что повезёт потом, позже! Придётся, по-видимому, искать выход из положения самим.

Всю теорию школьного курса нам пришлось начинать изучать немного раньше, чем к ним приступали в школе. И подход у нас был иным.

Сын записывал под диктовку специально подобранные мною слова и фразы. Потом вместе рассуждали: я вопросами подводила его к выводам, которые передавали смысл правила. Когда «правило» не появлялось ниоткуда, а рождалось из собственных наблюдений над фактами языка, оно уже не противоречило интуиции и проблем не возникало. Но идти нужно было обязательно от речевого опыта ребенка, от примеров. Стихия языка таким ребятам не страшна: она для них родная. Механизмы синтеза у них сильнее, чем механизмы анализа. Для них лучше не объяснять правило, а показать на нескольких примерах, как оно работает. Эти примеры служат образцами, своеобразными эталонами, ориентирами. Вы будете удивлены, насколько легко ребёнок сам приведёт свои подобные примеры. Также он легко идентифицирует другие слова или формы слов с нужной орфограммой. Письмо по аналогии — это тот механизм, который работает у грамотного ребёнка без перебоев. Сама формулировка правила при таком подходе не столь уж важна, важен факт осмысления языкового явления. Учитель-педант, упорно требующий формулировок правил по учебнику, конечно, будет не удовлетворен, но это, в конце концов, не главное.

Главное, что при таком подходе у ребенка не возникает внутреннего конфликта, и он может чувствовать себя вполне комфортно. Ощущение комфорта возникает еще и потому, что каждый раз на такую работу требуется всего-то минут 10, не больше.

Вконтакте

В современном мире сформировалось устойчивое мнение, что грамотность - показатель уровня интеллекта человека. Хочешь «попробывать тортов», не знаешь, где уместны «-тся» и «-ться»? Злостный прогульщик школьных уроков, лентяй и не достойный уважения, а порой и личных отношений человек. Более того, «губители родного языка» активно порицаются «орфографическими фанатами» или граммар-наци. В День грамотности MedAboutMe разбирается в медицинских причинах ошибок в правописании, а также научном обосновании течения остракизма по грамматическому признаку.

«Но метро сверкнул перилами дубовыми»

Любой лингвист подтвердит: языки развиваются вместе с обществом, меняются, следуют за общими правилами, свойственными человеческой речи. Кто помнит, что изначально «метро» и «авто» были мужского рода, потому что произошли от метрополитена и автомобиля? В русском языке такой форме слова соответствует средний род, и изменения были неизбежны.

В последний раз я видел Вас так близко.

В пролеты улиц Вас умчал авто.

И снится мне - в притонах Сан-Франциско

Лиловый негр Вам подает манто.

А. Вертинский

Такой же процесс, вызывающий крайне неприятное ощущение у части населения, происходит сейчас с кофе: естественность среднего рода побеждает изначальные правила. В процессе изменения правил написания и произношения неизбежны негативные реакции, если, конечно, наш мозг умеет распознавать ошибки. Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а довольно значительная часть читателей активно протестуют и высказывают негодование «аффтору» вне зависимости от содержания текста.

Не стоит считать, что так называемый сегодня граммар-нацизм, движение за чистоту родного языка - явление, обязанное своему возникновению сети Интернет. Первым известным у нас блюстителем чистоты языка был М. В. Ломоносов, ему вторил Владимир Даль . Корней Иванович Чуковский при чтении писем читателей отмечал: «Перелистываешь их и убеждаешься в тысячный раз: читатель возбужден и взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка…»

Почему же некоторых людей так раздражают ошибки в речи и письме?

В научных исследованиях доказано, что у нас существуют особые области мозга, работающие в качестве детекторов грамматической правильности осмысленной фразы. Например, «синее небо» и «синий небо»: несложно понять смысл словосочетания.

Однако во втором случае понимание сочетается с некой заминкой, вызванной той самой группой нейронов. Нейроны выявляют нарушение грамматики и сигнализируют мозгу о наличии ошибки. Эта же группа нейронов помогает нам воспринимать тексты, не имеющие знакомых слов, но написанные в соответствии с правилами грамматики: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Мы понимаем речь, анализируя корневые морфемы и их изменения в соответствии с правилами языка, а если правила нарушены, сигнал от нейронов побуждает мозг к дополнительному анализу сказанного или написанного. А такую нагрузку спокойно выдержать может не каждый.

«Йожик» как причина неграмотности

В 2000 г. в 32 странах проводились исследования чтения и грамотности среди школьников 15 лет. На первых местах оказались Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Корея. Учащиеся США - на 15 месте, Германия - на 21, Россия - на 27, немногим лучше мексиканцев и бразильцев.

Если принять во внимание возраст тестируемых - 15 лет - то понятно, что в группу попали школьники из старших классов, уже прошедшие отборочный барьер по окончании средней школы и доказавшие способность к обучению в 9-10 классах. Так разрушался миф о стране с «золотым веком грамотности», самой читающей (а значит - самой образованной) нации.

Комментарий экспертаЕкатерина Валова, психолог

Большинство современных родителей знают, как важен фонематический слух для успешного обучения в школе. Как можно писать грамотно, если ребенок не знает, из каких звуков состоит слово?

На самом деле происходит подмена понятия, и она обусловлена реформой в образовательных методиках начальной школы. Вплоть до середины 1980-х годов использовался метод научения, основанный на первичном знакомстве с буквами и правилами, по которым буквы составляются в слова. Обучение строилось на выработке навыка писать так, как видишь, а не как слышишь. Это прекрасно работает до сих пор, например, у глухонемых детей: их грамотность совершенно не зависит от звукового сочетания, и ежик в их тетрадях остается ежиком, а не «йожиком».

Фонематический метод, его слуховая доминанта, принятая сегодня за базис, учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова. После чего надо перевести звуки в буквы и записать по правилам, которых буквально не слышно: однозначное соответствие звучания и написания слов в русском языке отсутствует, зато много исключений, и их надо запоминать. В устаревших сегодня образовательных программах фонетический разбор как часть теоретической лингвистики входил в курс 5-6 класса общеобразовательной школы, когда основы грамотности уже усвоены.

Обучая детей сначала распознавать звуки, а потом переносить их в письмо, и внедряя в этот процесс множественные правила правописания, мы способствуем росту вынужденно малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием.

Сторонники методики развития связи между чтением и письмом рекомендуют прибегать именно к зрительным методикам обучения, таким, как кубики Зайцева. Эти же методики могут использоваться и при коррекции устойчивой неграмотности, не поддающейся обычным способам исправления правописания - дислексии.

Неграмотность как диагноз

Говоря о том, что люди, неспособные грамотно написать текст, обладают низким интеллектом и недостаточно образованы, граммар-наци не учитывают ни отсутствия связи между образом мышления и правописанием, ни наличия такого явления, как дислексия. А между тем среди людей с дислексией - расстройством «словесной слепоты», не позволяющим легко и бегло читать или писать без ошибок, страдали (и страдают) Стивен Джобс , Нельсон Рокфеллер , Билл Гейтс , Стивен Спилберг и множество ярких и успешных личностей. Неспособность сразу же написать слово hedgehog (англ. ежик) без ошибок не помешало им добиться профессиональных высот.

Исследования доказывают, что сегодня минимум каждый двенадцатый человек - дислексик, а среди детей распространенность дислексии может доходить до 20%. В группу расстройств входят дисграфия, неспособность к правописанию или выражению речи на бумаге, дискалькулия - трудности со счетом, и сами расстройства подразделяются на типы в зависимости от особенностей ошибок и трудностей. Так, например, при дисграфии математические ошибки будут выражаться в «описках», когда 3+3 в уме 6, а на бумаге 8.

Причины возникновения расстройств данной группы точно не выявлены: есть подтверждения неврологической этиологии, генетических нарушений, влияния ранних попыток обучения чтению, а также четкая взаимосвязь между травмами и дисфункциями областей мозга, ответственных за речь, и возникновением расстройства во взрослом возрасте.

Причина истинной «неграмотности» чаще всего связана с функциональной неэффективностью определенной части мозга. При этом влияние этой дисфункции на мышление исключительно интересно. Так, обычный человек при получении задания или планировании действия склонен «проговаривать» его, используя внутреннюю речь. Люди с дислексией, в соответствии с исследованиями ученых из Миддлсекса, его не проговаривают, а «рассматривают», выстраивая образный ряд.

В исследованиях принимала участие группа взрослых с подтвержденным диагнозом «дислексия» и контрольная группа тестируемых. Тестом было перерисовывание по памяти художественного объекта с мелкими деталями, и уровень визуального восприятия и памяти у дислексиков оказался значительно выше среднего. И это дополняется иными возможностями.

Личный опытДжейми Оливер, известный шеф-повар, писатель

Если кто-то скажет вам, что «у его Джонни дислексия», я считаю, что вам надо встать на колени, пожать Джонни руку и сказать: «Молодец, ты везунчик, ты счастливый парень!».

Поскольку я дислексик, когда мне необходимо читать, я просто старательно делаю это, продираясь сквозь текст. Это похоже на то, как будто я - большой, десятитонный, катящийся вниз по склону валун.

Зато когда я обсуждаю что-то на рабочей встрече, я просто вижу проблемы иначе, и я концентрируюсь на вещах по-другому. Некоторые части работы у меня в мыслях могут потеть, плакать, обтесываться, зато это приводит к эффективным решениям проблем.

Симптомы, испытываемые человеком с дислексией, схожи с дезориентацией, а также наблюдаются у людей с СДВГ и СДВ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или без гиперактивности). Научное объяснение появления симптомов таково: обычно мы мыслим вербально, в мыслях можно легко выделить слова, фразы, целые тексты. Однако та часть людей, которая не использует вербальный тип мышления, буквально «думает картинками», строит последовательные образы.

При таком типе построения мыслительных процессов любой графический символ, не соответствующий образу, становится раздражителем, триггером, спутывающим стройный ряд образов-мыслей. Как правило, первое столкновение с массой раздражителей происходит в начальной школе, а с возрастом значительная часть дислексиков обучается «включать» речевое мышление и снижать уровень дезориентации.

Личный опытМарк Собжак

Если я обдумываю историю или предстоящий день, это похоже на комикс: несколько картинок ключевых моментов с небольшими текстами, которые дополняют картинку там, где это действительно необходимо. Например, при мысли об автоаварии я вижу только картину столкновения, без слов «Бабах!», а вот вспоминая склад пиломатериалов, я вижу прекрасные дубовые доски и рядом их стоимость и количество в цифрах, которые я услышал от мастера. Чтобы вспомнить эти цифры, мне необходимо вспомнить всю картину: доски, их ширину, цвет.

Также, к примеру, работает мое логическое мышление: если кто-то рисует мне картину будущего, которое невозможно достичь, эта картинка искажается: дом не похож на дом, дерево отсутствует и так далее. Я не думаю об образах специально, они возникают сами по себе.

В профессиональной деятельности я сочетаю оба типа мышления, блокируя часть возникающих образов: нередко их сложно вербализовать, описать так, чтобы было понятно собеседнику.

У меня подтвержденные диагнозы дислексии и дисграфии, мне действительно было трудно учиться в школе из-за «лени», «нежелания выучить правила грамматики», «невнимательности», а нежелание писать правой рукой было причиной синяков от линейки моего учителя в католической школе. Я до сих пор прилагаю постоянные усилия, проверяя свои тексты на наличие ошибок, и почти все вижу. При этом количество прочитанных мною книг могло бы обеспечить зрительной памятью на правила правописания нескольких человек, но при чтении я также вижу не слова, а картинки.

Я получил докторскую степень в Кембридже по биомеханической инженерии. К счастью, там грамматические ошибки не влияли на оценку моих способностей.

Большинство людей способны грамотно писать благодаря врожденному и прогрессирующему чувству языка с незначительной помощью школьного образования. Но для примерно 8% населения грамматика и орфография стоят намного больших усилий, при этом часто совсем не коррелируя с интеллектом. В День грамотности MedAboutMe напоминает всем «орфографическим фанатам» и любителям родного языка, что еще в 20 веке слово мышление в словарях присутствовало, как мЫшление, правильно было писать не «тормоз», а «тормаз», каждый пятый взрослый в мире действительно неграмотен, зато каждый 12-ый пишет с ошибками вовсе не из-за недостатка образования и усидчивости. И что толерантность к недостаткам ближних - признак широкого мировоззрения и развитости мыслительных процессов.