Правило что такое распространенное предложение и нераспространенное. Нераспространенные предложения. Как определить тип синтаксической единицы

Умение правильно формулировать свои мысли является основополагающим для каждого грамотного человека. Письменная речь отличается от устной тем, что приходится особенно старательно формулировать мысли, делая их понятными всем. Впрочем, чтобы составить предложение, нужно понимать лишь несколько основополагающих принципов родного языка.

Основы составления предложений

Важно понять главное: предложение должно заключать в себе законченную мысль.

В классическом варианте она выражается в виде грамматической основы и второстепенных членов. Иногда, последние отсутствуют. Один из главных членов грамматической основы, также, может отсутствовать, в таком случае, вся смысловая нагрузка ложится на единственный главный член. Такое предложение называется односоставным.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения.

Подлежащее выражается существительным и всегда используется в именительном падеже, то есть, отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Сказуемое выражается глаголом и сообщает нам о том, что делает подлежащее.

Что такое действительный и страдательный залоги

Чтобы правильно составить предложение, необходимо учесть, как оно будет звучать, ибо набор слов не всегда может быть правильно понят.

Если подлежащее выступает в роли исполнителя действия, которое выражает сказуемое, то речь идёт о действительном залоге: «Маша съела яблоко».

Если подлежащее не исполняет действия, выраженного сказуемым, то речь идёт о страдательном залоге: «Яблоко съедено Машей».

Согласно правилам русского языка, для более точного выражения мысли лучше использовать действительный залог. Однако, страдательный залог бывает уместнее в ряде случаев:

  • Когда исполнитель неизвестен;
  • Когда нужно сделать акцент на подлежащем;
  • В деловой переписке.

Второстепенные члены

Чаще всего, кроме подлежащего и сказуемого, в конструкцию добавляется несколько слов, так или иначе, характеризующих ее грамматическую основу. Эти слова выполняют второстепенную роль. Их наличие делает предложение распространённым, а если их нет - нераспространённым.

Составить предложение, распространённое второстепенными членами не составляет труда, достаточно конкретизировать или украсить грамматическую основу:

«Мы посадили великолепные георгины в своём саду».

Сложное предложение

Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.

Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

Если для разделения используются сочинительные союзы - и, а, но, да - предложение называется сложносочинённым:

«Собака лает, а кошка мяукает».

При использовании подчинительных союзов - если, чтобы, как, потому, что и др. - предложение считается сложноподчинённым.

«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».

Как составить предложение со словосочетанием

В школьной программе по русскому языку часто встречаются задания, связанные с составлением предложений с определёнными словосочетаниями. Не стоит этого пугаться, ведь это совсем несложно.

Чтобы составить предложение, включающее заданное словосочетание, нужно понимать, что словоформы в предложенном словосочетании могут быть изменены в соответствии со смыслом предложения. Это значит, что слова можно склонять и спрягать.

Это лишь основные моменты, касающиеся составления предложений.

Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Развитие связной речи

Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите.

Рассказы-рассуждения детей.

Пение знакомых песенок о домашних животных

14. Знакомство с буквой к

Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился.

Л. Леонова

Чтение слогов ка, ку, ки.

Итог занятия.

Тема «Звук и буква о»

ЕДЕМ В ОТПУСК К БАБУШКЕ ОЛЕ И ДЕДУШКЕ ОСИПУ

Материал. Фигурки (дедушка и бабушка), картинки (дом, кот, кони, овцы, коровы, ослик, окунь, сом, помидоры, укроп, картошка, фасоль, горох, облако), Звуковые домики, символ звука о.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика


Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

Сообщение темы занятия

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук о.) Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком о, познакомимся с буквой о.

3. Характеристика звука о. Повторение гласных звуков
Что происходит с губами, когда вы произносите звук о? (Губы

вытягиваются в трубочку. Округляются.) Спойте звук о. Намотайте ниточку на клубок. Звук о поется, тянется. Какой это звук? (Гласный звук.) В каком замке поселился звук о? (В Красном.) Какие гласные звуки вы знаете?

Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев: а - указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; у - поднимаются указательный и средний пальцы; о - делается колечко.

Развитие слуховой памяти и просодии

Послушайте стихотворение о гласных звуках:

Гласные песенку звонкую тянут - и-и-и.

Могут заплакать - о-о-о и застонать - у-у-у-у-

Могут качать в колыбели Аленку - а-а-а.

Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ay! Ay!»

Легко летят они в высоту - а-и-о-у!

Повторение детьми звукового ряда - а-о-у-и.

Какой звук исчез из ряда а-у-и?

5. Произношение звука о в словах. Выделение звука о
из середины слов

Выставляются фигурки дедушки и бабушки. Это - бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в этих словах? (Звук о.) А вот их дом. Есть ли звук о в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова.) В вашем Звуковом домике звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера.) Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень.) Отпуск у нас будет... (осенью). Повторите слова со звуком о. (Отпуск, отдых, осень, озеро.) Где вы произносили звук о в этих словах? (В начале слова.)


Садимся в поезд, едем к дедушке... (Осипу) и бабушке... (Оле). Паровоз, паровоз, все вагончики повез. Вот и приехали. Поздоровайтесь: «Добрый день!» Кто сидит на крылечке дома? (Кот.) «Разбросайте» звуки слова кот. Изменится ли место звука о в Звуковом домике? Объясните, почему не изменится. Кого мы увидели во дворе? (Ослика.) На лужайке ходят... (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о стоит на первом месте? (Овцы, ослик.)

6. Развитие фонематических представлений
Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести

овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры.) Бабушка приготовила нам угощение, угадайте какое? Из фруктов сварила... (компот). Из муки испекла... (торт, пирожные, пирог). Дедушка Осип очень любит кофе. Какой первый звук в слове кофе? (Звук к.) Какой звук слышится после звука к? (Звук о.) Который по счету звук о? (Второй.)

Физминутка

Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.

Игра-пантомима «Толстячки-худышки».

Изобразите ворчливый горох.

Ох, ох, ох! - разворчался горох. -

Ох и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

Дедушка Осип спрашивает, сможете ли вы показать, как убирают овощи?

Дети имитируют уборку разных овощей.

Падежное управление

А сейчас дедушка Осип приглашает нас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере.) Куда мы пришли? (К озеру.) Посмотрите, какие большие волны. Покажите руками, как они перекатываются. Есть ли звук о в слове волны? Где вы его произносили? Где плещутся волны? (На озере.) Я вижу большого окуня. Кого вы увидели? (Окуня.) Забрасывайте удочки. Тащим, тащим - вытащили. Это... (сом). Где услышали звук о? (В середине слова.) Пора возвращаться к бабушке Оле. Идем по дорожке. Посмотрите на небо. Что плывет над нами? (Облако.) Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком о. (Облако, большое, голубое.)


Работа над предложением

Расскажем бабушке Оле, где мы были и что видели. Я начну предложение, а вы заканчивайте. Мы подошли... (к озеру). Над нами проплывало... (голубое облако). На озере мы поймали... (окуня). Большая рыба... (сом) чуть не утащила нас в (озеро). На озере плескались огромные... (волны).

Воспроизведение предложения по одному слову. Анализ предложения «Мы поймали окуня». Игра «Живые слова».

10. Знакомство с буквой о

Выставляется Красный замок, в котором уже находится буква о.

Какая новая буква появилась в замке? На что она похожа? (На колесо, на баранку.)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Е. Тарлапан

Чтение слогов ко, то и слова кот. Изменение слова путем перестановки букв: ток - кот.

Итог занятия

Какую новую букву вы узнали? Сколько гласных звуков вы знаете? Попрощайтесь с бабушкой Олей и дедушкой Осипом. Скажите им спасибо.

Тема «Звуки н, н" и буква «»

ТРИ ПОРОСЕНКА

Материал. Игрушки (три поросенка - Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, волчонок, щенок, львенок, жеребенок, верблюжонок); изображения домиков (соломенный, деревянный, кирпичный); цветовые символы звуков, разрезная азбука, палочки.

Ход занятия

Оргмомент

Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «...Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь...»

Чья это песенка? (Песенка трех поросят.) Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как


они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Сообщение темы занятия

Сегодня сочиним свою сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и будем изучать звуки н, н".

3. Характеристика звуков н, н" по артикуляционным и акустическим признакам

Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Обозначение звуков н, н" цветовыми символами.

В каком замке будет жить звук н? (В Синем замке.) Звук н" поселим в... (Зеленый замок.)

4. Произношение звуков н, н" в слогах
Задания даются от имени поросят.

Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах: на-но-ма, ну-на-но-мы, на-но-ну-ни.

Анализ слогов на, ну, ни.

5. Выделение гласных звуков из середины слов
Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его кличке.

(Гласный а.) А в кличке Нуф-Нуф? (Звук у.) Какие это звуки? (Гласные звуки.)

6. Произношение звуков н, н" в словах и словосочетаниях
Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения.

Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук н".) Что послали поросята своим друзьям? (Приглашения.) Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н.)

Показывается игрушка-волчонок.

Кого они не пригласили? (Волчонка.) Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово?

Рассуждения детей.

Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда дальше идти - направо, налево или напрямик.

Показ детьми направлений.

Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н. (Длинной тропинке, напрямик, направо, налево.)

Перед детьми вывешивается схема, уточняется слово напрямик.


Подбежал Волчонок к домику Нуф-Нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных.) Значит, домик... (деревянный). У Ниф-Нифа домик из соломы, значит, он... (соломенный). У Наф-Нафа домик... (кирпичный).

7. Произношение звуков н, н" в предложениях. Составление предложений по заданным словам

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Ответы детей.

Составьте предложения со словами пустился, набросился, наутек, незваный гость, проказничать, прогнали.

Дети составляют предложения с названными словами.

Физминутка

Дети танцуют под музыку В. Шаинского из мультфильма «Три поросенка».

9. Усвоение предлога на в составе предложений. Подбор антонимов

Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф пригласили гостей к столу. Где стояли тарелки? (На полке, на столе.) Где сидели гости? (На скамейке, на стуле.) Ниф-Ниф предлагает гостям и нам игру «Скажи наоборот». Под... (на), высоко... (низко), направо... (налево), вверх... (вниз), день... (ночь), верх... (низ), верхний... (нижний), вперед... (назад).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .