Составление схем предложений и схемам. Как правильно составить предложение. Развитие слуховой памяти и просодии

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Биология. Животные. 7 класс

Как работать с учебником

Необходимую главу учебника легко найти по оглавлению или по колонтитулу в верхней части страницы.

В начале каждой главы дана информация о том, что вы узнаете из этой темы и чему научитесь, что необходимо понять, выучить, какие знания использовать в дальнейшем обучении.

Читая текст, мысленно выделяйте главное, обращайте внимание на новые термины и понятия. Запоминайте их правописание. Термины и названия животных напечатаны курсивом. В конце каждого параграфа повторены новые термины и понятия, они выделены особым шрифтом. Те слова, которые надо знать, перечислены в указателе биологических терминов в алфавитном порядке.

Рассматривая рисунки, обращайте внимание на все обозначения. Внимательно прочитайте подрисуночные подписи.

Вопросы в начале параграфа служат для концентрации вашего внимания при изучении нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа помогут вам проверить себя и понять, насколько глубоко вы усвоили материал. Если некоторые вопросы вызовут у вас затруднения, обратитесь за помощью к учителю.

Лабораторные работы выполняются на уроке по приведённой в конце учебника инструкции.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» подобраны интересные и любопытные факты, дополнительный материал по теме параграфа, предложенный вам для ознакомления, а не для запоминания и заучивания.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://zmmu.msu.ru/ (Зоологический музей МГУ), http://www.moscowzoo.ru/ (Московский зоопарк), http://darwin.museum.ru/ (Государственный Дарвиновский музей), www.gbmt.ru/ (Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева), http://www.paleo.ru/museum/ (Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет).

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение

1. История развития зоологии

Представления наших предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движений мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других животных (рис. 1, А, Б, В).

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочитаемые корма, пути сезонных миграций.

Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом осваивались новые варианты использования продуктов промысла и животноводства.


Рис. 1. Наскальные изображения животных: А – лошадь. Верхний палеолит. Франция


Зоология в Древние и Средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий учёный Аристотель в IV в. до н. э. Слово зоология – греческое, означающее «наука о животных».

В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнёзд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, способы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов затем были использованы другими учёными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географических открытий позволила расширить знания о видовом составе животного мира и привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.


Б. Страусы. Сахара. Изображены были не менее 10 тыс. лет назад


В. Лось и птица. Долина реки Уссури. Изображены 11 тыс. лет до н. э.


Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных: А – кистепёрая рыба, переходная форма к древнейшим земноводным; Б – древнейшее земноводное, произошедшее от кистепёрых рыб; В – первоптица, произошедшая от древнейших пресмыкающихся; Г – звероподобная рептилия – переходная форма к млекопитающим


Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и расширило круг лиц, изучающих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхождению, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значимой из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных, поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввёл в науку систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность учёным разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) позволяет сразу определить, о ком идёт речь. Например: медведь белый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните материал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном количестве видов животных (их, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют систематические категории, схожие с ботаническими.

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии – это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классификации животного мира:

вид – Шимпанзе карликовый,

род – Шимпанзе,

семейство – Человекообразные обезьяны,

отряд – Приматы,

класс – Млекопитающие,

подтип – Позвоночные,

тип - Хордовые,

царство – Животные.

Постепенно раздвигали границы познания природы работы учёных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Михаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие происходили в нём перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие животного мира (рис. 2).

Зоология. Систематические категории.

Вопросы

1. Как человечество приобретало зоологические знания?

2. О чём говорят наскальные рисунки?

3. Как учёные разбираются в многообразии животных?

4. В чём значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

2. Современная зоология

1. Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

2. Для чего надо знать зоологию?


Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов – царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.

В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определённые функции.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.

В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология – наука о поведении животных; зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология – о насекомых; ихтиология – о рыбах; орнитология – о птицах и т. д.

Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.

Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия.

Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.

За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идёт одомашнивание диких животных.

Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям учёных восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.

Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.

Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идёт быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией: биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии.

Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида – это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.

Вопросы

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?

Задания

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе неё обсудите основные этапы и значение научной деятельности учёных в становлении отечественной зоологии.

Многообразие животных

Глава 1. Простейшие


Из этой главы вы узнаете:

о многообразии простейших животных,

о значении простейших в природе и в жизни человека,

об особенностях этой большой группы животных.

Вы научитесь:

работать с живыми культурами,

готовить микропрепараты с живыми животными,

распознавать микроскопических животных.

Простейшие представлены одной или несколькими клетками. Каждая их клетка – самостоятельный организм, даже если клетки объединены в группу или колонию. Простейшие – недостаточно изученная группа организмов.

3. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

1. Кто такие простейшие?

2. В чём сходство и различие амёбы и хламидомонады?


Общая характеристика. Изучение обитателей различных водоёмов с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие одноклеточные организмы, не имеющие зелёной окраски. Большую группу этих организмов, описанную в 1676 г. А. Левенгуком, длительное время относили к одному типу – Простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки. Прошло более 300 лет, и в 1980 г. на Международном конгрессе протозоологов (исследователей простейших) комитет, состоящий из учёных разных стран, предложил на основе детального изучения многообразия простейших новый вариант их классификации. Единый прежде тип Простейшие стал подцарством с семью самостоятельными типами. В настоящее время по нормам современной систематики все простейшие выделены в отдельное царство. Ежегодно открывают и описывают всё новые и новые виды этих микроскопических существ. Сейчас их известно около 70 тыс. В настоящее время к ним относят не только одноклеточные организмы, но и колониальные формы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями, – гетеротрофы и обладающие растительным типом питания – фототрофы.

При изменении условий простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту. В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия, а в некоторых случаях цисты могут разноситься ветром на большие расстояния.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование:

ручная лупа 7х10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определёнными культурами простейших, пипетка, предметное стекло, салфетка, вата.

Ход работы:

1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о её цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

3. Возьмите поочерёдно по одной капле воды из каждой пробирки с определённой культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.

Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движений.

Систематические группы простейших

Корненожки. Это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек – выпячиваний цитоплазмы (см. рис. 153, А), напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, других организмах (рис. 3). Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы (рис. 4), обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хороню сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. видов, обитающих в океанах сейчас.


Рис. 3. Корненожки: А – без раковинок; Б – раковинные


Рис. 4. Фораминиферы


Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований (рис. 5).


Рис. 5. Радиолярии


Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней всего несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко», но лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикреплённые особи (рис. 6). Питаются животными организмами.

Рис. 6. Солнечник


Рис. 7. Споровик грегарина

Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Циста. Раковина.

Вопросы

1. Как питаются гетеротрофы?

2. Какова функция цисты?

Задания

1. Раскройте термин «простейшие».

2. Найдите ошибку в утверждении: «Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные».

3. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение на тему «Простейшие – возбудители заболеваний человека».

4. Рассмотрите рисунок 5 и объясните, как причудливые выросты на раковинах помогают радиоляриям перемещаться в толще воды.

4. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

1. Где обитают простейшие?

2. Какие простейшие опасны для человека?


Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Нередко их относят к растительным жгутиконосцам (рис. 8).

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток (рис. 9). Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает водоросль хламидомонаду.


Рис. 8. Растительные жгутиконосцы


Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент – хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные – готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Рис. 9. Вольвокс и другие колониальные жгутиконосцы


Рис. 10. Трихомонада и лямблия


Рис. 11. Трипаносома


Рис. 12. Туфелька и другие инфузории


Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями.

Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибели этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кормом для других животных.

В-третьих, большое количество простейших является возбудителями различных болезней, среди которых немало смертельных. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амёбная дизентерия, амёбный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбоводству, животноводству и звероводству.

Инфузории. Колония. Жгутиконосцы.

Вопросы

1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям?

2. В чём преимущество колониальных животных по сравнению с одноклеточными? Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

3. Каково значение простейших?

Задания

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о заболеваниях пчёл, рыб и других животных, вызываемых простейшими.

2. Приведите доказательства, что когда-то и растения, и животные имели общих предков.

3. Подготовьте проект «Экскурсия в мир простейших».

Знаете ли вы, что…

Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. В 1 м 3 воды из Тихого океана содержится от 50 до 800 тыс. известковых простейших; в Атлантическом океане – до 3 млрд, а в воде у берегов Сенегала или Осло-фьорда – 30–35 млрд, но и это не предел. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 м 3 . Почти все основные группы свободнодвижущихся простейших обитают в почве. Их численность в 1 г почвы может быть от 150 тыс. до 1 млн, т. е. на 1 га придётся 150–1000 кг простейших, а на окультуренных человеком почвах даже до 8,5 т на 1 га.

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Аннотация: Доклад из опыта работы с детьми логопедической группы. Система работы направлена на развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте и включает в себя обучение составлению предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу.

Все великие события начинаются с общения.
(Скилеф)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Основой формирования связной речи является умение правильно составлять предложения и пользоваться ими в повседневной жизни.

Речь детей дошкольного возраста, быстро развивается, обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она начинает подчиняться нормам языка. С этого времени знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает уже не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакты с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать правила поведения.

Развитие грамматического строя и связной речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему основная задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать навыки построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Поэтому в коррекционно-логопедической работе в детском саду пристальное внимание уделяется обучению детей составлению предложений. Данная задача решается посредством разнообразных методов и приемов: составление предложений по демонстрируемым действиям, картинкам, (нескольким предметным картинкам, связанным между собой), опорным словам, образцам и т.д. Формами организации для внедрения данных методов могут быть образовательная деятельность, режимные моменты, игры, продуктивная деятельность и т.д.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Распространение предложений
  3. Грамматическое оформление
  4. Овладение связной речью.

Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. Для упражнений используются картинки двух видов:

1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.

По картинкам первого вида:

§ субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит;

§ субъект - действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде;

§ субъект - действие-объект: Девочка читает книгу;

§ субъект - действие - объект - орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида:

§ субъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

Младший дошкольный возраст.

Формировать у детей умение правильно составлять предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, режимные моменты, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Самыми распространенными методами, используемыми нами, являются: составление предложения по демонстрируемому действию и по картинке.

Составление предложения по демонстрируемому действию возможно, как в специально организованной деятельности, так и на режимных моментах, в играх драматизациях.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми.

Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Например:

Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка односложно отвечать на вопросы:

  • Что делает мама? (Читает)
  • Что делает собака? (Лает)
  • Что делают дети? (Поют)

Затем, учим детей формировать простые предложения, путем полных ответов на вопросы, чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и по демонстрируемому действию)

  • Что Ксюша делает? – Ксюша рисует.
  • Что делают ребята? – Ребята играют.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и по демонстрируемому действию (Воспитатель или логопед начинают озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например:

  • Настя поливает что? (Цветы)
  • Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
  • Маша ловит что? (Шарик)
  • Врач лечит кого? (Больных)

При рассматривании картинки дети распространяют предложение с помощью логопеда или воспитателя.

  • Например: Это кто? – Кошка.
  • Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
  • …пушистая, – договаривают дети.
  • Что делает пушистая кошка?
  • Пушистая кошка. лежит на коврике.
  • Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Подобный прием можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия. Например:

Это кто?

Ваня какой – веселый или грустный?

Веселый!

Что делает веселый Ваня?

Веселый Ваня сидит на стуле.

5) В младшей группе мы так же учим детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики).

Сначала составляем простые предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем я начинаю предложение, а дети продолжают:

  • Мама купила в магазине морковь, лук.
  • У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

Дети сначала продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за воспитателем или логопедом.

6)Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.

В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей составлять предложения не только по демонстрируемому действию и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко, клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.

Структура работы по составлению предложений по двум и более предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и перечисленная выше.

Сначала дети просто называют каждую картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на дерево.

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с лексической темой недели (по демонстрируемым действиям, картинкам)

Например: «День куклы» — Лексическая тема: «Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати. Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)

«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные» (Медвежонок любит мед. Медвежонок играет на поляне. Медвежонок ищет маму).

Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время прогулки, обращение к впечатлениям. Неограниченная возможность составления предложений по демонстрации действия!

Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)».
На прогулке нужно постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы, учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе. Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются» «Деревья машут листочками» «Цветут красивые цветы», «Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д.

Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Средний и старший дошкольный возраст.

В речи детей среднего и старшего дошкольного возраста увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Употребление существительных в косвенных падежах - винительном, дательном, творительном, родительном - без предлогов и винительном, дательном, творительном, родительном, предложном падежах с предлогами:

а) имена существительные в винительном падеже без предлога после переходных глаголов: Таня моет пол; Мама купила игрушку; Я смотрю телевизор.

б) существительные в дательном падеже: Сережа дал карандаш Пете; Таня помогает няне;

в) существительные в родительном падеже без предлога: это шапка Игоря, это домик Мишки, книга брата; Я принес один карандаш, два карандаша; Он съел три груши; Петя дал Тане четыре кубика (марки, карандаша);

г) существительные в творительном падеже без предлога (орудие действия): Я рисую карандашом, мелом; Дети моют руки теплой водой; Таня чистит зубы пастой; Нужно вытирать руки полотенцем;

д) существительные с предлогами в, на, с, у, по, под, над, служащими для выражения пространственных отношений, составление словосочетаний, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?: Иду в садик (к у д а?); Была в садике (г д е?); Иду из садика (о т к у д а?); Мишка залез на дерево (к у д а?); Мишка сидит на дереве (г д е?); Мишка слез с дерева (откуда?); Птичка сидит на ветке (г д е?); Птичка улетела с ветки (о т к у д а?); Катя вошла в лес (к у д а?); Катя была в лесу (г д е?); Катя пришла, вернулась из леса (откуда?); Дети гуляют в парке, по парку (г д е?); Грузовик едет по лужам (г де?); Я был на улице (где?); Ходил по огороду (г д е?); Шкафчик стоит у окна, у стены (г д е?).

е) существительные с предлогами к, от, служащими для выражения пространственных отношений, соответствие их вопросам куда? откуда?: Петя подошел к дереву (к у д а?); Петя отошел от дерева (о т к у д а?).
Соответствие приставки и предлога.

2. Глаголы: а) глаголы движения: идти, ехать, бегать и др.; б) глаголы состояния: спать, есть, говорить; в) глаголы действия: рисовать, лепить, трогать и др.; г) приставочные и бесприставочные глаголы: шел в… - пришел в…; рисовал - нарисовал; просить о… - попросить о…; д) возвратные глаголы: готовить утренник - готовиться к утреннику; поднимать игрушку - подниматься по лестнице, подниматься на лифте.

3. Имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, материал; имена прилагательные в сравнительной степени: меньше, больше, уже, выше, короче, длиннее и т. д.

4.Союзы сочинения и подчинения. Употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Например, предлагаю детям несколько картинок:

1) девочка моет пол щеткой;

2) мальчик делает девочке лодочку;

3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью мы используем упражнения «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

  • Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
  • Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
  • Юра взял топор, он будет (рубить).
  • Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
  • Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
  • Кого ведут в детский сад?
  • Кого учит учитель?
  • Что рисует художник?

Переходим к сложным предложениям. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что. Мы пошли гулять на улицу, когда. Дети пошли в школу, чтобы. Надя не послушалась маму, поэтому. Пошел дождь, но мы.

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

  • Какая сегодня погода? (Хорошая)
  • Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
  • Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
  • Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
  • А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

  • Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.
  • Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.
  • Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.
  • Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.
  • Посуду поставили на стол.
  • Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)
  • Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)
  • Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)
  • От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)
  • Откуда убрали посуду? (Со)

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

  • Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
  • Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
  • Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

«Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

  • Мама купила Коле… красный флажок.
  • Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.

Умение правильно формулировать свои мысли является основополагающим для каждого грамотного человека. Письменная речь отличается от устной тем, что приходится особенно старательно формулировать мысли, делая их понятными всем. Впрочем, чтобы составить предложение, нужно понимать лишь несколько основополагающих принципов родного языка.

Основы составления предложений

Важно понять главное: предложение должно заключать в себе законченную мысль.

В классическом варианте она выражается в виде грамматической основы и второстепенных членов. Иногда, последние отсутствуют. Один из главных членов грамматической основы, также, может отсутствовать, в таком случае, вся смысловая нагрузка ложится на единственный главный член. Такое предложение называется односоставным.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения.

Подлежащее выражается существительным и всегда используется в именительном падеже, то есть, отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Сказуемое выражается глаголом и сообщает нам о том, что делает подлежащее.

Что такое действительный и страдательный залоги

Чтобы правильно составить предложение, необходимо учесть, как оно будет звучать, ибо набор слов не всегда может быть правильно понят.

Если подлежащее выступает в роли исполнителя действия, которое выражает сказуемое, то речь идёт о действительном залоге: «Маша съела яблоко».

Если подлежащее не исполняет действия, выраженного сказуемым, то речь идёт о страдательном залоге: «Яблоко съедено Машей».

Согласно правилам русского языка, для более точного выражения мысли лучше использовать действительный залог. Однако, страдательный залог бывает уместнее в ряде случаев:

  • Когда исполнитель неизвестен;
  • Когда нужно сделать акцент на подлежащем;
  • В деловой переписке.

Второстепенные члены

Чаще всего, кроме подлежащего и сказуемого, в конструкцию добавляется несколько слов, так или иначе, характеризующих ее грамматическую основу. Эти слова выполняют второстепенную роль. Их наличие делает предложение распространённым, а если их нет - нераспространённым.

Составить предложение, распространённое второстепенными членами не составляет труда, достаточно конкретизировать или украсить грамматическую основу:

«Мы посадили великолепные георгины в своём саду».

Сложное предложение

Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.

Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

Если для разделения используются сочинительные союзы - и, а, но, да - предложение называется сложносочинённым:

«Собака лает, а кошка мяукает».

При использовании подчинительных союзов - если, чтобы, как, потому, что и др. - предложение считается сложноподчинённым.

«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».

Как составить предложение со словосочетанием

В школьной программе по русскому языку часто встречаются задания, связанные с составлением предложений с определёнными словосочетаниями. Не стоит этого пугаться, ведь это совсем несложно.

Чтобы составить предложение, включающее заданное словосочетание, нужно понимать, что словоформы в предложенном словосочетании могут быть изменены в соответствии со смыслом предложения. Это значит, что слова можно склонять и спрягать.

Это лишь основные моменты, касающиеся составления предложений.

Что делает ткачиха?

Что делает кондитер?

Что делает швея?

Что делает токарь?

Что делает сталевар?

Что делает обувщик? И т. д.

IV. Итог занятия.

А н я т и е 42 (70) Обучение рассказыванию

Тема: ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ

Цели: учить детей составлять рассказы о профессиях по плану; учить детей пользоваться в речи словами, отвечающими на вопрос: как?

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет название завода или фабрики.

II. Закрепление пройденного материала.

Люди каких профессий работают на заводах и фабриках?

Что они делают?

Что им нужно для работы?

III. Введение в тему. Составление рассказа по плану.

Кто это?

Где он работает?

Что делает?

Что ему нужно для работы?

Каким он должен быть?

Как он работает?

IV. Составление рассказов детьми.

V. Итог занятия.

Занятие 43 (72) Обучение рассказыванию

Тема: ЗИМА

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать род­ственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.

Оборудование: сюжетная картина «Зима».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:

Ударили... (морозы), хрустит... (снег), бушует... (вьюга), замерзли... (реки), скрипит... (снег), метут... (метели) и т. д.

П. Введение в тему. Беседа.

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Какое сейчас время года?

Как вы заметили наступление зимы?

Назовите признаки зимы.

Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.

Чем занимаются зимой дети?

Назовите зимние месяцы.

III. Игра «Доскажи словечко».

Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте по­
играем с этим словом.

Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик).

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка... (снегурка).

На снегу-то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег).

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам:

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.; мороз - морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.; лёд - льдина, ледовый, ледокол, лед­ник, гололед и др.

IV. Чтение рассказа.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно не­долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а но­чи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно хо­дить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Пересказ рассказа детьми.

VI. Итог занятия.

А н я т и е 44 (73) Формирование грамматического строя речи

Тема: ЗИМА. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД

Цели: учить детей пользоваться в речи предлогом перед; развивать внимание.

Оборудование: сюжетные картинки, различные игруш­ки, предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию и назовет «маленькое слово» (предлог).

Коля, подними карандаш с пола.

Коля, что ты сделал? - Я поднял карандаш с пола.

Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Саша, перепрыгни через брусок.

Саша, что ты сделал? Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Надя, сядь на стул.

Оля, выйди из группы.

Дима, положи мяч под стул.

Алеша, встань между кубиками.
И т. д.

И. Введение в тему.

Составление предложений по демонстрируемому

действию.

Ваня, встань перед стулом.

Ваня, где ты стоишь?

Дети, где стоит Ваня?

Соня, посади куклу перед кубиком.

Соня, куда ты посадила куклу?

Дети, где сидит кукла? И т. д.

III. Игра «Где ты стоишь?».

Дети строятся друг за другом. Педагог спрашивает первого ребенка:

Саша, где ты стоишь?

- Я стою перед Олей. И т. д.

IV. Составление предложений по сюжетным картинкам.

V. Итог занятия.

Занятие 45 (75) Обучение рассказыванию

Тема: ЗИМА

Цели: учить детей пересказу; закрепить категорию предлож­ного падежа с предлогом на; развивать внимание и память.

Ход занятия I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, где это бывает.

Где лежит снежинка?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

Где висит игрушка? И т. д.