Профессия психотерапевт плюсы и минусы. Плюсы и минусы профессии психолог. Методы работы специалиста

Вам кажется, что французы - это самые раскованные, раскрепощенные и демократичные люди?

Это страна, в которой действительно совершенно естественным является явная демонстрация и стремление к индивидуализму. В определенной степени здесь приветствуют и восхищаются проявлением нарочитого безразличия к мнению окружающих и общественности. Формальностям и инструкциям здесь предпочитают свободомыслие.

Но … будьте осторожнее: Франция является не только законодательницей моды. В этой стране весьма щепетильно относятся к соблюдению этикета - правилам поведения в обществе (кстати, само слово «этикет» имеет французские корни - é tiquette ). Галантность, вежливость - все это считается хорошим тоном, престижем, особенно если речь идет о деловой сфере или отношениях с представительницами прекрасного пола (существует мнение, что в этом французам просто нет равных).

С чего все началось?

С появлением такого понятия, как французский этикет, связана следующая история.

Правящий в XVII-XVIIIвв. французский король Людовик XIV, прозванный Великим, решил ввести среди своих придворных особые нормы поведения. А чтобы местные аристократы и гости французского короля точно знали, как подобает себя вести себя в присутствии Его Величества, им выдавались особые карточки - этикетки со строгими предписаниями на все случаи жизни.

ОДЕЖДА - ПРОСТО, НО СО ВКУСОМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО décontracté

Конечно, с тех пор многое изменилось, но чтобы чувствовать себя во Франции комфортно, стоит знать некоторые правила этикета, действующие уже не одно столетие.

Весьма трепетно в этой процветающей западноевропейской державе относятся к деловой одежде, а также к этикету общения. Все это должно быть безукоризненно - и по форме, и по содержанию.

Говорить о французской моде вообще и о том, как одеваются французы, можно бесконечно. Но мы только коснемся этой темы в рамках этикета.

Если вы собираетесь в ближайшее время посетить Париж, Марсель, Тулузу или другие города, запомните: если в повседневной жизни здесь приветствуются смелые инновации и всевозможные вольности, то к деловой одежде предъявляются достаточно строгие правила. Что, впрочем, не отменяет права (и даже необходимости) использовать в дополнение к деловому костюму (платью) стильные аксессуары.

  • Вообще к любой одежде - идете ли вы на прогулку, свидание, пробежку, в клуб или на серьезные деловые переговоры, выдвигается непреложное для французов правило: наряд должен быть стильным и элегантным. И практически всегда в него можно внести броский «акцент», например, шарфик, изящную шапочку, очки и т.д.

А что делать, если вас пригласили на неформальную встречу?

В этом случае нужно подобрать одежду а-ля décontracté (для расслабления, неформальную ). Но это вовсе не значит, что мужчинам можно надеть тенниску, а женщинам - смелое коктейльное платье. Нет, французы под этим подразумевают менее официальный, но все же элегантный и сдержанный наряд.

И еще: для французов нет никаких уважительных причин, чтобы выглядеть расхлябано или неряшливо. Жара, усталость, плохое настроение, спешка - все равно одежда должна быть в порядке.

Bonjour , madame

Во Франции (впрочем, как и везде), очень уважительно относятся к образованным и эрудированным людям. Тем более, если приезжие знают их родной язык.

Но будьте благоразумны: специалисты не рекомендуют лично проводить серьезные переговоры с французами на французском, если вы не владеете этим языком на достаточно высоком уровне. Оптимальный вариант - поприветствовать своих коллег или партнеров на их языке, а дальше прибегнуть к услугам опытного переводчика.

Во Франции трепетно относятся к своему языку, поэтому вести деловые переговоры на английском и любом другом здесь неприемлемо. Если вы собираетесь завязать деловые отношения во Франции, сделайте приятное своим потенциальным партнерам - выучите и научитесь правильно выговаривать хотя бы простейшие слова (бон жур, мерси, силь ву пле и т.д.).

  • Для французов их родной язык без всяких преувеличений является национальным достоянием и предметом гордости - обязательно учитывайте это!

Дружелюбное общение с разговорчивыми и эмоциональными французами, безусловно, будет для вас отличной тренировкой. Но и в этом случае не поленитесь и найдите пару часов свободного времени перед поездкой, чтобы ближе ознакомиться с элементарными правилами вежливости, принятыми в этой стране.

  • Учтите и будьте готовыми к тому, что французы могут быть достаточно грубыми. Например, если вы нетактично или не вовремя обратитесь к ним с просьбой или во время звонка ошибетесь номером телефона (проявить грубость французы также могут просто потому, что они считают это … необходимым в данном случае). Впрочем, французы очень быстро отходят и после извинений ведут себя как ни в чем не бывало.

Если говорить об этикете общения, то начать нужно, конечно, с приветствия.

  • У французов (мужской половины) принято во время приветствия обязательно обмениваться рукопожатием, даже с детьми и незнакомыми людьми. Так что если по дороге вы собираетесь расспросить встречного прохожего о какой-то улице или местной достопримечательности, будьте готовы к этому дружескому обряду.

Кстати, встреча с французами и начинается, и заканчивается рукопожатием, причем это должна быть очень легкая и быстрая «манипуляция» - не нужно демонстрировать свою силу. И не ставьте себя в неловкое положение - французы очень не любят, когда по забывчивости поздороваться и пожать руку им предлагают дважды в день.

  • Приветствуя конкретного человека, не ограничивайтесь просто словом «бонжур» - это считается дурным тоном. Непременно добавьте к нему «мадам», если это женщина (говорить мадемуазель уже как-то вышло «из моды»), и «месье», если это мужчина. Аналогично поступайте и при других обращениях, например, не говорите просто «пардон», обязательно скажите «пардон, месье».

В провинции, например, в частной булочной или кафе, до сих пор принято при входе и выходе обращаться сразу ко всем посетителями со словами приветствия или прощания.

  • Французы не терпят фамильярности - здесь совершенно не принято называть малознакомого человека по имени и на «ты». Поэтому до тех пор, пока ваш визави сам не предложит вам называть друг друга по имени/фамилии, ограничивайтесь все тем же «Bonjour , monsieur ».
  • Во время беседы у французов принято перебивать друг друга, что, впрочем, совершенно не означает, что они невнимательно слушают своего собеседника.
  • Есть темы и вопросы, которые с французами лучше не обсуждать. Например, никогда не стоит спрашивать у француза, чем и сколько он зарабатывают, есть ли у него (нее) семья и дети. Лучше поговорите с ним об истории Франции, искусстве или политике. Табу для светской беседы является и вопрос «сколько стоит это платье?». Неприемлемо во Франции также задавать в гостях прямой вопрос относительно стоимости предметов интерьера. Вместо вопроса «сколько это стоит», спросите «сколько стоят аналогичные вещи?».

Франция - одна из самых успешных европейских стран. С ней ведут переговоры и строят деловые отношения многие государства. Для взаимодействия с французами нужно иметь представление о национальном характере и французском деловом этикете.

Главные черты французского характера

Французов отличает скромность, осторожность и подчас даже недоверчивость. Они не будут скрывать свою неприязнь к чему-либо, хотя отменное воспитание и не позволит сказать лишнего. Зато по выражению лица человека будет все сразу понятно.

Еще одна национальная черта - консерватизм. Владельцы компаний, особенно если они производят товары категории «люкс», в первую очередь будут стремиться реализовать свою продукцию на местном рынке. Многие компании в принципе не выходят на мировой рынок, потому что владельцам комфортнее и проще вести бизнес дома.

Схожее отношение у французов и к языку. Многие из них весьма болезненно относятся к использованию английского во время совещаний. Связано это с тем, что раньше именно национальный язык использовался при деловых переговорах и дипломатических встречах. Так что бизнесмены по достоинству оценят партнера или клиента, который владеет их родным языком хотя бы на базовом уровне.

Даже знание отдельных французских фраз будет большим плюсом, однако важно произносить их верно и не коверкать.

Во Франции относятся к своему языку с пиететом, поэтому воспринимают ошибки довольно болезненно. Если вы не владеете языком на достаточном уровне, лучше приглашать на переговоры квалифицированного переводчика.

Русские предприниматели привыкли к тому, что решения принимаются достаточно быстро, зачастую прямо во время переговоров. Такая практика во Франции является большой редкостью. Французы очень боятся совершить ошибку, поэтому всегда берут дополнительное время на размышления.

Страх неудач - это яркая черта французского менталитета.

Французы часто общаются с конкурентами, знают обо всех их ошибках и не хотят повторить печальный опыт коллег. Кроме того, им не свойственно менять уже принятое решение, это считается признаком несерьезности и нерешительности. В частности, они не будут закрывать компанию через год, потому что она не приносит достаточно прибыли, а будут действовать дальше по намеченному плану

Это касается и выбора партнера для ведения бизнеса. Деловые отношения для французов очень важны, однако вместе с тем в работе с новыми людьми они весьма осторожны и осмотрительны. Партнерские связи строятся исключительно на доверии, но заслужить его весьма непросто. Однако если этот контакт устанавливается, он будет поддерживаться годами; к предпринимателю будут более лояльны и другие французские компании. Советы друзей и коллег здесь играют весьма важную роль. Если в местном деловом сообществе у вас будет хорошая репутация, французы будут удовольствием рассказывать о вас всем вокруг.

Одно из главных преимуществ ведения бизнеса с французами в том, что у них есть четко выстроенная стратегия поведения и работы. Начатое дело обязательно доведут до конца, оно не будет брошено на полпути. Во Франции компания будет успешно развиваться, а если ее владелец задумает уйти в другую сферу, он выгодно продаст свое детище.

Ведение переговоров с французами

Французы не отличаются особой пунктуальностью. Незначительное опоздание на 15 минут - это практически традиция. В то же время они ценят тех партнеров, которые приходят вовремя или даже немного раньше. По телефону вопросов во Франции не решают, всегда стараются назначить личную встречу.

Деловые переговоры обычно начинаются в 11 утра. Через полтора часа их участникам предлагаются легкие закуски и аперитив. Французы очень гордятся своей кухней, поэтому вежливость требует похвалить блюда. Еда, оставленная на тарелке, напротив, говорит о недостатке воспитания. Не принято также и досаливать еду, употреблять специи. Крепкие алкогольные напитки употребляют крайне редко, для всех случаев прекрасно подходит вино. Длинные пространные тосты не произносят, заменяя их коротким «За ваше здоровье».

Французы часто приглашают партнеров на деловой обед. При этом во время трапезы не принято говорить о бизнесе, лучше обсуждать новости и впечатления из области культуры и искусства.

Перейти к обсуждению важных вопросов стоит после еды и кофе, при этом к животрепещущим темам стоит подходить аккуратно и постепенно. Разговоры о делах в начале обеда показывают излишнюю заинтересованность, а также ставят в неловкое положение француза, которому сложно будет ответить на вопросы отрицательно.

Правила этикета не допускаю вопросов о личной жизни. Более того, семья и друзья для французов - это приоритет, поэтому не ждите, что вас позовут провести время вместе после работы. Местные скорее отправятся домой к своим близким.

Французы любят задавать много вопросов специалистам в той или иной области, поэтому нужно быть готовым рассказывать о политике или культуре своей страны.

При этом напрямую спрашивать о политических убеждениях - заведомо плохая идея. Местные жители задают очень много вопросов и не всегда дослушивают ответ, перебивают. Это не стоит воспринимать как неуважение, такова манера их общения.

Французский бизнесмен готовится к предстоящему совещанию очень тщательно. Он досконально изучит все аспекты вопроса и возможные последствия. Деловые переговоры будут проходить медленно и размеренно:чтобы взвесить все «за» и «против», нужно время. Французы будут упорно отстаивать свою позицию, к торгу они не склонны. Зачастую они выбирают конфронтационный тип взаимодействия, однако их поведение может меняться в зависимости от того, с кем они общаются.

Во Франции любят планировать все заранее, поэтому о встрече следует договориться чуть ли не за месяц. Если вы просто позвоните и предложите увидеться сегодня, вас вряд ли поймут. Любой француз строит планы на недели вперед, и это касается не только работы, но и свободного времени.

Участники деловых переговоров во Франции имеют мало свободы и самостоятельности. В сферу их компетенции входит весьма ограниченный круг вопросов, поэтому еще до встречи они могут уточнить по телефону, о чем конкретно пойдет речь. Любые изменения повестки во время встречи будут восприниматься болезненно.

Заключенные контракты всегда максимально точны и конкретны, не допускают разночтений. Все важные решения принимают люди, занимающие высокие посты, поэтому процесс может затянуться. Стоит набраться терпения и не давить на партнеров, это будет воспринято негативно.

Тонкости общения с партнерами по бизнесу

Французы очень любят упражняться в ораторском искусстве и оттачивать свое красноречие и остроумие. Они с большим удовольствием обсуждают самые мелкие детали, все аспекты дальнейших отношений, на этом может строиться все общение.

Предприниматели с удовольствием вступают в полемику, однако важно, чтобы ваше мнение было независимым и вы были готовы его отстаивать. Позиция должна быть хорошо продумана, а ход рассуждений и выводы подчинялись строгой логике.

Важную роль в деловом этикете играют визитки. Большинство бизнесменов читают по-английски, но если есть такая возможность, стоит перевести их на французский. Принято указывать профессию, должность и ученую степень, если таковая имеется. Это подскажет деловым партнерам, как правильно к вам обращаться. Важно, чтобы обратная сторона карточки оставалась чистой - ее часто используют для пометок. Класть полученные визитки в карман не принято, правильнее будет убирать их в бумажник.

Обратиться к человеку лучше по фамилии (мьсе Венсан, мадам Дюпон) или использовать безличное обращение - мадам или мсье. Переходить на «ты» без приглашения не стоит. Независимо от того, сколько лет женщине, при разговоре с ней стоит использовать слово «мадам», это продемонстрирует уважительное отношение. Обращение «мадемуазель» в деловой среде не принято.

При встрече французы жмут руки друг другу, но делают это легко и быстро. Со стороны может показаться, что человек хочет как можно скорее избавиться от собеседника, но на деле во Франции приняты короткие рукопожатия. Поцелуй в щеку приемлем только среди близких друзей, коллег или хороших знакомых. Не надо пытаться поздороваться с деловым партнером таким образом, пока он сам не предложит.

Французы известны своим чувством стиля, а внешний вид помогает составить первое впечатление о человеке. На всех деловых переговорах они неизменно появляются в строгих и элегантных костюмах без лишних изысков. Того же самого они ждут и от своих партнеров. Не менее важна и хорошая осанка: она подчеркивает серьезность намерений.

По правилам этикета зрительный контакт также необходим, но он не должен быть слишком навязчивым. Стоит избегать лишних жестов и не прятать руки в карманах.

Одежда должна быть консервативной и сшитой из материалов высокого качества. Изысканные ювелирные украшения допустимы, но они не должны быть слишком роскошными или крупными.

При первых деловых встречах во Франции подарки не дарят, однако если вы решили пренебречь этим правилом, лучше подготовить что-то небольшое. Если вас приглашают на обед или ужин, с собой можно принести маленький презент, но только не белые хризантемы (их принято приносить на похороны) и не вино (французы предпочитают выбирать вино сами).

Франция издавна славится как страна утонченных изысканных манер, элегантности и особого умения, или точнее, искусства жить.

Правила французского этикета имеют множество нюансов, которые непосвященному человеку порой бывает сложно уловить. Ведь традиции другой страны могут, порой, вызвать непонимание и неумение быстро адаптироваться к ситуации.

Мы предлагаем вам краткое руководство о том, как это делается во Франции, где застолье - часть культуры. Оно подскажет вам, как следует себя вести, чтобы избежать возможных курьезов в гостях у французов.

Правило №1: Приходите вовремя

К вопросу опозданий французы относятся очень щепетильно, несмотря на то, что сами частенько ними грешат. Запомните - если вы приглашены в гости во Франции, парадоксальное правило о том, что вовремя к застолью приходить неприлично, здесь не действует. Хозяйка дома никогда не позволит себе в час, назначенный для прихода гостей, бегать по квартире в халате и бигудях, доделывая оливье. Если вам указано время - значит именно к этому времени шампанское охлаждено, а устрицы открыты, и именно к этому времени вас ждут! Приличным считается опоздание на 10-15 минут, не более того.

Правило №2: Приветствие

Здороваясь, не забудьте добавить Мадам, Мсье или, если статус ваших отношений это позволяет, имя того, к кому обращаетесь. Характерная ошибка, которую допускают наши соотечественники, искренне желая сделать приятное, - добавление к обращению имени собеседника. Точно так же как мы не говорим: «Госпожа Наталья», так и словосочетание: «Мадам Натали» для французского уха будет звучать, по меньшей мере, странно.

Будьте готовы к тому, что во Франции принято целоваться с близкими знакомыми, но это не поцелуй в нашем понимании, а всего легкое касание щекой щеки. Традиции этой уже очень много лет, и не следует пытаться ее изменить. Знак о том, будут ли гости обмениваться друг с другом поцелуями или ограничатся рукопожатием, обычно дают хозяева личным примером.

Правило №3: О дамах и платьях

Большую роль во французском этикете играет дресс-код. Во Франции никогда не наденут деловой костюм на торжественную трапезу или вечернее длинное платье - на деловой обед. Французы убеждены, что лучше воздержаться от чересчур сексуального, открытого или экстравагантного туалета, если вы не уверены в статусе мероприятия, ведь хуже плохо одетой женщины может быть только женщина, одетая «не к месту». Еще одно негласное, но очень важное правило: не следует одеваться роскошнее хозяйки дома.
О характере застолья, а так же о том что за публика будет на нем присутствовать, хозяева сообщат вам заблаговременно, а в приглашении обычно указывается и какой предполагается дресс-код. Поэтому сориентироваться вам будет несложно.

Правило №4: О кавалерах и галантности

В «застольных» вопросах, особенно, у французов, нет места феминизму! Мужчины в таких ситуациях должны оставаться мужчинами: наполнять ваш бокал, отодвигать стул, подавать вам руку - их рыцарский долг, вы же - истинная леди, которая милостиво позволяет за собой ухаживать и мило улыбается. Поверьте, это - не консервативный «нафталин», а этикет, которому следуют всем мире.

Правило №5: Про обувь: быть или не быть, разуваться или нет?

Вопрос отнюдь не праздный, а поистине сродни гамлетовскому. Очень часто русские гости грешат «советскими правилами хорошего тона». Не просите у хозяев дома тапочки, уверяя их в абсолютном отсутствии у вас грибковых заболеваний. Вас не поймут. Представьте, как комично вы будете выглядеть в красивом платье и домашних тапочках, позаимствованных у хозяйки, а ваш супруг в костюме, галстуке и носках потому, что тапочек его 46 размера не нашлось. Оставьте заботу о чистоте пола хозяйке дома: во Франции принято ходить дома в обуви - это не Япония.

Правило №6: За столом

Во Франции вы не увидите стол накрытый так, как в России: все виды салатов, нарезки мясные, рыбные, сырные, а затем первое, второе и «компот». Вам не поставят на стол все виды алкоголя одновременно.

До того, как вас пригласят за стол, вам предложат аперитив на выбор: Шампанское, виски, вино или безалкогольный напиток. Хозяйка дома также заблаговременно поинтересуется вашими вкусовыми пристрастиями во избежание конфуза (религия, аллергия и т.д.).

Рассаживание гостей

Еще один важный момент, который часто смущает наших соотечественников: вас пригласят за стол и хозяева вам укажут, где и с кем вы будите сидеть. Часто семейные пары рассаживают, чтобы у новоприбывших в кампанию тоже была возможность общаться, и кавалеры должны чередоваться с дамами. Кавалер ухаживает за дамой на протяжении всего вечера. Не пугайтесь, это - не клуб свингеров и адюльтера не последует.

Столовые приборы

На самом деле нет ни чего устрашающего в том количестве столовых приборов, которые вас будут ждать на столе. Блюда вам будут подавать в той последовательности, как это было предусмотрено хозяйкой дома. Поэтому, подсказка: первое блюдо, которое вам предложат отведать, вы можете спокойно есть приборами, лежащими с самого дальнего края от тарелки (нож- справа, вилка- слева). Вместе с использованной тарелкой заберут и нож с вилкой. Для дегустации нового блюда вы берете следующие вилку с ножом по тому же принципу.

  1. Тарелка для горячего
  2. Закусочная тарелка
  3. Тарелка для хлеба
  4. Закусочная вилка
  5. Вилка для рыбы
  6. Столовая вилка
  7. Столовый нож
  8. Нож для рыбы
  9. Закусочный нож
  10. Столовая ложка
  11. Нож для масла
  12. Десертная ложка
  13. Десертная вилка
  14. Бокал для воды
  15. Бокал для белого вина
  16. Бокал для красного вина

Фужеры и напитки

Вас так же может испугать количество фужеров, но не волнуйтесь - это забота хозяев дома. Для ужина могут выбрать один напиток, тогда все просто: хозяин вам его нальет в правильные фужеры, в зависимости от того, будет ли это бургундское вино, бордо или просто вода. Если вина в течение ужина меняют в зависимости от подаваемых блюд, то вам предложат либо допить остаток в вашем фужере, прежде чем наполнить его вином другого сорта, либо дадут новый чистый. Пожалуйста, не сопротивляйтесь, что мол и так сойдет, я дескать не притязательный. Этим вы можете обидеть хозяев: французы тщательно выбирают вино под каждое блюдо, случайностей здесь не бывает, а вам, как истинному ценителю, следует прочувствовать букет вина. И даже если вы пока « начинающий энолог», все равно, сделайте приятное хозяевам и восхититесь прекрасным выбором напитков.

Правило №7: Застольная беседа

Самое сложное, скажите вы? И да, и нет. Существует одно и очень простое правило: говорить только о том, что приятно соседям по столу. Погода и спорт - беспроигрышный вариант хорошего этикета, который выручал не одно торжество. Не стоит говорить о болезнях, смерти, физиологии, рассказывать хозяйке,как вы готовите угощения, и особенно, говорить о людях, которые не присутствуют за столом. И не забывайте - если вам задали вопрос, даже личный, сорокаминутной исповеди от вас не ждут!

Правило №8: Время не ждет

Десерт во Франции подают самостоятельно, без чая и кофе. До десерта вам могут предложить сырную тарелку. Горячие напитки предлагают чуть позже, а затем подают дижестив: кальвадос, коньяк, арманьяк предлагают выпить по рюмочке, что бы все съеденное улеглось, как следует. И это первый звоночек к тому, что пора бы и честь знать.

Вот, собственно, и все. Приятной дегустации - желать приятного аппетита французские правила этикета не рекомендуют, считая это недостаточно тонким - и не менее приятного общения!

Продолжу рассматривать актуальные и популярные ныне профессии, и темой сегодняшней публикации станет профессия психолог . Вы получите представление о том, кто такой психолог, чем он занимается, насколько перспективна эта профессия, какие плюсы и минусы несет в себе работа психолога , тем самым, сможете сделать вывод, интересно ли вам это, и стоит ли рассматривать профессию психолога для себя.

Итак, на сегодняшний день профессия психолог считается достаточно востребованной, популярной и, можно даже сказать, престижной. Причем, и на просторах постсоветского пространства, а что уж говорить о западных странах, где штатный психолог есть практически в каждой, даже некрупной, компании. Эти специалисты отвечают за поддержание благоприятного психологического климата в коллективе в целом и за психологическую поддержку каждого его сотрудника по-отдельности.

Что же представляет собой профессия психолог? Для начала, давайте разберемся, что такое психология. Древнегреческий термин “психология” складывается из двух слов и дословно означает “учение о душе”. То есть, психологи изучают человеческую душу и все моменты, так или иначе с ней связанные. Работа психолога заключается в том, чтобы изучить процессы и явления, происходящие в душе, то есть, в сознании человека и на основе этого помочь ему справиться с трудностями, дать советы и рекомендации по решению каких-то важных жизненных задач с минимальной нагрузкой на психику.

Что интересно, есть люди, которые до сих пор путают психолога с психотерапевтом или даже психиатром. Это совершенно разные профессии: две последних относятся к медицине, это врачебные специальности, предусматривающие знание человеческой анатомии и помогающие людям медицинскими средствами (мед. препараты, обследование, лечение и т.д.). Психология же – не медицинская, а гуманитарная специальность, требующая знаний человеческой психики и помогающая посредством бесед, советов и рекомендаций, никак не связанных с медициной.

Профессия психолог интересна не только как способ заработка, но и просто для общего развития, ведь она учит лучше разбираться в людях, в том числе и в себе самом.

Знание человеческой психологии будет вашим сильным преимуществом практически в любых жизненных сферах. Хорошие психологи имеют больше шансов в любом деле, чем те, кто не знаком с этой наукой.

Как стать психологом?

Обучение на психолога сегодня предлагают огромное количество ВУЗов, и если речь идет о платном образовании, то получение профессии психолога обходится недешево. Тем не менее, такие предложения являются лишь следствием повышенного спроса на эту специальность.

Чтобы стать психологом, можно получить профильное высшее образование, но если у вас есть огромный интерес к этой профессии, но нет возможности (например, уже есть диплом по другой специальности), можно довольствоваться какими-то обучающими семинарами и курсами, которых тоже сейчас предостаточно. Конечно же, надо понимать, что при трудоустройстве диплом ВУЗа будет иметь больше веса, чем свидетельство об окончании курсов психолога. Но даже “чисто для себя”, как я уже писал, хотя бы поверхностное знакомство с психологией уж точно не будет лишним, причем, получить нужные знания в этом случае можно даже бесплатно – на специализированных сайтах.

Также следует понимать, что для того, чтобы стать хорошим психологом, недостаточно просто пройти обучение. Здесь, как и в любой специальности, необходимо иметь своего рода талант, обладать определенными личностными качествами, которые я рассмотрю немного позже, ну и, конечно, опытом.

Работа психологом: куда пойти работать?

Теперь поговорим о том, куда можно пойти работать психологом, где нужны специалисты в области психологии. Основных сфер тут несколько:

  1. Детские и подростковые образовательные учреждения (детские сады, школы, институты, прочие учебные заведения);
  2. Центры реабилитации (для детей и подростков, для инвалидов, для жертв насилия, людей с алкогольной и наркотической зависимостью, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.);
  3. Силовые структуры (полиция, МЧС, воинские части и т.д.);
  4. Крупные предприятия, корпорации (банки, заводы, сети ритейлеров и т.д.);
  5. Частная практика .

Проще всего устроиться на работу психологом в первые 2 сферы – там такие работники всегда востребованы, но хорошо зарабатывать в этом случае не получится – оклады невелики. Третий вариант – уже более высокооплачиваемый. Четвертый – еще более, и в этом случае работа психолога отличается от традиционных первых вариантов. На предприятиях психологи часто выполняют роль специалистов по подбору и обучению персонала.

Конечно же, чаще всего люди хотят освоить профессию психолог из-за 5 варианта ее применения – занятия частной практикой. Но здесь все не так просто: к человеку без опыта вряд ли кто-то пойдет на платный прием, поэтому оптимальный вариант – сначала поработать на какую-то компанию, набраться опыта, а затем уже стать частным психологом. Этот вариант не только наиболее перспективен в плане заработка, но и, наверное, самый интересный – работа уж точно не будет обыденной и монотонной.

Часто бывает, что профессиональные психологи совмещают частную практику и работу, допустим, на каком-то частном или государственном предприятии.

Работа психологом: плюсы и минусы.

Теперь давайте рассмотрим основные плюсы и минусы работы психолога, в которой, как и в любом деле можно найти две противоположные стороны.

Работа психологом: плюсы.

  1. Психологи помогают людям. А ощущать, что ты приносишь кому-то пользу, а часто – весьма существенную, всегда приятно. Психологи предотвращают необдуманные поступки, даже такие серьезные, как например, самоубийства, помогают людям с проблемами в семье сохранить брак, способствуют выводу человека из депрессии, разрешению разного рода проблемных и конфликтных ситуация. И все это очень сильно мотивирует к работе психологом.
  2. Психологи помогают себе. Как я уже говорил, профессия психолог дает немало преимуществ и ее “владельцу”. Потому что он лучше знает, как оказать профессиональную психологическую помощь не только другим, но и себе, своим близким и родственникам. И это очень важные навыки и умения в современном мире, который полон конфликтов и . Кстати, нередко учиться на психолога идут именно люди, сами страдающие от психологических проблем, например, склонные к депрессии.
  3. Познание человеческой души. Возможно, это слишком громкие слова, тем не менее, “копаться” в сознании и мыслях других людей и направлять эти мысли в нужное русло всегда интересно. Это некое таинство, недоступное большинству окружающих, открывается именно перед психологами, которые способны проникнуть в самую глубину человеческого подсознания, увидеть то, что не видят другие.

Работа психологом: минусы.

  1. Эмоциональное выгорание. Работа психолога предполагает постоянное общение с самыми разными людьми, в т.ч. “неблагополучными”, вникание в серьезные, а иногда – просто страшные конфликтные ситуации и проблемы. При всем этом он должен оставаться относительно хладнокровным, а на это способен не каждый. Поэтому, перед тем, как стать психологом, подумайте: а сможете ли вы ежедневно все это выдерживать? Ведь так человек может постепенно прийти к т.н. “эмоциональному выгоранию”, то есть, потеряет способность чувствовать. Кстати, с такой же проблемой нередко сталкиваются и .
  2. Огромная ответственность. Психологу так же непозволительно ошибаться, как и, например, врачу, поскольку от его работы тоже может зависеть жизнь человека, даже в самом прямом смысле. А работа психолога часто бывает непростой, особенно поначалу, при отсутствии опыта, молодой специалист не всегда уверен в своих решениях и выводах. Но права на ошибку он при этом не имеет.
  3. Постоянная “внеурочная работа”. Если вы станете психологом, будьте готовы к тому, что к вам за советами начнут обращаться все друзья, коллеги и даже малознакомые люди: “О, вот ты же психолог – помоги…”. Причем, естественно, рассчитывая на бесплатную помощь из гуманных соображений. И у них даже в мыслях не будет, что вы уже вдоволь “напомогались” на работе, и что услуги психолога вообще-то платные.

Кому подойдет работа психологом?

И в заключение рассмотрим, какими качествами должен обладать человек, для того чтобы стать психологом и успешно развиваться в этом направлении. Перечислю наиболее важные.

  • Любовь к людям (просто необходимо, без этого качества не стоит выбирать профессию психолог);
  • Высокая степень ответственности (как я уже писал, от работы психолога может зависеть даже человеческая жизнь);
  • Высокая стрессоустойчивость (само собой, что психолог сам не должен впадать в стресс и давать волю эмоциям, с чем бы ему не пришлось столкнуться в работе);
  • Коммуникабельность (работа психолога, прежде всего, заключается в общении, психолог должен быть тактичен, деликатен, должен уметь находить общий язык с самыми разными людьми).

Вряд ли получится стать хорошим психологом у того, кто желает освоить эту профессию только ради денег и высокого заработка. Потому что у таких людей не будет хороших результатов работы, хорошей репутации, а следовательно – и хороших доходов. Все таки психолог – это, прежде всего, призвание, желание помогать людям, а заработок здесь – уже второстепенный момент.

Теперь вы знаете, что представляет собой профессия психолог, как стать психологом, какими качествами для этого нужно обладать, в чем заключается работа психолога, каковы ее основные плюсы и минусы. Если вас заинтересовало это направление деятельности, то есть смысл изучать его более подробно на специализированных сайтах.

А у меня на эту тему все. Желаю всем интересной работы и хороших заработков! До новых встреч на !

О радостях и трудностях профессии психолога. Рассказываем от первого лица.

Напомним, психология - есть наука, исследующая скрытые для внешнего наблюдения процессы, дабы найти закономерности и объяснить поведение людей и животных, в том числе в образованных ими группах.

Звучит по-шамански, однако научная психология постоянно использует естественнонаучные методики. В университете встречайте экологию, антропологию, физиологию и даже королеву всех наук - математику. Так что придётся не только болтать, но и делом заниматься

Для того чтобы успешно работать психологом вам потребуется богатый опыт, хотя бы книжный, и разностороннее мышление, умение отталкиваться от разных точек зрения. Таким образом, придётся читать невероятно много. Причём, это будут довольно нудные и трудные для понимания вещи. Запаситесь любознательностью и терпением.

Зачастую, в психологи идут люди которые сами столкнулись с какими-то личными проблемами. Изгои, искатели смысла жизни, жертвы несчастной любви, люди с трудным детством… Здорово, что вы хотите решить свои проблемы по-настоящему, глубоко осмыслив и осознав их, а не попросту заливая их алкоголем или утопая в хобби. Если у вас получится, то вы станете великолепным психологом в той эмоциональной сфере в которой сами пострадали. Поэтому не стесняйтесь идти в институт со своими проблемами, но никогда не консультируйте людей пока не разберетесь в себе .

Предположим, все трудности связанные с обучением в ВУЗе пройдены. Вы были прилежным студентом, имеете неплохое представление о психологии и побороли собственные негативные установки. Давайте посмотрим какие плюсы и минусы профессии психолога вы имеете на данном этапе развития.

Положительные факторы: у вас развитое воображение и многогранное мышление; полученные знания не висят мертвым грузом на шее (не в пример многим другим наукам), а помогают вам в любой жизненной ситуации.

Отрицательных факторов , на данном этапе, может и не быть. Для этого не засиживайтесь бесконечно за книгами, берегите здоровье и развивайте навыки коммуникации.

После ВУЗа вам, скорее всего, придётся попотеть в больницах, детских садах и прочих бюджетных учреждениях. Сплошное страдание, особенно для тех кто не жалует детей. Но это важный этап карьеры психолога, делающий его более терпимым. Если в результате такой практики вы наоборот стали более раздражительным по отношению к людям, то профессия психолога вам не подходит, по крайней мере на текущий момент - вам необходимо поработать над своим характером.

Наконец, пройдя через огонь, воду и медные трубы, вы приступаете к частным консультациям. Вот здесь-то у вас и возникнет вопрос: «А куда я попал?»

Невозможно решить чью-то проблему, вы можете только дать подходящий человеку ключ. Но люди ждут волшебства, а сами ничего делать не желают. Благодарных клиентов единицы. Те, кому вы помогли редко будут открыто рассказывать об этом другим. Гораздо больше тех, кто в случае неудачи скажет о вас много «хорошего». Если у вас достаточно развито сопереживание, то всю ночь вы можете мучится снами о чужих проблемах. С опытом это, конечно, пройдёт. Для решения проблем клиентов вам не хватает опыта и знаний, а значит учится вы не прекращаете, пожалуй, психолог перестаёт учится только когда умрёт и то не факт И многое многое другое. Однако есть и положительные моменты, они достаточно очевидны.

В заключение статьи, составим список плюсов и минусов профессии психолога:

Положительные моменты:

  1. Универсальное, многообразное, неординарное, нестереотипное мышление.
  2. Открытое отношение к жизни и новому опыту.
  3. Эмоциональная чуткость, вкупе с эмоциональной устойчивостью и абстрагированностью.
  4. Умение избавляться от собственных психологических проблем.
  5. Постоянное саморазвитие и обучение.
  6. Удовлетворение от помощи людям.
  7. Достойная оплата труда.

Отрицательные моменты:

  1. Эмоциональное выгорание.
  2. Чужие проблемы постоянно крутят вокруг вас хоровод.
  3. Неблагодарные клиенты.
  4. Необходимость постоянно примерять на себя мировоззрение других людей.
  5. Риск неправильно истолковать жалобы клиента и навредить ему.
  6. Необходимость постоянно развиваться и учиться.

Радует, что многие трудности, с опытом переходят в разряд плюсов.