Русско абхазская война. Грузино-абхазская война (1992–1993 гг.). Попытки выхода из гсср

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« А эту статью мне комментировать не разрешили, потому что я некошерный. То есть нехаляльный. В общем, намекнули, что я оскорблю чувства верующих, хотя, по-моему, это жуткое свинство »

Очень краткая история ислама

Ислам - самая молодая из трех авра­амических религий, появившаяся на полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже хрис­тианства. Эта религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).

Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал, зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене с любовь­ю и почтением.

Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета (благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам и надиктовывал секретарям - так был создан Коран. Сограждане, естественно, сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг себя достаточно сторонников.

Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало. Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд, и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов. При этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно. Но Мохаммед оказался самым красно­речивым, настойчивым и талантливым. После ряда кровавых стычек с мекканцами он вернулся в город победителем, пустил под нож всех хулителей (особенно он не любил злословящих его поэтов), окружил себя толпой фанатично преданных сторонников, женился на девяти (по другим сведениям - на 11, 18 и даже 25) женщинах и девушках из самых влиятельных кланов и принялся строить новое общество. Он правил, истреб­ляя врагов и радуя сограждан все новыми предписаниями и законами, которые представляли собой причудливое сочетание традиционных арабских норм, законов Моисея, требований здравомыслия и личных предпочтений пророка (например, он был невероятно брезглив и чистоплотен, так что личная гигиена стала одной из важнейших составляющих ислама). В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была добавлена Сунна - воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.


В данный момент в мире проживает примерно полтора миллиарда мусульман.


Является ли ислам только религией


Ислам - это комплекс представлений о мире, государственном и социальном устройстве, юридическая система и справочник этических норм. Ни одна религия в мире, даже христианство, никогда не регулировала так мощно общественную жизнь и государственную систему. Поэтому противники ислама всегда указывают на его опасную особенность - неготовность оставаться чистой верой, бесплотной идеей, которая может прижиться в любой среде и приспособиться под нее. К сожалению, любой настоящий мусульманин должен соглашаться с тем, что наиболее правильный образ жизни в любые времена - уклад полукочевых арабов VII века, так как никаких модернизаций и реформаций в исламе не предусмотрено: Коран и Сунна даны один раз и навсегда, их можно пытаться толковать на новый лад, но нельзя с ними спорить.

«Боже мой, какая дикость!» - говорит цивилизованный мир, глядя, как в Пакистане разбивают черепа грешниц камнями, а в Саудовской Аравии забивают палками комнатных собачек.

«А не вам решать, что дико, а что нет», - говорит исламский мир, тщательно умывая руки.

У них есть Книга, у них есть закон, а у нас - только благие намерения. И если в законе сказано, что любой, кто распространяет хулу на ислам, должен умереть, то европейской цивилизации остается только хоронить Тео ван Гогов и прятать Салманов Рушди, осуждать датских карикатуристов и посылать жалобные петиции в Иран о том, как плохо вешать маленьких детей на подъемных кранах.

Умеренного мусульманина быть не может. Если он умеренный - он не мусульманин. Тот, кто отказывается бросать камни в прелюбодейку, нарушает прямой приказ пророка, а не стоит забывать, что «ислам» означает «повиновение».


Что нельзя мусульманину


1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц


Всю прочую живность есть можно, но только при условии, что ее не убили током или дубиной, а закололи, произнося при этом имя Аллаха. Но имеется оговорка: на человеке нет греха, если он не знает, что случайно съел не положенное ему или неправильно убитое животное. Существует специальный хадис аль-Бухари, который говорит, что мусульманин не должен спрашивать иноверцев о происхождении поданного ему мяса, достаточно просто прошептать про себя «бисмилляхи» и есть что угодно со спокойной совестью. Поэтому, если у тебя за столом сидит мусульманин, не надо, даже из самых лучших чувств, с воплем «Вам это нельзя! Там свинья!» выдирать у него изо рта колбасу или холодец. После такого информирования он уже будет вынужден питаться исключительно всякой редиской, укоризненно глядя на тебя.


2. Пить вино

Мохаммед не сразу сообщил соотечественникам о полном запрете вина. В начале своей творческой деятельности в ранних сурах он лишь намекал на нежелательность его потребления. Но, утвердившись в Медине, он уже в полный голос обозвал любые опьяняющие напитки «мерзостью из деяний шайтана» и наложил на них абсолютный запрет. Известно его высказывание о том, что первая капля вина губит человека, и долгое время мусульманские алкоголики валяли ваньку, демонстративно выливая первую кап­лю вина из чарки и со спокойной душой потребляя все оставшееся. Но богословы средних веков осудили этот обычай. Сейчас в большинстве мусульманских стран продажа и потребление спиртного полностью запрещены. Наркотики, как относящиеся к «опьяняющему», тоже.


3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.


4. Посещать общественную баню и носить шорты

Не только женское, но и мужское тело (правда, всего лишь от пупка до коленей) считается «авратом» - запретным для других, если только этот человек не твой кровный родственник. Смотреть на эту непристойность нельзя категорически, и нужно самому прятать подпупочный срам от посторонних глаз.


5. Держать дома собак

Их слюна, шерсть и отпечатки лап признаются нечистыми, оскверняющими и человека, и одежду. Так как каждый мусульманин обязан пять раз в день молиться, пребывая в «неоскверненном» виде, собака дома, естественно, свидетельствует о том, что ее хозяином может быть только безбожником, чьи молитвы недействительны: ведь микрочастиц слюны и шерсти невозможно избежать. Поэтому в шариатских странах за содержание дома собак вполне можно оказаться в тюрьме по обвинению в «оскорблении ислама». В Иране и Саудовской Аравии, например, регулярно проводят рейды по отлову тайных собачников. А в Великобритании полицейским собакам приходится надевать резиновые сапоги, если их работа требуется для осмотра мечетей или мусульманских квартир.


6. Жениться на язычницах

Желательно жениться на мусульманке, но мужчинам браки разрешаются также с представительницами «людей Книги», то есть с иудейками и христианками (женщина-мусульманка может выйти только за мусульманина). Атеистки и язычницы женами мусульманина стать не могут.


7. Играть в азартные игры

Они также являются сатанинской мерзостью, оскорбляющей ислам. При этом речь идет не только об игре на деньги (естественно, всякие казино и лотереи в исламских странах запрещены категорически). Часто на анализ к законникам попадают и игры, в которые можно играть без денег, - например, нарды или шахматы. По их поводу до сих пор ломают копья, пока же в большинстве стран они не запрещены - при условии, что играющие не опаздывают на намаз, «не слишком сильно горячатся при игре» и не играют во время священного месяца поста - Рамадана.


8. Давать деньги в долг под процент


На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.


9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

В Сунне приводятся слова пророка о том, что шелк, серебро и золото есть «харам» (запрещенное) для мужчин его уммы (женщинам эти излишества позволены при условии, что они не будут «смущать ими посторонних»). Перстни и кольца мусульманин может носить только стальные, золотыми и серебряными зажигалками и ручками он также не имеет права пользоваться.


10. Выщипывать брови

Более того, «та, которая это попробует» должна быть подвергнута строгому «увещеванию» со стороны мужа.


11. Не брить подмышки

А вот подмышки и лобок обязательно нужно брить (или эпилировать) не реже чем раз в сорок дней - как мужчине, так и женщине. А кто этого не делает, тот большой грешник.


12. Изображать людей

Изображение «идолов» у всех семитов рассматривалось как деяние кощунственное, так как, во-первых, человек таким образом пытается корчить из себя бога, а во-вторых, наверняка потом еще молиться этой гадости начнет - иначе к чему было ее лепить? Мохаммед настойчиво требовал, чтобы всем статуям, полученным с военной добычей, непременно отрубали головы. Так что скульп­турное искусство, понятное дело, не прижилось на арабских территориях. За одним-единственным исключением: Мохаммед разрешил мусульманским детям играть игрушками, похожими на людей и животных (и тут маленьким мусульманам повезло куда больше, чем маленьким иудеям, которые этого удовольствия лишены). Спасибо за это нужно сказать девятилетней жене пророка Айше, которая переехала в дом своего пожилого мужа вместе со всеми своими куклами и «конем с крыльями», который особенно умилял Мохаммеда. А вот с живописью все обстоит сложнее. Категорически запрещены портреты реальных людей, исторических лиц, а также живопись «с тенями», которая создает рель­ефное подобие реальности. Плоские изображения воображаемых людей более терпимы, животных - разрешены, но не слишком желательны, а пейзажи, растительность и геометрические орнаменты можно рисовать без каких-либо ограничений.


13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой - ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.


14. Усыновлять детей

Чем ислам отличается от христианства

Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык.

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане - в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может - только рабы, коими все мы и являемся.

3. Идея первородного греха, на которой практически основано христианство, глубоко чужда мусульманам. Все мы, с их точки зрения, созданы вполне себе белыми и пушистыми и «портимся» уже самостоятельно по мере взросления - кто во что горазд.


Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб - весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание - при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.


И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам - религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека - от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

В шариате есть такое понятие, как «худуд». Это наказания за преступления против нравственности, общественного порядка и за невыполнение религиозных обязанностей. Нарушение любого из указанных выше запретов и сотни других подобных - это всегда повод для худуда в зависимости от рвения религиозных властей и судов в том городе, где человек проживает.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.


Исламский раскол

Думать, что все мусульмане - горячие единомышленники, не стоит. Как любой организм, ислам все же пускает веточки (пусть ему и запрещено развиваться), две из которых уже столь мощные, что поделили мусульманский мир на непримиримые части: суннитов и шиитов.

Суннитами являются девять из десяти мусульман. Их основное отличие от шиитов заключается в том, что они не верят в духовное превосходство имамов - потомков Мохаммеда, представителей его рода. Также они не признают особого положения священнослужителей, ограничивают юридические права богословов и являются гораздо более ортодоксальными мусульманами, чем шииты, предпочитая в любых решениях следовать предписаниям Мохаммеда и не слишком полагаясь на собственные умозаключения.

Шииты же считают, что духовными лидерами уммы (мусульманской общины) по божественному праву наследования могут быть только имамы - потомки кузена Мохаммеда, Абуталиба. При этом они гораздо менее ортодоксальны, чем сунниты, решения современных имамов у шиитов могут практически противоречить предписаниям Корана и Сунны. Большинство шиитов проживает в Иране, Азербайджане, Ираке, Ливане и Йемене.

Женщины в исламе


С каким бы умилением ни писали на исламских сайтах о «наших благородных подругах», «прекрасных женах» и «нежных сестрах», но даже поверхностное знакомство с исламскими законами о женщинах не оставляет камня на камне от веры в то, что в исламе женщина хоть в чем-то равна мужчине.

01

Девочка получает меньшее наследство от своих родителей, чем мальчик.


02

Девочку можно выдавать замуж в девять лет (хотя под давлением общественности во многих мусульманских странах брачный возраст потихоньку повышают). В девять же лет ее можно сажать в тюрьму и казнить за преступления против нравственности. Мальчик юридически считается ребенком до достижения им пятнадцати лет.

03

Жена не имеет права поднимать руку на мужа, а муж имеет право бить свою жену (но не нанося удары по лицу и не слишком жестоко, так, чтобы не осталось шрамов, - это дословное указание пророка).

04

Женщина не имеет права выходить на улицу без разрешения мужа, отца или опекуна. Также без их разрешения она не имеет права работать или учиться.

05

Женщина не имеет права принимать у себя дома гостей без разрешения мужа (даже если это ее родители).

06

Жена не имеет права отказывать своему мужу в близости. Муж, если сердится на жену, имеет право «отлучать ее от постели».

07

Мужчина может иметь до четырех жен и, кроме того, наложниц из числа своих слуг. Женщина может иметь только одного мужа.

Что же касается того, что за преступления против нравственности чаще казнят женщин, то тут нужно понимать нюансы шариатской юстиции. Дело в том, что пророк дал сразу несколько указаний относительно прелюбодеев. В одном случае он просто предлагал держать их под домашним арестом. Во втором - говорил, что сто плетей будет достаточным наказанием для грешников. Но существует хадис, в котором рассказывается, как Мохаммед приказал закопать мужчину и женщину, покаявшихся в прелюбодеянии, и побить их камнями. Это расхождение много веков занимает умы исламских богословов, и в разных странах существуют разные наказания: где-то казнят лишь замужних прелюбодеек и их любовников, где-то - и незамужних. Но дело в том, что для осуждения подозреваемого в этом преступ­лении требуются четыре свидетеля, которые подтвердили бы, что своими глазами видели прелюбодеяние. Поскольку при таком количестве свидетелей прелюбодействуют редко, мужчине достаточно просто не признаваться в том, что он занимался незаконным сексом. И пусть даже женщина указывает на него, суд не примет ее показания во внимание. Женщинам же запирательство не помогает: слишком часто их выдают физиологические особенности организма - отсутствие девственной плевы или беременность у незамужней.

Шариат повелевает уважать человека уже потому, что он – создание Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. Кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он – не человек?!».

Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к иноверцам.

«Аллах не запрещает вам проявлять добродетель и справедливость к тем, кто против веры вашей с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Бог любит справедливых!» (Коран, 60, 8).

Таким образом, шариат утверждает не только веротерпимость, но и справедливость как социально-нравственный принцип, лежащий в основе поведения каждого мусульманина.

Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!».Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) доверял своему дяде-язычнику важнейшие вопросы, связанные с безопасностью, а во время хиджры из Мекки в Медину взял себе проводником Абдуллу Ибн Урайкита – язычника. Сафван ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка, будучи идолопоклонником.

Таким образом, приверженность другой вере не является препятствием для взаимодействия мусульман с немусульманами во всех вопросах, кроме собственно религиозных вопросов.

В суре «аль-Мумтахана» говорится:

«Аллах, быть может, между вами и теми, кто сейчас враждует против вас, любовь и дружбу утвердит – Аллах поистине всесилен, Он милостив и всепрощающ!» (Коран, 60: 7-8).

В суре «ат-Тауба», аят 6, говорится:

«А если кто-нибудь из многобожников убежища попросит у тебя, то дай ему приют, чтоб он имел возможность в нем услышать слово Божье. Потом сопроводи его в то место, что будет безопасным для него. Так должно быть - они ведь те, кто никаких познаний не имеет».

Шариат утверждает, что совместное проживание и общее гражданство не свидетельствуют об уподоблении или следовании вере немусульман. Имам Шафии на примере истории с Ибн Бальтаа разъяснил: «Если нарушение не было из-за веры, то не является куфром». Каждый остается со своей религией, но все служат на благо общей Родины.

Согласно истории Худейка, пришел однажды к Пророку мужчина по имени Худейк. Этот человек давно принял ислам, но остался жить в своем народе среди многобожников. А его народ любил его. Они сказали ему: «Следуй своей религии». Он рассказал об этом Пророку (мир с ним и благословение Аллаха) и спросил: «Переселиться к тебе и оставить свой народ?» тот ответил: «О Худейк, выполняй молитву, выплачивай закят и живи на земле, где пожелаешь, и оставь людей на том, на чем они стоят».

То есть, сам соблюдай религию (не пей вино, не ешь свинину, не прелюбодействуй, не совершай другого греха, ведь к этому тебя никто не принуждает) и живи на своей Родине. Будь для окружающих хорошим примером, и их сердца потянутся к тебе.

Договор, заключенный Пророком Мухаммадом (мир с ним и благословение Аллаха) в Медине, который считается первой конституцией в истории Ислама, стал основой для совместного сосуществования в едином государстве мусульман, евреев и многобожников из числа ансаров, которые не приняли ислам.

Аллах запретил унижать святыни других религий: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству».

Человек не может быть идеальным, но он будучи верующим, всегда должен стремиться к совершенству. Совершенный мусульманин, во-первых, это тот, кто имеет совершенные отношения со Своим Создателем. Тогда он способен выстраивать хорошие отношения с окружающими, как мусульманами, так и нет, нести и вести себя подобающим образом. И это дополняется со знанием его роли в системе – как части общества и страны.

Мы знаем, что ислам – религия мира, добра и умеренности. Но не всегда нам предоставляется возможным также обобщить основные черты мусульманина. Какими качествами должен обладать каждый верующий без исключения в разных сферах жизни можно обобщить следующим образом:

  1. Обдуманность и осознанность во всем. Мусульманин должен думать о том, что он говорит, делает и даже думает, и о том к каким последствиям это может принести и действовать, исходя из благих намерений.
  2. Доброта и мягкость. Аллах добр и милостив по отношению к своим творениям, и мы не в силах не проявлять то, что проявляет по отношению к нам наш Создатель.
  3. Чистота. Предписание ислама заявляет о том, что мусульманин должен соблюдать чистоту своего тела, места и одеяния.
  4. Красота, аккуратность и порядок – качества, которые должен соблюдать мусульманин при возможности.
  5. Согласно исламу, благое дело, совершенное благим намерение украшает этот поступок, показушность разрушает его красоту.
  6. Все деяния мусульманина должно проявлять его смиренность, а не высокомерие.
  7. Верующему предписано избегать любое деяние, которое может принести вред ему или другому человеку физически и морально.
  8. Для мусульманина предпочтительно молчать, чем говорить плохое.
  9. Мусульманин должен относиться к другим так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. И желать другим того, что он желает себе.
  10. Верующий не должен просить другого делать то, чего он бы не сделал сам.
  11. Мусульманину запрещены излишества и чрезмерность.
  12. Несмотря на то, что чрезмерность запрещена, это не значит, что мусульманин не должен стремиться к зарабатыванию денег и удовольствиям этой жизни, но только к дозволенным.
  13. Проявление щедрости также качество истинного мусульманина. Скупость и жадность – не от ислама.
  14. Благодарность Аллаху, что бы не постигло мусульманина.
  15. Проявление терпения – качество верующего, ведь оно означает предоставление себя Всевышнему и принятие Его воли.
  16. Во всех сферах жизни верующий должен быть скромен и естественен.
  17. Мусульманин должен быть независимым и самодостаточным и уповать только на Всевышнего Аллаха.
  18. Довольство и сила. Мусульманин не проявляет недовольство, в независимости от того, в каких трудностях и испытаниях оказался и проявляет стойкость духа и силу характера.
  19. Дисциплина, которая ведет к балансу и гармонии в жизни.
  20. Гибкость и терпимость также являются характеристиками адаб аль-ислама. Мусульманин мягок и тактичен, не навязчив и не позволяет себе осуждать и оскорблять других людей.

Грузино-абха́зская война́ (1992-1993) (в абхазских источниках часто употребляется термин Оте́чественная война́ наро́да Абха́зии) - вооружённый конфликт в Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.

Предыстория конфликта

Одновременно с распадом СССР политические конфликты в Грузии перешли в фазу открытого вооружённого противостояния как между Грузией и автономиями (Абхазия, Южная Осетия), так и внутри Грузии как таковой.

9 апреля 1991 года Грузия под руководством президента Звиада Гамсахурдиа провозгласила свою независимость.

В январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооружённым путём, и победители (Джаба Иоселиани, Тенгиз Китовани, Тенгиз Сигуа) пригласили Эдуарда Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции страны и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года. Декларацией было объявлено, что власти Грузии признают верховенство международных правовых актов и Конституцию 1921 года без изменения ныне существующих границ и национально-государственного устройства (Абхазия и Аджария) Республики Грузия. Госсовет - временный парламент своим постановлением от 24 февраля 1992 г. постановил, что до приведения действующего законодательства в соответствие с принципами Конституции Грузии на территории страны действует существующее законодательство.

Вернувшись в Грузию в марте 1992 года, Шеварднадзе возглавил Государственный Совет, сформированный руководителями переворота против Гамсахурдиа. Госсовет контролировал большую часть территории Грузии, за исключением Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Одновременно продолжалась гражданская война в Мегрелии, на родине предков Гамсахурдиа, где верные ему силы удерживали город Зугдиди.

Общественность Абхазии искала пути стабилизации обстановки, которая особо обострилась из-за переворота в Тбилиси и разногласий между грузинской и абхазской фракциями в ВС Абхазии. 9 мая 1992 года в Сухуме был создан Совет национального единства Абхазии, в которую вошли представители политических организаций, трудовых коллективов, интеллигенции и т. д. Совет призывал многонациональное население республики воспрепятствовать нарушению Конституции автономии, узурпации власти и беззаконию, к объединению всех демократических сил для предотвращения эскалации межнационального противостояния.

23 июня 1992 года ВС Абхазии аннулировал Конституцию 1978 года и восстановил Конституцию 1925 года. При этом была нарушена 162-я статья Конституции 1978 года и решение принималось без квалифицированного большинства - на заседании не присутствовала грузинская фракция «Демократическая Абхазия». Надо отметить, что указанная Конституция была принята в 1925 г. на съезде Советов Абхазии, но со следующим примечанием: «Проект, представленный съезду, привести в соответствие с Конституциями Грузии и Закавказской Федерации». А главное, Конституция Абхазии 1925 года не была опубликована в печати, в связи с чем она не приобрела силу закона.

24 июня 1992 г. по решению Президиума ВС Абхазии в Сухуми ввели боевые машины, были взяты под контроль здания ВС и Совета министров, центральные магистрали, улицы и площади города. Подобная активность вооружённых формирований наблюдалась по всей территории автономии. В Гудаутский район ввели части добровольцев, которыми командовала Конфедерация горских народов Кавказа, а в Цхинвал отправились «абхазские добровольцы» (Лабиринт Абхазии).

25 июля 1992 г. Госсовет Грузии отменил постановление властей Абхазии о восстановлении Конституции 1925 года. В Сухуми этот шаг оценили негативно, и депутат З.Ачба заявил, что по причине нелегитимности Госсовета документ не имеет законной силы.

К лету 1992 года Шеварднадзе сумел мирно урегулировать южно-осетинскую проблему, договорившись с Россией о вводе миротворческих сил в этот регион. В миротворческой операции участвовал Сухумский батальон ВС Грузии. В эту операцию были приглашены и абхазские военные формирования, однако руководство республики отказалось.

По решению Госсовета Грузии 14 августа 1992 г. в Абхазию направляются полицейские части - Сухумский батальон (который возвращался из Цхинвала) и отряд ГУВД Тбилиси под командованием Д. Зеикидзе. Об этом заранее было информировано руководство Абхазии, и эта операция планировалась с целью наведения порядка на транспортных коммуникациях.

Грузинские войска входят в Абхазию

С Абхазией грузинским властям отношения наладить не удалось. Абхазское руководство использовало отмену Конституции Грузии 1978 г. и восстановление Конституции 1921 года и объявило это как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, хотя в соответствующем постановлении чётко было зафиксировано, что Абхазия сохраняет прежнее национально-государственное устройство и статус Абхазской АССР. Однако, 23 июля 1992 год Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов-грузин) с нарушением 162 статьи Конституции Абхазской АССР без квалифицированного большинства восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством в составе Грузинской ССР. Верховный совет разделился на две части - абхазскую и грузинскую.

В Тбилиси 10 августа 1992 года было принято решение о вводе войск в автономию. Официальной причиной была названа необходимость охраны железной дороги, использовавшейся в качестве единственного маршрута транспортировки грузов из России в Армению, уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном. Министру обороны Грузии Т.Китовани было поручено согласовать это решение Госсовета с Владиславом Ардзинба, который до этого уже имел телефонный разговор с Эдуардом Шеварднадзе.

По всей видимости, Шеварднадзе не в состоянии был контролировать действия вооружённых отрядов, подчиняющихся его партнёрам по власти, и 14 августа 1992, в самый разгар курортного сезона, отряды Национальной гвардии Грузии под командованием Тенгиза Китовани под предлогом охраны железной дороги вторглась на территорию Абхазии. В этот день Парламент Абхазии собирался предложить Грузии федеративные отношения. Данная военная акция по своей сути напоминала интервенционистскую акцию грузинского генерала Мазниева в июне 1918 года. В оккупации Абхазии участвовали до двух тысяч грузинских «гвардейцев», 58 единиц бронетехники, большое количество артиллерии (в том числе реактивных установок «Град» и «Ураган»). План оккупации Абхазии под кодовым названием «Меч» был осуществлен через две недели после принятия Грузии в ООН. Об этом плане Э. Шеварднадзе знали определенные высшие круги ельцинской России, которые способствовали вооружению Грузии, выделив ей на него квоты.

Первое столкновение произошло в Очамчирском районе. Грузинская гвардия 18 августа не входила в Сухум. В этот период велись интенсивные переговоры, в которых принимали участие лидеры обеих сторон, однако положительного результата не удалось достичь. Первое столкновение в Сухуме произошло в районе Красного моста с местным грузинским отрядом «Мхедриони». Появились погибшие с обеих сторон. Абхазские вооружённые формирования оказали сопротивление, но отряды Национальной гвардии, после ухода абхазских формировании из города, продвинулись до р. Гумиста, а впоследствии заняли Гагру. Всё вооружение абхазской армии состояло из стрелкового оружия, самодельных броневиков и старых градобойных пушек.

Правительство Абхазии во главе с председателем Верховного Совета Владиславом Ардзинба перебазировалось в Гудаутский район. Здесь абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами из Северного Кавказа, в том числе со стороны Конфедерации горских народов Кавказа, заявившей о готовности чеченцев и этнически родственных абхазам адыгов выступить против грузин. Во главе отряда чеченских добровольцев был Шамиль Басаев. В Абхазии Басаев хорошо проявил себя во время боёв с грузинскими частями, был назначен командующим Гагрским фронтом, командующим корпусом войск КНК, заместителем министра обороны Абхазии, советником главнокомандующего вооружёнными силами Абхазии. В боях в Абхазии огромную роль сыграли адыгские добровольцы во главе с генералом Сосналиевым. Он был удостоен звания «герой Абхазии». Сосналиев занял пост министра обороны Абхазии, получил звание генерала Абхазской армии. Отправку добровольцев в Абхазию взял на себя Конгресс кабардинского народа, Адыгэ Хасэ Адыгеи, Чеченский конгресс, КНК. Президент КНК Шанибов был лидером добровольцев.

Создание, подготовка, вооружение и отправка в Абхазию ополченческих формирований не могли оставаться незамеченными российскими властями, однако российское руководство предпочло не вмешиваться.

Заместителем губернатора Краснодарского края Травниковым А. И. с целью прекращения бегства из Абхазии в Краснодарский край и стабилизации обстановки с беженцами был отдан приказ о закрытии государственной и административной границы России с Абхазией, а добровольцам (имевшим опыт боевых действий) и казакам-кубанцам (походный атаман ККВ А. Прохода) из Приднестровья была обеспечена переброска в Абхазию.

В августе 1992 года подразделениями ГКЧС России под руководством Сергея Шойгу и Юрия Воробьева была организованы доставка медикаментов и продовольствия мирному населению. С 18 по 21 августа морским путем силами ГКЧС из зоны конфликта в Абхазии было эвакуировано 15 тысяч человек.

Контрнаступление абхазских вооружённых сил

По словам тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, Борис Ельцин в телефонном разговоре с ним изъявил желание помочь решить грузино-абхазский конфликт мирным путём. В результате отрядам национальной гвардии был отдан приказ прекратить наступление. Наступление было прекращено после неудавшейся атаки грузин на село Н. Эшера 31 августа 1992 года. Многие в Грузии до сих пор считают это решение Шеварднадзе предательством. При этом следует отметить, что в ходе конфликта грузинские вооруженные формирования неоднократно пытались прорвать линию фронта вдоль реки Гумиста, а также захватить осажденный в восточной части Абхазии шахтерский город Ткуарчал, однако, встретив яростное сопротивление, вынуждены были отступать на прежние позиции. Организаторами обороны, а затем прорыва ткварчельской блокады стали будущие Герои Абхазии генерал-полковник Мераб Кишмария и его заместитель Геннадий Никитченко.

К октябрю 1992 года, используя захваченное в боях и на российской военной базе в городе Гудауте оружие, абхазы перешли к наступательным действиям. Был отбит город Гагра. Грузинские источники отмечают роль так называемого «абхазского батальона» под командованием Шамиля Басаева. Грузинским военным комендантом Гагры в это время был протеже Э.Шеварднадзе, молодой генерал Гия Каркарашвили, который прославился тем, что, выступая с телеобращением к продолжающим сопротивление абхазским силам, пообещал в случае сопротивления войскам Госсовета, поголовное уничтожение всех этнических абхазов, проживающих на территории Абхазии. Взяв Гагру, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа и стали готовиться к наступлению на Сухум. В ходе штурма Гагры абхазы получили в своё распоряжение около десяти боевых машин пехоты и бронетранспортёров. В ответ на обвинения Грузии в том, что Россия снабжала мятежную автономию оружием, абхазское руководство утверждало, что в боевых действиях использовалось трофейное оружие. В Гагре грузинские формирования оставили много оружия, боеприпасов и тяжелой техники, завозившихся в город по морю в течение месяца.

В газете "Свободная Грузия" появляется статья, в которой в подробностях описывается, как на гагрском стадионе абхазская и чеченская команды играли в футбол отрезанными грузинскими головами. После комиссии, состоявшей из российских депутатов, а также комиссии Майкла Ван Праага, не подтвердивших факт такого зверского отношения к побежденным, эта газета в ноябре признала, что "эпизод на стадионе не подтвердился". Но эта "кошмарная история" до сих пор муссируется многими грузинскими националистами.

В зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими силами, оказалось несколько частей российских Вооружённых Сил, находившихся ещё с советских времён (авиабаза в Гудауте, военно-сейсмическая лаборатория в Нижних Эшерах и батальон ВДВ в Сухуме). Формально они сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный город Ткуарчал). В то же время грузинская сторона обвиняла российских военнослужащих в выполнении разведывательных операций в интересах абхазов.