Служба в строительных войсках. Как мой друг Дима служил в армии (в стройбате). "королевские войска" ссср

55 лет назад, 24 октября 1960 года, на полигоне Байконур произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 взорвалась на старте - по официальным данным, погибло 78 человек (по данным академика Б. Е. Чертока, представителя «конкурирующей фирмы», жертв было 126). Среди них было немало конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками маршал М. И. Неделин.

С момента изобретения ядерного оружия как в США, так и в СССР не переставали думать над средствами доставки «изделий» (как называли атомные боеголовки в СССР) и «устройств» (devices) на территорию противника. США в этом отношении было куда проще – они уже располагали множеством военных баз поблизости от границ СССР и мощным флотом стратегических бомбардировщиков.

Стратегический бомбардировщик B-36 позволил США «дотянуться» до СССР с авиабаз на своей территории

Советский Союз вынужден был парировать угрозу, среди прочих вариантов разрабатывая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года межконтинентальная ракета Р-7 разработки ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва была принята на вооружение.

Но с Р-7 было немало проблем. Прежде всего, ракета была очень большой, сложной в обслуживании и дорогой. По выражению Константина Николаевича Руднева, председателя Госкомитета по оборонной технике, «…если полностью сосчитать все затраты на каждый пуск, то окажется, что мы стреляем городами» . Громоздкие стартовые позиции «семёрок» были слишком открытыми и уязвимыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту более суток и не могли находиться в заправленном состоянии более нескольких часов.


Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная в ОКБ-1 С. П. Королёва

Конструктор ОКБ-586 (позднее – КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель категорически возражал против ракет на криогенном топливе (т.е., королёвских) и предлагал свои – на высококипящих компонентах, которые остаются жидкими при обычной температуре: азотной кислоте и керосине. С 1957 года Янгелем разрабатывалась ракета Р-16, которая, однако, использовала самые ядовитые компоненты – растворённый в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя и несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии – гептил) в качестве топлива, однако насущная необходимость создания межконтинентальной ракеты длительного хранения перевешивала все риски. Как доказал опыт испытаний и эксплуатации ракет средней дальности Р-12, их можно было держать готовыми к пуску месяцами и даже годами.

В сентябре 1960 года первая лётная ракета Р-16 отправилась из Днепропетровска на Байконур и 26 сентября была доставлена на полигон. Начался долгий и трудный процесс испытаний. 23 октября ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке № 41.


Митрофан Иванович Неделин (1902–1960)
Михаил Кузьмич Янгель (1911–1971)

Маршал Неделин искренне увлекался новой техникой, лично вылетая к месту посадок космических аппаратов – хотя его должность и не требовала такой самоотдачи. Также Неделин наблюдал испытания первых советских атомных и водородных бомб. Когда при строительстве на Байконуре бетонного бункера управления специалисты заявили, что в нём можно пить чай даже при прямом попадании ракеты, маршал заметил, что пить чай в подобной ситуации лучше километрах в пятидесяти. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября он находился вне бункера.

Испытания Р-16 проходили без существенных проблем до 18 часов 23 октября, когда из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени. Спустя несколько минут самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как выяснилось, вышел из строя главный токораспределитель.


Схема установки межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на стартовом столе

Технически ракету можно было снять со старта, но тогда пришлось бы сливать топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все уплотнения - их разработчики гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнения продержатся не более 24 часов. На подготовку пуска второй ракеты ушло бы не меньше месяца, и было принято решение заменить отсечные клапаны газогенератора, главный распределитель и продолжить работы. Утром 24 октября пиропатроны заменили с помощью обычного паяльника.

После катастрофы 19 апреля ракеты-носителя лунного спутника Е-3, по счастью, обошедшейся без жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому командование полигона должно было эвакуировать всех ненужных при старте людей подальше, а остающихся на ИП-1 (измерительный пункт) загонять в окопы. Но в этот раз вокруг ракеты находилось множество специалистов, готовящих её к старту, и других людей – всего порядка 250 человек.


После запуска двигателя второй ступени и пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были фиксировать ход испытаний. Благодаря им сохранились эти жуткие кадры с людьми, пытающимися избежать смерти в волнах огня

24 октября в 18:45 на ракете возник пожар – самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени был приведён в нейтральное положение. По пути в нулевое положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени. Это было резервным вариантом на случай, если после окончания работы двигателя первой ступени не пройдёт команда на запуск второй степени по штатным каналам. Все предохранители, которые могли помешать такому запуску, были сняты, когда искали неисправности. Факелом от двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. Вспыхнули более ста тонн компонентов топлива. Затем взрыв расплескал горящие компоненты на сотню метров вокруг…

Часть людей спасла мгновенная реакция – не медля ни секунды, бежать как можно дальше. Они отделались ожогами. Янгель почти всё время находился на пусковой площадке, но в эти минуты решил закурить. Он не стал курить на месте, как позволяли себе некоторые начальники, а дисциплинированно отошёл в курилку. Так курение спасло ему и ещё нескольким сопровождавшим его жизнь. Десятки людей погибли мгновенно или скончались от страшных ожогов, сам Янгель вскоре получил обширный инфаркт (уже второй в жизни), но выжил.

Борис Евсеевич Черток, сподвижник Королёва, довольно жёстко описал неудачу конкурентов, высказавшись в том ключе, что одна Р-16, даже не стартовав и не неся взрывчатки (её боевая часть была заполнена балластом), убила больше людей, чем десяток Фау-2, падавших на Лондон.

Комиссия по расследованию катастрофы сделала выводы, что «…руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия» , но наказывать никого не стали – непосредственные виновники катастрофы уже наказали себя сами.


Вид на пусковую площадку № 41 после катастрофы. В центре стартовый стол, заполненный бесформенной грудой искорёженного и обгорелого металла, левее и правее него - обгоревший установщик

Катастрофа Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября при первой попытке запуска ракеты на Марс отказал двигатель третьей ступени – в него не поступал керосин. Вторая попытка, предпринятая 14 октября, тоже оказалась неудачной: ракеты даже не вышли на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они долетят до Марса.

Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов, по горячим следам записал в своём дневнике, что настоящие причины этих неудач никто не рискнёт установить. По его мнению, пуски были приурочены к визиту Хрущёва в Нью-Йорк и выступлению в ООН, поэтому «…была допущена преступная спешка и неорганизованность» . Черток предполагал, что ракету спешили испытать до праздника Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября. В те годы «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущёва – естественно, не оставаясь внакладе.

84 погибших солдата и офицера были похоронены в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в городах, где они жили или работали. 26 октября советская пресса сообщила, что кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, Герой Советского Союза, заместитель министра обороны, Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, один из виднейших военных деятелей, прославленный герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении служебных обязанностей в результате авиационной катастрофы.

Разрушенная после взрыва и пожара пусковая площадка была восстановлена сравнительно быстро, за три месяца. 2 февраля 1961 года прошёл первый после катастрофы пуск Р-16, оказавшийся в целом удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более двадцати человек, а Янгель наблюдал за стартом как полагалось – из бункера. По словам очевидцев, наземный старт Р-16 был очень красив. Завершились лётные испытания Р-16 лишь в феврале 1962 года, после чего эти ракеты стали основой группировки межконтинентальных ракет РВСН.

На космодроме была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, находящегося у любой ракеты в день её пуска. Так её описывал известный лётчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай:

«Каждый, кто, согласно стартовому расписанию, должен был что-то делать у ракеты-носителя и космического корабля в день пуска, учитывался специальными жетонами, перевешиваемыми на контрольных щитах, а люди, которым полагалось присутствовать на площадке на самых последних этапах подготовки к старту, получали специальную нарукавную повязку. Повязки были разного цвета: красные, синие, белые. Каждому цвету соответствовало своё твёрдое время ухода с площадки. Например, после того, как из репродукторов громкоговорящей командной сети раздавалось: «Объявляется часовая готовность!» – носители повязок, скажем, белого цвета, оставаться на площадке больше не имели права. Любой замешкавшийся незамедлительно выводился, так сказать, под руки непреклонными контролёрами специально на сей предмет существующей команды».


Монумент погибшим в катастрофе 24 октября 1960 года на пусковой площадке № 41 космодрома Байконур

Однако ровно через три года после «катастрофы Неделина» (как назвали эти события на Западе) случилась ещё одна. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А по неосторожности во время заправки пролился керосин. Загазованность кислородом была превышена в полтора раза. На следующий день, т.е. 24 октября, расчёт ракеты заметил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от искры в электропатроне вспыхнули накопившиеся пары керосина, и начался пожар, который привёл к гибели восьми испытателей.

С тех пор 24 октября ракеты с Байконура не запускают – в этот день вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса.

Источники:

  1. Галлай М. Л. С человеком на борту. – М.: Советский писатель, 1985
  2. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 1. 1960–1963 гг. – М.: Инфортекст-ИФ, 1995
  3. Туль А. А. В зоне риска: Документальное повествование. – Калуга: Золотая аллея, 2001
  4. Хачатурян К. Катастрофа на Байконуре. Наука и жизнь, 1999. – № 1, № 3
  5. Черток Б. Е. Фили – Подлипки – Тюратам. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1999

24 октября 1960 года произошла самая крупная в истории ракетостроения катастрофа — на космодроме Байконур во время старта взорвалась баллистическая ракета «Р-16», в результате чего в огне сгорело 74 человека, в том числе главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии М.И. Неделин. Долгое время эта трагедия оставалась засекреченой. 26 октября 1960 года советские центральные газеты опубликовали краткую информацию в траурной рамке о гибели М.И. Неделина … в авиационной катастрофе. Лишь после 1985 года в печати появились сообщения об истинной причине гибели военачальника (а вместе с ним еще 73 специалистов-ракетчиков): в результате аварии на старте во время испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16». Детали трагедии были скрыты в Особой папке ЦК КПСС, которая несколько лет назад рассекречена и хранится в Архиве президента Российской Федерации. Наш корреспондент ознакомился с этими документами.

Смерть на старте

«Дело о катастрофе на Байконуре 24 октября 1960 года» открывается текстом телефонограммы М.К. Янгеля в ЦК КПСС с места происшествия. Главный конструктор ОКБ сообщал: «24 октября в 18.45 по местному времени, за 30 минут до пуска изделия 8к-64, на заключительной операции к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентом топлива.

В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек, в том числе со смертельным исходом несколько десятков человек.

Глав. маршал артиллерии Неделин находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают.

Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой".

Поразительно то, что первое же мероприятие (не считая, конечно, телефонных команд об организации ожоговой медпомощи), проведенное ЦК КПСС в связи с трагедией, было направлено на то, чтобы скрыть информацию о случившемся. 25 октября президиум ЦК КПСС собрался на совещание и принял секретное постановление «О сообщении в печати о гибели М.И. Неделина». Решили об истинной причине смерти не сообщать, а сослаться на авиакатастрофу. Гибель других участников испытаний вообще скрыли от общественности.

На том же заседании президиума ЦК КПСС была назначена правительственная комиссия для расследования причин катастрофы в составе Л. Брежнева (в то время — председатель президиума Верховного Совета СССР), А. Гречко (первый зам. министра обороны), Д. Устинова (зам. предсовмина), К. Руднева (председатель госкомитета Совмина по оборонной технике), В. Калмыкова (председатель госкомитета совмина по радиоэлектронике), И. Сербина (зав. отделом оборонной промышленности ЦК КПСС), А. Гуськова (начальник 3-го главного управления КГБ), Г. Табакова (гендиректор НПО-229), Г. Тюлина (директор секретного НИИ).

В акте комиссии констатировалось, что во время подготовки «Р-16″ к пуску на стартовой площадке возник мощный пожар, приведший к гибели 74 человек. Причина пожара заключается в нарушении порядка подготовки изделия к пуску, в результате чего произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному возгоранию и полному разрушению ракеты на старте».

«Руководители испытаний, — подчеркивалось в акте, — проявляли излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа последствий».

Комиссия особо подчеркнула «достойное и мужественное поведение людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях» и направила в совмин ходатайство об установлении пенсий семьям погибших. Предложений о наказании виновных не было. Они погибли.

Как это было

Полковник в отставке Игорь Валентинович Бабенко 50 лет назад служил на Байконуре инженером одного из технических отделов. Вот каким запомнил он тот страшный день:

— 24 октября 1960 года настроение у нас было едва ли не предпраздничным. В тот день должен был закончиться многомесячный изнурительный марафон по доводке «рэшки» (так мы ласково называли ракету «Р-16»). Никто не сомневался в успешном старте. Многие уже мысленно проделывали дырочки на кителях и погонах для заслуженных наград и звездочек. Не зря начальство торопило с проведением старта именно за пару недель до 7 ноября, чтобы успеть попасть в наиболее «щедрый» праздничный приказ. Конечно, по большому счету торопились в первую очередь по другой причине. Имевшиеся в 50-е годы на вооружении у СССР ракеты «Р-5», «Р-7», «Р-7А» уже не отвечали «на вызовы» того времени в этой области. Рассредоточенные в Турции, Италии и Великобритании американские ракеты и стратегические бомбардировщики держали под прицелом всю европейскую часть СССР, где был сосредоточен основной научный и военно-промышленный потенциал страны. Для эффективного противодействия требовалась межконтинентальная баллистическая ракета, которая, базируясь на территории СССР, могла бы в случае необходимости нанести невосполнимый урон стратегическим объектам на территории США. Разработка такой ракеты («Р-16»), способной нести термоядерный боеприпас, началась в 1957 году в ОКБ М.К. Янгеля, а уже к осени 1960 года были собраны ее опытные образцы для проведения летно-конструкторских испытаний. Мы понимали, что пока эта ракета не поступит на вооружение РВСН, можно ждать любого шантажа со стороны США. Поэтому торопились. Но, как показали дальнейшие события, лучше было бы испытания провести после праздников и подготовить их более скрупулезно.

Первый тревожный сигнал поступил еще 23 октября. «Захандрила» электроника, выдав ложную команду на ракету во время предстартовой подготовки. Это вынудило государственную комиссию, возглавляемую Митрофаном Ивановичем Неделиным, приостановить дальнейшую подготовку к пуску до выяснения причин сбоев в управляющих сетях. Но в среде специалистов царили такое самоуверенное благодушие, такая нацеленность на скорейшее достижение результата любым путем, что уже утром следующего дня комиссия приняла решение продолжать подготовку ракеты к пуску, разрешив при этом допустить отступления от утвержденной ОКБ технологии проведения предстартовых операций. Как выяснилось позже, это решение оказалось роковым.

До пуска оставалось не более получаса, когда над стартовым комплексом неожиданно вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций. Те, кто оказался поблизости от эпицентра аварии, заживо сгорели.

Из воспоминания академика Б.Е. Чертока: «Ревущая струя огня обрушилась сверху на заправленную первую ступень. Первыми сгорели все, кто находился на многоэтажных предстартовых мачтах обслуживания. Через секунды заполыхала и первая ступень. Взрыв расплескал горящие компоненты на сотню метров. Для всех, кто был вблизи ракеты, смерть была страшной, но быстрой. Они успели испытать ужас случившегося только в течение нескольких секунд. Ядовитые пары и огненный шквал быстро лишили их сознания. Страшнее были муки тех, кто находился вдали от маршала. Они успели понять, что произошла катастрофа, и бросились бежать. Горящие компоненты, разливаясь по бетону, обгоняли бегущих. На них загоралась одежда. Люди факелами вспыхивали на бегу, падали и догорали в муках, задыхаясь от ядовитых и горячих паров окислов азота и диметилгидразина…

Стянутым со всех площадок пожарным командам, экипажам санитарных машин и всем, кто поспешил на помощь, открылась страшная картина. Среди тех, кто успел отбежать от ракеты, находились еще живые. Их сразу увозили в госпиталь. Большинство погибших были неузнаваемы. Трупы складывали в специально отведенном бараке для опознания. Прилетевший на следующий день после катастрофы Аркадий Осташев провел в бараке 14 часов, пытаясь опознать своего брата Евгения. Неделина опознали по сохранившейся медали «Золотая Звезда». Тело Коноплева идентифицировали по размерам. Он был выше всех, находившихся на площадке…

Курение спасло жизнь Янгелю, Иосифьяну и всем, кто составил им компанию в курилке, отстоявшей от старта на безопасном расстоянии… Янгель оказался очевидцем трагедии от начала и до конца. Его ракета уничтожила своих создателей на его глазах. Нервное потрясение было столь сильным, что, не получив никаких физических травм, он месяц не мог работать".

Вечная память!

Долгое время официально оглашенный список павших этой трагедии был минимален. Поначалу, как уже упоминалось, замалчивалась сама катастрофа. Позже, на заре гласности, к ней «привязали» маршала М. Неделина и группу безымянных испытателей.

— Митрофана Ивановича захоронили в Кремлевской стене, и доброе слово поминания в его адрес хоть иногда раздается. 56 погибших военнослужащих похоронены на территории Байконура в братской могиле, их фамилии высекли на надгробной стеле. А вот погибших конструкторов и представителей промышленности по решению президиума ЦК КПСС похоронили по месту жительства, конечно, без оглашения причины смерти, — сетует полковник Бабенко.

В Особой папке хранится отдельный список сгоревших в пламени «Р-16» «гражданских лиц». Привожу его без правки. Пусть земляки узнают о героях-ракетостроителях.

Вечная им память!

Секретно

Список представителей промышленности, погибших

1. Аля-Брудзинский Евгений Ильич — старший инженер отдела, п/я 203, г. Днепропетровск.

2. Орлинский Виктор Вадимович — заместитель начальника отдела, п/я 203, г. Днепропетровск.

3. Ерченко Леонид Павлович — инженер, п/я 203, г. Днепропетровск.

4. Карайченцев Владимир Георгиевич — инженер, п/я 203, г. Днепропетровск.

5. Берлин Лев Абрамович — заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск.

6. Концевой Василий Антонович — заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск.

7. Жигачев Михаил Иванович — инженер, п/я 67, г. Харьков.

8. Коноплев Борис Михайлович — главный конструктор, п/я 67, г. Харьков.

9. Рубанов Иосиф Абрамович — начальник отдела, п/я 67, г. Харьков.

10. Вейберман Петр Яковлевич — «Арсенал», г. Киев.

11. Павленко Евгений Иванович — «Арсенал», г. Киев.

12. Вахрушин Василий Степанович — инженер-конструктор, п/я 2460, г. Москва.

13. Сергеев Борис Николаевич — инженер, п/я 6, г. Москва.

14. Фирсов Георгий Фролович — заместитель главного конструктора, п/я 6, г. Москва.

15.Леоненко Гавриил Александрович — инженер, п/я 14, г. Москва.

16.Кошкин Василий Агеевич — ведущий инженер, п/я 6, г. Москва.

17.Бабушкин Анатолий Степанович — заместитель начальника цеха, п/я 10, г. Загорск Московской области.

Подписал ВРИО начальника войсковой

части генерал-майор артиллерии ЕФИМЕНКО.

Из досье «СП»

Ровно через три года на Байконуре, а через 17 лет — на Плесецком космодроме произошли типовые возгорания. Академик Б.Е.Черток так впоминал о них:

" 23 октября 1963 г. в шахте «В» произвели заправку учебной ракеты Р-9. В основном она прошла нормально. Однако был неосторожно пролит один из компонетов топлива — керосин. Загазованность шахты была примерно 32% кислорода, при норме не более 21%. На следующий день в 11 часов местного времени расчёты стали спускаться в шахту «В» для работы. Они спустились на лифте на восьмой этаж. На отметке 30 метров при входе в телеметрическую комнату заметили, что перегорела электролампочка. Лейтенант Щербаков стал ввёртывать новую. Искра в электропатроне вызвала вспышку и начался пожар. Щербаков, одежда которого была сильно пропитана кислородом, сгорел дотла: от него остались только каблуки сапог. Лейтенант Соннов и сержант Гудимов лежали на полу задохнувшиеся. В соседней комнате погиб представитель промышленности Иван Иванович Кулагин. Узнав о пожаре, начальник группы подполковник Николай Васильевич Жарков, взяв с собой сержанта Соловьёва и лифтёра рядового Муртазина, захватив огнетушители, сел в лифт и стал спускаться на восьмой этаж для спасения людей. Немного ранее о пожаре узнал инженер-испытатель майор Первого Научно-Испытательного Управления, который уехал с восьмого этажа не доложив о случившемся Жаркову, как начальнику объекта, и приказал дежурному электрику снять напряжение с лифта, в котором спускались Жарков, Соловьёв и Муртазин. Лифт остановился между третьим и четвертым этажами, где они и погибли, обгорев настолько сильно, что опознать их было чрезвычайно сложно."

«Во время подготовки к пуску модифицированной „семерки“ — 11К511У со спутником разведки на Плесецком полигоне 18 марта 1980 года после заправки ракеты кислородом на стартовой площадке начался пожар, быстро перекинувшийся на заправленную ракету. В огне погибли десятки людей. Государственную комиссию по расследованию возглавил председатель ВПК. В подобных случаях установить истинные причины катастрофы, произошедшей на земле, труднее, чем при аварии ракеты в далеком полёте. Одной из вероятных версий этого трагического чрезвычайного происшествия сочли попытку устранения течи из наземной кислородной магистрали. Говорили, что для ремонта использовали грязную тряпку, окунули ее в воду и попытались обмотать место течи. В обтирочной тряпке соотношение паров кислорода с неведомыми компонентами грязных машинных масел могло оказаться взрывоопасным. Об этой катастрофе, естественно, никаких публикаций не появилось — никто из высоких чинов тогда не погиб. Это была вторая после 24 октября 1960 года крупная наземная ракетно-пусковая катастрофа».

Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Несмотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место.

Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с «нулевой отметки» заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной «связке» работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя.

5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО. В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.

Число дня рождения 8 дает способности к бизнесу, предприимчивость, неустрашимость во всех сферах и областях жизни, особенно в коммерции и индустрии.

Устремляясь только вперед, эти люди успешно осуществляют свои планы и намерения, выполняют задуманное: сказывается их воля и сильный характер, способность не жалеть себя и других. А сопротивление, преграды на пути, противники только подхлестывают, усиливают их энергию и работоспособность.

Это самое странное и самое трудное число. С одной стороны его можно представить как сумму 4 + 4, что говорит о том, что характеру его людей вдвойне свойственны качества людей числа 4. С другой стороны, число 8 имеет и свои собственные свойства. Например, оно может означать горе, печаль и, одновременно, успех, иногда - мирового значения. Людей числа 8 отличает большая сила воли и резко выраженная индивидуальность, в общении им свойственна внешняя холодность и отстраненность, хотя, на самом деле они способны на самые горячие чувства.

Счастливый день недели для числа 8 - среда

Ваша планета - Уран

Совет:

У «восьмерок» редкостные административные способности, умение управлять коллективами, увлекая людей за собой. Особенно это проявляется в области политики, на военном поприще, в деловом мире, где они могут быть жестоки и беспощадны. Но люди с числом рождения 8 судят людей, подбирают себе друзей по их достатку, положению в обществе.

Важно:

Стремление к власти, успеху, спорт.

Восьмерка формирует делового материалиста, сильного, со сложным устройством внутреннего мира. Из всех ситуаций человек восьмёрки найдёт выход, никогда не попадёт впросак, всегда будет казаться богаче, чем есть на самом деле. Его жизнь сопряжена с постоянно меняющимися ситуациями, заставляющими принимать неожиданные смелые решения.

Это число покровительствует учёным, новаторам и компьютерщикам, лётчикам и космонавтам, телевизионщикам, связистам. Восьмёрка вынуждает человека много раз в жизни переходить с одного уровня на другой. Люди восьмёрки стремительно передвигаются по эволюционной лестнице, среди них много Посвящённых. Круг общения этих людей меняется с каждым поворотом судьбы.

Любовь и секс:

Если эти люди вступают в ранний брак, их партнерам потребуется огромная выдержка, ибо именно в этот период они полностью захвачены работой и горят желанием добиться поставленных целей. В этом случае они могут разрушить любовные отношения. Поэтому им подходят более поздние браки. К тому времени у них все наладится, и чувства станут более стабильными.

В целом, если выбор партнера сделан правильно, эти люди являются верными, любящими супругами, хотя они и привносят в брак некоторые особенности. Кстати, многие из них готовы пожертвовать браком ради карьеры в любом возрасте.

Число рождения для женщины

Число рождения 8 для женщины Волевая, властная, напористая женщина. В глубине души очень ранима и остро нуждается в любви и понимании. Порой скрывает за внешней сдержанностью сильные чувства и сексуальность. Ей чужд эгоизм в любовных отношениях, хотя в других случаях она может проявлять его в полной мере. У нее "от любви до ненависти - один шаг". Невысказанные переживания разрушают ее. Зачастую она сама усложняет хорошие отношения и портит жизнь своему избраннику. Ей необходим интеллектуальный партнер, с таким же сильным характером, который способен противопоставить ее амбициям свои собственные. Равноправный союз и совместные обязательства пойдут на пользу не только им, но и окружающим. Ее бесполезно умолять о любви. Или любит и добивается своего, или не любит, позволяя себя любить, но без притязаний на право собственности, свободы и воли. В отношениях с ней не следует "лезть к ней в душу", обвинять в неверности, искать недостатки, уговаривать сдерживать свои эмоции. Но можно ценить ее страстность, чувствительность, а также практичность и оригинальность.

Число рождения для мужчины

Число рождения 8 для мужчины
Независимый, самоуверенный и самодостаточный мужчина. Он обладает сильной волей, честностью, искренностью и настойчивостью. Может быть важным, даже надменным, подавлять партнера, а может быть скромным и не выставлять свои достижения напоказ. Ему всегда нужен стимул для движения вперед. Не любит быть зависимым, но стремиться к полному контролю над людьми.

Может быть мягким, рассудительным, добрым и любящим, а может быть жестким и даже злобным. Его негативное проявление эмоций может быть устрашающим. Удачлив в делах. Потребность в деятельности и постоянная занятость могут подавлять близкие отношения. Его заинтересует интеллектуальная и чувственная женщина, которая ценит его и подчиняется ему в личных отношениях.

При ухаживании он использует то природное обаяние, то, порой раздражающую настойчивость. Под напором его энергии трудно устоять. Он и сам нуждается в восхищении и любви, как и в награде за все свои усилия и достижения. Тщательно обдумывает супружество, обращая большое внимание на финансовую надежность будущей семьи, так как сам бережлив. На деле может быть щедрым и понимает, что деньги - это инструмент воплощения мечты и планов. Ошибка в выборе супруги обойдется ему дороже, чем кому бы то ни было. Поскольку он постоянно занят делами, то не будет против того, чтобы супруга взяла на себя бытовые заботы и устроила ему комфорт дома.


Число рождения 24

Пессимистичны и меркантильны. Романтичны. Не имеют черт лидера. Не способны нагрубить. Умные. Редко достигают высот. Часто упускают возможности. Не любят рисковать и часто отстают от сверстников. Богатое воображение, склонность к идеализации. Часто винят судьбу.

В дружбе верны и преданны, трудно сходятся с людьми, но остаются надежными друзьями и партнерами на всю жизнь. У них часто не хватает сил завести друзей и порвать отношения с прежними, даже если те невыносимы.

Застенчивы, что мешает им пользоваться успехом у противоположного пола. Сексуально не сильны. Всячески идеализируют объект обожания, любят глубоко.
Им нельзя оставлять черную работу по добыванию пропитания. О них нужно позаботиться, оставить их в мире грез.

Вспыльчивы, но слабая воля гасит вспышки. Их часто предают друзья. Не могут управлять судьбой, надежды на покровителя.
Им следует обратить внимание на легкие, горло, нос.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли - 2

Энергетика, харизма - 4

Познание, творчество - 1

Здоровье, красота - 2

Логика, интуиция - 0

Трудолюбие, мастерство - 2

Удача, везение - 0

Чувство долга - 1

Память, ум - 1

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») - 7

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») - 4

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») - 2

Целеустремленность (строка «1-4-7») - 4

Семейность (строка «2-5-8») - 5

Стабильность (строка «3-6-9») - 4

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») - 3

Темперамент (диагональ «3-5-7») - 1


Знак китайского зодиака Кролик

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Кролик стихии Вода года Инь

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим-волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это-му знаку.

  • Крыса — 23:00 — 01:00
  • Бык — 1:00 — 3:00
  • Тигр — 3:00 — 5:00
  • Кролик — 5:00 — 7:00
  • Дракон — 7:00 — 9:00
  • Змея — 09:00 — 11:00
  • Лошадь — 11:00 — 13:00
  • Коза — 13:00 — 15:00
  • Обезьяна — 15:00 — 17:00
  • Петух — 17:00 — 19:00
  • Собака — 19:00 — 21:00
  • Свинья — 21:00 — 23:00

Знак европейского зодиака Скорпион

Даты: 2013-10-24 -2013-11-22

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - холод и влажность, метафизическая чувствительность, чувство, восприятие. В Зодиаке 3 знака этого качества - водный тригон (треугольник): Рак, Скорпион, Рыбы. Тригон Воды считается тригоном чувств и ощущений. Принцип: постоянство внутреннего при внешней изменчивости. Вода - это эмоции, внутренний мир, сохранение, память. Она пластична, изменчива, скрытна. Дает такие качества, как неопределенность, мечтательность, образность мышления, мягкость проявления. В организме замедляет обмен веществ, заведует жидкостями, работой желез внутренней секреции.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Воды, имеют флегматический темперамент. Эти люди обладают большой чувствительностью, очень восприимчивы и впечатлительны, мыслящие, живущие больше внутренней жизнью, чем внешней. Люди тригона Воды обычно созерцательны, думают как о собственном благе, так и о благе своих близких, правда, временами бывают равнодушными, вялыми, ленивыми, за исключением людей знака Скорпион. Внешнее проявление чувств у них не так ярко выражено, как у представителей тригонов Огня или Воздуха, но внутренние чувства переживаются ими с большой силой и глубиной.
У людей тригона Воды деловитость, практичность, трезвость мысли, объективность не являются сильной стороной, зато фантазии им не занимать, у них богатое и живое воображение, большая внутренняя и внешняя сила, особенно у Скорпионов.
Люди водного тригона благодаря богатству своего внутреннего мира и утонченности восприятия наибольшего успеха добиваются в профессиях, связанных с миром искусств, особенно они блистают как артисты и музыканты-исполнители. Знаки Воды могут быть также прекрасными работниками в сферах, связанных с обслуживанием и питанием. А Скорпионы к тому же - великолепные детективы в силу их тончайшей интуиции.
Планы и настроения людей тригона Воды могут меняться как от внешних обстоятельств, так и от внутреннего состояния души. Незначительная деталь, порой даже не отслеживаемая сознанием, может в корне изменить их состояние духа, что может привести к полной потере интереса либо к делу, либо к партнеру.
Люди стихии Воды обладают большой душевной утонченностью, любезны, вежливы, учтивы, весьма симпатичны и притягательны. Они обычно не агрессивны, за исключением Скорпиона.
Из знаков тригона Воды Скорпион - самый сильный телом и духом, самый содержательный, самый агрессивный, не поддающийся нежелательному влиянию извне и оказывающий сильное сопротивление всему, с чем не согласна его душа. Его терпение, выносливость, цепкость и настойчивость просто поразительны.
Самый слабый из зодиакальных знаков тригона Воды - это Рыбы. Середину между твердостью и неустойчивостью занимает третий знак этого тригона - Рак. Хотя его душевная сфера тоже весьма восприимчива и впечатлительна, его отличают заметные упорство, выдержка и целенаправленность, поэтому из всех водных знаков именно Рак чаще других добивается успеха в жизни.
Чувства у всех трех знаков тригона Воды примерно одинаково сильны и, как правило, преобладают над разумом. Эти люди всегда готовы идти на самопожертвование для блага дорогого человека, так как всегда испытывают глубокие и чистые чувства по отношению к любимым и близким. Если их не ценят по достоинству, они навсегда покидают партнера, что является для них настоящей драмой жизни. Они ищут себе партнера, который их достоин. Любовь и брак имеют для них первостепенное значение в жизни, особенно для женщин.
Излишняя склонность к мечтательности и фантазиям, слишком яркое воображение может привести к внутреннему противоречию - столкновению их иллюзий с реальностью. Если человек не видит выхода из этого состояния, могут возникнуть депрессия, зависимость от алкоголя, наркотиков, других возбуждающих средств, даже психические заболевания.

Телец, Лев, Скорпион, Водолей. Фиксированный крест - это крест эволюции, стабильности и устойчивости, накопления, концентрации развития. Он использует опыт прошлого. Он дает устойчивость, твердость, прочность, стойкость, стабильность. Человек, в гороскопе которого Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в фиксированных знаках, отличается консерватизмом, внутренним спокойствием, непоколебимостью, упорством, настойчивостью, терпением, выносливостью, рассудительностью. Он яростно сопротивляется тому, что ему пытаются навязать, и способен дать отпор кому угодно. Ничто так не раздражает его, как необходимость что-либо менять, какой бы области жизни это ни касалось. Он любит определенность, последовательность, требует гарантий надежности, чтобы быть защищенным от любой неожиданности.
Хотя у него нет резких порывов, легкости в принятии решений, которые присущи другим знакам, но зато он отличается постоянством мнений, устойчивостью в своих привычках и жизненных позициях. Он привязан к своей работе, может работать без устали, «до упаду». Так же постоянен в своих привязанностях к друзьям и близким, крепко и стойко держится за кого-либо или за что-либо, будь то материальная ценность, социальное положение, верный друг, преданный единомышленник или близкий и любимый человек. Люди фиксированного креста верны, преданны и надежны, это рыцари слова. На их обещания всегда можно положиться. Но стоит их лишь один раз обмануть, и их доверие потеряно, может быть даже навсегда. У людей фиксированного креста сильно выражены желания, страсти, они действуют только из собственных побуждений и всегда полагаются на собственное чутье. Их чувства, симпатии и антипатии непоколебимы, незыблемы. Невзгоды, неудачи и удары судьбы их не сгибают, а любое препятствие лишь усиливает их упорство и настойчивость, так как придает им новые силы для борьбы.

Это последний знак зоны стабильности, знак стихии Воды, формирующийся в основном под вибрациями планет Плутон и Марс. Стихии Вода представлена здесь в своей самой стабильной форме.

Вы, как правило, замкнуты на внутреннем уровне, подозрительны, недоверчивы, постоянно устремлены внутрь себя, ревнивы, часто вы углубляетесь в самоанализ и самоосуждение. Достаточно часто вам свойственно самогонение и скрытое саморазрушение. Для вас это может являться способом трансформации себя с последующим восстановлением и обращением в жизнь, к восстановлению на новом, качественно ином уровне. Надо отметить, что у вас очень тяжелая трансформация и тяжелое глубокое саморазрушение, характерное для любого представителя знака Скорпиона. Но эти разрушения вам не страшны - это для вас средство развития и реализации.
Хорошо, если это восстановление после очередного разрушения используется на благо эволюции своей души и душ окружающих. Потому что в худшем случае это разрушение может использоваться для разрушения самой вашей личности и окружающих вас людей. В некотором смысле вы руководствуетесь лозунгом: ”Чем хуже, тем лучше!”. Когда вам плохо, тогда у вас появляется энергия и силы для борьбы с обстоятельствами, с окружающей негативной средой. Вам для развития нужны постоянные встряски: если все спокойно, то вам плохо, вы занимаетесь пожиранием самого себя. Поэтому вы подсознательно стремитесь к действиям, которые связаны с риском или же вас тянет к познанию тайного и оккультного, к магии.

Вообще вы очень постоянны и устойчивы, потому что представляете собой неподвижный крест. Вы устойчивы во всем: в любви и страсти, в своих привязанностях, а также в ненависти. Вы бываете очень страшны в своей ненависти. Вы можете жертвовать собой, с легкостью разрушать свою жизнь и жизнь окружающих вас людей.
Среди ужасных низших Скорпионов мы находим министра пропаганды фашистской Германии Геббельса, врача-садиста Менгеле. Однако среди Скорпионов было и много прекрасных психологов и гипнотизеров, людей со способностями вплоть до магического воздействия на людей. Это относится и случаям сильного проявления знака Скорпиона. Вы с большой легкостью придумываете и создаете схемы и четко своими схемами пользуетесь, умеете тонко воздействовать на окружающих и подчинять их себе. Развитый магический Скорпион способен подчинить себе, своему магическому влиянию огромную толпу.
В низшем случае вы - индивид, который видит и замечает в окружающих только негативные стороны. Вы даже уже не Скорпион, а паук, тарантул. Тогда вы в основном занимаетесь самоедством, причем неконструктивным и, естественно, кусаете других.

Какова же ваша динамика развития? В некоторой мере, она подобна динамике развития Тельца, но у Тельца развитие медленное, плавное: медленное накопление и переход в новое качество. У вас имеется нагнетание напряженности, и затем резкий переход на другой уровень, вспышка, почти взрыв. Недаром все ядерные исследования связаны с Плутоном и, естественно, со Скорпионом, где находится его дом. Если говорить о ваших проблемах, то одной из самых главных проблем является сублимация сексуальной энергии. В некотором смысле Скорпионы - самый сексуальный знак Зодиака. В худшем случае, это выражается в извращениях, в лучшем - сексуальная энергия сублимируется в различные виды творчества.
Надо сказать, что средние Скорпионы очень трудно уживаются друг с другом. Наблюдалась жизнь двух Скорпионов, которые “продержались” только два года, то есть опыт показал, что “средние” Скорпионы “в одной банке” долго не уживаются, они кусают себя и друг друга до умопомрачения, а затем расползаются в разные стороны. В эволюционном развитии вам обязательно необходимо решить проблему своего подсознания, потому что там часто бушуют буквально шекспировские страсти. Одна из главных проблем - организовать страсти и направить их в конструктивное русло, использовать их “в мирных целях”. Ваша кармическая задача как Скорпиона очень ответственна и в некоторой степени неприятна. Она заключается в том, что вы кармически должны “кусать” себя и окружающих, но эти “укусы” направлены на то, чтобы очистить себя и окружающих от скверны. Вы “кусаете” только тех, кто поражен скверной и вы выбираете самое уязвимое и гнилое место и туда наносите свой жалящий “укус”. В высоком случае вы всегда знаете, когда, кого, где и куда укусить.

Страны Скорпиона - Афганистан, Иран, Азербайджан. Для людей и народов Скорпиона характерны внутренние противоречия, от переполняющей и раздирающей их энергии, внутренняя конфликтность между Духом народа и навязанной ему идеологией и религией.
В высшем случае вы подобны орлу, взлетевшему над обыденностью и показывающему людям путь в высшие сферы духовности. Вы способны к самоотречению, альтруизму и великому просветлению. Таким был Ф.М.Достоевский, среди героев которого мы также находим много типичных Скорпионов (Раскольников, например). Это часто писатели саркастического типа, очень язвительные мыслители - Вольтер, Рабле, А.Белый. Ясновидящим Скорпионом был художник Иероним Босх, а также Камю, Пикассо, Иоанн Кронштадтский. Из политиков можно назвать Троцкого. Среди артистов Скорпионами был Аркадий Райкин. Довольно ярким Скорпионом был батька Махно, магическим Скорпионом - скрипач Паганини. Скорпионами были известный оккультист Папюс, основатель “магнетизма” Месмер.

Знаменитые Скорпионы: Абрамович, Виктюк, Вишневская, И. Ганди, Гершель, Гейтс, Гурченко, Гольданская, Вупи Голдберг, Дассен, Делон, Дибров, Достоевский, Ерофеев, ДиКаприо, Караченцов, Колумб, Ломброзо, Ломоносов, Линдгрен, Магеллан, Махно, Марадона, Милявская, Ванесса Мэй, Деми Мур, Крис Норман, Паганини, Примаков, Плисецкая, Пикассо, Рязанов, Рамазотти, Райкин, Роден, Дж. Робертс, Э. Роттердамский, Селезнев, Сислей, Тальков, Тед Тернер, Троцкий, Токарева, Тургенев, Ульянов, Пета Уилсон, Хлебникова.

Смотри видео :

Скорпион | 13 знаков зодиака | Телеканал ТВ-3


На сайте представлена сжатая информация о знаках зодиака. Подробную информацию можно найти на соотвествующих сайтах.

24 октября 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше - 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР - маршал М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения.

Позднее, на заседании правительственной комиссии, которая была создана для расследования обстоятельств и причин катастрофы, главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель отметил, что число жертв и пострадавших оказалось таким большим, так как с ракетой обращались на «ты», тогда как со столь сложной техникой нужно обращаться на «вы». Но даже самой суровой необходимостью государственной безопасности в наши дни трудно оправдать решение о проведении первого пуска МБР, когда уже на стартовой позиции в ней удалось обнаружить значительные неполадки. Катастрофа, которая повлекла за собой большое число человеческих жертв, была вызвана грубым нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску и стремлением организаторов успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику - очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Как и многие катастрофы в СССР, эта долгое время была засекречена. Первые упоминания о катастрофе появились в советской печати лишь в 1989 году.


Окончание Второй мировой войны достаточно быстро ознаменовалось переходом к войне холодной, а также к гонке вооружений, в том числе ядерных. При этом с самого момента появления ядерного в СССР и США стали задумываться над средствами его доставки на территорию вероятного противника. США в этом отношении было гораздо проще, американцы располагали мощным флотом стратегических бомбардировщиков, а также сетью военных баз недалеко от границ Советского Союза. СССР вынужден был парировать эту угрозу. Среди прочих вариантов в стране активно разрабатывались межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года на вооружение Советской Армии была принята МБР Р-7, созданная ОКБ-1 под непосредственным руководством С. П. Королёва.

Главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель

Однако с данной ракетой было достаточно проблем. В первую очередь, она была очень большой, дорогой и сложной в обслуживании. Константин Николаевич Руднев, председатель Госкомитета СССР по оборонной технике, говорил: «Если сосчитать весь объем затрат на каждый пуск ракеты, то окажется, что мы стреляем городами». Помимо этого, громоздкие стартовые позиции МБР Р-7 были слишком уязвимыми и открытыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту большое количество времени - более суток, также они могли оставаться в заправленном состоянии всего несколько часов, больше было просто нельзя.

К концу 1950-х годов США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет. В противовес американцам Советскому Союзу необходимо было в кратчайшие сроки создать и развернуть свои боевые МБР, которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты противника. При этом роль надежного ракетно-ядерного щита страны решили отвести ракете Р-16.

Конструктор ОКБ-586 (в будущем КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель был категорически против ракет на криогенном топливе (то есть королёвских), предлагая свои - на высококипящих компонентах, которые оставались жидкими при обычной температуре: керосине и азотной кислоте. Начиная с 1957 года, он работал над своей ракетой Р-16, в которой использовались самые ядовитые компоненты - несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии - гептил) в качестве топлива и растворенный в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя. Но насущная необходимость создания МБР длительного хранения превышала все риски. Как показал дальнейший опыт испытаний и эксплуатации ракет среднего радиуса действия Р-12, их можно было держать готовыми к старту на протяжении месяцев и даже лет.

В сентябре 1960 года первая собранная ракета Р-16 была отправлена из Днепропетровска, где располагалось КБ, на Байконур. 26 сентября ее доставка на полигон была завершена. С этого момента начался трудный и долгий процесс испытаний. 23 октября 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке полигона под №41.

Ракета Р-16

Стартовая позиция для ракеты Р-16 представляла собой покрытую бетоном площадку с пусковым столом, расположенным в центре. Вокруг стола находилась закрытая сверху металлическими решетками канава-приямок, предназначенная для сбора компонентов ракетного топлива, которые могли пролиться во время процедуры заправки МБР. Из этой канавы топливо по трубопроводу отводилось в специальный приемный бак, находящийся в подземном помещении. Недалеко от стартового стола в специальном автобусе находился передвижной КП для руководителя работ по подготовке ракеты к запуску. Испытатели ракеты Р-16 назвали этот командный пункт «банкобусом».

В 8-10 метрах от площадки располагался наклонный спуск, который вел в подземное помещение, находящееся под стартовым столом, здесь были смонтированы дизель-генераторы на случай отключения сети электропитания, разнообразные коммуникации и аппаратура, весы для взвешивания ракеты. Примерно в ста метрах от старта находился служебный одноэтажный корпус, в котором размещались стартовые подразделения воинской части, конференц-зал и кабинеты главных конструкторов. Между стартовой площадкой и служебным корпусом находился подземный бункер. Это был КП, откуда поступали все команды по управлению пуском МБР. Территорию старта окружал довольно широкий ров, а за ним было расположено ограждение из колючей проволоки.

Пусковой стол, который принимал огромный вес заправленной топливом ракеты, представлял собой достаточно массивное кольцо с четырьмя регулируемыми опорами, на эти опоры устанавливались кронштейны ракеты. Это кольцо опиралось на 4 колонны, которые уходили в мощную плиту, расположенную на бетонном фундаменте. В центре стартового стола находился конусообразный отражатель, предназначенный для отвода выхлопных газов из камер сгорания двигателя Р-16. При этом стартовый стол вместе с ракетой мог поворачиваться вокруг вертикальной оси, данную операцию выполняли при наведении ракеты Р-16 в плоскость стрельбы.

Процесс установки ракеты Р-16 на стартовом столе

Тележку с МБР Р-16 подкатывали к стартовому столу и крепили к специальным упорам, которые были вмонтированы в бетонированную площадку. С противоположной стороны к столу подводили установщик и при помощи механизма подъема и тросов Р-16 переводили в вертикальное положение. Подъем огромной ракеты представлял собой величественное зрелище: 30-метровая громадина вместе с пристыкованной к ней на стартовой площадке головной частью и транспортировочной тележкой медленно разворачивалась и поднималась в вертикальное положение, после чего на время зависала в воздухе над стартовым столом, а затем опускалась на его опоры. После этого выполнившую свое предназначение тележку убирали со старта. Для того, чтобы ракету не опрокинули сильные порывы ветра, она крепилась к стартовому столу специально предусмотренными для этого стяжками.

Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобной самоотдачи. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб. Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.

Испытания новой ракеты проходили ровно, без каких-то особенных проблем вплоть до 18 часов 23 октября. В этот момент из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени ракеты. Прошло несколько минут и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как впоследствии было установлено, из строя вышел главный токораспределитель.

Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители - их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.

После катастрофы ракеты-носителя лунного спутника Е-3, которая произошла 19 апреля того же года и, по счастью, обошлась без человеческих жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому все ненужные при старте ракеты люди должны были быть эвакуированы подальше, а остающиеся на ИП-1 (измерительный пункт), должны были находится в окопах. Однако в этот раз вокруг ракеты Р-16 находилось большое число специалистов, которые занимались подготовкой ее к старту, а также других людей - всего около 250 человек.

24 октября примерно в 18:45 произошел пожар - самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг. После запуска второй ступени ракеты Р-16 и возникшего пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были запечатлеть ход проводимых испытаний. Благодаря работе этих камер, до нас дошли жуткие кадры катастрофы с людьми, которые пытались избежать смерти в океане охватившего их пламени.

Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.

Пожар на стартовом столе продолжался и после выгорания компонентов ракетного топлива. Пламя бушевало на объекте несколько часов. Горело все, что только могло гореть: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Расплавились и горели баки ракеты Р-16, в пламени уцелели только рассчитанные на воздействие высоких температур двигатели первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.

Во время катастрофы часть людей спасла мгновенная реакция: не теряя ни секунды, они постарались убежать как можно дальше. Часть таких счастливчиков отделалась лишь ожогами. Сам конструктор, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку. Таким образом, курение спасло жизнь ему и еще нескольким сопровождавшим его людям. В то же время десятки людей погибли в пламени практически мгновенно или скончались позднее от страшных ожогов. Сам Янгель вскоре был сражен обширным инфарктом, который в его жизни был уже вторым по счету, но в итоге остался жив.

При взрыве МБР Р-16 погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, а также замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, жертвами катастрофы стали многие конструкторы, техники, инженеры и военные. В некоторых источниках говорилось о том, что от маршала Неделина остались золотая звезда Героя Советского Союза, наручные часы и погон; по другим данным - металлический ободок маршальской фуражки и пуговица. Но очевидцы произошедшего говорили, что в непосредственной близости от ракеты из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна на сером асфальте - это были тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня.

Сподвижник Королёва Борис Евсеевич Черток достаточно жестко отреагировал на неудачу конкурентов, высказавшись о том, что всего одна ракета Р-16, даже не стартовая, без взрывчатки на борту (боевая часть ракеты была заполнена балластом), смогла убить больше людей, чем десяток немецких ракет Фау-2, упавших на Лондон в годы Второй мировой войны. Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса». При этом наказывать по итогам катастрофы никого не стали - непосредственные виновники случившегося уже сами наказали себя.

Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин

Катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября 1960 года при первой попытке запуска ракеты на Марс произошел отказ двигателя третьей ступени - в двигатель не поступал керосин. Вторая попытка, которая была предпринята 14 октября, также оказалась неудачной: ракеты даже не смогли выйти на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они смогут долететь до Марса.

Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель процесса подготовки первых космонавтов, по горячим следам произошедших катастроф и аварий записал в своем дневнике, что настоящие причины постигших отрасль неудач не рискнет установить никто. По его словам, пуски ракет были приурочены к визиту Хрущева в Нью-Йорк, а также его выступлению в ООН, поэтому в процессе подготовки к запускам была допущена преступная неорганизованность и спешка. Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года. На тот момент времени «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущева, который, естественно, не оставался внакладе.

84 погибших солдата и офицера были похоронены на Байконуре в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в тех городах, где они работали и жили. 26 октября 1960 года советская пресса официально сообщила о том, что Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, Герой Советского Союза, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Сообщалось, что маршал погиб в результате авиационной катастрофы.

Мемориал на месте катастрофы

Разрушенная в результате взрыва и последующего затем пожара стартовая площадка была довольно быстро восстановлена, это удалось сделать за 3 месяца. 2 февраля 1961 года здесь состоялся первый после катастрофы пуск МБР Р-16, который в целом был признан удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более 20 человек, а Янгель наблюдал за стартом, как это и полагалось делать, из бункера. По словам очевидцев запуска, наземный старт ракеты Р-16 был очень красивым. Летные испытания ракеты Р-16 были официально завершены только в феврале 1962 года, после чего данные ракеты стали основой группировки советских межконтинентальных баллистических ракет.

После катастрофы на космодроме Байконур была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, который находился у любой ракеты в день ее запуска. Несмотря на это, ровно через 3 года после «катастрофы Неделина» (как данное событие назвали на Западе) произошла еще одна катастрофа. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А из шахты во время заправки по неосторожности был пролит керосин. В результате загазованность шахты кислородом была превышена в 1,5 раза. На следующий день, 24 октября 1963 года, расчет ракеты обнаружил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от случайной искры накопившиеся пары керосина вспыхнули, в шахте начался пожар, который в итоге привел к гибели 8 участников испытаний. С тех самых пор 24 октября ракеты с космодрома Байконур не запускают - в этот день здесь вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.

Источники информации:
http://warspot.ru/4221-katastrofa-nedelina
http://www.nkj.ru/archive/articles/8244
http://svpressa.ru/society/article/32604
Материалы из открытых источников

Михайлов Андрей 19.10.2014 в 14:00

Трагическая история, произошедшая на советском космодроме Байконур, окутана какой-то мистикой… 24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая авария в истории освоения космоса - погибло 78 человек, в том числе человек-легенда, маршал Митрофан Неделин. Эта страшная катастрофа случилась через несколько дней после двух предыдущих октябрьских аварий на Байконуре. Ровно через три года, день в день, 24 октября 1963 года, там же опять взорвалась ракета, и снова были жертвы.

Такой факт: указ о награждении советского Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина уже российским орденом Мужества тогдашний президент РФ Борис Ельцин вдруг подписал буквально за несколько дней до своей отставки, 24 декабря 1999 года. То есть уже после того, как он принял окончательное решение о своем уходе - из исторических хроник недавнего прошлого известно, что 22 декабря Ельцин тайно приглашал к себе Владимира Путина, и именно в этот день убедил его принять руководство страной.

Что подвигло первого президента России посвятить один из своих последних указов именно награждению Неделина и его погибших 39 лет назад товарищей - тайна тайн, мистика какая-то… Убедительных объяснений этого факта в открытой прессе нет.

После того, как 24 октября 1963 года, ровно через три года после так называемой "неделинской" трагедии, на Байконуре произошла еще и катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А с человеческими жертвами (погибли восемь человек), этот день считается "черным" днем в космонавтике и пуски ракет в этот день решено было больше не производить. И в этот день принято вспоминать не только жертв "неделинской" катастрофы, но и всех, кто погиб при освоении космоса.

Имена погибших в этой катастрофе ученых и техников носят улицы города Байконур. А именем маршала Неделина также названы улицы в городах Воронеже, Мирный (космодром Плесецк), Москве, Липецке, Донецке, Одессе, Одинцово, Щелково и многих других городах бывшего Советского Союза…

Увы, именно в октябре 1960 года перед катастрофой с ракетой Р-16 на космодроме Байконур были и другие неудачные пуски советских ракет - это мистически "черный" месяц какой-то. Так, 10 октября была предпринята первая попытка пуска автоматической межпланетной станции "1М-1" в сторону Марса, ракета-носитель "Молния 8К78" потерпела аварию на участке выведения и взорвалась.

Но уже 14 октября 1960 года была предпринята следующая попытка пуска автоматической межпланетной станции, только с индексом "1М-2", в сторону Марса. Как и в первом случае, ракета-носитель "Молния 8К78" потерпела аварию на участке выведения и взорвалась. Между прочим, программа полета уже тогда предусматривала достижение станцией поверхности Марса. Но "марсовая" программа в СССР, сами понимаете, после этих аварий была надолго отложена.

Кстати, октябрьские дни 1960 года были неудачными не только для наших ракетостроителей, но и для американцев. Через два дня после так называемой "неделинской" катастрофы, 26 октября1960 года, на космодроме Vandenberg (Западный испытательный полигон, округ Санта-Барбара, штат Калифорния, США) потерпела крушение ракета-носитель Thor Agena-B, которая должна была вывести на околоземную орбиту американский спутник фоторазведки Discoverer-16…

Итак, 24 октября 1960 года на Байконуре при взрыве ракеты Р-16 погибли 74 человека, и еще четверо умерли в результате сильных ожогов и отравления парами гептила (по другим данным, погибли от 92 до 126 человек). Температура горения была столь высока, что от маршала Неделина остался только едва заметный темный след на асфальте возле ракеты. Были найдены жутко оплавившаяся Золотая звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы.

Технические аспекты этой аварии можно найти в сети без труда, в этом материале приводить их нет необходимости, разве что очень коротко. За 30 минут до запланированного запуска произошел несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива.

Утверждают, что своей гибели маршал мог бы избежать, если бы воспользовался специальным укрытием, а не сидел на стуле возле ракеты при подготовке ее к запуску. Такая беспечность и стоила ему жизни… В СССР официально было объявлено о гибели только самого Неделина - причем в результате авиакатастрофы. Все было секретным, но вот гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе. О судьбе экипажа и других пассажиров якобы пассажирского самолета не сообщалось.

Похороны прошли на Красной площади 27 октября 1960 года. Урна с прахом Неделина (хотя, если разобраться, то праха его тела как такового и не было!) была захоронена в некрополе Кремлевской стены на Красной площади в Москве рядом с урной И. В. Курчатова.

Данные о катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году. В публикациях об аварии, которые относятся к постсоветскому времени, пишут примерено следующее: катастрофа, повлекшая за собой большое количество жертв, была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и желанием успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику - годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Вообще ход подготовки ракеты к пуску находился под пристальным вниманием ЦК КПСС и высшего руководства страны. На полигон неоднократно звонили Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Сроки поджимали, да и большие достижения было принято приурочивать к "красным" датам календаря, в качестве которой действительно прекрасно подходила годовщина Великой Октябрьской революции. Работы велись в две смены и днем и ночью.

Не все клеилось, по технике были замечания. Но кроме некоторых возражавших специалистов, знавших о возможных неполадках, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены. По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: "Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждет нас!"

Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, перед пуском маршал Неделин сидел на стуле на так называемой нулевой отметке - примерно в 17 метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находилось множество высоких должностных лиц. При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчиненным, отошел в курилку. Вместе с ним в курилку отошли и некоторые другие начальники. Это и спасло им жизнь.

Первое заседание спецкомиссии по катастрофе состоялось в монтажно-испытательном корпусе сразу по прибытии колонны машин с аэродрома. В присутствии всех выживших испытателей Р-16 Леонид Брежнев, входивший в комиссию, заявил: "Никого наказывать не будем". Как показало дальнейшее расследование, непосредственные виновники аварии - ответственные за технику безопасности работ и разработчик системы управления - погибли при взрыве. Оставшихся в живых наказывать посчитали как бы негуманным. Есть легенда, что по результатам работы комиссии Брежнев махнул рукой и сказал: "… вы сами себя наказали".