Вступление швеции в нато. The hill: почему швеция и финляндия всё ещё не в нато? Швеция нужна нато, нато нужно швеции

Если взглянуть на карту Балтийского моря, где обозначены участки проведения учений, окажется, что… кораблей НАТО и сотрудничающих с ним Швеции и Финляндии там больше, чем кораблей Балтийского флота. Если подсчитать военных, которые принимают участие в сентябрьских учениях Запада, их окажется больше, чем официальных участников учений России и Белоруссии. В странах Балтии и северо-восточном регионе Польши находится, правда, меньше самолетов, чем на маневрах восточных соседей, но их в любом случае больше, чем обычно.

НАТО не стало безучастно следить за шагами потенциального противника а, какое совпадение, решило провести серию учений со странами-партнерами, которые покажут России, что Балтийское море и прибрежные территории — это не ее собственность. Роли поменялись: теперь уже Москва с показной тревогой следит за Западом и распространяет в своих СМИ тревожные сообщения о масштабе западных учений.

Швеция нужна НАТО, НАТО нужно Швеции

Больше всего шума наделало военное пробуждение Швеции. Сентябрьские учения Aurora не просто стали самыми крупными с момента окончания холодной войны: они в беспрецедентном масштабе интегрируют оборонную систему Швеции с НАТО и соседней Финляндией, с которой Стокгольм подписал специальное временное соглашение.

Шведы, суровый народ с военными традициями, с которыми мы познакомились на собственном опыте, не на шутку испугались, когда после того, как Россия напала на далекую Украину, российские бомбардировщики и подлодки стали появляться в окрестностях Стокгольма. Это совпало с появившимися в прессе алармистскими статьями, рассказывавшими о бедственном состоянии шведских вооруженных сил. Поэтому шведы взяли себя в руки и запланировали учения с привлечением 19 000 человек, чтобы отработать план действий на случай атаки с востока и захвата агрессором острова Готланд, который считается стратегически важным пунктом для контроля над Балтикой. Разнообразные военные сценарии показывали, что захват Готланда и размещение там мобильных ракетных систем дальнего действия заблокирует возможность проведения авиационных и морских операций в радиусе 500 километров и перекроет коридор доступа к странам Балтии и северу Польши. В гипотетической битве за так называемый Сувалкский перешеек это может оказаться вопросом жизни и смерти.

Швеция, конечно, не входит в НАТО и, в отличие от Финляндии, даже не рассматривает сейчас перспективу членства, однако, для интегрированного в военном плане Запада она остается дружественно-нейтральной страной, которая в случае серьезного кризиса или войны наверняка поведет себя достойно. Взвесив все за и против, шведы сами признали, что без американцев и НАТО противостоять российской агрессии они не смогут. Поэтому в своей оборонной политике они (вне зависимости от отношения к нынешнему президенту США) делают ставку на американцев и укрепление двусторонних отношений с членами Альянса. Появляются сообщения, что именно Швеция после Румынии (и раньше, чем Польша) получит зенитно-ракетные комплексы Patriot, которые, впрочем, принимают участие в учениях Aurora в виде одной батареи, приехавшей из Германии.

Карта не даст соврать: без помощи шведов НАТО не сможет сохранить полный контроль над Балтийским морем. В свою очередь, Швеция без НАТО, а в особенности Дании, Германии и расположенной ближе всего Норвегии не сможет обеспечить себе такой уровень безопасности, к какому она привыкла. В сентябре проходят также морские учения Northern Coasts, благодаря которым силы НАТО в Балтийском море превосходят по численности российские. Это 50 кораблей из 16 стран, в том числе постоянная военно-морская группа Альянса (три фрегата), а также силы специального назначения, самолеты и вертолеты, которые способны проводить самые разные надводные и подводные операции в условиях интенсивного конфликта, то есть столкновения с Россией. Если задуматься, когда в Балтийском море в последний раз появлялось столько натовских моряков, окажется, что это было… в июне при проведении учений Baltops.

Если Альянс во второй раз за несколько месяцев отправляет в один и тот же регион такие морские силы, это означает, что роль Балтики возросла, а усиленное присутствие Альянса приобретает там постоянный характер. Омрачил эти учения лишь инцидент в порту Карлскруна, унесший жизнь польского моряка.

Американские военные в Польше

Лучше всего, однако, решили подразнить Россию в свойственном им стиле американцы. Не обращая особенного внимания на учения «Запад», они начали перебрасывать в Польшу новую смену своей танковой бригады, которая находится у нас на ротационной основе. 3-я бригадная боевая группа 4-й пехотной дивизии США из Колорадо, которая провела на польской земле девять месяцев, отправится домой, а к нам прибудет 2-я бригадная боевая группа 1-й дивизии пехоты из Форта Райли в Канзасе.

Пребывание в Польше для американцев — это все еще новый опыт, поэтому в социальных сетях появляются записи с тревожными вопросами. Впрочем, я не нашел ни одного, который бы касался учений «Запад». Речь идет, скорее, о том, будет ли зарядное устройство для iPhone работать в польских розетках, стоит ли взять с собой дополнительный матрас или одеяло и, в целом, дикая ли страна эта Польша. Более опытные коллеги отвечают: все работает, морозов нет, а страна прекрасная. Об угрозе российского нападения — ни слова.

Особенного внимания заслуживает, однако, не то, что происходит в интернете, а то, что мы видим в воздухе и на воде. Когда в январе на свое первое дежурство заступала бригада из Колорадо, ролкеры доставили танки Abrams, БМП Bradley и самоходные гаубицы Paladin в известный со времен холодной войны безопасный западно-немецкий порт Бремерхафен. Между тем накануне учений «Запад», которые наводят на всех страх, огромный корабль, скрывающий в своем брюхе американскую технику, прибыл в польский Гданьск.

Это вдвое ближе к Жагани, чем Бремерхафен, а, напомню, что скоро американцам придется перебросить в Польшу машины для еще одной бригады, которые разместят в Повидзе. Так что лучше своевременно отработать выгрузку «железа» в гданьском порту, где подобных операций никогда раньше не проводилось. В течение всего сентября в Польшу будут прилетать зафрахтованные американской армией самолеты, которые привезут 3 500 военных. С аэродромов на базы их доставят автобусы, заказанные у частных польских перевозчиков. Если бы солдатам угрожала какая-то опасность, ни полетов, ни таких поездок мы бы не увидели.

Между тем американцы на всякий случай повышают бдительность. На натовское дежурство в Литве они отправили не, как обычно, четыре, а семь истребителей F-15. Эти дьявольски быстрые и отлично вооруженные машины будут способны перехватить любой самолет военно-воздушных сил России. Пилоты окрестили их mighty-mighty, что, пожалуй, не требует перевода.

По стечению обстоятельств в то же самое время британцы направили в Эстонию два своих истребителя Eurofighter, которые составят компанию бельгийским F-16. Они тоже способны развить достаточную скорость, чтобы прогнать российские Су-30. Миссия НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии внезапно начала разрастаться, хотя формального приказа наращивать силы, не было. Кроме того, польские F-16, которые должны были вернуться на базу Познань-Кшесины на несколько недель остановились в Мальборке. До Калининграда оттуда чуть больше 100 километров, для летящих на полной скорости F-16 — одно мгновение. Интернет-пользователи сообщают, что у белорусской границы появились какие-то невероятные лагеря наших военных радиотехников. Можно верить, можно не верить: на фотографиях видны какие-то палатки и антенны. Но это все наверняка чрезвычайно секретно.

Польша проводит собственные учения

Впрочем, можно сказать, что Польша сама устраивает более масштабные учения, чем «Запад». В маневрах Dragon примут участие 17 тысяч человек. Напомню, что по официальным сообщениям России и Белоруссии, в их учениях задействовано чуть меньше 13 тысяч военных. Никто в НАТО, конечно, в это не верит, но именно такие данные они сообщили ОБСЕ, которая следит за учениями в Европе.

Формально польские учения — это не ответ на «Запад», однако, в военном плане они будут в общих чертах повторять прошлогодние маневры Anaconda, которые очень рассердили Россию. Она увидела, что американские десантники могут сесть на родине в свои самолеты и высадиться в поле под польским Торунем; что на строительство переправы через Вислу нашим союзникам нужно полчаса, а пройти через нее может целая танковая бригада; что американские танки Abrams отлично чувствуют себя в условиях Центральной Европы и все, что им требуется, — это камуфляж в цветах нашего леса, а не иракской пустыни. Учения Dragon будут не столь масштабными, но в них примут участие военные, только что приплывшие из США в Гданьск. Балтийское море вновь окажется в центре внимания, поскольку на маневрах будут отрабатывать сценарий конфликта вокруг поставок энергоресурсов.

НАТО начало реагировать на российские военные учения. Однако оно до сих пор не может перебросить за три дня сто тысяч человек или внезапно поднять на ноги любую бригаду. В плане поддержания постоянной боевой готовности Россия продолжает сохранять преимущество. Тем не менее Кремль наверняка заметит пробуждение Альянса и, возможно, придет к выводу, что конфронтация не имеет смысла. Важно, чтобы НАТО не решило почить на лаврах и не позволило обмануть себя российской «деэскалацией», симптомы которой мы наблюдаем.

Зачем России «Запад»

Если учения «Запад» будут иметь именно такой размах, как россияне обещали ОБСЕ, в западных странах могут решить, что Россия заслуживает доверия, а с санкциями пора покончить. Вслед за этим может последовать согласие на появление в Донбассе «голубых касок». После того, как позиция Асада в разрушенной Сирии укрепится, россияне будут готовы уйти с Ближнего Востока, такую показную операцию они уже однажды устраивали. Если одновременно они обещают Дональду Трампу «решить» дело с Северной Кореей, американский президент сможет пойти на сделку. Очевидно, что военная составляющая «Запада» не имеет особого значения, ведь России и так постоянно проводит учения. «Запад» — это карта, которую Москва использует в широкой, возможно, даже глобальной игре. Но карточный стол мы должны контролировать сами.

Подпишитесь на нас

Исследование шведского сотрудничества с другими странами в области обороны и безопасности показало, что членство в военном альянсе повлечет за собой определенные последствия.

Новостное агентство TT ознакомилось с докладом посла Кристера Брингеуса (Krister Bringéus), который в скором времени будет представлен общественности. Брингеус не занимает конкретной позиции по вопросу о том, следует ли Швеции стать членом НАТО, но это и не было целью его работы. Напротив, он разбирает плюсы и минусы такого решения.

Контекст

Угроза для Швеции - терроризм, а не Россия

Dagens Nyheter 08.08.2016

Нейтралитет - лучшая защита от России

Nyheter24 02.06.2016

Финляндия - пример для Швеции

Expressen 17.04.2016

Сдерживающий эффект

Самым очевидным последствием станет устранение неопределенности вокруг действий Швеции в сотрудничестве со странами НАТО в случае конфликта на Балтийском море. «Судя по всему, способность совместно сдерживать конфликты возрастет», говорится в исследовании.

Но трудно сказать, насколько значительным будет этот эффект, замечает Брингеус. По его словам, надо обдумать и вероятное развитие нынешнего сотрудничества Швеции с НАТО и внеблоковой Финляндией. Эксперт считает, что углубление военного сотрудничества с Финляндией также может дать серьезный сдерживающий эффект в регионе.

Российский удар?

Предположение, что Россия нападет именно на Швецию, с практической точки зрения не выдерживает никакой критики. Более реальный сценарий, который, однако, тоже представляется маловероятным — это втягивание Швеции в военный конфликт вследствие нападения России на страны НАТО Эстонию, Латвию и Литву.

По оценкам экспертов, у России есть военная возможность подчинить себе Прибалтику всего за несколько дней. Тогда, а может, и на более ранней стадии, Россия захочет разместить свои системы ПВО на территории Швеции, например, на острове Готланд, чтобы не пускать самолеты НАТО в воздушное пространство над Балтикой.

Недостатки шведской обороны

Автор исследования констатирует, что общее изучение шведской обороноспособности сегодня выявляет «значительные недостатки», несмотря на то, что страна имеет высококлассные боевые самолеты и подводные лодки. По оценкам, Швеция зависима от помощи иностранных партнеров. Однако пройдет не менее трех недель, прежде чем Америка сможет доставить в Швецию подкрепление с тяжелой наземной техникой.

Но членство в НАТО — не панацея для решения шведских оборонных проблем. «Первая линия обороны стран НАТО — это национальные ресурсы», подчеркивается в докладе.

Страна получит гарантии

Даже если Швеция вступит в НАТО, размер военного бюджета все равно устанавливается парламентом страны. Конечно, НАТО призывает всех членов стремиться к расходам на оборону в размере 2% от ВВП, но это лишь рекомендация. Всего пять из 28 стран НАТО придерживаются заданного уровня.

С другой стороны, Швеция как член НАТО получит гарантии защиты и сможет участвовать в оперативном планировании в свете вероятных конфликтов в Балтийском регионе. Оперативное планирование показывает потенциальному агрессору, что принимаются меры, чтобы противостоять угрозе, так что оно тоже действует как средство сдерживания.

Швецию охотно примут

По мнению эксперта, Швецию охотно примут в НАТО, и весь процесс рассмотрения шведской заявки займет 12-15 месяцев. Но, скорее всего, это приведет к политическому кризису в отношениях с Россией, причем «масштаб сложно предугадать».

Однако российская реакция, вероятно, не выйдет за пределы жестких высказываний, попыток воздействия, экономических мер и военных угроз. В конце концов, Россия смирится с фактом расширения НАТО, предполагает автор исследования.

Если вступление Швеции в НАТО приведет к размещению натовских установок на шведской земле, Россия может начать стягивать силы в Балтийский регион. Но сейчас, по мнению автора доклада, нет никаких признаков того, что НАТО заинтересована в размещении ядерного оружия на территории Швеции.

Выводы исследования

Совместная способность Запада сдерживать конфликты возрастет.

Вступление Швеции в НАТО заставит Россию наращивать вооружения.

Нет признаков того, что НАТО захочет разместить в Швеции ядерное оружие.

Как член НАТО Швеция сможет выстраивать оборонную политику в рамках альянса.

Вступление в НАТО не восполнит недостатки шведской обороноспособности.

Вступление в НАТО не вызовет значительных экономических последствий в военной сфере.

Заявка Швеции на членство в НАТО приведет к политическому кризису в отношениях с Россией.

Область политической и дипломатической деятельности Швеции уменьшится незначительно.

Как члену НАТО Швеции станет сложнее продвигать идею о международном запрете ядерного оружия.

В последнее время в Финляндии и Швеции значительно активизировалась дискуссия вокруг вопроса о возможном вступлении этих стран в Североатлантический союз. Пока обсуждение ведется главным образом на экспертном уровне и в средствах массовой информации, но к нему все более подключаются также ведущие политические силы обоих государств. Очередным толчком к актуализации данной проблемы послужило подписание финским президентом и шведским правительством на саммите НАТО в Уэльсе (сентябрь 2014 г.) соглашения Host nations support, которое предполагает предоставление альянсу права проводить учения на территории этих стран и направлять туда свои Силы реагирования (NSR) в кризисных ситуациях. Следует, однако, отметить, что в данном случае предоставление такого права требует согласования с принимающей стороной. В Финляндии это соглашение уже действует, а в Швеции оно вступит в силу 1 июля 2016 г., если его одобрит парламент весной с.г. В преддверии голосования по данному вопросу сторонниками вступления Швеции в НАТО была развернута антироссийская кампания в местных СМИ с целью обоснования необходимости отхода страны от политики неприсоединения к военным блокам «перед лицом угрозы, которую сейчас представляют имперские амбиции руководства РФ». Существенным раздражителем стало высказывание генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в его отчете о работе альянса за 2015 г. о том, что «еще весной 2013 г. Россия проводила учения, где апробировались ядерные удары по Швеции». (см Рис. 1)

Если говорить о результатах социологических исследований, то популярность идеи вхождения в НАТО в Хельсинки значительно ниже, чем в Стокгольме (27 и 49 % соответственно). К тому же на последних парламентских выборах в Финляндии победила оппозиционная партия «Центр» – противник вхождения страны в Североатлантический союз. Причиной таких расхождений во мнениях может являться то обстоятельство, что в отличие от Швеции, где уровень доверия к армии как к гаранту обеспечения национальной безопасности достаточно низок, население Финляндии более доверительно относится к собственным ВС, а также достаточно высоко оценивает сложившиеся добрососедские связи с Россией, в то время как у шведов все еще сильны опасения по поводу возможной агрессии со стороны Москвы. (см. Рис. 2)

С точки зрения политической конъюнктуры в данных странах их скорое вступление в НАТО маловероятно. Правительство Стефана Лёвена твердо придерживается принципа неприсоединения к военным блокам, что, несмотря на распространение в шведском парламенте антироссийских настроений, не позволяет рассчитывать на актуализацию обсуждения этого вопроса на официальном уровне до всеобщих выборов 2018 г.

Приоритеты правительства Финляндии также отнюдь не в пользу присоединения к Североатлантическому союзу. Все восемь представленных в финском парламенте партий согласны с тем, что прежде всего следует развивать военное сотрудничество со Швецией. Статус Финляндии как буфера между Россией и НАТО в случае вхождения в альянс Швеции не может устроить руководство как одного, так и другого государства. Поэтому большинство финских политиков выступают за тщательную проработку всех аргументов «за» и «против» присоединения их страны к Североатлантическому союзу, и такая работа уже началась. Окончательные результаты будут известны весной с.г.

Таким образом, несмотря на насаждаемую антироссийскую риторику, «евронейтралы» по-прежнему не рассматривают НАТО как наиболее надежный инструмент обеспечения национальной безопасности, предпочитая альтернативную военную интеграцию внутри Прибалтики и Восточной Европы, а также двустороннее сотрудничество.

В частности, за последние полтора года в рамках укрепления шведско-финского взаимодействия в военной сфере создано объединенное военно-морское подразделение, которое должно нарастить свои оперативные возможности к 2023 г. Кроме того, существуют планы по расширению доступа к базам морской пехоты обоих государств, а также по проведению совместных подводных учений. К 2020 г. предполагается разработать концепцию финско-шведских армейских подразделений. Еще одним важным шагом можно считать подписание в конце января с.г. соглашения о военной помощи между Финляндией, Швецией и Эстонией. Такой тройственный союз интересен с той точки зрения, что Эстония, являясь членом НАТО, способствует проведению Хельсинки и Стокгольмом политики на сближение с альянсом, а не на вступление в него. По всей видимости, по мере реализации этой стратегии Швеция и Финляндия рассчитывают распространить на себя принцип коллективной безопасности Североатлантического союза, формально оставаясь нейтральными странами.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие выводы:

  1. Политические элиты Финляндии и Швеции в значительной части «за» вступление в НАТО, народ – «против»;
  2. Набирает обороты «пронатовская» кампания в СМИ с целью привития обществу алармизма в отношении РФ;
  3. Синхронность Швеции и Финляндии в принятии решений по вопросам обеспечения региональной безопасности, при вступлении одного из государств в НАТО, скорее всего, повлечет за собой аналогичные действия со стороны другого;
  4. Многое будет зависеть от возможных референдумов по членству в альянсе, которые намечены на 2018 г.;
  5. Являясь участниками широкого спектра программ НАТО, Финляндия и Швеция без труда могут интегрироваться в Североатлантический союз, в случае принятия положительного политического решения;
  6. Учитывая общественно-политическую обстановку в Финляндии и Швеции, вступление этих государств в альянс может состояться в районе 2020 г., не ранее.

Правообладатель иллюстрации AFP

Шведские военные . Финские - на демилитаризованных Аландских островах.

Эти территории долгие годы были вдалеке от очагов напряженности, но теперь Балтика, на четверть века забывшая о холодной войне, похоже, опять становится местом противостояния России и Запада.

В докладе генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по итогам 2015 года говорится, что за последние три года Россия провела как минимум 18 крупномасштабных учений, в каждом из которых участвовало до 100 тысяч военных.

В ходе некоторых из учений отрабатывался ядерный удар по союзникам и партнерам НАТО, говорится в докладе. В качестве примера приводится как раз отработка военных действий против Швеции.

В России, в свою очередь, говорят, что эти страны стремительно сближаются с блоком НАТО, который в Кремле снова считают главной угрозой.

На случай войны

Разговоры о движении Швеции и Финляндии в направлении НАТО идут уже несколько лет.

В апреле 2014 года скандинавские страны - Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия - подписали документ о более тесном военном сотрудничестве.

Этот документ не имеет статуса соглашения, обязательного к выполнению, но уже тогда заговорили о сближении двух нейтральных стран, Швеции и Финляндии, с Североатлантическим альянсом, в котором состоят остальные подписанты этой декларации.

Милитаризация островов в Балтийском море двумя нейтральными государствами обсуждается формально в рамках укрепления национальной обороны.

Более того - там не планируется размещать крупные силы, но в случае угрозы гарнизоны можно быстро пополнить.

Многие эксперты считают, что, учитывая подписанную декларацию, а также участие Швеции и Финляндии в различных учениях в рамках Альянса, в случае войны эти страны как минимум предоставят свою территорию, военные объекты для войск НАТО.

Угроза с Запада

В России НАТО официально считается главной угрозой безопасности страны. Этот тезис содержится в утвержденной Владимиром Путиным в последний день 2015 года обновленной стратегии национальной безопасности.

В начале декабря, выступая на расширенной коллегии в министерстве обороны, министр Сергей Шойгу сразу же заговорил об опасности расширения НАТО.

"Только за этот год в странах Балтии, Польше, Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в 8 раз, а по количеству военнослужащих - в 13", - сказал министр.

По его словам, сегодня активно готовятся к вступлению в блок Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия, Украина.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Финляндия, как и Швеция, участвует не только в натовских маневрах, но также готовится самостоятельно оборонять свою территорию

Отдельно министр обороны России упомянул Финляндию, Швецию, Сербию и Молдавию, которые, по его словам, вовлекаются в сферу интересов альянса.

В январе стало известно, что Западном военном округе Россия в дополнение к 1-й танковой армии, которую также создают на этом направлении.

Нервозность в отношениях Москвы и Стокгольма из-за сотрудничества Швеции с Альянсом проявилась в начале сентября. Тогда представитель МИД России Мария Захарова сделала заявление, предупредив Швецию о возможных последствиях.

"Присоединение Швеции к НАТО имело бы военно-политические и внешнеполитические последствия, которые потребовали бы необходимых ответных шагов с российской стороны, - заявила она, - Мы по-прежнему рассматриваем политику неучастия Швеции в военных блоках как важный фактор обеспечения стабильности на севере Европы".

В ответ шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему было заявлено, что подобные угрозы российских властей абсолютно неприемлемы.

"Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности", - сказала министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрем.

Под впечатлением от Крыма

Хотя Швеция и Финляндия по сей день не являются членами НАТО, с Североатлантическим союзом их связывает тесное сотрудничество.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

И Финляндия, и Швеция крайне серьезно относятся к возросшей активности российских вооруженных сил на северо-востоке Европы, однако сильным импульсом для собственных действий по укреплению обороны стала внезапная аннексия Крыма.

"Мы предвидели возможность аннексии Крыма? Мы понимали, что они собирались начать что-то на востоке Украины?" – задавал риторические вопросы в интервью Би-би-си верховный командующий шведскими вооруженными силами Микаэль Бюден.

11/01/2018

По прошествии двадцати лет сотрудничества с НАТО, начав с «Партнерства ради мира» в 1994 году, Швеция стала одним из пяти партнеров, которым были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с НАТО на саммите организации в Уэльсе в 2014 году, в котором мне впервые довелось участвовать в качестве посла Швеции при НАТО. Статус партнера с расширенными возможностями предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений, помимо других форматов партнерства. Это совпало с российской незаконной аннексией Крыма и военным вмешательством на востоке Украины, а также с принятием нашего закона об обороне на период с 2016 по 2020 годы. Необходимость пересмотреть нашу собственную оборонную политику в сочетании с серьезным сигналом, свидетельствующим о готовности европейской страны нарушить существующий порядок безопасности с помощью военной силы, придали импульс новой платформе партнерства.

Восстановление равновесия в национальной обороне

В Швеции, как и в большинстве европейских стран, события 2014 года снова вывели политику обороны и безопасности на первый план политической повестки дня. С окончанием «холодной войны» зародилась концепция воцарения вечного мира, и в последовавшие за этим десятилетия национальной обороне уделялось меньше внимания. В связи с отсутствием четких угроз нашей национальной безопасности мы постепенно отказались от предыдущей концепции мощной национальной обороны, призванной не допустить и предотвратить возможное полномасштабное вторжение. Сменившие затем друг друга правительства сокращали оборонный бюджет. Первоочередной задачей стало внесение вклада в международные миссии, нацеленные на обеспечение стабильности в Европе и в соседних регионах. Оборона страны была переведена на более гибкие и скромные рельсы, при этом особый упор делался на экспедиционные войска.

Шведская офицер по связи и взаимодействию служит в составе Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане, миссия которых закончилась в декабре 2014 г. © Министерство обороны Швеции

В настоящий момент наш самый крупный международный военный вклад – в Мали (МИНУСМА). За истекший период более 80 000 шведских мужчин и женщин служили в миссиях по поддержанию мира, проводившихся ООН, ЕС и НАТО в различных точках мира. Швеция участвовала во всех операциях под руководством НАТО, проводившихся по мандату ООН, и по-прежнему оказывает активную поддержку Силам для Косово на Западных Балканах и миссии «Решительная поддержка» по учебной подготовке, консультированию и содействию национальным силам безопасности и учреждениям в Афганистане. Это имеет принципиальное значение для повышения оперативной совместимости между вооруженными силами Швеции и международными партнерами, и это также должно восприниматься как проявление международной солидарности.

По окончании эпохи «холодной войны» (1949-1989) и в последующие десятилетия НАТО уделяла основное внимание международным миссиям по кризисному регулированию, и наш новый статус партнера с расширенными возможностями также совпал с решением НАТО адаптироваться и перенаправить свое внимание в соответствии с новыми реалиями. Ухудшение условий безопасности и необходимость для НАТО сосредоточиться на коллективной обороне и обороне Европы подчеркнули нашу общую заинтересованность в еще более тесной совместной работе. Тот факт, что район Балтийского моря надо воспринимать как один стратегический район, стал естественным движущим фактором расширения нашего сотрудничества.

Швеция наметила три первоочередных направления: политические консультации, учения и обмен информацией. За последние три года мы проделали огромную работу по всем ним. На встрече на высшем уровне в Варшаве в 2016 году НАТО подчеркнула, что необходимо развивать регулярные политические консультации, обмениваться информацией об обстановке и проводить совместные учения с Финляндией и Швецией. Работа с коллегами из стран НАТО и сотрудниками НАТО по данной повестке дня была для нас поучительной и полезной.

Вызовы миропорядку

Общие вызовы, стоящие перед нами, масштабны и сложны, как никогда за последние десятилетия. Региональные державы и негосударственные субъекты проверяют свою силу на соседях, других государствах и международных учреждениях. Угроз множество, и они более сложны. Готовность и боеспособность вооруженных сил будут и впредь сохранять жизненно важное значение, но их будет недостаточно, чтобы действовать в ответ на террористические, кибернетические или гибридные угрозы. С ними можно справиться только расширяя международное сотрудничество, а не сворачивая его.

Шведские войска участвуют в учениях НАТО «Балтопс – 2015».

В этой связи отрадно отметить недавние шаги вперед в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Швеция вместе с рядом других государств-членов ЕС заявила о своем намерении присоединиться к новому Постоянному структурированному сотрудничеству (ПЕСКО) – структуре и процессу, в основе которых лежит договор и которые призваны углубить сотрудничество в области обороны и безопасности в Европейском союзе между теми государствами, которые способны и готовы к этому. Европейский союз, НАТО и США, вместе с глобальными партнерами должны и впредь отстаивать миропорядок, основанный на международном праве и уважении прав человека. Прочная трансатлантическая связь важна для стабильности НАТО и Европы. Действуя вместе на международных площадках, при проведении операций и учений мы повышаем порог, ограждающий нас от агрессии.

Наряду с уставом ООН принципы и обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образуют нормативно-правовую основу европейской безопасности. При этом важнейший элемент – право всех государств на территориальную целостность и на самостоятельный выбор политики безопасности, включая принцип, согласно которому границы стран нельзя менять с помощью силы. Швеция приветствует Европейскую инициативу сдерживания, выдвинутую США, а также усиленное присутствие НАТО в районе Балтийского моря, что способствует региональной стабильности в целом. Среди ответных мер, принятых Швецией в связи с агрессивной военной линией и непредсказуемыми действиями России: укрепление национальной обороны и расширение сотрудничества в области безопасности. В сочетании с активной дипломатией посредством диалога это дает возможность вновь заявить о нашей неизменной поддержке международного права, демократических ценностей и принципов.

Преобразование оборонной политики Швеции

Обеспечение безопасности нашей страны – наша основная обязанность, и это непосредственно связано с миром и стабильностью на севере Европы. В этом году правительство Швеции приняло стратегию национальной безопасности – рамочный документ, в котором определены национальные интересы и угрозы в различных областях. Оборонная политика Швеции сосредоточена на двух направлениях: модернизация военного потенциала страны и углубление сотрудничества с другими странами и организациями. Эта политика пользуется широкой поддержкой со стороны парламента.

Швеция инвестирует в новые силы и средства, в частности новое поколение самолетов-истребителей Gripen («Грипен»). Фото любезно предоставлено Luftstridsskolan and Forsvarsmakten

С 2015 года наметилась новая тенденция в оборонных расходах Швеции. Тогда правительство впервые за более чем два с половиной десятилетия приняло решение об увеличении оборонных расходов на 11 процентов до 2020 года. В этом году с заключением многостороннего соглашения бюджет вырос еще больше, и таким образом за пять лет он увеличится в общей сложности на 17 процентов.

В настоящий момент Швеция создает сеть оборонного сотрудничества. У нас давно сложились особые отношения с Финляндией – страной, которая, как и мы, не присоединилась к военным союзам и является партнером с расширенными возможностями. Вместе мы планируем совместные действия в мирное время и не только. Мы работаем в тесной увязке с североевропейскими и балтийскими странами, а также с Германией, Польшей, Соединенным Королевством и США.

Призыв, силы и средства, устойчивость

В этом году правительство Швеции решило вновь ввести систему набора по призыву. Призыв для мужчин и женщин начнется 1 января 2018 года, и в первый год планируется набрать около 4000 человек.

Среди примеров наших первоочередных задач – обеспечение вновь военного присутствия на острове Готланд и более активная учебная подготовка и учения. Участие в самых продвинутых и комплексных учениях НАТО принципиально важно для повышения оперативной совместимости и подготовки к возможной координации в будущем со странами-партнерами. Строятся две подводные лодки следующего поколения. Будут вложены дополнительные инвестиции в силы и средства противолодочной борьбы. Что касается противовоздушной обороны, мы и впредь будем вкладывать средства в создание нового поколения самолетов-истребителей Gripen («Грипен»), и недавно правительство приняло решение о начале процесса закупок комплекса ПВО «Патриот». Окончательное решение о закупках ожидается в 2018 году.

Основной приоритет в законе об обороне – повысить боеспособность вооруженных сил, что также предусматривает возрождение подхода к обеспечению безопасности с участием всего правительства, укрепление устойчивости в соответствии с семью базовыми требованиями, принятыми НАТО на встрече на высшем уровне в Варшаве.

Все эти меры четко обозначают, что мы серьезно подходим к вопросу безопасности.

Неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет

Хотя Швеция до сих пор не присоединилась к военным союзам, она больше не стремится к нейтралитету в случае конфликта, как во время «холодной войны». Тогда наша доктрина гласила, что в мирное время мы не состоим в военных союзах, чтобы сохранять нейтралитет в случае войны. Когда в 1995 году мы вступили в Европейский союз, наша бывшая доктрина нейтралитета устарела, особенно с подписанием в 2007 году Лиссабонского договора и статьи 42.7 этого договора (которая обязывает государства-члены ЕС оказывать содействие и поддержку всеми средствами государству-члену, подвергшемуся нападению, в соответствии со статьей 51 Устава ООН).

С 11 по 29 сентября 2017 года Швеция провела свои самые крупные за более чем двадцать лет военные учения – «Аврора – 17». На фото – батальон морского десанта передвигается в боевом порядке по южному архипелагу Швеции, географическое местоположение которого имеет важнейшее стратегическое значение для защиты столицы страны – Стокгольма.
© Вооруженные силы Швеции

В 2009 году парламент Швеции единодушно принял заявление о солидарности, которое с тех пор стало частью нашей доктрины безопасности. В заявлении в частности сказано: «Швеция не состоит ни в одном военном союзе. Оптимальный способ избежать угроз миру и нашей безопасности – действовать сообща и сотрудничать с другими странами. Невозможно представить себе военные конфликты в нашем регионе, которые коснулись бы лишь одной страны. Швеция не будет оставаться пассивной, если какое-либо государство-член ЕС или североевропейская страна пострадает от бедствия или подвергнется нападению. Мы ожидаем, что эти страны поступят аналогичным образом, если пострадает Швеция. И поэтому Швеция должна быть способна предоставлять военную поддержку и получать ее. »

В 2016 году правительство приняло закон о «Меморандуме о взаимопонимании о поддержке принимающей страны». Цель этого меморандума с НАТО – сделать так, чтобы Швеция как принимающая страна могла оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям на территории Швеции в связи с учениями, кризисами или военными операциями в Швеции и в близлежащем районе. В сентябре этого года мы провели учения «Аврора», в которых участвовали ряд европейских стран и США. Эти учения стали самыми крупными военными учениями Швеции более чем за двадцать лет: в них было задействовано почти 20000 военнослужащих и более 40 организаций. При планировании и проведении этих учений мы руководствовались принципом транспарентности. В соответствии с Венским документом (соглашение между государствами-участниками ОБСЕ, предназначенное для осуществления мер укрепления доверия и безопасности), были приглашены международные наблюдатели, в том числе из России и Беларуси.

Надежный партнер, но не член

В результате положительной оценки первых лет нашей работы в качестве партнера с расширенными возможностями этот статус был продлен еще на три года. Я убежден, что мы сможем продолжать развивать наше сотрудничество дальше. Хотя в основе лежит общность наших интересов и ценностей, мы также должны учитывать политические и военные ограничения, проводящие различие между странами-партнерами и странами-членами НАТО. Мы с нетерпением ждем консультаций со странами НАТО и должностными лицами организации о возможных последующих шагах и первоочередных задачах. В заключение позвольте высказать признательность за щедрую поддержку, оказанную нам коллегами из стран НАТО и сотрудниками организации в деле дальнейшего продвижения вперед нашего партнерства!

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Публикации «Вестника НАТО» необязательно отражают официальную позицию или политику правительств государств-членов НАТО или самой организации.

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.