Xattab заболел. Хаттаб лишился правой руки. Операция по ликвидации Хаттаба

Рынок рабочей силы лихорадит уже несколько месяцев. Из-за девальвации рубля трудовым мигрантам стало невыгодно работать в стране: по данным ФМС, в начале года число въехавших в Россию мигрантов снизилось на 70% по сравнению с прошлым годом. Существенную роль в этом сыграли и новые законы. Вместо разрешения на работу теперь мигрантам нужно получать трудовые патенты. А это стоит ещё дороже и увеличивает бюрократическую нагрузку на рабочих.

«Секрет» поговорил с экспертами и составил три прогноза развития ситуации.

Что изменилось

С января этого года мигранты из стран СНГ должны оформлять трудовой патент вместо разрешения на работу. В течение тридцати дней после прибытия в Россию им для этого нужно успеть встать на учёт в Федеральной миграционной службе, сдать экзамен по русскому языку и основам истории России, нотариально заверить перевод паспорта, оформить ИНН, пройти медицинское обследование и купить страховку. Исключения действуют для граждан Белоруссии, Армении, Казахстана, а также имеющих вид на жительство или разрешение на временное пребывание в стране. Их оформляют по тем же правилам, что и россиян.

Стоимость патента в этом году составляет 1568 рублей в месяц, при этом регионам разрешено устанавливать свои надбавки. В Москве она составляет 4 000 рублей. Город рассчитывает увеличить поступления в бюджет за счёт выплат мигрантов в 6,5 раз - на 12 млрд рублей. Но, по словам мэра Собянина, этот показатель может быть увеличен, если «москвичам не будет хватать работы».

В общей сложности начальные затраты на оформление патента обойдутся мигрантам в 10 000–15 000 рублей. Он привязан к одному месту работы. Если мигрант устраивается в новую организацию, то патент нужно получать заново. При этом, по данным Росстата, cредняя зарплата у рабочих из Средней Азии в Москве: 25 000–30 000 рублей.

Фотография: Эльёр Нематов

Но согласно поправкам в законодательство, которые Владимир Путин подписал в середине марта, в следующем году ФМС сможет в некоторых случаях продлевать срок действия патента. Это касается только тех субъектов федерации, которые выдали за год более 300 000 трудовых патентов.

Новые правила призваны снизить нагрузку на бизнес: работодателям больше не нужно получать квоты на рабочих из большинства стран СНГ и оформлять им разрешение на работу. Но они обязаны возместить затраты сотрудника на страховку.

Также с начала года ужесточено наказание для нелегальных мигрантов: срок запрета на въезд в страну может составлять до 10 лет. Более миллиона человек из стран СНГ уже попали под этот запрет.

Правда, пополнение бюджета за счёт мигрантов под вопросом не только из-за новых правил оформления, но и из-за девальвации рубля. В результате в начале года ФМС зафиксировала резкий спад числа мигрантов, въехавших в Россию, - на 70% по сравнению с прошлым годом. В ведомстве утверждают, что в марте снижение числа въезжающих в Россию прекратилось, но конкретных цифр не раскрывают.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №1. Мигранты уедут

«Мигрантов уже стало меньше - около миллиона человек уехало в конце прошлого года», - объясняет член некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Светлана Белова. По её словам, до середины 2016 года ожидается ещё больший отток: «Только 30–40% получивших трудовой патент продлят его в следующем году. Останутся только те, кто уже имеет вид на жительство».

Введение трудовых патентов и общий экономический спад в стране действительно заставляют мигрантов уезжать, отмечает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская. В переводе на доллары зарплаты сильно упали: теперь трудовые мигранты из Средней Азии не готовы переезжать в менее комфортные условия в чужую страну ради увеличения дохода на 20–30%. Юпашевская считает, что россиянам не удастся заменить мигрантов. Многие предпочтут оставаться какое-то время безработным, чем работать не по специальности и за меньшие деньги.

Белова предполагает, что сильнее всего отъезд мигрантов ударит по строительному рынку, ресторанному бизнесу, гостиничному и клининговому сервису, предприятиям малой торговли. Опасения подтверждает управляющий директор кадрового агентства Brightmen Solutions Владимир Телятников. По его словам, c начала декабря стала ощущаться нехватка персонала в производственных, логистических и клининговых компаниях, где традиционно работают мигранты. Телятников говорит, что бизнесу придётся столкнуться с серьёзными проблемами. В фонд оплаты труда компаний уже заложены суммы, которые явно не оправдывают ожидания российских работников. Работодатели привыкли к дешёвой рабочей силе и пока не понимают, как из этой ситуации выкручиваться, поясняет эксперт.

Фотография: Эльёр Нематов

Сценарий №2. Мигранты вернутся

Отток мигрантов совпал с сезонным спадом, и ближе к лету ситуация восстановится, поясняет Никита Мктрчан из центра демографических исследований НИУ ВШЭ. Он подчеркивает, что валютные скачки в странах Средней Азии ещё более серьёзные, а значит, мигранты не откажутся от работы в России. Уезжать им больше некуда - некоторые участвуют в сезонных заработках в Казахстане, но постоянной работы для них там нет. По оценке эксперта, рынок не ощутит нехватки рабочей силы, разве что эпизодично, а общее число трудовых мигрантов, вероятно, сократится лишь на 10–15%.

Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров считает, что российское законодательство ужесточилось не настолько, чтобы стоял вопрос о массовом отъезде мигрантов. По его словам, в Подмосковье по-прежнему стоят длинные очереди из приезжих, покупающих патенты. Захаров считает, что новые правила затягивают процесс и не дают реальных результатов, а лишь увеличивают коррупционную составляющую системы: всегда найдётся тот, кому можно дать взятку за проваленный экзамен по русскому. «Нашим согражданам практически невозможно конкурировать с низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силой из Средней Азии», - заключает глава Superjob.ru.

В отъезд мигрантов не верит и представитель Job.ru Анна Чуксеева. По её словам, рынок и сейчас во многом нелегальный: реально в страну въезжает намного больше людей, чем это фиксируется. А с введением патентов доля нелегальных мигрантов снизится, но не исчезнет совсем. Чуксеева уверена, что если приезжие готовы работать за меньшие деньги и непритязательны к жилищным условиям, то для бизнеса они выгоднее, чем местные сотрудники. Пока компаниям дешевле привлекать мигрантов, ужесточение законодательства никого не остановит.

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

Россия великая, могучая и многонациональная приняла решение не препятствовать притоку и увеличению количества трудовых мигрантов на ее территории, но с одним условием, чтобы они придерживались русских традиций и изучали русский язык.

Политическая верхушка России уже начала подготавливать основные положения миграционной политики, рассчитанные на ближайшее десятилетие. Концепция будет построена на требованиях к квалификации трудовых мигрантов. На сегодняшний день практически 80% мигрантов, находящихся на территории РФ не имеют среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим, трудовые мигранты находятся как бы в вакууме среди окружающих людей. Приехав в Россию наобум, без профессиональных навыков, без знания языка, мигрант может устроиться только на низкооплачиваемую работу. Помимо этого, трудовые мигранты, приезжающие по собственному желанию, без вызова работодателя, ограничены в своих правах и лишены элементарной моральной поддержки со стороны коренного российского населения.

Как бы негативно не относились россияне к «понаехавшим», но эти люди во многом помогают России решать некоторые государственные и экономические задачи. Эксперты рискнули развенчать некоторые мифы о трудовых мигрантах. Рассмотрим эту проблему в виде диалога "коренного русского" (КР ) и аналитика (А ) в области миграционного учета.

Миф первый!

КР - Сколько же их "понаехало"! Ступить негде, чтобы не услышать "нерусскую" речь! Эти мигранты забирают работу у нас - русских! На их месте могли бы работать россияне.

А - Большая часть безработных России проживают в маленьких городах или в сельской местности. Экспертами было проведено исследование: безработным россиянам предлагали переехать в большой город, с предоставлением им работы, и вот парадокс - приняли это предложение только 12% из 100% опрошенных, остальные же наотрез отказались оставлять свои дома и огороды. Помимо этого, существует еще одна проблема «переквалификации». Основываясь на различные «психотипы», не каждый человек поддается «переучке». Можно научить сантехника выпекать хлеб и наоборот, вот только будет ли сантехник квалифицированным пекарем, а пекарь - сантехником.

Миф второй!

КР - С приездом мигрантов, стало страшно выходить на улицу! Из-за них повысилась криминальная обстановка! Они все хотят «легких» денег и не хотят работать, поэтому единственный их заработок - это преступления!

А - Исходя из данных научной статистики уголовных преступлений в РФ, на фоне более чем полутора миллионов преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, только около 50000 совершается мигрантами. Цифра вроде немаленькая, но в сравнении с общим количеством - это «капля в море». Проблемой является то, что каждое преступление, совершенное именно мигрантом, моментально появляется в СМИ и «раздувается» до невероятных размеров, что приводит к межнациональной розни и к стойкому пониманию каждого россиянина - «мигрант - враг».

Миф третий!

КР - Мигранты наши деньги домой себе пересылают! Такими темпами Россия вообще без средств к существованию останется!

А - С одной стороны Вы правы! Действительно, денежные переводы в страны СНГ занимают около 50% из всех долей ВВП, но обращая внимание на этот факт, мы забываем упомянуть о прибыли, которую мигранты принесли России. Возвращаемся к статистике: за восемь месяцев 2011 года трудовыми мигрантами в России было произведено продукции на сумму два триллиона рублей!

Трудовые мигранты перечислили 29 миллиардов рублей в региональные бюджеты за первые семь месяцев этого года. За такой же период в прошлом году сумма была меньше - 25,9 миллиарда. Это деньги, которые гастарбайтеры заплатили за патенты.

При этом, как отмечают эксперты РАНХиГС, выходцы их этих же стран чаще всего становятся жертвами нерадивых работодателей, полицейских, чиновников, судей...

В Центр комплексной правовой поддержки мигрантов, который бесплатно оказывает юридическую помощь, за год обратились 6,5 тысячи мигрантов. В основном - выходцы из Средней Азии, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. "Чаще всего в правовой помощи нуждаются не нелегалы, не женщины и дети, не тяжело больные иностранцы, а именно взрослые, здоровые, полностью документированные мужчины, принадлежащие к "видимым меньшинствам", - сказал "РГ" Вячеслав Поставнин. Поводом для обращения послужили такие события, как необоснованное задержание полицией, открытое вымогательство, при задержании людей унижали. "70 процентов обратившихся пожаловались на необоснованное задержание полицией, пять процентов - на необоснованный запрет на въезд", - уточняет президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.

Что радует? Стремление мигрантов легально работать в России. Это достаточно отчетливо доказывает статистика

Тем не менее трудовые мигранты продолжают искать в России лучшей жизни. По данным экспертов РАНХиГС, к началу лета в Россию приехали почти 10 миллионов иностранцев, из них 4,2 миллиона - трудовые мигранты (люди, указавшие при въезде, что их цель в России - "работа по найму"). Это на 300 тысяч человек больше, чем год назад.В основном едут из стран СНГ. А поток из дальнего зарубежья, наоборот, сократился. Число иностранцев, приехавших из развитых западных стран, более чем в 2,5 раза меньше показателей докризисного 2014 года, а по отдельным странам, таким, как Италия, Испания, США, Великобритания, - в 3-7 раз. В то же время единственные страны - члены СНГ, откуда трудовых мигрантов стало меньше,- это Украина и Молдавия.

Что радует? Стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России. Оно проявилось отчетливо, что доказывает и статистика. "Мигранты понемногу адаптируются и к новым правилам, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - говорится в исследовании РАНХиГС.

По мнению руководителя научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения МПСУ Ольги Воробьевой, нарастающий приток трудовых мигрантов говорит о том, что на них начал расти спрос. "Случаев, когда мигрант бы ехал в никуда, а не найдя работы, возвращался домой, практически нет. Большинство знают, куда и зачем едут, где будут работать", - говорит она. В основном они трудятся в сельском хозяйстве, строительстве, выполняют дорожные работы.

Кроме того, иностранцы адаптировались к патентной системе (поначалу многим казалось, что платить по патенту дорого), к низкому курсу рубля и к нарушению их прав (относятся к этому как к неизбежности), продолжает эксперт. Да и деваться им особо некуда. В странах исхода с работой напряженка. А ехать в дальнее зарубежье не очень перспективно и еще более дорого, чем в Россию. Тем более что там много мигрантов из других стран - Африки, Азии, Ближнего Востока. И наших узбеков-таджиков там никто не ждет. "Рынки труда условно поделены", - признается Воробьева.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Марина Гусенко

А как у них?

Швейцария готовит "амнистию" для мигрантов

В Швейцарии действует двойная система легализации иностранных работников.

Граждане стран Евросоюза и стран - членов Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) пользуются преимуществами при трудоустройстве. Они могут свободно жить и работать в Швейцарии (некоторые ограничения действуют для новых членов ЕС - Болгарии, Хорватии и Румынии).

Для граждан других стран действуют такие условия. Во-первых, они могут работать в Швейцарии только в качестве руководителей высшего звена, специалистов и других квалифицированных сотрудников. Разрешения на работу выдаются исключительно с учетом экономических интересов Швейцарии.

Во-вторых, они имеют право на заработную плату и условия труда, аналогичные тем, которые предоставляются гражданам Швейцарии.

В-третьих, получают разрешение на работу только в случае, если на соответствующее место не претендует ни один гражданин Швейцарии, страны ЕС или страны - члена Европейской ассоциации свободной торговли.

Чтобы в первый раз приехать на работу в Швейцарию, нужно получить приглашение от работодателя, который, в свою очередь, должен получить разрешение от властей на наем этого специалиста. После приезда работники оформляют вид на жительство. Если вы отработали в Швейцарии минимум 12 месяцев в течение двух лет по трудовой визе и оплачивали страхование по безработице, то вам положено пособие по безработице в случае увольнения. Ваш вид на жительство обычно продлевают на тот срок, который действует пособие (обычно около года). Есть шанс найти новую работу прежде, чем вам придется уезжать из страны.

В Швейцарии 24-25 процентов населения - граждане других государств, прежде всего из Италии и Германии. По оценкам Государственного секретариата по вопросам миграции Швейцарии, в стране работают 76 тысяч нелегальных иммигрантов. Большинство - из стран Южной и Центральной Америки и Восточной Европы. Работают обычно в частных домах уборщиками, нянями и помощниками на фермах.

В случае обнаружения нелегалов и работодателю, и работнику грозит как тюремный срок (до года), так и штраф (для работодателя выше, чем для работника).

Кантоны Швейцарии рассматривают и другие способы борьбы с нелегальными мигрантами. Например, Женева, где их особенно много, планирует "амнистию" - легализовать часть мигрантов, отдавая предпочтение тем, кто финансово независим, хорошо интегрировался в общество и не нарушал законов.

Многие компании сегодня активно используют труд мигрантов — жителей ближнего зарубежья. Некоторые даже посылают «вербовщиков» в страны бывшего СНГ, и те привозят в Россию целые бригады строителей, продавцов, работников ЖКХ. Чтобы у организации не было проблем с законом, этих рабочих нужно легализовать — оформить им разрешение на работу и заключить трудовой или гражданско-правовой договор.

Временно пребывающим в РФ считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).

В безвизовом порядке в Россию, как правило, приезжают граждане стран бывшего СНГ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Более подробно о том, для граждан каких стран предусмотрен безвизовый режим, можно посмотреть в письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд. В частности, без визы могут приезжать в РФ граждане Бразилии, Венесуэлы, Израиля, Гватемалы.

Для приема на работу «безвизовых» иностранцев работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд в Россию и получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Однако нужно помнить, что трудиться в России иностранец может только на основании разрешения на работу. Без этого документа работодатель не вправе допустить иностранца к работе (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

— для компаний — от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Доля мигрантов в бизнесе

На каждый год правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта. Поэтому компаниям с такими видами деятельности, прежде чем принимать на работу иностранцев, нужно определить, сколько человек они могут трудоустроить. На 2014 г. допустимая доля иностранных работников составляет (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191):

— для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво — в размере 15% общей численности работников;

— для розничной торговли фармацевтическими товарами, торговля в палатках и на рынках, прочая розничная торговля вне магазинов — 0%;

— для прочей деятельности в области спорта — 25%.

За несоблюдение этих пропорций полагается (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ):

— руководителю компании — штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;

— организации — штраф от 800 000 до 1 000 000 руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Для белорусов и казахов — льготные условия

Между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключено Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (вступило в силу с 1 января 2012 г. на основании решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9). Этот документ предусматривает определенные привилегии для граждан Республики Беларусь и Казахстана при найме на работу в РФ:

— на них не распространяются ограничения по защите национального рынка труда;

— им не нужно иметь разрешение на работу;

— о заключении и расторжении договора с такими мигрантами работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС и занятости.

Документы для разрешения

Разрешение на работу «безвизовый» иностранец может получить самостоятельно либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Представителем может быть и будущий работодатель.

Для получения разрешения на работу потребуются следующие документы (п. 2, 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370.
  2. Трудовой или гражданско-правовой договор (при наличии).
  3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Как правило, это паспорт (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
  4. Миграционная карта с отметкой пограничников о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему миграционной карты. Если миграционная карта не представлена, орган ФМС все равно обязан принять заявление. В этом случае сотрудники миграционной службы сами проверят соответствующие сведения (подп. 2 п. 3, п. 5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Эту квитанцию можно и не предоставлять — главное, чтобы пошлина была уплачена. ФМС проверит факт уплаты пошлины при помощи Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Если выяснится, что она не уплачена, заявление не примут.
  6. Документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. В Перечень входят: ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, а также инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема венерическая), шанкроид).

Сертификат об отсутствии ВИЧ должен содержать:

— паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; N паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

— сведения о планируемом периоде пребывания в РФ;

— информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования (Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.95 N 1158).

  1. Доверенность на подачу документов от работника, оформленную на сотрудника компании.

Если работник будет трудиться в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу потребуется также документальное подтверждение, что работник владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня. Для этого пригодится какой-либо из следующих документов (п. 8.1, 8.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

— документ об образовании, полученном в иностранном государстве. Данное образование должно быть признано в РФ, а документ легализован и переведен на русский язык (ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;

— документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 г.

Важно. Подтверждение владения русским языком не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным (п. 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Эти документы нужно отдать в территориальный орган ФМС России. Специалисты миграционной службы рассмотрят заявление, проверят документы и не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия примут решение (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Оформление на работу

На трудовые отношения с участием иностранных граждан распространяются правила, установленные ТК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами (ст. 11 ТК РФ). Поэтому оформлять на работу иностранца нужно в том же порядке, что и российского гражданина, с учетом некоторых особенностей. Для заключения договора с иностранцем потребуются:

— миграционная карта;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка российского образца. Если работник впервые заключает трудовой договор в России, трудовой книжки у него нет. Поэтому придется ее оформить;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Этот документ нужно требовать с работника, если он уже получал его у прежнего работодателя. В случае, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, и с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не меньше шести месяцев в общей сложности в течение года, то работодатель обязан оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Для тех, с кем заключен договор на срок меньше шести месяцев, свидетельство не обязательно;

Внимание! Нельзя принимать на работу иностранцев, не достигших 18 лет (п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

— разрешение на работу (если работник его уже получил). Обратите внимание, на территории какого субъекта РФ выдано разрешение — только в этом регионе иностранец имеет право работать (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Нельзя, к примеру, принимать на работу в Москве иностранца, получившего разрешение на работу в Иваново.

К сведению. Вне пределов региона вправе трудиться только иностранцы определенных профессий при направлении в командировку и при разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Эти профессии перечислены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. К ним относятся машинисты (бетоноукладчика, бульдозера, катка и т.д.), артисты, геологи, матросы. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку. А при разъездной работе — не более 60 календарных дней.

Отметим, что договор можно заключать и до получения разрешения. В этом случае имеет смысл предусмотреть, что он вступает в силу только с момента получения иностранным гражданином разрешения на работу. Ведь без него нельзя допускать к работе иностранцев, временно пребывающих на территории РФ — так сказано в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. При наличии договора его нужно представить в ФМС вместе с заявлением на получение разрешения (подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Срок действия разрешения

При представлении договора разрешение на работу выдается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Если же договор не представлен, разрешение выдадут только на 90 суток (или меньше) (п. 1 ст. 5, п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Эти сроки могут быть продлены по заявлению мигранта. Для этого он должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в орган ФМС следующие документы (п. 4 ст. 5, п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

— трудовой или гражданско-правовой договор;

— сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, по форме, утв. приказом ФМС от 20.07.2010 N 223;

— документы, подтверждающие отсутствие наркомании и инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем и сертификат об отсутствии ВИЧ;

— документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Продлевать разрешение до бесконечности нельзя. В любом случае срок временного пребывания мигранта в России должен быть не более одного года со дня въезда в РФ (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Если срок действия разрешения на работу не продлен, безвизовый иностранец вправе пребывать на территории России 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Такое правило действует с 1 января 2014 г. Напомним, раньше максимальный срок пребывания составлял 90 дней без каких-либо дополнительных ограничений. Поэтому многие иностранцы выезжали на день за пределы РФ, получали отметку о пересечении границы и возвращались на работу — еще на 90 дней.

Сообщение в инстанции

Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, компания должна об этом сообщить (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— в территориальный орган ФМС России, выдавший разрешение на работу;

— в орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 2 Приложения N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, формы уведомлений утверждены этим же приказом).

В эти же органы надо отправлять сообщения о расторжении трудового (или гражданско-правового) договора, а также о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (подп. «м» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

За неуведомление грозит штраф (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.;

— для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.