Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы. Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с составом почвы.

Задачи:

  1. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
  2. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов;
  3. Изучение состава почвы.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тест-опрос по пройденному материалу

а) Учитель зачитывает высказывание. Если дети согласны с ним, то ставят «+», если нет – «–»:

  1. минеральную воду можно назвать полезным ископаемым
  2. растения ускоряют разрушение горных пород
  3. бензин – это полезное ископаемое
  4. лед не тонет в воде, а плавает по ее поверхности
  5. вода, налитая в бутылку испарится быстрее, чем из блюдца
  6. солнце играет роль в разрушении горных пород
  7. переход воды из жидкого состояния в газообразное называется конденсацией
  8. правильно ли составлена цепочка питания?
    лиса → птица → кузнечик → трава
  9. почву можно отнести только к живой или только к неживой природе
  10. почва – это верхний слой земли

б) взаимопроверка, выставление оценок:

9–10 правильных ответов – «5»
7–8 правильных ответов – «4»
5–6 правильных ответов – «3»
менее 5 – «2»

III. Введение в тему

Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже должно быть, догадался, как она называется?

в) Что такое почва? (Ответы детей .)

Чтобы ответить на вопрос «Что такое плодородие?», разберите по составу слово «плодородная». Почему землю называют «кормилицей»? (Ответы детей .)

Учитель. Плодородие – это главное свойство почвы. От чего оно зависит? (От содержания перегноя .) Значит, возникает вопрос: какие вещества растения получают из почвы? (Вопрос вывешивается на доску .)

IV. Сообщение темы, целей и задач урока

Учитель. Вот сегодня мы с вами ответим на этот вопрос путем проведения опытов и экспериментов.

V. Деление детей на группы

VI. Практическая часть урока

У каждого ребенка на столе набор заготовок с инструкциями к проведению эксперимента. После его проведения ребенок дополняет цель и формулирует вывод.

Цель: доказать, в почве присутствуют…

Инструкция:

  • разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите ее под лупой. Определите цвет почвы;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель.

Цель: доказать, что в почве присутствует...

Инструкция:

  • сделайте вывод.
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение .)

Цель: доказать, что в почве содержатся...

Инструкция:

  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение .)

Цель:

Инструкция:

  • подержите над почвой холодное стекло, понаблюдайте, что будет происходить;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

Цель: доказать, что в почве содержится...

Инструкция:

  • Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и мелких животных.
  • Обратите внимание на цвет прокаленной почвы. Сравните цвет с обычной почвой.
  • Сделайте вывод.
  • Дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение .).

Цель: доказать, что в почве присутствуют...

Инструкция:

  • дайте воде отстояться;
  • что вы наблюдаете? запишите вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение .)

Учитель. Вот и закончила свою работу наша лаборатория. Мы провели несколько наблюдений, сделали выводы и ответили на главный вопрос нашего урока: «Какие вещества растения получают из почвы?» (Дети занимают свои места за партами .)

VII. Закрепление полученных на уроке знаний

А) Работа в тетради (письменный опрос).

Б) Взаимопроверка.

VIII. Итоги урока. Самооценивание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Это интересно

Каких только цветов не бывает почва? В Древнем Китае был установлен довольно своеобразный памятник. На небольшой площадке было насыпано несколько кучек, которые состояли из почв разного цвета и происхождения. Все дело в том, что китайцы считали свою империю центром мира и при этом самой большой и лучшей. Насыпанные кучки почвы должны были символизировать величие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ответы на тест

  1. + (корни растений разрушают горные породы)
  2. + (разная плотность)
  3. – (горлышко бутылки имеет меньшую площадь соприкосновения в воздухом)
  4. + (при нагревании горные породы разрушаются быстрее)
  5. – (это процесс испарения)
  6. – (составлена наоборот: первое звено в цепи – зеленое растение)
  7. – (в состав входят органические и неорганические элементы)
  8. – (добавить: плодородный)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УЧИТЕЛЮ. ВАЖНО!

ВСЕ ОПЫТЫ С ГОРЕЛКАМИ ПРОВОДИТ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ , СОБЛЮДАЯ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ!

ОПЫТ 1

Цель: доказать, в почве присутствуют... (остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных, т.е. органические вещества).

Инструкция:

  • разрыхлите палочкой комочек почвы; рассмотрите ее под лупой; определите цвет;
  • найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных;
  • запишите вывод по результатам своих наблюдений;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели.

ОПЫТ 2

Цель: доказать, что в почве присутствует... (воздух).

Инструкция:

  • опустите в стакан комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?
  • сделайте вывод
  • дополните цель наблюдения

Вывод: следует из цели.

ОПЫТ 3

Цель: доказать, что в почве содержатся... (минеральные соли)

Инструкция:

  • профильтруйте воду, в которой со вчерашнего дня находилась почва;
  • с помощью пипетки поместите несколько капель на чистое стекло;
  • подержите стекло над огнем горелки;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 4

Цель: доказать, что в почве содержится... (вода)

Инструкция:

  • нагрейте на огне баночку с почвой;
  • подержите над почвой холодное стекло. Понаблюдайте, что будет происходить.
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 5

Цель: доказать, что в почве содержится... (перегной).

Инструкция:

  • если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и мелких животных;
  • обратите внимание на цвет прокаленной почвы. Сравните цвет с обычной почвой;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 6

Цель: доказать, что в почве присутствуют... (нерастворимые вещества).

Инструкция:

  • насыпьте в стакан с водой немного прокаленной почвы;
  • размешайте ее стеклянной палочкой;
  • дайте воде отстояться;
  • что вы наблюдаете?
  • запишите вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели.

Земледелием люди занимаются с давних пор. И в наше время многие имеют собственные огороды и сады.
Каждую весну мы с родителями вскапываем свой огород, сеем семена, высаживаем рассаду, картофель и цветы. По осени собираем урожай.
Оказывается при равных погодных условиях, одни огородники получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие скудный. Почему так происходит? Мы заинтересовалась, как растут растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Ответы на поставленные вопросы мы получим с помощью наблюдения и опытов, которые проведем в ходе исследовательского проекта.

Объект исследования: почвы различного состава.

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:
- собрать и изучить информацию о почве.
- изучить состав почвы
-провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.
-изучить условия роста растений в различных почвах.
-проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу не одинаково.

Почва - это, прежде всего, земля. Наш стратегический ресурс. Без земли нам не прокормиться.
Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Важней-шим свойством почвы является плодородие - способность обес-печивать рост и развитие растений. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см. Главная функция почв - это обеспечение жизни на Земле. В почве нуждаются как растения, так и животные, а так же и человек.
Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва — условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.
Для того чтобы узнать, действительно ли это так, нам следует изучить состав почвы.

Изучение состава почвы.
В домашних условиях подобрали оборудование для проведения опытов. Подготовили образец почвы, взяли естественную природную почву.

Опыт 1.
Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.
Спустя час стенки стакана покрылись мелкими пузырьками.
Значит, в состав почвы входит воздух.

Опыт 2.
Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклом.
Стекло запотело, а через час на нем появились капельки воды.
Следовательно, в почве есть вода.

Опыт 3.
Нагрели почву над газовой плитой.
Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

Опыт 4.
Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешали.
Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои.
На дне видны песчинки песка и глины.
Сверху - перегной. Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.
Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5.
Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального
отопления.
Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений.





Опыт 3. - Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.) Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя. Вывод: в почве есть перегной из органических остатков





Опыт 5. - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? Остатки растений, перегной, песок, глина. Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой. Что увидим? Белый налет на стекле. - Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)





Открываем учебник на стр. 79 Механизм образования почв: 1.Разрушение горной породы 2.Образование органического вещества 3.Обогащение почвы питательными веществами Вывод: почва образуется в результате взаимодействия организмов, горных пород, солнечного излучения и осадков


Виды почв 1.Чернозёмные почвы Имеют мощный верхний горизонт почвы, в нём накапливаются остатки отмерших живых организмов, образующих перегной. От количества перегноя в почве зависит её плодородие, чем больше перегноя, тем растения лучше обеспечены питательными веществами. Отложения перегноя в таких почвах может достигать более метра толщины.


Подзолистые почвы Верхний перегнойный горизонт небольшой, поэтому они бедны питательными веществами. Хорошо развит подзолистый горизонт почвы. В почве скапливается влага, и создаются условия для гниения. Под действием микроорганизмов остатки растений превращаются в перегной, в котором при разложении образуются почвенные кислоты. Поэтому такие почвы часто кислые.





Глинистые почвы В почвах преобладает глина. Когда нет дождей, глина высыхает и делается твёрдой как камень, и не позволяет разрастаться корням растений. В дождливое время глина становится вязкой, разбухает и не позволяет воде проходить в глубь. Поэтому вода застаивается, не пропускает воздух, и корни растений начинают гнить. Малопригодны для жизни растений.








Домашнее задание 1.& В рабочей тетради заполнить стр. 3.Подготовить семена растений (любых) к посеву.

Лемешева Г. А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск

Цели урока:

  1. Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве - плодородие.
  2. Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
  4. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование:

  • образцы почвы,
  • прозрачные стаканы с водой,
  • палочки,
  • стекло лабораторное,
  • спиртовка,
  • штатив,
  • держатель,
  • фильтр,
  • воронка,
  • презентация «Почва».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня мы вновь пришли в демонстрационный класс, и вместе с нами пришли и наши гости, давайте их поприветствуем. (дети приветствуют кивком головы).
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. А вот о чём будем говорить, вы мне скажите сами, когда разберём стихотворение.

2. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания.

Прослушайте стихотворение внимательно и ответьте на мои вопросы.

Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!

Почему плакала гора?
Как в природе разрушаются камни?
*Рассказ о разрушении камней стр. 51-52 _____________________

Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.
- Кто догадался, о чём будем сегодня говорить? (о почве)

3. Работа по новой теме.

На своих столах вы видите приборы разные? Как вы думаете, чем мы будем заниматься?(проводить опыты).

Сегодня на уроке мы будем учёными- исследователями . Будем исследовать почву.

Тема урока «Состав и свойства почвы»

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыты выполняем строго по алгоритму.

Опыт №1

  1. Возьми стакан с водой.
  2. Брось небольшой комок сухой почвы.
  3. Что ты заметил?
  4. Сделай вывод. (В почве есть воздух.)

Опыт № 2

  1. Возьми бумажную салфетку.
  2. Насыпь на неё немного почвы.
  3. Придави её плотно к бумаге.
  4. Стряхните почву в стакан с водой.
  5. Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)

Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным ). Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)

0пыт №3

Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах ) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)

Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.

И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как сейчас вы видите.

Физминутка под музыку.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем определить главное свойство почвы, а помогут нам эти два слова: ПЛОДЫ РОДЯТСЯ . Давайте выделим корни этих слов. (плоды, плодовое – корень плод; родятся – корень род) Соединим эти два корня какое слово получится?

ПЛОДОРОДИЕ

Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.

Ещё вопрос, а в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?

Давайте сделаем вывод, что же такое почва?

Опыт №4

  1. Возьми стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (перегной)
  2. Что видите на дне стакана? (муть)
  3. Рассмотрите внимательно эту муть.
  4. Попробуй сделать вывод. (в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина)

Опыт № 5

  1. Профильтруй воду, в которой долго находилась почва.
  2. несколько капель этой воды поместим на стекло.
  3. Подержим стекло над огнём.
  4. Пронаблюдай, что происходит. Что осталось на стекле? На что это похоже? (соль)
  5. Сделаем вывод. (В почве есть соли .)

Соль – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Наши исследования подошли к концу.
И сейчас как настоящие учёные вы должны занести результаты опытов в тетрадь.

4. Закрепление

РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 18 № 37.
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ стр 55.
Найдите ответ на вопрос, что кроме перечисленного есть в почве.
Проведя опыты, мы узнали, что такое почва и какое главное свойство почвы.
Кто может предположить, а как же образуется почва?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ,

Как же образуется почва? На этот вопрос искал ответ в библиотеке Егор Никулин.

В каком источнике ты получил нужные сведения? (в энциклопедии от А до Я)

Рассказ ученика: Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.

5. ДОМ. ЗАДАНИЕ:

Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.

  1. Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.
    • Почва, в которой больше песка.
    • Почва, в которой больше глины.
  2. Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.
  3. Какую пользу почве приносит дождевой червь?
  4. Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Что в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?

6. ИТОГ УРОКА:

А сейчас заключительный разговор.
Легко ли вы справлялись с заданиями?
В чём вы испытывали затруднения?
С каким настроением вы работали?
Что расскажите дома об уроке? Что узнали о почве?
Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

  • Развивающие :
    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные :
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер,
    ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

    Литература:

    1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
    2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель»
    3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

    1. Организационный момент

    – Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

    2. Проверка домашнего задания

    План:

    1. Название.
    2. Свойства.
    3. Способ добычи.
    4. Значение, применение.
    5. Добывается ли в нашем крае.

    3. Объявление темы урока. Введение в тему

    1) – Посмотрите внимательно и скажите:
    – Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
    – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
    Приложение 1 , слайд 5
    2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
    – О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
    Приложение 1 , слайд 6
    3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
    Приложение 1 , слайд 7
    4) – Вспомните сказку “Репка”
    – Где выросла репка? (В земле)
    – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
    – Земля, на которой растут растения, называется – почва.
    – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
    – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
    – А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
    Приложение 1
    , слайд 8
    Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
    – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
    Приложение 1 , слайд 9
    – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
    – Это объекты какой природы? (неживой природы)
    Приложение 1 , слайд 10
    – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
    – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
    – Сделайте вывод :
    – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
    – Но что такое почва? Из чего состоит?

    4. Изучение нового материала

    1. Названия предмета исследования …
    2. Цвет …
    3. Слой земли …
    4. Состав …

    почва

    5. Свойство …

    – Заполните 1 строку листа наблюдений
    Приложение 1 , слайд 15
    – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
    – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
    – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
    – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
    Приложение 1 , слайд 16
    – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
    – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
    – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
    Приложение 1 , слайд 17

    Опыт 1.

    – Выполняем по очереди!
    – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
    – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
    – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
    Приложение 1 , слайд 18
    – Запишите в таблице (воздух)
    Приложение 1 , слайд 19
    – Воздух помогает корням растений дышать.
    – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

    Опыт 2.

    – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
    – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
    – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
    – Сделайте вывод . (В почве есть вода)
    Приложение 1 , слайд 20
    – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
    Приложение 1 , слайд 21

    Опыт 3.

    – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
    – Какая стала вода? (Мутная).
    – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
    – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
    – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
    Приложение 1 , слайд 22
    – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
    – Глина хорошо удерживает воду.
    Приложение 1 , слайд 23

    Опыт 4.

    – Следующий опыт вам продемонстрирую я.
    – Нагреем немного почвы над огнем.
    – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
    – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
    – Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
    – Что доказал этот опыт?
    – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
    Вывод: в почве содержится перегной.
    Приложение 1 , слайд 24
    – Запишите в таблицу.
    Приложение 1 , слайд 25
    Круговорот веществ
    Приложение 1 , слайд 26
    – Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

    Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

    – Какой вывод сделаем?
    – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
    Приложение 1 , слайд 27
    – Запишите в таблицу. слайд 28

    Физминутка (под музыку – Приложение 5 )

    (Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

    1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
    2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
    3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
    4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
    5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
    6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
    7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

    – Какое слово у нас образовалось?
    – Да, плодородие. Запишите.
    Это главное свойство почвы.

    8. Итог урока

    – Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
    – Из чего состоит почва?
    – Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

    Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.
    Приложение 1 , слайд 33
    – Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
    – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

    Оценки за урок.

    9. Домашнее задание

    Приложение 1 , слайд 34

    Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

    Приложение 1 , слайд 35. Список электронных ресурсов.