Актер профессия что сдавать. Расскажите про поступление в театральные вузы. Какой лучше, сложно ли поступать и учиться? Что вы делали на вступительных? Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель

Здравствуйте, друзья!

Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.

Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста - все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их "советов" во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.

Однако, из-за не глубокого понимания темы и собственной интерпретации авторов, эти рекомендации у меня вызывают ассоциацию с Сольери, который с помощью математики пытался сочинять музыку. Надеюсь, помните, что из этого вышло... Он убил Моцарта.

А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…

Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…

Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.


Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.

И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?

Ай...Ой... ПАНИКА!!!

Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха... ха... Извечный русский вопрос.

УСПОКОЙТЕСЬ!

Прежде всего — успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас во всем разберёмся. «Релакс», как говорил мой Учитель - Феликс Михайлович Иванов.

Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.

Творческий конкурс — обязательный экзамен во всех театральных училищах нашей страны.
Что бы понять, что это такое, представьте себе набор сито для просеивания муки. Каждое последующее сито имеет отверстия меньшего диаметра.
Творческий конкурс точно такой же набор, состоящий из предварительных просмотров — собеседования, нескольких туров, ещё их называют прослушиваниями, пластического экзамена и коллоквиума - разговора с художественным руководителем и педагогами будущего курса.

Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.

К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.

Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.

Предварительные просмотры.

Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.

Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?

Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.

Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.

Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.

Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.

Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).

О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.

Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.

Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.

Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.

Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.

Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.

К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.

Теперь о внешнем виде и его использовании.

Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.

Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.

Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.

Низ должен показать, что у вас есть ноги. Длина лучше классическая, пять-десять сантиметров ниже колен. У кого проблема с ногами - длина до щиколотки. С мини юбками и разрезами поосторожней, рекомендации такие же, как и с декольте. Вообще, на мой взгляд, лучше платье свободного кроя до колен или чуть ниже. Цвет и рисунок на одежде может быть любой. Желательно пастельных тонов. Избегайте рисунка в горох, очень мелкой и пёстрой клетки и слишком больших и очень мелких цветов. От них рябит в глазах и раздражает уже уставших педагогов. Идеально подходит средняя полоска. Но надо помнить, что вертикальная удлиняет фигуру и подходит для не высоких и полных, а горизонтальная полнит и визуально делает фигуру короче. Запомните это и применяйте с умом.

Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.

Низ - лучше брюки, а не джинсы. Они должны быть свободного покроя, чтобы не выпячивалось ваше мужское достоинство. Демонстрировать его надо девушкам в постели, а на педагогам. Но решать вам.

Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.

Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.

Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.

Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.

Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.

Если все мальчики в вашей группе причёсаны - то слегка взъерошите волосы. Если наоборот, прилижите слегка намочив водой. Делайте это быстро прямо перед входом в аудиторию для прослушивания.

Девушкам. Макияжа почти не должно быть... видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.

Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.

Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.

Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.

На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.

Как это сделать?

С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.

Критерий выбора чтецкого материала один, и я в этом убеждён, - он должен быть вам близок по духу и эмоционально вас волновать. Нет. Не просто нравиться, а должен вас волновать, волновать до глубины души. И эти переживания должны быть абсолютно искренними.

Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?

Поймите. Важно не то, как правильно вы читаете, с акцентами или без, держите люфтпаузу или нет, где ставите ударения. Этому вас научат в училище. Важно то, что раскрывает в вас это чтение. А это - ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ! Раскрытие его важнее всего. Запомните это.

Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.

Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.

Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.

Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.

Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.

Рекомендации:
Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.

Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!

Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.

Басни лучше взять И.Крылова или С.Михалкова, не советую брать Эзопа. Он более труден из-за перевода.

И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.

На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.

Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.

Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.

Одежду для этого экзамена можно взять попроще, но лучше темного цвета. Подойдут футболка с длинным или коротким рукавом, спортивные штаны, кроссовки или джазовки. Для танца - туфли для девочек и ботинки для мальчиков на небольшом каблуке.

Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.

А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.

Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.

Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.

Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.

Напоследок несколько советов.

Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.

Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
Слушайте музыку, лучше джаз.
Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.

На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.

А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.

Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.

Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.

P.S. В следующий раз мы с вами затронем тему актёрских тренингов. И будем мы это делать по самым прогрессивным методикам. Вы знаете, какие техники и упражнения надо использовать? Тогда, узнаете.

Оставайтесь со мной и цените друг друга!

Ваш Игорь Афончиков.

РАТИ ГИТИС: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О ГИТИСе. РАТИ ГИТИС – Российская академия театрального искусства, Государственный институт театрального искусства. Один из крупнейших театральных ВУЗов в мире.

Основан 22 ноября 1978 года пианистом Петром Адамовичем Шостаковским как Музыкально-драматическая школа для приходящих под патронатом Общества любителей музыкального и драматического искусства в Москве. Текущее место обитания – корпус в Малом Кисловском переулке дом 6 – институт, носивший тогда название Музыкально-драматическое училище, обрел в 1902 году.

Название ГИТИС - Государственный институт театрального искусства - появилось у института 17 сентября 1922 года, после объединения с высшими театральными мастерскими под руководством Мейерхольда. Мейерхольд создал при ГИТИСе театр. В 1923 году театр отделился от института и стал Театром им. Мейрхольда.

Факультеты ГИТИС: актерский, режиссерский, музыкального театра, театроведческий, балетмейстерский, эстрады, продюсерский, сценографии.

Актерский факультет РАТИ ГИТИС . Актерский факультет ГИТИС готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете ГИТИС составляет 4 года с очной или заочной формой обучения.

Обучение на актерском факультете ГИТИС может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.

Известные актеры, окончившие ГИТИС: Анатолий Папанов, Ирина Муравьева, Александр Демьяненко, Лия Ахеджакова, Александр Абдулов, Виктор Сухоруков, Жанна Эпле, Владимир Коренев, Полина Кутепова, Федор Малышев, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Рустэм Юскаев, Павел Баршак, Дмитрий Дюжев

Правила приема на актерский факультет РАТИ ГИТИС:

Требования ГИТИС к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет. Прием в РАТИ ГИТИС проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе.

1. Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Поступающие готовят для исполнения программу из ряда литературных произведений различных жанров: басня, проза, стихотворение, монолог.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. Мастерство артиста (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале. Предполагает исполнение наизусть нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно присутствие в программе небольших по объему отрывков из произведений классической, современной русской и зарубежной литературы, которые отличаются друг от друга по содержанию и жанру.

На практическом экзамене по мастерству артиста ГИТИС оцениваются: способности поступающего, широта творческого диапазона, глубина исполняемого произведения, способность заинтересовать им слушателей.

3. Коллоквиум (устно). Оценивается по 100-балльной шкале. Выявляет: знания основных событий международной и общественной жизни, умение верно ориентироваться в вопросах современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения).

На устном коллоквиуме ГИТИС оцениваются: культурный уровень, эстетические взгляды абитуриента.

4. Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2013-2014 гг.

В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в ГИТИС: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию ГИТИС для абитуриентов очного и заочного отделения актерского факультета ГИТИС:

Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля. Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.

  1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
  2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
  3. Аттестат или диплом (подлинник);
  4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
  5. Медицинскую справку (форма 86/у), датированную текущим годом;
  6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
  7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:

  1. Справку с места работы;
  2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.

ГИТИС стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 200 000 рублей в год

Список обязательной литературы ГИТИС:

  • Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.
  • Станиславский К. Этика.1961г.
  • Немирович-Данченко Вл. Любой сборник.

ПЬЕСЫ

  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Пушкин А. Маленькие трагедии.
  • Гоголь Н. Ревизор.
  • Лермонтов М. Маскарад
  • Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
  • Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
  • Чехов А. Вишневый сад. Чайка. Три сестры.
  • Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
  • Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
  • Маяковский В. Клоп. Баня.
  • Арбузов А. Таня.
  • Розов В. Вечно живые.
  • Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
  • Володин А. Пять вечеров. Две стрелы.
  • Петрушевская Л. Любые пьесы.
  • Лопе де Вега. Овечий источник.
  • Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
  • Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
  • Шиллер Ф. Коварство и любовь.
  • Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети.

Прежде, чем задумываться о том, как попасть на сцену, желательно сразу определить для себя, что даже в случае успеха при поступлении, юного актера ждет тернистый путь, многодневные тренировки, постоянная работа над собой, полная отдача профессии.

Что нужно взять на заметку прежде всего?

Если перед глазами лишь звездная дорожка, овации зрителей и масса безбашенных поклонников - это не есть цель. Признания и славы добиваются огромным трудом, усидчивостью, желанием обучаться. Нужно любить свою профессию искренне и знать, что актерство - это призвание.

Не менее важно выполнить несколько организационных действий:

  1. Внимательно ознакомиться с требованиями при поступлении. Правила представлены на порталах театральных ВУЗов.
  2. Подавать документы желательно во все актёрские институты.
  3. Тщательно готовить программу поступления, занимаясь с репетитором.
  4. Заблаговременно поинтересоваться, если ли при институте курсы и обязательно стать их слушателем.
  5. Расспросить педагогов института или его студентов о том, какие конкретно будут туры и экзамены.

Не стоит переживать по поводу единого государственного. В таких ВУЗах важен проходной балл, который складывается из результатов и оценок, полученных на экзаменах. Но и до этих самых экзаменов можно не «добраться», поскольку в ходе консультаций (это и есть туры) идет целенаправленный отсев слабаков. Туров не меньше трех. Экзамены называют:

  1. Этюды.
  2. Пластика.
  3. Конкурс.
  4. Вокал.
  5. Сценическая речь.

Тут нет блата. Все на виду. Педагоги оценивают абитуриента «вживую». Не смысла говорить о связях и деньгах, поскольку здесь любят трудяг. В процессе всего обучения возможен отсев. Многие не выдерживают.

«Щука», ВГИК, Высшее театральное училище Щепкина, ГИТИС, как поступить?

Главное - твердое знание программы, уверенность. Часто, в период прохождения туров, члены комиссии дают задание подготовить конкретный фрагмент. Его нужно выучить за короткое время. Лучше иметь в запасе произведения максимального количества жанров и стилей. Классические - обязательны. Одеваться на экзамены следует естественно, лучше - сдержано, строго. С собой важно взять несколько фото.

Если абитуриент не живет в Москве, приехать в столицу для поступления нужно заблаговременно. Этого требует обучение актерскому мастерству . Уже в конце мая - начале июня именитые педагоги набирают курс. Желательно стать участником туров в этот период. Настрой - самый боевой, чтобы ничто не могло отвлечь от задуманного, идти только вперед.

Конкурс в эти учебные заведения огромный. Желающие стать студентами приезжают со всех уголков страны и ближнего зарубежья. Нужно быть готовым к тому, что после всех перипетий, даже если типаж подошел, предложат учиться на платной основе.

  1. А. Пушкин.
  2. Л. Филатов.
  3. К. Чуковский.
  4. М. Цветаева.
  5. И. Бунин.
  6. Ф. Тютчев.
  7. А. Фет.
  8. М. Лермонтов.

Нужно занять и ряд басен, прекрасно ориентироваться в прозе, читая отрывки из произведений классиков: А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, У. Шекспира.

Обучение актерскому мастерству задача не простая

Если абитуриент решил стать студентом актерского ВУЗа, поймет сразу: обучение мастерству актерства начинается задолго до поступления. Важно подобрать программу так, чтобы она шла легко. Если произведение «не дается», можно бросить его и заниматься другим.

Хорошо, если рядом опытный педагог, который будет заниматься и подсказывать на каждом этапе, на что нужно ориентироваться. К вокалу подготовка не простая. Желательно заниматься с музыкантом отдельно. Кроме этого, важно научиться владеть телом, быть пластичным, подготовить танец. И на закуску - скороговорки. Читая произведения, важно цеплять своим мастерством в первые секунды. Комиссия в ходе туров абитуриентов долго не слушает.

ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.

Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.

Юля , абитуриентка, поступала первый раз, не поступила

Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.

У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.

По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»

Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.

В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.

Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел

Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.

Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.

Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.

Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.

Варвара Шмыкова, актриса театра и кино, поступила в МХАТ с пятого раза

Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.

Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.

В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.

Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.

Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус

Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.

Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.

Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.

Антон Петров, поступал первый раз, прошел в РГИСИ

Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.

Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.

Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.

«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.

Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.

В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.

Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут

В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.


Мария , абитуриентка, поступала третий раз, не поступила

Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.

За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.

Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.

В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?

Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать

Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.

Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.

Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.

Игорь Ясулович, народный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства во ВГИКе


Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.

Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.

Валентина Николаенко, актриса, педагог театрального института имени Щукина


В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.

Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.

Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».

Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.

Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.

Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель мастерской в ГИТИСе


Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.

Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.

Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.

Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место.

Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя.

Что вы умеете делать на настоящий момент?
Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
Вы хоть раз ставили спектакль?
Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Если да, то идем дальше.

Выбор театрального ВУЗа:
Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные ВУЗы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают.

Однако, конечно и обязательно, вам необходимо узнать все о театральных институтах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое "школа" данного ВУЗа (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского ). Чтобы попытаться понять "Школу" - просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приема (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное - без наглости.

Для того чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех театральных институтах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого ВУЗа свои критерии для туров, их не лишне узнать.

Часть 1 - Прослушивание. Что это?
Часть 2 - Программа. Какая она должа быть?
Часть 3 - Технические подробности. Одежда, макияж.
Часть 4 - Практические советы для подготовки и поступления.

ЧАСТЬ 1 - ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный " есть следующий:
" ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"
Отвечаем:

Прослушивание это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочитать НАИЗУСТЬ стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые, на основании этого, будут оценивать степень вашего таланта.
Прослушивания состоят из
-отборочной консультации" - считайте тур, в некоторых вузах заменяется 1 туром.
- 1 тур
- 2 тур
- 3 тур.
- конкурс

С каждой ступенькой абитуриентов становится все меньше, а конкрус и давка локтями все больше. Задания на турах тоже разнятся от вуза к вузу. В некоторых, например, на втором туре проверяют пластику и вокал, и не зщаставляют уже читать программу, в других это происходит на третьем туре с обязательной читкой программы, в третьих это вообще проверяют между делом и особенно не зацикливаются. Что не отменяет вашей обязанности быть готовыми в любой момент к любому испытанию.

Как это происходит?
(волокита нетворческая)

О дате начала прослушиваний или отборочных консультаций вы узнаете, позвонив в приемную комиссию вуза (см. наш справочник). В назначенный день вы с утреца приходите в институт. Обычно первые туры проходят в порядке живой очереди.
Сами понимаете, толпа желающих поступить - невообразима. Очередь будет большая, так что расчитывайте, что проведете в институте целый день. Для организации дикой толпы жаждущих, приемные комиссии обычно используют такую форму, как составление списка очереди. Это может быть- простой список
- ваша личная запись-анкета.
Задав громкий вопрос в толпу абитуры: "Где здесь записываются?" - вы получите ответ, куда и к кому вам направить свои стопы. Обычно все бумажки вы можете получить у студентов того же вуза, которые помогают в работе приемной комиссии, они же вас будут вызывать на прослушивание. Либо те же бумажки и списки составляются прямо на кафедре или комнате приемной комиссии.
Записались - можете расслабиться часа на два и пообщаться с будущими конкурентами. Но далеко не убегайте, потому что периодически будет появляться студент и выкликать 10 или 5 имен, которые пойдут сейчас прослушиваться.Наконец, вызывают вас. Идите, куда поведут, старайтесь успокоить свои нервы и восстановить внезапно сбившееся дыхание. Помните - во всяком случае вы точно уйдете отсюда живыми.:)) Вас и еще 9 испуганных товарищей ведут в какую-нибудь комнату, сажают на стулья и начинают вызывать по одному. Прослушивать вас может как и будущий мастер курса, так и (на первых турах) другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше.

ВНИМАНИЕ №1 От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии.:)) Т.е., как говорят в театре, "не умирайте".

ВНИМАНИЕ № 2 Никогда не признавайтесь в том, что вы занимались в театральной студии или с каким-нибудь педагогом (если этот факт присутствует в вашей биографии). Объяснить почему это так - невозможно.
Поэтому примите за аксиому: ВЫ НИГДЕ НИКОГДА НИ С КЕМ РАНЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ. Ну, можете соврать что-нибудь про школьный КВН в 7 классе:)) . Далее вы начинаете читать свою программу. О составлении программы мы поговорим ниже. Вы видите, что товарищи в комиссии что-то пишут, смотрят в потолок, иногда даже смотрят на вас. Не обращайте внимания. Для них прослушивание - не дикий стресс, как для вас, а рутинная надоевшая до смерти работа. О вашей успешности или неуспешности их реакция ровным счетом ничего не говорит. Вы отчитали, вам сказали спасибо. Вы садитесь, дослушиваете остальных и удаляетесь в коридор. Затем выходит студент или студентка и объявляет, кто прошел на следующий тур, а кто нет. Все. Как видите, ничего страшного:)). Предположим, вы прошли все три тура, далее идет конкурс - самое обидное мероприятие, где "летят щепки", т.е. последний отсев. Тут отбор самый строгий, а напряжение - самое высокое. Бывает, что комиссия заседает до 12 ночи.Далее идет сочинение и коллоквиум. Мероприятия уже гораздо менее значимые, но все-таки, постарайтесь не написать сочинение на 2 и имейте что сказать на коллоквиуме. Поясняем, коллоквиум - это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такой Мейерхольд и Таиров, общие знания литературы, драматургии в частности, и истории. В общем, такая вольная беседа... Ну уж не лопухнитесь:))

ЧАСТЬ 2 - ПРОГРАММА

Программа это СТИХИ, БАСНЯ, ПРОЗА, выученные наизусть. И не в одном экземпляре, а в нескольких. Ибо в любой момент вам могут сказать: "Прочтите что-нибудь еще" или "А другого чего-нибудь нет?" От того, как вы составите себе программу зависит то, что о вас подумают на прослушивании.

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1) "Трагедийность" и "распереживаемость". Абитуриенты, особенно девушки, часто очень неадекватно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их очень часто тянет в трагедию и они считают, что трагический, эмоциональный отрывок в их исполнении и есть НАСТОЯЩАЯ демонстрация их таланта. И начинается. Выходит такая тихая-тихая девушка, с перепуганными детскими глазами, скромная и застенчивая и вдруг объявляет: Цветаева "Могила" :)) Начинается абсолютно замогильный текст про могилу, прочитанный сбивающимся тоненьким голоском и нервно трясущимися руками. Честное слово, очень трудно удержаться от смеха.:)) Либо обратный вариант. Тоже выходит такая 16-летняя нимфетка в мини-юбке и сексапильными губами в яркой помаде и тоже объявляет Цветаеву. И начинается. С завывающими интонациями, упирая на все возможные прилагательные, закатывая глаза она изо всех сил изображает из себя трагическую актрису и выдавливает типа слезу. Тоже очень смешно выглядит:)), потому что рассуждать про разбитую любовь, порушенную жизнь и т.п. может только тот человек, который через это прошел или хотя бы рядом постоял. У 16-летних это выглядит настолько смешно, что словами не передать:)) (типа, мы с ним встречалиСЯ три дня, была великЫЯ лУбов, а потом он ушел к моей ПА-а-адру-у-уге...). Короче, вывод: берите тот текст, тот материал, который вы способны понять. Не почувствовать смутно и сумбурно, а именно понять каждое слово, каждую запятую. Пусть это будет не Цветаева, а Агния Барто, но главное, чтобы это было (стало) ваше. Чтобы чуждый текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление "показаться" будут верным залогом того, что вас выгонят еще с 1 тура.
Автор этих строк лично был свидетелем следующего случая. Слушалась десятка на первом туре. Страсти кипели прям шекспировские. Кто-то не читал, а прям кричал, кто-то плакал и т.п.:)) Высокие, высокие отношения, в общем:))... И вышла девушка, не отличающаяся ни особенными внешними данными, ни чем-то таким харизматическим. Она просто села на стул и спокойным абсолютно голосом прочитала какой-то отрывочек из Чехова (грешна, не помню) про какой-то дом. Весь отрывок заключался в том, что там шло описание дома, который стоял в косой улочке, сам кособокенький и старенький... и т.д. ... Она просто рассказала нам про этот дом, и мы его мигом представили себе. Всё. Без страстей, без эмоций, без криков и воплей. Результат: девушка прошла на второй тур, и никто больше.
2) Короче, здраво оцените свое возможное театральное амплуа (типаж). Кто вы - романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Понятно, что девушка с объемами 110-90-120 при росте 160 вряд ли сможет играть Джульетту. Поэтому НЕ НАДО учить ее монолог, если вы, конечно, не хотите насмешить комиссию. Может быть вам стоит выучить, например, Зощенко или Шукшина, проявив свой комический талант? Или что-нибудь из репертуара "возрастных железных дам" (типа Вассы Железновой), если у вас не комический талант, а более... характерный? Представьте себя на месте режиссера и подумайте, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж - замечательно!! Учите несколько разноплановых отрывков и предъявляйте все.
3) Подготовка длиннющих отрывков на 2-3 страницы.
Не рассчитывайте на то, что вас будут слушать часами. Отрывок (особенно прозаический) должен емко, коротко и сразу докладывать о вас и ваших способностях. Не надо думать, что вот сейчас я прочту вступление, а минуты через три у меня пойдет тот самый надрывный кусок, где я и покажусь во всей красе. Вас могут просто не дослушать и прервать. Поэтому, выбирая отрывок выбирайте его сразу с того самого куска, который вы хотите прочесть. Не обязательно читать весь текст автора, вы можете его сократить, вырезать некоторые предложения, абзацы. Главное, чтобы логика не потерялась.Ваш отрывок должен иметь логическое начало - развитие - и какое-то завершение.
4) Напряженное желание выпендриться. Многие думают, что если они найдут отрывок, "который никто до них не читал", это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И вот начинается чтение из Милорада Павича, поиск басен у Дениса Давыдова и проч.
Во-первых, не надо предполагать, что вас будут прослушивать малообразованные люди:)) Уж в том, что касается басен, басня Давыдова "Голова и ноги" не является для них открытием уж точно:)) И новинки литературы до них доходят с той же скоростью, если не ранее, чем до вас.

Выбор отрывка для себя должен производиться не по принципу оригинальности, а по принципу близости вам. Можно читать и Павича, если вы его понимаете и сумеете передать его художественные особенности. Можно читать псалмы Давидовы, если вы правильно освоили ритмику библейского стиха. Но если вам близок, например, Пушкин, зачем из пустого оригинальничания читать Борхеса?

ЧАСТЬ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

На прослушивание лучше всего являться в неброской, "нормальной" повседневной одежде. Для девушек ОБЯЗАТЕЛЬНА ЮБКА. Подчеркиваю, не миниюбка до признаков пола, а нормальная юбка в пределах колен. Приготовьтесь к тому, что если вы пришли в макси, вас могут попросить поднять подол до колен и показать ноги. Сие не есть сексуальное домогательство, а элементарная проверка, не совсем ли кривые ли ноги у абитуриентки. Раздражает также чрезмерная сексуальность в одежде. Вы пришли не на кастинг "Мисс мира" или стрип-шоу. Вас просят показать не сиськи, пардон, а талант:) Для мужчин не рекомендуется приходить в прикиде Дэцла, скина, рокера. Вызывает антипатию. Джинсы (брюки), рубашка с галстуком или без, либо сдержанных расцветок свитер... Необшарпанно, чистенько, прилично. В общем, вы понимаете. Рекомендуется также быть выбритым, а не с месячной щетиной, только если вы не считаете, что растительность на вашем лице придает вам тот самый неповторимый стиль, который вы стремитесь продемонстировать. То же самое касается волос - не допускайте засаленных лохм:)) или голого затылка, выбритого в полосочку:)). Если длинные волосы и небритость действительно вам идет и стильно - ради бога. В крайнем случае, если вы понравитесь комиссии, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

Соизмеряйте стиль своей одежды с тем, что вы собираетесь читать.

Девушки, реально оцените ваш макияж. Если не понимаете о чем я, походите по вузам до начала прослушиваний и посмотрите на студенток. В большинстве своем у них очень скромный макияж, практически незаметный. Зато каждое лицо - оригинально. Не делайте так, чтобы тонны помады, туши и углем подведенные брови загораживали истинное ваше лицо, которое при умеренной косметике будет свежеее, оригинальнее.

Часто смотришь на абитуриенток, тусящихся во двориках театральных вузов, и понимаешь, что никого и запомнить-то невозможно, настолько их макияж стандартен: последний номер "Космополитена" в домашнем исполнении:)). Как в какой-то книге высмеивалось: "В двери вошла еще одна Мерилин Монро" ... Не уподобляйтесь:)).

ЧАСТЬ 4. КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений.
Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год).
В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов.
На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей.
Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:))
Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

5. Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗБОРУ ТЕКСТА (ну очень некоторые:))
Приступая к разборке текста, возьмите в руки карандаш и подчеркните подлежащее и сказуемое. Это - главное, о чем говорится в предложении и что вы должны донести до зрителей.
- Выберите главные предложения (1-3) в целом отрывке. Это то, к чему вы должны стремиться, выстроить весь интонационный и ритмический рисунок отрывка.
- Помните, что интонационная точка (полная точка) может стоять у вас только в конце отрывка. Но никак не в середине и никак не после каждого предложения. В письменном виде очень трудно объяснить интонационное различие последней (большой) точки от точки промежуточной. Ну, скажем, до тех пор, пока вы не добрались до конца отрывка, точка в конце предложения произносится с меньшим понижением тона, чем в конце отрывка. Точка в конце отрывка напоминает камень, который вы бросаете в глубину озера. Точка в середине отрывка больше даже напоминает запятую, не должно чувствоваться смыслового окончания, а скорее должно даваться ощущение дольнейшего продолжения, как будто вы вместо точки видите там союз "и".
- В стихотворном тексте всегда идет повышение интонации и пауза в конце стиха (т.е. строчки, для тех, кто не знает). Помните, главное отличие стиха от прозы - его ритмичность (повторяемость сходных явлений через равные промежутки:))
Надеемся, что через какое-то время в нашей библиотеке появятся статьи по сценической речи. А пока на сем позвольте пожелать вам успехов на вступительных экзаменах и откланяться:))