Автор произведения очарованный странник. Н. С. Лесков. Очарованный странник — Гипермаркет знаний. История создания и публикации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 18 "Митино"

Курсовая работа

Предмет: Педагогика

Тема: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами"

Выполнила:

студентка 5 курса

503 группы

Протопопова В. В.

Научный руководитель:

Уварова Г. А.

Москва, 2011

Введение

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего возраста

1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания

1.2 Задачи, содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.3 Методы и средства ознакомления старших дошкольников с Родиной

Заключение

Список литературы

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников - проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Целью работы: Определить методы и приёмы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родиной с использованием художественных средств.

Объект исследования: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родиной с использованием художественных средств.

Задачи:

* Дать теоретическое обоснование патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

* Определить методы и приемы ознакомления детей с родиной.

Глава 1 . Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие патриотиз ма и патриотического воспитания

Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин "патриотизм" употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: "Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости".

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

1.2 Задачи, содержание патриотического воспитания дете й старшего дошкольного возраста

патриотизм воспитание детсадовец родина

Воспитательно-образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают о том, что наша страна многонациональна. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую контурную карту. Старшим дошкольникам сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх, "Кто больше стран назовет", "Из разных названий стран определи нашу страну". Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решить поставленную задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представление о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей. Нужно познакомить детей с понятием "защитник отечества" и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцев, рядовых воинах, смело защищавших Отечество. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них "приходят и уходят", а другие существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании - приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения поставленных задач широко используется иллюстративный материал (картины, фотографии, слайды), позволяющие познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами. Проводятся экскурсии, знакомят с произведениями художественной литературы, рассматриваются иллюстрации.

Уточняются и систематизируются полученные знания детей в беседах типа "Легок ли путь хлеба к нашему столу" и т. д. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Здесь также важно тематически планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей.

Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

1. 3 Методы и средства ознакомления старших дошкольников с Родиной

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, диапозитивов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия -- все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

Художественные средства - это чтение художественной литературы, устное народное творчество музыка, кино, изобразительное искусство диафильмы. Они способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой - дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) - нужна опора на визуальные впечатления.

Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка. Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: "Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…".

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки - во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он - образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета.

Детское вдохновение - очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой "концовкой", нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий. Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила "по справедливости", "по честному", рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей - в рассказе Л. Пантелеева "Честное слово", мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек - результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей - так называемое "сказкотворчество". Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-"детям", смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.

Таким образом, художественная деятельность детей и результаты детского творчества - хороший индикатор качества получаемой информации. Если впечатления детей бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

Заключение

Изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования художественных средств в воспитании дошкольников старшего возраста, мы делаем вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю - используются различные художественные средства; чтение литературы, музыка, изо деятельность, игры, досуги.

Все методы можно условно разделить на три группы методы, повышающие познавательную активность это тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Методы, повышающие эмоциональную активность. Следует отметить, что эмоциональный потенциал занятий зависит от взрослого. Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности. Для того чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны "дидактические мостики". Уже в процессе занятия воспитатель использует прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. Так, на занятии по ознакомлению с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии, а, например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Все эти средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. -400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Социализация дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159

3. Бородич А.М. Методика социализации детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Спб.: Акцидент, 1996. -205с.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

6. Козлова С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: Владос, 2001. - 94 с

7. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.

8. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.

9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Анализ педагогической литературы и систем по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особенности формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста. Условия формирования представлений о природных памятниках.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Определение влияния нетрадиционных методов и приемов физического воспитания на состояние здоровья дошкольников. Медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. Оздоровительное направление работы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2015

    Воспитание патриотизма и этапы становления гражданской позиции у школьников допризывного и призывного возраста средствами физической культуры и спорта. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2016

    Природа как средство воспитание детей, сенсорного и экологического. Предметная среда в дошкольном учреждении. Труд в природе детей старшего дошкольного возраста как метод сенсорного воспитания, разработка соответствующей программы и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2015

    Проблема развития отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на формирование элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, примеры использования методов и приемов ее воспитания посредством сказки.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2017

    Психологические особенности детей дошкольного возраста. Специфика формирования правосознания дошкольников. Особенности воспитания представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятий "Что такое права человека?".

    дипломная работа , добавлен 01.07.2012

    Использование русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированности знаний о социальной действительности.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Деятельность как условие формирования целеустремленности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о людях. Гражданственность как интегральное нравственное качество личности.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Макушева Н.В., воспитатель МБДОУ ДС №12 «Ёлочка» г.Старый Оскол.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре и т.д. Ребёнок впервые открывает Родину в семье. И это, прежде всего его ближайшее окружение, где он познаёт такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из важных задач нравственного воспитания, включающая в себе воспитание любви к близким людям к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой, дом в котором он живёт, родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

Позже не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина-Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Всем нам хочется заглянуть в будущее наших детей, чтобы хоть одним глазком увидеть их счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я- россиянин! Я горжусь своей страной!» Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют пробелы в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Формирование человека как члена гражданского общества, создающего личную ответственность за страну, формирование нравственно – патриотических понятий у детей дошкольного возраста, воспитание творческой развитой личности – главная цель нашей работы.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • – сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек уникальная личность со своими отличительными чертами характера;
  • – дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
  • – обогатить знания детей о родном крае (малой Родине), Родине- стране, дать знания о символике (флаг, герб, гимн) нашего государства;
  • – познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.

Формы работы: целевая прогулка, ООД, беседы, дидактические игры, восприятие художественной литературы, тематические праздники и т.д.

Знания, полученные на ООД, закрепляются в различных формах работы, в самостоятельной деятельности детей, совместно с родителями и воспитателями.

В развивающей среде групп детского сада должны быть исторические и географические предметы, символика государства, народные календари, уголки героев Великой Отечественной войны своего города.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной оформляются уголки «Моя семья», начиная с ясельной группы, дети приносят книги- альбомы о себе, о своей семье, делятся с воспитателем о своих сокровенных тайнах. Это помогает воспитателю определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир. Воспитатели проводят с детьми беседы об истории города, о главных достопримечательностях его. Дети в виртуальных экскурсиях знакомятся с улицами города, узнают, почему они так называются.

В течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Основными темами занятий и бесед в старшей и подготовительных группах могут быть:

-«Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Природа», «Достопримечательности города», «Хлеб–богатство России», «Улицы нашего города», «Памятники родного города», «Москва – столица России», «Герб Москвы» и т. д.

Формируя у детей первые представления об устройстве нашего государства, большое значение воспитатель придает изучению символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни-гимна России, не знают значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой, надо начинать с дошкольного возраста.

В детском саду детей знакомят с значением цветов флага (белый, синий, красный). Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, воспитатель может дать детям в сказочной форме. Всадник, изображённый на гербе, Святой Георгий- прототип сказочного героя. Делая выводы и анализируя содержание сказки, дети запоминают, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию даёт положительный результат. Дети знают в какой стране мы живём, умеют показывать страну на глобусе, границу государства на карте, ориентировочное место жительство на карте, знают, как называется наша малая Родина, свой домашний адрес, улицы родного города, в чью честь они названы, героев прославивших родной город, главные объекты и достопримечательности родного города, расширяется кругозор об окружающем их мире о профессиях, у детей возникает желание получить профессию, они умеют обосновывать свой выбор. Дети получают новые знания, расширяется их кругозор, увеличивается и пополняется словарный запас. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию вызывает в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. После ООД и бесед у детей возникает желание нарисовать то, о чём он только что услышал, или после прочтения художественных произведений дети организуют игру, в которой «участвуют» герои или персонажи данного произведения. Например: «Я буду добрым волшебником…», «Мы будем смелыми спасателями и спасём людей из горящего дома» и т. д. Рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать что-то своё, похожее на то, что они только, что узнали. Например, после знакомства с картой России, дети могут нарисовать карту своего дома, группы, детского сада и т. д.

Свою работу воспитатель строит в тесном содружестве с семьёй. Родители должны активно участвовать во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность должна быть основой в формировании гражданина. Успех в формировании нравственно-патриотического воспитания достигается только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Воспитывая подрастающее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

Меню статьи:

Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

Глава вторая: Предсказание убитого монаха

Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


Глава третья: Жестокое наказание

На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


Глава четвертая: В роли няньки

Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

Глава пятая: Голован отдает ребенка

Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

Глава шестая: Дуэль

Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

Глава седьмая: Пленник у татар

Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


Глава восьмая: Просьбы о помощи

Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

Глава девятая: Освобождение из плена

Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

Глава десятая: Перемены к лучшему

Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

Глава одиннадцатая: В трактире

Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

Глава тринадцатая: Цыганка Груша

Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

Глава четырнадцатая: Разговор с князем

Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

Глава пятнадцатая: История князя

Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

Глава девятнадцатая: на войне

Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

Глава двадцатая: Монах

Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова

3.7 (73.33%) 3 votes

Николай Лесков

Очарованный странник

Глава первая

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском посёлке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдалённые места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

Я уверен, - сказал этот путник, - что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошёл и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить».

Какая же на это последовала резолюция?

М… н… не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

И прекрасно сделал, - откликнулся философ.

Прекрасно? - переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ремённым поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого . Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет тёмный бор».

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

Это все ничего не значит, - начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. - Я, что вы насчёт того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться - это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым лёгким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти?

А вот кто-с, - отвечал богатырь-черноризец, - есть в московской епархии в одном селе попик - прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, - так он ими орудует.

Как же вам это известно?

А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, - пьёт вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довёл, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьёю и дочери жениха дадут, чтобы он на моё место заступил семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, - куда потом моя душа пойдёт?» И стал он от этого часу ещё больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» - потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришёл; ан, вместо служки, смотрят - входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий .

Владыка и говорят:

«Ты ли это, пресвятой отче Сергие?»

А угодник отвечает:

«Я, раб божий Филарет ».

Владыко спрашивают:

«Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?»

А святой Сергий отвечает:

«Милости хощу».

«Кому же повелишь явить её?»

А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишён, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки ещё в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот… такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить… Скачут… числа им нет, сколько рыцарей… несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх в таком же уборе, и куда помахнет тёмным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыка не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, - говорит, - их: теперь нет их молитвенника», - и проскакал мимо; а за сим стратопедархом его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и все кивают владыке грустно и жалостно, и все сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! - он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, - говорит, - в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь…» Ну, тут владыка и поняли, что то за тени пред ним в сидении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай - изволили сказать, - и к тому не согрешай, а за кого молился - молись», - и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.