Что такое ощущение в психологии. Ощущение — общие понятия. Основные характеристики ощущений

Этот вопрос - примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые - и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.

Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.

Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.

На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду

Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад - обычный или экспериментальный, - оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.

Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.

На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.

За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»

Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года

«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.

Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.

С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».

Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории - насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.

Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.

После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».

Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи - ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.

В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс - подспудное желание стать лидером.

Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру - в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».

Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года

«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».

Татьяна Бедник: «Любые крайности - это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».

Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад - место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.

Сад для ребенка - это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс

Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, - постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».

Какое решение оптимально?

Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка - это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».

При этом важнейшим остается вопрос - какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок - это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.

Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

Главное преимущество детского сада - это общение.

Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.

Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.

Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения - это трехлетний возраст.

В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.

Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.

Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.

Даша М. - четвертый ребенок в семье. Два брата-близнеца старше Даши на два с половиной года, сестра - старше ее на год. Отношения между детьми доброжелательные: старшие дети проявляют заботу по отношению к младшим. Даша, как самая младшая в семье, была любимицей. Конфликты между детьми возникали редко и разрешались, как правило, в пользу Даши. Мальчики, приходившие иногда в гости к Дашиным братьям, тоже никогда не обижали девочку. С раннего детства Даша привыкла к тому, что ее окружают дети, проявляла интерес к общению с братьями и старшей сестрой, но больше всего любила быть с матерью.

В возрасте двух с половиной лет родители решили отдать ее в детский сад. Поскольку Даша была очень общительной, уже во время второго посещения детского сада ее оставили на полный день, не ожидая того, что возникнут проблемы. Однако проблемы возникли - и очень серьезные: по словам воспитателя, Даша почти весь день плакала, отказывалась от пищи, не смогла уснуть во время тихого часа. На следующий день повторилось то же самое. Поскольку мать Даши устроилась на работу, остаться с девочкой дома у нее не было возможности.

Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из-за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.

Родители Даши М. допустили серьезную ошибку. Даша, привыкшая общаться с родными братьями и сестрой, которые во всем ей потакали, была еще не готова к тому, чтобы вступить в равноправные отношения со своими сверстниками. Более того, она не испытывала потребности в таких отношениях. Сильно привязанная к матери и близким людям, девочка не нуждалась в том, чтобы расширить границы своего мира.

Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению - явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.

Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - один месяц.

Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции - беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это - наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом . Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада .
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не при­способленному к самообслуживанию.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.



Каждый родитель в определенный момент времени становится перед выбором: отправлять своего ребенка в детский сад или нет. И если раньше этот этап жизни маленького человека казался естественным и происходил сам собой, то теперь появился выбор: заниматься развитием детей своими силами, самостоятельно подбирая пособия, курсы и т. д., или воспользоваться старым дедовским методом. Молодые мамы и папы перестали поступать по инерции и стараются подойти к вопросу серьезно, осознанно приняв решение о том, в их индивидуальной ситуации.

В Москве на сентябрь 2014 года больше нет очередей в детские сады. Если мест хватает всем, остается только решить, все ли хотят ими воспользоваться.

Условия успешной социализации

Приверженцы личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка неизменно вступают в полемику со сторонниками естественной социализации в среде сверстников, с обеспечением которой и призван справляться детский сад. И та, и другая позиция подкрепляется серьезным арсеналом доводов и аргументов.

Родители, предпочитающие заниматься с дошкольником самостоятельно, считают, что воспитатель, в квалификации которого, к сожалению, нередко приходится сомневаться, физически не способен обеспечить безопасность двадцати пяти трехлетних карапузов, не говоря уже о том, чтобы уделить каждому из них достаточно внимания в течение дня.

Парадоксально, но те, кто ратует «за» систему детских садов, аргумент, который их оппоненты используют в качестве главного минуса, приводят как основное и самое весомое доказательство своей правоты.

Социализация, как они утверждают, и должна проходить преимущественно в среде ровесников, когда старшие не вмешиваются в процесс коммуникации, и дети могут примерить на себя все возможные ситуации и роли, общаясь с равными себе без ограничений. Воспитатель и , проникновенно беседуя с каждым малышом по любому поводу. Его задача - вовлечь детей в ролевую игру, если необходимо, стимулировать познавательный интерес и наблюдать, при этом не демонстрируя жесткого контроля. Именно такая ситуация и помогает детям развивать незаменимые навыки общения друг с другом, так они учатся договариваться без участия третьей сильной стороны, в этих условиях формируются их характер и интересы, самооценка и способность оценивать окружающих.

Таким образом, детский сад моделирует реальную жизнь, где необходимо реагировать быстро и без подсказок опытных взрослых. В подобных обстоятельствах, по словам психолога Лидии Геворгян в интервью «Аргументам и фактам», и вырастает сильная независимая личность.

Знаете ли вы, что словосочетание «детский сад» с легкой руки педагога-воспитателя немца Фридриха Фребеля? По его задумке это учреждение должно было взращивать детей, словно цветы из семян, способствуя развитию талантов и качеств, заложенных в ребенка не иначе как божественным провидением.

Ребенок болеет в детском саду

Постоянные болезни - и это следующее суждение от противников детских садов - то, с чем вынужден столкнуться каждый родитель с самых первых дней адаптации ребенка в группе. Наряду с вирусными заболеваниями, которые придется переносить по несколько раз в год, у детей также встречаются нарушение аппетита и сна, продолжительные истерики или наоборот неестественные для их возраста молчаливость и отрешенность - явные признаки ненормального психологического состояния, которые по словам родителей, указывают на нездоровую обстановку и климат государственных дошкольных учреждений.

На подобные суждения психологи отвечают, что данных проблем удастся избежать, если правильно выбрать возраст, когда следует отвести дочь или сына в коллектив сверстников. Время, когда ребенок начинает проявлять интерес к общению с одногодками, наступает не раньше трех лет, следовательно, до этого момента ребенок предпочтительно должен находиться с родителями. Как только же стало очевидно выражено желание взаимодействовать с детьми, скажем, на игровой площадке, можно к посещению детского садика без боязни травмировать его психику.

Почему вопрос «водить ли ребенка в детский сад» стоит так остро?

Интересную точку зрения на проблему детских садов, а точнее неутихающих споров вокруг этих государственных учреждений, высказывает психолог Ольга Владимировна Буйвич

По ее мнению, остроту диалогам по вопросам «за» или «против» детского сада придает ни что иное как страх молодых родителей перед будущим. Называя семью единым поступательно развивающимся организмом, психолог говорит о том, что женщина, относительно недавно ставшая матерью, также растет и развивается в этой новой для себя роли. И иногда, когда ее малыш уже достиг трехлетнего возраста и готов к общению не только в семье, но и со сверстниками, именно мать недостаточно созрела для принятия такого положения вещей.

Признать, что недавний младенец постепенно превращается во взрослого человека, бывает настолько трудно, что родители предпочитают продлить период, в течение которого ребенок будет находиться дома. В качестве подмоги в такой непростой момент приходят негативные отзывы о детских садах, в которые принято отдавать трехлеток. Так, статьи и размышления о минусах дошкольных образовательных учреждений, скандалах с участием воспитателей, а также эксцессах различного характера становятся решающим фактором для принятия решения молодыми мамами и папами.

Детская площадка vs детский сад


Кроме того, психолог Буйвич категорически не согласна с мыслью о том, что детская площадка способна обеспечить необходимый уровень и качество взаимодействия со сверстниками. Для наглядности она предлагает просто представить среднестатистическую песочницу. Как правило, в ней взрослых столько же, сколько и детей, если не больше, то есть ребенок играет под неусыпным контролем не только своей мамы, но и еще нескольких чужих. Своим навязчивым присутствием родители лишают детей уникальной возможности исследовать не только мир вокруг, но и друг друга. Взрослые не позволяют малышам самостоятельно выяснить, чья это игрушка, кто пришел первый и кто виноват. Любой детский конфликт заканчивается решением буквально сверху без .

Также не стоит забывать, что у родителей есть масса своих дел, которые выходят далеко за рамки интересов ребенка. Стирку, уборку, готовку, поход за продуктами никто не отменял, поэтому даже неработающая мама, имея на руках маленького ребенка, постоянно находится в цейтноте. По этой причине старшие на площадке зачастую довольно грубо пытаются стимулировать взаимодействие детей друг в другом, подталкивают их к общению с теми, кто нравится больше им, а не их ребенку.

Таким образом, родители не только навязывают ребенку свой выбор, но и пытаются уместить общение в отведенные на прогулку 2-3 часа.

Воспитатель в обществе детей, а не наоборот


В детском саду же детей никто не ограничивает и не сковывает временными рамками, им дается возможность самим выбирать, с кем играть и во что.

В дошкольных образовательных учреждениях вообще все направлено на интересы и потребности маленьких посетителей, начиная с размера мебели и цвета стен, заканчивая организацией времени и пространства не только внутри, но и снаружи здания сада. Это их маленькое государство, где взрослые находятся в их обществе, а не наоборот. Именно здесь они начинают чувствовать собственную значимость как личности, и именно после начала посещения садика детьми родители постепенно осознают, что их ребенок становится взрослым.

По мнению психолога О.В. Буйвич, детский сад - необходимая веха в развитии не только ребенка, но и его родителей. Если же складывается ситуация категорических протестов и несогласия такому сценарию у одной из сторон, следует всерьез задаться вопросом, правильно ли проживает каждый из членов семьи естественные периоды развития своего маленького коллектива.

Все ли дети могут посещать детский сад?

В России детские сады получили широкое распространение после октябрьской революции. Дошкольные образовательные учреждения активно внедрялись по всей стране под эгидой «раскрепощения женщины» и были названы В.И. Лениным «первыми ростками коммунизма»


Современные противники дошкольных образовательных учреждений, в числе которых психолог Юлия Смирнова, говорят о том, утратив в советское время духовную составляющую, детские сады потеряли и свою привлекательность для большинства малышей и их родителей. «Подобно тому, как каждое растение нуждается в определенном уходе», - рассуждает в интервью «Российской газете» психолог, - «так и каждый ребенок уникален и требует особенных условий, которые современные муниципальные дошкольные учреждения не в силах обеспечить».

По мнению Юлии Смирновой, некоторым детям детский сад вообще противопоказан, и если есть возможность оставить ребенка дома, ею стоит воспользоваться. Это, прежде всего, касается чувствительных малышей, остро реагирующих на изменение температурного режима, настроения окружающих, громкие звуки или сильные запахи. Как правило, в них дремлет , который в шумной группе будет подавляться.

Единственно верного решения, ходить ли ребенку в детский сад, не существует

Исходя из опыта родителей и мнений психологов, можно вывести следующий алгоритм действий для молодых родителей.

Во-первых, не нужно сокращать декретный отпуск и раньше времени торопиться вернуться на работу. Ребенок созревает к общению со сверстниками не раньше, чем к трем годам, а до этого момента ему необходимы только самые близкие люди.

Во-вторых, когда ребенок достиг трех лет и стал заинтересован в общении со сверстниками, следует досконально изучить аргументы специалистов и родителей, приведенные выше, определиться, какие из них кажутся более убедительными, и только после этого предпринимать активные действия по поиску садика или же альтернативных способов развития ребенка.

В-третьих, если родителям кажется, что их ребенок еще не готов к посещению детского сада, несмотря на подходящий для этого возраст, или они сами не чувствуют в себе уверенности и готовности расставаться с малышом на целый день, также не стоит торопиться. В такой ситуации на подмогу придет психолог, который поможет разобраться, правильно ли проживает молодая семья все периоды своего развития, насколько их ребенок вообще желает общаться с ровесниками, следует ли ему в принципе посещать детский сад в силу особенностей мировосприятия, склонностей и .

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Если родители планируют отдать ребенка в детский сад, то вполне логично приложить все усилия, чтобы выбрать для малыша оптимальный вариант. Главное – выбирать объективно, ведь самое дорогое – не всегда значит самое лучшее, тем более что выбор дошкольных учреждений довольно значительный. Придя в дошкольную комиссию или в выбранный садик, вы уже должны знать критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе ДУ. Итак, давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

Критерии выбора детского сада

Удаленность от дома . Даже если в вашем городе есть отличный по всем статьям садик, но находится он в отдаленном районе, до которого добираться более 20 минут, придется тяжело вздохнуть и смело вычеркнуть его из списка. Вряд ли поход в такой садик доставит радость чаду, в особенности, если добираться придется общественным транспортом. Даже если у вас есть собственный автомобиль, дорога должна занимать до 20 минут, иначе она будет выматывать ребенка, да и вставать в 6 утра, чтобы к 8 «сдать» ребенка на поруки воспитателю, да еще и на работу не опоздать вряд ли кому-то понравится.

График работы . Режим работы дошкольного учреждения не менее важен, большинство садиков работает с 7 утра до 7 вечера, но некоторые закрываются и раньше – к примеру, в 17:00. Очень редкие заведения работают круглосуточно, так что тут уже все зависит от вашего графика работы: сможете ли вы забирать чадо вовремя, чтобы не выслушивать каждый вечер нотации воспитательницы? Будете ли успевать вовремя приводить кроху? – в большинстве групп вечно опаздывающих родителей не жалуют.

Территория детского сада .

Осмотрите территорию, насколько она безопасна: нет ли дыр в заборе, закрывается ли калитка, нет ли непосредственной близости крупных автомагистралей. Есть ли песочницы, качели, лесенки, клумбы с цветами, на территории детского садика не должно быть ям, мусора. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на улице: как они себя ведут, как занимаются с ними воспитатели. Будет здорово, если вы приедете сюда с ребенком: детский сад должен нравиться не только вам, но и вашему чаду.

Группы и внутреннее убранство . Уточните, с какого возраста можно отдать своего ребенка в садик, насколько хорошо оборудовано учреждение. Должен быть зал для занятий музыкой и физкультурой, медицинский кабинет, кабинет логопеда. В группах должно быть просторно, чисто, комнаты для занятий и сна должны быть раздельными. Достаточно ли игрушек? Удобная и безопасна ли мебель в комнате? Есть ли душевая, оборудованы ли туалетные комнаты? Обратите внимание на тот факт, если ли в садике уголок с информацией для родителей, подобраны ли игрушки согласно возрасту, есть ли места для рисования, конструирования, есть ли книжная выставка?

Персонал . Не спешите сразу бежать к заведующей, редко какой руководитель расскажет правду о сотрудниках, лучше почитайте отзывы на форумах, пообщайтесь с родителями, чьи дети уже ходят в этот садик, понаблюдайте за тем, как обращаются воспитатели на игровой площадке со своими воспитанниками. Если в одной группе 20-30 человек, а воспитатель один, лучше откажитесь, одному человеку попросту не под силу уследить за такой оравой. На 20 человек должно быть как минимум 2 воспитателя или воспитатель и няня.

Питание . Этот вопрос особенно важен для родителей, чей ребенок страдает аллергией. Расспросите, есть ли возможность для малыша питаться отдельно, понаблюдайте, как кушают другие дети, посмотрите на меню (оно должно меняться каждый день и быть разнообразным). Если есть возможность, посмотрите кухню: придерживаются ли санитарных норм? Соблюдают ли условия хранения продуктов питания? Готовят ли там вкусную и полезную пищу?

Детский сад, государственный или частный, должен иметь лицензию, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции, педагоги должны иметь аккредитацию министерства образования, весь персонал должен иметь санитарные книжки.

Какой детский сад выбрать? Частный или государственный?

В последнее время система образования претерпела большие изменения, на смену государственным учреждениям приходят сады разной направленности.

Классификация детских садов:

  • Государственный общеразвивающий;
  • Центры развития ребенка;
  • Комбинированный детский сад (оздоровительный и развивающий одновременно);
  • Компенсирующий детский сад (для детей с различными отклонениями);
  • Муниципальный детский сад (принадлежащий определенному ведомству);
  • Домашний детский сад (небольшие групповые занятия в квартирах, но стоит такое удовольствие недешево);
  • Частный детский сад.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности.

Государственный детский сад: преимущества и недостатки

  • Доступная стоимость оплаты, но если ваш ребенок будет посещать индивидуальные занятия или кружки, придется платить больше;
  • Государственные сады, как правило, расположены недалеко от дома, поэтому не приходится долго туда добираться;
  • В садах четко разграничены обязанности всех сотрудников, зачастую такие учреждения полностью укомплектованы;
  • Развивающие программы довольно стандартны, зато методической обеспечение проверяется государством, есть программа;
  • Теперь о недостаток: первый – огромные очереди, зачастую приходится занимать себе место под солнцем сразу после рождения малыша;
  • Большие группы (до 40 человек), уследить за таким количеством непосед одному-двум воспитателям ой как непросто;
  • Питание: оно уже стало притчей во языцех, детсадовские кашки и супчики кому-то нравятся, а кто-то считает их сущим наказанием – единодушного мнения у родителей нет;
  • Откровенно устаревшая обстановка, игрушки, пособия, это опять же зависит от финансирования и наличия у детских учреждений спонсоров, во многих садах приходится покупать книги и игрушки за свои деньги.

Частный детский сад: плюсы и минусы

  • Прежде всего, хочется отметить высокую стоимость, так что позволить себе такое удовольствие может не каждая семья;
  • Во многих учреждениях лучше организована программа, хорошая материальная база (новые игрушки, инвентарь, организовываются экскурсии и так далее);
  • Найти частный сад в своем районе бывает затруднительно, приходится тащить ребенка на другой конец города;
  • Зато отсутствуют очереди, здесь во главу угла поставлена платежеспособность родителей;
  • Малокомплектные группы, поэтому и образование здесь получше, и за детьми воспитатель успевает присмотреть (при условии, что персонал действительно хороший);
  • В частных детских садах есть развивающее обучение, различные кружки, дополнительное изучение иностранного языка, занятия хореографией, рисованием и так далее;
  • Во многих садах практикуется индивидуальное меню, которое предварительно обговаривается с родителями каждого ребенка;
  • Режим работы, частные сады, как правило, работают допоздна, а то и круглосуточно, поэтому это вполне достойный вариант для родителей, которые имеют серьезную загрузку по работе;
  • Приходится проверять лицензию учреждения более тщательно, также как и квалификацию преподавателей, есть риск обучения по не до конца исследованным методикам.

Собственно, выбор исключительно за вами, у каждого заведения есть свои плюсы и минусы. Если вы отдали чадо в садик, наблюдайте за его состоянием: малыш должен с удовольствием ходить в дошкольное учреждение, свободнее общаться с детьми, получать новые знания – только тогда детский сад принесет пользу!