Ей было назначено жалованье которое никогда

Из воспоминаний детства

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…

– Митька!

– Дмитрий Алексеевич!

– Бледнолицая собака!

– Да вставай же ты, наконец!

Я уже проснулся, но старался показать, что страшно разоспался и не понимаю, в чем дело. Натягивая всеми силами на голову одеяло, которое тащили с меня Петя и Лева, я только мычал и брыкал ногами. Но они не унимались и, спрыгнув с подоконника, на котором сидели (влезли они из сада в окно), остановились около кровати.

– Вот какой ты! – пробормотал в нерешительности Петя. – Что с ним делать? Мы пропустим зарю…

– Уйдем, – своим обыкновенным, резким и отрывистым, тоном сказал Лева. – Он не товарищ, а баба, старый колелый лось! Влепим по кулаку, и уйдем!

– Я, брат, так влеплю, что ты… умрешь! – неожиданно крикнул я, приподнимаясь и взмахивая кулаком так, как будто в нем что-нибудь было. В эту минуту мне казалось, что я необыкновенно грозен и дик.

Но Петя и Лева, к удивлению моему, разразились самым добродушнейшим хохотом и протянули мне руки.

Я, немного сконфуженный, пожал их, хмуро и нехотя, и опять упал на подушку.

– Ну, идем же, идем! – сказал Петя. – Мы в самом деле пропустим зарю.

Это было сказано так искренне-серьезно, что я сам испугался мысли пропустить зарю. На что нам была эта заря, для чего мы друг другу давали слово стеречь ее – я, право, теперь хорошо не объясню. Но тогда я думал, что это необходимо. Нам ужасно нравилось выходить из дому чем свет, когда еще и деревня, и темные поля, и далекий густой лес объяты мертвым сном и только на востоке небо покрывается серебряными, светлыми полосами. Тогда нам казалось, что мы совершенно одни и в свежем полутемном лесу действительно все таинственно и первобытно. Мы, как настоящие индейцы, забирались в самую чащу сада и, дожидаясь восхода солнца, садились в кружок и курили «трубку мира», или, иными словами, трубку, утащенную у моего дяди. И хотя я был уже лет двенадцати и отлично понимал, что все это игра, и даже совсем детская игра, но мне она так нравилась, что я не мог не наслаждаться ею.

Поэтому я сейчас же вскочил и стал натягивать чулки.

– Солнце ведь еще не взошло? – спросил я торопливо.

– Ты бы дрыхнул до обеда, – ответил Лева, – да потом бы и спрашивал.

«Пугает! Не так уж и поздно», – подумал я, подходя к умывальнику и ежась от утренней свежести, которая плыла в открытое окно.

Холодная струя воды заставила меня еще больше вздрогнуть и окончательно проснуться. Торопливо умывшись, я был уже готов к походу. Мы должны были отправиться нынче в дальний путь, в самый конец большого луга, который был у нас за садом. Там начинался лес, и широкий луг переходил в узкие овраги, каменистые и изрытые весеннею водою. Сегодня мы намеревались выкурить там последнюю «трубку мира», чтобы распрощаться до лета. Был последний день пасхальных каникул, и дня через два я должен был ехать в Орел, в гимназию.

– Берите же, – скомандовал Лева, – поскорее луки.

Мы сейчас же надели луки и вылезли в окно на росистую траву сада.

Солнце еще только всходило. На траве лежало холодное матовое серебро росы, но по дорожкам земля уже отсырела и почернела. Светлый, зеркальный пруд слабо дымился. Но отражения высоких, стройных осин были еще неподвижны и ясны; соловей особенно звучно щелкал в молодой зелени. Утро только начиналось.

Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Лева был предводителем. Он всегда любил быть первым, любил командовать нами, хотя и был моложе меня и Пети года на два. Выглядывал он еще совсем мальчиком; коротко остриженные белые волосы торчали на макушке; сложение было еще совсем детское. Но, несмотря на это, он постоянно старался казаться большим, вечно сдвигал брови над бегающими и дикими, как у зверька, глазками и хвалился, или, точнее сказать, не хвалился, а искренне воображал, что он необыкновенно силен. Брови он сдвигал главным образом для того, чтобы казаться грозным; при игре в индейцы, когда мы назначали, кому кем или чем быть, Лева выбирал себе всегда роль какого-нибудь особенно кровожадного краснокожего; называл он себя постоянно «Черной пантерою», смеялся и дразнил Петю, когда тот, в какой-нибудь стычке с мальчишками, раненный, садился и горько плакал и т. д. Но в душе Лева был все-таки очень добрый и чуткий мальчик; по уму – очень сообразительный и бойкий. Петя, напротив, был мальчик, которых можно встретить на каждом шагу.

Мы шли мимо пруда. Лева уже несколько раз сбегал к воде и изо всей силы бил палкою лягушек. Он уже вспотел, раскраснелся и измазал грязью, по своему обыкновению, руки, сапоги и штаны. Петя больше любовался природою.

– Что же, ты приедешь на лето сюда, к дяде, или уедешь к отцу? – спросил он меня.

– Непременно приеду сюда, – ответил я.

Лева обернулся в эту минуту и вдруг разразился самым веселым смехом.

Лева продолжал хохотать.

– Я, брат, все знаю, – проговорил он наконец.

– Что ты знаешь? – удивился я.

– Про Сашу-то!

Я почувствовал, что моментально покраснел до самой шеи. Лева попал в самое больное место: я был в это время «страшно», как мне тогда казалось, влюблен в Сашу, его двоюродную сестру. Она обыкновенно проводила каникулы у отца Левы, так что, мечтая приехать на лето, я имел в виду единственно ее.

– Какую Сашу? – не зная, что сказать, спросил я и сам почувствовал, что сказал страшную глупость.

– Зачем ты лжешь, как старая баба? – вдруг строго перебил меня Лева. Глаза у него засветились, как у зверька, брови сдвинулись.

– Что я лгу? – спросил я тоже строго.

– Ты лжешь, что ты не знаешь, про какую Сашу я говорю, – отчеканил Лева, – а сам влюблен в нее…

Я моментально схватил лук с плеч и трясущимися руками наложил стрелу.

– Нет, ты лжешь! – закричал я, уже совсем растерявшись. – Я вот тебя сейчас…

Но Лева перебил меня:

– Я давно знал. Я не хотел говорить Пете… А вот теперь скажу… Только она уже вчера вечером уехала… Выкуси… А если хочешь выходить на бой – становись.

Лева тоже разозлился. Глаза бегали, щеки раскраснелись.

– Не хочу я с тобою драться, – сказал я, всеми силами стараясь казаться спокойным. – А только ты сам дурак! И я не хочу больше с тобою идти.

С этими словами я повернулся и пошел опять в сад.

– Да на меня-то за что ж? – жалобно закричал Петя.

Но мне показалось, что они оба заодно хотели меня огорчить и сконфузить. «Братцы», – подумал я и потом, не оборачиваясь, крикнул:

– Подите вы к черту!

Итак, обстоятельства сложились весьма плохо: вместо мирной прощальной экспедиции вышла ссора, вместо окончательного свидания с Сашей – весть о ее отъезде, или, иными словами, – о разлуке с нею до самого лета. Я говорю «окончательного» потому, что думал перед отъездом улучить минутку, чтобы объясниться с нею. Правда, уже раз я с нею объяснился, но тогда это как-то не вышло. Мы встретились у них в сенях; я покраснел, почувствовал, как будто кто-то провел мне по волосам ледяною щеткою, ероша волосы; я даже не сказал «здравствуйте». Несмотря на то, что Саша была старше меня года на два, я постоянно ее конфузился. Она сама протянула мне руку.

– Что это вас давно не видно? – спросила она.

– Нет, я был недавно, – сказал я, – вы меня не видали.

– Вы, должно быть, были в саду?

– Нет, я и в доме был.

Саша засмеялась вдруг так звонко и мило, что я сразу ободрился, хотя и не понял, чему она смеется.

– Вы, должно быть, в шапке-невидимке были?

– Нет, в своем картузе, – сострил я и окончательно смешался.

– Ну как же я вас не видела? – добивалась Саша.

– Да вы всегда не хотите меня видеть.

Иван Бунин


Первая любовь

Из воспоминаний детства

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…


– Митька!

– Дмитрий Алексеевич!

– Бледнолицая собака!

– Да вставай же ты, наконец!

Я уже проснулся, но старался показать, что страшно разоспался и не понимаю, в чем дело. Натягивая всеми силами на голову одеяло, которое тащили с меня Петя и Лева, я только мычал и брыкал ногами. Но они не унимались и, спрыгнув с подоконника, на котором сидели (влезли они из сада в окно), остановились около кровати.

– Вот какой ты! – пробормотал в нерешительности Петя. – Что с ним делать? Мы пропустим зарю…

– Уйдем, – своим обыкновенным, резким и отрывистым, тоном сказал Лева. – Он не товарищ, а баба, старый колелый лось! Влепим по кулаку, и уйдем!

– Я, брат, так влеплю, что ты… умрешь! – неожиданно крикнул я, приподнимаясь и взмахивая кулаком так, как будто в нем что-нибудь было. В эту минуту мне казалось, что я необыкновенно грозен и дик.

Но Петя и Лева, к удивлению моему, разразились самым добродушнейшим хохотом и протянули мне руки.

Я, немного сконфуженный, пожал их, хмуро и нехотя, и опять упал на подушку.

– Ну, идем же, идем! – сказал Петя. – Мы в самом деле пропустим зарю.

Это было сказано так искренне-серьезно, что я сам испугался мысли пропустить зарю. На что нам была эта заря, для чего мы друг другу давали слово стеречь ее – я, право, теперь хорошо не объясню. Но тогда я думал, что это необходимо. Нам ужасно нравилось выходить из дому чем свет, когда еще и деревня, и темные поля, и далекий густой лес объяты мертвым сном и только на востоке небо покрывается серебряными, светлыми полосами. Тогда нам казалось, что мы совершенно одни и в свежем полутемном лесу действительно все таинственно и первобытно. Мы, как настоящие индейцы, забирались в самую чащу сада и, дожидаясь восхода солнца, садились в кружок и курили «трубку мира», или, иными словами, трубку, утащенную у моего дяди. И хотя я был уже лет двенадцати и отлично понимал, что все это игра, и даже совсем детская игра, но мне она так нравилась, что я не мог не наслаждаться ею.

Поэтому я сейчас же вскочил и стал натягивать чулки.

– Солнце ведь еще не взошло? – спросил я торопливо.

– Ты бы дрыхнул до обеда, – ответил Лева, – да потом бы и спрашивал.

«Пугает! Не так уж и поздно», – подумал я, подходя к умывальнику и ежась от утренней свежести, которая плыла в открытое окно.

Холодная струя воды заставила меня еще больше вздрогнуть и окончательно проснуться. Торопливо умывшись, я был уже готов к походу. Мы должны были отправиться нынче в дальний путь, в самый конец большого луга, который был у нас за садом. Там начинался лес, и широкий луг переходил в узкие овраги, каменистые и изрытые весеннею водою. Сегодня мы намеревались выкурить там последнюю «трубку мира», чтобы распрощаться до лета. Был последний день пасхальных каникул, и дня через два я должен был ехать в Орел, в гимназию.

– Берите же, – скомандовал Лева, – поскорее луки.

Мы сейчас же надели луки и вылезли в окно на росистую траву сада.

Солнце еще только всходило. На траве лежало холодное матовое серебро росы, но по дорожкам земля уже отсырела и почернела. Светлый, зеркальный пруд слабо дымился. Но отражения высоких, стройных осин были еще неподвижны и ясны; соловей особенно звучно щелкал в молодой зелени. Утро только начиналось.

Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Лева был предводителем. Он всегда любил быть первым, любил командовать нами, хотя и был моложе меня и Пети года на два. Выглядывал он еще совсем мальчиком; коротко остриженные белые волосы торчали на макушке; сложение было еще совсем детское. Но, несмотря на это, он постоянно старался казаться большим, вечно сдвигал брови над бегающими и дикими, как у зверька, глазками и хвалился, или, точнее сказать, не хвалился, а искренне воображал, что он необыкновенно силен. Брови он сдвигал главным образом для того, чтобы казаться грозным; при игре в индейцы, когда мы назначали, кому кем или чем быть, Лева выбирал себе всегда роль какого-нибудь особенно кровожадного краснокожего; называл он себя постоянно «Черной пантерою», смеялся и дразнил Петю, когда тот, в какой-нибудь стычке с мальчишками, раненный, садился и горько плакал и т. д. Но в душе Лева был все-таки очень добрый и чуткий мальчик; по уму – очень сообразительный и бойкий. Петя, напротив, был мальчик, которых можно встретить на каждом шагу.

Задания по русскому языку для 10 класса.
Задание 1.

Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

Задание 3.

Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

Задание 4.

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

    Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.

    Скажи, который час?

    Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.

    Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Задание 5.

Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка?

Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий

Задание 7.

В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

Задание 8.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?

- Чем заняты таланты?

Возвести!

- Да продолжают славный воз везти!

- А бездари?

- Те мнят,

Что делают погоду.

- А критики?

- Темнят

Или молчат по году.

Задание 9.

М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? Каково её значение?

Задание 10.

В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

Задание 11.

В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

Задание 12.

Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

а) В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

Задание 13.

О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.

Задание 14.

Определите лексическое значение выделенных слов.

«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика , он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

Задание 15.

Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

Олимпиадные задания по литературе для 10 класса

1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?


2. В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы? Приведите примеры. С какой целью они это делают?

3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?

4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.


5. В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии". Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре". Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему? Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов? Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году.

Время выполнения работы – 120 минут

Задание 1.

Задание 3.

Задание 4.

Скажи, который час?

Задание 5.

Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка? Обоснуйте свой выбор.

Задание 6.

^ Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий

Задание 7.

Задание 8.

Чем заняты таланты?

Возвести!

А бездари?

Те мнят,

Что делают погоду.

А критики?

Или молчат по году.

Задание 9.

^ Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Задание 10.

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

Читайте, читайте, читайте!

О времена! О нравы!

Мой дом – моя крепость!

Ответы и критерии оценивания.

Задание 1.

Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

Количество баллов.

Одно слово – 1 балл. ^ Всего 12 баллов.

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.

Количество баллов.

Задание 3.

Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

^ Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Обоснуйте свой ответ.

^ Количество баллов.

До 5 баллов.

Они были включены в состав мужской сборной(1), на что указывает

собирательное числительное (1) трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского (1) и среднего рода (1) и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов) (1).

Задание 4.

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.

Скажи, который час?

Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.

Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Количество баллов.

1. Прямое дополнение.

2. Согласованное определение.

3. Обстоятельство места.

4. Дополнение.

Задание 5.

Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка? Приведите 4 примера слов. Обоснуйте свой выбор.

^ Количество баллов.

Слово с приставкой – 1 балл. Его толкование – 1 балл. Всего 8 баллов.

Периметр(1)– граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг(1)

Периферия (1)– внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра (1).

Перископ (1)– оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг) (1).

Перифраза (1) – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания = выражение, близкое к данному слову (около него)

Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

^ Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий

Количество баллов.

У слов лекторий, лисий нулевое окончание.

Задание 7.

В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

Количество баллов.

До 8 баллов.

1. Выспаться (1). От спать (1) приставочно-постфиксальным способом (1). Остальные три слова образованы постфиксальным способом. (1)

2. Белоствольный (1). От бел(ый)+ствол+н (1) сложением основ и суффиксацией(1). Остальные слова образованы суффиксальным способом (1).

Задание 8.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Выпишите их.

Чем заняты таланты?

Возвести!

Да продолжают славный воз везти!

А бездари?

Те мнят,

Что делают погоду.

А критики?

Или молчат по году.

Количество баллов.

1. Омофоны.(1,5)

2. Возвести – воз вести(0,5); те мнят – темнят(0,5); погоду – по году(0,5).

Задание 9.

О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Слова выходят коротки и смачны.

^ Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте недостающие знаки препинания и объясните свой выбор.

Количество баллов.

Языковое явление – до 3 баллов.

Пунктуация – 1 балл.

Объяснение пунктуации – до 2 баллов.

Максимум 6 баллов.

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков(1) (профессионализмах)(1), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление(1).

2. ^ Ветра – не ветры сводят нас с ума, // Из палуб выкорчевывая мачты.(0,5+0,5)

Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.(1)

Запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.(1)

Задание 10.

Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

А) ^ В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

Количество баллов.

а). До 6 баллов.

б). До 8 баллов.

Максимум 14 баллов.

а). (Она) вздыхала по другом*(1) - форма предложного падежа (1) зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа (1).

Гораздо боле*(1) – устаревшая форма сравнительной степени наречия (1); современная форма – больше, более (1)

б) ^ Не вышло из* пера(1) - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера(1).

^ Людей, о коих* не сужу(1) - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова (1); современное относительное местоимение которые (1).

Затем*, что…(1) – подчинительный причинный союз¹ затем что (1) , которому соответствует современный потому, что (1).

¹Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.

Максимальное количество баллов за I тур - 62 балла

Критериями оценки являются логичность(2), разнообразие привлекаемого языкового материала (2), ориги­нальность мышления(2), композиционная стройность(2), грамот­ность(2).

Максимальное количество баллов за II тур -10 баллов