Формирование коммуникационных навыков. Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Коммуникативные навыки: способности

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Краткость - сестра таланта

Краткость - сестра таланта

Из письма от 11 апреля 1889 г. Антона Павловича Чехова (I860-1904) к своему брату Александру: «Ты написал пьесу? [...] Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта» (Полн. собр. соч.Т. XIV. М., 1949).

Цитируется как совет "(пишущему, говорящему) быть кратким, излагать только суть дела (шутл.-ирон.).

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Сестра таланта Краткость – сестра таланта. Антон Чехов (1860–1904), писатель Краткость – с.т. А. Козак (Московская обл.) Был так краток, что его принимали за сестру таланта. Владимир Колечицкий (р. 1938), литератор Или как можно короче, или как можно приятнее. Плутарх (ок. 46-ок. 127),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Лаконическая краткость см. Со щитом или на щите

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Старшая сестра Пьеса (1961)В Ленинграде живут сестры - Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида - школьница.Придя однажды домой, Надя застает у Лиды ее друга по школе Кирилла. Они

Из книги 100 великих тайн России XX века автора Веденеев Василий Владимирович

Сестра императора Широко известно о трагической судьбе семьи русского императора Николая II и его братьев. Реже упоминаются погибшие родственники царя по мужской линии: его дяди - великие князья. Но мало кому известно о судьбе родной сестры Николая Александровича,

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Младшая сестра леща Похожа она на маленького леща, и все тут. Но если присмотреться – разница все-таки видна. У подлещика грудные плавники серые, а у густеры – красноватые. Да и лучей в спинном плавнике густеры меньше, чем у подлещика. А вот чешуя у нее крупнее и окраска

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

Утилизация главного женского таланта

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Утилизация главного женского таланта Мы разумеем талант сострадания и талант хозяйственности и предлагаем утилизировать два эти женские дара в общественной жизни, как они утилизируются в частной жизни, - и собственно частная, домашняя жизнь и держится этими двумя

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

ДУБНА И СЕСТРА Одно время мне довольно часто доводилось посещать реки Дубну и Сестру. Помню, впервые я оказался на Дубне в середине августа. Приятель уговаривал меня пойти с раннего утра по грибы.– Пойми, чудак-рыбак, – говорил Роман. – Самый разгар грибного сезона, а ты

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Из книги Книги о сильных женщинах автора Иванова Анна

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Из книги Индформинг. Путь успеха личности автора Баранов Андрей Евгеньевич

Из книги автора

Индформинг определения таланта Человек не думает вопросами, задавая лишь вопросы и делая из ответов вывод, задающий вопросы не высказывает своего суждения или скрывает его. Если по каким-то причинам вы не знаете о своем таланте или думаете, что его нет, – еще проще, вы

Из книги автора

Индформинг поиска собственного таланта Ваши природные склонности к какому-либо занятию лучше вас самих никто не знает, но как порой сложно бывает их обнаружить, особенно тогда, когда вам, возможно, навязывают точку зрения или высказывают мнение по какому-либо поводу. Мы

Мне в очередной раз некоторые товарищи попытались сделать замечание на тему того, что я часто бываю многословен в обсуждениях на форуме. Тема эта - ваажная для понимания, поэтому я кидаю её и в ЖЖ.

Каюсь - есть такой грех! Бываю многословен.
Я часто ради того, чтобы просто быть правильно понятым всеми вами, пишу, не зацикливаясь на подсчёте букоффф...
Признаюсь при этом - я вообще не считаю нужным подсчитывать буквы в форме материала, когда весь смысл этого материала заключается в содержании. Вот именно содержание я обычно и вынужден доносить до людей, поскольку они в нормах существующей лживой пропаганды постоянно кем-то зациклены на поверхностных формах, и вообще не собираются вникать в содержание существующих процессов. А если, как говорится, человек не знает даже букварь, то приходится объяснять самые очевидные вещи и приходится быть многословным.
Причина того, почему мне приходится быть многословным именно на NN.ru, часто зависит не от меня, а в первую очередь от вас (от нас) всех вместе взятых.
Причина эта в том, что сегодня в век Интернетов и засилия техники достаточно большую роль начинает играть коммуникативный процесс в обществе в целом, и в этом процессе роль так называемых "умов эпохи" не играет уже определяющей роли... так, как это было, например, в 18-20 веках в недавнем прошлом. То, что это есть суть искуственно стимулируемой деградации человека в нынешнем веке - это отдельная тема, связанная с антинаучной современной социализацией общества, цель которого не равноправное демократическое распределение всех благ в обществе по вложенному труду, как это было например в Советском Союзе, а распределение этих благ в первую очередь по наличию силового влияния на это общество конкретным человеком или группой лиц.
В этом смысле я хочу сразу напомнить всем известное определение Демократии от родоначальника современной американской Демократии Б. Франклина:

«Демократия – это пространство договорённости независимых, вооружённых мужчин».
© Бенджамин Франклин

Прошу обратить особое внимание на то, что определяющим смысл этого определения является словосочетание - "вооружённых мужчин".
Это для справки всем тем простым... невооружённым... лицам в нашем обществе, которые до сих пор тупо верят и видят в Полиции, в Прокуратуре и даже в ФСБ обязательно только своих защитников.
Ну и ещё глупее будет продолжать верить в то, что какие-то шанцевы и сорокины представляют реальную власть. Это не так. И глубоко не так.
Из определения Б.Франклина это совершенно не следует.
Есть только договорённость. И ещё в этом изначально скрывается факт того, что кто-то из них при этом обязательно предварительно кого-то опустил... А иначе какой смысл вообще договариваться?!
Ну а кто и кого опустил 25 лет назад, мы все уже знаем... Привет Горбачёву и его друзьям в Лондоне!!!
Поэтому власть демократии сегодня в Нижегородской области представляют никакие-то там шанцевы или сорокины (они всего лишь чьи-то марионетки), а эта власть принадлежит в первую очередь лицам, которые близки к вооружениям. То есть - силовым органам.
Это вам просто ликбез, чтобы в обсуждении этой темы было поменьше бреда по самой теме!!!
Вот в этом и кроется весь смысл демократии, которую объявили в нашей стране 25 лет назад!!! Это отношения между опущенными и их паханами-насильниками на нашей общей земле, которую Запад объявил 25 лет назад особой Зоной.
Именно об этом же вам пытается часто сказать и так называемый Президент Путин... О том, что реальная власть в стране ему не принадлежит. И если уж говорить честно, то более близок к этой власти был тот же Борис Немцов, которого вот сейчас зачистили под новые варианты стратегии по структурированию нашей страны.
Он просто первый. А вообще сейчас скорее всего очень скоро будет объявлена новая война за возможность вхождения в новую "элиту". Эта не справилась с задачами паханов с Запада. Их будут зачищать. И кровь, которую все ещё помнят по 90-ым годам, польётся вновь. Только боюсь, что ещё больше. Но "власть в стране" - это отдельная тема.
И эта тема сложнее. Её оставим на потом...

А пока я предлагаю вернуться к обсуждению заявленной мною темы, и просто прошу всех понимать и учитывать то, что определяющую роль на развитие нашего обществаа сегодня оказывают не "умы эпохи", а согласно Бенджамина Фраанклина - "вооружённые люди" и... ИХ СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ.

Так вот эти методы присутствуют во всём!
И в информационной среде они играют сегодня роль не менее важную.
Агрессия...! Наглость...! Ложь....! И просто часто нагнетаемая с помошью техники так называемое "вбросовое мнение" - всё это является методами ведения войны против общества на информационном поле.
Всё это в той или иной мере легко обнаруживается и на NN.ru.

Вы все с этим сталкиваетесь регулярно.

Предлагаю при этом учитывать то, что особая трагичность в этих вопросах именно для России заключается в том, что так сложилось исторически, что в России к лицам, близким к разного рода вооружениям ближе всего находятся люди с достаточно низким или очень поверхностным образованием.
Вот именно поэтому эти люди не стесняются бросаться и фразами, смысл которых они даже сами подчас не знают, типа - "Краткость - сестра таланта!"
Да. Это замечательный метод ведения информационной войны против такой же категории малообразованной толпы.
Но именно поэтому же этот метод часто натыкается на полное непонимание у людей более образованных, к которым, не буду этого скрывать, я отношу и себя.
Ну и поэтому, чтобы как раз восполнить недостаток образования у всех тех, кто любит повторять эту фразу отвлечённо от полного содержания текста, который, как известно, принадлежит А.П.Чехову, я приведу полное выссказывание этого русского писателя в полном его оригинале.

Сама эта фраза содержится в частной переписке А.П.Чехова с его братом Александром и её можно найти в 14-ом томе полного собраания сочинений А.П.Чехова в 30-ти томах. Вот сама эта переписка полностью:

«...Не писал я тебе так долго просто из нерешительности. Мне не хотелось сообщать тебе одну неприятную новость. На горизонте появились тучки; будет гроза или нет -- ведомо богу. Дело в том, что наш Косой около 25 марта заболел брюшным тифом, формою легкою, но осложнившеюся легочным процессом. На правой стороне зловещее притупление и слышны хрипы. Перевез Косого к себе и лечу. Сегодня был консилиум, решивший так: болезнь серьезная, но определенного предсказания ставить нельзя. Все от бога.
Надо бы в Крым, да нет паспорта и денег.

Ты написал пьесу?1 Если хочешь знать о ней мнение, имеющее ценность, то дай ее прочесть Суворину. Сегодня я напишу ему о твоей пьесе, а ты не ломайся и снеси. Не отдавай в цензуру, прежде чем не сделаешь поправок, какие сделаешь непременно, если поговоришь с опытными людьми. Одного Суворина совершенно достаточно. Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей.
Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость -- сестра таланта .

Памятуй кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и, всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать. А главное -- папаше и мамаше кушать нада. Пиши. Мухи воздух очищают, а пьесы очищают нравы.
Твоим капитанам Кукам и Наталье Александровне мой сердечный привет. Очень жалею, что я не могу и не мог к праздникам сделать для них что-нибудь приятное. У меня странная судьба. Проживаю я 300 в месяц, не злой человек, но ничего не делаю приятного ни для себя, ни для других. Будь здрав.

Tuns magister bonus Anlonius XIII {*}.
{* Твой добрый наставник Антоний XIII (лат.).}

Ал. П. Чехов ответил брату в письме от 9 апреля 188! г.:
«...Написал я драму и сижу теперь над ее отделкой. Чем больше вдумываюсь, тем она мне становится противнее. Из осторожности не читал ее пока никому, поэтому единственным судьею -- мое же собственное мнение. Если и ты с такими же муками писал "Иванова", то я тебе не завидую"
(Письма Ал. Чехова, с. 229).

Ну вот...
Отсюда видно то, что Чехов (автор самих этих строк) совершенно не считал и не считает то, что Краткость является сестрой Таланта везде и повсюду.
А главное, Антон Павлович Чехов сам обращает внимание брата на то, что это правило является важным для аргументации содержания только там, где есть ВОЛЬНОДУМИЕ.
То есть там, где есть настоящая в своём содержании Демократия, которую провозглащали римляне.
Но не та Демократия, которую объявил в своё время Бенджамин Франклин, и которая по шаблону для тупых и слабых в своей зависимости людей баыла скопирована на Советский Союз.

p.s.
От меня лично в этой связи просьба ко всем:
В следующий раз, когда пытаетесь показаться умными и бросаааетесь подобными фразами, пожалуйста - будьте умными не поверхностно, а в полном смысле этого слова.

Спасибо всем за внимание!
Всех с праздниками.!!!
И сильно меня не бейте за то, что я вынужден взять на себя право открывать вам глаза на Истину.
Я бы очень был рад не писать снова так много букв.
Но вы же не знаете первоисточники, и вы бросаетесь порой фразами, смысл которых до конца даже сами не знаете.
Между прочим только на одной этой неделе я уже третий раз тыкаю вас (нас) всех носом в незнание самых элементарных вещей.
И всё это только лишь потому, что с приходом в нашу жизнь Интернета мы все стали чрезвычайно умными под чьи-то частные заказы, но при этом совершенно перестали быть вольнодумными.
А между прочим именно это является главным содержанием в том, что рекомендовал А.П.Чехов, когда говорил фразу "Краткость - сестра таланта."

Да. Краткость - конечно же сестра таланта!
Но это касается только умных людей, которые и являются вольнодумными по Чехову.
Тупые же и поверхностные люди могут бросаться этой фразой сколь угодно долго, но содержания за ней не будет.
Его и не было никогда. Потому что в современной демократии есть ещё и силовая цензура. И об этом Чехов также напомнил своему брату.

Вывод:
КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА!
Но, согласно утверждению самого же автора этой строки...
При отсутствии вольнодумия Краткость понимается БЛИЖАЙШЕЙ РОДСТВЕННИЦЕЙ САМОЙ НАСТОЯЩЕЙ ГЛУПОСТИ.
Что в принципе и демонстрируют почти все современные трансляторы этой фразы.

Спасибо всем!
Извините снова, что я не краток. Зато я тоже талантлив и вольнодумен (читай - не глуп!) и уже в который раз подтверждаю это. :))))

Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.

Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.

Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

Елена Чеснокова
Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

1. Социально-

(ФГОС ДО)

2 Понятие

социальный портрет выпускника ДОУ

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС ДО)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие » . Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие :

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально- коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

Реализация общеобразовательной программы;

Обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности .

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов, родителей выступает :

Как средство решения учебно-воспитательных задач;

Как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

Как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

Как необходимое условие его социально-личностного развития .

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления : коммуникативную , интерактивную и перцептивную.

По Лисиной М. И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией , обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является очень важной и обязательной составной частью коммуникации , потому что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков) . Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам.

М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения :

1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) .

Понятие «коммуникация » рассматривается в работах таких выдающихся личностей как : А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В. А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию , прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения . Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации » под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными ; они включают в себя простейшие (элементарные) умения . По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные , регуляционно-коммуникативные и аффективно- коммуникативные группы умений

Коммуникативные навыки - понятие , отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова) .

3 Коммуникативная готовность детей к школе , социальный портрет выпускника ДОУ

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру , коммуникативные способности , готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; и др., коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов : когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию) .

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается :

1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др., что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту ;

2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас , грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т. д.

4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни . Согласно исследованиям в русле концепции М. И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность , т. е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем.

Коммуникативная готовность к школе , это готовность дошкольников к новым формам общения Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе , так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности - принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения , ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

«Царевна Несмеяна»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей , побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной , которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить

«Игра с масками»

Цель : Развивать умения проявлять чуткость , отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного) . Две такие «маски» могут в классе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

«Чудесный терем дружбы»

Материал : дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе .

Цель : развивать умение детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада.

Задачи : учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание : воспитатель обращает внимание детей на домик , сделанный из плотного картона или фанеры. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе . Воспитатель : «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?».

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Например :

Это девочка, она очень хорошо поет и любит петь.

Так воспитатель говорит о каждом из детей группы . Дети отгадывают, о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

«Радио»

Цель : воспитать у детей умение быть внимательными , запоминать наиболее существенные признаки

Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы . Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте : «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас» , - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей : как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Мини игры-тренинги на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков"

Место проведение:

Дата и время:

Возраст : 15-18 лет

Необходимые принадлежности: листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

Цель:

- развитие коммуникативных навыков;

Умение устанавливать контакт.

Задачи игры-тренинга:

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

Овладение навыками эффективного слушания;

Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Расширение диапазона творческих способностей.

Программа тренинга:

1. Приветствие.

2. Знакомство.

4.Упражнение "Через стекло"

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

6.Упражнение "Передать одним словом"

7.Упражнение "Двое с одним мелком"

8.Упражнение "Леопольд"

9.Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

10. Подведение итогов

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется "Формирование коммуникативных умений и навыков".

2.Знакомство.

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

3.Беседа.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное...)

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение "Через стекло"

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается "сказать"что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: " Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить". Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова-ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение "Передать одним словом"

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение "Двое с одним мелком"

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило - нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение "Леопольд"

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных - прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он - безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

(Рефлексия тренинга)

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?