Хочу быть переводчиком. Выбор профессии переводчика - минусы. Что нужно знать чтобы быть переводчиком? Какими переводами лучше заняться

В семье богатого русского помещика И. А. Яковлева.

Мать - Луиза Гааг, уроженка г. Штутгарта (Германия). Брак родителей Герцена не был оформлен, и он носил придуманную отцом фамилию (от Herz - «сердце»).

Раннему духовному развитию Александра Ивановича способствовало знакомство с лучшими произведениями русской и мировой литературы, с запрещенными «вольными» стихотворениями русских поэтов 10-20-х гг. «Потаенная» поэзия Пушкина и декабристов, революционные драмы Шиллера, романтические поэмы Байрона, произведения передовых французских мыслителей XVIII в. укрепляли свободолюбивые убеждения Герцена, его интерес к социально- политическим проблемам жизни.

Молодой Александр Иванович был свидетелем мощного подъема общественного движения в России, вызванного Отечественной войной 1812. Огромное воздействие на формирование его революционного мировоззрения оказало восстание декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей,- писал впоследствии Герцен,- окончательно разбудила ребяческий сон моей души» («Былое и думы»). Герцен с детских лет почувствовал ненависть к крепостному праву, на котором был основан полицейско-самодержавный режим в стране.

В 1827 он вместе со своим другом Н. П. Огаревым на Воробьевых горах дал клятву пожертвовать жизнью для борьбы за освобождение русского народа.

В октябре 1829 Александр Иванович поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Здесь вокруг него и Огарева сложился революционный кружок студентов, глубоко переживавших поражение декабрьского восстания. Участники кружка следили за революционным движением на Западе, изучали социально-утопические теории западноевропейских социалистов, «но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу» («Былое и думы»). Большое внимание Герцен уделял в университете изучению естественных наук; в студенческие годы им было написано несколько работ на естественнонаучные темы

«О месте человека в природе», 1832;

«Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», 1833;

в журнале «Вестник естественных наук и медицины» (1829), «Атеней» (1830) и других. Герцен А.И. напечатал свои переводы и рефераты работ западноевропейских ученых, посвященных проблемам естествознания. В этих статьях он стремился преодолеть идеализм, утверждал мысль о единстве сознания и материи; в то же время он не мог удовлетвориться ограниченным, метафизическим материализмом XVIII века. Философские искания Герцена в 30-40-х гг. были направлены на создание такой материалистической системы, которая отвечала бы революционно-освободительным устремлениям передовых кругов русского общества.

В июле 1833 Александр Иванович окончил университет со степенью кандидата. Вместе с друзьями он строил широкие планы дальнейшей литературной и политической деятельности, в частности издания журнала, который пропагандировал бы передовые общественные теории. Но царское правительство, напуганное восстанием декабристов, беспощадно подавляло в русском обществе всякое проявление свободолюбивой мысли.

В июле 1834 Герцен, Огарев и другие члены кружка были арестованы.

В апреле 1835, Герцен был выслан в Пермь, а затем в Вятку под строгий полицейский надзор. Тюрьма и ссылка обострили ненависть писателя к самодержавно-крепостническому строю; ссылка обогатила его знанием русской жизни, гнусной крепостнической действительности. Особенно глубокое воздействие на Герцена оказало близкое соприкосновение с жизнью народа.

В конце 1837, по ходатайству поэта В. А. Жуковского, Александр Иванович был переведен во Владимир (на Клязьме).

В мае 1838 он женился на Н. А. Захарьиной.

(«Первая встреча», 1834-36;

«Легенда», 1835-36;

«Вторая встреча», 1836;

«Из римских сцен», 1838;

«Вильям Пен», 1839, и другие) он поднимал глубоко волновавший его вопрос о переустройстве общества на разумных началах. В романтически приподнятых, возвышенных образах, порой в наивной, условной форме, находили свое воплощение идейная жизнь, страстные философские и политические искания передовой дворянской молодежи 30-х гг. Пронизанные освободительными идеями своего времени, произведения молодого Герцена, при всей их художественной незрелости, развивали гражданские мотивы русской литературы 20-х гг., утверждали «жизнь для идей» как «высшее выражение общественности».

Летом 1839 с Александра Ивановича был снят надзор полиции, в начале 1840 он возвратился в Москву , а затем переехал в Петербург.

В 1840-41 в «Отечественных записках» Герцен опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека». Насколько позволяли цензурные условия, повесть раскрывала широкий круг духовных интересов передовой русской интеллигенции, ее заключительная глава в острой сатирической форме обличала «патриархальные нравы города Малинова» (имелась в виду Вятка), пошлую жизнь провинциальной чиновничье-помещичьей среды. Повесть открывала новый период в литературной деятельности Герцена, она знаменовала вступление писателя на путь критического реализма.

В 1841 за «распространение необоснованных слухов» - резкий отзыв в письме к отцу о преступлениях царской полиции - Герцен был вновь сослан, на этот раз в Новгород.

Летом 1842 Александр Иванович вернулся в Москву . Он принял деятельное участие в идейной борьбе 40-х гг., в разоблачении идеологов помещичье-крепостнической реакции и буржуазно-дворянского либерализма, показал себя достойным соратником великого революционного демократа Белинского. Опираясь во всей своей деятельности на традиции Радищева , Пушкина, декабристов, глубоко изучая выдающиеся произведения передовой русской и зарубежной литературы и общественной мысли, он защищал революционный путь развития России. Свои взгляды он отстаивал в борьбе со славянофилами, идеализировавшими экономическую и политическую своеобычность царской России, и либералами-западниками, преклонявшимися перед буржуазным строем в странах Западной Европы. Выдающиеся философские работы Герцена

«Дилетантизм в науке» (1842-43),

«Письма об изучении природы» (1844-46) сыграли огромную роль в обосновании и развитии материалистической традиции в русской философии.

Материализм Герцена, имел активный, действенный характер, был пронизан боевым демократическим духом. Александр Иванович был одним из первых мыслителей, которые сумели понять диалектику Гегеля и оценить ее как «алгебру революции», в то же время он обвинял немецких идеалистов и русских гегельянцев в оторванности от жизни. Вместе с Белинским Герцен поставил свои философские искания на службу освободительной борьбе народных масс.

По характеристике В. И. Ленина, Герцен в крепостной России 40-х гг. XIX в. «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени... Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 256). В статьях Герцена давалось глубокое обоснование основным принципам материалистической философии. Историю человеческого мира он характеризует как продолжение истории природы; дух, мысль, доказывает Герцен, являются результатом развития материи. Отстаивая диалектическое учение о развитии, писатель утверждал противоречие как основу прогресса в природе и обществе. Его статьи содержали исключительно яркое, полемически острое изложение истории философских учений, борьбы материализма и идеализма. Герцен отмечал самостоятельность русской философии, критическое восприятие русскими мыслителями передовых философских направлений Запада. Борьба Герцена с идеалистической философией как идейным оплотом крепостнической реакции носила определенно выраженный политический характер. Однако в условиях отсталой, крепостнической России он оказался не в силах дать материалистическое объяснение борьбы идеологических и материалистических философских систем как одному из проявлений классовой борьбы в обществе.

Материалистические идеи, развитые в статьях Герцена, оказали большое воздействие на формирование мировоззрения русской революционной демократии 60-х гг.

Активное участие Александра Ивановича в освободительной борьбе русского народа служило могучим источником художественной силы его литературного творчества.

С 1841-46 пишет роман «Кто виноват?» (полное издание - 1847) он поставил важнейшие вопросы русской жизни 40-х гг. Герцен дал уничтожающую критику крепостного права и помещичье-самодержавного строя, подавляющего человеческую личность. Острота его протеста против крепостного строя приобретала в романе подлинно революционное звучание.

1846 повесть «Сорока-воровка» (издана в 1848) рассказывала о неиссякаемых творческих силах и талантливости русского народа, о его стремлении к раскрепощению, о присущем простому русскому человеку сознании личного достоинства и независимости. С большой силой повесть раскрывала общую трагедию русского народа в условиях самодержавно-крепостнического строя.

1846 повесть «Доктор Крупов» (издана в 1847),написанная в форме записок врача, рисовала сатирические картины и образы русской крепостнической действительности. Глубокий и проникновенный психологический анализ, философские обобщения и социальная острота повести делают ее шедевром художественного творчества Герцена.

В январе 1847 преследуемый царским правительством, лишенный возможности вести революционную пропаганду, Герцен с семьей уехал за границу. Он приехал во Францию накануне революционных событий 1848. В цикле статей «Письма из Avenue Marigny» (1847, позднее вошли в книгу «Письма из Франции и Италии», 1850, русское издание - 1855) Герцен подверг острой критике буржуазное общество, пришел к выводу, что «буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности». В то же время с большим сочувствием он писал о парижских «блузниках» - рабочих и мастеровых, выражал надежду, что готовящаяся революция принесет им победу

В 1848 Герцен стал свидетелем поражения революции и кровавого разгула реакции. «Письма из Франции и Италии» и книга «С того берега» (1850, русское издание- 1855) запечатлели духовную драму писателя. Не поняв буржуазно- демократической сущности движения, писатель неверно оценил революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм.

Тяжелые переживания, вызванные поражением революции, совпали с личной трагедией Герцена: осенью 1851 во время кораблекрушения погибли его мать и сын, в мае 1852 в Ницце умерла жена.

В августе 1852 Александр Иванович переехал в Лондон. Годы лондонской эмиграции (1852-65) - период активной революционной и публицистической деятельности Герцена.

В 1853 он основал Вольную русскую типографию.

В 1855 начал издавать альманах «Полярная звезда».

В 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску знаменитой газеты «Колокол».

В 60-х гг. Александр Иванович Герцен окончательно пришел в лагерь русской революционной демократии. Убедившись на опыте освободительной борьбы русского крестьянства в период революционной ситуации 1859-61 в силе революционного народа, он «безбоязненно стал на сторону революционной демократии против либерализма» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 14). Герцен разоблачал грабительский характер «освобождения» крестьян в России. С большой силой звал народные массы к революционной активности и протесту (статьи в «Колоколе»: «Исполин просыпается!», 1861;

«Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», 1861, и другие).

В начале 60-х гг. Герцен и Огарев принимали участие в деятельности тайного революционно-демократического общества «Земля и воля», вели революционную пропаганду в армии.

В 1863 Александр Иванович решительно поддержал национально-освободительное движение в Польше. Последовательная революционно-демократическая позиция Герцена в польском вопросе вызвала ожесточенные нападки со стороны реакционных и примкнувших к ним либеральных кругов.

В 1864 Александр Иванович гневно заклеймил расправу царизма с вождем русской революционной демократии Чернышевским.

Герцен был одним из основоположников народничества, автором, так называемой теории «русского социализма». Не уяснив действительной социальной природы крестьянской общины, он в своем учении исходил из освобождения крестьян с землей, из общинного землевладения и крестьянской идеи «права на землю». Теория «русского социализма» в действительности не содержала «ни грана социализма» (Ленин), но она в своеобразной форме выражала революционные стремления крестьянства, его требования полного уничтожения помещичьего землевладения.

В первые годы эмиграции и в Лондоне Герцен продолжал напряженно работать в области художественного творчества. Он отстаивал неразрывную связь искусства с жизнью и считал литературу политической трибуной, используемой для пропаганды и защиты передовых идей, для обращения с революционной проповедью к широким кругам читателей. В книге «О развитии революционных идей в России» (на франц. языке, 1851) он отметил как характерную черту русской литературы ее связь с освободительным движением, выражение революционных, свободолюбивых устремлений русского народа.

На примере творчества русских писателей XVIII - 1-й половины XIX в. Герцен показал, как литература в России стала органической частью борьбы передовых общественных кругов. Темы и образы русского крепостного быта продолжали занимать главное место в художественных произведениях Герцена (неоконченная повесть «Долг прежде всего», 1847 - 51, изд. в 1854; «Поврежденный», 1851, изд. в 1854).

Вместе с тем Герцена- художника и публициста глубоко волновали вопросы буржуазной действительности в странах Западной Европы. В своих произведениях 50-60-х гг. он неоднократно обращался к жизни различных кругов буржуазного общества

(очерки «Из писем путешественника во внутренности Англии», «Оба лучше», 1856;

цикл «Концы и начала», 1862-63;

рассказ «Трагедия за стаканом грога», 1863, и другие).

С 1852-68 пишет мемуары «Былое и думы» которые занимают центральное место в литературно-художественном наследии Герцена. Свыше 15 лет напряженного труда посвятил Герцен созданию произведения, ставшего художественной летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе - от восстания декабристов и московских студенческих кружков 30-х гг. до кануна Парижской коммуны. Среди художественных автобиографий всей мировой литературы XIX в. «Былое и думы» не имеют равного себе произведения по широте охвата изображаемой действительности, глубине и революционной смелости мысли, предельной искренности повествования, яркости и совершенству образов. Александр Иванович выступает в этой книге как политический боец и первоклассный художник слова, В повествовании органически сочетаются события личной жизни автора с явлениями общественно-политического характера; мемуары запечатлели живой образ русского революционера в его борьбе против самодержавия и крепостничества. Возникнув из страстного желания писателя рассказать правду о своей тяжелой семейной драме, «Былое и думы» вышли за пределы первоначального замысла и стали художественным обобщением эпохи, по выражению Герцена, «отражением истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге». Мемуары Герцена принадлежали к числу тех книг, по которым изучали русский язык Маркс и Энгельс.

Александр Иванович Герцен был художником-публицистом. Статьи, заметки и памфлеты в «Колоколе», полные революционной страстности и гнева, являются классическими образцами русской демократической публицистики. Художественному таланту писателя была свойственна острая сатиричность; в едкой, уничтожающей иронии, в сарказме писатель видел действенное орудие социальной борьбы. Для более полного и глубокого раскрытия уродливых явлений действительности Герцен часто обращался к гротеску. Рисуя в мемуарах образы современников, писатель использовал форму острого сюжетного рассказа.

Большой мастер портретных зарисовок, Александр Иванович умел лаконично и метко определить самую сущность характера, в нескольких словах очертить образ, схватив главное. Неожиданные острые контрасты были излюбленным приемом писателя. Горькая ирония чередуется у него с забавным анекдотом, саркастическая насмешка сменяется гневным ораторским пафосом, архаизм уступает место смелому галлицизму, народный русский говор переплетается с изысканным каламбуром. В этих контрастах проявилось характерное для Герцена стремление к убедительности и наглядности образа, резкой экспрессии повествования.

Художественное творчество Герцена А.И. оказало большое влияние на формирование стиля критического реализма и развитие всей последующей русской литературы.

В 1865 Герцен перенес издание «Колокола» в Женеву, становившуюся в те годы центром русской революционной эмиграции. При всех расхождениях с так называемыми «молодыми эмигрантами» по ряду существенных политических и тактических вопросов Александр Иванович видел в разночинной интеллигенции «молодых штурманов будущей бури», могучую силу русского освободительного движения.

Последние годы жизни писателя ознаменовались дальнейшим развитием его мировоззрения в направлении к научному социализму. Герцен пересматривает свое прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум» (1868-69), в своей последней повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869) он ставит вопрос о «современной борьбе капитала с работой», новых силах и людях в революции. Настойчиво освобождаясь от пессимизма и скептицизма в вопросах общественного развития, Герцен приближается к правильному взгляду на историческую роль нового революционного класса - пролетариата.

В серии писем «К старому товарищу» (1869), писатель обратил свои взоры к рабочему движению и руководимому Марксом Интернационалу.

Умер Александр Иванович Герцен в Париже, был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

После смерти Герцена вокруг его идейного наследия развернулась острая политическая борьба. Демократическая критика последовательно рассматривала Герцена в ряду великих учителей революционной интеллигенции 70-80-х гг. Реакционные идеологи, убедившись в тщетности попыток очернить Герцена в глазах молодого поколения, начали прибегать к фальсификации его образа. Борьба с идейным наследством писателя приняла более тонкую форму лицемерной «борьбы за Герцена». В то же время произведения Александра Ивановича продолжали находиться в царской России под строгим и безусловным запретом.

Первое посмертное Собрание сочинений писателя (в 10-ти т., Женева, 1875-79) и другие заграничные издания Герцена А.И («Сборник посмертных статей», Женева, 1870, изд. 2 -1874, и другие) были мало доступны русскому читателю.

В 1905, после 10 лет настойчивых усилий, удалось добиться первого русского издания Собрания сочинений (в 7-ми т., Спб., изд. Павленкова), однако оно было изуродовано многочисленными цензурными пропусками и грубыми искажениями.

В буржуазно-дворянской печати конца XIX века и особенно в период реакции после поражения первой русской революции повторялись бесконечные вариации лживого толкования взглядов Герцена, его идейного и творческого пути. Предельно циничное выражение они нашли в «веховской» легенде о Герцене как непримиримом противнике материализма и всяких революционных действий. Буржуазные идеологи умаляли роль великого мыслителя и писателя в развитии русской и мировой науки и литературы. Тщательно выхолостив революционную сущность деятельности писателя, «рыцари либерального российского языкоблудия», как называл их Ленин, пытались использовать искаженный облик писателя-демократа в своей борьбе с революционным движением и передовой общественной мыслью России.

Большая заслуга в разоблачении реакционных и либеральных фальсификаторов Герцена принадлежит Г. В. Плеханову. В ряде статей и выступлений («Философские взгляды А. И. Герцена», «А. И. Герцен и крепостное право», «Герцен-эмигрант», «О книге В. Я. Богучарского «А. И. Герцен», речь на могиле Герцена в сотую годовщину со дня его рождения и другие) Плеханов дал глубокий и разносторонний анализ мировоззрения и деятельности Герцена, показал победу материализма над идеализмом в его взглядах, близость многих философских положений Герцена к воззрениям Энгельса. Однако в оценке Плехановым Герцена, было немало серьезных ошибок, вытекавших из его меньшевистской концепции движущих сил и характера русской революции. Плеханов не смог раскрыть связь Герцена с нараставшим революционным движением широких масс крестьянства. Неверие в революционность русского крестьянства и непонимание связи между крестьянством и революционерами-разночинцами 60-х гг., лишили Плеханова возможности увидеть классовые корни мировоззрения Герцена и всей русской революционной демократии.

В каприйском курсе лекций по истории русской литературы (1908-1909) большое внимание Александру Ивановичу уделил М. Горький. Горький подчеркнул значение Герцена как писателя, поставившего в своем творчестве важнейшие общественные проблемы. В то же время, выделив в мировоззрении Герцена как его ведущую черту «драму русского барства», Горький рассматривал его вне основных этапов развития русской революции и потому не мог определить подлинного исторического места Герцена- мыслителя и революционера, как и Герцена- писателя.

В изучении идейного наследства писателя значительную роль сыграли статьи и речи А. В. Луначарского. Луначарский правильно подчеркнул взаимосвязь различных сторон деятельности и творчества Герцена, органическое единство в его произведениях художника и публициста. Слабой стороной работ Луначарского была недооценка преемственности русских революционных традиций, в результате чего он преувеличил значение западных влияний на идейное развитие Герцена Ошибочно рассматривая Герцена и Белинского как выразителей некоего единого «западнического» направления русской интеллигенции 40-х гг., Луначарский не раскрыл глубокого смысла борьбы русской революционной демократии с буржуазно-помещичьим либерализмом. Луначарский ошибочно сближал мировоззрение писателя с анархическими взглядами Бакунина и либеральной идеологией позднейших народников.

Только в статьях и высказываниях В. И. Ленина революционное наследие Герцена получило подлинно научное осмысление. Статья Ленина «Памяти Герцена» (1912) стала важнейшим историческим документом в борьбе большевистской партии за теоретическое вооружение народных масс в преддверии нового подъема рабочего движения. На примере Герцена Ленин призывал учиться «великому значению революционной теории». Ленин воссоздает образ подлинного Герцена, писателя-революционера, историческое место которого, наряду с Белинским и Чернышевским, среди славных предшественников русской социал-демократии. В статье Ленина мировоззрение, творчество и историческая роль писателя подвергаются конкретному и всестороннему анализу, вопросы идейной эволюции Герцена Ленин исследует в неразрывном единстве с его революционно-политической деятельностью. Ленин глубоко раскрыл путь Герцена - революционера, непосредственного наследника декабристов, к революционному крестьянскому демократизму. Статья содержала замечательную характеристику мирового значения философских исканий Герцена.

Великая Октябрьская социалистическая революция впервые открыла возможность для углубленного изучения жизни и творчества Герцена. В тяжелых условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи было продолжено и успешно завершено 22-томное издание полного собрания его сочинений и писем под редакцией М. К. Лемке. Это издание, несмотря на серьезные недостатки, стало крупным событием в жизни молодой советской культуры. Общий подъем марксистско-ленинской литературоведческой мысли, достигнутый на основе направляющих и руководящих указаний партии, оказал животворное воздействие на дальнейшее развитие советского герценоведения.

125 - летний юбилей со дня рождения Александра Ивановича Герцена, широко отмеченный в нашей стране весной 1937, ознаменовал начало серьезной исследовательской работы в области изучения наследия писателя.

В последующие годы советские исследователи Герцена внесли ценный вклад в литературную науку. Был создан ряд больших монографий о Герцене; в 1954-65 Академия наук СССР выпустила научное издание сочинений писателя в 30 томах. Значительную работу по изучению и публикации архивных материалов Герцена, хранящихся в советских и зарубежных коллекциях, проделала редакция «Литературного наследства».

Советский народ высоко ценит богатейшее наследие Герцена - «писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 255).

Умер 9(21).I.1870 г. в Париже.

Долгое время Александр Иванович Герцен являлся одним из самых знаменитых деятелей русской культуры XIX века, участвовавшим в освободительной борьбе своего времени. Его имя, творчество, политические и историко-философские взгляды были известны каждому из его современников в России и в Русском Зарубежье. Память о нем и его деятельности сохранялась и в советском государстве XX века, работы цитировали и анализировали лидеры эпохи социализма, а вслед за ними изучали граждане СССР. В наше время творчество А. И. Герцена незаслуженно забыто. Парадоксально: будучи в начале XX веке одним из самых издаваемых авторов, Герцен для массового читателя XXI века стал практически неизвестным, академическое собрание сочинений этого автора не найдешь в каждой научной библиотеке России. Между тем исследователи русской истории и литературы признаются, что А. И. Герцен – выдающийся мыслитель, политик, писатель, философ и публицист, особенно актуальный для современности. Без знания и понимания истории люди XXI века не смогут осмыслить настоящее, без этого нет будущего. В советскую эпоху политические взгляды Герцена рассматривались однобоко, его работы подвергались цензуре и идеологическим клише. Сегодня, когда есть возможность взглянуть на историю объективно, становится ясно, что, провозглашая свободу, Герцен никогда не призывал к бунту «бессмысленному и беспощадному», осуждал тех, кто звал Россию «к топору». Кроме того, будучи ярким обличителем царского самодержавия («тюрьмы народов»), он явился провозвестником более страшного явления - сталинского геноцида народов. Как талантливый публицист, журналист, редактор и издатель он проявил себя в организации бесцензурной русской газеты «Колокол» и альманаха «Полярная звезда». Среди авторов герценовского «Колокола» были выдающиеся деятели России и Зарубежья: И. С. Тургенев, Е. Тур, Н. А. Добролюбов, П. В. Анненков, Дж. Гарибальди, В. Гюго, Дж. Мадзини и др. Публицистика и мемуарные произведения самого Герцена – это энциклопедия не только российской, но и европейской политической и культурной жизни середины XIX столетия, в которой он принимал непосредственное участие. Глубочайшие познания Герцена в истории и философии позволили ему создать его философские сочинения, самыми известными из которых являются «Письма об изучении природы» и «Дилетантизм в науке». Последняя работа – сочинение во многом уникальное, являющееся практически первой в России попыткой построить развернутую философскую концепцию развития науки, определить ее место в обществе и в духовной жизни человека. Его высочайший художественный литературный талант, интеллектуальное начало герценовской прозы воплотились в повестях «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», главном создании эмигрантских лет – мемуарах «Былое и думы» и ставят Герцена в один ряд с классиками русской литературы XIX века.
Все указанные причины свидетельствуют об актуальности и востребованности творчества А. И. Герцена в наше время. На сегодняшний день не существует ни одного собрания, в котором произведения Герцена были бы представлены с достаточной полнотой и которое целиком соответствовало бы современному уровню текстологии.

В историю русской общественной мысли Александр Иванович Герцен (1812-1870) вошел как выдающийся представитель блестящей плеяды передовых людей 1840-1860 гг., как своеобразный и талантливый публицист, философ и социолог, литературный критик и журналист; в историю русской литературы - как один из наиболее значительных участников нового литературного направления и начальной ступени его развития - «натуральной школы» 1840-х годов.

герцен Александр Иванович (1812-1870) - выдающийся русский мыслитель, писатель, общественный деятель. Он был незаконнорожденным сыном богатого московского помещика И.А. Яковлева, в семье которого получил хорошее образование и воспитание. В 1829 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. В годы учебы в университете Герцену и его ближайшему другу и единомышленнику Н.П. Огареву удалось сплотить вокруг себя кружок студенческой молодежи, где обсуждались философские проблемы, социалистические идеи Сен-Симона и Фурье. В июле 1834 г. вскоре после окончания университета за связь с революционным движением молодежи был арестован и выслан в Пермь, Вятку, Владимир. В 1839 г. по возвращении в Москву он знакомится и идейно сходится с М.А. Бакуниным, В.Г. Белинским, Т.Н. Грановским. Вскоре произошла вторая ссылка под надзор полиции в Новгород (1841-1842), после чего ему разрешили переехать в Москву. Здесь он пишет свои первые фундаментальные труды по философии, примыкает к западническому направлению историософских исканий интеллектуального движения 40-х годов. В 1847 г. Герцен навсегда покидает Россию, становится свидетелем революционных потрясений в Западной Европе. С 1852 г. поселяется в Лондоне, где в 1853 г. основывает Вольную русскую типографию, начинает издавать альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», периодическое издание «Голоса из России». Именно эти издания стали первой бесцензурной печатью в нашей стране.

Начало литературной деятельности Герцена относится к периоду его первой ссылки (вторая половина 30-х годов). Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена не продолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».
Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в «Записках одного молодого человека» (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: «Еще из записок одного молодого человека» (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Мали-нов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки - места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прежних романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести - Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В «Записках…» намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила «Записок…» была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

к 40-м годам Герцен встал на путь пересмотра основ идеологии господствующих слоев с ее идеализмом и стал постепенно овладевать принципами материалистического миропонимания, пытаясь отчасти применить их к вопросам социальной жизни. С этой точки зрения он разоблачал перед самим собой и своим “дружеским кругом старые романтические иллюзии.
Все это нашло выражение и в художественном творчестве Герцена, расцвет которого относится к 40-м годам. От отвлеченной романтики повестей и поэм 30-х годов он перешел к реалистической прозе. Романом «Кто виноват?» и примыкающими к нему повестями он вписывает своеобразную страницу в русскую литературу нового периода ее развития.
Идейное развитие Герцена началось очень рано вспышкой романтических настроений в связи с поражением декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», - вспоминал он потом. Четырнадцатилетним мальчиком он смог уже поставить перед собой важнейший вопрос: на чьей стороне он сам-на стороне казненных пли палачей. Он сразу и твердо решил его и на всю жизнь стал непримиримым врагом помещичьего и царского деспотизма.
Это возбудило в нем высокие, романтические переживания и даже обратило его к тайным «политическим мечтам» о борьбе с деспотизмом, в которых юноша «гордо сознавал себя «злоумышленником»…». И эти переживания до конца 30-х годов оставались основным пафосом его мышления и деятельности, который только усилился в тюрьме и ссылке. Эти чувства выразились в его «клятве на Воробьевых горах», в его участии в протестах студенчества Московского университета против реакционных преподавателей, в тайной материальной поддержке арестованного кружка Сунгурова.Когда Герцен был переведен во Владимир, условия его жизни значительно улучшились. Он мог теперь изредка бывать в Москве и видеться с друзьями. Герцен увозит из Москвы свою невесту, Н. А. Захарьину, и женится на ней. После долгой разлуки его посетил Огарев, также перенесший ссылку. Однако и этот период не был богат творческими достижениями. Во Владимире Герцен написал только две стихотворные романтические драмы «Лициний» и «Вильям Пен» и один эпизод («О себе») из задуманной большой автобиографической повести, в дальнейшем не осуществленной

черты наивного романтизма приданы герою-идеалисту и Герценом в «Кто виноват?». В этой повести, значение которой для литературы 40-х гг. и дальнейшего литературного развития трудно переоценить, Герцен противопоставил двух героев мысли, представляющих как бы два типа носителей современного интеллектуального развития, и «измерил» их друг другом. Круциферский - отвлеченный идеалист-мечтатель, жаждущий гармонии. Мыслимое воплощение его романтического идеала - идиллия. Отрыв его мечтаний от действительности делает для него равно недоступными и прогнозы дальнейшего развития общества и приобщение к прозаической дисгармоничной реальности. Он может существовать лишь в искусственно созданном заповеднике семейной жизни, отгороженной от исполненного конфликтов общественного бытия, которое в своих реальных, недоступных идеальному сознанию формах воплощает идею развития. Мечта Круциферского об идиллии среди дисгармоничного мира оказывается такой же эфемерной, как все его мечты. Сознание человека, его духовный мир несут в себе все элементы мировой дисгармонии, так же как и залоги возможной в будущем гармонии. Таким образом, даже между двумя людьми в современном обществе не могут сложиться отношения невозмутимой идиллии. Так в характеристике Круциферского возникает тема наивности его идеализма - он сердцем «милый невежда». Круциферскому противопоставлен Бельтов - герой, воплощающий идею развития и дисгармонии современного общества. В литературе 40-х гг., столь богатой псевдопечоринскими и антипечоринсяими фигурами, Бельтов - единственный герой, несущий «печоринскую» традицию и воплощающий ее в высоком трагическом ключе. Бельтову присущ «гигантизм» Печорина, на нем лежит печать «избранничества», отсвет высокой миссии. Вместе с тем Бельтов, как ни один герой 40–50-х гг., проникнут скепсисом, мучительным сознанием своего бессилия, неразрывно связанным с непомерной значительностью задачи, возложенной на него исторической действительностью.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Русская история полна подвижников, готовых положить жизнь за свою идею.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был первым русским социалистом, проповедовавшим идеи равенства и братства. И хоть он не принимал прямого участия в революционной деятельности, но был среди тех, кто подготовил почву для её развития. Один из лидеров западников, позже он разочаровался в идеалах европейского пути развития России, перешёл в противоположный лагерь и стал основоположником другого знаменательного для нашей истории движения — народничества.

Биография Александра Герцена тесно связана с такими деятелями русской и мировой революции, как Огарёв, Белинский, Прудон, Гарибальди. На протяжении всей жизни он постоянно пытался найти наилучший способ справедливого устройства общества. Но именно горячая любовь к своему народу, самоотверженное служение выбранным идеалам — это то, чем завоевал уважение потомков Герцен Александр Иванович.

Краткая биография и обзор основных произведений позволит читателю поближе познакомиться с этим русским мыслителем. Ведь только в нашей памяти они смогут жить вечно и продолжать оказывать влияние на умы.

Герцен Александр Иванович: биография русского мыслителя

Был незаконнорождённым сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и дочери чиновника-производителя, 16-летней немки Генриетты Гааг. Из-за того, что официально брак зарегистрирован не был, фамилию сыну отец придумал. В переводе с немецкого она означает «дитя сердца».

Воспитывался будущий публицист и писатель в доме дяди на (сейчас в нём находится им. Горького).

С ранних лет его начали обуревать «вольнолюбивые мечты», что неудивительно — учитель словесности И. Е. Протопопов знакомил ученика со стихами Пушкина, Рылеева, Бушо. Идеи Великой французской революции постоянно витали в воздухе учебной комнаты Александра. Уже в то время Герцен подружился с Огарёвым, вместе они вынашивали планы по преобразованию мира. Необыкновенно сильное впечатление на друзей произвело после которого они загорелись революционной деятельностью и поклялись до конца жизни отстаивать идеалы свободы и братства.

Книги составляли ежедневный книжный рацион Александра — он много читал Вольтера, Бомарше, Коцебу. Не прошёл он мимо и раннего немецкого романтизма — произведения Гёте и Шиллера настроили его в восторженном духе.

Университетский кружок

В 1829 году Александр Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение. И там он не расстался со своим другом детства Огарёвым, с которым вскоре они организовали кружок единомышленников. В него также вошли известный в будущем писатель-историк В. Пассек и переводчик Н. Кетчер. На своих заседаниях участники кружка обсуждали идеи сенсимонизма, равноправия мужчин и женщин, уничтожения частной собственности — в общем, это были первые социалисты в России.

«Маловская история»

Обучение в университете протекало вяло и однообразно. Немногие преподаватели могли познакомить слушателей лекций с передовыми идеями немецкой философии. Герцен искал выхода своей энергии, участвуя в университетских шалостях. В 1831 году он оказался замешан в так называемой «маловской истории», в которой принимал участие и Лермонтов. Студенты изгнали из аудитории профессора уголовного права. Как вспоминал потом сам Александр Иванович, Малов М. Я. был глупым, грубым и необразованным профессором. Студенты его презирали и открыто смеялись над ним на лекциях. За свою выходку бунтовщики отделались сравнительно легко — провели несколько дней в карцере.

Первая ссылка

Деятельность дружеского кружка Герцена имела довольно невинный характер, однако Императорская канцелярия усмотрела в их убеждениях угрозу для царской власти. В 1834 году все члены этого объединения были арестованы и сосланы. Герцен оказался сначала в Перми, а потом его определили на службу в Вятку. Там он устроил выставку местных произведений, что дало повод Жуковскому ходатайствовать о его переводе во Владимир. Туда Герцен увёз и свою невесту из Москвы. Эти дни оказались самыми светлыми и счастливыми в бурной жизни писателя.

Раскол русской мысли на славянофилов и западников

В 1840 году Александр Герцен вернулся в Москву. Здесь судьба свела его с литературным кружком Белинского, проповедовавшего и активно насаждавшего идеи гегельянства. С типично русской восторженностью и непримиримостью члены этого кружка воспринимали идеи немецкого философа о разумности всей действительности несколько односторонне. Однако сам Герцен из философии Гегеля сделал совершенно обратные выводы. В результате кружок распался на славянофилов, предводителями которых стали Кириевский и Хомяков, и западников, которые объединились вокруг Герцена и Огарёва. Несмотря на крайне противоположные взгляды на дальнейший путь развития России, и тех и других объединял настоящий патриотизм, основанный не на слепой любви к русской государственности, а на искренней вере в силу и могущество народа. Как писал позже Герцен, они были похожи на чьи лица были повёрнуты в разные стороны, а сердце билось одно.

Крушение идеалов

Герцен Александр Иванович, биография которого и так была насыщена частыми переездами, вторую половину жизни вовсе провёл за пределами России. В 1846 году умер отец писателя, оставив Герцену большое наследство. Это дало Александру Ивановичу возможность несколько лет путешествовать по Европе. Поездка коренным образом изменила образ мыслей писателя. Его друзья-западники были шокированы, когда прочитали опубликованные в журнале «Отечественные записки» статьи Герцена под названием «Письма с Avenue Marigny», впоследствии ставшие известными как «Письма из Франции и Италии». Явный антибуржуазный настрой этих писем свидетельствовал о том, что писатель разочаровался в жизнеспособности революционных западных идей. Став свидетелем провала цепи революций, прокатившихся по Европе в 1848-1849 годах, так называемой «весны народов», он начинает разрабатывать теорию «русского социализма», давшую жизнь новому течению русской философской мысли — народничеству.

Новая философия

Во Франции Александр Герцен сблизился с Прудоном, вместе с которым стал издавать газету «Глас народа». После подавления радикальной оппозиции он переезжает в Швейцарию, а после в Ниццу, где знакомится с Гарибальди, знаменитым борцом за свободу и независимость итальянского народа. К этому периоду принадлежит публикация эссе «С того берега», в котором обозначились новые идеи, коими увлёкся Герцен Александр Иванович. Философия радикального переустройства общественного строя уже не удовлетворяла писателя, и Герцен окончательно распрощался со своими либеральными убеждениями. Его начинают посещать мысли об обречённости старой Европы и о большом потенциале славянского мира, долженствующего воплотить в жизнь социалистический идеал.

А. И. Герцен — российский публицист

После смерти жены Герцен перебирается в Лондон, где начинает издавать свою знаменитую газету «Колокол». Наибольшим влиянием газета пользовалась в период, предшествовавший отмене крепостного права. Потом её тираж начинает падать, особенно сильно сказалось на её популярности подавление польского восстания 1863 года. В итоге идеи Герцена не нашли поддержки ни у радикалов, ни у либералов: для первых они оказались чересчур умеренным, а для вторых слишком радикальными. В 1865 году российское правительство настойчиво потребовало от Её Величества Королевы Англии, чтобы редакция «Колокола» была выслана из страны. Александр Герцен и его сподвижники вынуждены были переехать в Швейцарию.

Умер Герцен от воспаления лёгких в 1870 году в Париже, куда приехал по семейным делам.

Литературное наследие

Библиография Герцена Александра Ивановича насчитывает огромное количество статей, написанных в России и эмиграции. Но наибольшую известность ему принесли книги, в частности итоговый труд всей его жизни «Былое и думы». Сам Александр Герцен, биография которого совершала порой немыслимые зигзаги, называл эту работу исповедью, которая вызвала разнообразные «мысли из дум». Это синтез публицистики, мемуаров, литературных портретов и исторической хроники. Над романом «Кто виноват?» писатель работал шесть лет. Проблемы равноправия женщин и мужчин, отношений в браке, воспитания он предлагает в этом произведении решать с помощью высоких идеалов гуманизма. Также его перу принадлежат остросоциальные повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Трагедия за стаканом грога», «Скуки ради» и другие.

Нет, наверное, ни одного образованного человека, который хотя бы понаслышке не знал, кто такой Александр Герцен. Краткая биография писателя содержится в Большой советской энциклопедии, словаре Брокгауза и Эфрона, да мало ли в каких ещё источниках! Однако лучше всего знакомиться с писателем по его книгам — именно в них в полный рост встаёт его личность.

Будущий великий писатель и мыслитель А. И. Герцен родился в тревожном 1812 году. Полугодовалый младенец даже попал в руки французов, когда те обыскивали дворянское гнездо его семьи в Москве. Рассказы о войне и вся романтичная эпоха Александровского правления сделали из ребенка восторженного мечтателя, единственной целью которого была борьба за лучшую Россию. Повзрослев, он не изменил своим идеалам.

Детство и образование

А. И. Герцен появился на свет в семье состоятельного дворянина Ивана Алексеевича Яковлева. Интересно, что его богатство подтверждалось и знаменитым происхождением. Одним из предков семьи был от которого также произошла царская династия Романовых.

Мать же была незнатного немецкого происхождения, к тому же ей было всего 16 лет. По этим причинам отец не зарегистрировал брак с девушкой, и родившийся сын получил искусственную фамилию, придуманную Иваном Алексеевичем. Герцен в переводе с немецкого означает сын сердца.

Этот язык вообще сыграл большую роль в жизни юноши. Его любимым писателем стал Шиллер. Так, например, пьеса «Разбойники» была настольной книгой Герцена, а ее главный герой Карл Моор - идеалом и примером для молодого человека. Также первым серьезным литературным опытом будущего писателя можно считать рецензию-размышление о «Валленштейне», автором которого также был Шиллер.

Еще в детстве Иванович познакомился со своим соратником Николаем Огаревым. Дети были ошарашены новостью о в 1825 году, после чего дали друг другу обещание бороться за революцию.

Ссылка

Утопически настроенный юноша поступил в Московский университет, где попал в многочисленные кружки радикальной молодежи. В частности они поддержали события во Франции в 1830 году, когда в результате был свергнут Карл X.

В 1833 году студент защитил диссертацию о Копернике и получил степень кандидата наук, а также серебряную медаль. Казалось, что у него впереди благополучная дворянская служивая жизнь. Однако уже через год А. И. Герцен попал в опалу и был отправлен в ссылку в провинциальную Вятку с формулировкой «за распевание пасквильных стихов». В казармах Крутицкого монастыря, где он содержался на время следствия, писатель закончил рассказ «Германский путешественник».

На Вятке Герцен попал на службу в местную канцелярию в качестве переводчика. Жизнь маленького десятитысячного городка казалась ему ужасно скучной после московских впечатлений. Все изменилось, когда в 1837 году ссыльный попался на глаза наследнику престола, будущему Александру II. Тот выхлопотал для Герцена облегчение режима и перевод во Владимир. Тогда же писатель познакомился с поэтом который только что стал свидетелем смерти Александра Пушкина.

«Отечественные записки» и западники

Наконец в 1838 году Герцен оказался во Владимире, где венчался с Натальей Александровной Захарьиной, а вскоре получил первенца Александра. Затем писателю удалось переехать в столицу, однако его опять сослали в Новгород за вольнодумство. Но и там он надолго не задержался, вернувшись в Москву. В это время он работал в журнале «Отечественные записки». Также А. И. Герцен стал одним из лидеров движения западников, агитирующих за движение России по европейскому пути развития.

В 1845 году писатель опубликовал первые главы своего самого известного произведения «Кто виноват?». Тогда же Герцен решился эмигрировать из страны из-за того что властям не нравились его взгляды, в частности по крестьянскому вопросу. И хотя преследования не было, он отправился в Европу, откуда уже так и не вернулся.

Европа

Очень скоро, в 1848 году, в Европе началась всеобщая революция против старых властей. Герцен Александр Иванович принял участие в этом движении, в частности в римских шествиях. Когда революция началась во Франции, семья писателя переехала в Париж. После того как Герцен принял участие в демонстрации против местных властей, агитирующей за возвращение конституционного порядка, начались преследования ее участников. Публицист бежал в Швейцарию. Когда мятеж стих, он вернулся в Ниццу.

В 1850 году в России вышел указ о том, что Герцен попадает под «вечное изгнание». Причиной стала его публицистическая деятельность во многих журналах, где он критиковал Николаевскую власть. Несмотря на запрет печати в России, книги и статьи Герцена издавались на разных европейских языках за границей.

В 1851 году, в кораблекрушении, трагически погибла мать писателя и его сын Коля. В следующем мае при родах умерла жена и новорожденный ребенок. Трагические события подтолкнули его начать мемуары, которые только в 1868 году были изданы под названием «Былое и думы». Тогда же Лондон стал постоянным местом жительства, которое выбрал Александр Герцен. «Былое и думы» со временем стали классикой своего жанра.

«Колокол»

В 1853 году в Лондоне появилась Вольная русская типография, основателем которой стал Александр Иванович Герцен. Великий мыслитель хотел создать публицистическое издание, в центре внимания которого были бы политические и социальные события его родной страны.

Скоро умер Николай I, а Россия проиграла Крымскую войну, после чего на родине появился запрос к переменам. К этому времени уже тридцать лет в стране не происходило никаких реформ, а царствовала реакция в ответ на восстание декабристов. Когда друг и соратник Огарев переехал в Лондон, Герцен в 1857 году создал газету «Колокол», ставшую настоящим символом эпохи.

В издании появлялись свежие материалы корреспондентов, а также маленькие литературные публикации. Толщина номера составляла 8-10 листов. Первое время в России издавался цензурный вариант газеты. Ее читал сам Александр II. Однако после того как в одном из номеров в 1858 году были опубликованы секретные документы о предстоящей крестьянской реформе, «Колокол» был запрещен. И тем не менее газете удавалось попадать в страну нелегальным путем. Пиком успеха стал 1861 год, когда в России был издан Манифест об освобождении крестьян.

Последние годы

После того как писатель поддержал Польское восстание, интерес к нему был совсем подорван. «Колокол» перестал печататься в 1867 году. Швейцария стала новым домом, куда переехал Александр Герцен. Кратко: остаток его жизни превратился в скитания и ссоры с единомышленниками.

В 1870 году от воспаления легких скончался Александр Герцен. «Кто виноват?» и публицистическая деятельность обессмертили его имя. В советское время его признали символом борьбы за революцию против царской власти. Похоронен писатель был в Ницце.