Как общаться с манипулятором женщиной в семье. Эмоциональные кукловоды: как противостоять манипуляторам? Манипулятивные отношения парадоксальны

Для любого человека важно выстраивать жизнь, ориентируясь на собственные предпочтения. К сожалению, бывает так, что люди поддаются влиянию других. Осознание этого может произойти сразу, может гораздо позже. Теряется не только время, но и уважение к себе. Но манипуляторов легко отличить от других людей, чтобы не поддаваться их напору.

Что такое манипуляция?

Манипулирование другими заключается в психологическом воздействии на чувства людей для того, чтобы получить выгоду. Манипуляция включает в себя три составляющие:

1. Скрытое воздействие на психику. Манипуляция не имеет сходства с шантажом. В отличие от него, манипуляция - более тонкое воздействие на человека. Просьба никогда не высказывается открыто.

2. Действие на чувства. Это основное действие манипулятора. Для каждого человека в отношениях важна гармония с окружающими, в первую очередь эмоциональная. Если воздействие идёт через разум, то это уже прямой шантаж, не манипуляция.

3. Для манипулятора имеет значение его выгода. Это не всегда денежная выгода. Для манипулятора важно и унижение другого. Так он пытается возвысить себя в чужих глазах.

Болевые точки

У любого человека есть болезненные места, давить на которые нельзя. Если их задевают, то человек обижается, чувствует вину, испытывает страх. Подобные болевые точки бывают индивидуальные и общие.

Собственный опыт, ставший трагическим, определяет индивидуальные болевые точки. Быстро их определить может только опытный манипулятор, отличный психолог, ведь такие события очень разнятся у людей. Такими искусными манипуляторами становятся самые близкие люди - только они знают обо всех трагичных событиях в жизни.

Родные люди легко взращивают в близких чувство вины. Ведь мы обязаны заботиться о своей семье! Это главный повод играть на чувствах детей или родителей. Конечно, нужно заботиться о близких, о родителях, братьях - сёстрах. Но в меру своих собственных желаний. Когда просьбы посидеть дома, чтобы мама не скучала вечерами, переходят в требования не начинать отношений с противоположным полом, это уже манипуляция.

Общие крючки, на которые попадаются практически все, известны. Это те качества, которые осуждаются обществом. Никто не хочет быть трусом или скрягой. Но есть и такие качества, которые обществом приветствуются. И их желают иметь все, даже если такими качествами не обладают.

Страх - самый сильный мотиватор. Манипулятор представит ситуацию так, что собеседник видит только потенциальную опасность. А как правильно выйти из ситуации, как раз и подсказывает манипулятор. Например, следовать народным приметам старшее поколение советует (настаивает) не столько из-за их пользы, а сколько из-за страха, что будет хуже. Это способ контролировать действия других - сделаешь так, будет хорошо. Сделаешь по-другому, будет плохо.

Вина перед близкими ест изнутри, и на этом чувстве не прочь сыграть нечестные люди. Задействовать чувство вины очень просто - достаточно изобразить обиду, причём чем ярче и громогласнее, тем лучше. Это самый лёгкий способ манипулировать. Дети манипулируют родителями, изображая обиду на то, что они родились именно в этой семье. Жёны обижаются на мужей, придумывая разные поводы, для того, чтобы вызвать поток комплиментов и подарков.

Бороться с таким видом манипуляции тяжело. Обижаются все на всех. Но надо различать обиду для получения результата и просто обиду. В последнем случае, от человека не требуется каких-то действий для того, чтобы обида прошла. Она возникает в процессе общения, и общение не прекращается даже в обиженном состоянии. Демонстративная обида «ждёт» ответных действий. Спасает юмор - как громко было показано, что человек обиделся, так же артистично, с заламыванием рук можно попросить прощения. Манипулятор выставлен неудачливым артистом и вряд ли будет после пытаться добиваться цели таким способом.

Жалеть убогих и обиженных жизнью - первая благодетель, привитая с младенчества. Как удобно манипулировать на чувстве жалости! Сколько мошенников просят «помочь» детям, и сколько людей откликается на эти просьбы! Важно разобраться, действительно человек нуждается в помощи, или на его состоянии здоровья хотят заработать мошенники. Каждый знает - как ты к людям, так и они к тебе. Никто не хочет оказаться в подобной ситуации, тем более без помощи со стороны. Поэтому мошенничество на жалости имеет большой «успех».

Тема сострадания широко используется и в обычной жизни. Чтобы получить желаемое, не обязательно добиваться её, тратя силы. Можно просто поплакать перед нужным человеком, сделать жалостливые глаза - и цель достигнута. Популярна фраза: «5 минут позора, и ты - дипломированный специалист». Очень многие добиваются результатов с помощью жалости к себе.

Манипулируют и такими похвальными чувствами, как желание экономить. Так покупаются вещи, которые совсем не нужны. Но они по такой заманчивой цене, что мимо не пройти. Эта уловка характерная не только для магазинов, близкие люди тоже могут что-то продать по очень низкой цене. А причина в том, что вещь не подошла, в магазин не вернуть, так хоть какую-то прибыль удастся извлечь.

Манипуляция на чувстве стыда очень распространена. Не все осознают, что заставляют других подстраиваться под свои желания. Точнее, это настолько распространённая манипуляция, что таковой как бы и не является. Быть совестливым хорошо, быть без стыда и совести - плохо. Почему что-то должно быть стыдно, не всегда понятно, это один из стереотипов поведения общества.

Вызывать чувство стыда, манипулировать совестью - это даже добродетель. Человек заставил другого стыдиться. Как хорошо! Моральные нормы в целости, собственные желания удовлетворены и общество довольно. Неудивительно, что к таким манипуляциям приучают с детства. Хотя у манипуляции стыдом очень тонкая грань с шантажом, и важно эту грань чувствовать.

Борьба с манипуляторами

Определить, искренен человек или манипулирует, можно через промежуток времени. С первого взгляда легко ошибиться, но можно проконтролировать собственные эмоции на слова и поступки потенциального манипулятора.

Когда при общении с одним и тем же человеком возникают одни и те же чувства, причём не самые радужные, то наверняка имеет место манипуляция. Такие люди при общении оставляют чувство стыда, вины. И эти эмоции яркие, они остаются надолго.

Общение с манипулятором доставляет дискомфорт. Он объясняется тем, что подсознание человека понимает, что эмоции собеседника неискренны. Когда человек видит, не осознавая, ложь, то появляется именно чувство тревоги, непонятного страха. Проявляется тревога испариной, сжатием в области живота - у всех индивидуально.

Поведение собеседника, очевидно, не соответствует его словам. Когда человек говорит доброжелательные вещи, то и тело его «говорит» то же. Если собеседник пытается манипулировать, то язык тела расходится со словами. Это может быть закрытая поза, руки около головы («закрыть рот»). Настроение собеседника резко меняется. Было доброжелательным, стало плаксивым - одно из настроений ложное.

«Метод уточнения» помогает выявить манипуляцию, высказанную намёками. При поступлении уточняющих вопросов на туманную фразу, сразу понятно, манипулирует человек или нет. Если ответы ещё более туманны, чем первоначальная фраза, то это явная манипуляция. Никогда нельзя действовать, не уточняя намёк.

«Техника туманного согласия» даёт время на обдумывание услышанного. Если фраза произнесена для манипуляции, то так легко отвадить от себя манипулятора. Человек видит, что с ним соглашаются и переключается на других.

Уйти от неприятного контакта поможет «метод «испорченной пластинки». В этом случае монотонным голосом, без интереса или с явно скучающим видом произносится та фраза, которую хотят услышать: «Конечно, я сделаю всё возможное», «это очень интересный проект», « я обязательно позвоню своему знакомому». Такая техника по виду похожа на провокацию, с близкими так говорить не принято. А с неприятными продавцами - в самый раз.

«Метод профессора» подразумевает максимально корректное выражение несогласия с собеседником - манипулятором. Очень вежливый отказ ставит на место манипулятора, не давая повода ответить. При таком ответе нужно делать акцент на своих выгодах и неудобствах, а манипулятор остаётся вне этих причин.

Для смелых (или сильно уставших) людей подойдёт «прямой метод». При этом в разговоре надо прямо сказать собеседнику, что он манипулирует. В ответ можно услышать новую попытку манипуляции - демонстративную обиду, например. Метод действует, если есть силы идти до конца, ведь эмоции достигают пика в таком общении.

«Метод «нет» даёт самые быстрые результаты. Если очевидно, что собеседник манипулирует, то стоит прямо отказать ему. Могут последовать ещё несколько попыток манипулировать, их так же надо пресекать. По опыту известно, что достаточно сказать три раза «нет», как манипулятор исчезает. С незнакомыми людьми разговор строится жёстко, с близкими - мягко. Суть не меняется. Для отказа манипулятору есть только одно слово, и нельзя стесняться его произносить.

Основное правило для борьбы с манипуляторами - отключить чувства и здраво рассуждать. Когда люди пытаются давить на жалость, не поддавайтесь. Рассуждайте логически. Есть ли конкретно ваша вина в том, что происходит в жизни у собеседника? Виноваты ли лично вы в произошедшем? Если нет, то и винить себя не в чем. И никто не имеет право манипулировать несуществующей виной другого человека. Реальных поводов винить себя гораздо меньше, чем пытаются представить манипуляторы.

25.05.2006 70928 +133

Манипуляцией является не прямая угроза, а воздействие на человека через уловки, психологическое давление на слабые места. И при этом манипуляторы вынуждают вас делать то, чего бы вам не хотелось.

Манипуляции повсюду…

Чаще всего речь идет не о чужих людях, а о близких вам: это ваши друзья, члены семьи, дети, начальство, сотрудники по работе. Т.е. люди, с которыми вы общаетесь ежедневно.

В процессе манипуляции человек чувствует вину, неловкость, ощущение, что его обманывают.

Манипуляторы никогда не уговаривают и не просят. Но они что-то такое говорят, и вы начинаете исполнять то, что нужно этому человеку. У манипуляторов есть много приемов для воздействия. И первое, что им необходимо — поймать вас на крючок . Для этого манипулятор должен быть отличным психологом либо просто хорошо вас знать: ваши слабые места, ваши страхи, на чем вас можно поймать (на жалости, на вине, ответственности, лесть, признание, гордыня, слава).

Например, как различить скрытую манипуляцию, когда человек льстит, чтобы что-то получить от вас, и искреннее восхищение? Очень просто — это ваши ощущения . Когда восхищение искреннее, вы испытываете радость, восторг, и к этому чувству не примешивается ничего негативного (ощущение неловкости, стеснение). Также имеют значение и сказанные слова : манипулятор при лести никогда не скажет слов благодарности. Т.е. тот, кто льстит, он не благодарит. И слов «спасибо», «благодарен» не произносит.

Пример манипуляции

  • Искренняя благодарность : «Спасибо тебе за то, что ты в прошлые выходные приехала и помогла мне на даче. Для меня это была большая помощь. Я тебе очень благодарна.» Что вы почувствуете? Радость, счастье. Никакого неприятного привкуса не будет, никаких обязательств.
  • Манипуляция : «Вот ты мне в прошлые выходные помогла — это было здорово. Ты мне всегда помогаешь. И у меня сейчас на даче столько дел, что я не знаю, как с ними буду справляться. Одна надежда на тебя.» Что вы почувствуете? Вину.

Почему люди манипулируют другими, ведь можно прямо попросить о чем-то? Часто им не позволяет гордость, или они просто не научены просить о помощи.

Одна из самых распространенных манипуляций — это когда жена манипулирует мужем (женщина своим партнером). «Какое красивое платье в магазине! Вот бы оно на мне красиво смотрелось!» Что почувствует мужчина после этой фразы? Приятное ли это будет чувство? Нет, он почувствует раздражение, обязанность купить. Многие мужчины устойчивы еще с детства к такого рода манипуляциям. Мужчина просто может не понять, что от него хочет женщина. Он может и готов купить это платье, но реально «не врубается», что от него хотят.

При манипуляциях вы не дождетесь от человека благодарности , потому что он вас ни о чем не просил, он вами манипулировал. Т.е. вы сами решили и сами сделали — за что вас благодарить?

Когда вас о чем-то просят, и вы испытываете чувство вины, страха, стеснения, другое негативное чувство — вами манипулируют!

Техники манипуляции

Выше мы уже рассмотрели пару техник манипуляции. Разберем еще несколько самых популярных, которые используются на работе, дома и т.д.

  • Техника случайной утечки информации . Вам кто-то по секрету что-то рассказывает.

Пример: «Я случайно узнала, что на работе всем премию дали, а тебе и мне не дали». Т.е. коллега по работе, зная, что у вас боевой характер, манипулирует вами, чтобы вы пошли к начальству «выбивать» премию для себя и для нее.

  • Техника утаивания части информации. Когда манипулятор сообщает вам неполную информацию о чем-то.

Пример: «Дорогой, я проколола колесо». Хотя на самом деле она въехала в ограждение, повредила бампер, капот и колесо.

  • Техника предположений + недоверие . Когда манипулятор делится с вами своими предположениями, которые закладывают зерно недоверия по отношению к другим людям. И вы не можете это проверить.

Пример: Новая коллега на работе. Манипулятор сообщает вам: «Я слышала, что новенькая проворовалась на бывшей работе, поэтому ее и уволили». В итоге у вас в голове уже есть недоверие к новой сотруднице.

  • Принятие чужой оценки ситуации.

Пример: наше телевидение — Первый канал, вести, НТВ.

И если вы поступили в согласии с этой оценкой, например, не поехали отдыхать в Египет, потому что по телевизору сказали, что там опасно, манипулятор своего добился. Деньги остались в стране. Это типичный случай, как манипулирует государство.

Как противостоять? Т.е. нужно думать своей головой. Вам нужно послушать чужую оценку, там всегда есть доля правды, полностью по телевизору не врут. И затем спросите себя: «А что я думаю? Что там действительно может быть?»

  • Шантаж . Человек шантажирует вас. Это чистой воды открытая манипуляция.

Пример: Человек, знает, что вы вчера опоздали на работу, а начальство не заметило этого. И тут на работе происходит какая-то неприятность по вине манипулятора, и он говорит вам: «Прикрой меня перед начальством, я ведь не сказала, что ты вчера опоздал(а) на работу».

  • Демонстрация слабости и беспомощности , которая вызывает у вас жалость или чувство вины. Часто это детско-родительские отношения. Дети очень любят вызывать у родителей чувство вины, и наоборот.

Примеры: «Я слабая…», «Я без тебя никак не разберусь, потому что здесь очень трудно».

Т.е. как только кто-то начинает прибедняться, что он весь бедный несчастный, сразу насторожитесь — вами пытаются манипулировать!

  • Лучший друг.

Когда вы знакомитесь с человеком, и он тут же становится вам лучшим другом, в первый же день знакомства. Запомните, таких случаев не бывает. Такого мгновенного «люблю» не бывает! Внезапная любовь, доверие, дружба — такого не бывает — вами манипулируют!

Новым личностям всегда нужно время, чтобы установить доверие и дружбу. По другому просто быть не может.

Поэтому если вдруг в вашем окружении возникла внезапная любовь или дружба, скорее всего, это манипулятор.

  • Говорят слово «все».

«Ну все же так делают! Все это празднуют! Все это носят! Почему ты так не делаешь?» Эти типичная манипуляция. Вы должны отделять себя от всех, если хотите быть личностью и прожить свою жизнь, а не ту, которую навязывают вам извне.

Как противостоять манипуляциям?

Рассмотрим несколько распространенных техник.

1. Техника бесконечного уточнения .

Когда манипулятор от вас что-то эмоционально требует или вас в чем-то обвиняет, вам необходимо как можно подробнее и точнее выяснять, что с ним происходит. При этом не вступая с ним ни в какие пререкания, оправдания или объяснения. Т.е. вас будут призывать к сопротивлению, но вы должны твердо удерживаться на позиции «нудного человека». Бес конца переспрашивайте, вдавайтесь в детали — что же все-таки от вас хотят?

Постоянно задавайте уточняющие вопросы : «Я тебя правильно поняла, что…», «Что ты имеешь ввиду?», «Ты действительно считаешь, что это так…». Как только вы начинаете задавать вопросы, общение переходит от манипуляции к интеллектуальному общению.

Техника также позволит вам самим не выйти из себя. Ведь когда вас пытаются «выбить из седла», нажать на ваши больные «кнопки», вам как раз необходимо переключиться на разум.

2. Техника внешнего согласия.

Техника очень эффективна против критики, когда вам откровенно хамят, грубят, просто «наезжают». Примеры: «Ты дура безголовая!», «Ты ничего в этом не понимаешь!», «Зачем я вообще согласился на это?!», «Я всегда знал, что ты ничто из себя не стоишь!»

Т.е. манипуляция рассчитана на то, что вы сейчас эмоционально взорветесь и подкормите своей энергией самого манипулятора. А может еще и сделаете что-то, что от вас требуют.

Как реагировать на такую манипуляцию? Просто согласитесь с манипулятором , не давайте ему шанса продолжить манипуляцию: «Я согласно с тобой», «Дай мне возможность исправиться/доказать тебе…», «Я подумаю над твоими словами». Здесь главное не слиться в иронию или сарказм — этим вы еще больше разозлите человека.

3. Техника повторения.

В ответ на выпады в вашу сторону вы отвечаете все время одну и ту же фразу . Эта техника замечательно работает с детьми, потому что они бывают невыносимы просто до безобразия: «Купи игрушку…», «Мамочку, купи мне, пожалуйста, эту машинку». Ваша задача — говорить ребенку одну и ту же фразу, можно в разных видах: «Извини, я не могу».

Т.е. всегда одна и та же фраза на любые выпады со стороны манипулятора.

4. Отвечать фразой «Если я это сделаю, это буду уже не я».

Пример: Муж говорит «Ну сколько можно собираться, давай быстрее!» Вы говорите «Если я это сделаю, это буду уже не я» или «Я не могу, потому что медлительность — это часть моей личности» или «Это не согласуется с моими представлениями о самой себе».

5. Техника спокойствие.

Т.е. когда на вас давят, наезжают, важно сохранять спокойствие. В таком состоянии вы сможете рассуждать здраво и ответить человеку здраво.

6. Предварительные тренировки на чужом поле.

Если вы знаете за собой какие-то слабые места (например, можно надавить на ваше чувство вины, вы всегда безотказно всем помогаете, или всегда ответственно выполняете все роли, которые вам дают), то начните нарушать свой обычный ролевой образ, нарушайте свои правила .

И когда вы натренируетесь в этом, то когда манипулятор попытается надавить на ваше слабое место — это уже не сработает. Вы будете знать — я не всегда так поступаю, иногда я нарушаю свои правила — манипуляция не сработает.

7. Не принимать обязательства, которые навязаны извне.

Нужно исходит из того, что обязательствами вы повязаны прежде всего перед собой. Когда вам пытаются вменить извне какие-то обязательства, сразу скажите себе «Стоп!» Пусть вы даже что-то от этого потеряете. Но выполнять чужие обязательства не стоит.

8. Отношения в паре.

Когда ваш партнер пытается вами манипулировать, нужно четко понимать — человек это дело не прекратит, пока вы на это не укажете. Открыто скажите партнеру: «Я смогу жить без тебя, без твоей любви/помощи, даже если будет очень трудно. Но я буду жить без тебя, если ты не прекратишь делать вот это и это…»

Т.е. совершенно четко дайте человеку понять, что вам не нравится, когда с вами так себя ведут.

9. «Сделай это немедленно!»

Еще один известный прием манипуляции, но уже из маркетинга: акции, распродажи, только сегодня, только на этой неделе и т.д. Когда кто-то от вас требует немедленного согласия на какое-то действие.

Как противостоять? Вам нужно настаивать на подробных объяснениях, почему вы должны поступить так, а не иначе. И когда человек не может вам внятно объяснить — это совершенно точно манипуляция.

Подведем итоги

  • Чтобы избежать манипуляций, действуйте нетипично. Если вы предсказуемая личность, вами очень легко манипулировать. Если вы живете, как все, по стандарту — вами можно манипулировать как «нефиг делать». Потому что ваши действия шаблонны.
  • Пытайтесь разнообразить свою жизнь. В самых типичных ситуациях ведите себя нетипично.
  • Всегда адекватно реагируйте в любой ситуации.
  • Будьте готовы к открытому неподчинению, пойти против толпы, против большинства, встретить сопротивление окружающих. Вас невзлюбят/возненавидят, когда вы начнете нарушать общепринятые нормы и выходить за рамки.
  • Если вы хотите чего-то добиться в своей жизни, вы должны быть личностью. Нестандартной личностью, отличной от других.

Я считаю, что манипулировать людьми нужно только в двух случаях: если это дети или старики, т.е. вы в ответе за них. В остальных случаях живите открыто, без манипуляций. Даже на работе с сотрудниками, будь они неладны.

Старше одного года

Как противостоять манипуляторам и не стать марионеткой в их руках? Для этого прислушайтесь к советам SHAPE и научитесь распознавать их среди своего окружения!

Манипуляция: чужая воля

Как часто манипуляторы управляют нами, диктуя свою волю, указывая, что делать. Нередко работа совершенно не приносит нам никакой радости, кажется, что делаем все неизвестно для чего, бессмысленно, впустую. Но бывает, что кто-то просто пользуется, не признаваясь нашими усилиями. Но как противостоять манипулятору? Не стоит бояться хитрых врагов. Манипуляцией занимаются тогда, когда открыто справиться с противником не могут. А значит вы сильнее. Да и к тому же это он от вас чего-то хочет, а не вы от него. Манипуляторы бывают нескольких типов.

Типы манипуляторов людьми

1. Активный Использует метод нажима. Не привык показывать свои слабости и играет роль знающего, все хорошо понимающего, сильного человека. Он всегда учит жизни и при этом пользуется своим положением в обществе. Это может быть начальник, учитель, родитель. Использует, что у других права ограничены и старается их полностью контролировать. Как правило, использует для манипуляции метод обязательств и ожиданий, указывая на разницу в социальном положении. Но слабое место есть у каждого манипулятора. Для активиста - это его желание, во что бы то ни стало командовать, быть главнее. Он нервничает и открывается, если возникает угроза остаться без своего влияния. И проанализировав ситуацию, вы поймете, как противостоять начальнику, если он пытается активно вами манипулировать. Как ему противостоять. Нужно все знать о своих правах и обязанностях. И если в вашем контракте не предусмотрены дачные работы, мытье посуды и решение семейных проблем своих начальников (а они не предусмотрены), сумейте сказать «нет».

2. Безразличный

Такой манипулятор старается ограничить контакты и действует по принципу «Мне на все наплевать». Играет периодически разные роли: Мучеников, Сварливых баба, Беспомощных. Но ему вовсе не все так безразлично, как кажется. Манипулятор-пофигист просто старается, чтобы вы все сделали сами, подталкивая к мысли, что это нужно не ему, а вам . Таким образом, он еще и страховку получает в случае неудачи: мол, а мне это и не надо было. Часто такой тип манипуляции можно увидеть у супружеских пар. Угрозы развода позволяют управлять партнером, хотя на самом деле манипулятор и не собирается расставаться. Как ему противостоять . Такого манипулятора не сложно вывести на чистую воду. Нужно просто заставить его признаться, что ему вовсе не все безразлично, и тогда ему придется самому что-то делать, чтобы изменить ситуацию и добиться результата.

3. Пассивный манипулятор

Он является абсолютно противоположным активному. Внешне даже выглядит глупым и незащищенным. Но пассивность и вялость - это его помощники в управлении вами. На вид он безобиден, беспомощен и ничего не понимает в жизни, его все могут обидеть. Но на самом деле, он, будучи пораженным, становится победителем. Он получит все, что хочет только не потратит при этом свою энергию, и, контролируя ситуацию, он получает все, согласно своим желаниям, не взяв никаких обязательств. Как ему противостоять. У пассивного типа тоже есть уязвимое место - он не хочет нести ответственность и вызывать чье-либо раздражение. И, если ваша реакция на его постоянное нытье будет резкой и неожиданной, это выбьет его из колеи. Если кто-то, чтобы не заниматься домашними делами постоянно жалуется на какую-нибудь боль, предложите вызвать врача, дать лекарство, сделать укол - боль пройдет мгновенно. Можно еще открыто высмеять хитреца, дав ему понять, что вы не верите в его «боль». Это тоже поможет увидеть его настоящее лицо.

4. Соревнующийся

Для него жизнь - это цепочка, состоящая из провалов и выигрышей. Он всех людей воспринимает, как соперников, а сам стоит на страже своего положения. Он бесится от одной только мысли, что кто-то сможет преуспеть там, где у него не получилось. И управляют им вовсе не меркантильные взгляды, а скорее желание не дать другим получить что-то хорошее. У него очень разнообразные приемы и методы. Он может использовать и угрозы, и нытье, и игру в безразличие. Но слабость его тоже именно в этом. Он сам попадает в свои сети, становится собственным заложником. Охотясь за ценностями, измеряемыми стоимостью, количеством и размером, он, скорее всего, не сможет обойтись без чего-нибудь уникального. Как ему противостоять. У таких манипуляторов нет собственного мнения. Если вы подсунете ему липовую мишень, то легко собьете его с толку. Например, если какая-нибудь ваша знакомая всеми способами пытается соблазнить мужчину, который нравится вам, хоть раньше на него вообще не обращала внимания, вспомните: это началось случайного не после того, как вы ей рассказали о своей симпатии к нему. Если так, то придумайте что-нибудь. К примеру, скажите, что через него вы просто хотите познакомиться с его начальником, который уж точно супер-мечта всех женщин. И ваша соперница оставит в покое и вас и вашего избранника - у нее будет новая жертва.

5. Льстивый манипулятор

Он прекрасно может определить ваши слабые места, и поливая их лестью начнет петь вам дифирамбы. Эти дифирамбы он чередует с обсуждением ваших врагов и недоброжелателей, возможно вовсе несуществующих, а придуманных специально для вас. Здесь важно не привыкнуть к его лести, потому что потом бывает трудно уже обходиться без постоянных комплиментов и восхищений своей персоной. А манипулятору этого типа только это и нужно, ведь теперь вы в его власти, попали под его влияние, а значит - вы ему постоянно что-то должны. Очень часто он может заниматься лестью без цели, но думая о будущем: а вдруг понадобится. Как ему противостоять. Если подобный тип уже раскинул над вами свою паутину, сделав какое-нибудь одолжение, рассчитайтесь с ним быстрее. И даже подчеркните, что теперь вы ему ничего не должны. Найти человека без слабостей просто невозможно. Вот, к примеру, родители прекрасно знают, что собой представляет их чадо, но при этом все равно верят лести в их адрес, пусть даже грубой и неприкрытой. Старайтесь проводить этакую ревизию своего окружения, и тогда вы сможете выявить подобного манипулятора и обезвредить его. Посмотрите внимательно, может быть это именно та приятная новая знакомая, соседка (да кто угодно), которая уже раскрыла все коварные планы ваших друзей и, как Чип и Дейл спешит к вам на помощь, ненавидя ваших друзей и пытаясь заставить вас последовать ее примеру.

Вам не помогут ни плач, ни агрессия, ни бегство, ни даже истерика. С их помощью вы не сможете защитить себя от коварных манипуляторов. А, прислушавшись к советам психологов, вы сможете их победить. Но для этого нужно: 1. Нужно верить в свои силы. 2. Объективно оценивать ситуацию, без эмоций. 3. Изображать непонимание, прикинувшись этаким «простачком». 4. Рассказать о своих сомнениях кому-нибудь, кому вы доверяете. 5. Постараться почувствовать свои негативные эмоции, пока они неосознанны, манипулятор пользуется эти. 6. Уступать в моментах, которые не слишком принципиальны. 7. Постараться найти компромиссы. Настраивать себя на решение проблемы вместе. 8. Не следовать сценарию манипулятора, а предложить свой сценарий. 9. Самому решать, когда прерывать, а когда восстанавливать контакты, которые вам не очень нравятся.

Чтобы защититься от манипулятора, его нужно вначале распознать

Помните: любой манипулятор хочет, чтобы вы от него были зависимы. Ваши слабости (жажда власти, денег, любви, признания) и страхи для него - это источник силы. Он будет манипулировать, опираясь на то, что для вас важно. Вспомните пример Яго и Отелло, и поймете, что пленяющая нас страсть, какая угодно, делает нас доступной жертвой для манипулятора. Если же вы будете смотреть на мир реально, то манипулировать вами будет труднее.

Как узнать манипулятора

Узнать манипулятора можно по следующим признакам: обману, лицемерию, заискиванию, которое вас так смущает, желанию угодить вам, прилипчивости, его навязчивости, неотвязности. Также у вас может возникнуть ощущение, что вам чего-то недоговаривают, или, попросту говоря - темнят. Он всегда призывает с окружающими соблюдать дистанцию. Больше всего манипуляторы предпочитают разводить интриги. Без интуиции вам не справиться . Ведь если «операция» манипулятором проводится искусно, то выявить ее довольно сложно. Но, если у вас возникает чувство, что подавляют вашу волю и ущемляют права и принципы, если вам кажется, что что-то все таки не так, сразу же постарайтесь защитить себя от всех манипулятивных действий. Работайте над собой, и всякие манипуляторы и Карабасы-Барабасы, привыкшие дергать за ниточки, будут вам не страшны. Лучший способ защититься от внешнего давления - это самому уметь здраво воздействовать на людей, быть устойчивым к чужому влиянию и иметь личностный потенциал.

Вконтакте

Здесь мы рассмотрим способы защиты от такого рода влияния. Но прежде всего стоит запомнить, что во всех методах необходимо соблюдать следующие условия:

1. Речевые формулировки должны быть четкими.

2. Интонации — правильно подобранные.

3. А ответ — основательным. Делайте паузу перед ответом, говорите неторопливо, словно обращаясь в пространство.

Способы защиты:

1. Бесконечное уточнение. Если манипулятор эмоционально требует что-то или обвиняет, максимально подробно выясняйте, что с ним происходит. Не оправдывайтесь и не пререкайтесь.

2. Внешнее согласие. Применяется против несправедливой критики и грубости. Соглашайтесь и помните, что при этом менять свое мнение вовсе не обязательно. Например: «Спасибо за замечание, я обязательно над ним подумаю, когда у меня будет время». «Я над этим подумаю, спасибо». «Может быть».

3. Испорченная пластинка. Емкая фраза, содержащая важную для манипулятора информацию — в ответ на нападение. Это такая фраза, которую можно повторять несколько раз, не нарушая осмысленности диалога, словно это заевшая пластинка.

4. Право на личное право. Вежливо выражайте сомнение в том, что требование манипулятора не нарушает ваши личные права. Например: «Нет, если я так поступлю, то это буду уже не я». «Нет, это не соответствует моим представлениями о моей личности». «Не могу, так как это противоречит моим убеждениям».

5. Спокойствие, только спокойствие. Отчужденность и холодность вам в помощь, ибо это одно из лучших средств против эмоциональных манипуляторов. Если же вы не можете совладать с эмоциями, сублимируйте их: злобу — в сарказм, страх и удивление — в настороженность, раздражение — в иронию.

6. Дополнительные факторы, способные повлиять на ситуацию. В первую очередь найдите, что манипулятор исключает из ситуации, «подгоняя» ее под свои нужды. Если манипулятор пытается говорить наедине — поднимайте эту тему в компании. Если ему комфортнее дома — говорите об этом на улице. Другими словами, ситуация должна стать чужой для манипулятора и выгодной для вас.

7. Тренировка на чужом поле. Периодически практикуйте необычное для вас поведение, нарушайте привычный ролевой образ, выходите из зоны комфорта. Это увеличит степень свободы и сделает вас менее прогнозируемым. А тем, что невозможно спрогнозировать — невозможно манипулировать.

8. Неприятие чужой оценки. Больше того, предлагайте свою оценку. Например, можно начать так: «А теперь позвольте сообщить, как это все вижу я…»

9. Не принимайте навязанные обязательства. Исходите из того, что первостепенную важность имеют обязательства перед самим собой.

10. Способность прекратить отношения. Вы должны быть готовы потерять любые отношения, которые у вас есть. Если вы к этому не готовы — вы не свободны, вами манипулируют. Больше того, именно ваша неготовность спровоцирует потерю таких отношений. Поэтому всегда будьте готовы к данному обороту и не скрывайте этого от партнера.

11. Избегайте спешки. Никогда не соглашайтесь на чужие требования сделать что-то немедленно. Все эти крики типа «акции только до завтрашнего дня», «ограниченное количество товара\мест» и т. д. — не больше, чем прием маркетологов. Дайте себе время и труд все обдумать, изучить дополнительную информацию, взвесить все «за» и «против» и только после этого принимайте решение.

12. Критика требований. Даже к самым тривиальным требованиям подходите критически. Правила всегда надо понимать, но не всегда — принимать. Лозунги, обязанности, обязательства и групповые ритуалы — все это зачем-то и кому-то нужно. Зачем? И кому? А вам оно нужно?

13. Простых решений почти не существует. Если вам рассказывают о «простых решениях» ваших сложных проблем — это чаще всего попытка манипуляции. В таком случае примените первый метод из этого списка.

14. Любви с первого взгляда не существует. Никогда не верьте во внезапную привязанность, дружбу или любовь, возникшую к вам из ничего и внезапно. Помните, что такие серьезные отношения, как дружба и любовь, всегда развиваются постепенно. Если же это не так — скорее всего, отношения несерьезные и манипулятивные, следовательно — грош им цена. Намекните такому манипулятору, что сама попытка низвести любовь и дружбу к разряду «внезапных явлений» вроде «любви с первого взгляда» — пошла и невежественна.

15. Отделите себя от всех. Соблазн пойти за толпой велик и для большинства из нас — больше, чем мы себе представляем. Помните об этом, когда имеют место обращения ко «всем», а не к вам лично. В таких ситуациях определяйте границы и готовьте психологические и физические пути отступления. Но если вы все же желаете остаться в толпе — хотя бы делайте это осознанно, отдавая себе отчет о том, что происходит и зачем оно вам надо.

16. Не действуйте из-за чувства вины. Помните, что ваше чувство вины — это повод более тщательно проанализировать ситуацию на предмет манипуляций. Ведь попытка вызвать у человека чувство вины — это один из любимых приемов манипуляторов. Каждый человек делает ошибки — это неизбежно. Но это не причина исправлять их таким образом, который вам навязывается.

17. Каждая ситуация — новая. Не позволяйте внешней «типичности» и стандартности текущего процесса заставить вас действовать бездумно и неосознанно. Помните, что вашими шаблонными действиями легко воспользоваться из-за высокой прогнозируемости.

18. Пусть прошлое остается в прошлом. Другими словами: не ограничивайте себя прошлой линией поведения. Следует насторожиться, если кто-то призывает вас к «надежности» и «последовательности». Двум этим предпочтите статус «адекватности ситуации».

19. Решили — действуйте. Поняли, что вами манипулируют? Молодцы! Но этого мало. Сражайтесь за свое право на свободу и независимость, пробуйте разные методы и их вариации, исследуйте, играйте. Ваша сила — в вашей способности действовать и претерпевать последствия ваших действий.

Вот и все. Берегите себя!

Как не попасть в сети манипулятора?

Манипулятивное общение - это то, с чем нам приходится сталкиваться довольно часто. Чтобы противостоять манипулятору, надо знать врага в лицо. Статья отвечает на такие вопросы: На чем основывается манипуляция? Каковы приемы, тактика манипулятора? Как узнать, что вами манипулируют? Как противодействовать манипулятору?

Случалось ли вам покупать бесполезные вещи? Выходить на работу в выходной день? Выполнять чьи-то бесконечные просьбы? Идти на поводу у мамы или ноющего ребенка?
В жизни каждому из нас приходилось оказываться в ситуациях, когда нас вынуждают к чему-то. В роли манипулятора может выступать ваш ребенок, близкие, друзья, коллеги, начальник, продавец – да кто угодно!

Манипуляция - это открытое или скрытое психологическое воздействие с целью внедрить в сознание человека представления, намерения, не совпадающие с желанием человека, получить от него что-либо, добиться желаемого поступка.

Манипуляция, как и ложь, в некоторых ситуациях может быть во благо. Родители что-то обещают детям, заставляя их кушать, ложиться спать, делать уроки и т.п. Врачи используют метод запугивания, вынуждая пациентов бросить курить или начать делать зарядку.

Но чаще всего такое «руководство» со стороны наносит нам вред, игнорирует человека как личность, пренебрегает нашими интересами, унижает нас. Чтобы этого не происходило, надо знать врага в лицо и встречать во всеоружии.

На чем держится манипуляция
Манипуляторы умело играют на наших чувствах, слабостях, комплексах. Страхи, чувства вины, долга, жалости, любви, низкая самооценка, стереотипы общественного сознания – вот основания подцепить вас на крючок.

Вы собирались провести выходные с друзьями? А мама, взывая к чувствам жалости и долга, «приглашает» вас помочь на даче. «Я тебя растила, света белого не видела, а ты…» – нередко слышим мы.

Политики знают, что существует эффект заражения, «эффект толпы», поэтому предпочитают митинги другим формам пиара. Толпа легко внушаема, принимает и распространяет любые лозунги, идеи.

«Козыри» манипулятора
Манипуляторы знают и с успехом используют приемы психологического воздействия.

Внушением пользуются, если необходимо «привить» определенную идею, намерение, эмоцию. Человек более подвержен внушению, если он утомлен, подавлен, испытывает чувство тревоги.

Угрозы. «Ах, вы так! Я брошу школу! Покончу с собой!», «Если вы не выйдете на работу в субботу, то я сделаю соответствующие выводы».

Шантаж. « А я расскажу твоему начальнику!», «Если это сделаешь, то домой не приходи».

Обесценивание дискредитирует человека, например, подвергает сомнению его профессиональную компетентность («Неужели ты этого не знаешь?»).

Поощрение. « С этим заданием никто, кроме вас, не справится!». Это льстит самолюбию человека, и он будет стараться оправдать доверие. Что и нужно манипулятору.

Игнорирование – умышленное невнимание к высказываниям, действиям партнера по общению, намеренная рассеянность, избегание визуального контакта. Это задевает собеседника, вынуждая идти на поводу у манипулятора.

Тактика манипулирования может быть такой:

1. Близкое знакомство. Люди скорее выполняют просьбы тех, кого они знают. Знакомому отказать всегда труднее. Если вы сошлетесь на друга, получить поддержку будет гораздо легче.

2. Поиски сходства с тем, на кого воздействуют. Если ты в чем-то похож на оппонента (внешний вид, интересы), то задача подчинить его своим целям существенно облегчается.

Профессионалы в общении обращают внимание на все детали. Узнав, что собеседник по образованию - врач, затронут медицинскую тематику. Увидев в анкете место рождения потенциального клиента, сообщат (с отработанным удивлением), что у них в этом городе живут родственники.

3. Услуга за услугу – очень распространенный метод воздействия. «Я для тебя столько сделал, а ты не хочешь мне помочь». Попробуй отказать - получишь ярлык неблагодарного.

4. Попытки зацепить чувство собственного достоинства. Вопрос «Что, нет денег?» унижает человека. «Что, слабо?», «Ты что, без жены не можешь принять решение?»

5. Занижение собственных возможностей, самоуничижение – одна из уловок пассивного манипулятора. Он прикидываются слабым, больным, беспомощным, заставляя других оказывать ему помощь, делать что-то за него. Или человек может обидеться, вынуждая вас идти на уступки.

6. Выбор одного варианта их двух возможных. Манипулятор использует фразы типа: «Рассчитаетесь наличными или карточкой?», « Когда вам удобнее встретиться: утром или после обеда? Можно и в выходной день». Вы выбираете один из предложенных вариантов, а любой из них устраивает вашего партнера.

Как распознать манипулятора?

Итак, стоит принять меры предосторожности, если ваш партнер:
Нарушает границы вашего психологического пространства, слишком приближается к вам, позиционируя себя как близкого вам человека.
Гипнотизирует взглядом, или, наоборот, смотрит мимо вас, отводит взгляд в сторону.
Суетится, пытается втереться к вам в доверие.
Льстит, сыплет комплиментами.
Слишком много шутит.
Излишне заботится о вас: «Вам удобно?», «Вам не холодно?», «Не хотите ли кофе?»
Навязывает свои услуги, товар.
Навязывает стереотипы поведения: «Будь мужчиной!», «У нас в коллективе так принято», «Если ты меня любишь, то…»
Драматизирует ситуацию, вызывая состояние беспокойства, тревоги.
Отвечает уклончиво, вопросом на вопрос («А вы сами как думаете?»).
Старается изменить тему, ход беседы, направить ее в нужное для себя русло.
Торопит вас: «Берите сейчас – завтра будет дороже», «Скидки действуют только сегодня». Вам не дают времени для обдумывания. Будете думать – не успеете.
После общения вы испытываете чувство усталости, раздражения, опустошенности.

Как же противодействовать манипуляции?

1. Быть предельно внимательным, доверять своему «шестому чувству». Задача – вовремя заметить элементы манипулирования, скрытый мотив, если он есть в общении.

2. Если догадываетесь, что вас пытаются использовать, то дальше надо понять, что же от вас хотят. Попробуйте представить себя на месте собеседника. Как бы вы себя вели, чего бы добивались? Его позиция прояснится.

3. Скрывайте свои эмоции, не показывайте своих «болевых точек». Не переживайте по поводу своих слабостей. Они есть у всех. Игнорируйте отрицательную оценку ваших возможностей и способностей. Это не позволит манипулятору обнаружить ваши истинные чувства и оказать воздействие на них.

4. Не подчиняйтесь его правилам. Будьте «глухими». Сознательно не обращайте внимания на намеки, бурные эмоции, запугивание. Пресекайте попытки навязать вам чувства жалости, вины, долга. Например, маме, просящей о помощи, нужно объяснить, что в эти выходные вы заняты, а вот в следующее воскресенье она может на вас рассчитывать.

5. Ваши действия могут быть и активными. Задавайте вопросы, интересуйтесь деталями. Манипулятор «выстреливает» заранее заготовленными фразами, рассчитывает на быстрый эффект своих слов, на принятие молниеносного решения. Часто не готов углубиться в детали. Задав вопрос, вы, возможно, собьете его с толку, сможете заметить ложь, неточности. Тогда манипулятор вынужден будет отступить.

6. Уходите от просчитанной, предсказуемой реакции. Если вы ведете себя нестандартно, под вас невозможно будет подстроиться. Удивите собеседника, прямо спросив: «Так что вы от меня хотите? Я должна сделать эту работу за вас?».

7. Используйте критические замечания, оценки, насмешки по отношению к действиям оппонента.

Воспользуйтесь тактикой встречной манипуляции. Например, назойливые предложения представителя косметической компании прервите словами: «Я пользуюсь бабушкиными рецептами и, по-моему, выгляжу неплохо. Хотите, поделюсь секретами?»

Нам может это не нравится, но манипуляция – часть нашего общения. Поэтому нужно научиться противостоять ей или отвечать манипулятору тем же. Но не забывайте о правиле: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.