Как разговаривали древние люди. Как разговаривали первобытные люди? Язык - божественный дар

Говорящие барабаны, гомерический свист и язык пастухов йодль — мы расскажем, как общались наши предки, когда не было мобильных телефонов и интернета.

Остаться без мобильного телефона или интернета хотя бы на день? Сейчас это кажется невозможным. А ведь когда-то не было ни телефонов, ни радио. Как же общались люди в древности? Представьте себе, не так уж все было плохо.

Гомерический свист

Канарские острова отличаются крайне сложным рельефом: глубокие ущелья, кальдеры, вулканические конусы, причудливо застывшая лава. В такой пересеченной местности поддерживать связь особенно сложно. Однако гуанчи, коренное население островов, с блеском вышли из положения. Они изобрели удивительный язык свиста, который позволяет передавать сообщения на расстояние до 5 км. Когда-то этот язык был распространен на всех островах Канарского архипелага, но в настоящее время сохранился и продолжает активно использоваться лишь на острове Гомера.

В гомерическом свисте используется всего шесть звуков: два «гласных» и четыре «согласных» — с помощью которых можно выразить более 4000 понятий (слов). При этом речь идет не о системе кодов с заранее установленным значением, а о «говорении» свистом. Исследователи установили, что при этом в мозгу задействуются участки головного мозга, отвечающие за устную речь. Любопытно, что гомерический свист не является «свистящим испанским». Это универсальная система, которую можно применить к любому языку, как, собственно, и поступили в свое время гуанчи, когда их собственный язык начал исчезать под напором испанского.

Тирольское пение

На первый взгляд тирольское пение — йодль — кажется забавной традицией, музыкальным приложением к коротким штанишкам и шляпе с перышком. Между тем именно он в течение многих веков помогал альпийским пастухам общаться между собой и управлять стадами. Хотя больше всего известен как раз тирольский йодль — такая манера пения без слов широко распространена во всем альпийском регионе, от Швейцарии до Австрии. Быстро сменяющие друг друга грудные и фальцетные звуки образуют полную задора и радости трель, которая разносится в разреженном горном воздухе на большие расстояния.

Аналогичное йодлю пение известно и у других народов: грузин, азербайджанцев, персов, пигмеев. В США йодль появился вместе с немецкими эмигрантами в начале XIX века и стал неотъемлемой частью кантри-музыки. Впрочем, во всех этих случаях речь не идет о способе передачи информации.

На северо-западе России были в ходу (и кое-где по-прежнему используются) различные голосовые сигналы, которые можно считать нашим аналогом йодлю — если не по технике исполнения, то по назначению. Женщины, отправляясь в лес за грибами и ягодами, «аукали», сообщая друг другу о своем местонахождении, а мужчины-пастухи — «гейкали», подавая сигналы стаду.

Голубиная почта

Вряд ли упитанных городских голубей можно заподозрить в чем-то особо выдающемся. А между тем голуби могут летать со скоростью до 100 км/ч и обладают уникальной способностью возвращаться к своему гнезду. Эту особенность человек подметил тысячи лет назад. Почтовых голубей использовали все великие цивилизации древности; пользовалась популярностью голубиная почта и в средневековой Европе, где дороги не отличались качеством и безопасностью.

В XIX веке до изобретения радио и телеграфа голубиной почтой активно пользовались игроки на бирже. Так, по легенде, именно благодаря голубю сумел сказочно обогатиться основатель английской ветви семьи Ротшильдов Натан: в 1815 году он на двое суток раньше остальных получил известие об исходе битвы при Ватерлоо и сумел провернуть выгодную сделку с французскими ценными бумагами.

Почтовые голуби стали подлинными героями франко-прусской войны 1870-1871 годов. Во время осады Парижа они обеспечивали связь между осажденной столицей и городом Туром, доставив тысячи важных депеш. После этого голубиные службы были созданы в армиях почти всех европейских стран, в том числе и русской. Существовала и гражданская голубиная почта — например, в Новой Зеландии действовала «Служба голубеграмм острова Грейт-Барриер». Несмотря на то что голуби широко использовались в Первой и Второй мировых войнах, в целом ХХ век ознаменовался закатом голубиной почты. В настоящее время принято говорить не о почтовых, а о спортивных голубях, так как их практическое использование почти прекратилось.

Говорящие барабаны

Кажется, что африканцы уже рождаются с барабаном в руках. Барабаны разных форм и размеров сопровождают их от рождения до смерти, помогают выразить скорбь и повеселиться от души. Особое место занимают так называемые говорящие барабаны, которые в странах Западной Африки используют для передачи сообщений. Широко распространено ошибочное представление о том, что при этом используется система кодов наподобие азбуки Морзе. На самом деле барабаны по-настоящему «говорят», воспроизводя слоги и звуки тональных языков, которые используются в этой части Африки.

Для барабанного языка характерна избыточность: например, слово «луна» может быть передано как «луна, смотрящая на землю». Такие дополнения помогают избежать путаницы в тех случаях, когда слова произносятся почти одинаково. Кстати, из этих же соображений был изобретен фонетический алфавит, используемый в авиации, в котором буквам соответствуют слова: А — Alpha, B — Bravo, Е — Echo и т. д. Да и мы в обычной жизни, когда диктуем слова по буквам, используем имена: «М» — Мария, «И» — Иван.

Дым, огонь и вода

Благодаря вестернам и художественным книгам подача дымовых сигналов считается исключительно индейским способом передачи информации. Это не совсем так. Например, с помощью факелов и костров «переговаривались» между собой сторожевые башни Великой Китайской стены. Упоминание о сигнальных огнях мы найдем и в трагедии Эсхила «Агамемнон» — именно таким образом, через систему специальных постов, было передано сообщение о падении Трои в Микены. На этом древние греки не остановились и изобрели сразу два хитроумных способа общаться при помощи огня.

Факельный телеграф Полибия предполагал строительство двух зубчатых стен с пятью промежутками. 24 буквы греческого алфавита были разбиты на пять групп, так что каждой букве соответствовал код из двух цифр: номера группы и порядкового номера буквы в группе. Для передачи, например, буквы «К», которая относилась ко второй группе, на левой стене выставляли два факела, а на правой — пять (такое место занимает она в своей группе). Система была довольно громоздкой и позволяла передавать только короткие сообщения, поэтому распространения не получила. Кстати, именно по такому принципу работал первый современный оптический телеграф, изобретенный в конце XVIII веке Клодом Шаппом.

А вот водяной телеграф, известный по трудам Энея Тактика, с успехом применялся на Сицилии. В два одинаковых глиняных сосуда со сливными отверстиями в дне вставляли куски пробки с вертикальными стойками, разграниченными на 24 деления. Каждое из делений означало какое-либо событие, часто случавшееся во время войны. Сосуды устанавливались на передающей и принимающей станциях и наполнялись водой. Если нужно было отправить сообщение, передающая станция подавала сигнал факелом, а принимающая станция таким же образом извещала о своей готовности. Тогда отправитель опускал факел и одновременно открывал слив, то же самое делал и получатель. Вода вытекала до тех пор, пока деление, соответствующее сообщению, не поравняется с краем сосуда. В этот момент отправитель вновь поднимал факел. Адресат смотрел, до какого деления опустился поплавок, и таким образом расшифровывал сообщение. У этой системы был один существенный недостаток — ограниченное число сообщений, которое можно было передать. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что 24 отметки означали 24 буквы греческого алфавита и можно было передавать послания с произвольным значением.

Досуг для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Как древние люди общались друг с другом» .

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи, береста, пластилиновые дещечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

  1. Сообщение темы.

Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

Вы хотите научиться писать?
- Как вы думаете, легко это или сложно?

А человечеству легко было научиться писать?

Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

  1. Этапы развития письма.

Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.


- Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

А чем люди отличаются от животных?

Что значит «общаться»?

А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра) . Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама) .

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.

  1. Динамическая пауза.
    - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан
    шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать
    Прогоним тут
    выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там удары копьём
    И будет враг бежать. бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

  1. Рисуночное письмо.
    - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?
    - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.
    - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?
    - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?
    - Почему столько разных мнений у нас появилось?
    - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
    Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
  2. Закрепление изученного материала.
    -
    Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

Возникновение на Земле первых людей с их систематическим трудом обозначило перелом в развитии предкового вида обезьян. Произошел решительный сдвиг в эволюции животном мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, иначе «обезьянолюди»; внешне еще не отличались от своих ближайших сородичей - обезьян, однако трудовая функция и вся их трудовая деятельность уже ставили грань между человеком и животным миром.

Жизнь и общение первобытных людей - архаптропов

Древнейшие люди, или архаптропы (от греческих "архайос"- древний, антропос - человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые каменные и весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходимые для добывания пищи и защиты от хищников.
Во время работы члены первобытного коллектива должны была как-то общаться друг с другом. При зтом они могли пользоваться преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами. На первых порах звуки и жесты были еще почти совсем обезьяньими многие из них стали означать совершение новые, социальные действия и отношения.

Язык и речь первых людей

На трудовой основе в коллективах новых существ постепенно формировался звуком язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменялись и начинали по-разному сочетаться. Но тогда еще звуковом язык был, разумеется, самым простым, примитивным.

Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животное превращалось в социальное трудящееся существо - в человека !

Карл Маркс говория, что человек, воздействуя в процессе общественного труда на окружающую природу при помощи органов своего тела, пуская в ход голову, пальцы, руки, ноги, вместе с тем изменяет и свою собственную природу.
Исследуя влияние природы и общества на человека, Фридрих Энгельс на основе учений Чарлза Дарвина и Карла Маркса создал трудовую теорию антропогенеза (от греческих «антропос» - человек, «генезис» - происхождение). В ее основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. В известном смысле можно сказать, что труд создал самого человека.
Изготовление орудий и совместный труд посредством орудий вели к развитию новых социальных отношений между членами первобытного стада. Начали выделяться более опытные в изготовлении орудий труда и оружия. Вовремя охоты это были преимущественно мужчины. Как писал Карл Маркс, уже очень рано в истории человечества наметилось разделение трудовых обязанностей в зависимости от физиологических различий по полу и возрасту.

Как жили древнейшие люди

Как жили древнейшие люди? Для их первобытного стада очень важное значение имела охота на животных. Стадные объединения первобытных людей для добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.
35 лет назад ученым удалось обнаружить очень интересную стоянку «обезьянолюдей», где они жили несколько столетий подряд. В одной пещере, в 54 км к юго-западу от г. Пекина, были найдены черепа и кости древнейших людей, которых назвали синантропами (от латинского «оиникус» - китайский).
Судя по длине бедренных костей, рост мужчин достигал 1,63 ль, а женщин - 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: он составлял 830-1200 см3.
Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская» примитивных каменных орудий, служивших им и оружием. Тут же при раскопках обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) антилоп, оленей и других животных, на которых охотились синантропы. Питались эти древнейшие люди и растениями. Ученые нашли здесь даже сохранившийся с тех пор целый орех. В разных местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с кусками древесного угля и обожженными костями животных. Все это свидетельствует о том, что синантропы уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его и добывать.

Овладение огнём

Овладение огнем - огромное достижение древнейших людей. Оно помогло преодолеть многие трудности существования, особенно во время наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.
Завоевав огонь, человек поставил себе на службу великую силу природы . Этот факт имел громадное значение для развития первобытной культуры.

Огонь костра согревал группу синантропов, которые ютились в сырой пещере на кишащих насекомыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, вероятно, еще не носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых животных. Мясная пища богата важными питательными веществами, которых не содержат растения: она укрепляла организм, древнейших людей, способствовала и лучшей работе их головного мозга. Можно полагать, что без мясной пищи формировавшиеся древнейшие и древние люди вряд ли бы достигли высокого развития и приняли бы вид своих потомков - людей современных, или разумных. Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации охотничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим ручным рубилом. Иными словами, все это способствовало быстрому прогрессу коллективов первобытных людей.
По мере развития труда и под его влиянием древнейшие люди, теряя некоторые обезьяньи особенности, начали приобретать специфически человеческие, хотя эти предки и были еще очень похожи на крупных бесхвостых человекообразных обезьян. Их позвоночный столб еще не имел поясничного изгиба, а на черепе сохранялся сильно развитый надглазничный, костный валик. Лоб их оставался покатым, череп наиболее широк был в нижней трети, как: у обезьян.
Головной мозг у ближайших предков человека разрастался интенсивно. Объем их мозговой коробки, в среднем был около 700 си3, т. е. больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Какие же факторы эволюции так повлияли на развитие головного мозга формировавшихся людей, да, еще в столь короткий исторический срок?

Неандертальцы

Труд и речь были теми двумя главными стимулами, благодаря которым человеческий мозг, весьма похожий; в своем основном строении на мозг обезьяны, так резко стал превосходить его по величине несовершенству. Уже у неандертальцев (древних людей) головной мозг достиг в среднем такого же объема, как у современных людей (около 1400 см3).
В формировании современного человека огромную роль играло развитие высшей нервной деятельности, в связи с чем быстрее совершенствовалась центральная нервная система. Наряду с этим несколько уменьшилась мускулатура человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более массивен, череп обладал толстыми стенками, надглазничным валиком и мощным челюстным отделом а у их потомков - людей сформировавшихся, или, как их называют, «готовых», - кости скелета и черепа стали более тонкими, с гораздо менее выраженным наружным рельефом.

Формировавшиеся древнейшие и древние люди, а именно архантропы и неандертальцы, освоили огонь, начали носить одежду в селиться в пещерах . Но самое главное то, что эти люди жили первоначальными коллективами, по преимуществу охотничьими ордами, с главенством наиболее опытных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди передавали потомству. Делали это они с помощью звукового языка и показа приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче говоря, люди развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.

"Человек разумный"

Люди современного типа строения получили видовое название «человек разумный» . Большинство ученых считает, что этот вид произошел от более древнего вида - «человек неандертальский». Такое мнение было подтверждено новыми находками черепов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-востоке страны, в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнаружил семь скелетов древних людей, или палеоантропов (от греческого "палайос") - древний). В строении череда этих людей видно еще много примитивных признаков. Но наряду с этим заметен, правда слабовыраженный, подбородочный выступ. Надглазничный валик развит не сильно. Следовательно, шанидарские древние люди принадлежали к переходному типу, более близкому к «человеку разумному».
Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и длительный. Нашим предкам пришлось испытать немало всевозможных лишений и много трудиться, чтобы победить в борьбе с хищниками, прокормиться и, наконец, выжить. В этих условиях сформировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это было 50-100 тыс. лет назад. Неоантропы (кро-маньонцы и другие группы ископаемых людей) относятся уже к виду «человек разумный», к которому принадлежит и все современное человечество.

Возникновение групп людей вида «человек разумный» ознаменовалось усилением их общественно-трудовой деятельности. Появилось много новых типов орудий и оружия, стала применяться загонная охота на крупных млекопитающих. А это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности человека, его мышления, сознания и членораздельной речи.
Каждый человек с момента рождения испытывает на себе влияние других людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые отношения с окружающим миром предметов и явлений, созданных: предшествующими поколениями людей. В практике жизни, в процессе воспитания, образования, творчества человек познает природу.. Его личность формируется в общественном труде, и сам он вносит свою долю в общечеловеческую культуру.

Люди рождаются уже с готовым набором природных качеств, свойственных виду «человек разумный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и внести в нее свои творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых черт..

Три расы человечества

Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Нередко их называют белой, черной и желтой, но антропологи предпочитают другие названия: европеоидная, негроидная и монголоидная. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ. Например, почти невозможно к одной из больших рас целиком отнести эфиопов или дравидов, полинезийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, сопровождается появлением здорового потомства, усиливает единство человечества. Все это говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.

Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас объясняются их анатомической общностью, а она, в свою очередь,- единством происхождения современных людей от неандертальского вида наших ближайших предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди произошли от одного предкового вида обезьян. В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о происхождении человечества от одного предкового вида, как и писал Чарлз Дарвин. Оно опровергает гипотезу полигенизма, по которой еще недавно некоторые реакционные ученые пытались доказывать, что будто бы человечество с его расами произошло от трех предков ых видов, общих с гориллой, шимпанзе и орангутаном.

Подобного рода взгляды охотно подхватываются и используются расистами, старающимися всячески поддержать лжеучение о «высших» и "низших" расах. Они утверждают, будто одни расы от природы более развиты и лучше других овладевают культурой, способное к творчеству. С таким же усердием расисты и их единомышленники объявляют, что капиталисты выше рабочих в умственном и других отношениях и что от природы наделены властью над трудящимися массами. И угоду классу эксплуататоров расисты незакономерно подменяют реальную классовую борьбу выдуманной «расовой борьбой». А отсюда понятно, что лжеучение расизма очень охотно принимается империалистами для оправдания споих захватнических, человеконенавистнических целей.
Империалисты пытаются оправдать всякие формы угнетения и эксплуатации трудящихся в колониальных и полуколониальных странах, ссылаясь на якобы прирожденное биологическое неравенство, на выдуманную «недоразвитость» так называемых цветных рас.

Однако теперь уже все видят несостоятельность этой теории. Колониализм рушится, и освободившиеся от империалистического рабства народы Африки, Азии, Латинской Америки самостоятельно строят свою жизнь.
В Советском Союзе на основе ленинской национальной политики уже давно и полностью уничтожены расовые барьеры, разделявшие при царском режиме многочисленные народы нашей страны. Разрушены эти барьеры и в других социалистических странах. Все шире распространяется противостоящая расизму марксистская научная теория социальной и биологической равноценности всех рас и народов.

"Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения"


Группирование первобытных людей в коллективы – стада

История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг..."

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом (от греческого слова "палайос" - древний и "литое" - камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило - камень с заостренными краями, палка - копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего (нового) каменного века - неолита (36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда - шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства". С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы - стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей - собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела - камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя - собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц - кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения - ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда - деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов - меди и олова для изготовления орудий труда. После медно - каменного века (энеолита) наступил бронзовый век - новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет - с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда - копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием - на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей

В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация - материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной (от латинского слова "матер" - мать и греческого "архи" - власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.

Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства - скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, " архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей - старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали споры между родами. На территории нынешней Украины насчитывалось около десятка групп племен как земледельческих, так и скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение - стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи нашли много костей мамонтов, северных оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, (название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье и других местностях. Поселения трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета - из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами и отапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Культура и верования первобытных людей

Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большое умение. Изделия, а также сооружения относятся к творениям материальной культуры. Не менее достиг первобытный человек и в области духовной культуры.

Еще до Октябрьской революции на месте Кирилловской стоянки археологи обнаружили на бивнях мамонта изображение речных волн, черепахи и птицы, парившей над рекой. Большое удивление археологов вызвала находка на Мезинской стоянке уникальных произведений первобытного искусства: скульптур идолов (изображение богов), женских статуэток и фигурок животных из бивней мамонта, украшений-подвесок, пуговиц, бусинок из ракушек. Женские статуэтки, браслеты, бивни мамонта были расписаны орнаментом из красной охры. И это - во времена позднего палеолита! Трипольские племена умели красиво расписывать орнаментом посуду. Из костей, рогов и шкур животных первобытные люди делали даже ударные музыкальные инструменты.

Постепенно складывались и религиозные представления первобытных людей: они верили в магические силы природы и духов предков, потустороннюю жизнь, заклинания, обожествляли огонь, солнце, гром и молнию, дождь и снег, реки, озера, леса, горы, луну и т.д. У племен трипольской культуры развитым было поклонение богине плодородия земли и покровительнице скота. Первобытные люди выдумывали богов, верили им и приносили в жертву не только домашних животных, но и людей, лишь бы "задобрить" своих идолов. Для жертвоприношения богам они создавали постоянные либо временные святилища (капища). Одно из таких святилищ обнаружено в Каменной Могиле вблизи Мелитополя Запорожской области. На стенах огромнейшей пещеры сохранились рисунки людей, животных, рыб и рыболовных снастей, повозок, запряженных лошадьми, всадников, изображение солнца и т.д. Это самое богатое святилище, исследованное археологами на территории Украины.

Таким образом, древнейшие люди на нынешней территории Украины пришли к общественной организации - первобытнообщинному строю: объединялись в стада, родовые общины и племена, совместно трудились; владели имуществом и орудиями труда, поровну распределяли между собой продукты питания, развивали материальную и духовную культуру, у них не было разделения людей на богатых и бедных - на классы. И длился этот строй несколько десятков тысяч лет.


Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987

3. Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002

4. Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987

5. Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999


Вопрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учёных давно. Они предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

Язык - божественный дар

Древние учёные считали, что люди начали разговаривать благодаря вмешательству высших сил, то есть считали язык даром божьим. Например, в одном египетском тексте, который датируется III веком до нашей эры, говорится о том, что творцом речи является верховный бог Птах. В других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. Об этом же говорит и Библия, в которой Бог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлёк человека к созданию языка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

В соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

Язык создали люди

Вторая гипотеза происхождения языка появилась в эпоху Античности. Такие древнегреческие и древнеримские мыслители, как Демокрит, Эпикур, Лукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал язык и боги в этом не принимали участие.

Однако эта идея не получила своего развития тогда, поскольку распространение христианства вернуло всё на пути своя, и создателем языка вновь стал Бог.

Положение вещей стало меняться лишь в XVIII веке, когда учёные уделили очень большое внимание концепциям происхождения человеческой речи. Наиболее популярными стали три:

    1. звукоподражательная , утверждавшая, что язык возник в результате подражания звукам природы. Аргумент - наличие во всех языках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теория общественного договора , подразумевавшая, что первобытные люди договорились о том, как пользоваться языком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи" . Учёные, которые её придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. Параллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действия.

Также некоторые учёные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополняя их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

Интересно, что после всех этих научных изысканий учёные-лингвисты зашли в тупик. Они, например, обнаружили, что нельзя делить языки на примитивные и развитые, опираясь лишь на их морфологическую сложность. По этой теории оказывалось, что китайский язык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному языку. Это противоречило факту существования в Китае развитой культуры.

В результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от всяческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. Их сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

Первобытные люди разговаривали как дети

Тем не менее за время изучения этого вопроса учёные пришли к выводу о том, что язык появился бессознательно. Самой простой аналогией, которая лежала у всех на виду, стало становление речи у ребёнка. Этот процесс постепенный, состоящий из ряда этапов.

В 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети. Эту идею высказали специалист по первобытному обществу Владимир Капитонович Никольский и лингвист Николай Феофанович Яковлев.

Основные положения данной концепции:

  • речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями);
  • у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. Сначала они выражали мысли словами-предложениями, которые развивали и дополняли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-понятия могли появиться в тот период развития первобытного человека, когда произошёл переход от собирательства к охоте. Эти слова-понятия состояли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами. Кроме этого, они могли обозначать и предметы, и действия, но теперь слова уже перестали быть равными предложениям.

Однако и эта концепция - лишь гипотеза. Ведь ребёнок рождается с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими. К тому же, как утверждает американский лингвист Ноам Хомский, у ребёнка уже есть в мозгу определённая программа на освоение речи, а у первобытных людей её просто-напросто ещё не было.

Одним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Нам остаётся довольствоваться одними домыслами и гипотезами.