Критерии развития речи младших школьников. Речевое развитие детей младшего школьного возраста. Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

  • Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  • Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  • Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  • Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  • Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
  • Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.

Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.

Речь тесно связана с процессом мышления.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:

  • Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  • Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
  • Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  • Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.
В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи:

Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.

Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:

– подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
– установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
– определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.

В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.

Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Роль сочинений в развитии речи учащихся.

Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

  • Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
  • Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
  • Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
  • Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
  • Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
  • Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. (Приложение №1 )

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. (Приложение №2 )
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1) Творческие:

– Что такое доброта?
– Что такое красота?
– Хочу всё знать. А зачем?
– Меня особенно волнует…
– Мои три желания.
– Где бы я хотел побывать? Почему?
– Самая дорогая вещь в нашем доме.
– Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
– Три чудесных цвета.
– Кто ночью не спит?
– Путешествие осеннего листочка.
– Я – Солнце.
– Широка страна моя родная.

2) Репродуктивные:

– Что я знаю о белке.
– Любимое математическое действие.
– Мой верный друг.
– Как зимуют звери.
– Мои игрушки.
– Наша дружная семья.

3) Фантограммы.

– Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
– авторучка подсказывала?
– дорога поднялась в небо?
– всегда побеждало зло?
– я был добрым волшебником?
– исчезло солнце?

4) Сочинение-рассуждение :

– Почему осенью с деревьев опадают листья?
– Почему идёт дождь?
– Почему я люблю книги?
– Почему меня так назвали?
– Почему нужен друг?

5) Сочинение-описание :

– Моя любимая игрушка.
– Первый снег.
– Наша классная комната.
– Дом, в котором я живу.
– Новогодняя ёлка.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе (развитие речи).

Тема урока: Развитие речи. Сочинение – описание «Первый снег» (по наблюдениям).

Цель урока: формирование умения писать сочинение на материале непосредственных наблюдений, формирование умения систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения.

Задачи урока: развивать творческие способности учащихся; развивать чувство прекрасного; формировать связную правильную речь учащихся; создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Оборудование урока: репродукция картины А. Пластова «Первый снег»; альбом с собранными материалами; выставка иллюстраций и детских рисунков; книжная выставка; музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»; снежинки вырезные, слайды, презентация.

Ход урока

Фрагменты детских сочинений.

«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).

«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).

«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).

После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность . В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения ». Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в своих трудах психолог Л. Зеньковский.

Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.

Литовский психолог Р. Жукаускене пишет: «Дети в возрасте от 9 до 11 лет в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучше систематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея ребенок все лучше может объяснить значение слова. Например: в начале ребенок характеризует слово по его функциям или внешнему виде, позже характеризует более абстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Это означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснять значение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущениях и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей».

«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов , входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще», - рекомендуют С.Н. Карпова, Э.И. Труве.

Н.В. Новотворцева пишет: «Письменная речь лишена жеста, интонации и должна быть (в отличии от внутренней) более развернутой, однако для младшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале очень труден».

Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать, что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом можно судить из таблицы

Разница слов в устной и письменной речи учащегося. (по А. Гучасу)

По данным исследования М.Д. Цвиянович, они показывают, что уже к 3-ему классу, в письменной речи учащихся выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь. Здесь присутствуют простые распространенные предложения (71%). Количество слов колеблется от 30 до 150. Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы, особенно «и». Следовательно, уже к 3-4-ому классу письменная речь учащихся в некотором отношении превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией . Опираясь на исследования многих психологов А.Ф. Обухова пишет: «Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание... К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения , т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская.

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.

Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения . В результате которого обнаружено несколько форм речевого поведения детей:

1. Развернутый шеп от - отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

2. Редуцированный шепот - проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

3. Беззвучное шевеление губ - действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

4. Невокализированное вздрагивание губ , возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

5. Чтение одними глазами , приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И.Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Литовские психологи: Г. Буткене, А. Кепалайте обращают внимание на изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой - при общении с взрослым родственником, и третий - при общений с со своими друзьями, сверстниками».

Многие психологи считают, что для настойчивой работы по развитию речи лучше всего использовать языковые (речевые) способности ребенка до 10 лет. Речевые способности отличаются от лингвистических способностей человека, которые проявляются в уровне таких интеллектуальных действий, как анализ, синтез, классификация и др. Можно прекрасно говорить и писать, но не обладать лингвистическими способностями как и наоборот: высокий уровень -лингвистических способностей человека еще не означает, что он владеет в совершенстве речью.

Т.А. Ладыженская предлагает рассмотреть связную речь учащихся, с точки зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально-смысловые, функционально-стилистические и композиционные формы речи.

Функции речи . Вначале речь ребенка выступает в двух социальных функциях - как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например, игры как со взрослыми, так и с детьми), для планирования своих действий и как средство приобщения к определенной группе людей.

В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение.

Формы речи (устная и письменная речь). Ребенок овладевает вначале устной речью. До 3-х лет его устная речь, как правило, ситуативна, т. е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью постепенно появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однако контекстная устная речь детей даже 6-7 лет развита меньше: в их рассказах взрослым об увиденном, услышанном присутствуют элементы ситуативности, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя.

Письменной речью (а не только письмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владение определенной лексикой, грамматикой языка.

В школе обе формы речи получают дальнейшее развитие, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка (в частности, учебно-научный стиль - до школы ученики овладевают в основном обиходно-бытовой разновидностью устной речи). К сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию письменной речи - связная устная речь школьников в это время развивается недостаточно. Это в конечном итоге отрицательно влияет и на развитие письменной речи: ученики начинают говорить, пользуясь короткими однообразными в структурном отношении предложениями, которые они учатся составлять и записывать на уроках родного языка.

Как показывают специальные исследования, дети, пришедшие в среднее звено школы, не умеют говорить свободно, не владеют элементарными приемами подготовки к устным высказываниям, их речь интонационно невыразительна.

Для их речи характерны:

а) прерывистость, которая проявляется в остановках, в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «cpывах» начатого слова или предложения. Прерывистость свидетельствует об определенных затруднениях говорящего; он либо не знает, что сказать, либо затрудняется в выражении мысли;

б) интонационная нерасчлененность речи, т. е. произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга;

в) отсутствие интонации целого текста, которое связано с отсутствием целенаправленности, определенного замысла высказывания. Отсутствие интонации целого текста в высказывании делает его бессвязным, трудно воспринимаемым;

г) интонационный монотон, который проявляется в отсутствии перечислительной, предупредительно-объяснительной интонации, интонации обособления.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешно развиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по синтаксической структуре и интонационному оформлению предложений.

Функционально-стилевые типы речи . К 6-7 годам ребенок овладевает в основном разговорным стилем (устной формы литературного языка). Когда ребенок пытается пересказывать или сочиняет свои рассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства, свойственные - художественному стилю. Замечено также, что дети этого возраста способны перестраивать свое высказывание, учитывая адресат.

В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, его публицистической, официально-деловой разновидностью - больше всего научным (точнее, учебно-научным) стилем изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - с усвоением ими основ наук, а также с участием в различных видах общественной деятельности, с осознанием языка как системы. Однако и функционально-стилистическая работа не заняла еще должного места на уроках родного языка, в результате чего ученики не овладевают в достаточной мере умением строить высказывание, отбирать языковые средства применительно к определенным обстоятельствам и назначению высказывания.

Виды речи (диалог и монолог). Вначале ребенок пользуется диалогической речью. Это побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв; вопросительные предложения; слова-предложения да, нет и т. д.

Затем, уже в 2-3 года появляются элементы монологической речи. Одновременно развивается и диалог: в нем появляются элементы оценки, мотивировки, указания о том, что и как делать чтобы согласовать действия (во время игры, например).

В школе эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук. Специальное внимание в школе уделяется обучению монологической речи, так как всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу, большинство не в состоянии ничего связно рассказать.

Типы текстов, композиционные формы. Уже в 3--4 года ребенок пытается рассказывать о том, что с ним произошло, что он делал, чем занимался. В его повествованиях встречаются элементы описания (например, игрушки) и рассуждения (например мотивировка того, почему надо поступать так, а не иначе). Замечено, что между 4 и 5 годами у детей появляется монолог типа инструкции с помощью которой ребенок планирует как совместные, так и свои действия (например, в предстоящей игре). Ребенок пытается пересказывать тексты повествовательного характера (рассказы, сказки, прослушанные или прочитанные), содержание мультфильмов, фильмов. Многие дети сочиняют и рассказывают сказки, в которых иногда присутствует нравоучительная цель. Это говорит о наличии определенного замысла высказывания, о стремлении его реализовать.

Для связи самостоятельных предложений в устном повествовании (по сюжетным рисункам) используются порядок предложений, обусловленный видовременной соотнесенностью глагольных форм, лексический повтор (что особенно характерно для детской речи), пространственные и временные наречия (там, потом и др.); союзы (особенно часто союзы и, а); местоимения и синонимы (последние значительно реже).

В начальной школе ученики овладевают таким типом текста как повествование (устное и письменное) с элементами описания. В среднем звене школы организуется целенаправленная работа над рассуждением, описанием и над такими композиционными формами, как «невыдуманный» рассказ, заметка, статья в стенгазету, доклад и др.

Вместе с тем исследования показывают, что без специально целенаправленной работы многие ученики не только не овладевают отдельными композиционными формами высказываний, но и такими общими для разных высказываний умениями, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение его планировать.

Ученики расширяют или сужают тему высказывания, иногда пишут (и говорят) совсем не на тему. Нередко устные и письменные сочинения учащихся перегружены подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы. Ученики нередко ограничиваются лишь конечной фразой оценочного характера, например: Хорошо зимой (весной, летом)! При этом содержание сочинения может быть совершенно не согласовано с концовкой. Без специального обучения многие ученики не умеют отобрать нужный материал и систематизировать его, в результате чего в сочинениях встречаются нарушения последовательности в изложении мысли, повторы, бездоказательные положения, отсутствие связи между отдельными частями высказывания.

Все эти факты говорят о необходимости специальной отработки тех умений, которые лежат в основе умения создавать текст и которые получили название коммуникативных.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы о развитии связной речи детей:

1. В дошкольном возрасте связная речь в своем развитии идет от диалога к монологу, от ситуативной к контекстной речи, к использованию ее не только в функции общения и познания, но и в функции планирования, координации деятельности.

2. В процессе обучения в школе связная речь детей получает дальнейшее развитие: она используется ими в процессе обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний, как средство самовыражения и воздействия. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями.

Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.

Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем специальные исследования детской речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу («эксплуатация»), слова с повторяющимися звуками («лаборатория»). При произношении подобных слов детьми часто допускаются искажения (выпадение, перестановка звуков), причём такого рода затруднения не проходят сами по себе с возрастом, а нередко сохраняются на всю жизнь. С недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпической нормы.

Исследования устной речи учащихся показывают, что недостатки в звуковом её оформлении обусловлены недостатками развития речевой деятельности в целом и, прежде всего её синтаксической неразвитостью. Однако можно здесь говорить и об отсутствии собственно фонетических умений. Нередко дети не умеют выразить голосом своё отношение к тому, о чём они говорят, делают случайные логические ударения, не оправданные задачей высказывания, не выделяют интонационно-звуковыми средствами главного, не умеют повысить или понизить голос, сказать что-то громче, что-то тише. Иными словами, интонационное оформление речи не соответствует тому логическому и эмоциональному содержанию, которое выражается в произносимом тексте. При этом ребёнок иногда затрудняется интонационно правильно произнести тот или иной отрезок речи, хотя и понимает его семантико-синтаксические отношения. Здесь сказывается отсутствие чисто «технического» умения воспроизвести тот или иной интонационный рисунок речи, умение имитировать нужную интонацию, что также связано со слабым развитием речевого слуха.

Что касается разговорной диалогической речи школьников, то и здесь в качестве недостатков следует отметить чрезмерную резкость, порой грубость интонаций, неумение регулировать в соответствии с ситуацией общения громкость речи и её общий тон. Последнее проявляется в неумении голосом выразить внимание, сочувствие, уважение к собеседнику, неумение говорить с интонацией подчёркнутой вежливости при обращении к старшим.

Отмеченные недочёты речи затрудняют школьнику процесс общения с окружающими, особенно взрослыми и в дальнейшем могут отрицательно сказаться на его социальной практике.

Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми. Так, установлено, что речь учащихся бедна отвлечённой лексикой: словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами.

Навыки образования и употребления грамматических норм ребёнком приобретаются в процессе овладения им речью. К моменту поступления в школу ребёнок, ещё не обучавшийся родному языку, практически полностью владеет грамматическими формами: дети никогда не делают ошибок при склонении, спряжении, согласовании слов. Овладевает этими речевыми операциями ребёнок в процессе фактического приспособления своей речевой деятельности к тем языковым условиям, в которых она протекает, то есть в процессе подражания. Их употребление не контролируется сознанием.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Рассмотрим требования к речи младших школьников. Содержательность - рассказ, сочинение должны быть построены на хорошо известных фактах, на наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, телепередач. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Приучить детей говорить только содержательно - очень важная задача учителя начальных классов.

Логика - последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие и обоснованность выводов, вытекающих из содержания. Предполагает умение не только начать высказывание, но и завершить его.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения, излишняя запутанность, обилие цитат, терминов.

Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи. Предполагает умение выбрать наилучшие языковые средства для передачи фактов, наблюдений.

Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций. В начальных классах не могут быть представлены высокие требования к богатству языка.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований

В объяснительной записке программы по русскому языку для начальной школы подчёркивается, что развитие речевой деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах. «Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие».

Программа по русскому языку для начальной школы определяет и круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться на протяжении 4-х лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

В разделе «Связная речь» определены основные компоненты работы с текстом:

Понятие текст; формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;

Тема текста, умение определять тему текста;

Основная мысль текста, умение её определять;

Заголовок текста, умение озаглавливать текст, опираясь на его тему или основную мысль;

Построение текста, умение разделять на части текст-повествование;

Связь между частями текста с помощью слов: вдруг, однажды, потом и др.;

Умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка, умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;

Изобразительные средства в тексте, умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения, умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

Понятие об изложении, умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера по готовому коллективному или самостоятельно составленному плану;

Понятие о сочинении (устно и письменно), умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение раскрыть основную мысль высказывания;

в-третьих, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-четвёртых, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану; строить высказывания в определенной композиционной форме;

в-пятых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык.

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса "о чём?". Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

2. Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Сбор материала иногда продолжается длительное время, требует систематических наблюдений, а иногда и записей.

4. Следующее умение - это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Дети сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем - после, как будет закончен рассказ.

5. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е. умение правильно выражать свои мысли. Для того, чтобы успешно работать над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т.е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения и т.п.

6. Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т.е. подводить итог всей подготовительной работы. Умение начать, не упустить важного, использовать материал, подготовленный к сочинению, подобранные слова, все записать с соблюдением полей, красной строки, каллиграфически правильно, без грамматических ошибок.Умение завершить, закончить сочинение. Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение.

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Учащихся необходимо постепенно приучать замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений. Опыт показывает, что учащиеся третьего класса при соответствующей подготовке или в результате специального обучения делают по 3-4 исправления, улучшающих написанный текст.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех этих умений в той или иной степени. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена главная учебная задача.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение, которым овладеют учащиеся, будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе. Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было сказано выше.

Поэтому планировать развитие связной речи учащихся необходимо на длительный срок, например на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся.

Очень важно определить примерное соотношение упражнений. Так, устные упражнения проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного и (что очень важно!) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения продолжительностью в один урок, проводятся сравнительно редко, 2 раза в месяц, но письменные речевые упражнения малых форм проводятся почти на каждом уроке, 3-5 раз в неделю.

Васильева Зинаида Васильевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ «Большечеменевская СОШ» Батыревского района, Чувашской Республики
8-905-028-26-92
«Развитие речи младших школьников»

Позвольте начать мне свою статью словами М.Пришвина:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».

Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения. Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно.

О пределила для себя главные моменты своих жизненных позиций. Называю их - «Заповеди учителя»:

Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.

    Л юбить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.

    Учитель учит до тех пор, пока учится сам.

    Проявлять творчество в организации внеклассной работы.

    Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению. Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», - эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать? Прежде всего, я постаралась показать вам разделы, которые я выделила из таблицы:

    • обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами ;

      предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);

      формирование навыков связной речи (устной и письменной).

В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики. Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность? «Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее – все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому – наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

Итак, первое правило наглядность;

Второе правило систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило : «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет, то есть годы обучения его в начальной школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ. Трудно что-либо добавить. Нахожусь в постоянном поиске - стараюсь использовать какие-то новые формы, методы и средства обучения своих малышей.

Кроме выше перечисленных мною правил можно выделить еще три линии в этом же направлении: работа над словом;

    работа над словосочетанием и предложением;

    работа над связной речью.

Подробнее остановлюсь на развитии связной речи детей. Развитие связной речи провожу на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит: от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал полученный из разных источников – это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, также различные картины, кинофильмы, разные жанры (повествование, описание, рассуждение).

На уроках дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания. Делаем черновые наброски, которые можем обсудить. В процессе работы разрешаю пользоваться словарями, справочниками. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Дети любят писать сочинения. Любят потому, что в них можно проявить самостоятельность, дать простор своему воображению. Писать сочинения с детьми я начинаю со 2 класса. Успех первых сочинений будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

Очень люблю и часто использую на уроках написание сочинений-миниатюр . В конце урока детям предлагаю написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываем по желанию самих детей сразу же после написания (темы таких сочинений могут быть совершенно разными («Тайные следы», «Зимнее утро», «На рассвете» и т.д.). Слушая такие сочинения невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать».

Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности. Можно смело утверждать, что сочинения указывают на результаты по всем трем показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. С наибольшей силой мотивация будет выражена во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. С первых дней обучения ведем наблюдения . Замечаем каждый момент изменения в окружающем нас мире, описываем, изображаем, делимся друг с другом впечатлениями. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.

Готовясь к уроку, продумываю каждую деталь, использую разные виды работ, технические средства обучения, наглядность, художественную литературу, игровые моменты. Приведу лишь некоторые моменты, которые внедряю в свою работу: Так называемые «Мои маленькие хитрости»:

    Всегда стараюсь тщательно продумывать начало урока: ведь именно оно в значительной мере определяет ход общения с ребятами, настраивает на успешную работу.

    Разговорные пятиминутки ;

    Обязательна словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

    На каждом уроке провожу фонетическую зарядку : распеваем звуки, отрабатываем произношение и интонацию.

    Занимаемся «свободным сочинительством».

    На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

    Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).

Следует отметить отдельно работу со словами , так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения.

Вашему вниманию представляю фрагменты работы со словарными словами по новому образовательному проекту «Школа Ольги Соболевой»- стихотворение «Газированная газета»:

Что случилось тут у нас? Из газеты вышел газ! Словно снег газета тает и по ветру не летает!
Меньше марки стала эта - очень странная газета!

Все решим проблемы разом: мы её наполним газом!

- Газированной газете газ нужней всего на свете?
- Нет, сказать я должен, ей буква «А» всего нужней

Запоминание по такому принципу проходит по двум каналам:

по каналу слуха (находим здесь следующие приемы параллельного повторения):

    использование забавного, нелепого сюжета - газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;

    использование «приемного родственника» - слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;

    «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);

    непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).

И по каналу зрения:

    забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух (включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);

    насыщение текста буквой «а»;

    выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом .

Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем этот прием более эффективен, чем просто прочитать слово «газета» семь раз, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока, можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой сети . Аналогичная работа проводится с вариантом слова «сорока», который вы видите на слайде.

Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Вот лишь некоторые виды работ над предложением:

1) только полные ответы на вопросы;

2) постановка учащимися вопросов к предложению;

3) распространение предложения по вопросам и без вопросов;

4) составление предложений на ту или иную тему ;

5) составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;

6) составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения ;

7) соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;

8) переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;

9) восстановление деформированного предложения, текста.

Развитию этого умения способствуют виды упражнений , которые представлены вашему вниманию – это деление сплошного текста на отдельные предложения, составление связного текста по вопросам, из данных предложений, по опорным словам, из деформированных предложений, составление рассказа как по заданному началу, так и по его концу.

В этом году у меня четвёртый класс, с которым я работаю по программе «Школа 2100». Стремлюсь учить детей серьезному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материал. Дети учатся у меня, а я получаю огромное удовольствие от общения с ними.

Итак, в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.

Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.