О космосе для детей 9 10 лет. Что рассказать о космосе. Игра "Космические камни"

Мерцание звезд, млечный путь, лунное затмение… Космос всегда привлекал как взрослых, так и детей. К 160-летию Константина Циолковского - выдающегося ученого, основоположника теоретической космонавтики и философа - «Фома» сделал подборку книг о космосе для детей.

  1. Александр Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»

В книге увлекательно и доступно рассказывается о том, кем был гениальный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь, оказывается, полна приключений, интересных происшествий и удивительных открытий. Именно Циолковский научно доказал значимость ракеты для полетов в космическое пространство. Судьба Циолковского была непростой. Он прошел сложный путь от ученого-самоучки до всемирно известного изобретателя. Обо всем этом ярко и занимательно рассказывает писатель Александр Ткаченко.

Отрывок из книги:

«Простейший реактивный двигатель вы и сами можете сделать из обыкновенного воздушного шарика. Попробуйте надуть его, но не завязывать хвостик, а выпустить из рук. Шарик тут же начнёт метаться в разные стороны, пока из него не выйдет весь воздух, толкающий его вперед. Это и есть реактивное движение - такое же, как и в ракете. Только ракету толкает вперёд не воздух, а струя раскалённого газа. И летит она не как попало, а по строго рассчитанному курсу.

Вот такую ракету и предложил Циолковский отправить в космос. Правда, в его время технических возможностей для этого ещё не существовало. Автомобили только учились ездить, теплоходы - плавать, а самолёты - летать. Но Циолковский верил, что когда-нибудь люди создадут такие двигатели, с по- мощью которых смогут вырваться за пределы Земли. Как мы теперь видим, он оказался прав».

  1. Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Для детей от 5 до 8 лет

Отрывок из книги:

Однажды Папа сказал:

Гном Кнопкин сообщил мне очень интересную новость!

Какую? - закричали дети.

Скоро вы увидите на небе три планеты: Венеру, Марс и Юпитер.

В один из вечеров Папа показал детям на звездном небе три светила. Они не мерцали, как звезды, а светили ровным светом: Марс красноватым, а Венера и Юпитер - ярко-белым. Они были даже ярче звезд.

Папа, планеты ведь не звезды, значит, можно на них жить?

Конечно, - сказал Папа. - Ведь ты живешь на планете Земля.

И на других планетах живут люди? - спросила Света.

Нет, – ответил Папа. - В семье Солнца люди живут только на Земле.

  1. Ефрем Левитан «Сказочная вселенная»

Для младшего школьного возраста

Эта красочная книга предназначена для любознательных ребят, которые интересуются астрономией и космонавтикой. Известный российский педагог и автор большого количества книг о космосе для детей Ефрем Павлович Левитан отвечает на самые популярные и непростые вопросы. Главные герои «Сказочной вселенной» - дети Алька и Света - попадают в необыкновенный мир, о котором рассказывает их папа. В этой волшебной вселенной гномы Кнопкин и Недоучкин помогают ребятам проникнуть в космические тайны.

Отрывок из книги:

– Запомнить цвета радуги очень просто, – сказал Папа. – Нужно только выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Дети не поняли, при чем здесь охотник с каким-то фазаном.

– Конечно, ни при чем, – сказал Папа, – но разве трудно запомнить эти слова?

– Легко, – ответили дети.

– Слово «каждый» напомнит вам о красном цвете, «охотник» – об оранжевом, «желает» – о желтом, «знать» – о зеленом, «где» – о голубом, «сидит» – о синем, «фазан» – о фиолетовом.

Дети все поняли и были очень довольны. А Света нашла книгу о животных и птицах и успокоилась лишь тогда, когда отыскала в этой книге фазана…

  1. Юрий Гагарин «Вижу землю»

Это документальный рассказ летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина о подготовке и проведении первого в мире полета космического корабля с человеком на борту. В этих воспоминаниях Гагарин просто и понятно рассказывает о своей жизни, работе, устройстве космического корабля, своих ощущениях и чувствах во время полета.

Для детей от 10 лет

Отрывок из книги:

«Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой (…). Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба».

  1. Юрий Усачев «Один день в космосе»

Для детей от 7 до 14 лет

Эта книга предлагает читателям совершить увлекательное путешествие - провести один день в космосе. Автор книги - летчик-космонавт и Герой России Юрий Усачев, совершивший четыре космических полета и несколько раз выходивший в открытый космос. Здесь он предстает как опытный гид-командир корабля, в котором дети - его экипаж. Читатели словно совершают путешествие на космическую станцию (МКС), пробуют двигаться в невесомости, проводят эксперименты и многое другое.

Отрывок из книги:

«Вы, как и большинство людей, думаете, что космонавты до сих пор питаются, выдавливая пищу из туб, как из тюбиков с зубной пастой, верно? Увы, должен вас разочаровать. Космическое питание очень изменилось за последние 40 лет (…). С появлением пластиковой упаковки появилась возможность иметь в рационе питания космонавтов не только пюреобразные продукты, но и то же самое печенье, рыбу, мясо».

  1. Яков Перельман «Занимательная астрономия»

Книга русского ученого Якова Перельмана знакомит читателей с различными вопросами астрономии и научными открытиями. Автор разворачивает перед читателем картину мирового пространства и происходящих в нем явлений. Большая часть книги построена в форме вопросов и ответов (Почему Луна не падает на Солнце? Видны ли звезды днем? Когда мы ближе к Солнцу: в полдень или вечером? и проч.).

Для детей от от 12 до 18 лет и для всех, кто интересуется астрономией, в том числе учителей.

Отрывок из книги:

«Читатель, пожалуй, задаст вопрос: если телескоп не увеличивает звезд, то зачем же употребляют его при их наблюдении? Телескоп бессилен увеличивать видимые размеры звезд, но он усиливает их яркость, а следовательно, умножает число звезд, доступных зрению (…). Телескоп открывает нам двойные, тройные и еще более сложные звезды там, где невооруженный глаз видит одиночную звезду. Звездные скопления, для простого глаза сливающиеся за дальностью расстояния в туманное пятнышко, а в большинстве случаев и вовсе невидимые, рассыпаются в поле телескопа на многие тысячи отдельных звезд».

  1. Генрих Сапгир «Звёздная карусель»

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Эта небольшая книжка - сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Осталось придумать, как интересно о космосе и познакомить его с основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.


И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.


Что рассказывать


Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.

Солнце


Что рассказать:

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.


Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.

Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.


Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.


Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.


Земля


Что рассказать:

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.


Другие планеты солнечной системы


Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездами.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.


Звезды


Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.


Наглядный материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объясните, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета


Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.

Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.


Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

5 игр по теме

1. Игра "Что возьмем с собой в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.


3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).


Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей на тему космоса

  1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев;
  2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс;
  3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
  4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова;
  5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур;
  6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон";
  7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн";
  8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов;
  9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати;
  10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мультфильмы по теме
  1. Цикл мультфильмов "Дети и космос";
  2. Развивающий мультфильм "Планета Земля";
  3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких";
  4. "Тайна третьей планеты";
  5. "Незнайка на Луне";
  6. "Мартышки в космосе";
  7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну";
  8. "Звездные собаки: Белка и стрелка";
  9. "Белка и Стрелка: лунные приключения";
  10. "Эгон и Дончи";
  11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса";
  12. "Том и Джерри: Полет на Марс";
  13. "Тайна красной планеты";
  14. "Планета 51";
  15. "Большое космическое приключение";
  16. "Планета ветра";
  17. "Мухнем на Луну";
  18. "Валли";
  19. "Планета сокровищ";
  20. "Смешарики: пин-код сборник".

Где посмотреть на звезды в Москве


1. Обсерватории

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

м. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ
(Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

м. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

м. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

м. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.
С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Московский планетарий

ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то - всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду.

В любом случае, ребенку будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце и звездах, о космических кораблях и ракетах, о Гагарине и Королеве. К счастью, есть множество книг, которые помогут и малышам, и школьникам, и даже взрослым открыть для себя Вселенную. А вот несколько отрывков из них:

1. Луна

Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна, и Земля - небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля - планета, а Луна - её спутник.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

2. Месяц

Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, - это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

Земля, а вместе с ней и Луна вращаются вокруг Солнца. Если взять мячик и осветить его фонариком в темноте, то с одной стороны он будет казаться круглым, потому что свет фонаря падает прямо на него. С другой стороны мячик будет тёмным, потому что он находится между нами и источником света. А если кто-нибудь посмотрит на мячик сбоку, он увидит освещённой только часть его поверхности.

Фонарик - это как будто Солнце, а мячик - Луна. А мы с Земли смотрим на Луну в разные ночи с разных точек зрения. Если свет Солнца падает прямо на Луну, она видится нам полным кругом. А когда свет Солнца падает на Луну сбоку, мы наблюдаем на небе месяц.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

3. Новолуние и полнолуние

Бывает, что луны на небе вообще не видно. Тогда мы говорим, что наступило новолуние. Оно случается каждые 29 суток. В следующую после новолуния ночь на небе появляется узкий лунный серпик, или, как его еще называют, месяц. Затем серпик начинает расти и постепенно превращается в полный круг, луну - наступает полнолуние.

Потом луна снова уменьшается, «спадает», до тех пор пока опять не превратится в месяц, а затем и месяц исчезнет с небосвода - наступит следующее новолуние.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

4. Лунный прыжок

Хочешь узнать, как далеко ты мог бы прыгнуть, если бы находился на Луне? Выйди во двор с мелом и рулеткой. Прыгни как можно дальше, пометь свой результат мелом и измерь рулеткой длину своего прыжка. А теперь отмерь от своей пометки ещё шесть таких же отрезков. Вот какие были бы у тебя лунные прыжки! А всё потому, что на Луне меньше сила тяжести. Ты будешь дольше находиться в прыжке и сможешь поставить космический рекорд. Хотя, конечно, скафандр будет мешать тебе прыгать.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

5. Вселенная

О нашей Вселенной наверняка мы знаем только то, что она очень-очень большая. Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. Его причина по сей день остаётся одной из самых главных загадок науки!

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве. Но понадобились ещё сотни миллионов лет, прежде чем атомы объединились в громадные облака, из которых родилось первое поколение звёзд. Когда эти звёзды разделились на группы, образовав галактики, Вселенная стала напоминать то, что мы видим теперь, глядя на ночное небо. Сейчас Вселенная продолжает расти и с каждым днём становится только больше!

6. Рождение звезды

Думаешь, что звёзды видно только ночью? А вот и нет! Наше Солнце - тоже звезда, но его мы видим днём. Солнце мало чем отличается от других звёзд, просто остальные звёзды находятся гораздо дальше от Земли и поэтому кажутся нам такими маленькими.

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше. Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться. Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.


Иллюстрация из книги «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»

7. Юрий Гагарин

Гагарин был лётчиком-истребителем в Заполярье, потом его отобрали из сотен других военных лётчиков в отряд космонавтов. Юрий отлично учился и идеально подходил по росту, весу и физической подготовке. 12 апреля 1961 года, после знаменитых 108 минут полёта в космосе, Гагарин стал одним из самых известных людей в мире.


Иллюстрация из книги «Космос»

8. Солнечная система

Солнечная система - очень оживленное место. Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь - это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.

Детские энциклопедии про космос для ребенка от 6 лет и старше. В данном разделе каталога «Эксмо» собраны издания, которые позволяют удовлетворить тягу ребенка к получению знаний и представлений о космосе.

Далекие и с раннего возраста интересуют детей. Эта тема дает им радость невероятных открытий, тайн, загадок и волшебства. А как рассказать о том, что не видно и невозможно потрогать руками? Справиться с этой задачей помогут энциклопедии, которые собраны здесь.

Все книги написаны простым и доступным для понимания детьми языком и оснащены яркими реалистичными иллюстрациями и фотоснимками планет, звезд, спутников и других космических объектов. Издания со создадут иллюзию погружения в космическое пространство. Благодаря такому оформлению книги будут интересны и тем детям, которые еще не научились читать. Кроме того, здесь вы найдете издания с , которые способствуют не только развитию ребенка, но и имеют развлекательный характер.

Изучив даже некоторые из представленных здесь книг, ребенок получит представление о зарождении , о строении , о людях, посвятивших свою жизнь изучению космического пространства и ищущих пути и возможности проникновения туда.

Обратите внимание на самые популярные энциклопедии из нашего каталога:

Космос. Большая энциклопедия

Наша Солнечная система сформировалась около 4,6 млрд лет назад, когда внутри части гигантского облака частиц случился гравитационный коллапс. Центр этого облака превратился в Солнце, которое вместило более 99 % всей массы Солнечной системы. Остальное же стало густым, плоским, как диск, вращающимся облаком газа, из которого стали формироваться планеты и которое получило название «протопланетный диск». В нашей Солнечной системе из большей части этого диска образовались восемь планет, вращающихся вокруг Солнца. Существует два вида планет: газовые гиганты и планеты земного типа. Газовыми гигантами являются четыре внешних планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они намного крупнее планет земного типа и по большей части состоят из гелия и водорода, хотя Уран и Нептун также содержат лед. Все внешние планеты обладают кольцами из космической пыли. Эти планеты составляют 90 % остальной массы Солнечной системы. Четыре внутренних планеты расположены очень близко к Солнцу. Например, расстояние между Юпитером и Сатурном больше суммы радиусов всех внутренних планет системы. Планеты земного типа (Меркурий, Венера, Земля и Марс) состоят из камней и металлов, не имеют колец и обладают небольшим количеством спутников. За исключением Меркурия, в атмосфере каждой из них действуют свои особые погодные условия. Кроме восьми основных планет, в Солнечной системе также имеются карликовые планеты, такие как Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрида. Вдобавок наша Солнечная система приютила множество небольших небесных тел, в числе которых все планетоиды, астероиды и кометы.

Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.

Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете

  1. Стихи о космосе для самых маленьких
  2. Изучаем с ребенком туманности в космосе
  3. Видео для детей о космосе

Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.

Звездное небо рисунок3 года 6 месяцев

Невесомость: как ее почувствовать

Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.

Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.

Урок из космоса: Физика невесомости

Опыты дилетанта: Невесомость на Земле

После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет , а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.

О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно .

Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты

Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте , запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика . Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят .

Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.

Это я мужа привлекла к помощи , он держит ракету из шара.

Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,…ПУСК!

Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! , на кораблики, при и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой , но не тут то было…

В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.

Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .

И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.

Что-то я отвлеклась от темы космоса .

Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать .

А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы дошкольник хорошо понял о чем идет речь в стихотворении, посмотрите с ним детскую энциклопедию на развороте о Млечном пути. А логическим продолжением после изучения, будет интереснейшее творчество – рисование туманностей, о которых мы поговорим с вами ниже.

Опыт на тему космос – создаем туманности

В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока. Я посоветую вам уважаемые родители, продолжать пока ваш дошкольник не исчерпает свои вопросы.

Справка: Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.

Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего 3-ех годовалого уровня конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.

Приступим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобилось:

  • молоко с хорошей жирностью (я брала 6%)
  • пипетка
  • пищевые красители
  • ватные палочки
  • средство для мытья посуды

Первый опыт с туманностью я провела сама. Результат превзошел даже мои ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировала внимание ребенка на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности. Александру конечно же не терпелось сделать подобную красоту самому и когда мой “шедевр” был закончен, я налила чистое молоко для ребенка.

Сначала он капнул из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.

Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Мы повторили эти рисунки четыре раза, первый был мой, в общей сложности у меня ушло два пакета молока. Я покажу вам как это делал ребенок и его туманности.

Данный опыт, на тему космос, нам очень понравился. Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка:

Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

Космос – видео для детей дошкольного возраста

Как известно, детки воспринимают информацию по разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео. Я поделюсь с вами только теми, от которых мой мальчик остался в восторге.

Видео о космосе Энциклопедия дошколятам

Астрономия для самых маленьких

Видимо автор названия предполагал, что дети начинают интересоваться данной наукой в начальной школе, он просто не знаком с моим сыном . Но мы с вами говорим о дошкольниках и, чтобы вы не усадили перед экраном малыша лет двух, я вам подскажу, что видео подойдет лет с 4-5.

Любители Пеппы смогут внимательно изучить расположение планет в солнечной системе. При этом видео начинается с самой далекой планеты от Солнца к самой близкой.

И напоследок упомяну видео моего детства, которое подойдет старшим дошкольникам и младшим школьникам. Фантастическая повесть девочке Алисе, ее отце геологе и птице Говоруне. Помните?

Тайна третьей планеты

Итак дорогие друзья, как вы видите, космос для детей дошкольного возраста очень увлекателен и не стоит ждать пока они начнут изучать астрономию в школе. Просмотрите другие наши занятие о космосе и уверена, что вы найдете интересные игры своим дошкольникам, а также множество опытов и экспериментов.