Ожегов сергей иванович краткая биография. Сергей ожегов. Ожегов о языке

Россия в 90-е годы XX века

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика . С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.

Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР.

В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны. Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.

В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика. С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию. Так, например, только за 1993 год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. В 1994 году жизненный уровень составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Все это привело к тому, что две трети населения России к 1995 году продолжали пребывать у черты бедности.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере, а падение производства продолжало с каждым годом прогрессировать и к 1997 году достигло критической цифры - 63%. Особенно резко сократился выпуск продукции станкостроительной, металлургической, угольной промышленности. Ряд регионов России поразил энергетический кризис.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. В частности, объем сельскохозяйственного производства к 1996 году упал на 72% в сравнении с 1991-1992 годами. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация. Крайней противоречивостью и, в известном смысле, непредсказуемостью дальнейшего развития характеризуется и нынешний политический процесс в российском обществе. Парламентаризм и многопартийность утверждаются в ходе острой борьбы политических партий и движений, которая воплощает в себе возможности реализации различных вариантов государственного и общественного устройства России - от демократического до авторитарно-вождистского.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись депутатами Госдумы первого созыва (декабрь 1993 года). 36% общего числа мест в Думе получила КП РФ, 12 - "Наш дом - Россия", 11 - ЛДПР, 10 - блок Г. А. Явлинского ("Яблоко"), 17 - независимые и 14% - другие избирательные объединения. Такой состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней экономическим, социальным и политическим проблемам.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются. Несмотря на определенные противоречия партийной жизни, она все же остается в числе факторов, влияющих на развитие политического процесса. Именно на основе партийно-блоковых структур формируются группы "системной" (думской) и "внесистемной" поддержки различных политических сил и их ставленников, с той или иной степенью активности участвующих в борьбе за распределение влияния в высших эшелонах российской власти. Причем это относится не только ко всем без исключения представителям правящего истеблишмента, но и к субъектам политического процесса, выступающим "под флагом" тех или иных группировок и групп влияния. Так, бывший премьер-министр В. С. Черномырдин пользовался прямой поддержкой "своего" движения "Наш дом - Россия", а также (в некоторых случаях) левого большинства Государственной Думы во главе с фракцией КП РФ. Будучи руководителем президентской Администрации, а позднее первым вице-премьером правительства России, А. Б. Чубайс в своей деятельности опирался на ряд "внесистемных" сил, объединенных в блоке Е. Т. Гайдара, а также на многочисленные коммерческие структуры и деловые круги. Кроме того, в его арсенале находилась незарегистрированная, но достаточно активная депутатская группа партии "Демократический выбор России" (ДВР) во главе с С. Н. Юшенковым.

Собственные группы поддержки есть и у остальных претендентов на власть. У коммунистов это структуры КП РФ (около 26 тыс. первичных организаций), а также созданного под ее патронажем движения НПСР. У "силовиков" из группировки А. И. Лебедя-А. В. Коржакова положение в этом вопросе наиболее сложное. На их стороне пока находится только ряд мелких партий и общественных групп, объединенных в движения "Честь и Родина" и "За правду и порядок". В ходе президентской избирательной кампании А. И. Лебедь также опирался на дискредитировавший себя в дальнейшем Союз патриотических и национальных объединений России (СПНОР), а также на отдельных представителей либерального истеблишмента. В марте 1997 года на основе этих структур была создана Российская республиканская партия, претендующая на право называться "третьей силой". В настоящее время можно выделить следующие партии и блоки России.

Партии и блоки либерального направления. Это - "Яблоко", ДВР, партия экономической свободы К. Н. Борового, Республиканская партия РФ В. Н. Лысенко, "Союз реалистов" Ю. В. Петрова, коалиция либеральных и правоцентристских партий (КЛПЦП) и др. Партии и блоки либерального направления являются сторонниками идеологии либерализма и западных моделей социально-экономического и общественно-политического устройства, основанных на известной триаде основных принципов: конкурентная рыночная экономика, демократическое правовое государство, гражданское общество.

Современные консерваторы. Под ними подразумеваются прежде всего "Наш дом - Россия" (НДР), "Реформы - новый курс" В. Ф. Шумейко (РНК), "Партия российского единства и согласия" С. М. Шахрая (ПРЕС) и др. Здесь откровенное доминирование представителей истеблишмента, неприкрытая поддержка существующей власти.

Консервативные партии, как никакие другие, опираются на сложившиеся политические, экономические и хозяйственные традиции, а также на свое лобби в производственной сфере - директорский корпус, чиновничество и управленцев среднего и высшего звена.

Коммунистическая многопартийность. К ней относятся Коммунистическая партия РФ во главе с Г. А. Зюгановым, Российская Коммунистическая рабочая партия (РКРП) В. А. Тюлькина, движение "Трудовая Россия" (ТР) Анпилова, блок "Движение коммунистических и социалистических сил России" (ДКССР), Аграрная партия России (АПР) М. И. Лапшина, депутатская группа "Народовластие" Н. И. Рыжкова и др. В лагере этих сил наметился целый ряд весьма перспективных тенденций, большинство которых в той или иной степени связано с двумя ключевыми обстоятельствами: неудачным для коммунистической оппозиции исходом президентских выборов 1996 года, а также углубляющимся внутренним размежеванием. В целом все коммунистическое направление фактически выступало за революционный путь свержения правящего режима, началу которого должны предшествовать политические стачки, забастовки, митинги и т.д.

Политический традиционализм и национально-патриотическое движение. К ним относятся ЛДПР В. В. Жириновского, Русский национальный собор генерала А. Н. Стерлигова, Народная национальная партия А. К. Иванова-Сухаревского, "Память" В. Васильева, "Держава" А. В. Руцкого, "Русское национальное единство" (РНЕ) А. П. Баркашова, "Честь и Родина" А. И. Лебедя и др. Национал-патриотизм представляет собой идейно-политическое течение, основанное на абсолютизации исторических (в большинстве своем православных) традиций - монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма и т.д. Большинство партий этого типа отличается стремлением к патриархальному общественно-политическому устройству и откровенно апеллирует к антидемократическим ценностям - установлению в России сильного авторитарного режима (личной власти, диктатуры "твердой руки", самодержавия и т.п.). Им присущ подчеркнутый антикоммунизм (чему способствовал разрыв с коммунистическим движением), антидемократизм, национализм и даже шовинизм. Ситуация в национал-патриотизме исключительно сложна и противоречива, а отсутствие единства часто приводит к фракционной борьбе.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.

Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР. Первую из подобных окружностей образуют государства СНГ, где можно выделить по крайней мере два самостоятельных сегмента - западный и юго-восточный. Вторую окружность, делящуюся также на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и Индия. Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония, четвертую - страны "Юга" (Латинской Америки, Африки, акватории Тихого океана).

В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны (76% по территории, 60% по населению, около 50% - по валовому национальному продукту от показателей бывшего СССР в 1985 году и т.д.). Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.

Российская дипломатия исходит из сохраняющейся огромной роли "атлантической цивилизации", возглавляемой США. Именно "Север" диктует "правила игры" на данном этапе развития отношений. И подобная ситуация сохранится еще надолго. Причем очевидно, что нынешняя Америка стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, заново определить интересы в области национальной безопасности, модернизации собственных структур. Поэтому во внешней политике российское руководство отдало приоритет развитию отношений со странами Запада, прежде всего с США. В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане. В конечном счете, несмотря на практическое воплощение программы "Партнерство во имя мира" (около тысячи мероприятий 42 стран, сотрудничество НАТО и России в урегулировании боснийского конфликта, разработка мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), ОА - не договор о дружбе и сотрудничестве, к которым привыкло российское общественное мнение, а хартия об основах отношений двух хотя и миролюбивых, но настороженных сторон.

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. В 1997 году роль России в СНГ ограничивалась, к сожалению, в основном кругом военных проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п. Если исходить из данной перспективы, то для России остаются варианты только негативного развития событий:

1. Ликвидация СНГ по молчаливому согласию России, в которой в этом случае будет нарастать давление в пользу постановки вопроса о коррекции границ со всеми бывшими партнерами по Содружеству.

2. Нарастающая миграция славянского населения из сопредельных государств, ослабление связи между ними, что также не является решением проблемы, если исходить из стратегических интересов России, упрочения ее геополитических позиций.

Многие специалисты в области международных отношений наиболее оптимальным считают сценарий, при котором стратегия модернизации России и всего постсоветского пространства гармонизируется. Прагматичные дипломаты полагают, что императивным для успеха диалога России с партнерами по СНГ выступает восприятие последних в качестве равноправных субъектов международного общения.

К сожалению, расклад политических сил в Думе, в соответствии с выборами 1996 года, необдуманное решение Думы о денонсации Беловежских соглашений торпедируют идею интеграции на равноправной основе. Более того, заявления политических лидеров некоторых общественных движений в Российской Федерации о том, что границы России не совпадают с границами бывшей РСФСР, о желательности возрождения бывшего Союза (даже если они и используются в популистских целях), равно как и подход к отношениям с другими странами СНГ как к "немеждународным", способны оказывать деструктивное воздействие на развитие СНГ.

Обнадеживающим фактом интеграционных импульсов России в СНГ можно считать Указ Президента России, в котором четко определен стратегический курс во взаимоотношениях с членами Содружества (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном) на более тесную интеграцию. Важным шагом на этом пути является заключение таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ. Торговый оборот в 1997 году по сравнению с предыдущим годом вырос между Россией и Беларусью на 64%, между Россией и Казахстаном - на 38%. В настоящее время Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан проявляют интерес к вступлению в таможенный союз. Распространение этого согласия на 6 стран СНГ приведет к тому, что им будет охвачено 90% территории Содружества, на которой производится 63% общего ВВП стран бывшего Союза, в том числе 58% промышленного оборудования. Не случайно на Украине, которая была в свое время одним из активных противников снятия таможенных барьеров, все сильнее звучат голоса тех, кто выступает за присоединение к этому союзу.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.


Введение

1. Экономические реформы

2. Экономическое развитие

3. Приватизация

4. Внутриполитическая жизнь

5. Политический кризис

7. Экономическое сотрудниче­ство

8. Укрепление власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

После августовского кризиса на ключевые государственные посты, как в центре, так и на мес­тах пришли не столько представители демократических сил, сколько вчерашние номенклатурные работники. В начале пе­рестройки многие из них полагали, что активная и честная работа в партийных структурах - залог улучшения жизни населения. Увидев неэффективность своих усилий, они высту­пили за реформирование КПСС, некоторые даже порвали с партией. Но существовал определенный реформаторский пре­дел, дальше которого они, как и Горбачев, не хотели и не мог­ли идти. А новая власть не пошла на, казалось бы, целесообраз­ный шаг - новые всеобщие выборы центральных и местных органов представительной власти. Тем самым был сохранен тот состав Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который потенциально не был готов поддержать радикальные экономические реформы (так называемую шоковую тера­пию), которые предложило правительство Ельцина уже в ок­тябре 1991 г. Их «архитектором» стал Е. Т. Гайдар, пригла­шенный Ельциным на пост вице-премьера.

1. Экономические реформы. Учитывая катастрофическую экономическую ситуацию конца 1991 г. (усиливающееся падение промышленного про­изводства, инфляция, почти полное отсутствие валютных ре­зервов, невиданный - даже по советским меркам - дефицит потребительских товаров и продовольствия, включая хлеб), ключевым звеном программы реформ стала либерализация цен и массовая приватизация государственной собственнос­ти. Уже через год предполагалось достичь финансовой стаби­лизации.

Реформы проходили болезненно. Примерно на 1/5 сократи­лись национальный доход и промышленное производство. Цены, отпущенные 2 января 1992 г., за год выросли на 2400%. В большинстве семей расходы на питание составляли до 60- 70% их бюджета. Сократилась рождаемость. В результате впервые за послевоенные годы в 1992 г. произошло абсолютное сокращение населения России на 70 тыс. человек (к началу 1993 г. население страны составило 148,6 млн. человек).

Наиболее пострадали работники бюджетной сферы. Лишь введением в декабре 1992 г. Единой тарифной системы опла­ты удалось несколько смягчить ситуацию.

Главным итогом первого года реформ стало устранение не­посредственной угрозы экономического и финансового кол­лапса. Была нормализована ситуация на потребительском рынке. Практически исчез (в городах) знаменитый советский дефицит, а вместе с ним и огромные очереди. Началась широ­кая ваучерная приватизация государственной собственности. Из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло около 47 тыс. Доходы государства от приватизации составили более 150 млрд. руб. Таким образом, в осуществлении рыноч­ных реформ правительство Ельцина-Гайдара за год смогло добиться большего, чем все его предшественники. Однако главная задача - достижение макроэкономической стабили­зации - оказалась не реализованной. Реформаторы недооце­нили степени инерционности и монополизированности эконо­мики России, но главное - политического сопротивления ре­формам.

Во всех структурах власти, прежде всего в Верховном Сове­те, началось объединение сил, которые ставили целью отстра­нение правительства от власти. Так, 21 июля 1992 г. был создан блок Гражданский союз, объединивший представи­телей Народной партии «Свободная Россия» (лидер - вице-президент А. В. Руцкой), Демократической партии России (лидер - Н. И. Травкин), Всероссийского союза «Обновле­ние» (лидер - А. И. Вольский), парламентской фракции «Смена» и Российского союза молодежи. «Гражданский со­юз» представлял, по существу, интересы директорского кор­пуса и региональной номенклатуры, опасавшихся, что с нача­лом приватизации они могут утратить ключевые позиции на производстве. А политического блока демократов прорыночной ориентации создано не было из-за начавшегося структу­рирования демократического движения (до 1991 г. его объ­единяло противостояние коммунистическому руководству СССР).

Угрозу для правительства Гайдара создавали также пла­тежный кризис весны-лета 1992 г. (размер неплатежей к концу II квартала составил 3,1 трлн. руб.), повышение цен на энергоносители и т. д. Не выдержав давления парламента, ди­ректорского корпуса, профсоюзов, кабинет Гайдара ослабил усилия по финансовой стабилизации и вместе с Центральным банком выдал значительные кредиты неплатежеспособным и убыточным предприятиям. В результате, по расчетам запад­ных специалистов, с июля 1992 по январь 1993 г. было напе­чатано в 4 раза больше денег, чем их было к тому времени. Это привело ко второй (после января) волне инфляции, обрушив­шейся на страну в сентябре 1992 г. и, по сути, означало пере­лом в ходе реформ.

На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. деятельность правительства Гайдара была оценена как не­удовлетворительная, а сам он не набрал необходимого количе­ства голосов для избрания главой правительства. Председате­лем Совета Министров РФ стал бывший руководитель нефтя­ной и газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования.

В 1994 г. премьер-министр заявил, в частности, об отказе от монетаристских мер. Многие триллионы рублей были обе­щаны предприятиям военно-промышленного и агропромыш­ленного комплексов, бюджетным организациям. В результате подавить инфляцию не удалось. Несмотря на масштабную приватизацию (к началу 1995 г. до 60% ВВП производилось на негосударственных предприятиях), экономика так и не стала действительно рыночной. В деревне частная собствен­ность на землю так и не была реализована. Инфляция и отно­сительная политическая нестабильность препятствовали широкому притоку частных инвестиций в промышленность. Объем промышленного производства в 1994 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в 2 раза.

К середине 90-х гг. в условиях продолжавшегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и мас­сового «бегства капиталов» доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Международный ва­лютный фонд и Всемирный банк не спешили с ними, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие га­рантий иностранным инвесторам.

Для спасения положения правительство объявило о введе­нии государственных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну удалось привлечь значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже око­ло 130 млрд. долларов. Другим источником решения финансо­вых проблем стало привлечение денежных средств населения через сформировавшуюся банковскую систему. Все это позво­лило снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение сохраняться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревал фи­нансовый кризис.

В начале 1998 г. Черномырдин был отправлен президентом в отставку, а его преемником стал С.В. Кириенко. За корот­кий срок пребывания на посту Председателя Правительства РФ он попытался предотвратить грядущую катастрофу. Одна­ко сделать это ему не удалось. В результате 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО и от­менило «валютный коридор». Это означало фактический от­каз государства платить по долгам. В стране разразился ост­рый финансовый кризис. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, в результате чего доверие к бан­кам и правительству было утрачено. Начала рушиться бан­ковская система страны. В 4 раза снизился курс рубля по от­ношению к доллару. МВФ и Всемирный банк объявили о за­мораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, в результате чего вновь возник дефицит ряда товаров. Правительство Кириенко было также отправлено в отставку. Кабинет министров возглавил Е. М. Примаков. Сокращение импорта объективно способствовало поддерж­ке отечественных производителей. Однако в целом экономи­ческая ситуация оставалась тяжелой. Размер доходной части госбюджета на 1999 г. оказался равен лишь 20 млрд. долларов (меньше городского бюджета Нью-Йорка), при том что запад­ным кредиторам в этом же году Россия должна была выпла­тить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного банкротства. К началу 2000 г. стало ясно, что расчеты либеральных эко­номистов на то, что экономика России быстро займет достой­ное место в мировом хозяйстве, не оправдались. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хозяйственных связей привели к тому, что Рос­сия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объ­емам производства. Единственными экспортными товарами стали нефть, газ и оружие. Однако США постарались пере­крыть России возможности для торговли оружием, используя режим международных санкций. Падение мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи россий­ского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета. Страна все больше превращалась в сырьевой прида­ток Запада.

Таким образом, экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. С одной стороны, начали форми­роваться рынки труда, жилья, продовольствия, фондовый. Рубль стал конвертируемой валютой. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприя­тий. Начал формироваться отечественный средний класс - основа стабильности любого общества. Но, с другой стороны, падение объемов производства нарастало с каждым годом (в промышленности они составляли в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.).

Процесс деиндустриализации страны нанес серьезный удар и по социальному развитию России. На грани краха оказались многие учреждения образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения. Ускорились начавшиеся в ходе «революции сверху» изменения в социальной структуре населения стра­ны. К концу 90-х гг. богатые составляли лишь 3% населения страны, средний класс - 7, бедный - 25, а нищие - 65% (по другим данным, эти показатели равны соответственно 3-5% , 12-15, 40 и 40%). Вновь появились категории населения, о ко­торых, казалось, давно забыли, - безработные (до 8 млн. человек), бездомные (более 1 млн. человек), беженцы (до 7 млн. че­ловек), профессиональные нищие (не менее 2 млн. человек).

2. Экономическое развитие . Дефицит. В конце 1991 г. эко­номическая ситуация в стране была весьма напряжен­ной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производ­ство и привело к его свертыванию. В магазинах и на скла­дах отсутствовали товары первой необходимости, в не­которых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.

В связи с этим правительство РФ разработало кон­цепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или «шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель Председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. пред­седателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь рез­кий переход от социалистической экономики к капита­листической вызвал к жизни целый ряд негативных мо­ментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей Рос­сии оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен зани­маемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.

Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных зай­мов у иностранных государств и международных фон­дов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.

3. Приватизация - передача государственного или му­ниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ при­ватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражда­нин РФ получил приватизационный чек, т.е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капитало­вложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту со­циальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.

Каждое десятилетие XX века в глазах обычного гражданина окрашено в какие-то свои цвета, переливающиеся множеством оттенков. Двадцатые-тридцатые для кого-то - время пятилеток, энтузиазма и межконтинентальных авиаперелетов, для других оно омрачено массовыми репрессиями. Сороковые рифмуются с «роковые», они окрашены белизной седины и бинтов черным дымом и оранжевым пламенем горящих городов. Пятидесятые - целина и стиляги. Шестидесятые - спокойная, но небогатая жизнь. Семидесятые - тертые кирпичом джинсы-клеш, хиппи и сексуальная революция. Восьмидесятые - кроссовки, штаны-«бананы» и «Феличита». А потом началась кошмарная жизнь в России. В 90-е годы выжить было непросто. Вот на них и остановимся.

Иллюзии

Десятилетие принято отсчитывать с первого года. Например, 1970-й относится еще к шестидесятым. Поэтому первым в этой жутко-интересной эпохе считается год распада (или развала) Советского Союза. После того, что случилось в августе 1991 года, о главенствующе-руководящей роли КПСС и речи идти не могло. Стало невозможным плавное соскальзывание к рынку, характерное для многих мировых экономик после краха социалистической системы (как, например, в Китае). Но его почти никто и не хотел. Люди требовали перемен - и немедленных. Жизнь в России в 90-е годы начиналась с иллюзии того, что стоит сделать маленький шажок, и страна заживет так как же шикарно, как и процветающий Запад, ставший для большинства населения образцом во всем. Мало кто представлял себе глубину лежащей впереди пропасти. Казалось, что Америка прекратит «валять дурака», поможет советом и деньгами, и россияне вольются в число «цивилизованных народов», ездящих на дорогих автомобилях, живущих в коттеджах, носящих престижную одежду и путешествующих по всему миру. Так получилось, но не у всех.

Шок

Мгновенный переход к рынку вызвал потрясение (англ. The Shock). Это психологическое явление было названо «шокотерапией», но к лечебным процессам никакого отношения не имело. Освобожденные цены в 90-е годы начали расти в разы стремительнее, чем доходы большей части населения. Вклады Сбербанка потеряли свою ценность, про них чаще всего говорили, что они «пропали», но законы сохранения материи действуют и в экономике. Ничего не исчезает, в том числе и деньги, которые просто сменили своих владельцев. Но сберкнижками дело не ограничилось: с лета 1992 года началась приватизация всей народной собственности. Юридически этот процесс был оформлен как бесплатная раздача десятитысячных чеков, за которые формально можно было приобрести акции предприятий. На деле этот метод страдал важным пороком. Так называемые «ваучеры» массово скупили те, кто имел на это средства и возможности, и вскоре заводы, фабрики, колхозы и другие субъекты советского хозяйствования перешли в частные руки. Рабочим и крестьянам опять ничего не досталось. Это никого не удивило.

Политические изменения

В 1991 году американские корреспонденты в кабинете бывшего президента СССР (в тот момент уже робко удалившегося) выражали радость по поводу победы над «империей зла» громкими криками «вау!» и тому подобными возгласами. У них были основания считать, что единственный в мире противовес всепланетному господству США успешно устранен. Они считали, что после и Россия вскоре исчезнет с карты, она распадется на легкоуправляемые извне клочки, населенные деморализованным сбродом. Хотя большинство субъектов РСФСР (за исключением Чечни и Татарстана) выразили желание остаться в составе общего государства, деструктивные тенденции наблюдались вполне ясно. Внутренняя политика России в 90-е годы была сформулирована президентом Ельциным, призвавшим бывшие автономии брать суверенитета столько, сколько им захочется.

Сумрачные реалии способны были обратить в сепаратиста самого ярого сторонника единства. Расстрел из башенных орудий танков здания Верховного Совета (октябрь 1993 года), многочисленные жертвы, арест делегатов и прочие обстоятельства, способствующие расцвету демократии, не вызвали никаких возражений со стороны зарубежных партнеров. После этого была законодательно оформлена Конституция РФ, в целом с вполне приемлемым текстом, но ставящая нормы международного права выше национальных интересов.

Да, еще Парламент теперь состоял из двух палат, Совета Федерации и Государственной думы. Совсем другое дело.

Культура

Ничто так не характеризует атмосферу эпохи, как духовная жизнь России. В 90-е годы государственное финансирование культурных программ было свернуто, взамен ему широкое распространение получило спонсорство. Пресловутые «малиновые пиджаки» в паузах между отстрелом и подрывом себе подобных выделяли средства на проекты, соответствующие их вкусам, что, безусловно, отразилось на качестве кинематографа, музыки, литературы, театральных постановок и даже живописи. Начался отток талантливых деятелей за рубеж в поисках лучшей жизни. Вместе с тем свобода выражения мнения имела и положительную сторону. Широкие народные массы осознали целебную роль религии вообще и Православия в частности, строились новые храмы. Некоторые деятели культуры (Н. Михалков, В. Тодоровский, Н. Цискаридзе, Н. Сафронов, умудрялись и в это сложное время создавать истинные шедевры.

Чечня

Развитие России в 90-е годы было осложнено масштабным внутренним вооруженным конфликтом. В 1992 году Республика Татарстан никак не хотела признавать себя федеративной частью общей страны, но этот конфликт удалось удержать в мирных рамках. Иначе сложилось с Чечней. Попытка решения вопроса силовыми методами переросла в трагедию национального масштаба, сопровождающуюся терактами, захватами заложников и боевыми действиями. Фактически на первом этапе войны Россия потерпела поражение, документально признав его в 1996 году заключением Хасавюртского соглашения. Этот вынужденный ход дал только временную отсрочку, в целом ситуация грозила перейти в неуправляемую фазу. Лишь в следующем десятилетии в ходе второй фазы военной операции и после хитроумных политических комбинаций удалось устранить опасность развала страны.

Партийная жизнь

После отмены монополии КПСС наступило время «плюрализма». Россия в 90-е годы 20 века стала многопартийной страной. Самыми популярными общественными организациями, появившимися в стране, считались ЛДПР (либеральные демократы), КПРФ (коммунисты), «Яблоко» (выступали за частную собственность, рыночную экономику и всевозможную демократию), «Наш дом - Россия» (Черномырдин со сложенными «домиком» ладошками, олицетворяющий истинную финансовую элиту). Еще был «Демократический выбор» Гайдара, «Правое дело» (как ясно из названия - противоположность левым) и еще десятки партий. Они объединялись, разъединялись, конфликтовали, спорили, но, в общем-то, внешне мало отличались одна от другой, хотя и разнообразили в России в 90-е годы. Все обещали, что скоро будет хорошо. Народ не верил.

Выборы-96

Задача политика состоит в создании иллюзий, этим он отличается от настоящего государственного деятеля, но в то же время сходен с кинорежиссером. Эксплуатация зримых образов является излюбленным приемом тех, кто стремится овладеть душами, эмоциями и голосами избирателей. Коммунистическая партия умело эксплуатировала ностальгические настроения, идеализируя советскую жизнь. В России в 90-е годы достаточно широкие слои населения помнили лучшие времена, когда не было войны, не стоял с такой остротой вопрос добывания хлеба насущного, как таковые отсутствовали безработные и т. п. Лидер КПРФ обещавший все это вернуть, имел все шансы стать президентом России. Как ни странно, этого не произошло. Очевидно, народ все же понимал, что возврата к социалистическим порядкам все равно не будет. пройдена. Но выборы проходили драматично.

Конец девяностых

Пережить девяностые в России и других постсоветских странах было нелегко, и удалось это не всем. Но все рано или поздно заканчивается. Подошла к концу и и хорошо, что смена курса прошла бескровно, не сопровождаясь одной из страшных междоусобиц, которыми так богата наша история. После долгой стагнации начала возрождаться, пока робко и медленно, экономика, культура и духовная жизнь. России в 90-е годы досталась очень болезненная и опасная для всего государственного организма прививка, но страна выдержала ее, хоть и не без осложнений. Бог даст, урок пойдет впрок.

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала.

Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ» (1999):

Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге - разочарование и то, что принято называть «синдром поражения».

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов - с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

«Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт еще в конце 80-х гг. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым концептуализма, постмодернизма, неоавангардизма, других художественных направлений. Однако это привело к «элитаризации» искусства, интересного в большинстве своем узкому кругу специалистов и почитателей. Те произведения литературы и искусства, которые в 90-е гг. получили международное признание, были созданы в традиционном, реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к истории и традициям народа нашел отражение в другом фильме Н. Михалкова - «Сибирский цирюльник» (1999). Новые, непривычные явления жизни, характерные для 90-х гг., получили воплощение в фильмах В. Тодоровского «Страна глухих», А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», А. Хотиненко «Мусульманин» и др. Возроди­лась традиция проведения Международных московских кинофестивалей. Ежегодно стал проводиться и Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых киностудиями страны, заметно сократилось.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Для большинства писателей советского времени характерным стало создание публицистических произведений, в большинстве которых они подвергали критике характер начавшихся в 90-е гг. общественных преобразований. Об этом говорилось, в частности, в сборнике статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистических статьях А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихах-размышлениях С. Викулова «Мой народ» (1993) и др.

Литераторы пережили в 90-е гг. и кризис идентичности в условиях распада единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). Новые обстоятельства жизни и ее герои («новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Ностальгическая печаль по уходящему образу жизни, тоска по идеалу чистоты и непорочности патриархальной России звучали в творчестве В. Распутина. Характерно, что в 90-е гг. он стал одним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его новых работ («В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов городской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В своем романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев подводил итог своим многолетним раздумьям о героизме, дегероизации и паци­физме, показывал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и быта.

В книге В. Аксенова «Новый сладостный стиль» (1998) выражено отношение писателя к внешнему и внутреннему состоянию современного человека.

90-е годы характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев и пустота» и «Generation П», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюжеты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Юрия Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодернистских подходов создавал свои стихи Дмитрий Пригов (сборник «Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста Виктора Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад…») и Иван Жданов («Пророк»).

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой - оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных подделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали, падению нравов, росту преступности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.