Поль верлен биография кратко. Поль сезанн краткая биография. Написанные им мелодии

Пётр Лаврович Лавров (псевдонимы Миртов , Арнольди , и др.; 2 июня 1823, Мелехово, Псковская губерния - 25 января 1901, Париж, Франция) - русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества.

Биография

По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, - участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А. А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать, Елизавета Карловна (урождённая Гандвиг) - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения - книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге (1837-1842 гг), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нём репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых

человек ничто… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе

Из дневника

В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище репетитором математических наук, что положило начало его военно-преподавательской карьере - в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 - полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель). Во время Крымской войны находился под Нарвой, хотя, как писал в автобиографии (от третьего лица), «ни в каких военных действиях ему участвовать не случилось». В 1847 г. Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко (сестре генерала А. Х. Капгера), что лишило его материальной поддержки со стороны отца. Необходимость содержать большую семью (у Лаврова только своих было четверо детей) и острая нехватка жалованья заставляют его писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

В 1860-х годах принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» (Чернышевскому, Михайлову и профессору П. В. Павлову), и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870 года (см.. В Тотьме он познакомился с А. П. Чаплицкой, полячкой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863-1864 годов, ставшей его гражданской женой (ум. в 1872).

В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде лично­стям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправед­ливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произве­дением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно мо­лодежь, искала новые возможности приложения своих сил для уча­стия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на на­родное восстание после отмены крепостного права не оправда­лись; «теория реализма» Д. И. Писарева с её культом естествозна­ния не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правитель­ством для дискредитации «ни­гилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х - начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.

Философ, публицист, идеолог народничества Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был представителем субъективного направления в социологии. Н.И. Кареев в статье "Лавров как социолог" называл его первым русским социологом, труды которого должны быть знакомы каждому, кто занимается социологией. Как подлинного зачинателя научной социологии в России характеризует П.Л. Лаврова и П.А. Сорокин в своей статье "Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова".

Мировоззрение П.Л. Лаврова формировалось под влиянием антропологической философии Л. Фейербаха, неокантианства и позитивизма О. Конта. В основоположнике позитивистской социологии его привлекало, прежде всего, отрицательное отношение к абстрактным, спекулятивным построениям, высокая оценка методов естественных наук и стремление сблизить с ними науки гуманитарные. Но русского социолога не устраивала антииндивидуалистическая позиция О. Конта и его антипсихологизм. Свое понимание социологического позитивизма П.Л. Лавров строил с позиции психологизма, причем особенно подчеркивал, что именно социальная (коллективная) психология должна являться исходной базой построения социологии.

Значительное влияние на мировоззрение П.Л. Лаврова оказали работы английского историка и социолога-позитивиста Г. Бокля, который был особенно популярен в России в 1860-х гг. "Экономический материализм" К. Маркса не стал для русского социолога основополагающим учением, но вошел в его социологическую концепцию, как один из факторов, объясняющий экономические процессы. Социологические воззрения П. Л. Лаврова представлены в работах: "Исторические письма" (1869), "Формула прогресса г. Михайловского" (1870), "Социологи - позитивисты" (1872), "О методе в социологии" (1874), "Теория и практика прогресса" (1881), "Социальная революция и задачи нравственности" (1885), "Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли" (1898).

В середине XIX в. среди молодой интеллигенции России утверждается, с одной стороны, культ естествознания, а с другой - недооценка значения общественных наук. В "Исторических письмах" П.Л. Лавров выступил с критикой тех, кто видел в естественных науках "хлеб насущный", а в общественных - "приятный десерт". Доказывая важность для человека обществознания, он подчеркивал, что общественные науки "ближе жизненным интересам" людей, теснее связаны с их повседневными потребностями. Более того, по его мнению, естествоиспытатель, который пренебрегает общественными науками, обнаруживает "узость и неразвитость своей мысли". Естественные науки "лишь настолько важны и близки" человеку, насколько они служат к лучшему пониманию и удобнейшему решению вопросов, изучением которых заняты науки общественные. Подчеркивая значимость общественных наук, П.Л. Лавров отмечал в то же время и их недостатки: неточность суждений, описательность, вероятность и возможность различного толкования выводов. Эти недостатки он связывал с неразвитостью обществоведения и верил, что интенсивные исследования всех сторон общественной жизни, обновление методологии ее познания позволят в будущем общественным наукам стать такими же позитивными, как и естественные.

Восприняв позитивистскую направленность идей О. Конта, П.Л. Лавров утверждал, что социология является самостоятельной наукой и занимает центральное место среди таких основных общественных наук, как история, антропология, психология, этика. Для него, также как и для О. Конта, социология выступала "завершением системы наук" о человеке и обществе. Социология, по его мнению, опирается на законы предшествующих областей как на готовые данные, но "свои знания отыскивает другим путем". В посмертно изданной работе "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903) социология определяется им как наука, "изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящаяся открыть его законы".

Особое внимание П.Л. Лавров уделил рассмотрению вопроса о различии между социологией и историей. С его точки зрения, социология - наука феноменологическая. Она так же, как физика, биология, психология, этика изучает повторяющиеся явления. История же - наука морфологическая, так как она наряду с астрономией и геометрией изучает уникальные, неповторимые явления. В социологии П.Л. Лавров видел науку абстрактную, а в истории - конкретную. Предметом исторической науки он считал вопросы о переходе одного из неповторяющихся "фазисов эволюции мысли и жизни в другой фазис". Предмет исследования социологии - "формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями". Единственное, что объединяет социологию и историю, - это использование ими субъективного метода.

Термин "субъективный метод" П.Л. Лавров заимствовал у О. Конта. Однако, с точки зрения русского социолога, научное познание требует безусловного объективизма и субъективный произвол в любой его форме: "субъективизм личного аффекта", "логический субъективизм" и "субъективизм неведения" является недопустимым. Необходимость субъективного метода в социологии он объяснял тем, что, во-первых, исследователь, изучая общественные явления, вынужден давать им субъективную оценку, так как он "сам человек, и не может ни на мгновение выделиться из процессов для него характерных". Во-вторых, вырабатывая идеальные модели общежития для людей и ища средства их эффективного осуществления, исследователь всегда судит "субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не может".

По мнению П.Л. Лаврова, с помощью субъективного метода социолог может устанавливать важность (неважность), нормальность (ненормальность), желательность (нежелательность) любого общественного явления и процесса. Субъективный метод помогает приблизиться к пониманию истории и выступает как применение нравственных критериев к социальным явлениям и историческому развитию в целом. Признавая главным методом социологии как феноменологической науки объективный метод, П.Л. Лавров субъективному методу в социологии отводил роль дополнительного.

Одна из главных тем социологических воззрений П.Л. Лаврова - личность и общество. В его понимании личность - это сознательная органическая особь, которая обладает функциями познания и деятельности. Вступая в связи с другими сознательными особями, личности образуют различные социальные общности и формы общественной солидарности. Побудительными мотивами установления социальных связей между личностями П.Л. Лавров считал врожденные потребности человека в материальных средствах существования, в безопасности, в нервном возбуждении. Из всех потребностей личности, по его мнению, главной для личности является потребность в нервном возбуждении. Для удовлетворения других потребностей в обществе формировались экономическая, политическая и духовная сферы жизни. Несмотря на утверждение о том, что экономические мотивы во все эпохи "должны были, безусловно, преобладать над политическими", он не был сторонником экономического детерминизма. Для него решающее значение в развитии общества имели процессы духовной жизни общества.

Признавая, что личность - главный участник процесса цивилизации, и утверждая, что вне личности нет прогресса вообще, П.Л. Лавров выделял следующие типы личностей:

  • - деятели цивилизации - те немногие критически мыслящие люди, которые осознали цели будущего общества;
  • - участники цивилизации - те немногие, которые разделяют идеи деятелей цивилизации и действуют по их указанию;
  • - противники цивилизации - те немногие, которые выступают против общественного прогресса;
  • - пасынки цивилизации - то эксплуатируемое большинство, которое лишено благ цивилизации;
  • - дикари высшей культуры - то меньшинство, которые лишь пользуются благами цивилизации.

П.Л. Лавров разделял взгляды Н.Г. Чернышевского о разумном эгоизме, но был против как индивидуализма, гак и коллективизма. "Истинно общественная теория, - писал он, - требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощение личности обществом, а слития общественных и частных интересов". Это возможно только тогда, когда личность разовьет в себе "понимание общественных интересов, которые суть и ее интересы". Путь слияния личного и общественного виделся ему через развитие общественной солидарности.

Под солидарностью в широком смысле П. Л. Лавров понимал "зависимость между особями", которая проявляется в единообразном и сходном их поведении. Согласно его представлению, солидарность существовала задолго до появления общества как "зоологическая" у животных и "доисторическая" у людей в естественных условиях. Социальную солидарность современных людей он называл "осознанно исторической" и определял ее как "общность привычек, интересов, аффектов или убеждений" действующих индивидов.

С точки зрения П.Л. Лаврова, там, где нет осознанной солидарности, "нет общества, а есть только скопление особей". Общество возникает и функционирует только тогда, когда между людьми устанавливается социальная солидарность. Именно осознанная социальная солидарность, по его мнению, должна быть основным предметом социологического исследования.

П. Л. Лавров различал три вида социальной солидарности:

  • 1) бессознательная, основанная на общих привычках;
  • 2) ффективная, порождаемая общностью чувств;
  • 3) сознательная, возникающая в результате единства убеждений.

Исторически первой формой социальной солидарности он считал "материнский род". П.Л. Лавров описал различные формы социальной солидарности, начиная с древнейших (род, племя) до современных (нация, государство). В развитии социальной солидарности от материнского рода, основанного на общности привычек, до универсального социалистического государства, возникающего в результате единства убеждений, виделся ему исторический путь социального прогресса.

По мнению П.Л. Лаврова, до тех пор "пока социология не установила смысла прогресса", она как цельная и единая наука, не существует, так как теория общественного прогресса - "окончательный вопрос социологии". По его мнению, теория прогресса дает нравственную оценку совершившимся событиям истории и указывает нравственную цель, "к которой должна идти критически мыслящая личность, если она хочет быть прогрессивным деятелем".

Исходя из гегелевской концепции прогрессивного развития общества, П.Л. Лавров заменил в ней идею диалектического движения духа на идею непрерывного совершенствования личности. В отличие от западных основоположников социологии, которые трактовали общественный прогресс как объективный, спонтанный, стихийный и безличный процесс, в его представлении прогресс есть процесс развития в человечестве сознания и воплощения истины и справедливости "путем работы критической мысли личности над современной им культурой".

Определяющим моментом общественного прогресса, по мнению русского социолога, выступает "субъективный взгляд на события с точки зрения нашего нравственного идеала". Прогрессивным обществом следует признать то, заявлял П.Л. Лавров, "в котором формы, обусловливающие солидарность", позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества. Он признавал наличие в истории общества регрессивных периодов, но верил, что, в конечном счете, прогресс прокладывает себе дорогу через "приближение исторических фактов к реальному или идеальному лучшему".

Особое внимание П.Л. Лавров уделил вопросу об источниках и движущих силах, средствах и способах, периодах, критериях и целях общественного прогресса. В качестве основных источников социального прогресса он признавал три группы факторов:

  • - бессознательные физические и психические инстинкты;
  • - не всегда осознаваемые привычки, обряды, обычаи, традиции;
  • - сознательные интересы и влечения.

Последняя группа факторов объявлялась им как главный источник прогрессивного развития общества.

Ведущей движущей силой социального прогресса были провозглашены "критически мыслящие личности", роль которых в обществе призвана исполнять передовая интеллигенция. Если каждый критически мыслящий человек, заявлял П.Л. Лавров, будет постоянно активно стремиться к лучшему, то, "как ни был бы ничтожен круг его деятельности, как бы ни была мелка сфера его жизни, он будет влиятельным двигателем прогресса". Среди критически мыслящих личностей он различал следующие типы:

  • - "говоруны", которые только разглагольствуют о прогрессе, но ничего не делают для его осуществления;
  • - "незаметные герои человечества", которые, несмотря на обремененность повседневными заботами, поддерживают своими действиями воплощение прогресса;
  • - "лидеры прогресса", которые посвящают себя полностью пропаганде и реализации прогресса.

Отдельным критически мыслящим личностям, по мнению представителя народничества, трудно в одиночку добиваться прогрессивного развития общества. Поэтому он предлагал им объединиться в партию прогресса, что придаст их деятельности "направление и единство".

Главным способом достижения целей общественного прогресса П.Л. Лавров считал социальную революцию, которую понимал не только как политический переворот, но и как коренные преобразования всех сторон жизни общества, и в первую очередь - духовной. Общественный прогресс мыслился им как длительный процесс, который проходит следующие стадии:

  • - появление критически мыслящих личностей, открыто высказывающих свои суждения о непригодности существующих общественных форм и необходимости их замены;
  • - воодушевление людей примерами и подвигами героев-одиночек;
  • - объединение критически мыслящих людей в партию прогресса;
  • - активное выступление масс по преобразованию общества в соответствии с целями прогресса.

В качестве всеобщего, пригодного для всех времен и народов критерия общественного прогресса, П.Л. Лавров выдвигал "высшее благо человечества". Конкретизируя этот критерий, он включал в него следующие показатели:

  • - развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении;
  • - воплощение в общественных формах истины и справедливости;
  • - расширение общественной солидарности.

К косвенным показателям общественного прогресса социолог относил увеличение числа критически мыслящих личностей и улучшение материального благосостояния людей.

С точки зрения П.Л. Лаврова, целями общественного прогресса служат существующие нравственные идеалы. Высшим нравственным идеалом он провозгласил социализм. Идеал социализма ему представлялся как "всеобщая кооперация для всеобщего развития", общество "всеобщего труда", "царство общественной справедливости".

П.Л. Лавров является одной из самых значимых фигур в истории отечественной и мировой социологии. Он раньше Э. Дюркгейма установил функциональную связь развития мысли, коллективных представлений и общественности. Им были также обозначены, предваряя идеи Г. Тарда и Г. Лебона, социальные проявления общественного сознания.

Выдающийся публицист, идеолог народничества Николай Константинович Михайловский (1842-1904) был представителем субъективного направления в социологии. Он обладал незаурядным литературным талантом и в 1880-х гг. считался самым популярным публицистом и властителем дум революционно настроенной русской молодежи и интеллигенции.

Мировоззрение Н.К. Михайловского сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и идей русских революционных демократов. В 1890-е гг. идеолог русского народничества выступил с резкой критикой русских марксистов и социал-демократов, что вызвало ответную реакцию со стороны Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

Социологические воззрения Н. К. Михайловского представлены в работах "Что такое прогресс?" (1869), "Аналитический метод в общественной науке" (1869), "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1873), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Записки профана" (1875-1877), "Герои и толпа" (1882), "Вольница и подвижники" (1877), "Письма о правде и неправде" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893).

Для Н.К. Михайловского социология - самая сложная и самая специфическая из общественных наук. Вслед за основоположниками позитивизма он утверждал, что законы социологии не могут быть сведены "ни к законам биологии, ни к законам какой-либо другой низшей науки". В качестве центрального объекта социологического исследования признавал личность в единстве ее биологического, психического и социального существования. Отсюда главная задача социологии ему виделась в том, чтобы изучить процесс становления и развития личности в ее борьбе с условиями окружающей среды за свою индивидуальность.

Основой методологии социологического познания, по мнению Н.К. Михайловского, должна стать концепция о двух правдах: "правде-истине", которая является результатом объективного наблюдения, и "правде-справедливости", соответствующей нравственным представлениям социолога. Говоря о том, что в социологии объективный и субъективный методы познания могут "уживаться совершенно мирно рядом, даже в применении к одному и тому же кругу явлений", он подчеркивал, что высший контроль должен принадлежать субъективному методу.

С точки зрения Н.К. Михайловского, субъективный метод применим лишь в науках об обществе. Он представляет собой такой способ удовлетворения познавательной потребности, "когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого". Необходимость субъективного метода социолог объяснял, во-первых, тем, что для достижения "правды-справедливости" требуется слияние субъекта и объекта познания. Это может произойти, если субъект познания "войдет" в интересы исследуемого объекта, "переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перестрадает его страдания, переплачет его слезами".

Во-вторых, познание общественных явлений и процессов включает в себя оценку их с позиций идеала справедливости. Поэтому ученый не может "общественные явления оценивать иначе, как субъективно". Способность к сопереживанию, или сочувственный опыт, присущ всему человечеству, однако в разной степени. С точки зрения Н.К. Михайловского, один человек может пережить жизнь каждого человека, другой - жизнь своих соотечественников или своих собратьев по профессии. А так как социологией могут заниматься только люди с высоким нравственным уровнем и большим опытом, то именно они способны к выработке идеалов и целей, к пониманию общественного человека как существа "с известными чувствами, известными стремлениями и известным, наконец, предвзятым мнением".

Следование субъективному методу, отмечал Н.К. Михайловский, требует, чтобы ученый в начале своего исследования сформулировал некий идеал-критерий. В процессе исследования он должен давать оценку общественных явлений и процессов, исходя из идеала-критерия, который отражает интересы не какой-либо отдельной личности или социальной группы, а всего трудового народа.

В качестве универсального социологического закона Н.К. Михайловский предложил закон борьбы за индивидуальность. Он обозначил два типа индивидуальностей: "человеческая индивидуальность" - личность и "общественная индивидуальность" - социальная группа или социальный институт. Н.К. Михайловский один из первых в социологии стал рассматривать человеческую индивидуальность как единство трех аспектов: биогенного, психогенного, социогенного. Общественные индивидуальности были расположены им в два ряда: вертикальный - семья, род, племя, нация, класс, государство и горизонтальный - элементы внутреннего строения индивидуальностей вертикального ряда. С точки зрения Н.К. Михайловского, общественные индивидуальности ведут постоянную борьбу с человеческой индивидуальностью и между собой. Цель этой борьбы - подчинить себе другую индивидуальность, унифицировать ее и превратить в "винтик", орган более сложной социальной организации.

Основное внимание Н.К. Михайловский сосредоточил на проблеме борьбы личности за свою индивидуальность. По его мнению, установленный Ч. Дарвином закон борьбы за существование - частное проявление закона борьбы человеческой индивидуальности. Однако личность в борьбе за свою индивидуальность не только борется за свое существование, но и стремится к солидарности, сотрудничеству, взаимопомощи.

Ведущим способом борьбы личности за свою индивидуальность Н.К. Михайловский признавал не насилие над другими, а совершенствование себя. Если Ч. Дарвин провозглашал необходимость приспособления личности к окружающей среде, то русский мыслитель борьбу за человеческую индивидуальность понимал как необходимость приспособления окружающей среды к личности. Тех, которые, борясь за свою свободу и за нормальные условия жизни, приспосабливают к себе окружающую среду, он называл "идеальными" личностями. Тех же, кто пассивно приспосабливаются к социальной среде - "практическими" личностями.

Н.К. Михайловский заявлял, что среди русского народа зародыш идеальной личности следует искать, с одной стороны, в крестьянине как представителе многофункционального работника физического труда с высоким уровнем организации, но с низкой степенью духовного развития, а с другой - в интеллигенте как представителе работника умственного труда с высокой степенью духовного развития, но низким уровнем организации. Если соединить их, мечтал идеолог русского народничества, то получится модель идеального типа личности.

Задолго до учения Э. Дюркгейма о разделении труда как факторе эволюции общества, Н.К. Михайловский предложил свой подход к рассмотрению этого процесса. Он выдели три вида разделения труда:

  • 1) органическое (физиологическое) - "между органами в пределах одного неделимого человека";
  • 2) общественное (социальное) - "между целыми неделимыми" людьми как представителями определенных социальных общностей;
  • 3) производственное (технологическое) - между элементами "какого-нибудь производства на отдельные мелкие операции".

По мнению Н.К. Михайловского, разделение труда является основой социальной дифференциации. Органическое разделение труда, которое исторически охватывает период первобытного общества и начальную эпоху варварства, предполагает, что каждый индивид выполняет разные виды работ, а все его способности развиваются гармонично. Форму социальных связей индивидов в условиях органического разделения труда русский социолог обозначил как простую кооперацию равных. В этих условиях у всех членов общества сходны интересы и одинаковы социальные функции, развиты солидарность и взаимопомощь, общественное и индивидуальное сознание слиты, а сам индивид свободен и активен.

Общественное разделение труда начинается в эпоху варварства и длится по сей день. Оно предполагает, что каждый индивид является носителем какой-либо одной трудовой роли, а его способности неравномерно и чрезмерно развиваются в одном направлении, достигая "профессионального идиотизма". В качестве формы социальных связей индивидов в условиях общественного разделения труда выступает сложная кооперация неравных. При сложной кооперации у каждого члена общества свои индивидуальные интересы и различные социальные функции, развиты социальная дифференциация и корпоративность, коллективное и индивидуальное сознание расколоты по принципу "свои" - "чужие", существует социальная вражда, а сама личность пассивна и порабощена другими индивидуальностями.

Будущее развитие общества Н.К. Михайловский связывал с производственным разделением труда и с возрождением простой кооперации равных на более высоком уровне. Переход к новой форме социальных связей он называл "великой революцией", которая приведет к установлению социалистического строя. В России, с его точки зрения, социалистический строй позволит избежать пагубного влияния сложной кооперации, если, минуя капитализм, через сельскую общину осуществить реформаторские преобразования.

В зависимости от вида разделения труда и формы социальных связей Н.К. Михайловский выделил основные этапы, уровни организации и степени развития общества в процессе его эволюции. Наглядно представить предложенную Н.К. Михайловским схему эволюции общества позволяет табл. 7.1.

Таблица 7.1

Концепция общественного прогресса разрабатывалась Н.К. Михайловским в русле полемики с органистической теорией эволюции Г. Спенсера. В отличие от английского социолога, который указывал на сходство прогресса в органическом и социальном мирах, русский социолог противопоставлял социальный прогресс органическому. Он также выделял и отмечал несовпадение прогресса личности и прогресса общества. Прогресс личности, по Н.К. Михайловскому, связан с ее борьбой за свою индивидуальность посредством приспособления к себе окружающей среды. Прогресс общества - с борьбой личности за существование посредством приспособления себя к окружающей среде. В предложенной Н.К. Михайловским "формуле" прогресс общества определялся как "постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми". Безнравственно и несправедливо все, что задерживает это движение - провозглашал социолог.

Цель прогресса общества виделась Н.К. Михайловскому в том, чтобы восстановить разностороннего человека. Идеал прогресса - гармонично развитая личность. Достижение идеала возможно тогда, когда личность ставит перед собой и обществом цель и идеал прогресса и "движет к ним события".

Так же, как и П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский главную роль в истории общества отводил выдающимся личностям как лидерам народных масс. Побудительным мотивом к рассмотрению проблемы взаимодействия выдающихся личностей и народных масс для него послужило то, что призывы народников "идти в народ" и агитировать его к выступлениям против существующего политического режима не возымели должного результата. Революционеры оказались не в состоянии установить контакты с крестьянской массой. Народ остался глух к их агитации и к героическим выступлениям одиночек-народовольцев. Неудачи, постигшие народников, пробудили интерес к изучению путей и средств воздействия личности на народ. В связи с рассмотрением проблемы взаимодействия личности и народных масс Н.К. Михайловским была предложена концепция "героев и толпы". Основой этой концепции явилась теория подражания, которая была им представлена за восемь лет до появления работы Г. Тарда "Законы подражания".

В своем подходе к изучению взаимоотношений героя и толпы Н.К. Михайловский различал понятия "герой" и "выдающаяся личность", "народ" и "толпа". Герой понимался им как тот, кто сможет увлечь своим примером массу людей на хорошее или дурное, разумное или бессмысленное дело. В отличие от героя выдающуюся личность следует рассматривать, учитывая ценности, которые она вносит в мировую сокровищницу человечества. Выдающаяся личность выступает в переломный момент истории, наиболее полно выражая потребности преобразования общественной жизни.

Народ русский социолог определял как "совокупность трудящихся классов общества". Толпа же в его понимании - это такая совокупность людей, которая характеризуется анонимностью и повышенной внушаемостью. На множестве примеров он показал, что люди в толпе объединены эмоциональной связью, причем их поступки не ограничены нравственными и правовыми нормами. Толпа в значительной степени поглощает индивидуальные черты и особенности человека. Индивидов в толпе легко увлечь каким-либо обещанием, призывом, лозунгом на любые как хорошие, так и дурные действия. Особенностью толпы является также то, что она постоянно находится в "хроническом ожидании героя", и ее повести может любой, даже ничтожный человек, который "под влиянием стечения каких-либо обстоятельств возвысится в глазах толпы".

Воздействие героя на толпу, которое происходит по законам внушения, Н.К. Михайловский назвал "социальным гипнозом", а состояние массового психоза толпы, в основе которого лежат законы подражания - "массовой заразой". В качестве причин подражания он выделил психологические и социальные факторы, разделив последние на общие и специальные. Специальные факторы обусловлены конкретной социальной ситуацией, а общие - состоянием экономики, политики, культуры и нравственности в данном обществе. Фактором, усиливающим подражательность, по его мнению, выступает узость социального опыта, что приводит к снижению "деятельности сознания и воли". Н.К. Михайловский утверждал, что, чем опустошеннее сознание у индивидов в толпе и обессиленнее их воля, чем неординарнее будет герой, тем сильнее его влияние на толпу.

Чтобы избежать актуального для России некритического поведения народных масс, вовлеченных в политическую борьбу, и уберечь их от влияния недостойных лидеров, идеолог народничества предлагал воспитывать критически мыслящих личностей, а на роль героев выдвигать представителей передовой интеллигенции.

К нормальным движениям народных масс Н.К. Михайловский относил "вольницу" и "подвижничество". В его представлении вольница - это стихийный протест народа, активное стремление переделать окружающую среду, уничтожив препятствия, которые лежат между потребностями личности и их удовлетворением. Подвижничество же - это пассивный протест народа посредством заглушения своих потребностей, переделывания себя, умерщвления плотских желаний. В отличие от действий толпы в основе вольницы и подвижничества лежат не психические, а рациональные мотивы поведения людей и критическое отношение к лидеру-герою.

Отношения между героем и толпой Н.К. Михайловский считал патологией, вызванной господством в обществе разделением труда. Борьба за индивидуальность должна, по его мнению, преодолеть этот общественный порок. Гармоничное развитие личности превратит ее в цельное "Я", свободное от односторонности, а с ликвидацией разделения труда исчезнут патологические отношения между героем и толпой.

ЛАВРОВ Пётр Лаврович (псевдонимы — Миртов, Кедров, Стоик и др., всего более 60) , российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества; полковник (1858). Дворянин.

Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842), ученик М. В. Остроградского. Преподавал математику там же (1844-66), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855-66; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 года публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики.

В юности Лавров познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, П. Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. В 1841 году опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в том числе «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, книга 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!…», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) Лавров провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.

В конце 1850-х — начале 1860-х годов Лавров активно участвовал в общественной жизни: в 1861 избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ Е. В. Путятина. Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой — цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий». Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность — изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Сам Лавров, придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 Лавров сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х годов, хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.

Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1-5, 1861-63). С 1863 фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва 3-го отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии). Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).

В апреле 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, Лавров арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением», сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров написал одно из своих главных произведений — «Исторические письма» (опубликованы в 1868-69 в газете «Неделя», отдельное издание — 1870; 5-е легальное издание — 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них Лавров провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют большую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде — больше, чем повторяющееся. Лавров считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила — «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова — идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей «освобождённостью от физического труда» во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».

В 1870 году Лавров с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, эмигрировал во Францию, вступил в одну из секций Интернационала 1-го, был свидетелем Французской революции 1870, а также Парижской коммуны 1871 (обобщил её опыт в книге «18 марта 1871», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873-77) и газету с тем же названием (1875-76). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «равноправности против монополии». Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача — «облегчить и ускорить неизбежный переворот» и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, Лавров доказывал, что «революционное насилие возможно до определённого минимума», что без тщательной предварительной подготовки заговорили стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал Лавров, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, так как оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества — крестьянскую общину и мирское самоуправление.

Под псевдонимами Лавров продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и др., но главной темой теоретических изысканий Лаврова по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание», 1872, № 2), «Очерки систематического знания» (там же, 1873, № 6), книги «Опыт истории мысли» (т. 1, вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (т. 1, часть 1-2, 1888-94), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; изданы посмертно под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).

На рубеже 1870-80-х годов политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 году он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» Лавров отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х годов он пришёл к выводу о необходимости первоочередного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х годов Лавров сблизился с «Народной волей». В 1881 году участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста «Народной воли»». Один из редакторов «Вестника «Народной воли»» (1883-86). Разделяя социалистические цели «Народной воли», Лавров отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.

Лавров полемизировал с российскими марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.

В 1889 году Лавров представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Интернационалу 2-му. В 1892-96 участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873-1878 годы» (выпуск 1-2 и 3-4, Женева, 1895-96; в России с цензурными изъятиями опубликован в 1907, полностью — в 1925) — один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 века предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь «Народной воли»», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.

Похороны Лаврова на кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Источн.: Материалы для биографии П. Л. Лаврова. П., 1921. Вып. 1; Лавров. Годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. / Отобрал, снабдил примечаниями и вступительным очерком Б. Сапир. Dordrecht; Boston, .

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. П., 1917-1920. Вып. 1,2, 5-9; Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т. 1-4; Философия и социология. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Богатов В. В. Философия Лаврова. М., 1972; Pomper Ph. Р. Lavrov and the Russian revolutionary movement. Chi., ; Семенкова Т. Г. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Володин А. И., Итенберг Б. С. П. Л. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Васильев А. В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П. Л. Лаврова. М.; Мариуполь, 1995; Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в.: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский. СПб., 2006.

Р. А. Арсланов.

23. П.Л. Лавров и его историко-философские взгляды.

В 1856 году познакомился с Герценым и начал с ним переписываться. Это определило во многом его взгляды. Позже знакомиться с организаторами первых народнических кругов.

Лавров дал «формулу прогресса» — т.е. развитие личности в умственной, физической и нравственной сторон – это движущая сила прогресса, т.е. личность двигает историю, а народ идет за ней (пишет он в «исторических письмах». Лавров выступает в этих письмах, как позитивист.

С точки зрения Лаврова, историк имеет только факты, а связь между ними устанавливает субъективно каждый сам. Отрицает объективность знания в целом.

Интеллигенция – просветительская позиция в обществе В России, они и есть критические личности, т.е. они двигают историю. У него нет ни слова о пролетариате в работах.

Основной чертой его мозаичного миросозерцания был позитивистический агностицизм. Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»).

Поэтому первой задачей революционных деятелей является выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости».

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лавров сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х гг. Революционный подъем 1870-х гг. привел к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России.

Биография

По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, - был профессором математики в Артиллерийской академии. В 1860-х гг.

Шпаргалка: Лавров Петр Лаврович

принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Каракозова Лавров был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - «Исторические письма».

В 1870 г. он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873-1877 гг. редактирует журнал «Вперёд» и одноименную двухнедельную газету (1875-1876) - органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883-1886 гг. редактирует вместе с Тихомировым «Вестник Народной воли». Лавров умер в Париже, где и похоронен. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

П.Л. Лавров (1823- 1900) и И. К. Михайловский (1842-1904). Развиваемое ими направление социологической мысли получило название этико-субъективной социологии. В центре ее внимания были разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленностей его развития. Значительное внимание представители этого направления уделяли разработке теории общественного прогресса. Под прогрессом понималась в первую очередь переработка культуры, а точнее - переработка традиционных, склонных к застою общественных форм в «цивилизацию» с гибкими, динамичными структурами и отношениями. «Цивилизация» истолковывалась как сознательное историческое движение, которое осуществляется, прежде всего, критической мыслью конкретных личностей.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - представитель субъективного направления в социологии - рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных - питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития («историческая жизнь»). Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Содержательную сущность исторического процесса составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс. Родоначальник отечественной социологии. Социология - это наука о солидарности сознательных особей.

Лавров вводил в своё понимание истории проблему «нравственности», понимаемой им как научно обоснованную систему ценностей, иерархии наслаждений: «есть та,(нравственность) которая опирается лишь на естественные потребности, на логическую критику и на рациональные убеждения человека». Таким образом, роль науки заключается не только в познании объективных законов, но и в создании научно обоснованного нравственного идеала, в соответствии с которым должна измениться действительность. Противоречия между личностью и обществом порождаются или отсутствием у личности чувства собственного достоинства и идеи справедливости, т.е. идеи равноправности всех людей на всестороннее развитие, или несправедливым, безнравственным устройством общества. В первом случае общество обязано развивать личность, во втором личность нравственно обязана перестроить общество на принципах «общественной солидарности и справедливости».

По Лаврову, ведущей силой, органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм. В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения.

П. Л. Лавров

По его мнению, историческая жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личностей, прогресс начинается с личности, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным. Таким образом, общество проходит следующие фазы прогрессивного развития: появление критически мыслящих и способных к состраданию одиночек; единичные организованные групповые выступления в защиту обездоленных; образование политических партий, ставящих перед собой задачу изменить существующий строй.

Движущей силой социального развития и политической борьбы Лавров называл интеллигенцию, поскольку считал, что именно ее представители способны к критическому мышлению.

Солидарность- способ духовной связи людей, основанный на общих привычках, интересах и убеждениях, эмоций.

Выделяя три вида солидарности - основанную на привычке, основанную на сходстве аффектов и интересов и, наконец, покоящуюся на единстве убеждений (как сознательную солидарность), - Лавров делает вывод, что только с момента появления сознательной солидарности имеет место начало исторической жизни человечества. Только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Считая объективные методы исследования пригодными лишь для естественных наук, Лавров предлагал использовать в социологии субъективистский подход. На первый план ученый ставил не групповые формы организации социума, а личность, которая действует в обществе под влиянием субъективных побуждений, а не ориентируется на внешние факторы среды.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) придерживался во многом аналогичных взглядов. Он утверждал, что социолог не может беспристрастно строить свою науку - науку об обществе, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. Личность и общество, по Михайловскому, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного - вред личности.

Будучи сторонником субъективного телеологизма Михайловский считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других, каждый обладает лишь малой частицей навыков и знаний. Специализация ведет к обеднению личности, оскудению человеческой жизни. «Специализированный» человек не существует как целостная личность, он живет во фрагментарном мире. Развитие по «органическому» пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец ноги». По мнению Михайловского, общество должно пойти по пути развития «над- органического», где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а «кооперацией простого сотрудничества».

Михайловский полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственного и справедливого. Объективизм - это позиция чистого разума, субъективизм - нравственный суд свободной воли, причем одно не исключает, а дополняет другое. Формула прогресса Михайловского включает субъективно-этический момент, поскольку справедливым и разумным считается только то, что приближает личность к ее всестороннему развитию и целостности.

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

1. Понятие социологии П.Л.Лаврова. Ее задачи и методы.

Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое рещение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им в множестве работ. Вот оно вкратце.

— “Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть ее законы”. “Она ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности и процессов, совершающихся при количественном изменении этих форм” “Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития”.

Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. дано только там, где дана солидарность. “Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах…Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей”.

Таков объект социологии. Спрашивается теперь, что же нужно понимать под явлением солидарности. Вопрос этот приходится ставить потому, что термин “солидарность” принадлежит к числу самых избитых и неопределенных . Лавров дает ответ и на этот вопрос: “Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей” Иначе это “общность привычек, интересов, аффектов или убеждений” .

Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия .

Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии .

Таков в основных чертах предмет изучения социологии по Лаврову.

Спрашивается теперь, с каких же точек зрения явления солидарности изучаются этой дисциплиной? Какие задания в этом отношении она ставит? Какими методами она их изучает?

Ответ на эти вопросы приводит прежде всего к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.

К любому явлению мыслитель может подходить с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения сущего (теоретической), во-вторых, с точки зрения должного (практической). В первом случае он изучает интересующие его явления такими, каковы они есть. Он ничего не порицает и ничего не восхваляет – он наблюдает, изучает, исследует явления, оставляя в стороне всякие оценки. Такова основная задача всякой науки. Во втором случае он подходит к явлениям совершенно иначе, имея определенный идеал должного или определенную цель. Здесь он выступает как субъект оценивающий.

Лавров, Пётр Лаврович

Он рассматривает, какие явления и процессы согласуются с этим идеалом, какие ему противоречат, каковы те средства, которые легче и успешнее всего ведут к реализации идеала в жизни, какие условия препятствуют этой реализации. Все согласное с идеалом или целью, все ведущее к их осуществлению – будет фактом положительным, “,благом”; все несогласное с ними или мешающее их осуществлению будет явлением отрицательным, “злом”.

Лавров ставил социологии обе эти задачи. Больше того: он сливал их воедино и считал неразрывными. Правда – Истина, с его точки зрения, неотделима от Правды – Справедливости. “Именно здесь (в социологии) приходится констатировать характеристическую особенность учения о солидарности, или социологии, от всех других наук. Она не только ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности или процессов, совершающихся при количественном и качественном изменении этих форм, но столь же неизбежно и практическую задачу осуществить эти понятия формы, во-первых, в той мере, в какой их объективное понимание делает это осуществление возможным, во-вторых, и в той, в какой они составляют субъективный элемент убеждений данной личности, усвоившей социологическое понимание. Пред развитым человеком убеждение, им усвоенное, ставит непобедимую дилемму: или ты не понял и не стремишься понять истины социологии, или общей целью твоей жизни и деятельности должно быть осуществление или подготовление тех форм солидарности, для которых ты принял объективно, что их осуществление или подготовление возможно. Понимание задач социологии не только теоретически уясняющими, но и практически обязательными обусловливает возможность суда над собственными действиями”. Раз дело обстоит так, то неизбежным выводом отсюда является так называемый “субьективный метод”, как метод дополнительный к объективному, столь же неизбежный, как первый, столь же законный и столь же плодотворный. “Объективность”, обязательная для научности исторического (и социологического) труда в одной его части, сменяется столь же неизбежною, а потому столь же научною субъективностью в другой его части. Было бы недостойно ученого исказить текст Маркса или варварства “кровавой недели”, или даже намеренно умолчать о них в виду извращения фактов; но никакие усилия быть беспристрастным не могут устранить эту неизбежность для историка оценить субъективно сравнительную важность того или другого из этих фактов, хотя бы тем приемом, что историк уделяет одному из них более места, чем другому, упоминая о них”. Эта субъективность неизбежна, по меньшей мере, в трех областях;

1) “в оценке сравнительной важности того или иного явления или элемента культуры”,

2) “в признании того или другого элемента культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи”

3) общая возможность иметь место в данную эпоху” (хотя они и не имели места в силу случайных причин)

Чисто субъективные процессы (например, психические) можно изучать объективно; и обратно, “явления вполне объективные (например, исторические и социологические) для научного их понимания требуют от исследователя определенной ступени общего личного развития, след., чисто субъективных условий, без которых это понимание невозможно” .

Итак, резюмируем сказанное. Согласно концепции П. Л. Лаврова:

1) социология есть наука о солидарности сознательных особей, ее формах, фазисах ее развития и условиях, укрепляющих, ослабляющих и изменяющих солидарность;

2) социология ставит себе как чисто теоретические задачи, сводящиеся к познанию очерченных явлений, так и задачи практические, состоящие в выработке идеальных форм общежития, в указании средств, наиболее успешно осуществляющих их в жизни, и в самом осуществлении этих идеалов.

Правда – Истина и Правда – Справедливость неразрывны. Поскольку в области первой неизбежен и законен чисто объективный метод познания, постольку в области второй столь же неизбежен и законен субъективный метод оценки -явлений в ряде случаев, указанных выше.

Таковы вкратце взгляды Лаврова на предмет, задачи и методы социологии. Пойдем дальше и посмотрим, как развернул Лавров это определение в целую систему социологической науки.

2. Проблемы, изучаемые социологией с точки зрения П. Л. Лаврова

Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова с одной стороны, с другой – те основные проблемы, которые должны были концентрировать на себе его внимание. Раз задачей социологии является изучение солидарности, то развертывание социологической теории,- конкретное построение здания социологической науки – должно было сводиться к разрешению следующих проблем:

1) где, когда и при каких условиях возникают явления солидарности:

2) каковы основные ”морфологические формы” последней и морфологические формы соответственных обществ, каков генетически-исторический порядок смены выделенных форм солидарности:

3) какая форма из этих форм является наиболее важной для мира людей, и каково основание этой важности:

4) каковы динамические агенты (“факторы, силы”), вызывающие появление солидарности, с одной стороны, и смену ее форм, — с другой;

5) каков механизм этой смены, данный в историческом процессе, и каков предел, к которому стремится развитие форм солидарности.

Такова программа построения социологической науки, и таковы же основные проблемы, которые логически вытекали из вышеочерченного понимания социологии. И, действительно, именно эти проблемы являются главными пунктами социологии Лаврова, именно они всего усерднее разрабатывались последним, именно они составляют “становой хребет” его системы. Это не значит, что в своих социологических работах Лавров ограничился изучением только этих проблем. Напротив, сама широта и сложность их неизбежно заставляли его затрагивать десятки и сотни других вопросов, требующихся для решения первых. Но эти десятки и сотни проблем, иногда чрезвычайно интересно решавшихся П. Л. Лавровым, носят характер вопросов “вспомогательных”. Они играют роль “лесов”, хотя и ценных сами по себе, но нужных прежде всего для построения здания социологии. Последнее же образуют именно указанные вопросы, взятые в своей совокупности.

Лавров (Миртов) Пётр Лаврович (1823-1900), философ, публицист, один из идеологов народничества.

Родился 14 июня 1823 г. в селе Мелехове Великолуцкого уезда Псковской губернии в дворянской семье.

В 1837-1844 гг. учился в Артиллерийском училище в Петербурге, позже преподавал математику в учебных заведениях Петербурга, с 1858 г. в звании профессора. В том же году получил чин полковника.

С середины 50-х гг. XIX в. главной сферой интересов Лаврова становятся проблемы философии. Свою философскую систему он именовал антропологизмом (от греч. «антропос» - «человек» и «логос» - «понятие», «суждение», «основание»). В её основе - свободная личность, неизбежно вступающая в конфликт с несправедливым обществом, которое необходимо преобразовать.

В конце 50-х - начале 60-х гг. Лавров активно участвовал в общественной жизни. В 1861-1863 гг. он возглавлял издание «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» и являлся негласным редактором журнала «Заграничный вестник».

В 1866 г. Лавров был арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и по приговору военного суда сослан под надзор полиции в Вологодскую губернию.

В феврале 1870 г. бежал в Париж, позже переселился в Цюрих (Швейцария), затем в Лондон, где издавал журнал «Вперёд!» (1873-1876 гг.).

В 1876 г. вернулся в Париж и прожил здесь остаток жизни.

Одна из главных работ Лаврова - «Исторические письма» (1868-1869 гг.), ставшие идейным обоснованием «хождения в народ». Общественный прогресс, по его мнению, достигается путём страданий народа; отсюда - мысль об «уплате долга» интеллигенцией народу.

К началу 80-х гг. Лавров сблизился с революционной организацией «Народная воля», в 1883-1886 гг. издавал журнал «Вестник „Народной воли”». К этому времени он пришёл к выводу о возможности осуществления в России социалистической революции силами интеллигенции, объединённой в сплочённую партию.

…мы - только выражение ваших чувств, ваших

стремлений, вашей злобы, вашей борьбы…

П.Л. Лавров

Петр Лаврович Лавров (1823 -- 1900) - знаменитый теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Лавров является одной из ключевых фигур эпохи революционного народничества.

Главной для творчества Лаврова стала проблематика революции и социализма. Свою роль Петр Лаврович видел в том, чтобы в качестве мыслителя быть «знаменщиком», наставником революционеров. Он отмечал, что революция - это назревший плод эволюции, которая приходит с неизбежностью в кризисной ситуации, когда частичное обновление общества невозможно. Следуя традиции А.И. Герцена, Лавров различал революцию политическую и социальную. Последняя должна произойти не в форме простой перемены власти господствующих классов, а «в форме полного экономического переворота, во имя определенных начал, которые требуется осуществить». История, утверждал он, показывает постоянное уменьшение политического и увеличение социального элемента в борьбе масс. Причем уже с середины XIX в. наступила эра народных, социальных революций, необходимость и возможность которых Лавров увязывал, прежде всего, не с факторами экономической детерминации развития общества (как марксисты), а с развитием естественных потребностей людей, их стремлением к справедливому решению экономических и общественных проблем. К тому же критическая мысль, по его мнению, дошла до научного понимания законов социологии, образовалась «новаторская интеллигенция», видящая в социальной революции единственно разумную революцию в истории. Лавров допускал возможность победы социальной революции первоначально в одной стране или ряде стран, при этом утверждалось, что при всем различии стран Запада и России, социальный взрыв везде стоит в повестке дня.

Ученый и революционер полагал (как и другие народники), что в России налицо специфические, по сравнению с Западом, условия для социалистических преобразований. Страна может миновать капитализм и перейти к «сознательному прогрессивному общежитию», благодаря сохранению «элементарной солидарности» людей, «значительной солидарности обычая». Возможности такого перехода Лавров объяснял особенностями русского крестьянства, сохранением «формы общинного быта и артельных союзов» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 487). Отсюда вывод: революция, политическая и одновременно социальная, выйдет не из городов, а из сел. Применительно к России середины 1870-х гг. были сформулированы признаки революционной ситуации: 1) увеличение страданий масс, которые не могут быть устранены «в формах старого порядка»; 2) умственный и нравственный паралич господствующих групп старого общества; 3) наличие «развитых личностей», как среди интеллигенции, так и народа, которые могут увлечь за собой народные массы. Однако в начале 1880-х гг. Лавров, с учетом изменившейся ситуации в России, конкретизировал задачи борьбы, признав первостепенность задач политического переворота. В 1883 г. в «Вестнике Народной воли» (№ 1) устранение абсолютизма, изменение политического строя в России он объявлял необходимой ступенью в достижении целей социалистов.

Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропа­гандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение на­рода к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».

В контексте взглядов на социальную революцию, необходимость ее подготовки Лавров первым серьезно разрабатывал учение о партии, которая, придавая борьбе «направление и единство», должна организовать победу. Первоначально главную роль в построении революционной партии он уделял радикальной интеллигенции, критически мыслящим личностям, отмечал необходимость их сплочения, самоорганизации, чтобы они из единиц стали коллективной силой. Однако позднее, с учетом опыта «хождения в народ», Лавров в работах «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Задачи организации социально-революционных сил в России» (1876) и др. внес коррективы и обосновал концепцию тайной революционной партии самого народа, которая имела бы секции по всей России. Он полагал, что задача «первоначального кадра» настоящей партии - групп молодежи из интеллигенции - привлечь в нее общинников, артельщиков, тех, кто не оторвался от «народной солидарности». Тогда по всей России будет складываться партия предводителей народа, ведущая пропаганду, действующая в своей среде, способная пропитать массы волей к борьбе, чтобы они вырвали свой «исторический крест». Народ «выставит десятки тысяч сознательных социалистов, в среде которых расплывутся, как капля в море, сотни революционеров из интеллигенции, и этим лучшим людям из народа будет принадлежать действительное подготовление революции, определение минуты ее наступления, призыв к восстанию, руководство на другой день после революции». Лавров особо подчеркивал важность идейного и организационного единства партии как «стройной и цельной организации, достаточно искусно связанной во всех своих частях», необходимость ее взаимодействия с единомышленниками в зарубежных странах. После волны репрессий, последовавшей за убийством императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г., Лавров вновь внес важные дополнения в планы строительства партии, исходившие из того, что в создавшейся ситуации одной из главных непосредственных задач является удар по правительству. Отдельные концептуальные положения Лаврова, относившиеся к революционной партии, нашли отражение в деятельности «Народной воли». В первые годы ее существования (1879 - 1880) он относился к ней сдержанно, и не только в силу принципиальных разногласий (например, Лавров не одобрял акценты на террор), но и субъективных причин (партия создавалась без его участия). Однако с 1881 г. Петр Лаврович приступил к тесному сотрудничеству с «Народной волей», убедившись, что «…успех революционного дела в России все более отождествляется с успехом этих ”террористов”» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 652). В 1882 г. он участвовал в создании заграничного отдела «Красного креста ”Народной воли”» в Париже, с 1883 г. был соредактором журнала «Вестник Народной воли», который, как он заявлял, должен отражать мнения представителей «разных теоретических оттенков социализма». Разделяя цели «Народной воли», Лавров не полностью соглашался с установками этой партии, в частности считал опасной систему «красного террора» против представителей власти в качестве главного тактического оружия. В то же время Лавров стал скептически относиться к способности интеллигенции сблизиться с народом; был вынужден признать ограниченность классового самосознания крестьянства.

Лавров много внимания уделял изучению истории социализма, истоки которого пытался найти в отдаленном прошлом; он проследил фазисы развития социализма через развитие идей. О социализме Петр Лаврович писал больше, чем любой другой теоретик революционного народничества. Он разработал концепцию «научного», или «рабочего социализма», который строился на почве «общности труда» и выступал как неизбежное следствие прошедших этапов истории. Лавров надеялся, что борьба под знаменем «рабочего социализма» приведет к строю «социалистического общежития», к гармонии интересов, труда и знания. Человек будет на основе всеобщего труда на общую пользу отдавать все свои силы для развития общества и брать лишь необходимое для личного существования и развития. Фактически Лавров, вслед за Герценом и Чернышевским, отстаивал общинный строй будущего общества, для которого характерны общая собственность и всеобщий труд, а основным звеном государственного и общественного устройства выступает «автономная светская община». В противовес анархистам, Лавров подчеркивал вынужденную необходимость использования государственной машины победившим народом для «осуществления прогресса» и подавления реакционных сил, предполагая при этом, что государственные элементы будут постепенно отмирать по мере формирования «свободной федерации общин».

Отмечая роль марксизма, Лавров считал его только одним из учений «научного социализма», разработанным в основном на материалах Западной Европы. При этом он неоднократно критиковал марксистов за их попытки утвердить свое идеологическое господство в социалистическом движении. С середины 1880-х гг., не без влияния марксизма, Лавров стал больше внимания уделять тенденциям развития реального общества, в частности экономическим процессам. Изучал особенности классовой борьбы в различных странах, деятельность политических партий. Отстаивая необходимость единства, солидарных действий всех социально-революционных сил в родной стране, Лавров порицал Г.В. Плеханова за неоправданную остроту и категоричность его выступлений против народников. Приветствовал начало (с середины 1890-х гг.) массовой пролетарской борьбы в России. В последние годы жизни издал ряд обобщающих трудов, в частности: «Народники-пропагандисты 1873 - 1878 гг.» (1896), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории» (1898). http://www.hrono.ru Хронос. Всемирная история в интернете