Презентация на тему "Х.Ф. Туфан". Смотреть что такое "Хасан Туфан" в других словарях

Народный деятель.

Биография

Хасан Туфан родился 9 декабря 1900 года в. селе Ст. Киреметь Аксубаевского района . В интеллектуальном развитии Х.Туфана определяющее значение имело его обучение в одном из передовых татарских учебных заведений - Уфимском медресе «Галия». Здесь он с первого же года посещает музыкально-литературный кружок шакирда медресе , молодого поэта Ш.Бабича. С начала 1915 года его учителем литературы был известный писатель Г.Ибрагимов. Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью. Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.

Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем.

В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани.

В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.

Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет ¦д¦бияты" (ныне "Казан утлары").

В 1940 г. Х.Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.

Х.Туфан начал печататься с 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.

С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.

Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.

В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.

За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.

Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар.- М.: Сов. Россия, 1987.- 192 с.

Лирика: Пер. с татар./ Вступ. ст. Р. Мустафина.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.- 384 с.

Фиалка: Стихи разных лет: Пер. с татар./ Вступ. ст. Ф.Хариса.- М.: Современник, 1984.- 112 с.

Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: Биобиб-лиогр. спр.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1970.- 511 с.- Хасан Туфан.- С. 406-411.

Юзеев Н. Мир поэта: О творчестве Х. Такташа, М.Джалиля, Х.Туфана, С.Хакима.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1987.- 190 с.- Хасан Туфан.- С. 125-163.

Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая: Литературные портреты татарских поэтов.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1991.- 240 с.- Любовь к жизни и приверженности к правде.- С. 135-163.

Мустафин Ф. Дело Туфана// Татарстан.- 1992.- #3.- С. 28-39.

Карим М. Притча о трех братьях.- М.: Современник, 1988.- О Хасане Туфане.- С. 136-139.

Кашапов Г. "С песнями прошел я Барабу...": По следам поэта Хасана Туфана// Сов. Татария.- 1989.- 29 окт.

Литвин А.Л. Запрет на жизнь. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 224 с. - Арест поэта (или Рассказ о том, как Хасан Туфан сравнил Кирова с Дантоном). С. 151-164.

Елизарова-Томус Ю. Свет поэта: О Хасане Туфане// Идель.- 1995.- #4.- С. 75,79.

Гарифзянова И. Мой стих итог пережитого...// М¦гариф.- 1996.- #4.- Б. 46-48.

Алешков Н. Баллада о любви: Памяти выдающегося татарского поэта Х.Туфана и его жены актрисы Луизы Салиасгаровой// Веч. Казань.- 1987.- 24 апр.

Карим М. Стихи и поэмы: Пер. с башкир.- М.: Сов. Россия, 1982.- 256 с.- Хасану Туфану.- С. 128.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хасан Туфан" в других словарях:

    Хасан Туфан Хәсән Туфан … Википедия

    - (1900 8..1) татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей тематике в татарской литературе. Философская лирика (сборники Песни, стихи, 1958; Лирика бурных лет, 1970; Лирика, 1980) … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 27.11(10.12).1900], татарский советский поэт. Родился в деревне Кармат, ныне Аксубаевского района Татарской АССР. Один из зачинателей татарской советской поэзии. В 1924‒25 учился на восточном отделении Казанского педагогического института.… … Большая советская энциклопедия

    Туфан, Хасан Фахриевич - ТУФАН Хасан Фахриевич (1900 1981), татарский поэт. Поэмы (“Бибиевы”, 1927, и др.) положили начало рабочей теме в татарской литературе. В 1938 58 репрессирован. Философская и публицистическая лирика (сборник “Песни, стихи”, 1958, “Лирика бурных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Хасан Фахриевич (1900 1981), татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей теме в татарской литературе. В 1938 58 репрессирован. Философская и публицистическая лирика (сборник Песни, стихи, 1958, Лирика бурных лет, 1970 … Современная энциклопедия

    Хасан Фахриевич (1900 81), татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей тематике в татарской литературе. Философская лирика (сборники Песни, стихи, 1958, Лирикабурных лет, 1970, Лирика, 1980).

Мой стих - итог пережитого…
(«Хасан Туфан. Поиск истины. Очерк жизни». Сценарий внеклассного занятия по творчеству Хасана Туфана)Автор: Хасанова Зульфия РавиловнаНоминация: Инновационные находки в становлении региональной идентичности в этнокультурном образовании
Должность: учитель татарского языка и литературы МБОО Старокулаткинская СШ№1, Старокулаткинский район, р.п.Старая Кулатка, ул. Куйбышева, д. 57
Телефон: 89279871704.
«Хасан Туфан. Поиск истины. Очерк жизни» - такой теме был посвящено внеклассное мероприятие в XI классе, где я хотела познакомить русских и русскоязычных учащихся с трудной биографией Хасана Туфана, обратить их внимание на отношение поэта к Родине, труду, поэзии, дружбе, природе. К этому уроку я организовала выставку из поэтических сборников Х. Туфана, составила хронологическую таблицу жизненного пути, карту путешествий поэта, подготовила его фотографии (Х. Туфан на даче; среди товарищей по перу в 1934 году – в составе делегации на I съезде писателей СССР), а также запись песен “Синең нурың”, (“Очей твоих нежный взгляд», муз. Ф.Хатыпова), «Киек казлар» (муз. М.Макарова).Эпиграф: «Какая ты все – таки
Живучая, жадная,
Великолепная штука, жизнь!»
Х.Туфан.
Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя.
- Если вы, ребята, узнаете о жизненном пути Х.Туфана, прислушайтесь к его стихам, к песням на стихи этого поэта, то непременно проникнетесь уважением еще к одному представителю татарской поэзии. Такова цель нашего урока. Обратите внимание, пожалуйста, на доску, где помешены фотографии, хронологическая таблица, карта путешествий поэта, редко употребляемые сейчас слова («отпавшие» - крещенные, но сохранившие свою веру; «Зимагоры» - крестьяне, ушедшие на сезонные работы). -Хасан Фахруллович Туфан родился 9 декабря 1900 года в деревне Ст. Киреметь Аксубаевского района Татарстана. Татары, чуваши, русские основали эту деревеньку, спасаясь от помещиков. Укрылись в лесу, но березки и осинки не спасали их от притеснений. К тому же жителей Киремети насильственно крестили. Перед законом они считались христианами, вынежденными подчиняться церкви, но фактически сохраняли прежнюю веру, обычаи, обряды, родной язык. Если брак не был освящен церковью, то фамилия давалась по матери. Эта была судьба «отпавших» людей- так называли крещенных, но потом вернувшихся в свою веру. Так, фамилия Туфана была до 1905 года Гульзизин по имени матери Гульзиды. Позднее Хасан Фахрулович выбрал себе псевдоним по кличке деда, прозванного за горячий характер, вспыльчивый нрав «тайфуном», «бураном». Его детство прошло в д. Киреметь, он был десятым ребенком в семье деревенского печника. Отец был мастером на все руки: чинил часы, вставлял стекла, знал кузнечное дело, был грамотным на селе. Тайком от урядника он даже обучал детей деревни грамоте. Хасан тоже учился у отца. До 1905 года в деревни не было школы, поэтому занимался в соседней чувашской деревне. Отправляясь в другие деревни класть печи, отец брал сына с собой. Возвращался Хасан « не уставшим, а разбогатевшим, выучив много новых песен, загадок, пословиц, новых слов».
Особую роль в жизни будущего поэта сыграла мать. Она научила его любить природу, «понимать язык звезд и цветов», пробудила в сыне веру в чудеса: разговор родников, шепот листьев, пение цветов, ив. Ощущение близости с природой, с народным творчеством Хасан Туфан сохраняет на всю жизнь. В Киремети начинаются первые поэтические опыты. Поэт позднее вспоминает:
- Как-то в весенний день мы, парнишки, гоняли мяч и без видимой причины повздорили. Наша сторона потеснила мальчишек с другого конца деревни. Те не хотели сдаваться. Стали через речку бросаться камнями и кричать бранные слова. Как-то вышло само собой, я моментально сочинил несколько куплетов частушек и попросил: «Давайте-ка подразним их частушками». Громко все запели. Наши «враги» растерялись, умолкли, разошлись по домам. Тогда я понял, что песня и стихи сильнее кулака.
Нужда, безземелье гнали крестьян на заработки в чужие края – таких крестьян называли зимагоры, т.е. крестьяне, уходившие на сезонные работы. Ураган жизни увел поэта на Урал. Это было в 1914 году. Хасан работает на медных копях, затем едет к братьям – шахтерам в Тобольскую губернию, где добывали медный колчедан. В том же 1914 году братья решили, что Хасану надо учиться в г. Уфе, в медресе «Галия» три неполных года. Он познакомился с известным поэтом Шаихзаде Бабичем, водном классе учился с будущим народным поэтом Башкортостана Сайфи Кудашем. Под их непосредственным влиянием Туфан пишет стихи. На него особое внимание обратил один из преподавателей медресе- крупнейший прозаик, ученый Галимджан Ибрагимов. Но учебу пришлось прервать: нужно было добыть денег для дальнейших занятий. Туфан поступает на уральский Лысьвенский металлургический завод. Среди рабочих он встречает революцию.
В 1918-23 поэт преподает в школах Урала, Сибири, Дальнего Востока. Он накапливает материал для будущего творчества. В 1924 г. Хасан Туфан приезжает в г. Казань, поступает учиться в пединститут (Восточный пединститут). Одновременно работает учителем в слободе Бишбалта, затем занимается журналистикой. Осенью 1924 года появляются первые его стихи в печати, в газете « Кызыл Татарстан». Теперь о нем заговорили и читатели, и критики.
II.Выступление ученицы. - По совету Г. Ибрагимова Хсан Туфан возвращается на Урал на два года. Он собирает материал, учится у жизни, у рабочих. Главными героями становятся шахтеры, землекопы, рабочие. Появляется цикл стихов
« Уральские эскизы», где поэт смотрит глазами фабричного рабочего на стройку, на гудение нефтяного пламени, на домну:
Прости мне, Родина,
Что я не соловей,
Что я твой барабанщик скромный!
Прости, что пахнут порохом и домной
Цветы души моей.
(Из поэмы «Клятва»)
В произведениях этого периода нетрудно заметить общее с поэзией В.Маяковского. Подобно Маяковскому, Туфан устремлен в будущее. Одну за другой он создает поэмы «Началось», «Бибиевы», «Начало начал». Поэт раскрывает жизнь рабочих, детально описывает их коллективный портрет:
- Словно крейсер, ставший на якорь, виден в отблеске ночи завод.
- Как маузера курок, взвилась наша мысль.(Из поэмы «Началось»)
- Это домны, точно проснувшиеся вулканы, тянут пожар до звезд.
Такие образы возникли в творчестве Туфана в конце 20-х годов.
III.Учитель. - В 1928 году Х. Туфан отправился в путешествие по Кавказу и Средней Азии. Подобно Максиму Горькому, Туфан скитался по родной земле пешком, с палкой в руках и котомкой на плечах. Он старался понять, о чем думают люди, что чувствуют они. Когда кончились деньги, устраивался на работу куда-нибудь на завод, на стройку грузчиком, землекопом, чернорабочим. Затем отправлялся дальше. За это время почти ничего не написал. Лишь позднее он напишет об этом: о Каракумских песках, о Фергане, о Кавказе.
Наступает новый период. Хасан Туфан в 30-е годы раскрылся как проникновенный лирик. Стихи становятся проще, доступнее, достигается ювелирная работа над словом. В это время он работает в радиокомитете, в журнале “Совет әдәбияты”.
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих- итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
Белая береза».)
Итогом пережитого являются сборники его стихотворений: первый – в 1929 г.; второй- в 1933 г.; третий- в 1958г. Хасан Туфан верил в лучшее, был оптимистом. Любил Казань. Здесь он встретил свою будущую жену- артистку Луизу Салиаскарова. Его жизнь была богата событиями. В 1934 г. Он был делегатом I съезда писателей. Большая любовь, глубокое признание были у Туфана по отношению к Хади Такташу и Мусе Джалилю. Об этих поэтах он напишет много стихов. Например, стихотворение «Что же это?» (в переводе Рувима Морана) посвящено памяти Х. Такташа – друга Туфана.
Когда я умру, будет очень грустно …
Х.Такташ.
Будто мы обидели друг друга,
Будто в ссоре мы с тобой сейчас.
Больше, чем от Севера до Юга,
Расстоянье разделяет нас.
Что же это? Как это случилось?
С непокрытой головой стою.
И зачем они, скажи на милость,
Те цветы, что я тебе дарю?

Ты уже не можешь их потрогать
И лицо в их пламя окунуть.
Впереди – последняя дорога,
Ты земной заканчиваешь путь…

Знаю я, что мертвым безразлично –
Льют над ними слезы или нет.
Плачу я … О, как он необычно
Выглядит сегодня белый свет!
Бесприютно. Одиноко. Пусто.
Ну, попробуй в этом разберись!
- Как умру я, будет очень грустно… -
Ты сказал. И те слова сбылись.
Нет, нас дружба вечная сроднила.
Отступись, тупая боль и грусть!
Даже смерть отнять тебя не в силах,
Никогда я с ней не примирюсь.
В 1935 г. Х. Туфан был вызван в здание у Черного озера (Казань), где строго говорили с людьми, задавали скупые вопросы. Многие после такого разговора не возвращались домой. Но Туфан после беседы был отпущен.
Пришел 1940 год.
IV. Сообщение ученицы (статья «В годы крутые» Р.Мустафина из «Вечерней Казани» от 29.03.88):
- Мне посчастливилось близко общаться с Х. Туфаном. Были и совместные поездки по городам, задушевные беседы. Иногда, хотя и не часто, Х.Туфан рассказывал какие-то моменты из пережитого в годы репрессий. Вообще-то разговоров на эту тему он не любил. Терпеть не мог, когда его жалели, вздыхали и охали. Да и я не решался расспрашивать. Только если он сам расскажет что – нибудь под настроение … Понимая всю ценность малейших фактов из биографии поэта для потомков, я, вернувшись к себе, записывал его рассказы …
Р.Мустафин пишет о трудной участи Х.Туфана в годы репрессий. Поэт «отрубил» в лагере полный срок, как говорится, от звонка до звонка. Но остался жив. В конце 1950 года его вызвали в комендатуру, не дав времени даже собраться, погрузили в «телячий вагон» и отправили в Сибирь на вечное поселение. И вот через шесть лет появилась такая справка: «Дело по обвинению Туфана Хасана Фахреевича, до ареста – писатель, поэт ТАССР, пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР 27 августа 1957 года. Приговор Военного трибунала войск НКВД ТАССР от 7 марта 1942 года и определение коллегии от 21 марта 1942 года в отношении Туфана Х. Ф. по вновь открывшимся обстоятельствам отменены и дело за отсутствием состава преступления прекращено».
V.Учитель. - Да, прошли трудные годы. Поэт вспоминает, размышляет об этом в стихотворении «Рассеялась тучи громада»:
Рассеялась тучи громада,-
Она не вернется сюда.
И дышится свежей прохладой,
Как никогда.
Совсем как цветы полевые
На лоне родимой зесли,
Желания наши живые
Сейчас расцвели.
Весенним дождем освеженный,
До одури воздух душист,
И трогает ветер влюблено
Березовый лист.
Цветами земля зацветает,
И день разгорается наш.
Тебя лишь, Тукай, не хватает,
Тебя не хватает, Такташ.
(1953 г.)
«Очарованный странник» - так назовет его поэт Рустем Кутуй. В 1956 г. Хасан Туфан вернулся в Казань и жил здесь до конца своих дней. В стихотворении «Мой путь»(1956 г.) мы ощущаем, что жизнь поэта неотделима от жизни страны, народа:
Нет черствости в душе поэта,
Нет злобы, а есть миролюбие:
О Родина, тебя прошу принять
Огонь стихов, как совесть непродажных,-
Сейчас, пока живу, пока дышу,
Или потом, когда – неважно!... Туфан называет себя «говорящей материей». Философская лирика поэта идет от лучших образцов восточной поэзии. Например, от поэзии Омар Хаяма. Как и он, Хасан Туфан верит в человека, верит в добро, прославляет жизнь.
Ученица читает стихотворение «О жизнь!», посвященное памяти народного артиста Татарстана Халила Абжалилова и башкирского поэта Икрама Валеева:
Я думал: траур только в Казани,
А он и Уфу затопил слезами…
Лиха безносая на расправу!
Разит без разбору и слева, и справа,
И слева и справа.
Эх, жизнь…
Не по их человеческой силе
Была поклажа трудной и бед –
У битюга бы хрястнул хребет,
А они тащили.
Вот так и жили.
На холках наших стертых, костлявых-
Рубцы от грузов твоих ломовых;
Тебя на разрушенных переправах
Мы переносили на спинах своих,
На спинах своих.
Иной раз сердце
Предупреждало:
«Устало я, человек; устало,
И если остановлюсь я вдруг,
Прости меня, друг,
Прости меня, друг».
А он, человек, и не слышит
Шагая
Навстречу длинному дню забот,
А он,
Возвращаясь с переднего края,
На звезды заглядываясь, поет.
Отчаянно мечется сердце!

Когда же
Оно останавливается навек –
Вовсю разогнавшийся человек
Попросту не замечает даже,
Что он уже умер,
Что порвана нить…
Пускай его сердце больше не бьется –
Дела его длятся,
Песня поется,
И он продолжает жить,
И он продолжает жить.
Замолкнешь и ты, мое сердце надсадное,
Чего же ты спокойно стучишь: «Держись?»
Какая ты все- таки
Живучая, жадная,
Великолепная штука, жизнь!
(1963 г.)
VI. Сообщение ученика.
- Поэт видит песенную душу родного края, поэтому его стихи слагаются в песни. На слова Х. Туфана созданы такие песни, как: «Белая береза» (муз. М. Валиева), «Казан кичләре» (муз. С. Садыковой), «Киек казлар» (муз. М. Макарова), «Синең нурың» (муз. Ф. Хатыпова), «Кайтырсын шикелле» (муз. Б. Гайсина), «Юксындырсаң, нишләрмен?» (муз. М. Макарова), «Тургай» (муз. З. Исмагилова).
Песня «Синең нурың» - «Очей твоих нежных взгляд» - о любви, о красоте и об ответственности человека за свои чувства, поступки. (Звучит запись этой песни.)
VII.Учитель. - Имя Х. Туфана осталось не только в песнях, но и в названиях улиц в городах и поселках Республики Татарстан.
Лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Хасан Туфан – мужественный человек, сохранивший в сердце искренность, доверчивость, любовь к Родине, народу. Он верит в разум людей, в торжество прогресса на земле:
Ты движешься, история, вперед,
Бросая обветшалые одежды,
И на широких площадях народ
В лицо твое сейчас глядит с надеждой.
VIII. Подведение итогов.

(Туфан Хасан Фахриевич)

Родился 9 декабря 1900 года в дер. Кармат Аксубаевского района ТАССР, в семье крестьянина-бедняка. Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

Лауреат Тукаевской премии поэт Хасан Туфан - один из немногих зачинателей татарской советской поэзии, близкий друг и соратник Хади Такташа.
Первая встреча современного читателя с Хасаном Туфаном после долгой разлуки произошла на страницах 12-го номера журнала "Совет ђдђбияты" в 1956 году, в котором были опубликованы его стихи 40-х и 50-х годов. Журнал "Дружба народов" по этому поводу писал: "Туфан! Славное, полное поэзии имя!.. Он ясен и чист, по-прежнему поэт несет нам богатство своих чувств, глубину мысли".
Туфан вернулся не с песней тоски, а с песней верности отчизне:
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я еще сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Ты всей жизни смысл и существо,
И любовь к тебе, земля родная,
Я несу, как знамя,- твоего
Имени святого не пятная.
Здесь, в Казани, где мой отчий край,
Я тебе поклоны бью земные.
Тот светильник, что зажег Тукай,
Я не уроню, моя Россия.
Художественное значение творчества ветерана татарской советской поэзии, его творческую манеру очень образно определил народный поэт Башкирии Мустай Карим в статье, напечатанной в "Литературной газете":
"Порою кажется, будто Туфан останавливается на полуслове, не договаривая своей мысли. Но это впечатление оказывается ложным и быстро уходит. Подлинное поэтическое творение я сравнил бы не с цветком, а с полураскрывшимся бутоном. У него тот же цвет и тот же аромат, но понимающие в цветах девушки рвут для букета именно такие бутоны. Какой толк от цветка, который осыпается, пока не успели поставить его в воду или подарить другу? Много ли радости в том, когда истины в стихах осыпаются прямо на страницах книги".
Каков же путь, который привел Хасана Туфана в большую литературу?
В семье Фахри Тагира десятым ребенком родился Хасан. До тринадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в родном доме. Отец был грамотным, трудолюбивым, мастером на все руки. Он и сыновей обучал труду и ремеслу. Однако Хасан, в отличие от старших oбратьев и сестер, проявлял большой интерес к учебе. Первоначальное образование получил в русской и чувашской школах соседних деревень.
Любознательного мальчика не удовлетворяли школьные занятия. Он с трудом доставал учебники для старших классов, книги по истории, географии и занимался по ним самостоятельно.
В 1913 году Хасана пригласили к себе старшие братья, переселившиеся в таежные места бывшей Тобольской губернии. Но вскоре, убедившись в иных интересах и стремлениях младшего брата, направили его в уфимское медресе Галия. Два года, проведенные в медресе, были чрезвычайно важными для становления будущего писателя. Здесь он познакомился с Шаихза-дэ Бабичем и Галимджаном Ибрагимовым. У пытливого и одаренного юноши проявился интерес к литературе. Однако материальная необеспеченность заставила Туфана во время летних каникул работать в уральских рудниках, помогать старшему брату- старателю. Позднее он совсем оставляет медресе и поступает токарем на Лысьвинский завод, где встречает победу Октябрьской революции. В 1918-1923 годах учительствовал в школах Урала и Сибири.
В 1924 году Хасан Туфан приехал в Казань и сразу же примкнул к группе писателей, которая возглавлялась Хади Такташем, Аделем Кутуем и вела упорную идеологическую борьбу за новую советскую литературу. Большая, по-настоящему братская дружба установилась между ним и Такташем. Она оставила неизгладимый след в душе поэта, повлияла на Становление его творческого облика.
По приезде в Казань Хасан Туфан учительствовал в школе слободы "Бишбалта" (ныне Кировский район), входил в группу рабкоров газеты "Социалистик Татарстан". В этой газете в 1924 году было напечатано его первое стихотворение "Рабкоры". С той поры на страницах республиканских газет и журналов систематически печатались стихи, песни, поэмы X.Туфана. Наиболее значительными произведениями первого десятилетия были "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "У последнего дворца", "Бибиевы", "Песня о Тимеркай", "Знакомство", "Клятва", в которых поэт стремился отображать жизнь и трудовые будни рабочих, созидателей новой жизни.
В 1928-1930 годах Туфан совершил пешеходное путешествие по городам Поволжья, Средней Азии, Кавказа. Оно было предпринято по инициативе и с благословения Хади Такташа. "Мы, представители молодой татарской советской поэзии, считали своим святым делом запечатлеть в своих произведениях исторический момент зарождения новой жизни в нашей необъятной стране, утро своей Родины, показать переустройство жизни во всех ее сферах. Для этого нам, писателям, поэтам, необходимо было расширить горизонты наблюдения и видения жизни, жить одним дыханием с нашими современниками. Вот почему и "было предпринято нами не легкое, но чрезвычайно полезное путешествие по стране",- рассказывает Хасан Туфан.
Первый сборник его стихов, изданный по инициативе Гумера Гали, Галимджана Нигмати и Хади Такташа, застает поэта в пути, в Ташкенте, где он уже на исходе своего путешествия тяжело заболел тропической малярией и лежал в больнице.
Во время путешествия поэт X. Туфан и его спутник журналист К.Зали хлеб насущный добывали физическим трудом. Поэт работал сезонным рабочим на цементном заводе, подсобным - на мельнице, каменщиком - на строительстве Большой грузинской дороги. "Заработанного едва хватало на скудный обед. Но зато духовной пищи нам не только не хватало, мы ее не успевали осваивать... Это нас радовало, морально поддерживало, вдохновляло на продолжение путешествия, несмотря ни на какие лишения и трудности",- рассказывает Хасан Туфан.
За два года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Все интересное и важное, узнанное и увиденное записывал в дневник. Самый же главный итог путешествия, говорит поэт, в том, что его "сердце наполнялось приливом бесконечно дорогого живительного сока, имя которому - кипучая, бурлящая, многоликая жизнь моего народа, моей страны".
В одном из своих значительных произведений, созданных непосредственно под впечатлением увиденного, после знакомства с трудовыми буднями братских народов, Хасан Туфан писал:
У нас различен лишь язык
(Полет же мыслей одинаков).
Его я понимать привык
И с полуслова, и с полузнака.
Казался раньше мне родным
Лишь говорящий по-татарски.
Своей деревни смуглый дым
Не променял бы я на царство.
Теперь на разных языках
Одно и то же говорим мы,-
Везде - в садах, степях, лесах -
Промчались трудовые гимны.
Различны наши имена,
Но мы собратья по идеям.
И завершает свое стихотворение словами: "Отец наш Ленин - мы же братья".
Значительная часть произведений X. Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изданные в 1932, 1934 и 1936 годах: "Избранное", "Песни наших дней", "Песни". Многие стихи Хасана Туфана 30-х годов вошли в хрестоматии, их знали наизусть.
Его военная и послевоенная поэзия отличается еще большей зрелостью и глубиной. В стихах военных и послевоенных лет, написанных поэтом жаром сердца, сильна тема народного счастья и связанная с ней тема беспредельной любви и преданности Родине. Неподдельно звучит его полное оптимизма стихотворение "Цветы уж распускают листья", написанное в тяжелые годы войны. Поэт глубоко верит в победу над врагом. Хасан Туфан как истинный поэт проявляет огромный интерес к внутреннему миру человека. Отсюда его раздумья о смысле и ценности человеческой жизни - философская лирика, о юности и старости, о дружбе: "Откуда взял?", "Что случилось сегодня с тобой?" и др.
В своем произведении, названном "Солнечное", Туфан нарисовал картины природы родного края, показал светлую веру людей в свое будущее. В этом небольшом по объему философско-лирическом произведении каждое слово несет смысловую эмоциональную нагрузку. В этом одна из наиболее отличительных черт поэтического дарования большого художника Хасана Туфана.
В 1958 и 1960 годах в Казани, Уфе и Москве вышли сборники его стихов на русском, татарском, башкирском языках. Все лучшее, что создано поэтом более чем за сорок лет литературного творчества, вошло в его однотомник избранных произведений (1964). Поэт-ветеран, аксакал татарской советской поэзии и сегодня творчески активен, молод:
Я в строю, хоть уже ветеран.
Зря подумают: "Бедный Туфан".
До последних земных моих дней
Волосам все сильнее седеть.
Только сердцу - всегда молодеть,
Только чувствам - кипеть горячей
До последних земных моих дней.
Член Союза писателей СССР с 1934 года.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

Слайд 2

В 1914 г. Хасан Туфан поступил в уфимское медресе "Галия". В 1918-1924 гг. учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани. В 1928-1930 гг. совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии. За 2 года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркменистана.Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Әдәбияты" (ныне "Казан утлары"). В 1940 г. Х.Туфан был необоснованно репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.

Слайд 3

Хасан Туфан Х.Туфан начал печататься в 1924 г. А через 2-3 года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии. С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями. Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли. В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли. За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

ПРОЙДИ, СКЛОНИВ ГОЛОВУ Меня поэтом мать не родила, Мой стих - итог пережитого: Всех предков горести, надежды и дела В душе моей живут и просят слова. Рабами были прадеды и деды, Но я за гордость в горе их люблю. Иного - хан, Иного - бай, Иных - нужды и беды Вгоняли в смертную петлю. Когда бы стали в ряд те, кто века За волю шли на смерть, не размышляя, Он растянулся бы в длину материка От Лиссабона до Шанхая! Сошли в могилу деды, завещав Надежду, что сведем мы с прошлым счеты, Избавимся от рабства и расправ, От виселиц и всяческого гнета.


Классик татарской литературы, поэт

Хасан Туфан (1900-1981), чье творчество широко известно многомиллионным читателям России, не дожил до перестройки всего шесть лет.

Друзья поэта вспоминают, что Хасан Туфан не мог видеть остановившиеся часы, тут же принимался их чинить, повторяя вслух: "Нельзя, чтобы стрелки часов замирали, время не может останавливаться". Застой, бездыханность – эти состояния были для натуры поэта неприемлемы, чужды. Движение мысли и человеческих чувств, как и движение небесных светил, он ценил более всего. На своем восьмидесятилетнем юбилее Хасан Туфан признался, что мечтает дожить до замечательного дня – 120-летия Габдуллы Тукая, а также увидеть приближение к Земле кометы Галилея.

Судьба Хасана Туфана была не из легких. Родился в крестьянской семье, в тринадцатилетнем возрасте уехал на заработки на Урал, вкалывал старателем на медных копях, затем удалось поучиться два года в уфимском медресе "Галия", но обстоятельства вновь заставили зарабатывать на хлеб. Но молодая душа требовала красоты и впечатлений жизни. В 1928-1930 гг. Туфан совершил первое свое путешествие по городам Поволжья, Средней Азии и Кавказа. С юных лет увлекался творчеством Хади Такташа, первые его стихотворные опыты несли явную поэтическую печать своего кумира. В 1929 году стараниями друзей поэта вышла в свет первая книга стихов и поэм Х.Туфана. Но к этому времени Туфан уже кардинально пересмотрел свои художественные взгляды. Ему ближе стали традиции народного песенного творчества. В 1940 году он был репрессирован и сослан в лагеря. 16 лет были вырваны из жизни, но не из поэзии, не из творчества. Среди лучших стихов Х.Туфана и те, что написаны в заточении.