[Совет 1. Помните, что всё зависит от вас]
Подготовка к ЦТ – это ответственный этап в жизни каждого школьника. Вы должны работать и работать серьезно. Все в этом вопросе зависит полностью от вас, от вашего старания, трудолюбия и усердия. Верьте в собственные силы, возможности и способности!
[Совет 2. Подтяните математику]
Химия – сложная и многогранная наука, но очень интересная. Процесс подготовки к ЦТ по химии заключается в изучении теоретического материала и, конечно же, применении полученных знаний на практике при решении задач, составлении уравнений. Решение задач части "В" в ЦТ по химии порой сопровождается непростыми математическими вычислениями, поэтому обязательно подтяните математику, если есть проблемы!
[Совет 3. Не бойтесь, сталкиваясь с неизвестным]
Неотъемлемой частью подготовки к ЦТ является решение задач, по этому поводу у школьников часто возникают вопросы и недопонимания. Некоторые просто не знают с чего начать, увидев непонятную для себя задачу. Прежде всего внимательно прочитайте условие задачи. Представьте, вообразите себе этот процесс, в конечном итоге, опишите для себя последовательность действий в виде схемы, рисунка. И вот увидите, немного поразмыслив, вы найдете правильный выход. Главное не бояться начать действовать!
[Совет 4. Заведите блокнот для формул]
Заведите себе блокнотик, куда бы вы выписывали, отмечали для себя самые сложные для своего запоминания формулы, уравнения реакций. Через n-ное количество заглядываний в этот блокнотик вы все запомните.
Учебник по химии нельзя просто открыть и почитать как художественный роман. С учебником по химии нужно работать и обязательно конспектировать. Когда учите какую-либо тему, свойства веществ, уравнения реакций, непременно прописывайте их. Так быстрее запомнится. Разобрав алгоритм решения определенного типа задачи, решите несколько тематически схожих задача, чтобы окончательно закрепить и уяснить.
[Совет 6. Начните с части "В"]
ЦТ по химии советую начинать с решения части "В", (так сказать на свежую и ясную голову), поскольку часть "В" самая «ценная». Школьники, начинающие решение с части "А", зачастую тратят на это слишком много времени, в итоге, на часть "В" остается небольшой временной интервал. Вы начинаете нервничать, торопиться, и как результат делать ошибки. Кроме того: если, поразмыслив над задачей, вы так и не нашли правильного решения, оставьте ее и приступайте к следующей, берегите драгоценное время.
[Совет 7. Не новый, но очень важный совет]
Повторение – мать учения. Постоянно повторяйте ранее пройденное, обязательно сходите на РТ. Решайте тесты и задачи из ЦТ прошлых лет.
В день сдачи постарайтесь не волноваться, будьте спокойны. Сконцентрируйте все свое внимание на заданиях. Верьте в себя и все получится!
Желаю Успехов!
Наталия Селивончик, профессиональный репетитор по химии.
Грамматические признаки причастий, к сожалению, не раскрывает какой-либо один словарь. Часть речи эта довольно сложна для изучения, а учебные пособия, учителя не всегда доступно излагают такие темы. Поэтому приходится разбираться самим, искать причастия примеры, изучать морфологический разбор причастия онлайн, чтобы овладеть информацией на высоком уровне.
Причастия связаны с глаголами, но отвечают на вопросы прилагательного: какой? какие? и т.д. Например: Узнать – узнаВШий, бегать – бегаЮЩий. "Угадать" эту часть речи получается с помощью суффиксов, они в статье выделены крупно.
Причастия, когда обозначают действие, выполненное кем-то самостоятельно, называют действительными. Если это действие над кем-то производят, то это причастие страдательное. Примеры: УшедШий – сам ушёл – действительный залог, асфальтироваННый – его заасфальтировали – страдательный.
Морфологический разбор причастия - это определение грамматических признаков. Часть признаков причастия берут от прилагательных (падеж, род, число). Причастия всегда связаны с каким-то существительным: Кафе (какое?) закрыТое, повесть (какая?) прочитаННая. Например: ЧитаЕМыми журналами – падеж творительный, множественное число. К куплеННому билету – единств. число, дательный падеж мужского рода. Начальной формой считают ед. число, м. род, имен. падеж.
Причастия могут быть краткими: осознаНа, закрыТа, распилЕНы, причёсаНо. Краткие слова в предложении будут сказуемыми (это их синтаксическая роль). Полные будут определениями.
Остальные признаки – от глагола. Для лучшего их понимания нужно изучить здесь морфологический разбор причастия онлайн бесплатно. Признаки связаны с глаголом, от которого произошло причастие: бросить – глагол переходный, невозвратный, совершенного вида. Значит, причастие «бросиВШий» - тоже невозвратное, переходное, соверш. вида. Время причастия нетрудно определить по смыслу: стреляЮЩий – сейчас стреляет – настоящее, УвидЕННый – его уже увидели – прошедшее. Важно помнить: будущего времени никогда у причастий не бывает!
Вспомним терминологию. Переходность позволяет связываться с существительным в винительном или родительном падеже без предлога. Т.е. можно побороть кого? или что? – лень, противника, борца. Поэтому «побороть» - переходный глагол, а «поборовший» - причастие переходное.
Совершенный вид у глагола, если он отвечает на вопрос «что сделать?». Несовершенный вид - вопрос «что делать?»
Возвратность причастия, глагола – это наличие у них –СЬ- или –СЯ- на конце. Иначе они считаются невозвратными.
Если трудно определить признаки, можно использовать информацию о суффиксах. По суффиксам легко узнать, действительное оно или страдательное, а также время:
У действительных настоящего времени суффикс будет –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ- или –ЯЩ-;
У действительных прошедшего – суффиксы –Ш- или –ВШ-;
Страдательные настоящего времени отличаются суффиксом -ОМ-, -ЕМ- или –ИМ-;
Страдательные прошедшего - суффиксом -НН-, -ЕНН- или –Т-.
Представляем морфологический разбор причастия образец, и разберём причастие из предложения: «Над засыпающим посёлком проплывали облака».
(Над) засыпающим – причастие.
1. Над посёлком (каким?) – засыпающим. Начальная форма – засыпающий.
2. Постоянные (т.е. неизменяемые) признаки: действительное, настоящ. время, несовершенный вид; Непостоянные (меняются от текста к тексту) признаки: единств. число, муж. род, творительный падеж.
3. Посёлком (каким?) засыпающим. В предложении будет определением, подчеркнём волнистой линией.
Причастие - неспрягаемая форма глагола, обладающая определенным лексическим значением - показывать процессуальный признак предмета. Отличительная черта данной части речи заключается в том, что она обладает признаками сразу двух других - прилагательного и глагола. Название произошло от латинского слова «participium», что в переводе означает «принимающий участие».
Что причастие позаимствовало от глагола?
Морфологический разбор причастия требует серьезного подхода, поскольку при выполнении данной процедуры необходимо учитывать большое количество имеющихся признаков от глагола и прилагательного. Глагол и причастие связаны схожим лексическим значением, и порой оно активно дает о себе знать. Например, глагол «краснеть» обладает значением «становиться красным», причастие «краснеющий» имеет такое же значение. Кроме того, у глагола и причастия имеются общие морфологические признаки, которые проявляются при анализе категорий вида, переходности и непереходности, залога и времени. Особо следует отметить страдательные причастия, которые образуются от переходных глаголов. Причастия и глаголы могут одинаково управлять существительным в предложении, это еще одна их схожая особенность.
Признаки прилагательного у причастий
У причастия есть общие черты и с прилагательным. В первую очередь речь идет об одинаковых грамматических признаках (суффикс, окончание, основа). Также у этих двух частей речи имеются одинаковые зависимые категории именного типа (род, число, падеж), которые будут зависеть от категорий существительного, с которым причастие согласуется. Страдательные причастия прошедшего времени обладают полными и краткими формами, именно этим они похожи на качественные прилагательные. Причастие может заимствовать синтаксические функции в предложении у прилагательного и играть роль согласованного определения или именной части составного именного сказуемого.
Морфологический разбор причастия: школьный уровень
Чтобы понять, как именно осуществлять разбор причастия, необходимо определиться с тем, как ее воспринимать: как самостоятельную часть речи или же специфическую форму глагола. Именно при определении статуса причастия здесь возникает самая главная сложность, которая находит свое отражение в справочниках по лингвистике. Во всех учебниках, используемых в средних школах, причастие описывается как особая форма глагола. Именно там приводится схема разбора причастия, которая соответствует пониманию данной части речи в статусе самостоятельной. Некоторые лингвисты считают, что если причастие играет роль самостоятельной части речи, то его действительные и страдательные формы прошедшего и настоящего времени следует рассматривать в качестве отдельных слов. В данном случае следует использовать следующую схему разбора: указать причастие в начальной форме (отметив род, число, падеж), морфологические признаки слова постоянного типа (возвратность, время, вид, страдательное/действительное) и непостоянного типа (число, род, форма и падеж). По своей форме причастие может быть полным и неполным, а падеж указывается только у слова, находящегося в первой форме. Затем следует указать синтаксическую роль причастия внутри предложения.
Разбор причастия на вузовском уровне
Морфологический разбор причастия активно используется не только при изучении русского языка на школьном уровне, но и на вузовском. В последнем случае используется более углубленная версия разбора, позволяющая получить полную картину по исследуемому слову, которая может пригодиться при необходимости получить информацию о его происхождении. Данный разбор происходит по следующей схеме: указывается слово внутри текста, часть речи, категориальное значение, начальная форма причастия + вопрос к ней и смысловой вопрос. Также следует указать глагольную основу, от которой было образовано причастие, вместе с суффиксом, использованным для создания данного слова. Указываются дополнительные категории: вид, возвратность (указывается у действительных причастий), залог, время и переходность (указывается у действительных причастий). Также при выполнении данного разбора необходимо указать форму причастия (краткая или полная) и отметить ее показатели; уточнить существительное, с которым оно согласуется, и указать согласовательные категории (род, число, падеж). Напоследок нужно указать синтаксические функции причастия.
Как разобрать краткое причастие?
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму и, таким образом, нуждаются в специальном обращении. Морфологический разбор краткого причастия осуществляются по следующей схеме: указывается признак предмета, вопрос к причастию, начальная форма. Также необходимо указать ряд морфологических признаков: время, вид, возвратность, форму, число, род. Падеж определять здесь не нужно, поскольку краткие причастия невозможно склонять. Также нужно указать синтаксическую функцию слова внутри предложения. Краткие причастия следует разбирать особенным образом, они могут изменяться по родам и числам. В предложении они могут играть роль именной части составного именного сказуемого, это следует учитывать при выполнении разбора. Следует помнить о том, что краткие причастия могут совпадать с краткими прилагательными, и отличить их друг от друга порой бывает очень сложно. Краткие прилагательные могут иметь лексическое значение признака действия, которое осуществляется в какой-то определенный временной промежуток. Краткие страдательные причастия обычно обозначают признак предмета, который является результатом какого-либо действия, совершенного в прошлом.
С чем еще можно перепутать краткие причастия?
По мнению некоторых лингвистов, краткие страдательные причастия могут быть схожи с функциональными омонимами, оканчивающимися на «то» и «но»: прикрыто, убрано, прокурено. Данные грамматические омонимы именуются причастными предикативами (словами категории состояния) и выделяются в отдельную часть речи. Краткие страдательные причастия могут употребляться в двусоставных предложениях, они обязательно должны согласовываться с существительными и местоимениями-существительными в некоторых именных категориях. Данные словоформы могут выполнять функцию именной части составного именного сказуемого.
Причастие: морфологический разбор части речи
Необходимо выполнять морфологический разбор причастия для определения его принадлежности к той или иной форме. В противном случае при выполнении анализа можно совершить серьезную ошибку и указать часть речи неправильно. При необходимости допускается использование справочников и дополнительной литературы, позволяющей определить часть речи максимально корректно.
Особенное положение причастия в русском языке
Данная часть речи обладает двойственной природой, поэтому занимает особое место в системе русского языка. Еще в 1757 году М. В. Ломоносов заявил, что причастие следует рассматривать как особую часть речи, на тот момент времени подобное решение было принято на основе имеющихся античных традиций. В XX веке некоторые лингвисты продолжили лоббировать эту идею, утверждая, что причастие имеет полное право получить обособленное положение. Существовала и точка зрения, согласно которой причастие следует считать отглагольной формой прилагательного. Сейчас данное мнение не так популярно, однако его последователи по-прежнему настаивают на нем. Есть и третье мнение, согласно ему, ученые соглашаются с гибридностью причастия, но утверждают, что его связь с глаголом слишком сильна. Именно поэтому выделить причастие в отдельную категорию не представляется возможным. Данной точки зрения придерживаются ведущие лингвисты XX века, с ее учетом была составлена знаменитая «Русская грамматика-80», использующаяся сегодня в качестве одного из ведущих пособий по лингвистике.
Морфологический разбор причастия (разбор под цифрой 3)
Сверьте со своим учебником: причастие и деепричастие определены в нем как формы глагола, или как самостоятельные части речи.
Примечания:
- Причастия можно определить по вопросам (какой? Что делающий? Кем …?) и по суффиксам:
Действительное причастие прошедшего времени (-вш-, -ш-). Суффикс -ш используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нес-ти → нёсший, вез-ти → вёзший.
(Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если глагол оканчивается на -шибить, -ереть: вытереть – вытерший, ушибить – ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший недопустимы в литературном языке).
Страдательное причастие прошедшего времени (-енн-, -нн-, -т-)
Действительное причастие настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-)
Страдательные причастия настоящего времени (-ем-, -ом-, -им-)
- Причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.
- Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого: Компьютер заземлен.
- Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, имеют полную и краткую форму
Признаки, по которым можно отличить отглагольное прилагательное от причастия:
1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко (но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око).
2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь;
3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: квашеная капуста, сравни: квашенная на зиму капуста.
4) Отглагольные слова на –ованный, -еванный - прилагательные: преобразованный, стерилизованный.
Примеры морфологического разбора причастия
Разбор причастия как формы глагола: | Разбор причастия как самостоятельной части речи |
вертящаяся - глагол, нач. форма вертеться;пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. | вертящаяся
- прич., нач. форма вертящийся; пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст. времени; непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.; синт. роль: определение. |
(с) игравшими – глагол, начальная форма – играть;постоянные признаки: НСВ, невозвратный, непереходный, 1 спр., действительное, прош.вр.; непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение. | (с) игравшими – прич., начальная форма – играющий;постоянные признаки: невозвр., НСВ, действительное, прош.вр.;непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение. |
бегущее - глагол, нач. форма бегать;пост. признаки: неперех., невозвр., НСВ, I спр;непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, ср. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. | бегущее - прич., нач. форма бегущий; пост. признаки: невозвр., НСВ, действит., наст. времени; непост. признаки: в ср. роде, ед. числе, И. п.; синт. роль: определение. |
заземленном - глагол, нач. форма заземлить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. Вр., полн. форма, муж. Рода, ед. числа, П. п.;синт. роль: определение. | заземленном
- прич., нач. форма заземленный; пост. рризнаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени; непост. рризнаки: в полн. форме, муж. Роде, ед. ч., П. п.; синт. роль: определение. |
покупаемого – глагол, начальная форма – купить;постоянные признаки: СВ, невозвратный, переходный, 2 спр.;непостоянные признаки: полн. страдательное, наст. Вр., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение. | покупаемого – прич., начальная форма – покупаемый;постоянные признаки: невозвратный, СВ, страдательное, наст. вр.;непостоянные признаки: полн. ф., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение. |
Морфологический разбор деепричастия (разбор под цифрой 3)
Примечания:
- Деепричастие – обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? (НСВ) или что сделав? (СВ). Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :
молчать
:
молч
-ат
→
молч
а
;
решать
:
реша
-ют
→
реша
я
.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :
замолчать
:
замолча
-ть
→
замолча
в
;
решить
:
реши
-ть
→
реши
в
;
заняться
:
заня
-ть-
ся
→
заня
вши
сь;
принести
:
принес
-ти
→
принес
ши
.
- Синтаксическую роль деепричастия можно определить только в контексте предложения. Если есть зависимые слова – часть обстоятельства, если нет – обстоятельство.
- Деепричастие может перейти в наречие, при этом оно лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. Наступать надо немедля.
Деепричастия, перешедшие в наречия, встречаются в составе фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки, кишмя кишат и т.п., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.
Примеры морфологического разбора деепричастия
Разбор деепричастия как формы глагола: | Разбор деепричастия как самостоятельной части речи |
потягивая - глагол, нач. форма потягивать;пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. | потягивая
- деепричастие; пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое; непост. признаки: нет; синт. роль: часть обстоятельства. |
спотыкаясь — глагол, нач. форма — спотыкаться.постоянные признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. | спотыкаясь – деепричастие.пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемоенепост. признаки: нет;синт. роль: часть обстоятельства. |
окончив - глагол, нач. форма окончить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт роль: часть обстоятельства. | окончив - деепричастие;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;непост. признаки: нет;синт роль: часть обстоятельства. |
На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.
Тема: Причастие
Урок: Морфологический разбор причастий
Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.
Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.
I. Указать часть речи.
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).
2. Постоянные признаки:
1) действительное или страдательное;
3. Непостоянные признаки:
1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
4) падеж (у причастий в полной форме).
Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…
I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.
II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый
2. Постоянные признаки:
1) страдательное причастие;
2) прошедшее время;
3) совершенный вид.
3. Непостоянные признаки:
1) полная форма;
2) единственное число;
3) мужской род;
4) именительный падеж.
III. Синтаксическая функция.
В предложении является согласованным определением.
Домашнее задание
Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.
Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
Русский язык. Причастие.
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
Правописание причастий. Упражнения.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.