Ребенок играя остается серьезным воспринимает. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Наедине с толпой

Что такое функция? Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. Независимую переменную иначе называют аргументом, а о зависимой говорят, что она является функцией от этого аргумента. Все значения, которые принимает независимая переменная, образуют область определения функции.


Существует несколько способов задания функции: 1.С помощью таблицы. 2.Графический. 3.С помощью формулы. Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты - соответствующим значениям функции.



Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx+b, где x – независимая переменная, k и b – заданные числа. Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую. Прямая пропорциональность – функция вида у=кх, где х – независимая переменная, к – не равное нулю число. Графиком прямой пропорциональности является прямая, проходящая через начало координат.


Построение графика линейной функции Для построения графика линейной функции необходимо: - выбрать любые два значения переменной х (аргумента), например 0 и 1; - вычислить соответствующие значения переменной y (функции). Полученные результаты удобно записывать в таблицу x01 y - полученные точки А и В изображаем в системе координат; - соединяем по линейке точки А и В. Пример. Построим график линейной функции y = -3·x+6. x01 y63


Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у=k/х, где х - независимая переменная и k - не равное нулю число. Областью определения такой функции является множество всех чисел, отличных от нуля. Если величины x и y обратно пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением y = k / x, где k есть некоторая постоянная величина. График обратной пропорциональности есть кривая линия, состоящая из двух ветвей. Этот график называют гиперболой. В зависимости от знака k ветви гиперболы расположены либо в 1 и 3 координатных четвертях (k положительно), либо во 2 и 4 координатных четвертях (k отрицательно). На рисунке изображен график функции y = k/х, где k – отрицательное число.



ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ. y=kx, k0, b=0 - прямая пропорциональность,. График - прямая, проходящая через начало координат; y=b, k=0, b0. (b>0, выше оси OX; b 0, выше оси OX; b"> 0, выше оси OX; b"> 0, выше оси OX; b" title="ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ. y=kx, k0, b=0 - прямая пропорциональность,. График - прямая, проходящая через начало координат; y=b, k=0, b0. (b>0, выше оси OX; b"> title="ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ. y=kx, k0, b=0 - прямая пропорциональность,. График - прямая, проходящая через начало координат; y=b, k=0, b0. (b>0, выше оси OX; b">

Определение : Числовой функцией называется соответствие, которое каждому числу х из некоторого заданного множества сопоставляет единственное число y.

Обозначение:

где x – независимая переменная (аргумент), y – зависимая переменная (функция). Множество значений x называется областью определения функции (обозначается D(f)). Множество значений y называется областью значений функции (обозначается E(f)). Графиком функции называется множество точек плоскости с координатами (x, f(x))

Способы задания функции.

  1. аналитический способ (с помощью математической формулы);
  2. табличный способ (с помощью таблицы);
  3. описательный способ (с помощью словесного описания);
  4. графический способ (с помощью графика).

Основные свойства функции.

1. Четность и нечетность

Функция называется четной, если
– область определения функции симметрична относительно нуля
f(-x) = f(x)


График четной функции симметричен относительно оси 0y

Функция называется нечетной, если
– область определения функции симметрична относительно нуля
– для любого х из области определения f(-x) = –f(x)

График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

2.Периодичность

Функция f(x) называется периодической с периодом , если для любого х из области определения f(x) = f(x+Т) = f(x-Т) .

График периодической функции состоит из неограниченно повторяющихся одинаковых фрагментов.

3. Монотонность (возрастание, убывание)

Функция f(x) возрастает на множестве Р, если для любых x 1 и x 2 из этого множества, таких, что x 1

Функция f(x) убывает на множестве Р, если для любых x 1 и x 2 из этого множества, таких, что x 1 f(x 2) .

4. Экстремумы

Точка Х max называется точкой максимума функции f(x) , если для всех х из некоторой окрестности Х max , выполнено неравенство f(х) f(X max).

Значение Y max =f(X max) называется максимумом этой функции.

Х max – точка максимума
У max – максимум

Точка Х min называется точкой минимума функции f(x) , если для всех х из некоторой окрестности Х min , выполнено неравенство f(х) f(X min).

Значение Y min =f(X min) называется минимумом этой функции.

X min – точка минимума
Y min – минимум

X min , Х max – точки экстремума
Y min , У max – экстремумы.

5. Нули функции

Нулем функции y = f(x) называется такое значение аргумента х, при котором функция обращается в нуль: f(x) = 0.

Х 1 ,Х 2 ,Х 3 – нули функции y = f(x).

Задачи и тесты по теме "Основные свойства функции"

  • Свойства функций - Числовые функции 9 класс

    Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Свойства логарифмов - Показательная и логарифмическая функции 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 14 Тестов: 1

  • Функция квадратного корня, его свойства и график - Функция квадратного корня. Свойства квадратного корня 8 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Степенные функции, их свойства и графики - Степени и корни. Степенные функции 11 класс

    Уроков: 4 Заданий: 14 Тестов: 1

  • Функции - Важные темы для повторения ЕГЭ по математике

    Заданий: 24

Изучив эту тему, Вы должны уметь находить область определения различных функций, определять с помощью графиков промежутки монотонности функции, исследовать функции на четность и нечетность. Рассмотрим решение подобных задач на следующих примерах.

Примеры.

1. Найти область определения функции.

Решение: область определения функции находится из условия

ЕГЭ -2016

Вариант 1

1.В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2.Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3.Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4.Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

5.В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания:

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Вариант 2

1. Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований

в космосе.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Вариант 3

нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Вариант 4

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.Топот матросских ног да легкий шум веревок нарушал тишину работ.

2. Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.

3.Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

4. Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за того своих дарований.

5.Небосвод покачивался и то приближался то отходил.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3)конечно(4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумаешь иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, а дневник помогает ему в этом.

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Существуют ученые (1) которые (2) охотнее выискивают ошибки в чужих работах (3) нежели устанавливают истину.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.

Вариант 5

1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

2) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

3) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

4) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

5) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Вариант 6

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

2)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.

3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Перифраза — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику .

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Вариант 7

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

2) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

3) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.

4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.

5) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как это ни странно (1) но Фридриху Прусскому (2) который до конца жизни не мог забыть позорного поражения под Кунерсдорфом (3) так и не пришла в голову мысль(4) что решающую роль в этой битве сыграл патриотизм русского народа

Вариант 8

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.

2) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

3) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

4) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Вариант 9

15. Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ за-пя-тую.

1) Во-ло-дя по-да-рил сест-ре кор-зи-ну с цве-та-ми и ко-роб-ку кон-фет и от всей души по-же-лал ей сча-стья.

2) Всё шум-нее и шум-нее раз-да-ва-лись по ули-цам песни да крики.

3) Я ис-пу-гал-ся и стал про-сить Ивана Иг-на-тьи-ча ни-че-го не ска-зы-вать ко-мен-дан-ту.

4) Мик-ро-вол-ны рас-ка-чи-ва-ют мо-ле-ку-лы воды в про-дук-тах и энер-гия их ко-ле-ба-ний пре-об-ра-зу-ет-ся в тепло.

5) Около Ста-со-ва все-гда можно было встре-тить каких-то новых людей и он по-сто-ян-но с некой та-ин-ствен-но-стью в го-ло-се ре-ко-мен-до-вал их как ве-ли-ких в бу-ду-щем.

16.

Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.

18 .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4) Николай поднялся и стал прощаться.

Вариант 10

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.

2) Телеграмма была не только загадочной но и обнадеживающей.

3) В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.

4) То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.

5) Несколько последних лет капитан Иван Дмитриевич Котлов дни своего рождения проводил или в море или в далеких чужеземных портах.

Неуклюжие и нахальные шмели (1) свалившись (2) с размаху в озёра (3) кружились и гудели (4) тщетно взывая о помощи.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык, глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Длинный обеденный стол (1) вокруг (2) которого (3) разместились двенадцать стульев в полотняных чехлах (4) покрыт белоснежной скатертью.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ночью температура сильно понизилась (1) но (2) так как (3) в дровах не было недостатка (4) то мы спали хорошо.

Вариант 11

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кончились передачи по телевизору отец щёлкнул выключателем и все молча стали ложиться спать.

2) Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими попросту жить.

3) В воздухе повеяло прохладой и крепче запахло полынью и тамариском.

4) Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.

5) Володька как очутился в лесу так и завертел радостно головой.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Три неприятельских судна (1) идя вслед (2) за пенящим воду (3) пароходом (4) медленно приближались.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Егор Иванович достаточно изучил повадки браконьеров. Хищники охотились (1) именно (2) в этом районе, недалеко от высокогорных пастбищ. За мясом (3) конечно (4) придут только к вечеру, когда убедятся, что все тихо.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сощурившись от нестерпимого солнца, Володька глядел на широкую реку (1) по которой (2) плыли белоснежные теплоходы (3) и неказистые буксиры тащили баржи...

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ещё не растаявшие маленькие льдины плавали по воде (1) и (2) когда (3) волны их сталкивали друг с другом (4) звенели точно хрустальные бокальчики.

Вариант12
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) На тренировках и соревнованиях он не нервничал и не кричал.

2) Неприятельские корабли окутались дымом и глухой гром непрерывно катился по морю.

3) Распоряжения компании не только срывали широкие планы Невельского но угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.

4) Он [Леонид] мог быстро плыть баттерфляем и двести и четыреста и даже пятьсот метров.

5) В комнату доносились гулкие гудки автомобилей басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол (1) выкрашенный (2) в голубую краску (3) разрезая (4) острым носом волны (5) искусно сделанные (6) из материи (7) как бы плыл навстречу школьникам.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Изготовлять такие спиральки мне (1) казалось (2) недосягаемым мастерством. Кочегарам (3) видимо (4) приказали угля не жалеть.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полк майора Волошина (1) в составе (2) которого находился батальон (3) был сформирован только в конце лета.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака резко подняла голову (1) и (2) когда (3) послышался грозный рык (4) беглец понял (5) что ему не уйти.

Вариант 13
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Раздавались только тихий шелест раздвигаемых кустов за забором да осторожные шаги двух человек.

2) Копыта лошадей глубоко уходили в разбухшие листья мох и молодую траву.

3) Теперь то одна лошадь то другая забегала вперед и всякий раз отставшей приходилось нагонять свою соседку.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5) Высокая скала преградила нам путь и лодке пришлось объехать её.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Васёк (6)взволнованный (7) событиями вечера (8) не мог уснуть.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

К счастью (1) выйдя из салона, он прошёл несколько шагов до перекрёстка и обнаружил за углом мост через Шельду. С той стороны шли (2) очевидно (3) очень респектабельные кварталы, виднелся серый бульвар и небольшой рыбный базарчик прямо на причале.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тринадцать лет я провел в ожидании произведения (1) в основу (2) которого (3) должны были лечь эти записки.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вовка с каждым днём становился всё чернее (1) и (2) когда (3) его загар достиг предела (4) стал больше времени проводить в курятнике.

Вариант 14

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.


В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок. Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день. Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов. Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание. 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.








Пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.






Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное. Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится. Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их. Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип. 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок. Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересними собеседниками. Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


1)Придется теперь ремонтироварить радиоприемник или даже покупать новый. 2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья. 3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском. 4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки 5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.






4. Гражданство 5. Дружественных 6. Полутора 7. А-4; Б – 7; В – 6; Г – 1; Д – 2 8. Оказвался 9. Отбросить, отдать 10. Фасолевый 11. Отклеивариться 12. Неглубокий 13. Подолгу, зато 14. 1,2,3,2,3,4 Ключи к заданиям:



Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование

Желаем успеха

(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты

компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)(…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать

в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

наконец потому что хотя однако это

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср.

1. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи.

Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. //

2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. Уделять много времени учёбе.

3. мн.: времена, -мён. Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.).Военное в. Новое, старое в. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времён.

прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Глаголы изменяются по временам.

Ответ : ___________________________.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

грАжданство давнИшний позвонИм жалюзИ рвалА

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, – одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: ___________________________.

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Самый способнейший студент обучается

1) нарушение связи между подлежащим и

на нашем факультете.

сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. В) Читая статью, всегда делаются пометки.

Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – я человек отставной

2) смешение прямой и косвенной речи.

3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4) нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, простые и составные формы обеих степеней сравнения.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) Неверное построение предложений с деепричастным оборотом

7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать

Ответ: ___________________________

находч..вый

достра..вать

фасол..вый

насмешл..вый.

наста..вать

Ответ: ___________________________

расскаж..шь

обижа..шь

успоко..нный

омыва..мый

откле..ваться

Ответ: ___________________________

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и

выпишите это слово.

Известный библиограф

П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо

(не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Ответ: ___________________________.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

Ответ: ___________________________.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Ответ: ___________________________.

15 Расставьте знаки препинания.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Ответ: ___________________________.

16 Расставьте знаки препинания:

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Ответ: ___________________________.

17 Расставьте знаки препинания:

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

Ответ: ___________________________

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого. (По В. Ганичеву)

Валерий Николаевич Ганичев (род. В 1933 г.)– писатель и ученый, доктор исторических наук, профессор, академик, Председатель Правления Союза писателей России, автор исторических романов и повестей «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Адмирал Ушаков».

20 Какое утверждение соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.

1) Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову.

2) Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине.

3) Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру.

4) Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.

Ответ: ___________________________.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.1 ) Предложения 1 – 3 содержат повествование.

2) Предложения 4 – 6 содержат описание.

3) Предложения 7 – 10 содержат элементы описания.

4) В предложениях 12 – 14 содержится рассуждение.

5) В предложении 18 присутствует элемент описания.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 12 – 14 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 12 – 18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,

выполняя задания 20 – 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

читателя к размышлению. (Б)_____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.

Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как (В) _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. (Г) _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) ряд однородных членов

3) фразеологизмы

4) инверсия

5) олицетворение

6) неполные предложения (парцелляция)

7) эпитеты

8) литота

9) вопросительные предложения

А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мониторинг 11 класс Русский язык

Диагностическая работа № 2

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. ПРИМЕР:

Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняетсяна бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1 – 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность

слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

5) Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.

Ответ: ___________________________.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором

(2) предложении текста? Выпишите это слово.

необычные

некоторые

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный .

Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

натуральный , -ая, -ое; -лен, -льна.

1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.). Натуральная история.

2. Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.

3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный налог. Натуральный обмен.

4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный. Натуральный шелк, мех.

Натуральный кофе.

5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех.Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.

Ответ: ___________________________.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.

Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

Ответ: ___________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

пять ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

опытные ШОФЕРЫ

несколько ГЕКТАРОВ

Ответ: ___________________________

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

1) неверное построение предложений с

деепричастным оборотом

Б) Большинство возражали против такой оценки

2) нарушение в построении предложения

его творчества.

с несогласованным приложением

В) Получив начальное домашнее образование в

3) смешение прямой и косвенной речи.

Москве, этого было достаточно для поступления

в Пажеский корпус.

Г) Я читал роман «Анну Каренину».

4) нарушение связи между подлежащим и

сказуемым

Д) Я знаком с группой ребят, болеющими

5) одновременное употребление полной

за «Динамо».

и краткой формы прилагательного в

составном сказуемом

6) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

7) нарушение в построении предложения с

сбивч..вый

орнам..нт

к..рьерист

Ответ: ___________________________

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..говорчивый, во..делывать пр..дедушка, пр..бежка пре..почесть, о..бить бе..жизненный, в..бодрить пр..милый, пр..крыть

Ответ: ___________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен. Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы. Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

Ответ: ___________________________

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)? (ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем. Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.

Ответ: ___________________________

14 Укажите все цифры, на месте которых пишетсяНН.

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

Ответ: ___________________________

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставитьОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Ответ: ___________________________

16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

Ответ: ___________________________

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а вовторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".