Сообщение о жанрах фольклора. Примеры фольклора. Примеры малых жанров фольклора, произведений фольклора. Современный русский фольклор

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Фольклор — это вид коллективной словесной деятель-ности, которая осуществляется преимущест-венно в устной форме. Основные категории фольк-лора - это коллективность, традиционность, фор-мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле-ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се-мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че-тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели-гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы-лина, историческая песня, духовный стих, лириче-ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро-дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас-сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого-ворки и некоторые другие.

Он также затрагивает мечту, ее последствия и ее интерпретации в этом сообществе. к северу Салих принимает повествование, подобное тому, что происходит в популярных анекдотах, особенно тех, которые проявляются в альфа-лайла-валайле арабского наследия, где есть несколько рассказчиков, и когда основная сказка разветвляется на несколько историй.

То же самое происходит в Даувальбайте. он возвращается к обычным новаторским методам, за исключением третьей части, в которой он использует стиль, подобный стилю народных сказок, который стоит в основном на народном языке. Салих использует гибрид классического арабского и народного языка, особенно в Марьюде. автор говорит, что в этой комбинации нет ничего плохого. В третьей главе Бусра подробно излагает вопрос о легенде о мудрой незнакомке, которая спускается в определенную общину, что очень распространено во многих африканских культурах, которые вступили в контакт с мусульманской культурой.

Анекдот - один из жанров фольклора: короткий уст-ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из-любленным персонажем был разыгрывающий одно-сельчан мужик.

Байка - традиционно мужской устный рассказ шут-ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу-лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер-ские, театральные и шоферские.

Это лучше всего увидеть в сообществе Хауса в Западной Африке и Дарфуре в Западном Судане. Здесь мудрый незнакомец играет основную роль в исламизации общин. В то время как первые занимались афро-арабскими отношениями, изучая Мех, Хауса и Барго, последний изучил легенду о мудрой незнакомке в более чем 20 историях из эпоса Хилали.

Автор считает, что легко контролировать обращение Салиха к легенде, которая представляет собой справочную структуру его романов и рассказов и что понимание взаимоотношений этих писаний с легендой позволяет легко понять его тексты. Затем автор уточняет вопрос о мудрой незнакомке в романах и рассказах Салиха. Он говорит, что Домат Вад Хамид содержал раннюю ссылку на легенду о мудрой незнакомке: это сам Вад Хамид, после которого деревня была названа позже Салих в этом романе очень близок к понятию мудрого незнакомца.

Баллада(балладная песня, балладный стих) - один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак-теристики балладных песен - эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на-родного эпоса фантастическими и магическими мо-тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни-тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче-ская песня «Василий и София». Все содержание - вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко-торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб-ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно-шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

В Свадьбе Заина характер вали, аль-Ханин, приближается к характеру мудрого незнакомца. Он не появляется в деревня, но очень редко, и исчезает. Это вызвало много разговоров и спекуляций. Он сделал много чудес для жителей села. В Сезон для миграции на Север Мустафа Саид является центральным персонажем, который спускается в деревню, откуда никто не знает и не становится активным участником сообщества. В этом романе аспект легенды мудрого незнакомца кажется довольно расплывчатым. Характер Мустафы Саида несет, но очень мало, черты мудрого незнакомца.

Былина - произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди-озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин - Русь X—XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино-верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре-лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус-ского эпоса. В русских былинных традициях - осво-бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи-тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор-ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор-ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по-этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы-бора: жениться или умереть.

Это потому, что он пришел из центра просвещения, Хартума, и пришел с материальным, а не с духовным знанием. Он исчезает резким и расплывчатым образом. Но Даввальбайт - самый близкий из романов Салиха к легенде о мудрой незнакомке. Здесь читатель находит ясное и видимое применение этой легенды. Характер героя несет в себе все аспекты мудрого незнакомца. Он спустился в деревню, откуда никто не знал. Он был голоден, одинок и получил сильную рану на теле. У него не было религии и он говорил на непонятном языке.

Тем не менее, он нашел свой путь в деревне и стал одним из своих людей. Ему дали имя, обнял ислам и женился на деревенской девушке. Как и Мустасфа Саид, Доувалбаит заканчивается у подножия реки, оставляя позади своего Сына Эйзу, который создал неотразимый духовный авторитет для жителей деревни. В деревне было много легенд и рассказов об Эйзе. В Даввальбаи Салих отошел от мудрого незнакомца, потому что у героя не было религии, но деревня поощряла его к принятию ислама, организуя для этого красивую церемонию.

Быличка (бывальщина) - мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев-шие место в реальной жизни. Достоверность, факто-графичность этих рассказов подтверждается кон-кретными именами; точными географическими на-званиями места действия. Мир быличек прост и хо-рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку - так, как будто это правда.

В четвертой главе автор рассматривает эстетическую ценность использования Салиха фольклорного жанра и того, насколько этот жанр обогатил его произведения. Автор отметил, что один из самых выдающихся аспектов романов Салиха - это интеллектуальное и техническое единство. Истории и романы Салиха полностью связаны друг с другом. Посмотрите на «Пригоршню дат», «Пальму на ручей», «Домит Вад Хамид», «Свадьба Зай», в дополнение к «Сезон для миграции на север» и «Бандарша». Все эти работы должны были отражать воображаемое общество, которое Салих создал в иллюзорной деревне Вад Хамид.

Детский фольклор - обобщенное название неболь-ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю-щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь-евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес-тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать - надоедать) - специ-фический жанр фольклорных повествований, беско-нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо-творную форму

И то, что назвал место после святого человека, очень распространено в Судане. Например, Хартум был просто пустынным местом, пока в нем не появился святой человек. Затем он становился все больше и больше. То же самое можно сказать и о деревне Укаша к северной границе с Египтом, которая обитала и носила имя святого человека, который сделал чудеса.

«Место» также является постоянным элементом в написании Салиха, который является центральным персонажем в его рассказах. Салих также очень много говорит о своих рассказчиках отношения с «дедушкой». Дед в прозвище Салиха - это самостоятельное учреждение.

Духовные стихи - песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак-терная особенность духовных стихов - противопос-тавление религиозного мирскому. Один из древней-ших духовных стихов - «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

После того, как дед приходит в институт отца, особенно в таких общинах, которые основаны на традиции расширенной семьи. Также мудрая легенда незнакомца, без сомнения, является центральной проблемой в Салихском полном романе, воплощающем его истории. Салих время от времени формулирует легенду в другой форме. Можно сказать, что легенда - основной тон в симфонии большого романа.

Ые в жизни человека фольклорные жанры

В заключение автор утверждает, что суданские фольклорные исследования добились прекрасного прогресса и преодолели неясность вокруг этого вопроса и односторонние и избирательные взгляды на наследие. Но эти исследования, к сожалению, продолжали оставаться довольно теоретическими и не имели практической формы. Писания служат для этого хорошим доказательством. Самым важным аспектом творчества Салиха является его использование аспектов современного романа рядом с фольклорным жанром. Те исследования, в лучшем случае, были удовлетворены только ссылкой на фольклорный жанр, Глухая оценка того, как Салих использовал его.

Жнивная песня - разновидность осенних песен ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя, воспе-вающая проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка - вид устного народного творчества, замы-словатое иносказательное описание предмета или яв-ления, предлагаемое как испытание на сообразитель-ность или упражнение (детям) на развитие логиче-ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ-нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест-венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен-ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Салих в фольклорном жанре очень разнообразен, поскольку он очень непосредственно использует народные стихи и изречения и принимает народные стили в повествовании народных сказок. Но род Салиха всегда остается его способностью использовать легенду очень сложным образом, переформулировать и интегрировать ее в основу своего произведения искусства. Это принесло ему вымышленное достижение, которое может бросить вызов многим современным международным произведениям Наиболее выдающимся аспектом современности Салиха была его способность вернуться к корням суданской культуры и его осознанию богатства местного наследия и его призыву к этому наследию.

Заговор - языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со-стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим-патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при-роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Совершенно очевидно, что сравнительные исследования были важны в фольклорных исследованиях в целом. Даже определение группы, которая образует «народ», является результатом сравнительного процесса. Само понятие вариации является результатом сравнения. Историко-географический метод долгое время являлся преобладающим образцом для фольклорных исследований, и он по-прежнему действует как средство приближения и отображения фольклорного материала.

Современный русский фольклор

Изучение фольклора в значительной степени состояло из сравнения между одним текстом и другим и между обычаем и другим. Тексты и обычаи искали и сравнивали для разных целей. В одном случае, на который влияли эволюция и позитивизм, целью было поиск исконной индоевропейской культуры, из которой, как предполагалось, были разработаны западные языки и способы мышления. В этом случае, по словам Макса Мюллера, фольклор считался остатком примитивной мифологии.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд-ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив-ные) - песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ-ными состояниями природы связаны наиболее зна-чительные обряды и песни летнего периода, начи-навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа-ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз-зрения.

Тайлор, Эндрю Ланг и Джеймс Фрейзер, заключалась в том, чтобы достичь более глубокого понимания человеческой культуры во всем мире. В своем эссе «Метод фольклора» Ланг утверждает, что сравнение - это способ проведения фольклорных исследований. В свое время интерес к фольклору финских ораторов был огромным среди студентов в Хельсинском университете. Причиной этого интереса стало растущее националистическое движение, которое возбуждало финскую идентичность, которая позднее создала психическую основу для независимости Финляндии от России.

Легенда - один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник-новения легенды - трансформация предания. Зачас-тую легендами называют устные рассказы об исто-рических лицах или о событиях, которым приписы-вается абсолютная достоверность (легенды об осно-вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла-гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос-нова часто уходит на второй план. По тематике ле-генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай-кале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

В дополнение к финляндскому населению в Финляндии были также шведские люди. В течение первых десятилетий девятнадцатого века это считалось проблематичным. Ранкен познакомился с этими идеями, когда учился в Хельсинки. Он стал школьным учителем истории. Поэтому исторический образ мышления и анализа был хорошо известен ему.

В целом гуманистические исследования в то время были исследованиями истории. Братья Иаков и Вильгельм и их коллеги проследили этимологические корни немецкого языка, археология была исторической дисциплиной, а не научной, были такие дисциплины, как история литературы, искусства, музыки и религий. «История» была общей концепцией, и поэтому она должна была быть более чем на столетие вперед. Неявно, исторический подход стремился найти происхождение, само начало. Сделав сопоставления, было сочтено возможным восстановить эволюцию явления и определить его форму, время и место ее возникновения.

Малые жанры - название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора, исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за-ключается их главная ценность. Сюда относят по-тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек-сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя-тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма-лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Распространение с нетерпением обсуждалось. Ранкен был обучен в этом духе. Собирая фольклор, Ранкен счел возможным не только определить финско-шведскую «национальную» культуру, но в то же время сравнить культурные черты из более широкого географического региона. Также важно заявить, что идея шведского языка в Финляндии как связующего звена между финской и шведской культурой позже стала политическим фактором. По политическим причинам финляндско-шведские фольклористы в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого года нуждались в сравнении, чтобы показать, что шведские ораторы в Финляндии были неявно связаны со шведами в Швеции; что они имеют право поддерживать свою собственную шведскую культуру без принятия финского языка.

Небылицы - произведения комической поэзии, не-большие по объему песенки, построенные по прин-ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат-ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте-пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере-вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо-фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, - тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про-тивоположных, «изнаночных» явлений действитель-ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Идея сравнения фольклорных текстов была разработана Юлием Кроном, а позже уточнена его сыном Каарле Крон в так называемом «историко-географическом» методе. Он сочинил песни на финском и эстонском языках, а также темы и мотивы с соседних языков. Для Юлиуса Крона текстов, опубликованных в книгах Калевала, было недостаточно для отправной точки для исследований. Манускрипты как опубликованных, так и неопубликованных материалов не следует игнорировать. Важно было сравнить только самые старые финские варианты с самыми старыми иностранными текстами.

Народные песни - подлинная художественная эн-циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора, описан неполно и противоречиво. Доста-точно условно жанровое деление песен на историче-ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири-ческие и хороводные. Все они - образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга-тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо-ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка - широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле-ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица - краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой - остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло-вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на-рода, - «цветочек», пословица - «ягодка». В посло-вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве-шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4—9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий-ских пословиц» (Московский университет, 4291 по-словица), «Полное собрание русских пословиц и по-говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание - художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове - основателе крупней-ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ - устный народный рассказ, без вымысла пове-ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах-теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка - один из основных прозаических фольклор-ных жанров художественно-фантастического харак-тера.

Для древнего человека нет никакой пропасти между ним и животным миром. Он рассматривает живот-ных прежде всего как существа, равные ему не только физически, но и социально. Окружающий мир для человека населен просто разными племенами с таким же социальным устройством, как у него, и от-ношение к этим племенам то мирное, то враждебное, смотря как проявляется отношение самих животных к нему. И наши предки принимали исключительные инстинкты животных за проявление высшего разума, считая некоторых не только равными себе, но и пре-восходящими его самого. Сказки о животных орга-нично сочетают в себе другие сюжеты (бытовые и волшебные), и порой границу между жанрами про-вести вовсе невозможно. Мифопоэтические пред-ставления о природе, выражающие при помощи об-разов животных и птиц определенное познание мира, переплетаются в сказках с живыми наблюдениями за звериными повадками, являют постепенно крепну-щий дух соперничества между человеком и живот-ным, отстаивание своих прав на жизнь, борьбу за до-бычу и территорию. Бытовые сказки и сказки о жи-вотных отличают необычайный оптимизм и мягкий юмор, пронизывающий повествование. По мере того как человек становился сильнее и увереннее в себе, фольклорные образы животных приобретали другую, более «снисходительную» окраску: волк из злодея превращался просто в глупца («битый небитого ве-зет»), грозный медведь, тотемное животное, наде-лялся добродушием: велела Машенька отнести ста-рикам гостинцев - он и понес.

Для других сказок, бытовых (новеллистических), ха-рактерно противостояние социальных героев: мужик (его сын или дочь) тягается умом и сообразительно-стью с купцами, попами, а то и с самим царем. Боль-шое внимание уделяется семейным конфликтам с не-верной, болтливой или «задорной» женой, с млад-шим братом (сыном) дураком, которому неизменно сопутствует удача («дуракам счастье»), несмотря на природную глупость. Антропоморфизм русской при-роды в фольклорных произведениях касается не только Матери Сырой Земли, но и деревьев, в пер-вую очередь дуба и березы, способных разговари-вать, давать советы и прогнозировать дальнейшее те-чение событий. Деревья в сказках - верные друзья и помощники человека, они укрывают от врагов, дарят волшебные предметы, открывают клады и тайны, вознаграждая героев за труд и терпение. Таким обра-зом, сказки отражают жизнь и представления разно-племенных обитателей (территории, ставшей впо-следствии русской) на этапе возникновения и рас-пада первобытнообщинного строя. И сказки о жи-вотных, и легенды, связанные с верой в духов природы и растений, а также обрядовые песни и дет-ский фольклор характерны для тотемических об-ществ, естественных для этого этапа языческих от-ношений человека с миром.

Скоморошины - разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины - пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко-мического содержания, небылицы. Объединяет их одно - смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа-ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки - шуточный жанр народного творче-ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро-енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы-строе произнесение слов. Скороговорки использова-лись в народе как обучающее средство при формиро-вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) - короткая, обычно рифмован-ная песенка юмористического или сатирического со-держания. Частушки исполняются в веселом задор-ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка - песня, призывающая весну и тепло. Вес-нянки звучали в русских селах вслед за масленич-ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта - день Гера-сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта - день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта - 7 апреля по новому стилю - Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня - разновидность осенних песен в ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя. Из-вестны лишь жнивные песни, наполненные благо-дарностью и прославляющие проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра-ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня - разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на-званиях данного вида песен отражено веселое на-строение, обусловленное наступлением долгождан-ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже-лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду-щей невесте или жениху. В игровых песнях говори-лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца - источника и про-должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: - хоровод-ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду-смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); - песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); - «гулевые» песни, когда иг-рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави-вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) - разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по-эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При-ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на-званию первого числа месяца - calendae (ср. кален-дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопро-вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве-личания и песни-просьбы:

Купальские песни - цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля - по но-вому стилю). Они содержали элементы древних ма-гических формул, направленных на то, чтобы убе-речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня - это зазывание широкой и щед-рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни - песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг-рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под-блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня - разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо-лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) - 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво-дится березке - культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

Бурлацкие песни - песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI - на-чале XVII в., когда государство было особенно заин-тересовано в развитии водных торговых связей и от-ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани-мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес-токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече-вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни - песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе-рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш-лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда-вая образ, искаженный вплоть до своей противопо-ложности. В отличие от былин, с их неизменной по-этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII—XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи - Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши-роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра-ботает» фольклорная символика: смерть восприни-мается как переправа через реку, герои уподобля-ются орлам и соколам, широко употребляются сим-волические образы деревьев - березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни - песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по-терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня - под-руга, шутка сестра», - гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав-ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни - название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на-строение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме-сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни - песни разбойников или о раз-бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII—XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен - мечта о тор-жестве справедливости. Герои разбойничьих песен - удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек-сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при-нять все превратности судьбы.

Свадебные песни - песни, сопровождавшие все сва-дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де-вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка - символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба - это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе-сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото-рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре-жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва-том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха-рактер спектакля, в котором почти каждый был уча-стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) - раз-говор дочери с матерью. Величания - песенные вос-хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не-весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания - лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча-стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни - песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок-рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род-ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони-заны обреченностью («невзгодушка великая - служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп-киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар-менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш-кам, угомону нет: Темна ноченька приходит - на ка-рауле быть, Бел денечек наступает - во строю сто-ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп-пой выделяются причитания.

Хороводные песни - игровые песни, название кото-рых восходит к имени древнего солнечного славян-ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро-вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро-жая солнце. В этом же круге изображали предусмот-ренные содержанием песни различные сценки. Наи-более популярные хороводные песни дошли до на-шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу-ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни - песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре-стьян. Они были освобождены от податей, но поло-жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу-жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби-вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото-рые пытались вернуться обратно в село, насильст-венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де-вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

4. Детский фольклор

Дразнилка - насмешливая, направленная на демора-лизацию недруга прибаутка рифмованного харак-тера:

Жеребьевка - один из самых распространенных жан-ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка - детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни - древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы-бельная песня отличается необыкновенной нежно-стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка - песенка или стишок, которыми сопрово-ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка - коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож-ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни-чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка - рифмованный стишок, с помощью кото-рого играющие дети распределяют роли и устанав-ливают очередность для начала игры.

Фольклор — система систем. Как и литература, он де-лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи-кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе-ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради-ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад-ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне-русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас-сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор — художественные системы, ис-торически сменявшие одна другую.

Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор :

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор : (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Основы художественной образности устного народного твор-чества сложились в доисторический период, когда одновремен-но с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав-шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас-сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще-ства и культуры, которые действовали повсеместно.


Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили-зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

Трудовые песни.

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг-рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит-мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо-вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време-ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про-изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни-ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал-ся ритмический рисунок припева.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на-родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида-вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос-ти они были основаны на образном, метафорическом мышле-нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован-ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит-ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе,поэтому гадание осозна-валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита-телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ-ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га-дания девушек о предстоящем замужестве.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя-точные подблюдные гадания — коллективные гадания о буду-щем. В них первостепенную роль играла символика специаль-ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав-шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.)

Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача-ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Русские святочные гадания на курах. 1858. Лубок

Заговор (или заклинание) — произведение магического харак-тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред-метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род-ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж-ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос-лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано-сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова-ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор-ное явление, были подвержены вариативности.

Классический фольклор — богатая система развитых, художе-ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри-архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об-рядовые и необрядовые.

Обрядовый фольклорсоставляли словесно-музыкальные, дра-матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Необрядовый фольклор.

В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза . В основе их разграничения лежит разное от-ношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, раду-ют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдален-ном. Предание изображает действительность в обыденных фор-мах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным ис-точником для летописцев. В большом количестве предания бы-туют в устной традиции и в наши дни.

Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре-дание" означает "передавать, сохранять". Для преданий харак-терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави-симо от своего социального положения (будь то царь или пред-водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде-альном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толч-ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи-тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в дан-ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори-ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан-тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, пароды, отдельные личности); со сверхъестествен-ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле-генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мерт-вецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведь-ма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — таксильна вера в чудесное в Обломовке!"

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками - т.е. неболь-шими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу-чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывальщи-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци-онально воздействовать на них, внушить страх перед демони-ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не-большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де-моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи-стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер-тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес-просветной ночью, в тумане, при свете месяца...

Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес-тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд-ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель-ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты герои-ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто-рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз-вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. (о Владимире Святославовиче, Владимире Мономахе, Добрыне, Садко, Александре Поповиче, Илье Муромце и т.д.)

Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни-кали по поводу важных явлений в истории народа — таких, ко-торые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. (Песни об Иване Грозном, о «Смутном времени», о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачёвском восстании, об Отечественной войне 1812 г.)

Народные баллады — это лироэпические песни о трагичес-ком событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравствен-ные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ-ведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го-родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен-ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль-турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль-ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадииионный фольклор отличает сложное перепле-тение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испы-тывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на-родные песни литературного происхождения, детский фольк-лор .

Старинная протяжная песня была сильно потеснена город-скими "жестокими романсами ", а также быстро и широко рас-пространившейся частушкой . Вместе с тем постепенно забыва-лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро-вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государствен-ные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольк-лору рабочих . По мере развития капитализма и роста пролета-риата расширялась тематика, увеличивалось количество произ-ведений устного творчества рабочих, для которого было харак-терно влияние книжной поэзии.

Зарождение рабочего класса, слоя мастеровых людей обусловило формирование новой ветви в фольклорном творчестве, которая с течением времени становится заметным и специфическим явлением.

От крестьянского фольклора это творчество унаследовало наиболее демократические, ценные в социально-нравственном и эстетическом отношениях, отвечающие духу времени и потребностям "своего" класса традиции, опыт, формы, репертуар.

Происходило их критическое переосмысление с учетом запросов рабочего класса, его положения, как это видно на примере русских народных песен, бытовавших в России во второй половине XIX — начале XX в.

На первом этапе зарождающиеся песни рабочих питались традициями крестьянских фольклорных песен социального протеста, песен литературного происхождения, декабристских, народнических песен. Крестьянская песня нередко служила сюжетно-образной основой для создания остросоциальных песен рабочих.

Рабочая песня, городской романс, сформировавшиеся к тому времени в самостоятельную ветвь творчества, стали активно распространяться и среди крестьян, в свою очередь влияя на развитие новых форм крестьянского фольклора.

Обретение рабочим фольклором своих самобытных очертаний, заимствование из других сфер творчества различных элементов и их переработка представляют собой полный драматизма процесс. Он сопряжен и с отрицанием крестьянского фольклора, и в известном смысле с его жанровой переработкой, обновлением, упрощением.

Разрушение патриархального уклада жизни, особенно бурно начавшееся со второй половины XIX в. — со времени отмены крепостного права и капитализации России, принципиально изменило ситуацию в традиционном творчестве. Фольклор постепенно переходил на иные позиции в культурной среде. Фольклор XX столетия — это лишь одна парадигма культурного развития со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями основ его бытования.