Научные представления о природе земли можно. Эволюция географических представлений о взаимоотношениях человека и природы. Руководи тель или участники экспедиций

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Эволюция географических представлений о взаимоотношениях человека и природы

Интерес к взаимоотношениям между человеком и средой его обитания следует считать традиционным для географии. В эволю­ции географических представлений по этому предмету можно раз­личать три главных этапа. На первом, наиболее продолжитель­ном, этапе ученых занимал вопрос о том, как природная среда влияет на человека - на жизнь людей, их занятия, культуру, го­сударственное устройство, историю. Этот односторонний интерес отвечал низкому уровню развития производительных сил; тогда человек находился во власти природной стихии, а его ответное воздействие на нее было мало ощутимым. Лишь в Новое время ученые стали обращать внимание на человека как на активный географический фактор, способный существенно влиять на свое природное окружение. Однако это влияние первоначально рас­сматривалось как свидетельство мощи и торжества человеческого разума и техники, а не как нечто, содержащее в себе потенциаль­ную угрозу самим условиям обитания людей.

Земля - ​​сложная, динамичная система, которую мы еще не полностью понимаем. Система Земли, подобно человеческому телу, содержит разнообразные компоненты, которые взаимодействуют сложными способами. Нам нужно понять атмосферу Земли, литосферу, гидросферу, криосферу и биосферу как единую связанную систему. Наша планета меняется на все пространственные и временные масштабы.

Этот скоординированный подход позволяет улучшить понимание Земли как интегрированной системы. Фундаментальные миссии - это миссии, которые разрабатывались на момент публикации десятилетнего обзора, и включают. Миссии по обеспечению непрерывности климата включают.

Потребовалось еще немало времени и горького опыта, чтобы отдельные ученые обратили внимание на пагубные последствия нерационального «хозяйничанья» человека в своем «жилище». Но прошли еще долгие десятилетия, прежде чем беспокойство за судьбы географической среды и самого ее «хозяина» стало все­общим.

Первые наблюдения за влиянием природной среды на челове­ка мы встречаем у древнегреческих географов в V в. до н.э. Так, Геродот обратил внимание на зависимость рода занятий населе­ния (например, скотоводства у скифов) от природных условий и пытался объяснить характер людей влиянием климата. Младший современник Геродота, основатель медицины Гиппократ, делил Ойкумену на три полосы - холодную, умеренную и жаркую - и считал, что жителям этих полос свойственны разные физические и психические особенности.

Откуда географы черпают информацию

Земля - ​​единственная планета, которую мы знаем, способной поддерживать жизнь. Это наша спасательная шлюпка на просторах космоса. За последние 50 лет численность населения мира удвоилась, урожайность зерновых увеличилась в три раза, а экономический рост вырос в семь раз. Исследования в области наук о Земле могут определить, сможет ли Земля поддерживать этот рост в будущем.

Мы тесно сотрудничаем с нашими глобальными партнерами в правительстве, промышленности и обществе в целях повышения экономической безопасности и охраны окружающей среды, которые приносят пользу обществу многими материальными способами. Мы проводим и спонсируем исследования для ответа на фундаментальные научные вопросы об изменениях, которые мы наблюдаем в климате, погоде и стихийных бедствиях, и предоставляем надежную науку, которая помогает принимающим решения принимать обоснованные решения.


Впоследствии многие античные историки, политики и фило­софы (среди них Платон и Аристотель) придерживались взгляда об определяющем влиянии природных условий, и прежде всего климата, на жизнь, нравы народов, на их способность управлять другими народами или, напротив, на предопределенность к раб­скому состоянию. Так возник географический детерминизм - не столько географическое учение, сколько социально-политическая доктрина. В «Географии» Страбона также находим ряд соображе­ний о влиянии природной среды на жизнь разных народов, одна­ко он избегал крайних политических выводов.

Религия, старая или новая, которая подчеркивала великолепие Вселенной, как она открыта современной наукой, могла бы вытащить запасы благоговения и страха, которые вряд ли можно было использовать обычными конфессиями. Рано или поздно такая религия появится.

Вы научный пантеист?

Карл Саган, Бледная голубая точка. Когда вы смотрите на ночное небо или на изображения Космического телескопа Хаббла, вы наполнены чувством благоговения и удивляетесь подавляющей красоте и силе Вселенной? Когда вы находитесь посреди природы, в лесу, у моря, на горном пике - чувствуете ли вы когда-либо чувство святости, как ощущение того, что вы находитесь в обширном соборе? Вы верите, что люди должны быть частью Природы, а не выше этого?

Спустя много столетий, в XVI в., идеологи молодого класса буржуазии в своей борьбе против феодализма пытались найти ес­тественные причины общественных явлений в географо-детерми-нистских взглядах античных ученых. Одним из первых к ним обра­тился французский юрист и политик Ж. Бодэн, а в первой поло­вине XVIII в. его идеи заимствовал и развил выдающийся просве­титель Ш. Л. Монтескье. Географы того времени не проявляли боль­шого интереса к выяснению влияния природной среды на судьбы человечества. Поворот в этом направлении связан с трудами К. Рит-тера (первая половина XIX в.).

Страна, снарядив шая экспе дицию

Если вы можете ответить «да» на все эти вопросы, то у вас есть пантеистические наклонности. Если это так, то научный пантеизм - это, скорее всего, ваш естественный философский или духовный дом. Пантеизм старше буддизма или христианства, и, возможно, уже насчитывает сотни миллионов среди его членов. Многие атеисты и гуманисты могут быть научными пантеистами, не осознавая этого. Научный пантеизм - это современная форма пантеизма, которая глубоко уважает вселенную и природу и радостно принимает и охватывает жизнь, тело и землю, но не верит ни в какие сверхъестественные божества, сущности или силы.

Ранее уже отмечалось, что К. Риттер видел в географии дис­циплину, подсобную для истории, и пытался найти во внешних чертах земной поверхности некое «высшее» предначертание для судеб человечества. В конце XIX в. вульгарно-географические идеи К. Риттера нашли отражение в «Антропогеографии» и «Полити­ческой географии» Ф.Ратцеля. Некоторые его последователи, в свою очередь, продолжали развивать идеи «географического кон­троля» в разных направлениях. В США они получили распростра­нение под названием инвайронментализма. В крайних своих фор­мах это учение приобретало характер вульгарного географизма. Один из его видных представителей Э.Хантингтон утверждал, например, что во все эпохи развитие цивилизации определялось климатом.

Руководи тель или участники экспедиций

В основе пантеизма лежит почитание Вселенной как конечной цели почтения, а для естественной земли - священной. Мы говорим о том, как наши чувства и наши эмоции заставляют нас реагировать на подавляющую тайну и силу, которые нас окружают. Наша земля была создана из вселенной и однажды будет реабсорбирована во вселенную. Мы сделаны из того же материи и энергии, что и вселенная. Мы здесь не в ссылке: мы дома. Только здесь мы когда-нибудь будем иметь возможность увидеть раю лицом к лицу. Если мы считаем, что наш настоящий дом здесь не здесь, а в стране, которая лежит за пределами смерти, - если мы считаем, что нуминоз встречается только в старых книгах или старых зданиях или внутри нашей головы или вне этой реальности - тогда мы увидим это реальный, яркий, светящийся мир, словно сквозь стекло.

Уже в 20-е гг. XX в. в американской географии появились выс­тупления против «жесткого» или «грубого» инвайронментализма, а к середине прошлого столетия это учение практически потеряло сторонников. Но отказ от инвайронментализма привел американ­скую географию к противоположной крайности - географичес­кому индетерминизму, или географическому нигилизму. Инвай-ронментализму стали противопоставлять свободную волю челове­ка, культуру или традиционный образ жизни обитателей, а прак­тически это означало отказ от всякого детерминизма при объяс­нении истории общества. Впрочем, между двумя крайними пози­циями на Западе существовали как бы промежуточные, или ком­промиссные, концепции. В 20-е гг. во французской географии воз­ник поссибилизм (от фр. possible - возможный, возможно) - на-

Понятие природа. современные научные представления о природе

Вселенная создает нас, сохраняет нас, разрушает нас. Это глубокие и старые возможности, недоступные нашим способностям. Это прекрасно, чем мы можем описать словами. Это сложная сверх нашей способности полностью понять науку. Мы должны относиться ко вселенной со смирением, благоговением, благоговением, празднованием и поиском более глубокого понимания - во многих отношениях, которые верующие относятся к своему Богу, минус пресмыкающееся поклонение или ожидание того, что есть кто-то, кто может ответить наши молитвы.


правление, согласно которому природа предоставляет человеку множество возможностей и свободу выбора. Так называемые уме­ренные детерминисты критиковали поссибилистов за недооценку роли природной среды и признание ничем не ограниченной сво­бодной воли. Не претендуя на объяснение общественно-истори­ческого процесса лишь влиянием географической среды, «уме­ренные» детерминисты (Г.Тейлор, А.Ф.Мартин, О.Спейт и др.) достаточно убедительно доказывали, что человек не может эман­сипироваться от влияния природных факторов, и специфическая задача географов состоит в том, чтобы всесторонне изучать это влияние.

Это подавляющее присутствие присутствует внутри вас и вне вас, и вы никогда не сможете отделиться от него. Что бы вы ни взяли у вас, это никогда не может быть отнято у вас. Где бы вы ни были, он там с вами. Куда бы вы ни пошли, это происходит с вами. Что бы ни случилось с вами, оно остается с вами.

Но снова мы говорим не о сверхъестественных существах. Природа сделала нас, и при нашей смерти мы будем поглощены природой. Мы дома как в природе, так и в наших телах. Это единственное место, где мы можем найти и сделать наш рай, а не в каком-то мнимом мире на другой стороне могилы. Если природа - это единственный рай, то разделение с природой - это единственный ад. Когда мы уничтожаем природу, мы создаем ад на земле для других видов и для нас самих.

В советской географии существовала традиция связывать гео­графический детерминизм с буржуазной идеологией, что неред­ко приводило к проявлениям географического нигилизма, к не­дооценке роли природно-географических факторов как в научных экономико-географических разработках, так и в хозяйственной практике. Тем не менее многие географы своими конкретными исследованиями дали немало доказательств важной роли геогра­фической среды в жизни людей и развитии народного хозяйства.

Объяснение домашнего задания

Природа - наша мать, наш дом, наша безопасность, наш мир, наше прошлое и наше будущее. Мы должны относиться к природным вещам и местам обитания, так как верующие относятся к своим храмам и святыням, как к священным, - чтобы их почитали и сохраняли во всей их сложной и хрупкой красоте.

Позитивный подход к жизни на земле

Научный пантеизм предлагает самый позитивный и всеобъемлющий подход к жизни, телу и природе любой философии или религии. Наши тела не являются основанием и злом: они хороши. Природа не является отражением чего-то высшего: она самая высокая. Жизнь - это не путь в другое место: это место назначения. Мы должны сделать все возможное, пока у нас есть это.

Пока одни географы спорили о влиянии географической сре­ды на судьбы человечества, другие стали обращать внимание на вторую сторону взаимоотношений в системе человек-природа. Уже опыт древнейших культурных народов, создавших мощные ирригационные системы, мог бы дать пищу для раздумий о тех изменениях, которые человек вносит в природную среду. С Вели­кими географическими открытиями, успехами естествознания и первыми победами молодого капитализма появилась убежденность в силе человеческого разума, способности человека «покорить» природу. С конца XVII в. некоторые ученые допускали, что Ла-Манш мог быть вырыт людьми. Выдающийся французский есте­ствоиспытатель и просветитель Ж. Л. Леклерк де Бюффон в конце XVIII в. разделил историю Земли на семь периодов, последний из которых, по его мнению, характеризуется выходом на арену че­ловека как силы, соперничающей с силами природы.

Iv. австралия и океания

Научный пантеизм укоренен в современном мире. Это примиряет заботу о людях и заботу о планете. Это ставит жизнь, а не смерть, в центр нашей озабоченности. Научный пантеизм имеет свой центральный девиз. Пантеизм воспитывает ум, который принимает мир: сознание ума к яркой реальности, в контакте с чувствами, восприимчивое к энергии тела и вселенной. Ум полностью пробудился к природе, открыт для новых знаний, реагируя на красоту природного мира.

Пантеизм воспитывает разум, который принимает жизнь, тело и себя: ум, свободный от вины за первородный грех или неспособность быть мучеником; без беспокойства о смерти или о возможности вечного наказания за смертью. Пантеизм воспитывает здравый и цельный ум, который уважает разум и доказательства, которые не будут принимать ключевые убеждения без разумной основы, просто на утверждениях древнего писания или утверждения гуру. Пантеизм не требует веры в невозможные события и тайные откровения.

Однако уже в начале XIX в. в суждениях о воздействиях челове­ка на природу появляется новый аспект. В 1820 г. предшественник Ч.Дарвина Ж.Б.Ламарк писал, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Первый серьезный научный анализ изменений, произведен­ных человеком в физико-географических условиях Земли, дал американский географ Дж. П. Марш в 1864 г. 1 Он подробно рас­смотрел последствия антропогенных изменений растительного и животного мира, истребления лесов, устройства плотин, осуше-

Пантеизм удовлетворяет нашу потребность почитать нечто большее, чем мы сами, но никогда не отворачивается от земли и никогда не отходит от доказательств, которые мы находим перед собой. Пантеизм воспламеняет духовность и науку, ум и тело, людей и природу.

Трансцендентальные религии - особенно примитивное христианство и буддизм Тхеравады - имеют негативное отношение к телу. Тело рассматривается как временный контейнер для души или как отвратительный мешок с грязными веществами. Пантеизм имеет совершенно положительное отношение. Тело естественное и священное, как и любая другая часть природы. Заглядывая в организм, сохраняя его здоровье и фитнес с помощью здорового питания и физических упражнений, мы можем и он должен обходиться без чувства вины. Для трансцендентных религий вся земля, как и тело, является всего лишь временной стадией, которая будет уничтожена до Последнего Суда, или исчезнет, ​​когда мы поймем, что это просто иллюзия.

1 См. русский перевод: Марш Дж. П. Человек и природа. - СПб., 1866.


ния болот и озер, осушения и орошения почв и т.д., пытался предвидеть возможные последствия переброски вод Дона в Кас­пийское море или Волги - в Азовское, осушения залива Зёйдер-зе в Нидерландах. Дж. П. Марш убедительно доказал, что недо­оценка взаимосвязей в природе и нарушение сложившегося в ней равновесия ведет к непредвиденным и преимущественно вред­ным косвенным последствиям действий, предпринятых с целью получить непосредственную выгоду. По его словам, природа мстит человеку за подобные непродуманные действия. Он подчеркивал, что воздействие человека на природную среду следует рассматри­вать как проблему физико-географическую. К сожалению, на ро­дине Дж. П. Марша его книга оставалась практически забытой по­чти в течение столетия.

Но эта земля не является промежуточным постом, и это не иллюзия. Пантеизм подтверждает землю и поддерживает природу как самые священные храмы. Забота о здоровье Земли - это не просто вопрос выживания человека, а не только вопрос сохранения разнообразия и дикой природы для нашего удовольствия. Это первичный духовный и этический долг.

Духовный подход в соответствии с возрастом науки и окружающей среды

Накануне Третьего тысячелетия мы стали гражданами космоса. В глазах телескопа Хаббла мы видели вселенную как никогда. Мы видели пустоту пространства, усыпанного галактиками толщиной с снег. Мы видели рождение звезд. Мы нашли планетарные диски вокруг многих звезд. Мы нашли аминокислоты в космосе.

Мыслям Дж. П. Марша созвучны идеи Ф. Энгельса о том, что «мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель вла­ствует над чужим народом... Все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» 1 . За каждое наше пренебре­жение к этим законам природа, говорит Энгельс, пользуясь тем же выражением, что и Марш, мстит человеку неожиданными последствиями. Энгельс приводит ряд характерных примеров та­ких воздействий: запустение в Греции, Малой Азии и других ме­стах из-за исчезновения источников влаги, последовавшего за истреблением лесов; упадок скотоводства в высокогорьях и в то же время катастрофические наводнения на равнинах из-за выруб­ки лесов на южных склонах Альп; смыв плодородного слоя вслед­ствие выжигания горных лесов на Кубе испанскими плантатора­ми ради получения удобрения, хватившего лишь на одно поколе­ние кофейных деревьев. Основную причину безответственного от­ношения человека к природе Энгельс видел в устройстве самого общества: все существовавшие к тому времени способы произ­водства имели в виду достижение ближайших, наиболее непос­редственных полезных эффектов труда.

В этой ситуации невозможно поверить в богов, кроме самой Вселенной, или богов, которые создали эту необъятную необъятность, как основу для нашего крошечного присутствия. Во время этого же поколения мы потеряли наше гражданство на этой земле и рискуем потерять нашу нежную опору в космосе. Мы приобрели власть изменить жизнь, изменить экосистемы, изменить саму планету и угрожать будущему каждого вида, в том числе и нашего.

Сегодня нам нужен духовный подход, который обеспечивает мощную поддержку для экологических действий. Тем не менее, три крупнейшие западные религии обеспечивают лишь слабую поддержку. В этом поколении духовность должна достигать совершеннолетия и возродиться в век пространства, в век науки, в век среды.

В 1868- 1869 гг. известный французский географ Э.Реклю пред­принял попытку популярно описать воздействие человека на при­роду, однако в последнем своем большом труде «Человек и при­рода» (1905 - 1908) он поставил цель рассмотреть влияние поч­вы, климата и всего окружающего на исторические события, по­казать связь судеб человечества с Землею, выяснить причины и следствия в жизни и деятельности народов и установить гармо­нию их с общим ходом развития нашей планеты. С начала XX в. вопросам влияния человека на природу стали уделять внимание некоторые французские и германские географы, но их интересы в этой области сводились главным образом к описанию внешних

Эти страницы предназначены для руководства Пантеизмом. К научному пантеизму - от самосуществования и самоорганизации космоса и природы, к способам, которыми мы можем цементировать и отмечать нашу принадлежность и связь с ними и друг с другом и создавать социальные и экологические условия чтобы все могли наслаждаться этим соединением. Пантестисты считают, что Бог больше, чем вселенная, но также во вселенной и природе. Сестринские страницы предоставления ресурсов для сообщества, действий и общения между пантеистами, религиозными атеистами, религиозными гуманистами, религиозными натуралистами, философскими даосами, язычниками и викканами, которые, как естественная церемония, не верят в магии или богов, поклонников природы и других которые разделяют наши убеждения так, как они себя называют. Эволюция науки - это поиск решений явлений, которые мы не понимаем.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20. - С. 496.


черт ландшафта, связанных с деятельностью человека или к по­искам гармонии в его отношениях с природой.

На рубеже XIX и XX вв. по рассматриваемой проблеме особо выделялись труды русского географа А.И.Воейкова. В 1894 г. он посвятил специальную работу воздействию человека на природу. Анализируя, подобно Дж. П. Маршу, различные негативные по­следствия вмешательства человека в природные процессы, А. И. Во­ейков развивает конструктивный подход, т.е. ищет пути рацио­нального воздействия на природную среду. Главная его идея со­стояла в том, чтобы использовать силы самой природы и их вза­имную зависимость для «земельных улучшений». В упомянутой работе и в ряде последующих этот ученый настойчиво пропаган­дировал использование растительного покрова и воды как глав­ных рычагов управления природными процессами в хозяйствен­ных целях. Эти идеи А. И. Воейков реализовал на практике, он дал научное обоснование развития ирригации в Средней Азии, внедрения субтропических культур в Закавказье, осушения бо­лот, закрепления песков и т.д.

Величайшая заслуга в развитии конструктивного подхода к вза­имоотношениям человека и природной среды принадлежит В. В.До­кучаеву. Его мы вправе считать основоположником комплексного географического направления в природопользовании и оптими­зации природной среды. В отличие от А. И. Воейкова, считавшего, что на природную среду следует воздействовать по принципу «раз­деляй и властвуй», Докучаев требовал «чтить и штудировать всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части» 1 . Этот принцип ученый блестяще реализовал применитель­но к степи как целостному природному комплексу. В 1892 г. он дал глубокий комплексный анализ природы степных ландшафтов, затем показал, как хозяйственное воздействие привело к их про­грессирующему иссушению, развитию оврагообразования, утрате почвенного плодородия; итогом этого исследования явилась ком­плексная программа рационального использования и улучшения природной среды степной зоны. Впоследствии Докучаев, опира­ясь на сформулированный им закон мировой зональности, наме­тил генеральную стратегию совершенствования сельского хозяй­ства и проведения мелиоративных работ в Европейской России применительно к каждой природной зоне.

Другое направление исследований В.В.Докучаева можно рас­сматривать как начало экологической географии. Как известно, он распространял действие закона зональности на человека и го­ворил, что человек зонален во всех проявлениях своей жизни. До­кучаев пытался найти зональную специфику в типах жилища и

1 Докучаев В. В. Наши степи прежде и теперь. . - Соч. - 1951. - Т. б. - С. 97.


одежды, характере пищи, а в отдельных случаях даже в «умствен­ном и нравственном облике» жителей. В советской географии эти высказывания Докучаева было принято считать методологически ошибочными, в них усматривалось проявление географического детерминизма. Однако к настоящему времени наука накопила не­мало доказательств влияния географической зональности на фи­зический облик человека, состояние его здоровья, быт, культуру и хозяйственную деятельность; бесспорно доказано, что человек, как и всякое живое существо, подлежит экологическому исследо­ванию. На этом, как мы увидим в дальнейшем, основано возник­новение экологического направления в современной географии.

Более ста лет назад В.В.Докучаев предвидел, что будущие по­коления петербуржцев столкнутся с тем, что теперь называется ухудшением экологической ситуации. Он обратил внимание на недостаточную изученность природной среды окрестностей сто­лицы и еще в 1890 г. разработал детальную программу комплекс­ного исследования Санкт-Петербурга и его окрестностей. По его мнению, такое исследование дало бы основу для улучшения жиз­ни людей, их благосостояния и здоровья, однако эта программа до сих пор остается нереализованной.

Теоретическим итогом научной и практической деятельности В. В.Докучаева была мысль о необходимости особой науки о вза­имодействии между живой и неживой природой, с одной сторо­ны, и человеком - с другой. В сущности, Докучаев поставил зада­чу перед философией и естествознанием, но практически она ближе всего касалась географии.

Позднее, уже в 20-30-ее гг. XX в., научные представления о воздействии человека на природу обогатились исследованиями В.И.Вернадского и А.Е.Ферсмана, раскрывающими глобальную роль человечества как геологического и геохимического фактора. Однако долгое время вопросам воздействия человека на ландшафты не уделялось должного внимания. Лозунги «покорения» и «преоб­разования» природы, призывы не ждать милости от нее мало спо­собствовали серьезному научному исследованию негативных по­следствий нашего вмешательства в природные процессы. После Великой Отечественной войны научно-исследовательские работы советских географов стали более тесно увязываться с пятилетни­ми планами развития народного хозяйства, с осуществлением грандиозных проектов преобразования природы степей, освоения целинных земель, межбассейнового перераспределения речного стока и т.д. Как бы мы ни относились к подобным «проектам века», нельзя отрицать, что участие в их осуществлении явилось хоро­шей школой для отечественных географов и дало толчок разви­тию таких направлений, как всесторонняя оценка природных ком­плексов, комплексный анализ антропогенных воздействий, гео­графическое прогнозирование.


Что касается эколого-географических идей В.В.Докучаева, ус­ловия для их развития в течение нескольких десятилетий были малоблагоприятными, поскольку общепринятый философский тезис гласил, что влияние географической среды на человеческое общество не является определяющим и всякий намек на геогра­фический детерминизм осуждался. Положение стало меняться к концу 60-х гг., когда во всем мире была осознана оборотная сто­рона научно-технического прогресса и над человечеством навис­ла угроза экологического кризиса.

Рассмотрим каждый из этих уровней.

В основе материального мира лежат объекты МИКРОМИРА - элементарные частицы, атомы и молекулы. В настоящее время известны сотни видов элементарных частиц. За исключением электрона, исследования которого начались еще в прошлом веке, все они были обнаружены в ХХ столетии. Свойства элементарных частиц резко отличаются от свойств привычных нам материальных объектов. Одновременно они обладают и корпускулярными и волновыми свойствами, то есть ведут себя и как частица и как волна.

Элементарные частицы подразделяются на тяжелые частицы - АДРОНЫ (протоны, нейтроны, мезоны) и легкие частицы - ЛЕПТОНЫ (электрон, нейтрино). Адроны и лептоны и лежат в основе АТОМА. Атомы, в свою очередь, взаимодействуя между собой, образуют МОЛЕКУЛЫ.

Помимо элементарных частиц, микромир включает в себя и такой объект как ВАКУУМ. Физический вакуум это не пустота, как считалось совсем недавно. Это особое состояние материи. И в физическом вакууме постоянно происходят сложные процессы связанные с непрерывным появлением и исчезновением ВИРТУАЛЬНЫХ ЧАСТИЦ (существующих очень короткое время). Вакуум способен резко изменить свою структуру в результате, так называемых, ФАЗОВЫХ СКАЧКОВ. В результате их возникает огромное количество устойчивых элементарных частиц и выбрасывается колоссальное количество энергии.

На изучение микромира человечество затрачивает колоссальные средства. Есть ли в этом смысл, практическая польза для нас, или нет? В чем вы ее видите?

МАКРОМИР. Главным структурным элементом макромира является живая клетка. Это особая биологическая организация материи, возникшая на планете Земля. Как же возникла клетка? По этому поводу существует множество гипотез. Рассмотрим одну из них.

Формирование клетки началось уже в газопылевом облаке, в период формирования нашей Галактики. Первоначально здесь возникают различные соединения углерода и водорода.

Из углеродных соединений и других химических элементов, в частности, аммиака, возникают аминокислоты, или органические кислоты, являющиеся основным компонентом белка.

Аминокислоты, вступая во взаимодействие друг с другом, образовали крупные биологические молекулы - ДНК и РНК.

Молекулы нуклеиновых кислот имеют свойство самовоспроизведения себе подобных, так как записанная в них информация позволяет управлять всем процессом образования белковых веществ. Именно таким образом и могли возникнуть первые клетки.

По последним научным данным первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 миллиарда лет назад.

Около 2 миллиардов лет назад произошел качественный скачок в их развитии. Появились клетки, способные к фотосинтезу. Они использовали энергию солнечного света для химических реакций, в процессе чего выделялся кислород. Появление его в огромных количествах радикально изменило характер Земной атмосферы. Новые формы жизни стали быстро распространяться по поверхности планеты.

Какие еще гипотезы существуют по поводу возникновения жизни на Земле, и каково ваше отношение к ним? Какую гипотезу вы считаете наиболее правильной и почему?

Каковы же основные уровни организации живой материи на Земле?

Прежде всего, ПОПУЛЯЦИЯ - сообщество особей одного вида проживающих на определенной территории. Например, популяция зубров в Беларуси, популяция кенгуру в Австралии, пингвинов в Антарктиде.

Любая популяция является единой системой. Внутри ее регулируются поведение, размножение входящих в нее организмов.

Например, когда биомасса саранчи превышает определенный предел, включаются механизмы, тормозящие программы их размножения. При увеличении числа пчел в улье популяция начинает делиться (происходит роение). В рамках популяции существуют программы поведения, регулирующие поведение особей. Это могут быть звуковые сигналы, запахи и др.

Вы не раз замечали, что даже наши домашние животные - кошки, собаки обязательно "метят" свою территорию. Аналогично поступают и дикие животные в природе. Во время брачных игр у животных также существуют определенные правила поведения. Проигравший в поединке самцов, обязан покинуть данный прайд.

Следующим уровнем является БИОЦЕНОЗ. Это взаимодействие множества популяций между собой и окружающей средой.

Например, лес - это биоценоз, в котором взаимосвязаны популяции растений, мхов, насекомых, птиц и зверей. Все они представляет собой целостную систему. Благодаря этому создаются условия для их совместного существования. Вмешательство человека, нарушение биоценоза, зачастую приводит к катастрофическим последствиям.

В период так называемой "культурной революции" в Китае маоисткое руководство пришло к выводу, что главной причиной низких урожаев зерновых и постоянного голода населения являются воробьи. Дескать, именно стаи воробьев съедают огромное количество зерна. Мао поставил задачу - уничтожить всех воробьев в стране. Тогда, по его мнению, будет окончательно решен продовольственный вопрос. Против бедных птиц была организована крупномасштабная компания по уничтожению. За год воробьи были почти полностью истреблены. А на следующий год Китай был охвачен страшным голодом. Посевы зерновых были полностью уничтожены долгоносиком, естественный враг которого - воробей был истреблен. Китаю пришлось платить золотом за покупку воробьев в других странах.

В 70-е годы аналогичная компания была развернута и у нас в Белоруссии, только против волков. "Серых хищников" надлежало полностью уничтожить, чтобы обезопасить стада колхозного скота. За шкуру убитого животного охотнику выплачивали хорошие премиальные. И процесс пошел. Но когда популяция волка в Республике была почти сведена на нет, начался массовый падеж в наших лесах не только лосей, кабанов, оленей, но и целого ряда других животных. Оказалось, что волк - это в первую очередь "санитар леса", добычей которого становятся больные, ослабленные животные, вероятные источники будущих страшных эпидемий. Уничтожив волка - это крайне необходимое звено биоценоза, мы сразу же включили нежелательный механизм их распространения.

Прошло еще много лет, прежде чем численность популяции волка в Белоруссии была восстановлена.

А проблема Арала, Сибирских лесов, да и многих других регионов Земного шара.

Особенно не везло в этом отношении такому континенту планеты как Австралия.

В XIX столетии сюда одним из фермеров были завезены из Латинской Америки кактусы. Он решил у себя на ферме использовать их как в Мексике - в качестве живой изгороди. Кактусы прекрасно адаптировались в австралийских условиях и стали катастрофически размножаться - благо естественных врагов у них здесь не было. Через несколько десятилетий австралийским фермерам пришлось вести настоящую войну с кактусами - их корчевали, сжигали, травили, но результата это не давало. Пришлось покупать и ввозить в Австралию маленького мексиканского мотылька, гусеницы которого просто выедают кактус изнутри, не давая ему размножаться. Достигнув, наконец, равновесия в биоценозе Австралия справилась с этой бедой. Но ненадолго.

В скором времени австралийцам опять пришлось воевать - на этот раз с совершенно безобидной в Европе виноградной улиткой.

До сегодняшнего дня они пытаются одолеть еще одну напасть - кроликов, завезенных когда-то сюда из Европы, катастрофически размножившихся (вспомните аналогичную ситуацию с кроликами у отца Федора из "Двенадцати стульев"), и превративших неизвестно во что некогда прекрасные австралийские пастбища.

Высший уровень организации макромира - БИОСФЕРА.

Единственным пока примером биосферы является планета Земля.

В этой целостной системе различные биоценозы взаимодействуют как между собой, так и с окружающей средой. При нарушении этого взаимодействия меняется вся структура жизни на планете.

В настоящее время существует гипотеза, согласно которой, вся планета - это живой организм, реагирующий совершенно по-разному на то, что происходит в нем. Поэтому различные природные катаклизмы, эпидемии и многое другое - это своеобразная реакция планеты на негативную деятельность человека. И как любой организм в случае болезни борется с ней, вплоть до отторжения нежизнеспособного органа грозящего гибелью всему организму, так и Земля способна уничтожить человечество, если оно не изменит своего отношения к ней.

Ваше отношение к этой теории?

МЕГАМИР - включает в себя звезды, планеты, галактики, метагалактики.

Как же он возник?

Согласно представлениям современной космологии, примерно 15-20 миллиардов лет назад произошел взрыв сверхплотной материальной субстанции, в результате чего образовались звезды, планеты и другие космические объекты. Взрыв был вызван перестройкой физического вакуума.

Что же представляют собой известные нам космические объекты? Элементарные частицы, ядра атомов могут образовывать особое состояние материи называемое ПЛАЗМА. Звезды и представляют собой огромные плазменные тела. В их недрах непрерывно протекают термоядерные реакции, в результате чего выделяется большое количество энергии. Звезды подразделяются в зависимости от энергетического запаса и размеров на различные типы.

К какому типу звезд относится наше Солнце?

ПЛАНЕТЫ - это космические тела со сложной внутренней структурой.

Имеют ядро, литосферу, а в ряде случаев, атмосферу и гидросферу.

Сколько всего планет в нашей Солнечной системе и каково их расположение?

По имеющимся научным данным, возникновение нашей планеты можно объяснить следующим образом: с момента возникновения наше Солнце окружало газопылевое облако. Постепенно пылевые частицы концентрировались в центральной плоскости, и масса их возрастала. Когда плотность и масса слоя достигла определенного критического уровня, его собственное тяготение стало соперничать с тяготением Солнца. Пылевое облако оказалось неустойчивым и распалось на отдельные пылевые сгустки. Они и стали основой множества плотных тел или планет Солнечной системы.

Формирование нашей Земли началось 5-6 миллиардов лет назад. С образованием твердого тела начался геологический период планеты, который продолжается до сегодняшнего дня.

Первоначально Земля была холодной. Но радиоактивные вещества, входившие в ее состав, начали самопроизвольно распадаться. Выделявшиеся при этом газы и водяные пары, положили начало атмосфере и гидросфере.

Помимо звезд и планет в космосе обнаружены и так называемые ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ. Их существование было предсказано еще А.Энштейном. Через 80 лет, в 1994 году его предсказание было подтверждено с помощью американского космического телескопа " Хабл". Черная дыра зафиксирована на расстоянии 52 миллиона световых лет от Земли, в созвездии Девы.

Объект имеет массу равную 3 миллиардам масс Солнца, но занимает пространство равное нашей Солнечной системе. Представляет собой спиралевидный диск, который вращается со скоростью 550 км/сек.

На основе имеющихся данных и фотографий был сделан вывод о том, что черные дыры возникают после того, как ядро гигантской звезды, использовав запас ядерного топлива, схлопывается или происходит его КАЛАПС. При этом создается гравитационная сила такой мощности, что из ядра не может вырваться даже свет звезды. Под действием гравитационных сил создается воронкообразный диск, вращающийся с огромной скоростью и втягивающий в эту бездну все новые и новые звезды.

Скопления звезд и планетных систем образуют ГАЛАКТИКИ.

Галактика, в которой находится наша Солнечная система представляет собой гигантский диск, диаметр которого - 100 тысяч световых лет, а толщина - 1500 световых лет. Наше Солнце находится на расстоянии примерно - 30 тысяч световых лет от ядра. Ядро галактики, состоящее из скопления звезд, газа и пыли мы наблюдать не можем; оно закрыто от нас обширной пылевой туманностью. Через несколько миллионов лет Земля выйдет из этого "экрана" и будет подвергнута "жестким" излучениям идущим от ядра, что может губительно сказаться на состоянии и развитии жизни на нашей планете.

Галактики образуют скопления - СИСТЕМЫ ГАЛАКТИК . Еще более высокий уровень организации макромира - МЕТАГАЛАКТИКА, или система взаимодействующих скоплений галактик.

Космология допускает существование множества миров подобных нашей Метагалактике. Их сложное взаимодействие образует многоярусную БОЛЬШУЮ ВСЕЛЕННУЮ - мир, с бесконечным разнообразием форм и видов материи.