События в будапеште 1956. Восстание в Венгрии (1956). Активное подавление восстания

Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.

Шаманская парка. Вид спереди

Шаманская парка. Вид сзади

Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.

У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек.

Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином "инау", широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье "Культ инау у племени айнов" считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау - это "толкующий человек, посол, оратор". Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили "послами и посредниками в делах мести, мира и войны", инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово "инау" Л.Я.Штернберг этимологизировал как "язык дерева", сопоставляя стружки с "языками" оратора-посла и сравнивая их с языками огня, "с шумным многоязычием его пламени".

Символика шаманского костюма. Птица

У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.

Танец якутского шамана, изображающий полет птицы

Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Эти изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц - гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана, когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался со злыми духами.

Парка селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 - крот; 2 - гагара; 3, 5 и 8 - журавли; 4, 6 и 9 - утки; 7- орел

Символика шаманского костюма. Животное

Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.

Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир.

Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.

Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси - человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).

Головной убор нганасанского шамана

В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, - для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, - для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами - настоящими или их стилизованными изображениями.

Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков

Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов - змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях - птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле.

Средняя часть костюма - нагрудник - отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана.

Нагрудник нганасанского шамана

Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество - антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.

Похожие статьи:

Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом - получить от судьбы подарок или проклятие?...

По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне....

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

Шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько ступеней посвящения, т. е. как бы публично доказать свои неординарные способности. Чем более высокое посвящение, тем большие требования предъявлялись шаману. Человек мог так же оставаться непосвященным, но совершающим определенные шаманские действия. «Если первые опыты камлания оказываются удачными и одобряются сородичами, то данный человек становится общепризнанным преемником шамана. Если же попытки камлания оканчиваются неудачей, то родовая община продолжает поиски нового шамана». По данным М. Н. Хангалова и Б. Э. Петри, шаманы ограничивались одним - двумя посвящениями. Схема, разработанная ими, выглядит примерно так:

«Стадии посвящения: Шаман получает:

I деревянную конную трость
II бубен с колотушкой, шаманскую корону
III железные конные трости, полное облачение
IV деревянные человеческие трости
V железные человеческие трости» 4 .

В то же время существовало и 9 посвящений. Шаман, совершенствуя свое мастерство, увеличивая свою шаманскую силу, получал предметы культа, в том числе шаманскую одежду, поэтапно в течение 9-20 лет жизни во время специальных обрядов посвящения.
Существовала категория шаманов, не имеющих костюма. Они сосуществовали с шаманами, которые его имели, но при определенных ситуациях не надевали. Прокофьева Е. Д. предполагала, «...что шаманский костюм с момента возникновения был принадлежностью шаманов с определенными функциями - камлание в «верхний мир», помещаемый на небе (на ярусах неба)» 5 . Предметы шаманской принадлежности - очень важный компонент в структуре шаманизма, связанный не только с религиозной идеологией и обрядовой системой, но и с материальной культурой и искусством. К шаманским атрибутам относятся: костюм, корона и шапка, трости, бубен и колотушка, зеркало (толи), музыкальный инструмент, онгоны и некоторые другие предметы.
Шаманские костюмы как материализованное выражение религиозных воззрений представляют огромную ценность. «Консерватизм шаманизма, пожалуй, более всего сказывается в этом структурном элементе, многие его детали, способы изготовления и обряды освящения дошли до нас во всей своей первозданности» 6 , - отмечал Михайлов Т. М. Покрой их незначительно отличался от покроя обычной одежды, традиционной для данного народа. Украшения костюма - характерные для данной культуры, так, если у эвенков это вышивка бисером, то на комплекте шаманской одежды также есть бисерные украшения.
Костюмы изготавливали из шкур определенных священных животных, птиц. На шаманский костюм нашивались изображения духов-помощников шамана, а также модели предметов, помогающих ему во время камлания. Это были металлические фигурки людей, животных, птиц, змей. Подвешивались различной формы колокольца, металлические пластины, кружки, модели лука, молоточки и др. Изображение сохатого, медведя, собаки, птицы на костюме - это изображение звериного воплощения души шамана. Основная роль духов-помощников, например, во время лечения: отыскивать путь, по которому злые духи тащат душу больного; бороться с ними; освобождать душу; доставлять ее больному; охранять самого шамана в пути.
По мнению амурских шаманов, колокольчики во время его путешествия в загробный мир превращаются в разных птиц, помогающих шаману в этом полете. «Шаман, постепенно повествуя о последующем в пении, спускается в подземелье, летает во все стороны света, делает много превращений, обыкновенно он превращается в птицу или пользуется услугами духа-птицы, т. к. птицы являются символами неба, ветра, свободы, подъема, связи между космосом и душой» 7 . Семантика костюмов говорит о том, с каким миром общался данный шаман. Перья орла, ястреба - «светлых, небесных» птиц, изображение оленя, марала, лося на костюме - знаки общения с духами верхнего мира. Перья филина, совы, т. е. ночных, «темных» птиц; изображение медведя, выдры, т. е. животных, тоже относимых к «темному» миру - свидетельство возможности общения с духами нижнего мира. Шаманский костюм шьется не по личному желанию шамана, а по особому внушению духа, силу которого унаследовал шаман и который является духом-хозяином костюма. Обращаясь к нему, шаман говорит: «Ты становишься дохой, когда я замерзаю, становишься панцирем, когда меня охватывает страх, для оголенного служишь покрывалом, для слабеющего - подмогой» 8 . Затем шаман устраивает пиршество для сородичей. Во время обряда смазывает кровью жертвенного животного подвески на костюме и призывает духов быть к нему благосклонными. Таким же обрядом кормления духов сопровождается обзаведение новыми подвесками, которые кузнец делает по заказу и в присутствии шамана, т. к. дух-хозяин облачения через внушение говорит, какого вида должны быть новые детали костюма, В костюме как бы воплощается представление духов об окружающем мире, их фантазии. Шаман, являясь посредником между духами и людьми, озвучивает это миропонимание. В целом же костюм - это модель окружающего человека пространства, включая небо, землю и подземный мир. У всех народов существует свое представление о вселенной, единым для всех является деление ее на три мира: верхний, средний и нижний, каждый из которых подразделяется на несколько ярусов.
Небо, мировое древо и земля представляют собой три космические зоны, составляющие вселенную. Свой рассказ эвенкийские сказители начинают со слов: «Вот давно-давно появились эти три мира, подобно чутким ушам годовалого оленя» 9 .
Верхний и нижний миры - обиталище духов и по представлениям всех народов добрые духи живут в верхнем мире.
«Тысячи светлых небесных бурханов на своей собралися луне, собрались на прекрасный совет, на своей собралися звезде» 10 , - говорится в бурятском эпосе. В среднем мире живут люди и духи-хозяева. Звери, птицы, так же как человек, наделенные душой, живут рядом с ними. «Наш средний мир расстилался с кумалан, а небо-мать растекалось с донышка берестяного короба, если теперь Среднюю землю-мать хорошо рассмотреть - такой широкой стала земля, что восемь стерхов-птиц, летая вокруг 8 лет, не находили ее края», - так описывается средний мир в эвенкийских героических сказаниях. Нижний мир населен вредоносными духами, а также душами умерших.
Эти миры соединены мировым древом или космической рекой. По вертикали с мировым древом связаны существа, воплощающие космические зоны: на вершине - птицы, у ствола - копытные, иногда человек, у корней змеи, рыбы. По горизонтали мировое древо моделирует пространство, ориентированное по сторонам света, также понятия о различии между правым и левым, жизнью и смертью. Согласно классификации, разработанной Е. Д. Прокофьевой, шаманская одежда народов Сибири разделяется на 4 семантических группы: 1) с символикой зверя-птицы; 2) с изображением скелета и частей птицы-зверя, образа шамана; 3) с изображением космических тел; 4) с изображением оружия, средств передвижения, брони 11 . Обобщив материалы литературы и проанализировав коллекции разных музеев, Т. Ю. Сем использует в семантической классификации костюмов следующие понятия: 1) космическая - с изображением миров вселенной и духами, ее населяющими; 2) анатомическая - с изображением фигуры предка шамана, либо частей скелета; 3) природная - с изображением мирового дерева жизни или мировой реки, мировой горы, а также животных, маркирующих небо, сушу, воду, нижний мир и духов-помощников шамана; 4) защитная - с изображением зеркала толи, предметов 12 вооружения, магической защиты, средств передвижения по мировой реке.
Компоновка и разновидности подвесок на костюмах коллекции ИОКМ соответствуют этой классификации - распределение на три части по вертикали - верхний, средний и нижний миры. Деление по горизонтали - это несколько слоев полос, подвесок, жгутов.
Приобрести костюм могли разным способом, например, у якутов: «Человек, делающийся шаманом, в большинстве случаев приобретает его путем покупки или обмена у другого шамана. Новый же костюм шили его соплеменники, родственники, которые особенно прославились в изготовлении одежды, обуви. Изготовление облачения - дорогостоящий и трудоемкий процесс, например, у алтайцев каждый костюм стоил от 80 до 150 руб. Эта сумма составляла значительную часть всего хозяйства. Весь комплект одежды могли изготовлять несколько лет, в зависимости от благосостояния шамана.
Шаманская атрибутика в ходе истории претерпевала изменения: список вещей увеличивался, менялось сырье, из которого они изготовлялись. На более поздней стадии развития шаманизма влияние на него оказывают буддизм и православие. В пантеоне божеств появляются новые имена, меняется иконография. Но остается основное символическое значение костюма - зверь или птица, и в этом шаманские костюмы очень однообразны.
Шаманы камлали в случае болезни, после смерти человека помогали душе умершего перейти в «нижний мир». Одна из главных функций шамана - испрашивание души ребенка - обряд, проводимый в бездетных семьях. Камлание производилось при испрашивании хорошего урожая, охоты, перед переездом и другими жизненно важными для человека мероприятиями. Для этих целей у шамана есть целый пантеон духов-помощников в виде изображения птиц, зверей, а также антропоморфных духов-охранителей. Такие изображения называются онгоны и считаются вместилищем духов умерших предков. «Онгоны» («чистый», «священный», «первоначальный») - в шаманской мифологии умершие предки и их духи.
Изготовлялись они из дерева, камня, кости, металла, травы, шкур, перьев. Вырезались из ткани, кожи, могли быть нарисованы на ткани и коже. Собственно говоря, это были дома для духов, т. к. духи оказывают людям разного рода помощь за определенные услуги. Кормление духов - один из центральных моментов камлания. Способы кормления самые разнообразные: обмазывали фигурку жидкой пищей, твердую клали рядом, окуривали жиром (жгли его так, чтобы дым окружал онгон) и т. д. Духу полагалось также иметь одежду, ее изображали кусочки ткани, шкурок, которые привешивались к онгону.
Существовали медицинские, охотничьи, скотоводческие и множество других онгонов, посвященных различным духам-покровителям, которые у разных народов имеют свое название. Т. М. Михайлов отмечал, что у бурят-шаманистов существовали различные термины для обозначения богов и духов: бурхан, тэнгри, заян, эжин и др.
У разных народов онгон, изготовленный из шкурки одного вида зверька, может иметь разное значение. Например, онгон хозяину горностая у якутов олицетворял деву-бога, у балаганских бурят изображал «душу» рыболова, у качинских татар был родовым онгоном, тувинцы обращались к нему при лечении ран. Или, например, изображение волка, ежа, овцы встречалось среди «игровых онгонов» у бурят, у тунгусов-это охотничий онгон. Лягушки и жабы-широко распространенные медицинские онгоны у амурских народов, а также у бурят.
«...Культ онгонов населения Сибири мы считаем прямым преемником и наследником прежнего культа тотемов - животных. Онгон - это дух-тотем, который поселился среди людей и содержится людьми, первоначально родовой организацией» 13 , - отмечал Д. К. Зеленин. В этом культе сохраняется древнее представление людей о родстве человека и животного, о наличие в окружающем нас мире добрых и злых духов.
В музее хранятся онгоны самым разным духам, из различных материалов. Например, кузнечные онгоны из металла и нарисованные на ткани, онгоны хозяину и хозяйке огня из глины и дерева. Онгоны пяти благородным или почитаемым зверям - соболю, горностаю, хорьку, белке, зайцу, - изготовленные из шкурок этих зверьков, к которым прикреплены разного цвета полоски ткани, бусины и пуговицы. Фактически каждый онгон имеет свою легенду, узнать которую сейчас очень сложно.
Шаманский костюм, как и онгоны, предмет личностный, в нем отражается представление шамана о душе, о духах-помощниках. Это как бы картина, в которую художник вкладывает свое видение мира. Костюм - это произведение искусства, более того-это воплощение снов, видений человека, показатель его слитности с природой. Костюм индивидуален, как человек. И изучение каждого костюма - это постижение внутреннего мира человека.
В целом же «шаманство отнюдь не многобожие, а пантеизм, это скорее единобожие. В действительности все имена, как их ни много, относятся к общему образу, который и охватывает всю Вселенную, которая представляется то необъятным небом, то принимает конкретные формы - огненного змея, медведя-громовика, то дробится на мелкие образы ужей, сов, летучих мышей и пр. Это включение в одну фигуру всей природы и всей культуры» 14 , - писал Г. Н. Потанин.

Литература:

1 Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири - М.-Л - 1936 г. - С. 1.
2 Кузьмина Л. П. Фольклор эскимосов (По материалам В. Г. Богораза) // Сб. Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки - 1981 г. - С. 205.
3 Басилов В. Н. Избранники духов - М. - 1984 г. - С. 146.
4 Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. История, структура, социальные функции. - Новосибирск. - 1987 г. - С. 288.
5 Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Сб. МАЭ Т. XXVI - Л. -1971 г. - С 7.
6 Михайлов Т. М. Там же. - С. 107.
7 Мороз Е. Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Сб. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Л. - 1974 г. - С. 71.
8 Баскаков Н. А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая // СЭ. - 1973. - № 5 - С. 108.
9 Эвенкийские героические сказания Всесильный богатырь Дэвэлчэн. - Новосибирск. - 1990 г. - С. 125.
10 Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос - М. - 1995 г. - С. 220-221.
11 Прокофьева. Там же. - С. 25.
12 Сем Т. Ю. Герменевтика сакральных предметов у народов Сибири. - Якутск. - 2001 г. - С. 98.
13 Зеленин Д. К. Там же. - С. 128.
14 Потанин Г. Н. Письма. - Т. 3. - С. 75.

Шаманский костюм. Иркутск: ООО Артиздат, 2004, c. 8–15.

Венгерское восстание 1956 года

1956 год в Венгрии: причины и последствия событий

13 февраля 1945-го года после двух-месячной операции красная армия завершила будапештскую кампанию и взяла город, в столице Венгрии водрузили красный флаг. В стране, которая во Второй Мировой войне была союзницей нацистской Германии, Москва создала марионеточное правительство и установила советскую власть. В Венгрии фашистский режим сменила красная диктатура. Эта система, которая действовала в Венгрии на протяжении пятидесяти лет, существовала только благодаря поддержке красной армии и советских спецслужб.

После второй мировой войны, в Венгрии, которая относилась к сфере советского влияния, началось установление коммунистического режима. В 1949 году коммунисты провели в стране формальные выборы и официально оформили свой приход к власти. Этим процессом руководил лидер компартии Венгрии Матиаш Ракоши.

Коммунистическая партия Венгрии не приходила к власти, у неё не было ни возможностей, ни поддержки в обществе. Не было достаточного числа последователей, на выборах коммунисты получили всего 1/6 голосов избирателей. Гарантом их силы была советская красная армия, части которой располагались в Венгрии. Коммунистическая партия пришла к власти благодаря их усилиям. Советская армия насильственными методами отстранила от власти демократически-избранных представителей. С помощью солдат происходило управление венгерской полицией.

Строительство коммунистической Венгрии шло ускоренными темпами, венгерский коммунизм являлся аналогом советско-сталинской модели, Ракоши, который считал себя учеником Сталина, во всём подражал «Вождю». В стране установилась однопартийная система. Спецслужбы преследовали членов оппозиционных партий. Свобода слова была ограничена. Началось активное насаждение русского языка и культуры. Правительство объявило о национализации банков, предприятий и транспортной системы. Была произведена реформа, которая подразумевала коллективизацию. В результате в стране катастрофически упал уровень жизни. Эти реформы усилили антикоммунистические настроения, существовавшие в венгерском обществе. Венгрия стояла на пороге восстания.

13 июля 1953 года руководителя венгерских коммунистов Матиаша Ракоши вызвали в Кремль и подвергли жесткой критике за существующее в стране тяжелейшее экономическое положение. Диктатура, навязанная в Венгрии, была настолько не популярна, она непосильной ношей легла на венгерское общество, что это почувствовали и в Москве. Стало понятно, что Венгрия шла не по пути стабилизации, а наоборот положение всё больше обострялось. С каждым днём отношение жителей Венгрии к коммунизму ухудшалось, что не безосновательно давало повод для беспокойства Кремлю. Ракоши, который всегда считался преданным сторонником Сталина, после смерти «Вождя» потерял позиции лидера в Венгрии. Новые руководители Кремля не доверяли ему, к власти в Венгрии должен был прийти новый руководитель, правда Ракоши сохранил руководство партией, но Москва сочла, что его пребывание на должности главы республики было не целесообразно. По рекомендации Кремля новый премьер-министром стал пятидесяти семи летний Имрэ Надь.

Имрэ Надь, который был членом большевистской партии с 1917-го года, был приемлемой для Москвы фигурой, будучи хорошим специалистом он хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Вместе с тем он был кадром Москвы и играл важную роль в обеспечении продовольствием. Так же одним из его плюсов, было хорошее знание русского языка, поскольку с ним было проще вести переговоры и поддерживать связь в любое время. После утверждения в Венгрии социалистического режима, он всегда занимал высокие посты в венгерском правительстве, исключением только был 1949 год, когда Надь выступил с критикой коллективизации Венгрии, его сняли с занимаемой должности в правительстве Ракоши и исключили из партии, но после раскаянья его восстановили в партии и вернули в правительство.

После назначения на должность премьер-министра Имрэ Надь сразу же начал проводить реформы для либерализации Венгрии. Он хотел безболезненно трансформировать сталинскую систему, созданную Ракоши, был остановлен процесс насильственной коллективизации, началось освобождение и амнистия политзаключенных. С венгерской прессы частично сняли цензуру.

Надь пытался демократизировать, но не демонтировать социалистическую систему, но эти процессы были восприняты в штыки со стороны Матиаша Ракоши и его сторонников. Между Ракоши и Надем были большие разногласия, шла настоящая борьба

В то время их влияние в партии было ещё достаточно сильным, однако новый курс поддержала большая часть интеллигенции и студенчества. В прессе печатались статьи, которые критиковали ошибки в социалистической системе.

Москва негативно реагировала на реформы проводимые Имрэ Надем, так как боялась что Надь мог слишком далеко зайти со своими реформами. Для советских лидеров того времени, были не приемлемы те изменения, которые пришли благодаря проводимым реформам. Руководитель правительства Венгрии был вызван в Москву. 8 января 1955-го года на заседании президиума ЦК КПСС, в котором Надь принимал участие, Никита Хрущёв обвинил председателя совета министров Венгрии во фракционности. Через три месяца, по указанию из Кремля, ЦК Венгерской Партии Трудящихся (ВПТ) освободил Имрэ Надя с должности главы правительства и повторно исключил его из партии.

Отставка Надя усилила недовольство коммунистической системой в венгерском обществе. Представители интеллигенции, студенты, члены партии, которые поддерживали Надя, требовали продолжения его курса. Среди населения распространялась запрещённая цензурой литература, в том числе и революционные стихи известного поэта Шандора Петефи.

Для Венгрии Петефи значит столько же, сколько для Грузин - Руставели, для англичан - Шекспир, для русских - Пушкин, для украинцев - Шевченко. В Венгрии его имя связанно не только с поэзией, но и с борьбой за свободу. В 1848 году Шандор Петефи был одним из лидеров венгерской революции, основанная им организация «Молодая Венгрия» стала флагманом революции. В 1849 году поэт погиб сражаясь за свободу. Он был убит в бою с русскими казаками. Через сто лет с именем Петефи была связана новая революция, теперь венгры выступали против советской оккупации, на передовой была одна молодёжь. В 1955 году студенты образовали в Венгрии кружок Шандора Петефи, он стал центром дебатов, на заседании открыто выражали протест против советского строя, что в свою очередь стало поводом для пристального взгляда на организацию со стороны Москвы. Посол СССР в Венгрии Юрий Андропов, почти каждый день информировал Кремль об антисоветских собраниях. Летом 1956-го года, коммунисты запретили кружок, однако это не привело к желаемому результату.

Ситуация в Венгрии всё больше выходила из-под контроля. Коммунисты пытались разрядить обстановку кадровыми перестановками в правительстве. 17 июля 1956 года был снят с поста первого секретаря ВПТ Матиаш Ракоши, на его место избрали председателя экономического комитета правительства Эрне Герё. Но этого оказалось недостаточно.

Эрне Герё был сталинистом ортодоксом, бывшая правая рука Ракоши, который совершал такие же преступления, как и сам Ракоши. Для венгров это стало опять трагедией, Кремль опять привёл к власти коммуниста, а не того кому бы доверял народ, и кто смог бы исправить положение.

Через два месяца после назначения Герё, съезд союза писателей открыто выразил свою поддержку Имрэ Надю, и потребовал его реабилитации. Коммунистическое руководство, которое постепенно утрачивало своё влияние в стране, было вынужденно восстановить Надя в партии. Но это уже смогло остановить антикоммунистическое движение.
Первое масштабное шествие, которое носило антикоммунистический характер, прошло шестого октября 1956 года. Поводом было перезахоронение праха Райко Ласло, коммуниста, казнённого 1949 года, и реабилитированного после смерти Сталина. В процессии принимали участие более ста тысяч человек, именно тогда на улицах Будапешта появились антисталинские лозунги, как потом выяснилось, это было только начало.

16-го октября студенты университета в Сегеде вышли из прокоммунистического демократического союза молодёжи и возродили союз студентов венгерских университетов и академий. У союза были чёткие антисоветские требования. К новому союзу присоединились почти все Высшие учебные заведения Венгрии. В полдень 22-го октября в Будапештском Технологическом Университете, который в то время назывался Будапештским Строительным Университетом Промышленности, состоялась встреча. Студенты в количестве 600 человек составили манифест, который состоял из 16-ти пунктов, основные требования - вывод советских войск из Венгрии, назначение свободных выборов, освобождение политзаключенных, восстановление национальной символики и праздников, упразднение коммунистической цензуры, возвращение Имрэ Надя на пост председателя правительства.

В 14:00 23-го октября центральные улицы Будапешта были заполнены людьми, демонстранты шли к памятнику Юзефа Бема, одного из руководителей революции 1848 года. По мере следования число демонстрантов увеличивалось, к студентам присоединялись простые граждане. К 15:00 у памятника Баму собралось 200 000 венгров, демонстранты срезали с флагов Венгрии коммунистическую символику, и скандировали антисоветские лозунги. От памятника Баму народ двинулся в сторону парламента, часть студентов пошла к зданию государственного радио.

К 6-ти часам вечера студенты подошли к зданию радио, они требовали зачитать в прямом эфире манифест, состоявший из 16-ти пунктов требований. К этому времени здание под свою охрану взяли усиленные части госбезопасности, которые в машинах скорой помощи, завозили в здание оружие и боеприпасы. На переговоры с руководством радио впустили представителей студенческой делегации, но обратно они уже не вернулись. К 9-ти часам вечера, когда перед радио стояли тысячи демонстрантов, из окон здания забросали протестующих гранатами со слезоточивым газом, а через несколько минут сотрудники безопасности открыли огонь по безоружным людям.

Демонстранты разоружили охрану по периметру радио и начали штурм здания, люди шли на помощь со всех концов города. 24-го октября в 2 часа ночи, для подавления антисоветских выступлений, на улицах Будапешта появились первые советские танки.

После совещания президиума первыми членами компартии, Никита Хрущёв принимает решение о вводе войск в столицу Венгрии. По приказу министра обороны маршала Жукова, подавить выступления должен был особый корпус советских войск, расположенный на территории Венгрии.

Чтобы разрядить обстановку, ночью 24-го октября на заседании ЦК ВПТ, было принято решение вернуть Имрэ Надя, на пост премьер-министра, но это ни как не повлияло на людей, которые вышли на улицы. Появление на улицах Будапешта советской армии привело к росту патриотических настроений. Советские военные пытались прийти на помощь венгерским силам безопасности, осаждённым в здании радио, но натолкнулись на жесточайшее сопротивление и были вынуждены отступить.

Утром 24-го октября здание радиостанции уже полностью перешло под контроль демонстрантов. Параллельно с этим, восставшие захватили базу одного из венгерских подразделений и взяли оружие. К 14:00 советские войска взяли под свой контроль здание парламента, ЦК, аэропорта и железнодорожного вокзала. К движению-сопротивлению подключились почти все жители Будапешта, безоружные люди выражали свой протест, круша коммунистическую символику: памятники Сталину, сжигали труды Ленина, красные флаги.

24-го октября в 15:00 Имрэ Надь по радио обратился к населению и призвал всех сохранять спокойствие. Он обещал восставшим, что к ним не будут применять жестких мер, если они сложат оружие. Не смотря на авторитет премьер-министра, ни один венгр не отказался от вооруженной борьбы. На сторону восставших перешло несколько тысяч солдат и офицеров венгерской армии, у повстанцев появилась тяжелая военная техника. В Будапеште началось настоящее сражение. Венгры стреляли в советских солдат с крыш и чердаков многоэтажных зданий, возводили баррикады и перекрывали улицы.

Для борьбы с восставшими, советское руководство перебросило в Венгрию, расквартированную в Румынии механизированную дивизию, которая вошла в Будапешт 25-го октября. Её состав был примерно 6 000 солдат и офицеров, до 400 единиц бронетехники и 156 артиллерийских орудий. Против них воевало около 3000 венгров, основную массу составляли рабочие и студенты, там были и профессиональные военные венгерской армии, которые переходили на сторону восставших, их тактику определяло имеющееся вооружение. Восставшие боролись с советскими войсками небольшими группами, в основном вооружены гранатами, автоматами и коктейлями «Молотова». Советские танкисты, которые не знали города, и которым было сложно маневрировать на узких улицах, были лёгкой мишенью для венгерских бойцов. Венгры со всех сторон обстреливали советскую технику и советских солдат. После шести дней ожесточённых боёв, потери советской дивизии составили более 60-ти танков и около 400 человек убитыми.

25-го октября Кремль освободил с поста секретаря Эрне Герё, а вместо него назначил члена политбюро Яноша Кадора, параллельно с этим, для преодоления кризиса, Имрэ Надь начал переговоры с делегацией рабочих, которые поддерживали восставших. Именно на этих встречах Надь понял, что без принятия требований восставших сражения не прекратятся.

27-го октября Надь провёл переговоры с Сусловым и Микояном, он объяснил представителям Кремля, что частичное удовлетворение требований восставших не создаст опасность социализму в Венгрии. Для разрядки ситуации, Надь попросил вывести из Будапешта советские войска.

28-го октября в Москве на заседании ЦК, Никита Хрущёв отдаёт приказ о прекращении огня и выводе советских войск из Будапешта. Москва изучает сложившееся положение и ждёт дальнейшего развития событий. Для мобилизации дополнительных вооруженных сил СССР требуется время, поскольку имеющимися силами остановить выступление было явно не возможно.

29-го октября части советских войск начали покидать Будапешт. В городе остались несколько подразделений, которые обеспечивали охрану советского посольства и здание министерства внутренних дел Венгрии. В Будапеште прекратились уличные бои, но ситуация всё равно оставалась напряженной. Восставшие требовали вывода всех советских войск со всей территории Венгрии, выхода страны из Варшавского Договора и объявлении нейтралитета.

30-го октября Имрэ Надь упраздняет однопартийную систему и объявляет о создании коалиционного правительства, всё это и в первую очередь опасность выхода Венгрии из Варшавского Договора, вызвало жесткую реакцию из Москвы.

30-го октября к этим события добавилось событие на Ближнем Востоке - «Суэцкий кризис». Израиль, Франция и Великобритания осуществили военную интервенцию против Египта, дружественного советскому союзу государства. Хрущёв, который всегда чётко следил за расстановкой баланса сил на международной арене, ужесточил позицию по отношению к Венгрии.

31-го октября в Москве состоялась очередное чрезвычайное заседание политбюро ЦК КПСС, на котором Хрущёв потребовал создать новое рабоче-крестьянское правительство в Венгрии под руководством Яноша Кадора. По решению Кремля, подавление протеста в Будапеште, было поручено маршалу Коневу.

Утром 1-го ноября Имрэ Надю сообщили, что в Венгрию будут введены новые военные части советской армии. Премьер-министр потребовал объяснений от советского посла Юрия Андропова, ответ был крайне расплывчатым. В такой ситуации Надь собрал заседание правительства, на котором поставил вопрос о выходе страны из Варшавского Договора, которое было поддержано единогласно.

1-го ноября советские войска окружили Будапешт. Командование распространило среди военных специальный приказ, солдатам так объяснили необходимость проведения операции: «В конце октября в братской нам Венгрии силы реакции и контрреволюции подняли мятеж с целью уничтожить народно-демократический строй, ликвидировать завоевания революционных трудящихся и восстановить в ней старые помещичье-капиталистические порядки … Задача советских войск состоит в том, чтобы оказать помощь венгерскому народу в защите его социалистических завоеваний, в разгроме контрреволюции и ликвидации угрозы возвращения фашизма»

4-го ноября 1956 года в 5:30 утра советское военное командование начало операцию «Вихрь». В операции принимало участие около 60 000 солдат, примерно 6 000 единиц бронетехники, артиллерия и авиация. Не смотря на подавляющее превосходство советской армии, население Будапешта самоотверженно сражалось с оккупантами, особое сопротивление венгры оказывали в боях перед парламентом, королевским дворцом, площадью Москвы. Труднее всего советским войскам было взять кинотеатр «Корвин» , где расположен был штаб венгров. Его смогли взять только 7-го ноября, тем самым основное сопротивление венгров было сломлено, хотя в городе продолжались бои. Последний очаг сопротивления в Чепеле, советские войска уничтожили 9-го ноября.

Кроме Будапешта с красной армией сражались и в других городах Венгрии, советским солдатам оказывали сопротивление Диоре, Мишкольце, Пече, Дебленце и Декежчаб. Несмотря на всеобщее выступление, народное антикоммунистическое восстание потерпело поражение.

7-го ноября под защитой советских танков в Будапешт вошел новый руководитель правительства Янош Кадор. Своим первым приказом он восстановил в Венгрии ту администрацию, которая действовала в Венгрии до начала восстания. Имрэ Надь, скрывавшийся некоторое время в посольстве Югославии, был арестован.

В результате операции «Вихрь» потери советской стороны составили более 700 человек убитыми и более 1500 ранеными, погибло около 3000 венгерских граждан, огромное количество мирных жителей получили ранения, а большая часть Будапешта была полностью уничтожена.

После подавления восстания в Венгрии начались массовые репрессии, арестами руководить председатель комитета госбезопасности Иван Серов. За всё время репрессий был арестовано более 15 000 человек, большинство из них поместили в тюрьму. Суд с 1956 по 1960 год приговорил 270 человек к высшей мере наказания.

Чтобы спастись от политического террора, венгерские граждане пытались бежать за границу, повстанцы и члены их семей бежали в Австрию и Югославию. После подавления восстания около 200 000 человек покинули свою родину. Из-за огромного потока беженцев австрийское правительство было вынуждено открыть на своей территории лагеря беженцев.

9-го июня 1958 года в народном суде Венгрии начался закрытый процесс по делу бывшего премьер-министра Имрэ Надя и нескольких его соратников, его обвиняли в государственной измене и организации заговора.

15-го июня Имрэ Надь был приговорён к смертной казни. Приговор привели в исполнение на следующий день. Свобода Венгрии была отложена ещё на сорок лет.

Битва за власть в СССР после смерти Сталина

То, чего удалось избежать в Польше, произошло в Венгрии, где накал страстей был куда большим. В Венгрии внутренняя борьба между коммунистами оказалась острее. чем где либо, и Советский Союз оказался втянутым в нее больше...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного и её влияние на Российское государство

Иван Грозный и его роль в истории страны

Историки-марксисты, видевшие основу исторического процесса в классовой борьбе, не смогли понять сущность опричнины. В ее состав входили представители разных социальных слоев и прослоек русского общества тех лет...

Интервенция Польши и Швеции в Россию. Индустриализация и коллективизация. Распад СССР

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в...

Историческая личность: Хрущев Н.C.

Политика СССР в восточноевропейских социалистических странах оставалась практически такой же жесткой, как и ранее. Хотя под влиянием "оттепели" братские страны получили несколько большую политическую самостоятельность...

Начало самодержавия России. Государство Ивана VI (Грозного)

В 1565 - 1572 Иван Грозный принял целый ряд очень жёстких мер, направленных против родовой аристократии. Эти меры оказали существенное влияние на жизнь русского народа и получили название опричнина...

Первая русская революция - причины и последствия

Революция потерпела поражение по ряду причин: - недостаточная организованность и несогласованность действий рабочего класса...

Разрушение российской государственности в период Смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.)

К началу XVII века процесс становления российской государственности не имел полной завершенности, в нем накопились противоречия, вылившиеся в тяжелый кризис, охвативший и хозяйство, и социально-политическую сферу, и общественную мораль...

Распад СССР и создание СНГ

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов...

Российское государство во второй половине XVI в. Иван Грозный

правление грозный реформа Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор...

Россия при Иване IV Грозном

Утвердилось мнение, что слово «опричнина» - это производное от слова «опричь» - кроме. Однако в те времена «опричниной» называли отписанный в завещании князя «вдовий угол», т.е. земли, завещанные князем своей жене...

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война - это война между гражданами одного государства. Гражданская война - это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др...