Topic какие жанры народного творчества. Народные жанры

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.
«…Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения – часть современной культуры.
Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями» .
(Л.Н.Боголюбов)
5.1 Определение народного творчества

Учитывая, что так много популярной музыки создается и слышится в записанной форме, глупо постулировать единую аудиторию, которая отвечает равномерно. Существует, по меньшей мере, четыре различных типа музыкальных присвоений, которые могут влиять на выразительную аутентичность, и есть, по крайней мере, три вида музыкального приема для любой прослушиваемой музыки, пересекающей культурные границы. Поэтому неправдоподобно утверждать, что блюзовая музыка, например, продолжает быть единым культурным проектом.

Подлинность популярной музыки может быть определена только в каждом конкретном случае, путем проверки сложного взаимодействия культурных процессов, намерений музыканта и деятельности слушателя. Жанетт Бикнелл утверждает, что логика аутентичности особенно сложна, когда она включает в себя пение песен, как это происходит с большинством популярной музыки. Хотя некоторые популярные музыканты составляют свой собственный материал, это не всегда так. При прослушивании исполнения песни зрители для популярной музыки не обязательно требуют аутентичности, узко интерпретируемой.

Народное творчество – художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования.
В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.
Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным по времени.
Для всех жанров народного искусства характерно, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.
Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Следует также отметить и долго сохраняющуюся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров. В народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью и характером связана с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

Поскольку пение сродни актерскому мастерству, публичная персона каждой певицы влияет на эстетический отклик аудитории всякий раз, когда исполняется песня. Эта персона включает в себя относительно очевидные факты о певце, такие как этническая принадлежность и пол, вместе с легко доступной информацией о личной истории певца. Бикнелл предлагает, чтобы большая часть популярной аудитории понимала, что у немногих исполнителей есть публичная персона, которая близко соответствует их «истинной личности». Следовательно, реальный стандарт аутентичности - это степень, в которой смысл материала кажется подходящим для публичной персоны певца.

5.2 Народное творчество (фольклор)
Фольклор – устное народное творчество, включающее:

· сказки,

· пословицы и поговорки,

· колыбельные песни,

· загадки,

· потешки и др.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия , в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений.
В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Именно поэтому знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры.
Произведение народного поэтического творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем – в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
В древности говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться: наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
К счастью, детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ней диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Культура и опыт (особенно народные) передаются из уст в уста и действенно - из поколения в поколение.
Вытесняется ли народное творчество в сегодняшней «взрослой» жизни, бытующее преимущественно на сцене и в музеях, из жизни ребенка, становится ли для него, активно усваивающего современные информационные средства общения, неинтересным, архаичным и непривлекательным? Конечно же нет.
Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.

Кроме того, пение - это физическая деятельность. Немногие певцы кажутся аутентичными, когда они выполняют материал, который зрители считают непригодным для кого-то из их очевидной расы, пола или возраста. Из-за известности гонки в персоне певца, большинству белых музыкантов будет сложно спеть блюз убедительно.

Однако это невозможно. Феминистская эстетика поднимает многие из тех же вопросов, которые доминируют в дебатах о расе и этнической принадлежности. Кроме того, феминистская эстетика часто обсуждает искусство исполнения. Изучая производительность песни, Бикнелл утверждает, что гендер и раса одинаково важны для приема популярной песни. Рене Кокс и Клэр Дитльс создали философскую основу для дальнейшей работы, и Гирец изложил несколько философски богатых вопросов, заслуживающих дальнейшего внимания. Однако, как и в случае с эстетикой вообще, явно феминистские анализы обычно направлены на изобразительное искусство, и гораздо больше внимания уделяется изобразительному искусству, чем музыке.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом , например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

Напротив, музыковеды подготовили много эссе и книг, в которых подчеркиваются феминистские взгляды на популярную музыку. Философия содержит подполе онтологии. Исходя из предположения, что разные вещи существуют по-разному, онтология исследует разные категории вещей, которые существуют. Философы участвуют в музыкальной онтологии, когда они идентифицируют и анализируют различные различные вещи, которые считаются музыкой. Например, традиционная философия музыки различает музыкальную работу и ее выступления.

В отличие от физических объектов, одна и та же музыкальная работа может быть в разных местах одновременно, просто выполняясь одновременно в двух местах. Кроме того, не каждая производительность, по-видимому, требует ссылки на уже существующую музыкальную работу. Многие музыканты импровизируют, не выполняя никаких узнаваемых работ. Что же это за музыкальная работа, так что «Летнее время» Джорджа Гершвина остается той же музыкальной работой в джазовом исполнении Билли Холидей и рок-спектакля Яниса Джоплина?

· обогащая словарь,

· развивая артикуляционный аппарат,

· фонематический слух,

· давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Каков общий объект музыкального внимания, когда текущая аудитория получает доступ к этим выступлениям через посредство записи? Многие философы считают, что популярная музыка усложняет традиционную онтологию музыки, потому что установленное различие между произведениями и выступлениями дополняется музыкой, которая существует как записанный звук. Именно здесь, а не в стилистических различиях, недавняя популярная музыка наиболее резко отличается от классического репертуара. Конечно, большинство популярных музыкантов зарабатывают значительную часть своего дохода от живых выступлений.

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности , а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
5.3 Колыбельные песни
Много песен создано народом:

Выделенные поклонники часто будут сопровождать своих любимых исполнителей из шоу, чтобы показать концертную схему. Другие платят чрезмерно завышенные цены в агентствах по продаже билетов, чтобы обеспечить место в лучших местах, когда их любимый певец исполняет. Тем не менее, публика для популярной музыки обычно проводит больше времени с записанной музыкой, чем с живой музыкой. Кроме того, огромная отдача от инвестиций, производимых звукозаписывающей промышленностью на протяжении большей части двадцатого века, привела отрасль к инвестированию значительного времени и творческой энергии в процесс записи музыки.

· пестушки и потешки,

· колыбельные,

· заклички,

· прибаутки,

· небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам , которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Эти сдвиги активности слушания и творческих инвестиций побуждали философов изучать типы задействованных музыкальных объектов. До того, как музыка была записана, музыкальные произведения были известны почти исключительно, слушая музыкальные представления или, для тех, кто имеет надлежащую подготовку, читая оценку. Такое положение вещей представляло собой простой онтологический или метафизический анализ фундаментальной природы музыкальных произведений. Музыкальные произведения не являются физическими особенностями.

Конкретные события и объекты обеспечивают доступ к повторяемым звуковым структурам, которые составляют музыкальные произведения. Однако музыкальная работа представляет собой абстрактную структуру, которая не может быть идентифицирована ни с какими конкретными экземплярами.

Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Музыкальная работа отличается от ее выступлений, а выступления существуют для того, чтобы сделать работу доступной для слушателей. Записи осложняют это прямое онтологическое различие между произведениями и выступлениями. Как только технология записи стала достаточно продвинутой, чтобы можно было создавать несколько копий одной и той же записи, стало необходимо различать запись, ее различные физические копии и те события, которые слушатели слышали. Затем Франклин исполнил песню в студии, из которой продюсер записи Джерри Векслер создал записанный трек.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства ».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом , например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
К тому же положительные эмоции , связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

Актуальность онтологического анализа начинает проявляться в ответе Дэвиса на анализ рок-музыки Боугом. Боу утверждает, что рок-музыка уделяет больше внимания выступлениям, чем композициям. Дэвис отвечает, отмечая, что радикальное обобщение Бога возникает из-за его неспособности обсуждать онтологию. Рок-музыканты, блюзовые певцы и обручальные кольца не заполняют свои выступления свободными импровизациями. Успешные выступления как «Респект», так и фортепианной сонаты Бетховена «Лунный свет» требуют от исполнителей правильно исполнять эту музыкальную работу, а не какую-то другую.

· медленный темп,

· наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
5.4 Детский фольклор.
Потешки, заклички, считалки
Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Всякий раз, когда Франклин исполняет «Респект», ее сдерживает музыкальная композиция Реддинга. Для Дэвиса наиболее важным различием между рок и классическими традициями является то, что обычно выполняются два очень разных музыкальных произведения. Сонаты Бетховена являются композициями европейской концертной традиции, и эти произведения онтологически «толще», чем популярные песни. Соната представлена ​​в исполнении только в том случае, если высокая степень того, что происходит во время исполнения, зависит от работы.

Основываясь на этом различии между более толстыми и более тонкими музыкальными произведениями, Боу ошибается, чтобы контрастировать рок-музыку и европейскую художественную музыку, заявив, что рок-музыка требует гораздо меньшей «верности» исполняемой музыке. Несомненно, что выступления «Респекта» будут сильно различаться в плане эффективности и конкретных реализаций. Там, где Франклин излагает слово «уважение», Реддинг этого не делает. И Реддинг, и Франклин исполняют ту же песню, и они производят одинаково верные или аутентичные выступления одной и той же музыкальной работы, несмотря на их самые разные презентации.

Что же еще относится к детскому фольклору?

· Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).

· Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Их свобода интерпретации объясняется тем, что популярные песни тонкие по отношению к свойствам работы, а не потому, что производительность имеет большее значение, чем работа, которая выполняется. Дополнительные онтологические осложнения возникают, когда мы рассматриваем характер записанной музыки в каждой традиции. В классической традиции записи выполняют функцию захвата звука определенного живого выступления или они пытаются представить звук идеальной работы. Популярная музыка разработала третью функцию, используя студийные технологии для создания изобретательских звуковых презентаций, которые не должны оцениваться по ссылке на то, что можно продублировать в живом исполнении.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества.В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

Философы обсуждают, являются ли эти записанные треки отчетливыми, густыми музыкальными произведениями. Как и любая электронная музыка европейской художественной традиции, треки, созданные многими продюсерами, - это музыкальные произведения, которые могут быть созданы только посредством электронного воспроизведения. Треки - чрезвычайно толстые музыкальные произведения.

Работа определяет большую часть того, что слышится во время его экземпляров, которые являются его воспроизведением. В отличие от произведений для воспроизведения в музыкальной традиции, популярные музыкальные композиции содержат песни или инструментальные композиции, которые также можно исполнять вживую. Слушая записанную музыку, популярная аудитория посещает как онтологически толстую работу для воспроизведения, так и онтологически тонкую песню. Стиль производства трека можно отличить от музыкального стиля песни.

5.5 Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах:добро и зло ведут постоянную борьбу .
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно.
«Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:

Таким образом, есть способ, в котором популярные музыкальные треки сложнее, чем электронная музыкальная музыка. Электронная музыка не предлагает параллельного различия между треком и композицией. Дэвис отклоняет предложение о том, что в самых популярных песенных записях есть два разных музыкальных произведения, трек и песня. Он утверждает, что очень мало случаев, когда две музыкальные произведения одновременно доступны аудитории. Для Дэвиса запись - это отличная музыкальная работа, только если музыка не может быть исполнена вживую.

С музыкой, которая может быть исполнена вживую, выполняется одна из двух ситуаций. В любом случае, записанный трек не считается отдельной музыкальной работой. Во-первых, некоторые записи представляют собой студийное исполнение обычной музыкальной работы. Во-вторых, студия звукозаписи иногда используется для создания композиций или аранжировок, которые слишком сложны или слишком сложны в электронном виде для выполнения вживую. Только производные механизмы могут выполняться вживую. Рассматривая студию как особый вид пространства производительности, Дэвис классифицирует «Дождь» как работу для студийной работы.

· певуч и поэтичен,

· содержит много метафор, образных сравнений,

· метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:

· о животных,

· волшебные,

· бытовые,

· авантюрно-новеллистические,

· докучные.

Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

«Загадка – ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».

М.А.Рыбникова
Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.
Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

· скороговорки,

o чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;

o считалки (элемент игры);

o зазывалки (тип песенок)

6. Описание собственного педагогического опыта по теме
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтомунаряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Сколыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов , словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки , заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью . Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием . А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлеченийхудожественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка»,»Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собранадетская библиотека русских народных сказок.
Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2006-2007 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2007- 2008 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учебного года. По разделу «Грамматическая правильность речи» на середину учебного года отсутствуют дети с низким уровнем.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Главная → Реферат → для студента → Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Инструкция

Первоначально народное творчество не подразделялось на виды. В народных праздниках и обрядах сливались воедино поэзия, музыка и пение, танец, театральное и декоративно-прикладное творчество . Разделение на отдельные виды и жанры происходило постепенно.

Народное поэтическое творчество возникло практически одновременно с процессом формирования человеческой речи. Первоначально оно было устным. Вслед за письменностью появилась литература, которая на раннем этапе была тесно связана с традициями устного народного творчества. В древнейший период бытовали легенды и мифы, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позднее появились сказки и былины , затем – внеобрядовая лирическая поэзия, романс, частушка и другие малые лирические жанры.

Народная музыка также бытовала преимущественно в неписьменной форме и передавалась, благодаря талантливым народным исполнителям. Основными жанрами народного музыкального творчества являются песни, былины (которые также исполнялись нараспев), танцевальные мелодии, частушки , инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка звучала на протяжении всей жизни человека: во время календарных праздников, полевых работ, семейно-бытовых торжеств и обрядов.

Народный театр существовал в тесной связи с устным народным творчеством. Его истоки следует искать в глубокой древности, прежде всего, в обрядовых играх, сопровождавших праздники охотников и земледельцев. Кроме того, элементы театрализации присутствовали в календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. В дальнейшем на их основе стал развиваться народный театр, в качестве основных видов которого можно выделить театр живого актера и театр кукол. Хотя народный театр не был профессиональным, во всех странах мира были свои специалисты в области театрального дела, к примеру, русские скоморохи.

Одним из самых древних видов народного творчества является народный танец. Появление хороводов было связано с календарной обрядностью. Постепенно, отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым бытовым содержанием. Сегодня наиболее распространенной формой народной хореографии стал народно-сценический танец, исполняемый профессиональными и любительскими хореографическими коллективами.

Народное деревянное зодчество и декоративно-прикладное искусство включают жилые постройки, одежду, домашнюю утварь и игрушки. К числу наиболее распространенных в народном творчестве художественно-технологических процессов относятся: художественная обработка глины, резьба и роспись по дереву, прядение, ткачество, вышивка, кружевоплетение, художественные лаки и т.д. Сегодня они продолжают свое развитие в произведениях народных промыслов.