Знаменитые композиции баха. Бах и музыкальный стиль его эпохи

Музыкальный стиль Баха, так же как и Генделя, носит синтетический характер. Он поклонялся тому, что Квантц называл смешанным вкусом. Сходство его стиля с итальянцами Вивальди, Марчелло, Альбинони, французами Купреном, Гриньи, д"Англбером и даже англичанами, например, Пурселем, часто служило причиной неправильных толкований. Своеобразие музыки Баха состоит не столько в новизне манеры выражения, сколько в новизне содержания. Мы не знаем, был ли в последний период жизни Бах сознательно в противоречии с зарождающейся тогда новой «мелодической», так называемой маннхеймской школой. По всей вероятности, он не обращал особого внимания на это течение. Марпург в своем исследовании о фуге (1754) пишет: «Как раз в то время, когда мир начал склоняться к другой крайности и когда господствующим направлением стало создание легких мелодий и тяжелую гармонию находили излишней, покойный господин капельмейстер Бах был тем, кто сумел найти мудрое средство и научил нас, как нужно и можно соединить самые богатые гармонии с приятным и легко льющимся напевом».

Переход к классицизму

Рост инструментальной музыки

Барокко было временем великолепия для многих инструментов, таких как скрипка, клавесин и орган, была интенсивно культивирована камерная музыка для инструментальных групп с сопровождением непрерывного баса. Есть также исполнители-виртуозы, которые благодаря своему большому техническому мастерству используют инструмент так же, как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде в случае органа; Доменико Скарлатти, Жана Филиппа Рамо и Франсуа Куперина к клавесину; Готфрид Райше на трубе; и Антонио Вивальди, Арканджело Корелли и Джузеппе Торелли на скрипке.

Сам Бах, по-видимому, еще в 1730 году, когда в одном из своих прошений в лейпцигский муниципалитет писал относительно реформ в обучении в музыкальном отделении школы св. Фомы полагал, что он относится к людям нового времени: «Однако современные условия дают совсем других музыкантов; искусство тоже сделало большой шаг вперед, поразительно изменился вкус, поэтому прежняя музыка не удовлетворяет больше наш слух; именно поэтому все больше чувствуется необходимость соответствующим образом помочь исправить положение посредством подбора таких лиц, которые способны следовать теперешнему музыкальному вкусу, отвечают требованиям музыки нового типа и одновременно могут удовлетворить композитора и его работу; и как раз теперь хор лишили той ничтожной поддержки, которую нужно было бы не сокращать, а наоборот, увеличивать. Вообще же очень удивительно, что мы требуем от немецких музыкантов, чтобы они были способными сыграть немедленно музыку всякого рода, независимо от того, пришла ли она из Италии, Франции или Англии, как это делают виртуозы, для которых эта музыка написана или которую они уже давно изучают или даже знают уже наизусть; кроме того, что тоже нужно принять во внимание, они получают за это много денег, их труды и усердие щедро оплачиваются; но никто не хочет принять это во внимание, все оставляют, наших бедных музыкантов с их заботами, а ведь некоторые из них настолько заняты борьбой за хлеб насущный, что даже не могут и помышлять о совершенствовании и еще менее о том, чтобы уметь отличить хорошее от плохого».

Триосоната или соната в трио

Наследница полифонического жанра эпохи Возрождения и основная камерная форма барокко - это соната для двух высоких инструментов, одна низшая и континуум, которая отвечала за завершение гармоний, так что триосата требует четырех исполнителей, так как линия баса интерпретировали альт-гамба, байон или аналогичный инструмент, а сплошной удвоил эту линию и реализовал «гармоническое заполнение». Работы Корелли, Перголези, Саммартини, Генделя, Букстехуде и Баха выделяются.

В середине сейценто он становится наиболее типичным инструментальным жанром того времени. В отличие от камерной музыки, в каждой части играют более одного инструмента, как это обычно бывает в оркестре. Важными центрами инструментального жанрового концерта являются Модена, Болонья и Венеция.

Ход развития тем Баха

Свои музыкальные идеи Бах использовал в самых различных произведениях, часто повторяя одни и те же мысли, на первый взгляд с совершенно незначительными изменениями. Более того, часто случалось, что темы религиозного характера он разрабатывал в светском стиле, и наоборот. Прекрасным свидетельством такого рода преобразований является кантата Путь в царство божье ведет через многие страдания, в которую включен мощный хор, написанный на основе первой части концерта для клавира d-moll. С темой столь жизнерадостной на первый взгляд фуги для органа в G-dur, переделанной на минор, мы встречаемся вновь в церковной кантате В моей душе было много боли и горечи. Некоторые свои произведения он отрабатывал годами, как, например, величественную фугу для органа в a-moll.:

Золотой век клавесина, альты да гамбы и органа

Орган будет существовать, но уже не с предыдущим бумом. Орган обладал выдающимися экспонентами по всей Европе в начале периода, где его музыка начинает знавать свой золотой век своим замечательным качеством. Шидерманн в Германии Корреа де Арауко в Испании и Жан Тителузе во Франции. . Рейнкен в Германии Франсуа Куперен во Франции Генри Перселл в Англии и Хуан Кабанил в Испании.

В то время они жили в Испании, где они составляли большую часть своих работ, итальянцы Доменико Скарлатти и Луиджи Боккерини. В испанских колониях в Америке также была музыкальная деятельность, с композиторами - как миланцы Роке Серути, певцы, инструменталисты. Большая часть этой музыки по-прежнему сохраняется и исполняется.

Особенно интересно проследить за возникновением и развитием темы в общеизвестной фуге для органа g-moll. В 1731 году Маттесон в своей работе «Школа генералбаса» опубликовал следующую тему, которую дали для немедленной разработки одному органисту на конкурсе по замещению должности. В связи с этим автор замечает, что все знают, кто первый разработал эту тему:

В жанрах барокко уже наблюдается четкое разделение в инструментальных жанрах и вокальных жанрах. В барокко, благодаря росту инструментальной музыки, инструментальные жанры достигают зрелости и создают первые основные инструментальные жанры: сонату, концерт и сюиту.

В области вокальных жанров, вместе с древними жанрами мотета и массы, создаются три важных жанра, которые дадут золотой век вокальным жанрам: кантату, оперу и ораторию, оперу - новый вокальный жанр самый важный из барокко и одна из академической музыки.

Их особенно интересовала древняя эллинская монодия с сопровождением китары. Музыкальные жанры, речитативные, выразительные и репрезентативные, приводят к новым свободам в звуковой среде, используемой в композициях - диссонансы и модуляции. Среди первых сохранившихся опер.

Ясно, что тут мы имеем дело с первой редакцией фуги g-moll, как она была исполнена Бахом, по всей вероятности, еще в Гамбурге. Очевидно, он посвятил ее Рейнкену, так как в основе ее лежит следующая верхненемецкая народная песня:

В сонате для скрипки a-moll мы можем проследить, как тема, кажущаяся на первый взгляд незначительной, развивается в ходе одной части до огромных размеров. Уже Маттесон в своей работе «Суть музыкальной науки», Гамбург, 1737, считает эту часть классическим примером того, как «иногда из очень малого количества звуков может родиться прекраснейшая разработка. Кто мог бы подумать, что эти восемь коротких нотных знаков

Первые этапы художественной карьеры Баха завернуты в темноту, которую могут развеять только новые открытия. Мы не знаем, есть ли у него какие-либо композиционные учителя; инструкция, полученная им в Ордруфе от его старшего брата Иоганна Кристофа, - согласно Филиппу Эмануэлю, который был описан в письме к Форкелю, вполне может ограничиваться интерпретацией органа. Известный некролог, который был подготовлен Филиппом Эмануэлем и Сельским хозяйством, говорит нам, что Бах учил себя, как сочинять в основном посредством наблюдения за произведениями самых известных и компетентных композиторов момента и плодом собственных размышлений о них.

могут быть столь плодотворными, что из них можно создать контрапункт на целый лист, причем создать самым естественным образом, без особых расширений. И все-таки Бах из Лейпцига, который был особенно выдающимся и талантливым музыкантом в этой области, оказался способным на это, он раскрыл перед нами эту тему, причем так, что иногда вновь и вновь применял ее».

В некрологе упоминаются Брунс, Рейнкен, Букстехуде и «несколько хороших французских органистов» в качестве учителей, чьи работы он изучал. Филипп Эмануэль, в ответ на заявление Форкеля, дополнил эту информацию именами Фробергера, Керлла, Паченбеля, Фрескобальди, Фишера, Странка и Бема. Названия других мастеров, таких как Гриньи, Дьепарт или Д'Англеберт, от которых он копировал определенные произведения для себя, принадлежат его влияниям, а также другим великим композиторам, от которых он транскрибировал произведения, самые важные Вивальди.

Бах, быть может, наиболее музыкальный из всех людей, живших когда-либо на земле, о котором один из его современников, известный музыковед Марпург, сказал, что: «В бессмертном Иоганне Себастьяне Бахе соединились самые разнообразные хорошие качества ста других музыкантов», был образцом скромного человеческого величия, что неизменно оказывало влияние на всех, особенно в последние годы жизни, кто попадал в атмосферу, создаваемую его личностью. Воспитанники школы св. Фомы гордились уже тем, что имели право называться его учениками.

В своем страстном желании учиться, Бах выбрал для своего образования все, что мог найти в соответствии с его потребностями. В течение своего первого периода его окружение, вероятно, предлагало в основном германское пропитание, предположительно, с сильными итальянскими смесями, ожидаемое в то время. Веймарский период, наконец, свидетельствует о входе сильной дозы итальянского стиля, на этот раз в чистом виде.

Именно в Веймаре этот замечательный процесс самообразования завершился непревзойденным мастерством и кристаллизацией личного стиля Баха, который развился как синтез международного музыкального наследия старых мастеров, адаптированный, сформированный, преобразованный его художественными идеалами и усилиями, или как говорит некролог, «их отражением на них».

«До тех пор, пока нам не продемонстрируют, что возможны органисты и пианисты лучшие, чем он, – говорится в «Некрологе», – никто не может нас упрекать в том, что мы слишком смелы, утверждая, наш Бах – самый выдающийся органист и пианист из всех существовавших до сих пор… О моральном величии его характера пусть скажут те, которые наслаждались его обществом и дружбой и были свидетелями его честности по отношению к богу и ближним».

Стиль, который он развивает в возрасте тридцати лет, не претерпел значительных изменений в течение всей его жизни, а те, которые имели место, всегда были склонны к консерватизму, а не к современности. С замечательной твердостью Бах продолжал, как камень, перед лавиной стиля, который должен был казаться поверхностным и легкомысленным. «Синий Берлин» был тем термином, с которым он высмеивал Берлинский фонд, в который входил его сын Филипп Эмануэль. Чем старше он становился, тем больше он видел, как структуры стиля барокко рушились под натиском стилистической революции, тем больше он глубоко погрузился в мир своей предковой духовности.

Признание моральной чистоты и величия Баха проходит красной нитью в посвященных Баху работах первого английского пропагандиста творчества Баха, Самуэля Уэсли. Уже в 1820 году Уэсли издал на английском языке написанную Форкелем биографию Баха. Его понимание моральной значительности Баха и редкого по своей гармоничности сочетания человека и художника, позже проявившееся в работах и взглядах Спитты, Пирро и Швейтцера, – наиболее полно выражается в двух словах:

Бах освятил это общение со своей последней незавершенной работой «Искусство фуги», высшим документом барочной полифонии. Пространство между миром Баха и галантными композиторами стало настолько большим, что между ними не было общения. Даже его случайные попытки угодить публике или покровителю с почтением к более мягкому и более современному стилю не оказали длительного воздействия на его художественное вероучение, о чем свидетельствуют контрапунктические сложности великих произведений, предшествовавших искусству фуги, таких как Хорошо закаленный ключ, вариации Голдберга, канонические вариации и музыкальное предложение.

«Святой Себастьян»

Список основных произведений Баха

А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):

I. 198 церковных кантат

II. 12 светских кантат

III. 6 мотетов

IV. Рождественская и пасхальная оратории

V. Большая месса h-moll

VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-dur

VIII. Страсти по Матфею и Иоанну

Неудивительно, что история стиля Баха параллельна истории использования орнаментов. Он начинается с принятия международных моделей, особенно французского и итальянского, которые ассимилируются как неотъемлемая часть его музыкального языка. Его иммунитет от моды галантного стиля простирается до орнамента.

Говоря о стиле Баха как в своем общем смысле, так и в специальном, касающемся орнаментов, мы имеем дело со сложным явлением. Поэтому у Баха нет трех разных стилей, в которых он чередуется, но по существу стиль с разными ориентациями и нюансами, сравнимый с органом с его несколькими регистрами. Хотя мы можем рассчитывать найти более очевидное влияние Германии в стилистическом регистре кораллов, прелюдий и фантазий, итальянских концертов и сонат, французов в увертюрах и сюитах, мы находим во многих, возможно, в большинстве своем структуру во влияниях Баха для каждой работы невозможно разделить.

IX. Траурная ода

X. Церковные арии и песни

Б. Произведения для оркестра и камерная музыка:

I. 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов

II. 7 концертов для клавира с оркестром

3 концерта для двух клавиров с оркестром

2 концерта для трех клавиров с оркестром

1 концерт для четырех клавиров с оркестром

III. 3 концерта для скрипки с ор кестром

Плотная немецкая полифония пронизывает итальянский концерт; элементы итальянских концертов пронизывают французскую сюиту; как концерт, так и увертюра тесно связаны с разработками немецких хоров в лютеранских кантатах, ораториях и страстях. То, что происходит с его стилем в целом, снова отразилось на маленьком мире украшений. Нет никаких сомнений в том, что мы так много находим во французских произведениях, как сюиты для клавиатуры, многие украшения, полученные из французского стиля, и уменьшаются, написанные в итальянском стиле в сонаты и концерты.

IV. 6 сольных сонат для скрипки

8 сонат для скрипки с клавиром

6 сонат для флейты с клавиром

6 сольных сонат (сюит) для виолончели

3 сонаты для виолы да гамба и клавира

3 сонаты для трио

V. Музыкальная жертва

В. Произведения для клавира:

I. Партиты, французские и английские сюиты, инвенции для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги, фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга

Другими словами, определенная стилистическая ориентация благоприятствовала приятным украшениям. Мы все еще находим изобилие французских и итальянских украшений, в теоретически немецкой хоровой прелюдии и аналогичных случаях интеграции практически в любом месте. Очевидно, Бах ни в коем случае не заботился о сохранении чистых сортов национальных украшений и ограничивал их своими собственными местами обитания. Поэтому большой скептицизм возникает, когда мы читаем, например, некоторые виды работ Баха, что, поскольку они якобы были написаны «во французском стиле», они должны следовать, по-видимому, «французским правилам» интерпретации.

II. Хорошо темперированный клавир

III. Гольдберговы вариации

IV. Искусство фуги

Г. Произведения для органа:

I. Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны, сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди

II. Хоральные прелюдии

III. Хоральные вариации

(нем. Johann Sebastian Bach; 21 (31) марта 1685 (16850331), Айзенах — 28 июля 1750, Лейпциг) — немецкий композитор, органист и скрипач, представитель стиля барокко, один из создателей мировой музыкальной классики, считается одним из самых выдающихся композиторов мира.

Каким бы ни было национальное происхождение украшений, принятое Бахом, мы можем предположить, что он сделал их сам, давая свободу толкования. Эти невесомости художественной интерпретации ранее упоминались как причины, по которым не только для Баха, но и для всех старых мастеров, точные ответы невозможны и потому, что приближения являются единственной реалистичной целью исторических исследований в области орнаментации.

Попытка приблизиться к этой цели в отношении стиля Баха, мы можем извлечь из вышесказанного два руководящих принципа. Мы должны поставить отправную точку нашего исследования в ранние поиски, о которых Бах решил взять что-то и в тех, которые он решил игнорировать. Причиной такого отношения должно было быть то, что те трактаты, которые были опубликованы вскоре после смерти Баха, были восприняты как отражение практики, которая все еще действует во времена Баха. Хотя это предположение верно, оно мало доказывает.

Его работы давали вдохновение почти каждому композитору Европейской традиции, от Моцарта до Шенберг. Он обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму, а в мастерстве полифонии и контрапункта не имел себе равных среди современников.

биография

Иоганн Себастьян Бах родился в маленьком городке Айзенах и был шестым ребенком скрипача Иоганна Амвросия Баха. Все Бахи жили в горной Тюрингии. С начала XVI века в семье Баха были флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи, капельмейстер. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Иоганн быстро научился на ней играть, и музыка стала неотъемлемой частью и его жизни.

Учитывая сказанное ранее о большой разнице в художественной ориентации Баха и современных «галантов», аргументы этих современников становятся бессмысленными. Во-вторых, должно быть ясно, что быстрый поиск не является достаточным, чтобы просвещать нас в практиках Баха. Нам сообщают об экологической ситуации, показывая нам, какие стили были знакомы Баху во время его этапа изучения молодости. Изучение этой информации является явно важным и, следовательно, является логической отправной точкой для предлагаемого исследования.

Однако, чтобы узнать, что Бах решил выбрать, и что он сделал с ним позже, мы должны искать ответы в собственной музыке Баха, тем более, что мы не можем ожидать найти их в таблице собственных украшений на клавиатуре, которая слишком переоценена и слишком неправильно понята.

Малый скрипач, обладая очень хорошим голосом, пел в хоре городской школы, но счастливое детство кончилось рано — когда будущему композитору только исполнилось 9 лет, умерла его мать, а через год — отец. Себастьяна и его брата — Иоганна Якоба, взял к себе их старший брат — Иоганн Христоф, который был органистом в городе Ордруф. Себастьян и Якоб вступили в гимназию, и параллельно брат учил их игре на органе и клавире. Но только исполнительства Себастьяну было мало — он хотел сам творить музыку. То ему удалось получить с замкнутой шкафы нотную тетрадь, где у брата были записаны произведения знаменитых в то время композиторов: Фроберґера, Керлля, Пахельбеля и других. По ночам тайком он переписывал эти ноты. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отобрал все, что было сделано. Те бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на заре Баха.

В 1700 году, когда семья Иоганна Кристофа существенно увеличивается, Себастьян отделяется и переезжает в Люнебург, где в 1700-1703 годах учится в школе церковных певчих при монастыре. После потери голоса (в связи с мутацией) Бах имеет возможность играть в оркестре на скрипке. Во время учебы Бах посещает Гамбург, чтобы познакомиться с музыкой органиста Райнкена и посетить оперный театр. Кроме того, он был в Целле, где имел возможность слышать новую французскую музыку в исполнении самих же французов, которые там служили при дворе. К этим годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

По окончании обучения мечта Баха о поступлении в университет не осуществилась, поскольку нужно было зарабатывать деньги на жизнь. С 1703 по 1708 он некоторое время служит в Веймаре в капелле Эрнста Веймарской, однако через несколько месяцев переехал в Арнштадта, где ему предложили должность органиста в новой церкви, где только было реконструировано орган. Несмотря на, казалось бы, благоприятные для жизни и творчества условия, в Баха возникают различные конфликты с его арнштадтським окружением. На этот период приходится известное событие в биографии композитора: в 1705 году Бах шел пешком около 400 км с Арнштадте в Любек, чтобы послушать игру выдающегося органиста Дитриха Букстегуде. В Любеке Бах пробыл больше, чем ему было разрешено (вместо 4 недель отпуска Бах оставался в Любеке почти 2 месяца), из-за чего напряжение между ним и властями города, и так к тому времени уже существовала, еще больше усилилась. В начале 1707 Бах переезжает в Мюльгаузене, где 15 июля он официально утвердили на посту органиста церкви св. Власия.

В октябре того же года Бах женится на своей троюродной сестрой Марией Барбарой Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. К этому периоду относится, в частности, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».

Веймар (1708-1717)

После многих должностей в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор получает место придворного музыканта у герцога Веймарского 1708. Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Параллельно работает также городским органистом.

Виртуоз-исполнитель на органе Бах создал для этого инструмента произведения, достигших вершин органной музыки. Становление неповторимого органного стиля Баха сильно зависело от хоральных прелюдий, расценены композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождалась яркая многогранна музыкальный язык, что опережала свое время. В свободных фантазиях сплетались воедино народные и высокопрофессиональные течения. Хоральных фантазии отмечены художественной смелостью, широким диапазоном средств для выражения и форм.

В жанрах прелюдии и фуги, токкаты, фантазии Бах выступает как потомок немецкой органной школы, и особенно своих предшественников — Райнкена и Букстегуде. От Букстегуде, к которому Бах ездил в годы юношества, он перенял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерные эмоциональное богатство, глубокое внутреннее сосредоточение, драматический размах при великолепии звучания и свободы формы. Бах объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части: импровизационную токкату, фантазию, или прелюдию и полифоническую фугу. Органные фуги отмечаются большим размахом, и вольностью выражения, для них, по сравнению с клавирные, были характерны мощные драматическим развитием и грандиозные кульминации.

Эти произведения в полной мере используют динамические и тембральные ресурсы инструмента. Масштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористических и динамических контрастах.

К произведениям веймарского периода относятся большинство зрелых органных прелюдий и фуг (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.), Фантазия (C-dur), фуга (g -moll), фантазия и фуга (d-moll, C-dur), Пассакалия до минор и другие. Также здесь родились его два сына, будущие известные композиторы — Вильгельм Фридеман (* 1710- † 1784) и Карл Филипп Эммануэль (* 1714- † 1788).

Творчество Баха ознаменовала вершину килькастолитнього развития органной музыки еще от эпохи Возрождения. Влияние органной творчества ощутимый также в других произведениях композитора (кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).

Кётен (1717-1723)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Ангальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кётене сначала было счастливым периодом композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчества, приглашал его в свои поездки.

В Кётене Бах писал, в основном, клавирные и оркестровую музыку.

Бах первый написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), тем самым утвердив самостоятельность этого инструмента. Несмотря на несовершенство современных ему инструментов (клавесина, клавикорда и др.) И их ограниченные выразительные возможности, Бах создал для них ряд очень ярких произведений.

В жанре клавирной музыки Бах открыл новые пути. Расцвет его клавирной творчества приходится на период работы при дворе в Кётене, где был создан первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга», блестящий виртуозный стиль, драматизм и пафос которой свидетельствуют о переносе в сферу клавирной музыки выразительных приемов, характерных для органных Стамбул и фантазий.

Особенно интересна сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывают преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В этот период были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll) для клавира, а также известные Бранденбургские концерты, принадлежащие к жанру concerto grosso и продолжили традиции Вивальди. Быстрые части отмечены энергичным движением, часто танцевального характера, пластической уравновешенностью формы, использованием высокоразвитой зарубежной техники. Концерты характерные масштабностью, полифонизация фактуры, симфонической единством в соответствии сольных и акомпонувальних инструментов, яркой индивидуальностью, глубиной образов.

В каждом концерте играют соло инструменты и ансамбли. (Обычный состав оркестра Баха: струнные, гобое, блокфлейты, фаготы, валторны, трубы, ударные инструменты, иногда гобое-д’амур, гобой да качья и корн ода качья). Хотя Бах стремился (что было характерно для его эпохи) не столько к индивидуализации тембро-колоритных эффектов, как к выявлению и подчеркивания полифонической логики, его партитуры обозначены непрерывным поиском новых инструментальных композиций.

Произведения для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты) отличаются сложной многоголосной структурой, вольностью выражение, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации меняются в них изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко выразилась сила воображения композитора, способного возвеличиться на всеми ограничениями традиционной формы, материалом и техническими возможностями инструмента.

Тогда же создано шесть сюит для виолончели соло.

Однако в Кётене Баха случилось несчастье. Во время, когда Баха с князем не было в городе (князь принимал музыкантов с собой, когда выезжал из города), умерла его жена Мария Барбара. Ее похоронили 7 июля 1720

В 1721 Бах женится второй раз — на Анне Магдалене Вилькен. А в 1723 состоялось исполнение его «пансионатов по Иоанну» в церкви св. Тома в Лейпциге и Бах получил должность кантора этой церкви — руководителя хора певческой школы — с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

Лейпциг (1723-1750)

В Лейпциге Бах живет до конца своей жизни. Он становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые для выполнения произведения и выполняя много обязанностей.

Не умея хитрить и маневрировать, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизни и отвлекали от творчества.

До нашего времени дошли до пассионы Баха «пансионатов по Иоанну» (1723) и «пансионатов по Матфею» (1729), что связано со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни Христа. Благодаря иронии сюжета, конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к операм больше других произведения Баха. В «пансионатов по Матфею» достигнуто исключительного единения многоплановой структуры. Речитативный изложение Евангельского текста, по тонкости передачи выразительных деталей не имеет себе равных в итальянской опере, лирические арии и хоры, протестантские хоры а капелла и в сопровождении органа формируют три различные планы в раскрытии трагических идей оратории.

«Пансионатов за Иоанном» характерны меньшим размахом, они более близки к драме. Музыка обоих пансионатов относится к вершине Бахов музыки.

Композитор создал около 30 советских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), что, как правило, мало отличаются от духовных по стилю. В «Крестьянской» введены номера народно-бытового, песенно-танцевального характера. Сатирическая кантата «Соревнования Феба и Пана» ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки.

Также написано произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних выделяют цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Ґольдберґ-вариации», 1742). В 1747 году Бах создал цикл пьес «Музыкальные подарки», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — с 14 фуг и 4 канонов на одну тему.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты вызвали полную слепоту, но и тогда он продолжал творить, диктуя ноты для записи.

За десять дней до смерти Бах якобы прозрел, однако за несколько часов с ним случился удар. Несмотря на старания врачей, Бах отошел 28 июля 1750. Возможной причиной смерти композитора называют осложнения после операции.

Торжественное захоронение Иоганна Себастьяна Баха вызвало огромный наплыв народа из разных уголков немецких земель. Композитора похоронили возле церкви св. Тома (Thomaskirche), в которой он прослужил 27 лет. Однако по территории кладбища впоследствии проложили дорогу и могила затерялась. Только в 1894 остатки его тела случайно нашли во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

творчество

Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха чрезвычайно велика, охватывает более 1000 композиций, из них 320 светских и духовных кантат, много мес, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, многочисленные хоралы, мотеты, инструментальные произведения и другие.

Сейчас произведения Баха принято обозначать номером BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог произведений Баха). Эта классификация была предложена немецким музыковедом В. Шмидер в 1950 году, в ее основе лежит тематический принцип: номера BWV 1-224 ассоциируются с кантатами, BWV 225-249 — с ораториальных произведениями, BWV 250-524 — это хоралы и духовные песнопения, BWV 525-748 — органные произведения, BWV 772-994 — клавирные произведения, BWV 995-1000 — произведения для лютни, BWV 1001-1040 — камерная музыка, BWV 1041-1071 — оркестровые произведения и BWV 1072-1126 — каноны и фуги.

Большинство вокальных произведений Баха написаны на религиозные тексты (например, «пансионатов по Иоанну», 1723, «пансионатов по Матфею», 1729, «Месса си минор» 1733-1738). Музыка их проникнута глубоким религиозным чувством и, вместе с тем, философской погруженностью. С советских вокальных произведений композитора особенно выделяют кантаты «Феб и Пан», «Крестьянская», «Кофейная», непосредственно связанные с тогдашним бытом.

Инструментальная музыка Баха написана для органа (прелюдии, токкаты, фантазии, фуги и т.д.), для клавесина («Хорошо темперированный клавир» — 48 прелюдий и фуг, «Искусство фуги», 6 партит, 6 французских сюит, 6 английских сюит и т.д.). Также он создал сонату для скрипки соло, сюиты для виолончели соло, а также музыку для оркестра (6 «Бранденбургских концертов», 4 сюиты), концерты для скрипки с оркестром, для клавесина с оркестром и другие.

Инструментальные произведения Баха стали источником транскрипций многих композиторов, в частности Ференца Листа, Феруччо Бузони, Сергея Рахманинова. Фортепианные транскрипции некоторых органных произведений Баха сделали и украинские композиторы — Левко Ревуцкий, Григорий Беклемишев. Своеобразным творческим экспериментом стал «ричеркары» Баха в пуантилистичному инструментовке Антона Веберна для октета.

органное творчество

Органная музыка в Германии до времени Баха уже имела давние традиции, сложившиеся благодаря предшественникам Баха — Пахельбеля, Бему, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше известен как первоклассный органист, преподаватель и композитор органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело сочетал черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора повлияла как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстегуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже перевел несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и Стамбул и фуг, но и придумал незаконченное Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в которой демонстрировались различные техники и подходы к созданию произведений на хоральных темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигская хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при строительстве инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Другая клавирные творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было выполнять и на клавикорде. Многие из этих творений является энциклопедическими сборниками, демонстрирующие различные приемы и методы создания полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, выданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

  • «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую б тональность. Этот цикл был очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющих одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированного строя.
  • 15 двухголосый и 15 триголосих инвенций — небольшие произведения, расположены в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются до сих пор) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (Аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах Аллеманда предшествует прелюдия, а между сарабандой и жиго присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партит стандартная схема расширяется: помимо изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причем не только между сарабандой и жиго.
  • Гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия из 30 вариациями. Цикл имеет достаточно сложную и необычную структуру. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
  • Различные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «хроматические фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партии для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012, и партиты для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах написал несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, которые сопровождаются лишь генерал-басом, а также много канонов и ричеркар, без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Бах написал множество произведений для оркестра и инструментов, выполняющих соло вместе с ним. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, поскольку Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому 1721 года, думал получить при его дворе; эта попытка оказалась неудачной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие оркестровые шедевры Баха, дошедших до нас, включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованого) баса) BWV 1044 и концерты для клавира и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три — для двоих (BWV 1060-1062), два — для трех (BWV 1063 и 1064) и один — ля минорный BWV 1065 — для четырех клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто выполняются на фортепиано, поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах написал 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время особенно широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемый «шутка Баха» — последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты — ария.

вокальные произведения

  • Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранским церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он составил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он придумал некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единого фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовки. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для выполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако чаще всего используется следующая модель: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается все хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предусматривает хоральная прелюдию в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Самыми известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein ‘feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben »(номер 147). Кроме того, Бах составил также некоторое количество светских кантат, конечно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.
  • Страсти (пассионы). Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (около 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечерних в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Страсти являются одними из самых масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пансионатов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
  • Оратории и Магнификат. Самая известная Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и Магнификат представляют собой скорее большие и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
  • Мессы. Самая известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена 1749), которая представляет собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведениях композитора, вошли переработанные ранние произведения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранским канонам (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2:00). Кроме мессы си минор, до настоящего времени дошло 4 коротких двухчастотных мес Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальных произведений Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Судьба творческого наследия Баха

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Баха знали, однако после смерти композитора его имя и музыку начали забывать. Настоящий интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы. А начался он с исполнения 11 мая 1829 в Берлине «Страстей по Матфею», организованного Феликсом Мендельсононом-Бартольди (* 1809- † 1847). Именно Феликсу принадлежит честь «Возвращение к жизни» (Wiederbelebung) музыки Баха, почти через 80 лет после смерти композитора и его полного забвения. Это дало мощный импульс к публикации произведений Баха и их выполнения.

Генерация композиторов-романтиков, родилась в 1810-е годы, приняла Баховские композиции как поэтическую музыку и взяла их себе за образец. Феликс Мендельсон-Бартольди, Роберт Шуман (* 1810- † 1856), Фредерик Шопен (* 1810- † 1849) и даже сам Ференц Лист (* 1811- † 1886) считали произведения Баха стимулом и примером для собственного творчества. Выдающиеся к тому времени музыканты-исполнители (кроме Мендельсона-Бартольди, Шопена и Листа также Клара Шуман, Сигизмунд Тальберг и многие другие) внесли произведения Баха в свои концертные программы.

В 1850 был создан «баховский сообщество», которая стремилась выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

И. С. Бах и Украины

По мнению А. Калиниченко, в отдельных произведениях чувствуется влияние украинской музыкальной культуры, в частности тема фуги си-бемоль минор с 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» (1722) интонационно приближается к нижнему голоса мелодии украинской народной песни «Ой на горе, на крутой ». Правда, здесь нельзя исключать родство мелоса фольклора украинском и народных песен немцев (част. Их древнейшего, теперь полузабытого слоя) или полабских славян, живших тогда в Саксонии (их мог слышать И. С. Бах). Опосредованные связи Баха с Украиной могли существовать брату, который выехал в Стокгольм. Туда, после поражения под Полтавой в 1709 вместе с войском шведского короля Карла XII, где служил брат Баха, отступила часть украинских казаков во главе с будущим гетманом Филиппом Орликом. Украинские песни, они пели, могли брату дойти и до Баха. Более поздние «украинизмы» музыки Баха могли появиться в результате его знакомства (некоторые исследователи считают это свершившимся фактом) с украинским бандуристом, лютнист и певцом Т. Белоградский, который жил в Дрездене. Там работал орґанистом также один из сыновей композитора — Вильгельм Фридеман. Нельзя исключать, что И. С. Бах (возможно, с сыном) слышал игру и пение Т. Белоградский. Исследователь М. Степаненко предполагает, что заказ и написание И. С. Баху февральских партит могли также быть связанными с Т. Белоградский.

памяти

  • Памятник в Лейпциге, построенный 23 апреля 1843 Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшель и Юлиуса Гюбнера.
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена ​​28 сентября 1884. Сначала стояла на Рыночной площади у церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене, построенный 21 марта 1885.
  • Бронзовая статуя Карла Сеффнер с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге — 17 мая 1908.
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.
  • Статуя Пауля Биррен при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена ​​6 апреля 1939.
  • Памятник Бруно Ейермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убран и вновь открыт в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год.
  • Памятник Бернда Гебель около рынка Арнштадта, построенный 21 марта 1985.
  • Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене — 17 августа 2001 года.
  • Памятник в Ансбахе, спроектированный Юргеном Гертца, установленный в июле 2003 года.
  • С 1950 года в Лейпциге проводится Международный конкурс имени Иоганна Себастьяна Баха.

сыновья Баха

Иоганн Себастьян Бах стал отцом четырех композиторов, чьи произведения до сих пор звучат в концертных залах и записываются на компакт-диски. это:

  • Карл Филипп Эмануэль Бах (Carl Philipp Emanuel Bach, * 1714- † 1788),
  • Иоганн Кристиан Бах (Johann Christian Bach * 1735- † 1782)
  • Иоганн Кристоф Фридрих (Johann Christoph Friedrich Bach * 1732- † 1795)

Аудиоприклады

  • Прелюдия и фуга № 20 ля минор
    • From the Well-Tempered Clavier (Book 1)
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, first
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, second
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, third
  • Кантата 140, первая
  • Кантата 140, вторая
  • Кантата 140, пятый
  • Кантата 140, шестой
  • Кантата 140, седьмой
  • Partita, BWV 1013
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, E Minor — I Präludium; Presto
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, E Minor — II Allemande
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — III Courante
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — IV (Sarabande)
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — V Bourrée
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — VI (Gigue)
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — I Prelude
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — II Fuge
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — III Sarabande
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — IV Gigue — Double
  • BWV 998 — I Prelude
  • BWV 998 — II Fuge
  • BWV 998 — III Allegro
  • Capriccio Departure of Brother
  • Chaconne for violin alone
  • English Suite No. 1 in A major — prelude
  • English Suite No. 1 in A major — Allemande
  • English Suite No. 1 in A major — Courante I
  • English Suite No. 1 in A major — Courante II
  • English Suite No. 3 in G minor — Sarabande
  • English Suite No. 3 in G minor — Gavotte I and II
  • English Suite No. 3 in G minor — Gigue
  • Fantasy — C minor
  • Fugue in G minor
  • Italian Concerto — F Major — Первая
  • Italian Concerto — F Major — Andante
  • Italian Concerto — F Major — Presto
  • Praeludium A minor
  • Prelude in C-sharp minor
  • Sonata in E minor — Adagio-ma-non-tanto
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия до мажор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга ми мажор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия до минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга до минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия ре
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия ре минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга ре минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — 10Epre Bb
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — 11Efuge Bbmaj