Виды индивидуальной психологической работы с личностью. Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога. Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Мы постоянно что-то чувствуем. Каждую секунду своего существования. Радость, страх, горечь, жажду, восхищение... Такие разные, но все это - наши чувства.

С чего начинаются чувства

Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.

Эмоции

Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях.

Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс.

При необходимости можно эмоции настроить. Например, в ответ на толчок в утренней давке в автобусе вы можете испытывать гнев, легкое раздражение или полное безразличие - разница впечатляет.

Эмоциональные явления

Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:

Типы чувств

Их разделяют на два типа: стенический (позитивный) и астенический (негативный). Первый тип чувств подготавливает организм человека к большим затратам энергии, он связан с возбуждением, активностью, бодростью.

Второй - является следствием отказа от действий в состоянии стресса или эмоционально напряженного окружения. Наблюдается спад активности, подавленность, апатия.

Виды чувств

Чувства человека - это показатель его потребностей, как социальных, так и духовных. Несмотря на сложность их определения, чувства даже разделили на виды.

  1. Моральные, или высшие чувства. Это одна из основных характеристик личности. Они выражают отношение индивидуума к окружающему миру, людям, событиям. По уровню развития у населения можно судить не только об одном человеке (чувство товарищества, эмпатии, сочувствия), но и о социально-нравственном положении в государстве (чувство долга, патриотизма).
  2. Интеллектуальные чувства. Это следствие действий человека, направленных на получение, усвоение новых знаний. Базой для их развития является потребность человека к познанию, его отношение к собственному мыслительному процессу. Это чувства удивления, заинтересованности.
  3. Эстетические чувства. Они базируются на положении разнице между прекрасным и уродливым. Большое значение в развитии этих эмоциональных комплексов оказывает состояние общества, его нормы и предпочтения. Чувство прекрасного - это тоже выражение эстетического отношения к миру, как и трагического, возвышенного или иронии.

Степень или уровень развития сферы чувств у отдельно взятой личности - это так называемый эмоциональный интеллект человека. Он включает в себя способности узнавать и определять эмоции у окружающих, потребность делится своими чувствами и принимать их от других людей, сопереживать.

Каким бы высоким или низким не был уровень эмоционального интеллекта у человека, начинается все восприятие с органов чувств.

Органы чувств

С чего начинается чувство? Это мы уже уяснили - с эмоционального тона, который формируется у человека на основе данных об окружающей среде и его положении в ней. А собирает человек эту информацию посредством различных органов своего тела (органов чувств).

Их у человека пять:

  • чтобы увидеть объект, нужны глаза;
  • чтобы услышать его звук - уши;
  • чтобы почувствовать его запах - нос;
  • чтобы испытать его вкус - язык;
  • кожа, чтобы понять каков он на ощупь.

Таким образом, получается, что органы чувств - это органы человеческого тела, которые посредством рецепторов собирают данные из окружающего мира и отправляют их к мозгу человека, позволяя тем самым составить мнение о нем.

К дистанционным органам чувств относятся глаза, уши, нос - они способны воспринимать сигналы на расстоянии.

Иногда эти органы способны компенсировать друг друга. Так, например, известно, что у слабовидящих людей часто очень хорошо развиты слух и осязание.

Центральная нервная система анализирует информацию, поступающую посредством рецепторов, и идентифицирует ее. Так человек получает ощущения, которые в дальнейшем складываются в

Типы восприятия

Оказывается, что у развиты неравномерно.

Например, глаза могут посылать информацию к нервной системе интенсивнее, быстрее, чем уши и нос. То есть зрительные ощущения будут основными в восприятии окружающего мира. Такие люди называются визуалами. Их около 35% от всего населения планеты. Визуалы видят мир в картинках, прекрасно запоминают внешние детали. Если вы будете в общении с таким человеком использовать зрительные образы, наглядно представлять информацию, он скорее и глубже поймет вас. Фразы типа: "Посмотри, как вкусно!" - это норма для визуала. Чувство - это образ в его глазах.

25% жителей Земли сильнее и быстрее воспринимают слуховые ощущения - это аудиалы. Для них очень важен звук. Не так важно, что вы скажете, а вот тембр голоса, темп речи вызовут гораздо более сильное чувство. Это основной принцип восприятия информации. Общаясь с аудиалом, следите за эмоциональностью своей речи.

Все остальные - это кинестетики. Их мир - это в большей мере тактильные ощущения. Поэтому им важно быть рядом с собеседником, прикасаться к нему или к себе, или к чему-то еще. В наш век дистанционных технологий кинестетикам сложнее всего приспособиться. Хотите, чтобы он вас услышал? Дайте себя потрогать, хотя бы подержать за рукав.

Сила чувств

Человек способен испытывать чувства разной силы (по эмоциональному накалу) по отношению к одному объекту.

Например, прием пищи. Насколько сильное чувство удовольствия испытает человек, обедая дома? А в гостях? В ресторане? После долгой диеты? На природе? Амплитуда чувственных переживаний будет довольно большой во всех предложенных вариантах. Так происходит потому, что сила чувств - это то количество энергии, которое получает человек от эмоций или затрачивает на них. То есть чем больше эмоций мы получаем или выражаем в комплексе (по отношению к одному объекту, действию), тем сильнее будет испытываемое чувство. Таким образом выражения типа "сильно люблю" и "несильно люблю" имеют полное право на существование.

Каждый человек способен развить в себе высокий испытывать сильные и яркие чувства на протяжении всей жизни и в любой ситуации.

Чувства – одно из самых загадочных явлений, которое очень сильно влияет на судьбы людей, их переживания, дарует им заоблачное счастье или немыслимые страдания. Мы рассмотрим определение чувств, их природу, отличия от (большинство людей путают чувства и ) и мн. др.

Вообще, нужно сказать, что о чувствах, об их истиной природе, большинство людей ничего не знают. Особенно материалисты и атеисты, называющие чувства химическими реакциями на самом деле и понятия не имеют, что такое чувства. А ведь чувства, это то, что даёт человеку, если он умеет обращаться с этой высокоразвитой энергией и знает их законы.

Что такое Чувства. Эзотерический смысл

– это сложные энергии (созданные не людьми), имеющие свою программу развития (усиливают состояние человека, определённые качества, устремления, способности).

Чувства создаются и даются Богами (сверхценные), чаще всего на основе , пожеланий людей и заслуг (как награда). Дают и максимально усиливают состояние Счастья и Силы.

Чувства – имеют своё собственное сознание, программу развития, работают независимо от сознания человека, могут его изменять (сильно влиять), давать человеку огромную энергию (прилив сил), веру (ощущение всемогущества), состояние полёта и счастья.

Чувства даются людям для разных целей – как награда (для счастья), как наказание (для страданий), очень часто даются для обучения.

Чувства как награда – даются для счастья, за правильное отношение, поведение, достойные дела (реализацию кармических задач, бескорыстную позитивную деятельность и др.).

Чувства для наказания – даются для осознания и перевоспитания, как правило за совершённые человеком грехи по отношению к чувствам других людей (разрушение чувств других, издевательство, причинение сердечной боли и т.д.). За это может быть дана в том числе безответная любовь, когда человек мучится от боли, а второй насмехается над его чувствами.

Чувства для обучения – даются, как правило двум любящим друг друга людям, для совместной жизни и развития. Но это не единственный вариант, их сотни.

Какие чувства бывают?

Каждое чувство имеет свое назначение, цели и законы. Основных чувств 5, но есть ещё и другие.

Чувства - высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений - важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался- только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции- они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта.

Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций- так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека - направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называются страстями. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются- на этом основании различаются интеллектуальные, нравственные, познавательные, праксические, религиозные, родительские, эстетические и другие Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (например, Ч. к ребенку, произведению искусства), обобщенные (Ч. к детям вообще, к музыке) и абстрактные (Ч. справедливости, трагического). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. В психологической литературе нет единства мнений относительно онтологической природы Ч. Ряд авторов полагают, что они как самостоятельные эмоциональные явления не существуют, а термин "Ч." представляет собой абстракцию для обобщенного обозначения всего множества связанных с некоторым объектом ситуативных эмоций. Согласно другим Ч. являются полноценными эмоциональными явлениями, малозаметность которых объясняется их глубинностью, легко затмеваемой более бурными проявлениями развивающихся из них поверхностных ситуативных эмоций.

В психологии термин "Ч." применяется и в других значениях. Так, в сочетании "органы чувств" он обозначает познавательное явление и не имеет никакого эмоционального значения. В учении В. Вундта Ч. названы самые элементарные эмоциональные переживания, неминуемо сопровождающие каждое получаемое живым существом ощущение- множество одновременно сосуществующих Ч. находятся в постоянном взаимодействии и слиянии, причем этот процесс имеет многоступенчатый характер: близкие в некотором отношении элементарные Ч. объединяются по определенным законам в Ч. первого порядка, те, в свою очередь, в Ч. второго порядка и т. д. Человеком осознаются только высшие уровни такой выстраивающейся иерархии Ч., поэтому он, например, имея отчетливое эмоциональное впечатление от просмотренного спектакля, обычно не способен отследить вклад в это впечатление некоторой детали декораций или освещения. Одна из функций вундтовских Ч. состоит в том, что они готовят возникновение ситуативных эмоций, представляющих собой вторую фазу развития общего чувственного процесса. Таким образом, как Ч. - устойчивые отношения личности, так и Ч. - элементарные эмоциональные явления, имеют отношение к возникновению находящихся как бы между ними ситуативных эмоций.

В.К. Вилюнас

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или отталкивание...

Философский словарь

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ЧУВСТВО

ЧУ́ВСТВО, -а, ср.

1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция).

2. (мн. ч. в одном знач. с ед. ч. ). Состояние, в к-ром человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания).

3. чего. Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. огорчения.

4. Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового.

5. То же, что любовь (в 1 знач. ). Первое ч. Большое ч. Нежное ч.

Что такое ЧУВСТВО , ЧУВСТВО это, значение слова ЧУВСТВО , происхождение (этимология) ЧУВСТВО , синонимы к ЧУВСТВО , парадигма (формы слова) ЧУВСТВО в других словарях

Парадигма, формы слова ЧУВСТВО - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

+ ЧУВСТВО - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое ЧУВСТВО

чувство

чу ́вство

ср.

1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.

2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.

а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.

б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.

а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л.

б) Волнение, душевный подъем, порыв.

Синонимы к ЧУВСТВО - Словарь русских синонимов

ЧУВСТВО синонимы

чувство

Синонимы:

чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак, эмоция, наитие, вчувствование, пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух; отношение, душевный порыв, переживание, страсть, эрос, нежное чувство, нежная страсть, сердечная склонность, чувствие, душа, влюбленность, любовь, влечение, любовь-морковь, прогоны, переживания, увлечение, настроение, сознание, сентимент, такт

Этимология ЧУВСТВО - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

этимология ЧУВСТВО

чувство

чу́вство

чу́вствовать, русск.-цслав. чувьство αἴσθησις, ст.-слав. чоувьствиѥ (Еuсh. Sin.), диал. у-чува́ть "услышать, заметить", цслав. по-чувати, болг. чу́вам "слышу", сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м "охранять, стеречь", словен. čúvati "бодрствовать, стеречь", далее связано с чу́ю, чуть, чу́ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.

+ ЧУВСТВО - Малый академический словарь русского языка

что такое ЧУВСТВО

чувство

А, ср.

Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности.

Органы чувств.

Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

2. обычно мн. ч. (чувства, чувств).

Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств, лишиться чувств, прийти в чувство, привести в чувство и т. п.).

{Версилов} изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток.

{Офицер:} Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

3. чего или какое.

Психофизическое ощущение, испытываемое человеком.

Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости.

С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело.

Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание.

Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества.

Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети.

Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк.

Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота.

Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв.

Петь. с чувством.

Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо.

Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления.

Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава.

- Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир.

Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

6. чего.

Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений.

Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора.

Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени.

Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.

Интуитивное понимание, знание чего-л.

Чувство нового.

Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания.

|| также какое.

Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства.

Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета.

Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры.

Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п.

Чувство долга. Чувство ответственности.