Звук который раздражает людей. Раздражают звуки. Причины повышения звуковой чувствительности

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм — что это такое?

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА , синдром Каннера . В подростковом возрасте и во взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

По-разному выражается аутизм у взрослых. Симптомы и лечение этого заболевания во взрослом возрасте зависят от формы болезни. Отмечаются внешние и внутренние признаки аутизма у взрослых. Характерные симптомы выражаются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

Причины аутизма

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП ;
  • заражение матери в период беременности;
  • туберозный склероз ;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Восприятие мира аутичным ребенком

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Нарушенное социальное взаимодействие

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

Нарушенная коммуникация

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм ). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь . Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов» . Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Стереотипное поведение

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии) . Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии , а также самоагрессии .

Раннее проявление аутизма

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Что нужно помнить родителям здоровых детей?

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

Интеллект при аутизме

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости . Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга .

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом , микроцефалией , то может развиться глубокая умственная отсталость . Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект . Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн , Энди Кауфман , Вуди Аллен , Энди Уорхол и многие другие.

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера . Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Синдром Ретта

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальное исследование

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга , провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости .

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Взрослые видят Это НЕ Возможно, это
Проявляет забывчивость, неорганизованность Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы Непослушание, плохое поведение У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

Лечение аутизма

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм? » однозначен: «Нет, не лечится ».

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста .

Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

Как воспитывать малыша-аутиста

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

Как лечить аутизм, этапы

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия . Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Логопедическая практика

Несмотря на степень аутизма, у таких детей отмечаются те или иные трудности с речевым развитием, что мешает нормальному общению с людьми. Если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение.

Выработка навыков самостоятельного обслуживания и социализации

У аутистов отсутствует мотивация играть, делать повседневные дела. Они сложно приспосабливаются к поддержанию личной гигиены, распорядку дня. Чтобы закрепить нужный навык, используют карточки, на которых прорисован или написан порядок выполнения таких действий.

Терапия медикаментами

Лечить аутизм медикаментозными средствами допустимо только в том случае, если деструктивное поведение маленького пациента мешает его развитию. Однако родителям нудно помнить, что любая реакция аутиста – плач, крик, стереотипия – это своеобразный контакт с внешним миром. Хуже, если ребенок уходит в себя на целые дни.

Поэтому любые успокоительные и психотропные лекарства допустимо применять только по строгим показаниям.

Существуют некоторые мнения, которые являются скорее народными, чем научными. Например, данные о том, что помогает вылечить аутиста, научно не подтверждены.

Некоторые методы не только не приносят пользы, но и могут быть опасными для пациента. Речь идет о применении глицина , стволовых клеток , микрополяризации и др. Такие методы могут быть очень вредными для аутистов.

Состояния, которые имитируют аутизм

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и . Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.


Об аутизме на сегодняшний день сказано и написано немало. Но, несмотря на обилие информации, у родителей, имеющих ребенка с диагнозом РДА, остается немало вопросов. Кроме того, долгое время специалисты не могли прийти к единому мнению в вопросах классификации, определения симптомов, причин возникновения и лечения РДА. И сейчас существует множество точек зрения на эти вопросы. Мы попросили
Ирину Баранову, детского патопсихолога-диагноста (Ростов-на-Дону), рассказать о своем взгляде на проблемы аутизма и ответить на распространенные вопросы родителей.

Что скрывается за буквами «РДА» в истории болезни ребенка? Прежде всего РДА (ранний детский аутизм) проявляется отгороженностью малыша от окружающей среды (в первую очередь людей) и погруженностью в свой собственный мир, созданный им из отдельных предметов, звуков, явлений и т.п., посильных для его приспособления к действительности и «выживания» в ней.
Этот синдром отражает особую форму психической защиты от всего многообразия внешнего мира — защиты патологической, т.е. наносящей ущерб самому защищающемуся, в данном случае за счет приостановки или искажения всего психического развития.
В классификации болезней в психиатрии этот синдром относят к одной из форм задержек развития. А это значит, что в принципе это состояние преодолимое (в отличие, например, от недоразвития). Здесь и возникает главное противоречие. Дело в том, что до недавнего времени аутизм как симптом (синдром) рассматривался врачами как сочетание поведенческих реакций и мотивов, сопутствующих такому тяжелому и сложному психическому расстройству как шизофрения. Впоследствии же выяснилось, что это не совсем правильный подход. Неспособности к коммуникации», характерной для аутистов, сопутствует потребность этих людей в общении. То есть страх, который породил эту патологическую защиту, не уничтожил главное — потребность во взаимодействии с миром, с людьми, но заблокировал спонтанное ее проявление. Итак, в тех случаях, когда ядро психической активности (т.е. мотивационная сфера) осталось неповрежденным, мы имеем дело с РДА непроцессуального (т.е. не шизофренического) происхождения. И это принципиально определяет прогноз состояния.

К сожалению, за последние 10-15 лет этот синдром распространился в катастрофических масштабах. Мне как специалисту-диагносту приходится сталкиваться с РДА от двух до шести раз(!) в неделю, принимая решение о характере, степени выраженности и, главное, о происхождении симптома.
В последнее время синдром РДА стал проявляться у детей с органической недостаточностью ЦНС разной степени выраженности (иногда совсем минимальной, иногда значительно выраженной — например, с сопутствующими нарушениями речи, внимания, активности). То есть, если ЦНС оказывается недостаточно стабильной и сильной, включаются способы защиты, в том числе и аутизм. Эта защита обеспечивает ребенку ту степень функционирования, которая доступна, посильна, сохраняет относительное эмоциональное равновесие, так как окружающая среда воспринимается им преимущественно как опасная, агрессивная.
Родителей обычно волнует вопрос причин, вызывающих у ребенка органическую недостаточность ЦНС. В случае РДА причин множество, и многие из них глобальны (экология, урбанизация и т.п.). Мой личный опыт консультанта показывает, что не на последнем месте стоят и внутренние факторы — отношение к ребенку в семье, взаимоотношения между родителями и многое другое. От того, насколько родители (прежде всего мать) близки к ребенку, насколько они принимают свое дитя несмотря на его особенности, насколько включены в процесс воспитания, реабилитации, обучения, во многом зависит успешность прогноза.
Ребенка с диагнозом РДА недостаточно просто привести к врачу, который назначит список медикаментов, или к психологу, который будет с ним заниматься. В этом случае как никогда важно сотрудничество родителей и специалистов, причем от родителей зависит большая часть успеха.

1. Как понять, что у ребенка аутизм? В каком возрасте может быть впервые поставлен этот диагноз?
Основная сложность заключается в том, что трудно назвать средний возраст, в котором у ребенка можно впервые заметить проявления аутизма. Иногда заподозрить РДА (ранний детский аутизм) можно уже у трехмесячного малыша, но чаще ни родители, ни специалисты ничего странного и необычного не замечают, пока ребенку не исполнится год.
Возраст, в котором появляются первые симптомы РДА, у всех детей разный, равно как и сами эти симптомы. Это зависит как от степени выраженности аутизма, так и от причин, вызывающих и порождающих его, — а причин этих немало, и в каждом случае они разные. Тем не менее, внимательная и наблюдательная мама может заподозрить неладное уже к середине первого года жизни ребенка, хотя говорить более или менее определенно об аутизме можно только к концу второго года.
Очевидно, что чем раньше родители, заметив особенности в поведении малыша, начнут консультироваться со специалистами, тем лучше. Ребенок с РДА, с которым с раннего возраста проводилась работа, имеет высокие шансы на полную реабилитацию и благоприятный прогноз. Следовательно, несмотря на то, что диагноз «аутизм» не может быть поставлен до достижения ребенком двух-трех лет, коррекционно-педагогическую работу при наличии опасений нужно начинать как можно раньше. В тех ситуациях, когда риск возникновения и развития РДА повышен, тем более важно своевременно обратиться за помощью к специалистам (иногда есть смысл сделать это во время беременности или даже на стадии планирования). В таком случае шансы на успех максимально высоки.
Постановка диагноза. Предварительный диагноз «РДА» специалист может поставить уже к концу первого года (так называемое «подозрение на РДА»). Официальный уточненный диагноз может быть поставлен не ранее трех лет — после осмотра хотя бы двумя специалистами: невропатологом (или психиатром) и детским патопсихологом.

2. Что в поведении младенца должно насторожить родителей?
В первую очередь, показательны реакции малыша на стимулы окружающей среды. В младенчестве их немного, важны основные: еда, свет, звук, температура и влажность пеленок, одежда. Особенно важна реакция на близких людей, окружающих ребенка.
Еда. Стоит обратить внимание на то, как ребенок ест, на его поведение во время кормления, на то, насколько гармонично происходит процесс пищеварения. Получается ли у ребенка сосать, наедается ли он, усваивает ли его организм грудное молоко, смесь (а впоследствии прикорм)? Чаще мы встречаемся с тем, что грудное вскармливание у таких детей нарушено или отсутствует по разным причинам. У аутистов к еде вообще особенное, избирательное отношение, и первые проявления этой избирательности могут возникнуть еще в младенчестве.
Реакция на свет, звук, мокрые пеленки. В норме малыш реагирует на мокрые пеленки, резкие изменения света и звука: плачет, кряхтит, ворочается. Отсутствие какой бы то ни было реакции или ее крайняя выраженность должны насторожить. Обычно у детей, которым впоследствии был поставлен диагноз «аутизм», в младенчестве наблюдалась недостаточная реакция на внешние раздражители или даже полное ее отсутствие. У ребенка могут возникать короткие периоды резко обостренных реакций, но они, как правило, быстро сменяются торможением.
Близкие люди. У детей, которые развиваются нормально, в определенном возрасте появляется нормативная психическая реакция, называемая комплексом оживления*. Младенец при появлении матери или любого близкого человека, которого допускают к уходу за ним, демонстрирует радость и пытается посвоему вступить «в диалог» с взрослым: фиксирует взгляд, «жестикулирует», машет ручками и ножками, будто стараясь подпрыгнуть, улыбается. Это и есть первое проявление психического контакта в социальной форме. Возраст, в котором появляется комплекс оживления , а также способы его выражения может разниться (это зависит от темперамента ребенка), но если реакции нет вообще, то стоит насторожиться — это говорит о наличии проблем.

*Комплекс оживления — понятие, введенное в 20-х гг. прошлого века Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка. Психология развития. Словарь

3. Каковы основные признаки аутизма?
Ограниченность как в возможности, так в и в потребности общения разной степени выраженности, своеобразие игр и интересов, странные с точки зрения привычного восприятия действия и поступки, страхи, неравномерность интеллектуального развития: опережение в развитии сложных навыков и отставание в простых (например, ребенок читает, а рисовать не может).

4. Как строить день ребенка с РДА?
Расписание дня ребенка с РДА может практически ничем не отличаться от расписания его сверстников. Однако, консультируя родителей, я обычно подчеркиваю, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е.приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх.

5. Каким образом ребенок-аутист воспринимает окружающую действительность?
Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок-аутист переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя. Позже аутист начинает приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому аутисты видят искаженную картину мира.
Несмотря на то что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Поэтому стандартное, привычное нам восприятие у аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе — ориентация нацелостное образное восприятие.

6. Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА? Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?
Этой «диеты» они придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя от новых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыша все равно будет расширяться. Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.
Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной консультацией, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика. Впрочем, родители могут обратиться к генетику самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

7. Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?
Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего этот диагноз, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

8. Каким образом проводить социализацию таких детей?
Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир». Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте необходимо общество ровесников.
Если говорить о нашем городе, то рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа (такие есть в каждом районе). С другой стороны, родители могут устроить малыша в любое ДДУ (детское дошкольное учреждение), в котором педагоги и специалисты будут осведомлены о проблеме ребенка и готовы идти на соответствующие компромиссы воспитаннику с РДА. В медицинской карте в детском саду вашему малышу напишут: «Задержка психического развития в эмоционально-волевой сфере».
Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь сделать все, чтобы она прошла гладко.
Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо. И только после того, как малыш достаточно освоится в новой обстановке, будет чувствовать себя комфортно, попробуйте оставить его на дневной сон. Если адаптация проходит благополучно, можно будет в конце концов оставлять ребенка в детском саду и во второй половине дня. Главное не торопиться. Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребенка).
Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.
Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

9. Как такие дети должны воспитываться и обучаться?
Вместе со всеми, но с учетом их особенностей. Как адаптировать ребенка к детскому коллективу, я разъясняла выше (на примере адаптации к детскому саду). Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим). Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, чтобы он смог выполнять основные правила ДОУ. В противном случае вас, к сожалению, могут попросить покинуть группу.

10. Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?
Да, как уже описывалось выше

11. Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?
Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

12.Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия? Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?
Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с педагогом, затем перейти к занятиям в микрогруппе (2-3 человека) и в конце концов — в обычной группе.

13. Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?
Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие. Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка. Несмотря на то что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

14. Можно ли вылечить аутизм?
Я уверена, что аутизм можно преодолеть. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то он «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая коррекция играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

15. Какие формы аутизма существуют?
В психиатрии принято различать аутизм процессуального происхождения и непроцессуального. Первый сопровождает шизофрению, второй — все остальные виды нарушений (чаще всего органическую недостаточность ЦНС). В отечественной дефектологии классификация касается степени выраженности синдрома и указывает на четыре уровня (самый тяжелый — первый).

16. Аутизм — генетическое заболевание?
Я не разделяю эту точку зрения. О генетической природе можно говорить только в случаях аутистических симптомов в некоторых синдромах, в частности синдрома Мартина-Белла.

17. Могут ли токсины в окружающем пространстве или химикаты типа ртути быть причиной аутизма?
Могут — как неспецифические агенты, поражающие ЦНС.

18. Каков прогноз для людей с аутизмом? Сможет ли ребенок, страдающий аутизмом, впоследствии жениться и жить самостоятельно?
Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм, а также степени выраженности синдрома. В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз "аутизм" — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Ирина Баранова, детский патопсихолог-диагност

Подготовила Оксана Берковская

Клинический психолог о важности обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Порою кажется, что существует путаница в отношении «социальных способностей» и их степени у детей с аутизмом. Социальную «способность» нельзя путать с социальным «интересом». Похоже, многие до сих пор придерживаются заблуждения, что люди в спектре аутизма не заинтересованы в общении. Стереотипное представление о человеке с аутизмом — кто-то замкнутый, равнодушный к окружающим. Хотя некоторые люди в спектре аутизма не имеют подлинного интереса к отношениям с другими людьми, многие люди с аутизмом имеют очень высокую социальную мотивацию. От других их отличает не «социальный интерес», а их «социальные способности», которые создают проблемы с развитием отношений.

Множество детей в спектре аутизма прилагают огромные усилия, чтобы установить контакт с другими людьми, им очень хочется, чтобы у них были друзья и близкие отношения. К несчастью, устанавливать и поддерживать отношения им сильно мешают трудности с пониманием чужих мыслей, чувств и точек зрения, восприятием социального контекста и неписанных социальных правил, сложности с обменом репликами и поддержанием разговора.

Детям в спектре аутизма, даже если у них есть очень сильная потребность в отношениях, как правило, будет сложно «вписаться». Им трудно координировать взаимные игры с чередованием действий, поддерживать целенаправленное общение, скорректировать разговор в случае недопонимания. Они могут осознавать эти трудности и стараться играть рядом, но не в группе, либо они не знают о своих проблемах и пытаются доминировать в игре. Они могут не понимать социальных границ и поэтому вести себя слишком навязчиво или много командовать во время игры. Они могут быть не способны играть по очереди или понимать социальные правила игры. Часто они пытаются диктовать, во что, когда и как играть. Часто они предполагают, что другие хотят играть точно так же, как и они, и они не понимают, что другие дети могут хотеть чего-то другого, и что на них лежит такая же ответственность за регуляцию игры. По мере взросления ребенка эта неспособность распознавать, учитывать и сотрудничать со время игры начинает раздражать других детей, которые начинают избегать или дразнить ребенка с аутизмом.

Таким образом, отличия при аутизме сводятся к «социальным способностям», а не к «социальному интересу». По этой причине мы должны обеспечивать этих детей многочисленными возможностями для того, чтобы:

1. Распознавать и считывать намерения и точку зрения других людей.

2. Распознавать и считывать невербальные сигналы.

3. Инициировать и поддерживать обмен репликами, взаимное общение.

4. Считывать неписанные правила общения в данном контексте.

Без этих навыков ребенок будет беспомощен в таком запутанном мире «отношений» с другими. Подобная беспомощность вызывает очень сильную тревожность в социальных ситуациях, которая переходит в тяжелую депрессию после нескольких лет «попыток вписаться» и «я вообще этого не понимаю!»

Даже если у ребенка нет сильного интереса к отношениям, эти навыки необходимы для «адаптации» и «сосуществования» с другими ради досуга, работы и успешной жизни в нашем крайне социальном мире. Тем не менее, мы должны слушать и уважать социальные желания (степень социального интереса) ребенка. Многие дети не заинтересованы в общении, у многих общение с другими людьми вызывает истощение. Позвольте социальному интересу ребенка определять, какая степень контактов с другими людьми ему подходит. Не заставляйте его общаться больше, чем диктуют его социальные интересы. Это вызовет трудности и истощение, в результате, общение с другими людьми будет ассоциироваться у ребенка с негативным опытом.

Когда дети станут взрослыми, то качество их жизни будет зависеть не от учебных, академических навыков, но от социального функционирования в этом мире. Многие люди в спектре аутизма могут получить аттестат, но не могут удержаться на работе, потому что не в силах справиться с социальными требованиями рабочего места. Мы должны сделать навыки социальных «отношений» приоритетом для обучения таких детей, предоставить им инструменты для успешного общения с другими людьми. С самого раннего возраста образовательный план ребенка с аутизмом должен включать обучение социальным навыкам.

Обеспечивайте таких детей многочисленными и регулярными возможностями для общения: встречи для игр с другим ребенком с сопровождением взрослого, группы досуга, скауты, танцевальные кружки, адаптированные спортивные секции и другие социальные ситуации, в которых ребенок будет учиться и практиковать социальные навыки. В школах просто жизненно необходимы услуги по тьюторскому сопровождению во время общения со сверстником и программы наставничества между ровесниками, мы должны учить социальным навыкам в реальных социальных ситуациях. Сделайте обучение отношениям с другими людьми основным приоритетом, чтобы ребенок почувствовал безопасность, принятие и компетентность в социальном мире.

Небольшое предупреждение для родителей. Не путайте ваше собственное желание, чтобы ребенок был общительным и имел много друзей, и желания самого ребенка. Очень часто дети не имеют такой же потребности в отношениях, что и вы. Для некоторых детей это верно, для других нет. Некоторым детям нужны небольшие социальные контакты, связанные с их любимыми занятиями, темами или интересами. Другим детям нужны частые и продолжительные социальные контакты.

Также постарайтесь никогда не бросать детей в неструктурированные ситуации «поиграть с другими детьми». С большой вероятностью, это приведет к тому, что дети почувствуют себя некомпетентными, потому что они не знают, как вести себя в группе сверстников. Мы часто совершаем ошибку, считая, что нужно просто как можно чаще бросать ребенка в социальные группы, и тогда социальные навыки разовьются у ребенка сами собой. Этого не будет. Начинайте с малого: просто встреч с одним ребенком с заранее подготовленными играми, когда ребенку будет проще установить отношения. Пусть все социальные ситуации будут простыми, запланированными и короткими. Помните, что попытки взаимодействовать с другими людьми отнимают у ребенка много психической энергии. Начинайте с простых ситуаций, постепенно увеличивайте их продолжительность и разнообразие и позвольте ребенку определять, какой объем общения он может выдержать.

Ежегодно 2 апреля на медицинском календаре посвящается аутизму. Люди несведущие часто относят аутистов к умственно отсталым и стараются избегать общения с ними. «Инвалид на всю голову», «ярмо на шее у родителей», «деревенский дурачок» - пожалуй, самые мягкие характеристики, которые дают в обществе тем, у кого диагностирован аутизм. А ведь речь идет о проблеме, затрагивающей многие семьи, если не напрямую, то опосредованно.

Что не так с аутистами? Могут ли они учиться в одном классе со здоровыми детьми? Кто виноват, что ребенок рождается аутистом, и как ему помочь? Попробую ответить на эти вопросы с помощью фактов:

1. По разным данным, до 1 % населения земного шара страдает расстройствами аутистического спектра (аутизмом и близкими к нему состояниями). Это не зависит от расы и национальности, не определяется экономическими и социальными условиями жизни и уровнем медицины в конкретной стране. Известно лишь, что у мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

2. Симптомы аутизма можно заметить у ребенка с первых месяцев жизни ,окончательно определиться с диагнозом - к 2–3 годам.

3. В основе аутизма лежат проблемы с коммуникацией и социализацией : такой малыш похож на инопланетянина, который никак не может найти общий язык с окружающим миром и живет по своим правилам. При этом, вопреки стереотипу, аутисты вовсе не стремятся к одиночеству, просто они с трудом находят новых друзей и очень консервативны в отношении окружающей обстановки.

4. Для аутистов также характерны узость интересов (например, зацикленность на одной игрушке) и склонность к повторению одних и тех же движений - взмахов руками, хлопков, поворотов и т. д. Примерно треть аутистов эпизодически проявляют агрессию по отношению к себе или окружающим. В первую очередь это связано с отсутствием взаимопонимания с людьми и попыткой привлечь к себе внимание.

5. , но могут иметь большой словарный запас, что обнаруживается при письме или в других ситуациях. Многие люди с таким диагнозом имеют сниженный интеллект, но встречаются и чрезвычайно талантливые аутисты. Правда, не стоит путать аутизм с синдромом Аспергера и савантизмом, которые часто сопровождают гениев.

6. Аутизм НЕ является следствием родовой травмы, введения вакцины, неправильного воспитания или болезни родителей. Это состояние имеет многофакторную природу и, судя по всему, определяется одновременно мутациями в генах, нарушениями в работе иммунной системы и факторами внешней среды - токсичными веществами, воздействующими на организм беременной женщины.

7. Диагностировать аутизм должны детский невролог и детский психиатр , опираясь на данные внешнего обследования и поведение ребенка. Однако в настоящее время в клиническую практику постепенно внедряются методы выявления аутизма по анализам крови (что позволяет надежно отличать аутистов от людей с другими психоневрологическими расстройствами).

8. Не существует лекарств, способных устранить проявления аутизма. Фармацевтические препараты используются в лечении аутистов лишь для устранения определенных нарушений эмоциональной сферы. Злоупотребление лекарствами, напротив, может ухудшить состояние аутиста и снизить его шансы на интеллектуальный рост.

9. Аутист в принципе способен адаптироваться в обществе. Некоторые даже заводят семьи. Но прогресс в развитии, жизненные перспективы и уровень счастья таких людей зависит от условий внешней среды, внимания близких людей, применения обучающих программ и помощи окружающих, которые могут облегчить социализацию аутиста. Поэтому так важно, чтобы аутисты, если их психическое состояние допускает, учились в школе вместе с обычными детьми, а общество научилось принимать их такими, какие они есть.

10. Почти 50 % людей с таким диагнозом способны к трудоустройству , если создать для них условия и помочь с организацией комфортной рабочей обстановки. Аутисты вполне способны приносить реальную пользу обществу. Они бывают очень эффективны в точных науках. Но важно понимать: если малышам с аутизмом никак не помогают, то они чаще всего вырастают в тяжелых ментальных инвалидов…

Ольга Кашубина

Фото istockphoto.com