Дмитрий галкин священник. Хорошая вещь под названием брак. Можно ли научить трудолюбию

(1939) — московский священник, деятель модернистского движения внутри Русской Православной Церкви, экуменист и пропагандист толерантности. Последователь о. Александра Меня , эволюционист

С 1958 по 1960 г. учился в Институте народного хозяйства им. Плеханова. В 1960 году перешел на биолого-химический факультет Московского пединститута им. Ленина. В 1964 г. работал в лаборатории радиационной генетики Института биофизики АН СССР, руководимой акад. Н. П. Дубининым. Лаборатория был вскоре преобразована в Институт общей генетики АН СССР. Кандидат биологических наук. Перешел на работу в Институт биологии развития АН СССР, руководимый академиком Б. Л. Астауровым.

В 70-80 гг. член неформальной православной общины, которой руководил о. А. Мень. В 1973 г. окончил семинарию (а позднее заочно — Московскую духовную академию) и был рукоположен в сан диакона, в котором служил в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине. Кандидат богословия.

В 1989 г. рукоположен в священника. С 1991 г. — настоятель храма московского храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине. В 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел о. Александра в сан протоиерея.

Член инициативной группы движения «Церковь и перестройка» (1988). С 1991 по 2010 г. — Президент Российского Библейского Общества. С 2011 г. президент «Института Библии».

В 1990-93 гг. — депутат Московского горсовета народных депутатов, в 1995-97 гг. — член общественного совета ТУ «Замоскворечье», в 1997-99 гг. — советник районного Собрания района Замоскворечье. Член Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Переводчик книги разоблаченного педофила, католического священника Джона Пауэлла «Почему я боюсь любить?» (издательство «Жизнь с Богом»). Переводчик книги Раймонда Муди «Жизнь после смерти». Постоянный ведущий телепередачи «Пятое измерение» (Дарьял-ТВ).

В 1994 г на богословской конференции «Единство Церкви», организованной Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, о. А.Б. был осужден за религиозный модернизм и экуменизм в его книге «Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви».

О. А.Б. осуждает как «крайность» недопущение к причастию «невенчанных жен» некоторыми священниками, настаивающими на немедленном венчании , поскольку это якобы отталкивает людей от Церкви, а иногда и разрушают «семьи».

Основные труды

Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви (1994)

Начало пути христианина (1997)

Добро и зло в нашей жизни (2004)

переводчик книги: священник Джон Пауэлл. Почему я боюсь любить? М.: Жизнь с Богом, 2008

Источники

Людмила Улицкая представила свой новый роман «Даниэль Штайн, переводчик» в Библиотеке иностранной литературы // Благовест-Инфо. 14.12.2006

О. Александр Борисов: Церковь может воспользоваться своим правом печалования, чтобы повлиять на демографическую ситуацию в Росси и // Благовест-инфо. 24.01.2008

ЦИТАТЫ:

Поддерживая мысль своего учителя, прот. Александр Борисов, преемник и последователь А. Меня, писал: «В церковных кругах, представленных практиче-ски единообразной Церковью, как тогда, так и теперь сама мысль о возможности наличия у человека обезьяноподобных предков представляется нечестивой и еретической. Здравое отношение к данным науки как тогда, так и сейчас встречается в православной среде лишь как исключение» (Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. М., 1994, с. 140).

«Конечно, говорить о том, что человек возник от обезьяны, совершенно безграмотно. Но то, что и человек, и обезьяны возникли от общего ствола гоменоидов, это, конечно, неоспоримый факт <...> в качестве сосуда для вмещения образа и подобия Божия был избран уже существующий гоменоид, который путём мутации приобрёл несравненно больше, чем его ближайшие даже предки...»

«Богословию всегда приходилось как-то реагировать на прогресс в науке. Сейчас, когда наука развивается все быстрее, богословие должно не отгораживаться от ее достижений, опасаясь за стройность теологических конструкций, а осмысливать их по-новому. Например, наука однозначно показывает родство приматов и человека: согласно последним данным, 90% генов человека совпадает с генной системой шимпанзе.»

2014 год "Дарвинизм так же не опасен для христианства, как оказалась неопасной первая научная революция Николая Коперника, согласно которой в центре Солнечной системы находится не Земля, как думали раньше, а Солнце", - заявил священник в интервью, опубликованном в пятницу в газете "Культура".

2014 год "Человеку, в отличие от животных, присуща и безграничная духовная эволюция ко все более духовно совершенному существу. На примере святых мы видим, что с Божией помощью она доступна в краткий жизненный промежуток отдельного человека. Ведь Бог стал человеком, чтобы человек стал богом."

Как напомнил он, дарвинизм стоит на трех китах: мутация, изоляция, естественный отбор, и эти факторы действуют, "но сегодня уже очевидно, что только случайных мутаций для эволюции недостаточно, скорость и качество некоторых изменений явно были вызваны направленными мутациями". По словам священника, он разделяет мнение о том, что у людей были общие предки с нынешними приматами "на основании того простого факта, что у человека и шимпанзе 95% общих генов…А, скажем, с гиббоном уже гораздо меньше. Значит, когда-то мы просто разошлись в эволюционных путях, исходя от общего предка".

«настоящее христианство - это жизнь, реальные дела, а не просто учение. Ради догматов можно воевать, убивать; ради любви этого делать не будешь».

«Не будет большой натяжкой усмотреть параллель между инфантилизмом детей, выросших без отцов, с инфантилизмом тех христианских народов, где почитание Божией Матери вытеснило почитание Иисуса. В инстинктивном стремлении человеческой души вытеснить непосредственное почитание Отца, Сына и Святого Духа «промежуточной инстанцией» - особенно почитанием Богородицы (эта тенденция сильно проявляется не только в Православной, но и в Католической Церкви) - встречаемся с самым главным заблуждением человеческой души: попыткой самим создать образ Божий». Книга «Побелевшие нивы».

«Будучи в свое время удачным средством вытеснения языческих изображений, <иконы> во многих случаях стали доминировать в христианском сознании как некая самостоятельная сущность, отдельная от первообраза - Иисуса из Назарета». Книга «Побелевшие нивы».

"сейчас предстоит начинать все сначала, то есть заново доказывать необходимость реформы внутри Церкви вообще и русификации богослужебного языка" (Книга «Побелевшие нивы», с. 133).

"Главное же из радикальных изменений, - пишет о. Александр, - это русификация богослужебного языка и введение русского языка при чтении за богослужением Священного Писания" (Книга «Побелевшие нивы», с. 172).

«Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что... миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом... Очевидно, настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (там же с. 175-176).

"Необходимы, конечно, реформы в отношении значительной части богослужебного материала" (Книга «Побелевшие нивы», с. 54).

«Я не побоюсь сказать, что отец Александр был, конечно, пророком нашего времени. Пророком не в расхожем смысле слова, т.е. предсказателем будущего, хотя и это тоже было, но именно человеком, который говорит правду Божию…»

«Национальный молитвенный завтрак - это хорошая возможность для встречи людей разных конфессий, чтобы сказать друг другу очень важные вещи. Слава Богу, что в нашем Библейском обществе вот уже двадцать лет вместе трудятся люди разных конфессий. Удивлен и благодарен за награду».

«Наивно полагать, что, утверждая буквальное понимание Библии, мы утверждаем веру в Бога. На самом деле, в таком случае, мы утверждаем невежественный взгляд на окружающий нас мир. И будет христианство, отстаивая буквальное понимание Библии, вызывать только насмешки образованных людей».

«Бог будет судить людей только по тому, как они прожили свою жизнь. Человек, делающий добро, тем самым выбирает Христа, хотя может Его и не знать. Очевидно, что это могут быть люди, принадлежащие к разным религиям».

Мы не случайно переписываемся с осужденными. Среди них тоже могут быть те, кто оказался жертвой судебных ошибок. Точно так же мы молимся за этих девушек. (участвовавших в кощунстве перед алтарем храме Христа Спасителя 21 февраля.- Ред.). Точно так же мы можем призывать проявить к ним снисхождение и милосердие. Что касается того, заслужили они наказания или нет, я согласен с оценкой отца Андрея Кураева — не надо было все так раздувать. Вполне можно было это происшествие воспринять как скоморошество». (о. Александр Борисов. О занятиях генетикой, работе слесарем, молитве за власть и Pussy Riot // Большой город. 29.06.2012)

[ Радио Свобода: Наши гости: Лицом к лицу ]

Отец Александр Борисов

Ведущий Карэн Агамиров

Карэн Агамиров: У нас в гостях настоятель Храма святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке города Москвы, президент Российского Библейского общества отец Александр Борисов.

Вопросы ему задают журналисты Эдуардо Гедеш, португальская газета "Де Нотисиас", и Мария Свешникова, интернет-издание "Страна.ру".

Как обычно, вначале краткая биография нашего гостя. Борисов Александр Ильич родился в Москве в 1939 году. Его путь в храм Божий был несколько необычен. Он получил вначале светское образование, окончил биологический факультет педагогического института. Работал в Институте общей генетики Академии наук СССР и в Институте биологии развития Академии наук СССР. Научная специальность - генетика. Кандидат биологических наук. В 1972 году Борисов оставил научную работу и поступил в четвертый класс Московской духовной семинарии. По окончании, в 1973 году, был рукоположен в сан дьякона. Затем был направлен на служение в церковь Знамения Божьей матери, около метро "Речной вокзал". В 1989 году рукоположен в сан священника. А в 1991 году указом Патриарха Алексия Второго был назначен настоятелем вновь открывшегося Храма святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке города Москвы, где и продолжает служение по настоящее время. Александр Борисов перевел несколько книг с английского языка религиозного содержания, среди них - Раймон Муди "Жизнь после смерти" (1976 год), Джон Пауэл "Как устоять в любви. Почему я боюсь любить" (1980 год). Борисов - автор брошюры "Начало пути христианина" и двух сборников проповедей "Любишь ли ты Меня?", "Добро и зло в нашей жизни". Он женат, имеет двоих дочерей. Труды Александра Борисова были отмечены благочинным отцом Олегом Клемышовым, когда он передал юбиляру поздравления от святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и вручил ему медаль Святого благоверного князя Даниила Московского, которой Патриарх наградил отца Александра. Активная проповедь Евангелия, установка на открытое христианство, четкая гражданская позиция сделали фигуру отца Александра Борисова достаточно заметной в московских светских и религиозных кругах.

Отец Александр, есть ли неточности, дополнения к биографии вашей?

Отец Александр Борисов: Дополнения могут быть, но думаю, что на них не стоит сейчас останавливаться.

Карэн Агамиров: Ну, в процессе разговора мы, наверное, выйдем на какие-то дополнения. Давайте начнем наш разговор. Пасха - 1 мая.

Отец Александр Борисов: Пасха и Рождество - два самых наших главных и замечательных праздника. И как всегда, когда мы задумываемся о главном их назначении и содержании, стоит обратиться к тексту богослужебному, который называется церковным словом "тропарь", и в нем мы всегда находим ответ, что мы празднуем, что произошло. Я думаю, что тропарь Пасхи известен всем: Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (даровал жизнь тем, кто уже умер). И здесь действительно наша главная радость, что мы не просто веруем в жизнь души, человеческой личности после физической смерти его тела, а мы веруем в то, что за этим последует воскресение мертвых и жизнь будущего века. И вот Иисус первым преодолевает эту грань, отделяющую век нынешний от века будущего, и эта будущая жизнь начинается уже в нем. И он нас призывает в эту жизнь, которая начинается для каждого из нас уже здесь, в этой жизни.

И самое поразительное - это то, что для этой потрясающей новой космической жизни, какого-то совершенно другого поворота существования мы нужны Творцу мира. Христианство - это религия Бога человечества. Бог заключает с нами, людьми, договор, союз, что называется старинным словом "завет". Заключает сначала с одним народом - "Ветхий завет" - для спасения народа человеческого из египетского рабства (Пасха ветхозаветная). И затем через несколько веков заключает этот союз - "Завет новый" - со всеми людьми на Тайной вечере, за несколько часов перед своими крестными страданиями и смертью. И в этом завете Господь нам прощает свои жертвы, то, что мы сделали неправедного в этой жизни, то дурное, что мы сделали с даром жизни, который дан каждому человеку, каждому живому существу.

И именно в лице человека природа встречается с Богом, она понимает Творца, природа дает ответ Творцу - либо да, либо нет: либо идет именно по пути, который открывает ей Господь, либо сопротивляется Богу, ищет какие-то свои пути. Вот эта борьба, это прорастание человечества в природе, в создании, в космосе божественной правды и света - в этом суть христианства. И начинается оно именно с воскресения Сына Божьего. Вот это удивительная личность, радикально отличающаяся от всех человеческих личностей, от всех основателей религии именно тем, что Церковь формулирует как полноту человечества и полноту божества. При этом в жизнь Иисус приходит так же незаметно, как Бог присутствует в нашей жизни в целом. Нам кажется, что природа существует сама по себе, что Бог - это какая-то идея, может быть, очень красивая, но ее нигде не видно, если смотреть поверхностно. И вот так пришел Господь Иисус - пришел как мы. Как скажет потом, много веков спустя замечательный поэт:

"Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От силы и от чудотворства
И стал как смертные, как мы".

И вот став таким же смертным, пройдя весь наш человеческий путь, Создатель мира как бы берет ответственность на себя за ту свободу, которую он дает человеку. Он не просто нас с этой свободой пускает в мир: вот вы получили дар, и что вы с ним сделали - теперь за это все вы получаете тот ад, который создаете. Он приходит в этот наш человеческий ад, уже здесь, на земле нам устроенный, и побеждает эту смерть, это зло человеческое. Не тем, что он распинает своих палачей, не тем, что в ответ на их возгласы: "Сойди с креста - и мы сейчас в тебя уверуем" (если бы это произошло, это был бы просто ужас, умертвивший их тут же), а он побеждает это зло воскресением, прощая своих палачей, молясь за них и нам прокладывая этот путь.

Господь дарует нам удивительный знак - знак креста. Знак, который популярен даже среди людей, которые, быть может, с трудом объяснят, почему они надели на себя этот знак, но это - знак нового принципа жизни, принципа самопожертвования. Через самопожертвование происходит победа над злом. Вот этот принцип входит в жизнь, входит почти незаметно. Он существует как нечто слабое, как такое маленькое растение. Тем не менее, христианство меняет историю мира, создается новая цивилизация, которая вроде бы бессильна перед лицом стихии мира сего, человеческим злом, человеческими амбициями, властолюбием, всем - и тем не менее, оно оказывается неуничтожимым. И пример нашей страны тому, быть может, лучшая иллюстрация. И даже сейчас, когда христианство вновь оживает в нашей стране, в душах наших людей, когда есть множество проблем, связанных с его становлением, тем не менее, мы видим, что самое светлое, самое замечательное мы черпаем именно из него.

Эдуардо Гедеш: Отец Александр, я несколько раз был у вас в храме во время праздников, и то, что впечатляет сразу иностранца, - это то, что во время Пасхальной литургии народ просто не помещается. Очень много людей. И мой вопрос такой: это отражает какое-то духовное возрождение России? Отражается ли это в жизни людей или для некоторых это в основном праздник только в стенах церкви?

Отец Александр Борисов: Я думаю, что человек, для которого духовные вопросы безразличны, едва ли придет в такое место, в котором, как вы сами сказали, просто трудно находиться из-за большого числа людей. Значит, за этим стоит какое-то очень важное желание быть рядом с этим источником жизни, рядом с этим праздником, соприкоснуться с ним, чтобы получить какой-то очень важный импульс для себя, нести его в свою жизнь, жить с этим импульсом. Потому что, действительно, вера в воскресение Христа дает человеку самое главное основание - для чего мы живем. Потому что если человек знает, для чего, то, как говорил Гегель, возможно любое "как". Тогда можно переносить трудности, беды, страдание, непонимание, потому что вот перед нами триумф того, кто, казалось бы, был совершенно уничтожен и стерт. Тем не менее, через три дня эта победа начинается, и она продолжается, пока стоит мир.

Мария Свешникова: Вы начали свой рассказ о воскресении Христовом, о Пасхе с того, что прочли тропарь. Вы прочли тропарь на церковно-славянском языке, и я думаю, что если мы сейчас выйдем на улицу и спросим у людей, они все скажут, что они слышали его. Но сказать, что точно означают эти слова, боюсь, мало кто сможет. Я знаю людей, которые приходят в церковь с книжками, которые написаны по-английски, и они понимают этот текст лучше, чем тот, который говорится в храме. Может быть, хотя бы такие знаменательные службы нужно перевести на тот язык, который понятен большинству людей?

Отец Александр Борисов: Я думаю, что вопрос перевода действительно сейчас очень важен, и отчасти он уже, в общем-то, как-то начинает решаться. Во всяком случае, нередко мы уже видим, что читают апостольские чтения, литургии на русском языке, и это правильно. Кто-то читает на церковно-славянском, потом по-русски. Но думаю, что какие-то основополагающие тексты вполне могут звучать на церковно-славянском языке, поскольку они короткие, и если человек заинтересуется, он легко может получить разъяснения значения. Так же как, скажем, "Отче наш" - ведь мы же не скажем: "Прочти молитву "Отец наш". "Отче наш" - это всем понятно. Между прочим, многие библейские и церковные выражения вошли в нашу жизнь именно на церковно-славянском языке. Когда мы говорим - заповедь "Не убий", - мы говорим "не убий", говорим по-церковнославянски. И примеров таких очень много, что говорит о том, что это прочно вошло в нашу культуру, в нашу лексику еще до перевода Библии на русский язык, который закончился в 1876 году.

Карэн Агамиров: Отец Александр, трудно вам сегодня вести проповедь, общаться с прихожанами? Сегодня по сравнению с тем, что было два года, три года назад, пять лет назад, десять лет назад, - в чем особенность сегодняшнего общения с людьми?

Отец Александр Борисов: Я бы не сказал, что какая-то особенная разница есть между тем, что сейчас происходит, и что было в 1995 году. Сейчас, может быть, даже легче, потому что уже храм отреставрирован, всякие такие заботы реставрационные уже отходят на второй план (пока во всяком случае) и больше можно уделять внимания уже созданию общины. Святейший Патриарх Алексий всегда подчеркивает, что нам важно не только создавать храмы и крыши их, а важно создавать внутренний храм каждого человека. Так что за 10 лет изменений каких-то существенных нет, конечно.

Но надо сказать, что по-прежнему приходят все-таки люди, когда что-то случается в их жизни, какая-то трагедия, болезнь, тогда люди обращаются. Реже люди обращаются, скажем, от поиска смысла жизни, от полноты бытия, от какой-то радости. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но Церковь и Христос радуются каждому человеку, и у каждого человека свои пути. Так что все это, я думаю, замечательно - приход каждого человека. Конечно, всегда есть спектр в смысле посещаемости храма. Одни люди приходят, может быть, раза два в год, другие люди приходят каждую неделю, несколько раз в неделю, и между ними все эти частоты. Но, тем не менее, думаю, что церковь начинает занимать все большее и большее место в нашей жизни.

Я как раз недавно размышлял об этой проблеме - вводить или не вводить закон Божий в школе. Ну, я так упрощенно говорю; понятно, что этот предмет можно назвать по-разному - история Православной церкви или история религии и прочее, но думаю, что это важно все равно. Для становящегося человека важно знать какие-то исторические парадигмы, какие-то события, которые являются основополагающими для нашей цивилизации. И этому очень простой есть пример. Скажем, то, что испокон веков еврейские мальчики начинали образование с изучения Торы, Пятикнижия, - мы видим хорошие результаты, потому что они для своей будущей жизни имели всегда очень хорошие примеры: Авраам - его твердая вера; вот сын его Исаак, который чуть было ни стал жертвой послушания своего отца, Бог спасает его; вот Исаак, который, с одной стороны, человек ловкий и хитрый, но Бога все-таки боится и ищет путей Божьих, для него благословение Божье очень ценно, и прочие события Торы, Пятикнижия. Поэтому я думаю, что для каждого поколения важно знать какие-то основополагающие элементы истории. А это история, конечно, духовная, религиозная. Другое дело - как это преподавать, кто это будет делать. И здесь, я думаю, можно опираться во многом на опыт прошлого, когда, скажем, в дореволюционной России закон Божий был предметом необязательным для людей других исповеданий, но они могли ходить на уроки закона Божьего. И многие так делали, действительно, и этот порыв становился определяющим для их будущей жизни.

Эдуардо Гедеш: Отец Александр, несколько дней назад президент Путин выступил со своей речью перед Федеральным Собранием, и в конце он подчеркнул, что в России не хватает ценностей, моральных ценностей. Я не знаю, о чем конкретно он думал, но, может быть, он имел в виду тоже миссию Церкви. Как вы думаете, может ли Церковь сегодня что-то делать, чтобы общество было более справедливым, более моральным?

Отец Александр Борисов: Спасибо за ваш очень важный вопрос. Я думаю, что президент коснулся очень важной темы, потому что в самом деле проблема нашего общества - это внутренние проблемы каждого человека. Это не столько проблемы того, какой у нас президент, какой у нас парламент, а какие мы сами. Потому что в обществе, которое моральные ценности ставит на второе, третье, десятое место, никакие законы, самые хорошие, работать не будут. Когда люди не имеют какого-то внутреннего уважения к личности человека, к человеческой жизни, к праву человека, к представлению о том, что у каждой личности есть свои границы, которые нельзя переступать, и так далее, чувства ответственности: Есть такая книжка "Духовность как ответственность" - хороший очень заголовок. Думаю, что проблемы наши действительно в этом.

И здесь мы получили очень тяжелое наследие. Потому что когда мы говорим о том, что в советское время люди были лучше, они были более нравственные и так далее, то мы забываем о том, что эта нравственность 30-х, 40-х, 50-х годов - это была инерция предшествующего религиозного все-таки периода жизни России. Были еще живы бабушки, получавшие образование в гимназиях, читавшие Евангелие, вообще принявшие эстафету российской интеллигенции XIX - начала XX века, которая, в сущности, сформировалась на христианских понятиях, на нашей литературе XIX века, замечательной русской литературе, которая насквозь христианская. Особенно мощна она тем, что христианство там не декларирует лобовым образом, а подспудно, именно христианская основа. Слова Белинского о том, что мы все вышли из "Шинели" Гоголя, то есть из сочувствия, сострадания к маленькому человеку, - это самая христианская, быть может, парадигма XIX века.

А сейчас мы имеем инерцию именно советского периода, когда на первое место ставилось материальное благополучие, стремление к нему. Там многими способами стремления к этому в советском обществе ограничивались, сейчас они открылись - и свобода используется не в духовном плане, для которого она тоже открылась, а в плане, главным образом, чисто материальном. Деньги и секс становятся главными ценностями, главными вожделенным целями. И это очень печально, потому что с этим унижением друг друга сталкиваешься все время, каждый день, когда богатый человек ставит свой джип так, что трамвай с людьми не может проехать, и вереница трамваев ждет в очереди, когда этот человек попьет кофе, выйдет, сядет в свой джип и уедет.

Это какая-то квинтэссенция нашего общества, понимаете. Милиция, которая обирает приезжих, останавливает, отнимает у них деньги, просто потому что им дешевле откупиться. Меня недавно армянин остановил, приличный человек, и он понял, видимо, по внешнему виду, что я мог его понять, и говорит: "Вы знаете, у меня сейчас милиция отняла все деньги, и мне хотя бы добраться до своих друзей. Я армянин, мы на рынке делаем шашлыки. Ничего особенного". Он попросил 46 рублей, чтобы доехать на метро. Я дал ему, конечно. Вот общество, в котором не найдешь концов.

Мария Свешникова: Еще один вопрос, касающийся современной ситуации, как мне кажется, довольно актуальный. Довольно быстро после Пасхи, на Красную горку, разрешено венчаться. И сегодня что только не услышишь по этому поводу. Я слышала, например: "Чтобы не просто так жить, мы повенчаемся, а уже когда совсем решим, то пойдем в ЗАГС и распишемся". Однако у нас сегодня такое разнообразие конфессий, и в брак вступают люди разных религиозных убеждений. Мне известно точно, что можно венчаться в православном храме католикам и православным. Разрешены ли браки между православными и протестантами, православными и мусульманами, буддистами?

Отец Александр Борисов: Согласно "Настольной книге священнослужителя", изданной еще в 1913 году, последнее ее издание, этому вопросу там посвящен большой раздел, - и там разъясняется, что для многих случаев в таких браках даже не требуется специальное разрешение архиерея, правящего епископа. То есть мы видим, что в России начала XX века браки между христианами разных исповеданий разрешались довольно часто. Но при этом бралась подписка от лица неправославного, что оно не будет препятствовать воспитанию детей в православии. По-видимому, многие этого не знают священнослужители сейчас, и поэтому препятствуют таким бракам, отсылая их к епископу. Может быть, и правильно, чтобы, если человек не знает, пусть лучше он ответственность передаст правящему архиерею. Но я должен еще сказать, что у нас все-таки венчание совершается в отношении супругов, которые зарегистрированы в ЗАГСе, то есть которые являются супругами с точки зрения юридической. Просто так два человека полюбили друг друга и пришли венчаться - так не бывает. Потому что мы не можем проверить, этот человек был женат, не был женат, может быть, он сейчас женат и так далее. Чтобы этих коллизий не существовало, в нашей Церкви такое правило, что мы венчаем людей, которые уже состоят в зарегистрированном браке. То, что сейчас называют гражданским браком (смешное очень название), когда говорят, что "мы живем в одним человеком в гражданском браке", имеется в виду то, что юридически называется простым сожительством. Потому что гражданский брак - это брак, который заключен в государственном органе - ЗАГСе (Запись актов гражданского состояния). И вот здесь, конечно, мы встречаемся с такими трудностями, когда люди, которые фактически живут в браке (так тоже это называется), которые даже имеют детей, они хотят обвенчаться прежде, чем зарегистрироваться. Они как бы понимают, что какое-то благословение высшего начала им нужно, а связать себя юридическими узами они еще не готовы. Мы, конечно, таким людям отказываем, полагая, что им не нужно торопиться, нужно принять твердое решение, тогда и спрашивать благословения церкви. Потому что понятно, что таинство не работает автоматически, оно работает тогда, когда люди к этому стремятся, и тогда действительно помогает им сохранить тот путь, который они начали по общему согласию. Мне кажется, что людям неверующим вообще как-то безумно трудно жить друг с другом. Верующим трудно, а для уж совсем неверующих, по-моему, даже это некоторое чудо, потому что нет той высшей ценности, с которой они бы могли соотносить свои недостатки, свои трудности. Что такое брак? Это когда два грешника начинают совместную жизнь. Понятно, что у каждого свои недостатки, пороки и так далее, и здесь требуется огромное искусство, огромная помощь Божия, чтобы, несмотря на это, продолжить совместное существование. А главное, конечно (это в продолжение наших предыдущих вопросов), что здесь тоже разрушающую такую роль играет отсутствие уважения к человеческой жизни, к человеческой личности. И люди, которые вступают в брак, через какое-то время (как правило, 7-8 лет, и 20-25 лет - следующий кризис) расторгают брак, потому что встретили другого человека, он или она его любит и так далее, а здесь нет любви - значит, не надо жить. И люди забывают о том, что при этом страдает следующее поколение, страдают прежде всего дети. Эти травмы, которые наносятся разводом, они потом все возвращаются в виде трудных судеб, в виде трудных характеров, депрессий, заболеваний и так далее. Вообще, мы должны понимать, что мы передаем следующему поколению не только наши гены, мы передаем наши нравственные установки, мы передаем те детские травмы, которые мы наносим им, и потом они через свой характер это передают следующим и следующим. И думаю, что самые актуальные проблемы для нашей жизни сегодня - это уважение к человеческой личности, бережное отношение. Когда проводится конференция "Священный дар жизни" - это замечательное название, но важно, чтобы оно не только так декларативно звучало, как красивая фраза, а чтобы действительно мы задумались, что это наша проблема - есть ли у нас уважение к жизни, начиная от травки, которая растет на газоне под окном, и кончая нашими детьми, которых мы можем калечить своими замечаниями, приставаниями, какой-то несдержанностью, капризами и так далее.

Карэн Агамиров: Вы сами как чувствуете, власть предержащие сегодня имеют уважение к человеческой жизни, к жизни обычных людей?

Отец Александр Борисов: Трудно сказать. Во всяком случае, есть многие действия, которые дают основания в этом сомневаться. Недавняя так называемая монетизация льгот в этом отношении как-то очень сильно подрывает доверие к власти. Но я думаю, что дело ведь не в отдельных личностях, а дело в духовном состоянии страны в целом. Нам предстоит трудная работа, которая потребует, может быть, не одного поколения. Мы должны понимать, что в 30-е, 40-е, 50-е годы были уничтожены миллионы людей, причем людей лучших, то есть тех, кто немножко поднимался над средним уровнем. Именно они, не только партийная верхушка, а крестьянство, рабочие, интеллигенция, духовенство - именно они отсылались в эти сталинские лагеря, там расстреливались и так далее. И вот восстановить все это будет безумно трудно.

Карэн Агамиров: Вы знаете, я еще спросил, потому что они как раз, власть предержащие, идут на Пасху в храм, стоят со свечками. Раньше нельзя было ходить, теперь все ходят. И их подчиненные ходят, это стало даже в какой-то мере данью определенной моде. Как вы к этому относитесь? Показ по телевидению, как все известные фигуры стоят в храме - каждый год это происходит, и люди будут смотреть, наблюдать это по телевидению, обычные люди:

Отец Александр Борисов: Я отношусь к этому очень хорошо. Потому что я искренне надеюсь, что всегда может что-то запасть в сердце человека, когда он пришел в храм, какое-то одно слово. Есть замечательная притча у Христа, что Царство небесное подобно сеятелю, который вышел сеять семя свое, и одно упало на дорогу - налетели птицы, поклевали, другое - на твердую, каменистую почву - быстро проросло, но потом завяло, третье - где сорняки были - взошли сорняки и подавили, а четвертое - на добрую почву - и принесло плод во сто крат. Так что это то же самое - сердца людей. Кто-то, глядишь, что-то и поймет, что-то его зацепит. Во всяком случае, он будет понимать, что вот здесь средоточие человеческой жизни, нашей истории, нашей цивилизации. Это то, что сформировало нашу замечательную культуру, наших замечательных людей, лучших представителей российской истории и культуры. Так что я думаю, что в этом нет ничего плохого.

А говорить: вот они там стоят, а сами то-то и то-то делают: А кто из нас не делает того, что входит в противоречие с нашими лучшими сторонами нашей натуры? Человек - натура противоречивая, и почему мы должны отказывать в этой противоречивости власть предержащим? Они тоже люди.

Карэн Агамиров: Но они-то как раз наделены полномочиями, от которых зависит наша жизнь, жизнь простых людей.

Отец Александр Борисов: Вы знаете, их полномочия тоже ограничены. Все-таки есть определенная какая-то атмосфера, которая создается нами всеми, и перекладывать свои собственные проблемы, свое собственное отсутствие уважения, отсутствие инициативы, отсутствие интереса к духовному, к представлению о человеке, о том, как мы должны жить и для чего мы живем, на то, что у нас президент плохой или парламент плохой, - я думаю, это очень детская реакция. Все-таки этот рубеж проходит через сердце каждого человека, мы все создаем атмосферу нашей жизни. Нам необходима критическая масса порядочных людей, людей, любящих добро, любящих жизнь, имеющих к ней уважение. Если это будет достигнуто, то будет меняться и парламент, и президент, и так далее.

Карэн Агамиров: А через непротивление знаменитое может быть это достигнуто?

Отец Александр Борисов: Что значит - непротивление?

Карэн Агамиров: Терпимость, христианские заповеди.

Отец Александр Борисов: Очень часто такие слова понимаются в карикатурном варианте: где-то там в углу сидит, весь скукожился - вот вам непротивленец. Нет, мы про Христа никак не можем сказать, что он непротивленец. Он очень резко обличал и религиозные авторитеты, и светские власти. "Пойдите скажите этой лисице:", - говорит он про царя Ирода. С Пилатом он говорит уважительно, но без всякого заискивания. Он говорит: "Больше вины на том, кто отдал меня в твои руки, а не на тебе". Я думаю, что терпимость и кротость - это кротость перед Богом, перед его высшей властью и понимание того, что судьбу страны и народа определяет все-таки сам народ. Конечно, роль личности огромна, но я думаю, что не было бы и Сталина, и Гитлера, если бы народ не искал такой твердой руки и не поддержал бы сразу - вот она, наконец-то, появилась. Поэтому нам и сейчас нужно так относиться к этому - терпимо, понимать, что дело нашего духовного роста и процветания - это дело всей страны, а не только президента (мы его избрали - давай теперь отдувайся за всех).

Эдуардо Гедеш: Отец Александр, наверное, я, как католик, обязан задать вам этот вопрос, касающийся отношений между церквями. Недавно был избран новый Римский Папа, и меня даже удивила положительная реакция, по крайней мере, со стороны Отдела внешних церковных связей. Как вы оцениваете сейчас отношения между Католической и Православной церковью на официальном уровне и на уровне народа?

Отец Александр Борисов: Вы знаете, это вопрос не совсем ко мне, потому что я совсем не представляю официальный уровень Церкви и не могу говорить за весь народ. Но как священник Русской Православной церкви я думаю, что наше будущее, будущее христиан все-таки в диалоге со взаимным уважением, не в противостоянии. Потому что перед угрозой наступления такого секулярного либерального мира, либеральной культуры, перед угрозой терроризма, который себя именует исламским (хотя на самом деле понятно, что ислам - это, может быть, вывеска, а там ничего религиозного вообще нет, просто обычная человеческая зависть и агрессия), мне кажется, христианство должно все-таки себя являть как единые церкви, как церкви-сестры. Понятно, что есть исторические и культурные различия, трудности, может быть, какие-то существенные, значительные, но часто эти трудности преувеличиваются.

Но понятно также и то, что наша страна в целом вышла все-таки из такого коммунистического менталитета, когда мы представлялись первой страной, победившей социализм: мы самые лучшие, мы самые сильные, мы окружены врагами, наши проблемы из-за наших врагов. Образ врага всегда стимулирует людей к объединению против кого-то, но, как говорилось в тех же советских изданиях в прошлое время, что все это нацелено на то, чтобы отвлечь внимание трудящихся от их насущных задач. Так что я думаю, что нам надо искать не образ внешнего врага, а искать правды, света - и тогда будут лучше видны взаимоотношения с западной частью христианства.

Мария Свешникова: Последние несколько лет по телевизору транслируют практически в прямом эфире чудо схождения благодатного огня. В прошлом году так получилось, что я попала непосредственно в Храм гроба Господня, и то, что я видела, это довольно-таки большое количество лжеюродивых и лжеблаженных, такое восточное нагнетание ажиотажа израильской полицией и арабами. То есть я не могу сказать, что я видела схождение благодатного огня. Как относиться к этому чуду?

Отец Александр Борисов: Вы знаете, я думаю, что существует множество народных традиций, которые имеют важное значение для тех людей, где это произошло. И, тем не менее, с этим может быть связан такой эмоциональный перехлест, который собой может заслонять подлинную сущность праздника. В конце концов, нам Господь сказал, что мы будем поклоняться в Духе истине, но это не отвергает каких-то деталей, возникающих форм нехристианской жизни. Поэтому я думаю, что к этому надо относиться с уважением, но достаточно сдержанно.

У нас тоже есть свои какие-то наши, русские, православные традиции, которые тоже милы для нашего сердца и составляют собой как бы внешнее оформление этого праздника. Всегда какое-то важное духовное событие нуждается во внешнем оформлении, мы ведь люди, живем во плоти, и все это должно воплощаться во что-то. Но думаю, что так специально гоняться за этими явлениями, может быть, едва ли необходимо, но те, кому это как-то помогает открыть сердце Богу, ощущение действительно какого-то благоговения перед этим событием (вот это схождение огня), - очень хорошо, к этому тоже надо относиться с уважением. Но ясно, что когда много людей вокруг такого события, всегда возникает закон больших цифр - всегда толпа, всегда давка и так далее.

Карэн Агамиров: В России это чудо произойдет все-таки, как вы чувствуете, когда-нибудь?

Отец Александр Борисов: Что вы имеете в виду?

Карэн Агамиров: Я имею в виду более-менее нормальную жизнь - это чудо, наверное, будет?

Отец Александр Борисов: Да, но думаю, что действительно мысль о том, что понадобится еще несколько поколений, наверное, правильна. Потому что пока все-таки в народе осознание важности духовного перерождения каждого человека невысоко. Даже люди, которые относятся к церкви положительно, приходят в церковь иногда, сейчас, к концу поста, очень много приходило людей, которые год не были в церкви, два, три, десять, иногда впервые в жизни приходят (заметна такая часть), - даже эти люди, пришедшие в церковь, большинство из них не читали Евангелия или читали две-три страницы. Им трудно читать не потому, что оно на церковно-славянском языке, сейчас полно изданий на русском всех форматов, переплетов, сейчас это не проблема. Трудно потому, что это другой менталитет, им трудно перейти этот рубеж светского мировоззрения, от такого материалистического видения вокруг себя и материалистической проблематики своей собственной жизни перейти к духовной значимости жизни их собственной, людей вокруг, вообще мира, целей жизни и так далее, сочетать в себе, соединить вот эту нашу материальную воплощенность и ту нашу духовную часть, которая в каждом из нас есть, образ и подобие.

И трудно понять, что Евангелие - эта маленькая книга есть центральная книга нашей цивилизации, книга, о которой еще Пушкин сказал: "Есть книга, в коей каждое слово прочитано многократно, истолковано, применено к самым различным обстоятельствам нашей жизни, объяснено. И, тем не менее, когда начинаешь ее читать, неизъяснимый мир сходит на душу. Эта книга - Евангелие". Слова Пушкина - для него Евангелие было книгой, многократно прочитанной. А для наших людей, которые полагают, что они принадлежат к российской культуре, Евангелие пока еще "терра инкогнито" (земля неизвестная).

Карэн Агамиров: Да и вообще, наверное, азы религиозного просвещения еще многие люди не постигли. Например, ведь идут на Пасху на кладбище.

Отец Александр Борисов: Вы знаете, это наследие советского времени, потому что, во-первых, Радуница на несколько дней позже, через 9 дней. Потом в советское время, помню, в 70-е годы, в 80-е особенно, этот возникший на наших глазах процесс, традиция, она поддерживалась властями. Потому что понятно было, что люди хотят что-то такое сделать духовное. В церковь не пойдешь - как-то и опасно, и церквей мало (46 - в Москве, а в других местах вообще за сотни километров), но что-то такое надо сделать, не связанное с этим миром, что-то иное, отличающееся от этого мира. Что отличается? Кладбище, конечно. Какое-то все-таки обращение к вечности, воскресение мертвых и так далее. И со всем этим люди ехали на кладбище, брали с собой горячительные напитки и так далее. Я помню, в Москве снимались автобусы с маршрутов, и с утра пораньше уже едут от Речного вокзала на одно кладбище, другое, - целое событие. И для людей было, действительно, какое-то напоминание о том, что наша жизнь не связана только с этим миром, а что-то такое есть еще. Вот что-то есть - и оно целиком воплощалось вот в это самое шествие на кладбище.

Сейчас Церковь постоянно разъясняет, что, нет, братья и сестры, надо не в Пасху, в Пасху надо жизнь праздновать, а к нашим усопшим надо приходить на вторник Фоминой недели.

Карэн Агамиров: И не отвлекать души усопших. Они с Богом хотят быть, говорят, в этот день, а вы приходите:

Отец Александр Борисов: Нет, я думаю, что с душами усопших от этого ничего плохого не будет, но вот нам самим надо все-таки на своей душе сконцентрироваться, что это для нас произошло, что это наш праздник, а не только покойников. А потом уже идти на кладбище.

Карэн Агамиров: Староста вашего храма - вдова Александра Меня, да?

Отец Александр Борисов: Да, это так.

Карэн Агамиров: Наталья Федоровна. А брат его, ваш одноклассник Павел Вульфович Мень, руководит Фондом Меня, который как раз размещен у вас в храме.

Отец Александр Борисов: Да.

Карэн Агамиров: А насколько актуально сегодня наследие Меня - открытое христианство?

Отец Александр Борисов: Я думаю, чрезвычайно актуально. Отец Александр был человеком, который с детства находился в лоне церкви, буквально с младенчества. Он был крещен в год или полтора, и он был тогда в катакомбной церкви, это было до войны, 1936-37 год. И в последующие годы он был именно в этой, так сказать, подпольной церкви, впитал действительно с молоком матери замечательные наставления, службы, все, все это знал именно с детства. У него не было, как у многих людей, пионерско-комсомольского прошлого, а потом они осознали, что, оказывается, есть православие. И поэтому это человек глубоко церковный был, отец Александр Мень. Но человек, который замечательным образом соединил в себе светскую образованность, талант писателя-проповедника с этой воцерковленностью. И во многом, конечно, он опередил свое время, а таких людей, как правило, не очень-то понимают, поэтому возникает такое неприятие.

Но надо сказать, что правящий архиерей, митрополит Ювеналий, всегда относился к отцу Александру именно с поддержкой, поддерживал и лекции его, и все его начинания. Наш Патриарх Алексий Второй совершенно определенно высказался, что в трудах отца Александра нет ничего такого, что бы противоречило духу Священного писания. А если есть какие-то разногласия, то, как говорится, "должны быть разногласия, дабы открылись искусные".

И непонимание происходит из-за того, что сейчас начинает обращаться все больше внимания, что для возрождения православия нам важно обращать внимание прежде всего на личность Христа, на само христианство. При всей ценности национальных наших традиций, обычаев, нашей национальной религиозной жизни это все-таки должно быть на втором месте, а личность Христа, само христианство, Евангелие, Священное писание как фиксированная часть предания для нас должны быть главными. Через это мы можем обретать молодежь в церковь, через это мы можем передать эстафету другому поколению. Потому что жизнь все время меняется, и представить себе, что мы можем вернуть себе нашу современную жизнь, церковную, где-то в условия XIX века, конечно, наивно.

Сейчас есть Интернет, все эти средства связи, телекоммуникации и так далее, и, я думаю, через 10 лет будут еще более мощно развиты какие-то вещи, сейчас непредставимые, они станут обычными. И мы должны адаптироваться к этим условиям. Это не значит, что мы должны менять что-то главное. Есть незыблемое, главное - личность Христа, Священное писание. То священное предание, которое нам передано через отеческий опыт, опыт святых, - это главное, это незыблемое. Но нести мы его должны в современный мир, а не в какой-то мир, который мы будем пытаться реставрировать из обломков прошлого.

Карэн Агамиров: Ну что ж, по традиции мы должны подводить итоги разговора с отцом Александром Борисовым. И я думаю, что мы, наверное, поздравим просто с Пасхой, поздравим всех православных христиан с Пасхой.

Отец Александр Борисов: Поздравим всех наших слушателей.

Карэн Агамиров: Да, и пожелаем им здоровья, всего наилучшего. Приход Александра Борисова насчитывает почти 4 тысячи человек сейчас.

Отец Александр Борисов: Ну, это трудно сказать, мы статистику не проводили.

Карэн Агамиров: И здесь проводится большая благотворительная работа. Он опекает две больницы - Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных.

Отец Александр Борисов: Два раза.

Карэн Агамиров: Каждый день фактически разносят бесплатные обеды престарелым, инвалидам. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Собираются группы по изучению Священного писания, церковному христианскому пению, иконописанию. Прихожане работают также с заключенными, они пишут письма, посылают книги и белье им. Так и должно быть в храме, настоятелем которого является отец Александр Борисов.

Александр Ильич Борисов (13 октября 1939, Москва) — советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, священник Русской Православной Церкви, до сентября 2010 занимал пост президента Российского библейского общества.

С 1956 по 1958 года работал слесарем, зарабатывая трудовой стаж, необходимый тогда для поступления в вуз.

С 1958 по 1960 учился в Институте Народного хозяйства им. Плеханова.

В 1960 года перевелся на биолого-химический факультет Московского пединститута им. Ленина. В том же году женился. Имеет двух дочерей-близнецов 1964 года рождения.

В 1964 года по окончании института работал в Лаборатории радиационной генетики Института биофизики АН СССР, руководимой академиком Н. П. Дубининым. Лаборатория была вскоре преобразована в Институт общей генетики АН СССР.

В 1969 года защитил диссертацию по генетике с присуждением учёной степени кандидата биологических наук. Перешёл на работу в Институт биологии развития АН СССР, руководимый академиком Б. Л. Астауровым. Оппонентом на защите его диссертации был выдающийся русский генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.

В 1972 году оставил научную работу и по благословению своего духовника отца Александра Меня, поступил в 4-й класс Московской духовной семинарии.

В 1973 году окончил семинарию и рукоположён в сан диакона, в котором служил до 1989 года в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине.

С 1973 по 1978 год учился в Московской духовной академии, после её окончания защищает кандидатскую диссертацию на тему «Учение о человеке по богослужебным книгам». Кандидат богословия.

В 1989 году был рукоположён в сан священника (ранее такое рукоположение было невозможно из-за негативной позиции властей).

В 1991 году был назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, возвращённого государством Православной Церкви. В этот приход перешла значительная часть духовных детей погибшего протоиерея Александра Меня.

В 1991 году был избран президентом Российского библейского общества.

В 1995—1997 — член общественного совета ТУ «Замоскворечье».

В 1994 на богословской конференции «Единство Церкви», организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, священники Александр Борисов и Георгий Кочетков подверглись резкой критике. Выступавшие на конференции обвиняли их в обновленчестве, богословском модернизме и самочинных нововведениях во вверенных им приходах. Отца Александра Борисова подвергали особой критике за книгу «Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви». В ней автор размышлял о невежестве духовенства и обрядоверии прихожан, о низкой богословской грамотности православных христиан в России, о проблемах духовного образования. Книга была написана в полемическом ключе, но наиболее дискуссионным стал вопрос о понимании её автором экуменизма. Известно, что о. Александр Борисов, как и его наставник о. Александр Мень, является убеждённым и практикующим экуменистом. Будучи президентом Российского библейского общества, он постоянно участвует в совместных исследовательских проектах, конференциях и симпозиумах с католиками и протестантами.

Только ли политического союзника видела интеллигенция в гонимой Церкви? Можно ли считать «церковным интеллигентом» знаменитого российского генетика Николая Тимофеева-Ресовского? Какой может быть роль интеллигенции на конкретном приходе? На эти и другие вопросы отвечает сегодняшний герой протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине .

Враг моего врага?

— Есть мнение, что интеллигенция - это своего рода фигура речи, за которой реального содержания не стоит. Вы бы согласились?

Нет, с моей точки зрения, интеллигенция - это очевидная историческая реальность. Причем ее возникновение может быть четко датировано: 1861 год, отмена крепостного права. Хотя, конечно же, интеллигенция не появляется в одночасье. Это постепенный процесс, связанный с появлением большого круга людей с хорошим образованием. И у этой части общества есть одна существенная особенность: интеллигенция пополняется людьми из разных сословий (поступать в Университеты при Александре II получили право, например, дети священников, чего раньше не было). А значит, интеллигенция является носителем не узкосословных чаяний, а интересов разных слоев общества. То есть, некоторая группа людей думает, как решить проблемы не своего класса, а страны в целом.

А как эта группа людей воспринимала Церковь?

Отношение к Церкви менялось в зависимости от того, в каких отношениях Церковь состояла в государством. Например, в XIX веке Церковь играла важную роль в идеологическом аппарате государства, и поэтому отношение к ней было негативным. Кроме того, интеллигенция не смогла устоять перед искушениям противопоставлять религию и науку. То есть, идеи французского просвещения нашли в России благодатную почву. И поэтому для представителей интеллигенции совершенно естественным было позиционировать себя как атеистов и антиклерикалов. Сочетание образованности и христианской веры до начала ХХ века было в России, скорее, исключением: например, Владимир Соловьев, Зинаида Гиппиус и некоторые другие авторы эпохи Серебряного века. Но даже они, принимая христианство интеллектуально, были далеки от собственно церковной жизни. А основная часть интеллигенции была настроена по отношению в Церкви и вовсе враждебно.

Революция 1917 года что-то изменила?

Колоссально. Отношение интеллигенции к Церкви поменялось радикально - с негативного на позитивное. Оно и понятно: Церковь стала гонимой. В ее сторону повернулись многие умнейшие люди того времени: будущий епископ Лука (Войно-Ясенецкий), отец Сергий Булгаков. Он принял сан именно в 1918 году. У него и до этого было много работ по христианству, но отношение к самой церковности было очень настороженным - именно из-за «смычки» Церкви и государства. Это вполне естественно. Лучшая часть интеллигенции всегда на стороне гонимых.

Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Картина «Философы» художника М.В. Нестерова

Этим же отчасти объясняется значительное потепление по отношению к Церкви со стороны следующего - уже советского - поколения интеллигенции. Те, кто так или иначе повернулся в сторону христианства после революции, остались в меньшинстве и вели полулегальное существование, а новые интеллигенты (первой половины ХХ века) не только впитали в себя советскую атеистическую идеологию, но и в какой-то мере унаследовали дух предыдущего столетия - когда церковность и вера считались чем-то недостойным образованного человека. Но в 60-х годах ХХ века начались хрущевские гонения: представители творческой интеллигенции, диссиденты и церковные люди оказались в одной лодке. И это их в какой-то степени сплотило. Стало в каком-то смысле престижным принимать Крещение, пытаться скрытно, не афишируя, ходить на службы, доставать запрещенную литературу из-за рубежа. Раз это преследуется - значит, это очень органично вписывается в путь диссидента. В этот период большую роль начинают играть миссионеры - такие как отец Дмитрий Дудко и отец Александр Мень. Для огромного количества интеллигентов они становятся подлинными авторитетами и помогают людям перейти от внешней, культурной симпатии к Церкви собственно к воцерковлению. Отец Дмитрий Дудко начинает очень смелую работу: после служб остается в храме на беседы с прихожанами и отвечает на любые их вопросы. Для того времени это было шоком. Московские верующие стекались к нему в храм в удивлении: как же это так? Священник открыто говорит на любые темы… Отец Дмитрий занял в сущности по-настоящему диссидентскую позицию. Неудивительно, что за этим последовали репрессии и арест. Отец Александр Мень пошел несколько по другому пути: его работа была, скорее, просветительская - и она тоже была крайне востребована.

На сегодняшний день, с моей точки зрения, интеллигенция является ведущим началом в жизни Русской Православной Церкви. Именно из этой среды приходят основные кадры священнослужителей. Именно интеллигенция задает уровень дискуссии внутри Церкви и планку той работы, которую Церковь сегодня ведет.

Как же так получилось: интеллигенция в XIX веке возникла как антиклерикально настроенная часть общества, а к началу XXI века стала основной ведущей силой Церкви? Где произошел перелом?

Под интеллигенцией я понимаю людей думающих, ищущих, которым не чуждо познание мира. В XIX веке в России - на волне следования за европейским Просвещением - за такое познание мира «отвечала» главным образом наука, деятельность разума, а вера как бы оказывалась к ней в оппозиции. И это было настоящим противоречием. Поэтому многим образованным людям казалось, что вера в Бога (а значит, и Церковь) несовместимы с их образованностью. Но в ХХ веке это противоречие религии и науки снимается для многих представителей интеллигенции. Этому способствует появление совершенно новой философии науки, которая утверждает, что наука - только один из способов познания мира, со своими задачами и инструментарием, но отнюдь не главный и не единственный способ. Стало понятно, что зря ученый-естественник видит в Библии «конкурента» теории Дарвина. Что теория Дарвина объясняет, как появился человек, а Библия - зачем он появился. Дарвин - о происхождении видов, о биологическом процессе. Библия - о смысле жизни. И в ХХ веке появилось много ученых, которые, оставаясь честными в своей профессии, читали Библию не как учебник эволюции, а как Откровение.

Вы сказали, что отношение интеллигенции к Церкви сильно зависело от отношения Церкви с государством. Получается, интеллигенция поворачивалась в сторону гонимой Церкви как «врагу моего врага», а значит, другу? То есть, это было не очень-то продиктовано духовным поиском, скорее, политическими мотивами?

Не думаю. Мне в этом видится как раз духовный поиск. Да, интеллигенция шла именно в гонимую Церковь, но не потому что враг моего врага - мой друг. Просто отсутствие государственного сервилизма позволяло более ярко воссиять той Истине, которую Церковь несла людям. Это духовная Истина, именно ее присутствие интеллигенция чувствовала и именно за ней шла. А раньше эта Истина была, возможно, несколько замутнена как раз политическими моментами - железной сцепкой Церкви и государства.

Человек Возрождения

Есть мнение, что главная проблема интеллигенции - это как раз ее позиция: есть «мы и Церковь», то есть, две как бы равновеликие категории…

Я такой проблемы не вижу. У меня, наоборот, есть опыт общения с людьми из среды интеллигенции и я вижу в них глубокое уважение к Церкви как носителю Истины, которая, по их же мнению, значительно превосходит интеллигентское самосознание. Ведь образованность - как правило, мозаика, собранная из разных областей знания. Всех их как будто куполом покрывает христианская Истина. Она дает им единое, общее направление и общую цель. Так что я со стороны интеллигенции намного чаще видел отношение к Церкви благоговейное. При этом такие люди очень остро реагируют на любую неправду. В том числе и ту, которая напрямую по Церкви «бьет». Например, правозащитники поддерживали отца Дмитрия Дудко не потому что, дружили вместе с ним против государства. Их возмущала именно попытка насильственно заглушить христианскую проповедь.

А только ли политические вопросы могли возбудить праведный гнев интеллигентского сословия? Какая неправда внутри самой Церкви вызывала критику?

Опять же вопрос сочетания веры и науки. В этом плане критика в адрес Церкви часто была заслуженной. Когда священник или иерарх выступает с обличительными словами против теории эволюции и агрессивно высказывается о биологах и других ученых, это не может не возмутить. Потому что в данном случае этот священник или иерарх, который не имеет соответствующего образования, берется судить о вещах, которых не знает, и оскорбляет труд другого человека. Правда, часто происходило и наоборот: ученый, никогда не читавший Священного Писания, брался «громить» попов-мракобесов…

А выражение «церковная интеллигенция» - с Вашей точки зрения, правомочно?

Да. Это люди, которые занимаются интеллектуальным трудом и одновременно являются верующими. Они соединяют в себе высокую интеллектуальную культуру и собственно церковную практику. Это очень важная часть Церкви.



- А какой была церковная интеллигенция в советские годы, когда совмещать жизнь и церковную практику было достаточно проблематично?

Были смелые люди, которые несмотря ни на что находили возможность исповедоваться и причащаться. Хотя и тщательно это скрывали. Это могло стоить карьеры и благополучия. Но были другие яркие примеры: люди сохраняли веру в Бога, даже не имея возможности вести церковную жизнь. Например, мой хороший знакомый и оппонент по диссертации, известный русский генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Он никогда не терял веры в Бога, но и в Церковь не ходил. Однажды я брал у него интервью как раз на тему сочетания веры и науки, и он утверждал, что среди по-настоящему крупных ученых-естественников его круга не было ни одного атеиста. А он знал о чем говорил: он около 20 лет прожил за границей, был единственным биологом на семинаре физиков Нильса Бора. Когда Николай Владимирович был уже на смертном одре, я его спросил: «Может быть, Вам привести священника? Вы могли исповедаться и причаститься…» Он ответил: «Для меня это была бы огромная радость». И к нему приехал отец Александр Мень. Они оба были чрезвычайно рады этой встрече. Беседовали около двух часов. Когда я зашел к ним, Тимофеев-Ресовский был заплаканным и совершенно счастливым. А на обратном пути отец Александр в нашей беседе назвал его «человеком Возрождения» - то есть, как будто жителем эпохи Возрождения, с широким кругозором, охватывающей своей личностью много разных сфер жизни. Из уст отца Александра это было высшей оценкой.

Ваш приход Космы и Дамиана в Шубине некоторые считают храмом для либеральной интеллигенции. Вы с этим согласны?

Надо четко понимать, что мы имеем в виду под словом «либеральный». Если, как это часто бывает, одобрение гомосексуальных браков и гей-парадов, то это не про нас. Наши прихожане смотрят на это не как на проявление человеческой свободы, а как на болезнь. Я очень люблю шутку Жванецкого о том, что если мужчина объявляет себя Наполеоном, его сажают в сумасшедший дом, а если объявляет себя женщиной, то его права бросаются защищать. Если под либеральной интеллигенцией понимать людей, которые не видят противоречия между научной работой и церковной жизнью - то это про нас. Считают антисемитизм тяжким грехом в соответствии с (Быт.12,3) - это про нас. Не разделяют антикатолицизма (но и не собираются, вопреки расхожим басням, приводить нашу Церковь под власть Ватикана) - это тоже про нас. В такой либеральности лично я не вижу ничего плохого.

Какова роль интеллигенции в Церкви для Вас как для пастыря?

Представители интеллигенции - в первую очередь помощники в просветительской работе. Например, у нас в храме каждый год проходят катехизаторские курсы: неделю - лекции, неделю - семинар. И вот семинары ведут прихожане, которые по профессии, например, преподаватели литературы, историки. И в этом смысле роль интеллигенции в Церкви та же, что и в стране в целом: быть носителем знания и культуры и передавать их другим.

Не получается ли так, что на приходе возникает деление на своего рода страты: интеллигенция, «простые люди», духовенство и т.д.?

Никаких страт не возникает. Если говорить узко о катехизаторских курсах, то в качестве слушателей к нам приходят люди самых разных уровней образования и социального положения. С разными интеллектуальными запросами. И никакого мировоззренческого разделения мы между ними не проводим и обращаем их внимание, что и для них между собой такого деления быть не может. Вспомним послание апостола Павла к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Точно так же во Христе нет, скажем так, ни интеллигента, ни пролетария. Когда человек становится христианином, отходит куда-то в сторону делению на «образованных» и «необразованных», на «своих» и «чужих». Такого разделения в Церкви в принципе не должно быть. “Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил” (1 Петр 4, 10).

Беседовал Константин МАЦАН

Настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов имеет немало острых моментов в биографии. В советские годы он едва не угодил за решетку за «диссидентство». В начале 90-х активно агитировал против ГКЧП. Позже написал книгу «Побелевшие нивы» о наболевших внутрицерковных проблемах, которая вызвала горячие споры. При этом, интеллигентный и спокойный отец Александр абсолютно лишен какой-либо героической позы. Вот что он рассказал о важнейших моментах своей жизни.

Как влюбленному открылся Бог

Протоиерей Александр Борисов

Родился я в 1939 году в Москве. Мама преподавала в школе рисование, с отцом они разошлись перед войной. Учился в одном классе с Павлом Менем – младшим братом (мы очень дружны с Павлом до сих пор). Стал вхож в их семью, там впервые увидел иконы, листал Библию с рисунками Гюстава Доре. Но тогда мир веры был для меня чужим. Я относился к нему с уважением, но не стремился в него войти. У меня был свой мир: более всего я увлекался биологией.

В 17 лет зашли как-то с приятелем в церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Шла служба, мы застыли в притворе, и вдруг какая-то бабушка стала нас ругать: «Чего стоите? Соглядатаи!» Пришлось уйти. Через тридцать пять лет, когда я был уже настоятелем храма в Шубине, выяснилось, что наша храмовая икона святых Космы и Дамиана хранилась именно в той церкви в Брюсовом переулке. Нам ее вернули.

После школы работал слесарем, зарабатывал стаж, чтобы поступить в вуз. Влюбился. Девушка жила в Подмосковье. Как-то летом я ее проводил и, стоя на платформе, ожидал электричку. Был прекрасный летний закат. Внезапно я ощутил, что за всем, что меня окружает, – Бог. «А если так, – подумалось мне, – значит, правы верующие». Побежал к другу Павлу, попросил у него Евангелие – прочитать. Стал учить молитвы, готовиться к крещению. Помогала мне Елена Семеновна Мень, мама Павла и Александра. Она стала моей крестной.

Накануне крещения в душе поднялась буря сомнений. Молился, как мог. Крестил меня в Ризоположенском храме на Донской отец Николай Голубцов, который за полтора года до этого крестил здесь дочь Сталина Светлану Аллилуеву. Он же стал моим первым духовным наставником.

Любимая девушка отнеслась к моей вере с недоумением. И между нами быстро возникло охлаждение.

…Я понимал, что веру не надо афишировать, лучше по возможности скрывать. Помню, в 1959 году в , днем, мы шли в храм «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Было 1-е мая. Навстречу нам двигались тысячи людей – советские трудящиеся после демонстрации шли по Ордынке с Красной площади. А мы – в противоположном направлении, на службу «Вынос Плащаницы». Тогда возникло четкое ощущение, что мы идем против течения.

Как четыре дня не спал

В 1972 году у меня появилось чувство, что я живу слишком благополучно. Кандидат наук, работаю в академическом институте, впереди преподавание, защита докторской… Мне хотелось принести пользу в сфере, более важной для моей страны – в сфере ее духовного состояния. Хотя я очень любил и ценил свою работу. «В конце концов, наука без меня не пропадет, – рассудил я, –а вот Церковь – именно та часть нашей жизни, от которой зависит всё остальное». В итоге решил стать священнослужителем.

Тут, конечно, был риск. Советовался с женой, она верующая, меня поддержала. Наши дочки тогда учились в первом классе. А вот мой духовник отец Александр Мень почти год меня отговаривал. На мои просьбы отвечал: «Христиане нужны и в науке». И все-таки я убедил его.

Поступил в 4-й класс духовной семинарии. По воскресеньям прислуживал в алтаре у о. Владимира Рожкова в храме пророка Илии в Черкизово, а потом заочно учился в Духовной Академии. Диаконское рукоположение в 1973 году прошло сложно. Ректор семинарии владыка Владимир (Сабодан) сказал, что в отношении меня «есть большое сопротивление». Видимо, каждое рукоположение согласовывалось с представителем Совета по делам религии.

И все-таки я стал диаконом. Потрясающее событие! Помню, после рукоположения я четыре дня почти не спал и чувствовал себя прекрасно – такой был подъем.

Как скромные голосовые данные не помешали диаконскому служению

Вербовать меня стали еще в семинарии. Позвонил человек, назначил встречу в вестибюле гостиницы «Москва». Сказал: «В руках у меня будет газета «Правда». Три дня подряд меня вызывали, всячески пытались уломать. «Вы близки с отцом Александром Менем, вокруг него много молодежи, есть антисоветские настроения, нужно, чтобы вы нам рассказывали». Я отказался. Меня даже пробовали стыдить: «Вы же советский человек!» Напоследок предупредили: «Раз так – вам придется трудно!»

В тот момент не думал, что это всерьез. Надеялся через год-другой стать священником. Потом каждый год подавал прошение Патриарху, но деликатно отказывал: священнических вакансий пока нет, послужите диаконом. Писал Патриарху, что у меня очень скромные голосовые данные для диаконского служения. Он деликатно отвечал: размеры храма, где вы служите, тоже скромные… И так на протяжении шестнадцати лет.

…Работы хватало. У отца Александра Меня было много духовных чад, и он стал объединять их в небольшие группы. Раз в неделю по 10-15 человек собирались у кого-нибудь на квартире, общались, читали Евангелие, устраивали вечера, постановки на Рождество. Без афиширования. У меня было две-три группы в разных концах Москвы. Плюс самиздат. Перепечатывали Библию, комментарии, тексты Святых Отцов. Нужно было найти машинистку, копирку, бумагу, переплести. Когда появился ксерокс – стали ксерокопировать…

Контакты с властью у меня были в виде обысков два раза. Первый – в 1974 году. Тогда из Бельгии с группой туристов в Москву приехал мой знакомый, католический священник, служивший по восточному обряду. Он очень любил Россию и знал русский язык.

Иностранцы имели право провезти через советскую таможню одну книгу Нового Завета под предлогом изучения русского языка. И вот каждый участник той группы проходил с одной книгой. В итоге мой знакомый смог привезти 40 одинаковых Евангелий. В гостинице он их собрал и привез ко мне. Видимо, кто-то увидел и донес. Ко мне пришли с обыском в тот же день, через несколько часов. Это были сотрудники милиции и прокуратуры. «У нас есть сведения, что вам доставлена антисоветская литература…» Забрали Евангелие, пишущую машинку, и другие изданные за рубежом книги.

Потом вызвали меня на Лубянку. Говорят: «У вас раньше были контакты с нашими работниками, вы достигли взаимопонимания…» Отвечаю: «Ну, если вы считаете мой отказ сотрудничать взаимопониманием, то – да, достигли».

Второй раз явились в 1983 году, при Андропове. Пришли ранним утром, часов в семь. Звонок в дверь: «Телеграмма!». Открываю: милиция, понятые… Позже в разговоре меня спросили: «Вы что, нам не верите?!» – «А как верить, если вы меня обманули с первой же фразы?» – «Это не обман! – сказали мне. – Это – приём!» Нашли блокнот, в который мы с женой записывали, что кому давали читать. К счастью, все наши друзья повели себя правильно: сказали, что никаких книг у нас не брали. После этого они давали подписку о неразглашении и тут же звонили мне.

Реальная угроза, конечно, была. Одной моей прихожанке в КГБ заявили: «Если ваш Борисов хочет стать национальным героем, мы ему это устроим!» Больше всего на меня разозлились, когда я отказался указывать, где записи в блокноте сделаны моей рукой, а где рукой жены. «Сможете различить почерк?» – «Смогу». – «Тогда поставьте крестик напротив ваших записей». Я взял блокнот, подумал и сказал: «Не буду». – «Как?!» – «Передумал». Следователь взвился: «Вы обещали! Не держите слово! Так не по-мужски!» Сейчас это звучит забавно, а тогда было не до веселья. Разговор происходил на Лубянке, и за отказом могли последовать действия. Но все закончилось мирно: меня заставили написать «объяснительную» и отпустили.

Протоиерей Александр Борисов служит панихиду по бездомным. Фото: Сергей Бессмертный

Всё к лучшему

В 1978 году я закончил Духовную Академию, стал кандидатом богословия. Надеялся, что после этого меня рукоположат в сан священника, но ждать пришлось до 1989 года.

Временами в душе появлялась горечь. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что это было правильно. Бог дал мне возможность больше участвовать в воспитании детей (был бы батюшкой – меня бы вообще дома не видели) и просто повзрослеть. Совершенно не жалею, что принял священнический сан в 50 лет, а не раньше. Молодой иерей – это порой множество искушений, преувеличенное представление о себе, о своих возможностях. Может, у других это и не так, а у меня могло возникнуть. Поэтому я благодарен Богу, что все сложилось так, как сложилось.

Семь фактов об о. Александре Борисове

  1. В 30 лет стал кандидатом биологических наук. Оппонентом на защите его диссертации был выдающийся генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.
  2. В 70-е годы научился переплетать книги. Десятки книг «самиздата» (в основном комментарии к Библии) до сих пор хранит в своей домашней библиотеке.
  3. 19 августа 1991 года стал автором воззвания Моссовета к войскам, вошедшим в столицу по приказу ГКЧП. Сам 20 августа ездил к солдатам и раздавал им эти воззвания и Евангелия (раздали 2000 экз.).
  4. Его дочери-близнецы – врачи-хирурги, работали в Африке, сейчас живут во Франции, сохраняя российское гражданство и православную веру.
  5. Не ходит в театр, не смотрит телевизор, не увлекается рыбалкой и спортом (ограничивается гимнастикой с гантелями дома), все свободное время посвящает книгам.
  6. В 1991 году был избран президентом Российского Библейского общества.
  7. Не имеет ни дачи, ни автомобиля. Несколько лет назад ездил в храм и на требы на «Москвиче», но отказался из-за пробок и теперь ездит на метро.

В сокращении интервью было опубликовано в московской православной газете «Крестовский мост» . Распространяется «Крестовский мост» по храмам и социальным учреждениям столицы бесплатно.