Географическое образование в школе в россии и беларуси

В процессе своего выражения география имеет наиболее «массовое» проявление в среднем географическом образовании, в школьной географии, где главным действующим лицом выступает учитель, который, являясь, с одной стороны, географом-профессионалом, с другой - выступает в качестве проводника (проповедника) массовой географической культуры в молодежной среде. Таким образом, от постановки географического образования в школе в высокой степени зависит географическая культура общества и в целом выполнение географией ее разнообразных функций.

Оценивая роль географии как учебного предмета в современной российской и белорусской школе, специалисты считают, что в настоящее время она обеспечивает формирование необходимой географической культуры учащихся как составной части общей культуры, что особенно важно с учетом культурологической и гуманистической направленности всего реформирования российской школы.

Отмечается, что все пять курсов географии основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации: начальный курс географии (6 класс), материки, океаны, народы и страны (7 класс), география России: природа (8 класс), география России: население и хозяйство (9 класс) и экономическая и социальная география мира (10 класс) и все четыре курса общеобразовательных учреждений Беларуси: начальный курс географии (6-7 класс), география материков и стран (8-9 класс), география Беларуси (10 класс), общая география (11 класс) - дают представление о географической картине мира, формируют географическое мышление, знакомят с основными методами географии и ее языком, а также активно участвуют в формировании политической, экономической, экологической культуры учащихся, в воспитании молодого человека как патриота Родины и интернационалиста.

В то же время следует отметить, что в современной России и Беларуси школьная география не относится к числу приоритетных предметов, и попытки ее как-то «ущемить» предпринимаются довольно часто.

Среди актуальных проблем современной школьной географии выделяют следующие:

Улучшение содержания предмета путем лучшего показа главных сквозных направлений географической науки, ее научных методов и подходов, а также усиление роли комплексного страноведения в среднем и общей географии в старшем звене школы;

Создание школьного учебника географии, который отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к учебнику нового поколения, касающиеся его модели, структуры, содержания и формы изложения;

Повышение методического уровня школьной географии - интенсификация всего процесса обучения географии, предполагающая ориентацию на освоение фундаментальных основ предмета и методов приобретения новых знаний, компьютеризация учебного.


Система учебной географии должна быть построена на основе трех основных принципов: 1) методологии; 2) традиции; 3) опыта. При этом следует исходить из многоаспектности географии, связанной с нахождением ее на стыке естественных и общественных наук, из ее комплексности и территориальности одновременно. Это относится как к теории, так и к методу и результату географии.

Первый план - многоаспектностъ - исходит из классического объекта географии - единства природы, хозяйства и населения. Второй план - комплексность - предполагает сопряженное рассмотрение сложной структуры объектов, их многокомпонентного и многоотраслевого характера в физической и социально-экономической географии. Третий план - территориальность - является одной из важнейших аксиом географии - изучения территориальных (пространственных) систем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

С точки зрения теории познания, все три плана имеют четыре уровня изучения и изложения: 1) описательный; 2) эмпирического обобщения; 3) теоретического обобщения; 4) конструктивный.

Многоплановость научной географии определяет и содержательную часть школьной географии. Так, механизм отбора научного материала, основанный на методологии географии, предполагает знакомство учащихся с разнообразными ГИС, покомпонентной, поотраслевой и территориальной группировками явлений на земной поверхности, с некоторыми формализованными теориями и моделями (хотя бы на уровне классических построений теорий штандорта) и, наконец, ре­шение разнообразных задач и заданий максимально приближенных к реальной действительности.

Структура школьной географии должна определяться всеобщими для процесса познания дидактическими требованиями, которые в кратком виде можно изложить следующим образом:

Цикличность обучения, претворяющая в жизнь явление спиралевидности познавательного процесса в рамках законов диалектики;

Повторение в обучении хода исторического развития познания, что соответствует категории единства исторического и логического. В этом отношении система географических дисциплин должна соответствовать развитию познания от обыденного знания через систематическое нерасчлененное и аналитическое к системно-синтетическому знанию;

Ход познания от близкого к далекому и возврат к началу в обогащенном процессом познания виде. Географическое образование представляет идеальные возможности перехода от изучения своего края через весь мир - снова к своему краю, т. е. «близкое и далекое» здесь приобретает, в отличие от других учебных дисциплин, буквальное значение.

Важнейшим требованием совершенствования школьной географии является методологизация этого учебного предмета в духе указанных выше принципов.

География (всех курсов средней школы) должна рассматриваться согласно методологической идее центра географической науки: существует определенная территория со своим материальным наполнением - место; каждое место имеет свои компонентные и отраслевые особенности, которые составляют потенциал территории; наличие разности потенциалов приводит к пространственным отношениям. Полная информация о месте есть описание; характеристика особенностей дает образ места; все пространственные связи стремятся сглаживать особенности, именно поэтому между местами происходит движение вещества, энергии, ценностей: движение горных масс, тепла и влаги, информации, перевозки материалов и людей, передача электроэнергии, перекачка капитала и т. д.

Система школьной географии, созданная с учетом трех оснований - методологии, традиции и опыта, призвана «примирить», хотя бы на данном этапе, теоретизацию с регионализацией, общую географию со страноведением, выполнять свою общеобразовательную функцию и удовлетворять если не индивидуальные, то, возможно, групповые интересы переходного периода в развитии страны.

4. Перспективы развития географической науки

В заключение обратимся к возможным перспективам, прогнозированию развития географической науки в первые десятилетия XXI в.

Почти четверть века тому назад, рассматривая перспективы географии, известные отечественные географы писали о возрастании конструктивной, преобразовательной роли науки:

«...новая роль географии состоит теперь не столько в дальнейшем познании окружающего нас мира, сколько в целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества. Определив свою роль и место в разработке этой грандиозной задачи, избрав наиболее правильные пути к ее разрешению, наша старая наука обеспечит себе «вторую молодость»;

«перспективы географии в значительной степени зависят от того, смогут ли географы смело и действенно теоретически осмыслить глобальные и территориальные проявления связи природных и социально-экономических процессов. Смогут ли они предоставить в распоряжение обществу не только весь арсенал фактов и эмпирических закономерностей, выявленных множеством существующих и возникающих географических наук, но и помочь процессу «географизации» всех наук, объединив обильное число фактов в стройную теорию? Смогут ли они сегодня понять законы развития своей науки, для того чтобы управлять ее действиями? Смогут ли быстро использовать объективно развивающиеся интеграционные импульсы в географии?».

Как видно, поставлено немало сложных вопросов, остающихся актуальными и в наше время. Совершенно очевидна необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов в географии. Прогнозируя хотя бы в общих чертах развитие нашей науки, следует подчеркнуть, что в предстоящий «век синтеза» в научном знании в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый прогноз - усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей степени соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет и будут соединять жизнь.

Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности современная система географических наук? Во всяком случае, она лишится нынешней своей «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут «накладываться», соединяться, будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и несмежными) науками.

В интересной статье, посвященной географии будущего, А.Д. Арманд ставит вопрос о возможных путях развития географии в эпоху информатизации. По его мнению, наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать радикальную трансформацию географических знаний в недалеком будущем. Встает вопрос: выживет ли вообще география в перенасыщенной информацией среде? Профессиональная география станет еще более профессиональной, а вот сохранится ли она как школьная общеобразовательная дисциплина, едва ли кто-то может предсказать. В близком будущем можно предвидеть превращение некоторых разделов землеведения в ширпотреб. Возможности быстрого массового сбора самой различной информации должны породить серии электронных атласов, отображающих в реальном времени размещение не только пробок на дорогах (что уже практикуется), но и таких показателей как загрязнение атмосферы, воды в реках, озерах и морях, уровень преступности, политической напряженности, курсов валют, рыночных цен, вырубания и восстановления лесов, производства наркотиков и алкоголя и другой информации. Становится актуальной география текущих рисков природного, техногенного, человеческого, космического происхождения, рисков для людей, сельского хозяйства, транспорта, денежных вложений. География становится географией быстротекущих процессов и, тем самым, одним из рычагов в процессах управления и самоорганизации, социальной эволюции.

Возможно, наши потомки станут свидетелями возникновения информационной географии, занимающейся описанием доступности населению разных средств информации, географического разделения труда между разными средствами массовой и профессиональной информации, информационной восприимчивости населения, обеспеченности учебными заведениями и пр.

География будущего все больше станет вынуждена заниматься не столько реальным пространством, сколько различными виртуальными пространствами. При этом картографам придется привычную географическую карту трансформировать самым неожиданным образом, чтобы площади, расстояния, углы, цвета и условные обозначения на этой карте соответствовали не географической, а некоторой ментальной реальности.

Вопреки ожиданиям наша наука, перенасытившись числовой информацией, не стала более точной, чем раньше. Автоматический сбор информации из космоса и наземными средствами не только не помог найти формулы общих количественных закономерностей, а, скорее наоборот, показал многообразие тонких непрерывно меняющихся зависимостей, управляющих природой и обществом.

Поучителен в этом отношении пример с прогнозами погоды. Появление мощных компьютерных систем, обрабатывающих огромные массивы цифровых данных, не произвело революции в точности предсказаний. Оправдываемость краткосрочных прогнозов замерла на отметке 80-85% и не обещает прогресса. При переходе к долгосрочным климатическим прогнозам не только величины изменений, но и сама тенденция, знак будущих сдвигов служат предметом дискуссий.

На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы:

1) «биологизация» всей географии;

2) «гуманизация», в том числе и сильная «экономизация»;

3) «математизация», которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ;

4) «химизация» географии, т. е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнения, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ в природе;

5) автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей;

6) переход от научного анализа к решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками;

7) глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое их использование, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами.

Будут быстро расти такие «биологизированные» «поля интеграции», как, например, уже существующая (но, к сожалению, не получившая у нас пока еще развития) биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области которой были высказаны еще Н.И. Вавиловым. Многообразны могут быть и связи географических наук. На гранях экологии и экономической географии, например, американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели.

Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т. д. Очевидно постановка экономических проблем в разных сферах географических наук будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима, и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобней объективной необходимости.

Молодым специалистам предстоит в своей жизни осуществить те интеграционные процессы, о которых говорится как о перспективных. И в связи с этим вместе с Ю.Г. Саушкиным хочется пожелать им несколько важных для географа качеств:

1. Большой общенаучной философской культуры. Географ не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении.

2. Сочетания интереса к своей специальности с интересом к общегеографическим теоретическим достижения и, в частности, к теоретической географии.

3. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки. Хорошее владение хотя бы одним из иностранных языков исключительно важно для географа.

4. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов, можно сказать даже сильнее - дерзости в этом отношении, быстрой мысли. К сожалению, мы бываем слишком медлительны и поэтому отстаем в решении важнейших проблем.

5. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н.Н. Баранский назвал «географическим мышлением» - соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления.

6. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими методами, моделирования географических явлений и процессов, опираясь в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем, в том числе интегрированных, синтезирующих методы отработки традиционных геоинформационных систем и материалов дистанционных аэрокосмических съемок.

7. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе дистанционные, не только не исключают полевых исследований, но делают их еще более важными.

8. Сочетания способности полевого исследования с умением экспериментатора и, далее, со способностями конструктора. Географ - это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества.

9. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным, так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы.

«Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность», - в этих словах выдающегося французского географа, первой женщины, ставшей профессором - всемирно известного университета - Сорбонны, Жаклин Боже-Гарнье заключен большой смысл. Существует своеобразный профессиональный географический взгляд на окружающий мир. «География, - пишет Боже-Гарнье, - для меня означает нечто большее, чем просто профессия: это скорее способ понимания мира. Географ весьма своеобразно оценивает свое окружение: например, обширный горный район пробуждает в нем не только наслаждение эстетической ценностью, но и интерес к образующей его структуре и фазам эволюции. Городские трущобы возбуждают не только сострадание и ужас, но и заставляют вскрывать исторические и социальные корни столь жалких условий жизни. Географ не просто смотрит и наблюдает - он автоматически стремится понять увиденное. Непосредственный полевой опыт изучения земель и людей - неотъемлемый элемент профессии географа - позволяет ему понять жизнь других людей и более скрупулезно оценить собственную жизнь... Сфера интересов географа - это непосредственно живой мир, не только обогащающий его опыт, который дает ему информацию, но и, осмелюсь заявить, вдохновляющий его».

5. Международное сотрудничество в области географии

В 70-е годы XX в. Ю.Г. Саушкин писал, что изоляция национальных научных школ от мировой науки приносит большой вред, задерживает их развитие. Это было сказано, когда главной тенденцией в анализе теории и методологии географии было, скорее, не сопоставление, а противопоставление советской географии буржуазной географии, т. е. практически всей остальной части мировой географической науки.

Мировой научный прогресс постоянно доказывает, что какую бы область знания мы ни взяли, прогресс возможен лишь на основе тесного взаимодействия и взаимообогащения национальных научных школ, активного и эффективного сотрудничества ученых разных стран. Необходимые предпосылки формирования такого сотрудничества в мировой географической науке начали складываться в последние десятилетия XIX - начале XX в., что было сопряжено с ростом общественного престижа географии.

Среди этих предпосылок выделяются:

1) рост числа профессиональных географов и учреждение кафедр географии в ряде университетов (в Германии, Франции, России и др.);

2) формирование университетских географических школ, из которых наибольшую известность в то время получили: антропогео-графическая школа Ф. Ратцеля (Лейпцигский университет, с 1866 г.), геоморфологическая школа А. Пенка (Венский университет, с 1888 г.), школа географии человека П. Видаля де ла Блаша (Сорбонна, с 1897 г.);

3) расширение пропаганды географических знаний, увеличение количества географических журналов и т. п.;

4) создание международных групп ученых, ведущих исследования тех или иных научных проблем.

Глобальное значение географии породило идею международного сотрудничества ученых «на постоянной основе», которая реализовалась в созыве международных географических конгрессов (МГК).

Первый Международный географический конгресс состоялся в Антверпене в 1871 г. Всего же в течение 1871-2012 гг. таких конгрессов было 32, и они способствовали обмену опытом и идеями, результатами важнейших исследований, развитию научной и учебной географии и ее социальных функций.

Опыт МГК привел, в свою очередь, к идее создания Международного географического союза (МГС), который был сформирован в 1922 г. Его первыми членами стали Франция, Бельгия, Великобритания, Италия, Португалия, Испания и Япония, а вскоре присоединилась и Польша. В 1956 г. в МГС вступил СССР, а с 1992 г. его преемником стала Россия, которая играет активную роль в МГС, в его руководящих органах, деятельности комиссий и рабочих групп.

Международный географический союз состоит из трех компонентов: Генеральной ассамблеи делегатов стран-членов Международного географического союза, которая собирается раз в четыре года и решения которой являются основополагающими для деятельности Союза; Исполнительного комитета, состоящего из Президента, восьми вице-президентов и Генерального секретаря; Комиссий и рабочих групп, осуществляющих и координирующих текущую работу географов разных стран по всем основным направлениям географии. Рабочие языки IGU - английский и французский.

В настоящее время в МГС входят 87 стран. Цели МГС:

1. Содействовать изучению географических проблем;

2. Инициировать и координировать географические исследования, требующие международного сотрудничества, содействовать их широкому научному обсуждению и публикации их результатов;

3. Обеспечивать участие географов в работе международных организаций;

4. Содействовать улучшению сбора и распространения географических данных и документации как внутри стран-членов МГС, так и между ними;

5. Содействовать проведению Международных географических конгрессов, региональных конференций и специализированных симпозиумов, тематика которых соответствует целям Союза;

6. Принимать участие в любых других формах международного сотрудничества с целью содействия географическим исследованиям и применению их результатов на практике;

7. Содействовать международной стандартизации и унификации методов, номенклатуры и символики, используемых в географии

Основные направления и проблемы развития мировой географической науки в той или иной степени нашли отражение в программах МГК, которые уже с первых конгрессов непрерывно усложнялись и расширялись. На втором МГК действовали только секции математической географии, гидрографии, физической географии (которая трактовалась тогда очень широко - от геологии до зоологии), исторической географии, экономической географии и «дидактики» (т. е. учебной географии). Спустя ряд лет, на рубеже XIX и XX вв., VI, VII и VIII МГК уже выделялись определенным усилением научной проблематики, увеличилась доля теоретических докладов, получили развитие специализированные комиссии из числа ученых разных стран, занимавшиеся актуальными исследовательскими и практическими программами. В этот период усилилось внимание к развитию географического образования, к методике преподавания географии.

Во второй половине XX в. для МГК стали характерны некоторые новые общие черты: более разнообразной становятся структура и тематика конгрессов, особенно это касается общественной географии и геоэкологии. Среди участников МГК все больше практиков, понимающих роль географии и использующих результаты и возможности географических исследований. Особо следует отметить XXIII МГК (1976), так как он впервые состоялся в СССР стране, в Москве. Этот конгресс характеризовался широтой проблематики, большим числом делегатов (более 3200 из 57 стран), высоким теоретическим уровнем и отличной организацией. Его программа (в отличие от ряда предыдущих МГК), в гораздо большей степени была направлена на подведение итогов развития географической науки в современном мире. Она способствовала сочетанию узкоспециализированных интересов с выделением интеграционных направлений и главных конструктивных задач географических исследований.

Рассматривая значение таких мировых форумов географов разных стран, остановимся несколько подробнее на содержании работы и идеях двух последних международных географических конгрессах. XXVIII МГК проходил 4-9 августа 1996 г. в Гааге. Большое внимание на Гаагском конгрессе было уделено крупным региональным проблемам, и это свидетельствует о том, что регионализм сохраняет свою стержневую роль в системе географических наук.

Далеко не случайно и то, что конгресс, состоявшийся в Нидерландах, проходил под девизом «Земля, море и человеческая деятельность». Выдающееся значение прибрежных районов в территориальной структуре мирового хозяйства и в целом в жизни человечества предопределяет возрастающую роль географической науки в исследовании и сохранении природных и природно-хозяйственных систем в контактной зоне суши и Мирового океана, в устойчивом развитии этой зоны.

Гаагский конгресс продемонстрировал важную роль географической науки в обсуждении и решении глобальных проблем человечества. Он показал активную гуманизацию географии и необходимость интеграции природных, хозяйственных и экологических проблем.

Следующий, XXIX МГК состоялся в 2000 г. в Сеуле. Его девиз «Жить в разнообразии» предполагает установление гармоничных отношений между различными этническими группами, культурными традициями, между прошлым и будущим, развитыми и менее развитыми странами, наконец, между человеком и природой. Понятие «многообразие» в эпоху глобализации может составить ядро географии, способной соединить общество ученых со всем миром. Приверженность глобальной гомогенизации сменяется представлениями о важности и многообразии окружающей природы и народов.

В августе 2004 г., в Глазго, одном из древнейших городов Соединенного Королевства, состоялся очередной, 30-й конгресс, организованный Международным географическим союзом (МГС). Его девиз - "Одна Земля - много миров". На собрании географов мира в августе 2004 г. в Глазго зарегистрировано более 2000 делегатов не менее, чем из 100 стран мира. Собственно, представляли делегаты и докладчики конгресса не страны, а научные центры, академии, университеты, институты и лаборатории. Перед выступлением докладчиков указывалась не страна, из которой они приехали, а к какому научному сообществу (не важно, большому или малому), они принадлежали. Это признак интернализации науки.

Из России и стран СНГ прибыло около 40 делегатов: из МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Института географии РАН, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, научно- образовательных центров Украины, Казахстана, Армении, Грузии.

В соответствии с постоянными комиссиями и исследовательскими группами Международного географического союза сформировано 32 тематические секции. Среди них: «Динамика экономического пространства», «Климатические изменения», «Береговые системы», «Геоинформатика», «Стихийные бедствия и риски», «География здоровья и окружающая среда», «Деградация земель и опустынивание», «Моделирование географических систем», «Устойчивость систем» и др.

На мировом форуме географов было уделено большое внимание. геополитическим темам. Во многих докладах рассматривались проблемы спорных границ между государствами, а также политические и экономические перемены в странах всех материков. Особое внимание обращалось на перспективы устойчивого развития стран мира, и сохранения разнообразия в условиях глобализации.

На Конгрессе отмечалось, что в последнее время идет заметный процесс гуманизации географии. В ней возникают новые направления, нашедшие отражение в докладах на конгрессе: география туризма, досуга, культуры, искусства… Этическая география стала темой пленарного доклада Лиз Беноли из Института географии, находящегося в Эдинбурге. Исследование многообразных взаимосвязей в мире как источника устойчивости и формирование этических норм в отношениях человека с природой - основная задача этого нового направления в географии.

Большой интерес проявлен к темам, связанным с закономерностями глобального климата, разнообразием региональных климатов, контрастами погоды, обусловленными потеплением на Земле в последние десятилетия, прогнозом будущих климатических изменений.

На Конгрессе особо подчеркнуто, что практически повсюду на Земле наблюдается деградация земель, пригодных для хозяйственной деятельности: интенсивно развиваются процессы образования карста, разрушения почвенного покрова и опустынивания.

В связи с тем, что на 2005-2014 гг. ООН наметила провести «десятилетие образования в интересах устойчивого развития», на Конгрессе обращено особое внимание на проблемы школьного и высшего географического и экологического образования населения.

Работа Конгресса, несмотря на некоторые недостатки в организации, оказалась очень плодотворной. Она показала, что, вступив в третье тысячелетие, мировая география заняла достойное место среди других наук, исследуя не только природные, но и глобально изменяющиеся экономические, политические, социальные, культурные процессы на Земле. Современная география способствует сохранению в условиях глобализации природного и культурного разнообразия на Земле, как основы устойчивого развития.

С 12 по 15 августа 2008 г. в столице Туниса - г. Тунис - состоялся XXXI Международный географический конгресс. В конгрессе участвовало 1205 человек из 75 стран. Его программа была очень обширной. Главная тема конгресса звучала так: «Построим вместе наши территории». В свою очередь она делилась на 8 основных подтем: Территория как объект географии; Стратегические подходы к территории; География как прикладная наука; Глобализация и территории; Новые технологии и территории; Территория и окружающая среда, территориальное планирование и устойчивое развитие; Территории: зоны контакта или разрыва; Реконструкция территории в географии.

Российская делегация в Тунисе насчитывала около 20 человек из Института географии РАН (Москва), Московского и Санкт-Петербургского университетов, Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток), Института водных и экологических проблем ДВО РАН (Хабаровск) и других организаций.

В рамках многочисленных сессий, заседаний, секций сделано более 800 докладов по самым разным темам - от палеогеографии и глобальных климатических изменений до территориального устойчивого развития, туризма и обучения в области географии. Естественно, что прослушать все выступления было невозможно, поэтому участники форума работали в соответствии со своими предпочтениями. Повышенный интерес вызвали доклады, представленные на специальной сессии, посвященной Международному году планеты Земля. Это выступления проф. Юкио Химияма (Япония) - по оценке глобальных экологических проблем и вкладу географии в их решение; проф. Ханийл (Южная Африка) - о конфликтах природопользования и др.

Интересными были также доклады, посвященные эволюции географических знаний. Так, проф. Т. Вилзинский (Польша) подчеркнул необходимость дальнейшего развития такого направления географии, как история географических знаний, при этом не только за прошедшие века, но и современных географических исследований в быстро изменяющемся мире.

Вызывает сожаление то, что в докладах, посвященных истории развития географических знаний, почти не отражены крупные достижения российских ученых СНГ и России. Например, в докладе английских географов о развитии региональных исследований даже не упомянуты известные разработки ученых СНГ и России по ТПК, экономическому районированию, геосистемным представлениям.

Практически все российские участники Конгресса сделали свои доклады, которые в целом были встречены с интересом. Большое внимание привлекли выступления, посвященные истории географических исследований в области регионального развития; моделированию динамики пространственных систем; эколого-экономическому анализу; региональным проблемам устойчивого развития; картографированию; землепользованию и др.

Конгресс показал, что в географии достаточное поле для деятельности ученых многих стран. Международный географический союз успешно функционирует. Точку зрения об исчерпании географии как науки («все уже давно открыли») можно с уверенностью считать безосновательной. Изучение географических структур и систем, исследование процессов их естественной и антропогенной динамики - важнейшие фундаментальные задачи современной географической науки.

32-й Международный Географический Конгресс состоялся в Кёльне, Германия, с 26 по 30 августа 2012. В его работе приняли участие более 2400 географов из 80 стран мира. Высокая посещаемость Конгресса в сочетании с инновационной программой дала прекрасную возможность для встреч и обмена мнениями и идеями.

Необычно большая делегация на Конгрессе была и от России - порядка 90 человек. В ее составе ученые-географы из Московского государственного университета численностью более 30 человек, в том числе только молодых ученых – до 35 лет - 11 человек.

Оправдывая лозунг Конгресса «Ближе к Земле», Конгресс прошел на территории Кёльнского университета, который является не только самым старым, но и самым передовым научным учреждением Германии. В процессе работы Конгресса работало множество секций по самым разным направлениям географии. Наибольшим интересом пользовались секции по географическому образованию, процессам глобализации, устойчивому развитию, рациональному природопользованию, социально-экономическим проблемам, ландшафтоведению.

Особо следует отметить молодежную секцию, на которой молодые специалисты, в том числе и студенты, могли представить свои научные сообщения. Как и на предыдущих конференциях, на этой секции выделялась делегация Финляндии, состоящая в основном из студентов финских университетов. Молодые ребята имели возможность представить интересные научные доклады, но что, наверное, самое главное, они приобщались к «большой науке», к умению дискутировать на равных с маститыми учеными. И эти контакты имели место не только в аудиториях Университета, но и во время дружеских коктейлей и многочисленных научных экскурсий по Германии и соседним странам.

Во время работы Конгресса решались и организационные вопросы. За всю историю МГС советские и российские ученые никогда не избирались на должность президента МГС. И вот на данном Конгрессе впервые президентом МГС избран заведующий лабораторией геополитических исследований Института географии РАН, профессор Владимир Александрович Колосов.

Международное сотрудничество географов развивается в различных формах, в том числе в их участии в реализации международных научно-исследовательских проектов (программ), в работе различных комиссий и рабочих групп МГС. Так, еще в 1965-1974 гг. развернулись работы по инициированному ЮНЕСКО Международному гидрологическому десятилетию (при активной роли соответствующей комиссии МГС). С 70-х годов ведет свое существование природоохранная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», к участию в которой привлекаются и географы. С 1977 г. в рамках ООН действует программа «Борьба с опустыниванием посредством комплексного развития» с существенным участием географов, в том числе российских. В 1986 г. была создана международная геосферно-биосферная программа «Глобальные изменения», и очень скоро было осознано, что эта программа, по своей сути является демоэкологической и ее логическим завершением должно стать изучение реакции человека на изменения природной среды.

В качестве примера одного из новых международных проектов сотрудничества географов отметим выдвинутый учеными России, Германии и ЮАР проект карты «Состояние окружающей среды в мире», работы по созданию которой будут наиболее полноценны при объединении усилий ученых разных стран.

Сотрудничество географов разных стран осуществляется в рамках правительственных и неправительственных программ под эгидой ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), других учреждений ООН, имеющих отношение к охране природы и природопользованию, путем обмена студентами, аспирантами, учеными и преподавателями. Немаловажное значение имеет и двустороннее сотрудничество географов нашей страны и других стран.

Проект образовательного стандарта – ж. «География в школе» №6, 1993 – основной документ, регламентирующий содержание и структуру курса школьной географии.

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физ. география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии.

При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы.

Структура курса:

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Основное направление совершенствования курса школьной географии- усиление научности и обеспечение доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного потенциала. (См. материалы курса «Научные основы школьной географии»).

Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин.

В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения).

В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств.

Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

образовательные

воспитательные

развивающие

Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования,

Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем,

Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию.

Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны.

Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути.

Эстетическое воспитание.

Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей.

Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Современное обучение ориентировано на ученика, поэтому в практике широко используются технологии дифференцированного обучения, элементы программированного, проблемного, индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение.

Проблемы и перспективы развития школьного географического образования при переходе

на ФГОС ООО и принятие мер по их решению

Омельченко Т.А., учитель географии МБОУ «Ровеньская основная общеобразовательная школа»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагалось с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс придут первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г .

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

1) ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня:

1) формирование научной картины мира;

2) приобретение школьниками знаний и умений;

3) воспитание и всестороннее развитие личности.

Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.

География будет относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

Место учебного предмета «География» в учебном плане:

«География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени, а на долю вариативной части отводится 25% времени, содержание которой формируется авторами рабочих программ.

Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на основание которой отводится 204 ч. Оставшиеся 68 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей.

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Перестройка профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:

    Обновление структуры и содержания географического образования.

    Освоение систем развивающего обучения школьников.

    Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования.

    Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области знаний.

    Управление качеством географического образования с ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата.

    Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников.

    Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с новым учебным планом изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учет преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения .

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» (5-7 классы) и «География России» (8-9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся 5-7 классов формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей.

По своей сути содержание учебного материала 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.

Внимание учащихся в 5-ом классе обращается , прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?».

В 6-ом классе – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Блок «География России» (8-9 классы) - центральный в системе рос­сийского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения географии

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов.

Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты. Наибольшие проблемы, на мой взгляд, заключается и в создании необходимых финансовых, материально-технических условий.

Материально-техническое оснащение наших школ - оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предмету, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации.

Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса, а это иногда очень трудно, поскольку в наше время человеческие ценности не совсем те, которые должны быть.

Требует больших усилий и материальных вложений система подготовки педагогических кадров , способных создать необходимую информационно-образовательную среду и эффективно работать в этой среде по подготовке современных школьников, способных к творческому труду и постоянному самообразованию.

Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать "Образование на протяжении всей жизни".

Я солидарна с Ш. Амонашвилли "Учитель - художник, а урок - свет, который он несут детям, чтобы судьба каждого состоялась".

География

Основное общее образование

Среднее общее образование

Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

Пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

Реализация системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

Роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

Экология как самостоятельный предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Суть концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

Лобжанидзе А.А.

к. г. н., МПГУ, Президент РАУГ

Современный этап развития
школьной географии в России

Современное развитие школьного географического образования в России затрагивает пять ключевых проблем.

Проблема первая место географии в учебном плане. В новом учебном плане, который был принят в 1998 году, изменилось место географии в образовательных областях. Школьная география входила в две образовательные области “физическая география” в естественные дисциплины, “экономическая география” в общественные дисциплины. Это не означает сокращения времени на изучение природы России и мира. Перенос географии в область общественных дисциплин усиливает внимание к изучению вопросов географии населения, географии хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия человека и окружающей среды.

Новый учебный план предусматривает обязательное изучение географии в VI X классах по 2 часа в неделю. В старшей школе, в X XI классах предусматривается выбор факультативных курсов: “Глобальная география”, “Геология”, “Картография”, “Медицинская география”, “Лес и человек”. Таким образом, новый учебный план обеспечивает необходимое для современной географии временное пространство и отвечает требованиям современной науки.

Однако позиции географии не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. Переместившись из области “естественные науки” география освободила свое традиционное место для таких предметов как “естествознание” и “экология”. Основную роль в этих предметах играет биология, а географии принадлежат лишь сервисные функции. В области “общественные науки” позиции географии теснят такие предметы как “экономика” и “обществознание”. География как интегральная наука легко находит области взаимодействия, как с естественными, так и с общественными науками, но главная опасность для современной географии заключается в том, что она может потерять свой предмет изучения.

Проблема вторая внутренняя структура школьной географии. Географическое образование должно обеспечить познание Земли на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Соотношение масштабов изучения глобальных и региональных проблем в географии является весьма дискуссионным. Сегодня, географическая общественность в нашей стране обсуждает разнообразные концепции географического образования. Общепризнанно, что среди приоритетов современного географического образования комплексный подход в изучении территории, историко-культурный и эколого-экономический.

Наряду с устоявшимися компонентами содержания географического образования можно выделить некоторые новые тенденции:

    сближение природной и социально-экономической составляющей в изучении территории;

    увеличение времени на изучение этнографических особенностей народов Земли, усиление внимания к географии культуры;

    усиление внимания к географии человека и человеческой деятельности;

    увеличение времени на изучение географии ближайшего окружения (области, района, города или поселка);

Структура современной школьной географии в России включает четыре основных курса: VI класс “Земля как планета”, VII класс “Физическая география мира”, VIII и IX класс “География России: природа, население и хозяйство”, X класс “Экономическая и социальная география мира”. В настоящем виде структура школьной географии достаточно полно обеспечивает картину научного знания о Земле. Однако авторы ряда концепций справедливо указывают на необходимость реформы географического образования в российской школе. Вопрос лишь в том, насколько реформы должны быть радикальны и стремительны?

Опыт реформ в российской экономике показывает, что излишний радикализм и высокие темпы реформ не всегда имеют позитивный результат. Школа достаточно консервативный организм, поэтому реконструкция школьного географического образования должна идти постепенно. Тем более что на радикальные трансформации в нашей кризисной экономической ситуации просто нет средств!

Проблема третья стандарт географического образования. Стандарт в полном, окончательном виде в России не принят. Опубликован лишь необходимый минимум содержания. В таком виде он в основном требует умения отвечать на вопрос: “Что надо знать?” и в меньшей степени на вопрос: “Что нужно уметь?” . Оценка успеха российских школьников складывается в основном из воспроизведения знаний, хотя в большинстве европейских стандартов превалирует деятельностный аспект. “Географию в практическую деятельность!” вот девиз современного географического стандарта.

Особое внимание при формировании российского стандарта необходимо уделить соответственно его европейским требованиям, прежде всего в области деятельностного подхода и межпредметного взаимодействия. Приоритетными направлениями в деятельности должны стать: умение пользоваться различными географическими картами, умение анализировать и обобщать статистическую информацию, сформулировать тему географического исследования и подготовить презентацию его результатов.

Российской школьной географии необходимо усилить социальную и экологическую составляющую во взаимодействии с другими дисциплинами. В области межпредметного взаимодействия ключевыми темами для географии должны стать: “Человек”, “Окружающая среда”, “Природные ресурсы и хозяйственная деятельность”, “Глобальные проблемы человечества”. Школьная география в России как можно дальше должна отойти от идеологического пресса. Вместе с тем, не надо впадать в две крайности: ложного патриотизма или напротив космополитизма. Необходимо научить школьников видеть место своей страны в мире и роль мирового сообщества в развитии своей страны.

Проблема четвертая учебник по географии и географический атлас. Российские школьные учебники по географии традиционно хороши с точки зрения содержания, т.е. количества фундаментальных знаний, которые они хотят сообщить. Российские атласы также отличало глубокое содержание, но они грешили полиграфией и были плохо иллюстрированы. Сегодня удалось решить эту проблему, атласы стали богато иллюстрированы, повысился уровень их полиграфии.

В современной российской школе появились альтернативные учебники и атласы , разрушена монополия отдельных авторов и издательств. Так, например, уже сегодня в курсе VI класса 3 учебника и 3 атласа, VII класса 4 учебника и 3 атласа, в курсе географии России 6 учебников и 4 атласа.

В 1998 году, при поддержке международных финансовых структур объявлен конкурс на учебники , которые будут изданы в 2000 году. Для каждого курса географии представлено на конкурс 5-6 различных проектов. В написании учебников сложились определенные научные школы: географические факультеты Московского и Нижегородского Педагогических Университетов, Московского и Санкт-Петербургского Университетов. Представили свои работы и отдельные авторы.

Одной из ключевых проблем является сохранение высокого уровня географического образования при самом широком плюрализме подходов к написанию учебников. Необходимо сохранить “географический стержень” в учебнике географии, а не шарахаться от истории географических открытий к популярной экологии. География должна иметь свой предмет изучения!

Другой проблемой является правильно организованный методический аппарат учебника. Во многих новых учебниках авторы увлекаются содержанием, то есть превалирует желание “рассказать” как можно больше интересного. Но учебник не энциклопедия. Учебник это, прежде всего, грамотно организованная система заданий для самостоятельного изучения школьниками нового материала. В этой связи вновь возрастает роль иллюстраций, карт, схем и таблиц.

Третья проблема финансовая. Необходимо проводить жесткий отбор учебников, атласов и учебных пособий, которые действительно отвечали бы в полной мере содержанию географического образования, что способствовало бы рациональному использованию материальных средств на их публикацию. К сожалению, в условиях дикого российского рынка главную роль играет не преимущество содержания, а коммерческая выгода. Главным индикатором качества этой продукции должен стать учитель географии, что порождает пятую проблему.

Проблема пятая педагогическое мастерство учителя географии. Это наиважнейший элемент процесса географического образования. Можно создать блестящий стандарт и написать блестящий учебник, но главным транслятором этих идей для ученика остается учитель.

В условиях экономического кризиса учитель наименее социально-защищенная категория населения, что порождает ряд проблем.

Во-первых, в основной массе учителя люди среднего и пожилого возраста, что снижает уровень вводимых инноваций в образование. Во-вторых , в школу пришла большая армия людей, не имеющих не только географического, но и педагогического образования. Эта группа учителей незнакома в полной мере с основами методики географического образования. В-третьих , повышение квалификации учителей географии практически свернуто из-за отсутствия средств. Основная масса учителей не имеет возможности приобретать новые методические пособия.

Однако многие учителя проявляют творческий подход в изучении предмета. Результатом их работы стали победы учеников на Всероссийской олимпиаде по географии и третье место на всемирной олимпиаде в США. Думаю, что EVROGEO могло бы стать инициатором проведения европейской олимпиады по географии, что позволило бы выработать единство подходов к географическому образованию. Российские учителя широко открыты к участию в международных проектах, в рамках европейской программы TEMPUS.

Материальная база большинства школ не отвечает требованиям стандарта. Что еще раз свидетельствует об ограничении резкого введения инноваций в школьную географию. Положительным является развитие систем компьютерных центров, разработка мультимедийных образовательных программ, использование компьютерной сети “Internet”, прежде всего в крупных городах России. Важно повернуть сознание большинства учительства к необходимости использовать эти передовые технологии.

Российская Ассоциация Учителей Географии ставит своей задачей участие в разрешении этих ключевых проблем современной школьной географии.

Маркова А.С.

ИПКРО г. Челябинск

Некоторые проблемы географического образования.

В настоящее время Россия находится в переходном периоде, без которого невозможен перевод страны с одной модели развития (в основу которой был положен закон опережающего роста производства средств производства) на другую модель устойчивого социально-экономического и экологического развития. Естественна для этого периода и неустойчивость, и нестабильность, непредсказуемость, и незрелость большинства социальных процессов, а также разрушение системы ценностей, что является процессом закономерным и неизбежным. Назрела необходимость и уже происходит смена парадигм, в том числе и парадигмы образования. Осознание этого происходило одновременно с осознанием необходимости изменения характера общества. Общество переходного периода пока не в состоянии четко сформулировать свой заказ, но указать направление в образовании, в том числе и географии оно смогло (процесс стандартизации). Наша задача - конкретизировать его, но, помня, что это будет временная парадигма, предложенная только на переходный период, ограниченная рамками этого переходного этапа и пониманием необходимости ее немедленной смены при переходе на модель устойчивого развития.

Исходя из всего изложенного, следует выделить ряд проблем школьного географического образования.

    определение места географии в школьном учебном плане, если эта проблема и не решена в Федеральном базисном учебном плане, то обозначена. География - основной школьный предмет федерального компонента и ее нельзя исключать из учебного плана.

    определение структуры и содержания школьной географии. Эта проблема наиболее сложна и существенна. Образовательная область "Земля" - определяет лишь структуру базового содержания всей географии и требования к подготовке учащихся. Необходима также стандартизация учебных курсов географии и учебных программ.

    экологического образования - одна из важнейших задач школы. В настоящее время, в связи с резким ухудшением экологической ситуации, необходимо дать ученикам глубокие экологические знания, а также сформировать ответственное отношение к природе, привить навыки осознанной экологической культуры. В значимости всего этого никого уже убеждать не надо. Одно из средств решения экологических проблем страны - это экологическое образование всего населения, в том числе и школьников. К сожалению, в педвузах подготовке будущего учителя в этом плане уделяется, с нашей точки зрения, недостаточное внимание. А с введением новых планов эта проблема еще более обострится, хотя только тот может хорошо научить, кто сам владеет предметом.

Элементы экологических знаний в школьном курсе географии необходимо включать, используя принципы доступности и научности, с шестого класса. Опыт работы показывает, что этот материал должен быть очень продуман и тщательно взвешен. На каждый негативный пример должен быть приведен положительный. Более широко и непосредственно с неблагополучной экологической обстановкой России и своей территории учитель знакомит учеников в девятом классе.

Для усиления экологического образования ученика следует с нашей точки зрения в преподавании курсов географии в 8-9 классах особо выделить тему "Экологические проблемы России", отдав на изучение ее не менее 5 учебных часов. Основные вопросы содержания темы:

Знакомство с источниками эколого-географической информации. Географическая среда - сфера взаимодействия природы и общества. Зависимость здоровья человека от окружающей среды. Основные направления рекреационной географии. Возрастание использования природных ресурсов на современном этапе (этапе экономических реформ и кризиса). Виды воздействия на ландшафт. Понятие "загрязнение", классификация видов загрязнения по характеру загрязнителей (механическое, физическое, химическое, биологическое). Антропогенные ландшафты, их классификация по происхождению. Экологические проблемы как результат нерационального природопользования, пренебрежение эколого-географическим прогнозом. Кроме рационального и нерационального природопользования необходимо введение и такого понятия как "охрана и оптимизация природной среды". Природоохранное законодательство РФ. Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), охраняемые природные объекты, памятники природы на территории РФ и Челябинской области.

Правила личного природоохранного поведения в повседневной деятельности и быту. Роль биосферы в жизни природы и человека. Виды антропогенного воздействия на биосферу. Охрана биосферы. Зональные экосистемы. Выявление причинно-следственных связей и факторов формирования экосистем. Характеристика их. Знакомство с проблемами освоения Севера и поиск путей их решения. Причины возникновения, сущность и возможные пути решения экологических проблем. Например: Невской губы, Байкала, зоны БАМа, Челябинской области.

Роль конструктивной географии в предотвращении нежелательных последствий вмешательства человека в природу. Знакомство с понятием "Антропоэкосистемы". Выделение антропоэкосистем в пределах, например, Челябинской области, моделирование различных путей их развития.

Паневина Г.Н.,

Методист Хабаровского краевого ИППК

Место географии и естественно-научных курсов
в начальной школе будущего

Современная начальная школа все активнее наступает на основную, включая школьные дисциплины: география, история, естествознание, пробуя раннее изучение физики, химии. Начальная школа поспевает маленькими шагами за семимильным развитием современного ребенка. Нынешний дошкольник и младший школьник уже не тот «почемучка», который был 15-20 лет назад. На него обрушивается большой, разнообразный поток информации, который подается не только словом, но и наглядными образами, причем в занимательной форме телеигры. Наверное, поэтому школьные пропедевтические курсы постепенно утратили свое назначение и значение.

Но является ли целесообразным введение отдельных предметов естественно-научного содержания в начальную школу? Ведь младший школьник еще не имеет целостной картины окружающего мира для того, чтобы изучать его отдельные составляющие. Думается, в будущей начальной школе должен существовать интегрированный курс, формирующий естественнонаучную картину мира. Он должен поддержать потребность ребенка в познании окружающего мира, сформировать устойчивый интерес к будущему изучению различных наук, подготовить к работе с учебной книгой. Не все современные курсы в начальной школе отражают своим названием заложенное содержание. Например, география Казакова – это историческая география; география Свириденко – астрономия и биогеография; естествознание – рассказы о природе и т.д. Выделенные в отдельные предметы начальной школы курсы предлагают мозаичные картинки. При этом создается иллюзия легкости изучения, или наоборот, непонимания содержания предмета. Происходит формирование ощущения либо полного знания предмета, либо недоступности его для школьника, что одинаково негативно отразится на изучении предмета в среднем звене.

В сложившейся ситуации, было бы целесообразно предложить младшим школьникам не набор картинок окружающего мира, а начальные курсы этих предметов: начальный курс географии, начальный курс биологии, астрономии и т.д. Но необходимо помнить, что одночасовые курсы не дают желаемого результата, т.к. школьники забывают изученный материал через 2-3 дня, если его не повторяют. Увеличить начальные курсы до2-х часов нет ни финансовой, ни физической возможности. Более реальна перспектива создания интегрированного курса. Один из вариантов был разработан автором в 1993г. и получил название «Моя Земля», хотя бы мог называться и землеведением. Рассчитан он на 4-5 лет обучения с 1-го класса по 2-3 часа в неделю. С 1994г. идет его апробация и совершенствование, как по содержанию, так и по учебно-методическому обеспечению. Безусловно, и сегодня он еще далек от конечного продукта, но по оценкам учителей, учеников, родителей, мы на правильном пути. Данный курс позволяет развивать ребенка, учит видеть мир единым и относиться к нему не как к среде обитания человека, а как к общему дому, в котором уютно, тепло, красиво, комфортно всем населяющим планету существам.

В ходе апробации программы формируется УМК. Созданы рабочие тетради для учащихся, тематическое, поурочное планирование, отобран материал для учебного пособия. Безусловно, начальной школе необходима учебная книга, т.к. младшие школьники работают в основном с художественными текстами, дополненными иногда научно-популярными отрывками. Но если ученик не обучен работать с учебным текстом, то в среднем звене мы наблюдаем резкое снижение успеваемости детей. В средней школе ему приходится работать с 3-4 учебниками, обобщать, систематизировать, анализировать содержание, работать с определениями понятий, отделять основной материал от пояснительного и дополнительного, самостоятельно находить примеры, подтверждающие главную мысль,

И второе, при подведении итогов года обычно анализируются количественные результаты. Именно интегрированный курс, с географическим ядром, позволяет работать над развитием младшего школьника и дает возможности отслеживать его через определенные задания и упражнения, используя «критерии оценки развития младших школьников».

Будет ли называться интегрированный курс «Моя Земля», естествознание, землеведение или как-то еще, главное, чтобы по своей значимости, он не уступал ни математике, ни русскому языку.

Петрова Н.Н.

зав. лабораторией географического

образования ИОСО РАО, к.п.н.

О новых подходах к содержанию школьной географии

I. Цели и задачи . В основу разработки новых подходов к содержанию школьной географии были положены:

а) требования к общеобразовательной подготовке школьников;

б) познавательные интересы учащихся;

в) стремление создать целостную географическую картину мира.

Основная цель географического образования в основной школе (VI-IX классы) определяется формированием правильных пространственных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Земли от планетарных до локальных. При этом каждая ступень обучения имеет свои задачи.

II. Характеристика содержания . Содержание строится с позиций единства географии в логике взаимодействия и взаимообусловленности небесного, земного и человеческого начал нашей планеты. Такой подход позволяет интегрировать содержание курсов физической, экономической и социальной географии на уровне создания комплексных курсов. Методологической основой конструирования таких курсов являются традиционные понятия, законы и методы географической науки.

Такие понятия, как географическая оболочка, географическая среда, географическая зона, географический комплекс являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории.

Законы географической зональности и целостности, а также идея комплексного географического страноведения и районирования также позволяют осуществлять комплексный подход к изучению территорий разного ранга.

Картографический метод-второй язык географии. Умение свободно пользоваться планом, картосхемой, картой необходимы каждому образованному человеку, и должны формироваться во всех курсах географии индуктивно.

В основу отбора содержания положены следующие принципы и подходы: исторический, антропоцентризма, краеведческий, практический.

Исторический подход позволяет раскрыть:

а) исторические этапы развития географической науки;

б) деятельность выдающихся ученых и путешественников;

в) историю развития природы Земли.

Принцип антропоцентризма отражает общую тенденцию гуманизации образования, повышения приоритета общечеловеческих ценностей. Такой подход позволяет сделать содержание предмета социально значимым, полезным для учащихся. Особое внимание обращается на изучение бытовых и культурных особенностей населения, ремесла, костюмы, жилище, письменность, религиозные особенности. По-новому рассматриваются вопросы адаптации человека и его хозяйственной деятельности к природным условиям разных географических зон Земли, экологические проблемы. Постоянно подчеркивается неразрывная связь и взаимообусловленность материальной и духовной культуры народов.

Краеведческий подход. Региональный компонент содержания географического образования дает большие возможности для изучения своего края. В результате этого разработаны и вышли в свет разнообразные региональные программы, учебники, атласы и другие методические пособия, которые часто по объему перекрывают федеральные курсы. В этой связи разработана оптимальная структура краеведческого материала, а главное - подчеркивается комплексная основа его содержания.

Практическая направленность обучения . В содержании школьной географии практический компонент должен занимать не менее 20% содержания. Особое внимание обращается на краеведческий практикум, включающий практические работы на местности, а также экскурсии и походы.

Сохранение позиций географии в учебном плане при интенсивном наступлении на нее естествознания снизу, экологии и экономики сверху возможно на основе укрепления позиций единства географии в ее структуре и содержании, а также принципов и подходов: исторического, антропоцентризма, краеведческого, практического.

Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсужденияДокумент

Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность

  • Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ

    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.

  • Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801-1917 гг

    Автореферат диссертации

    Защита состоится 25 марта 2010 г. в 11 часов на заседании Диссертационного Совета Д 008.013.01 по присуждению ученой степени доктора наук в Учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» по адресу: 129626, г.