Образец характеристики на воспитателя колледжа. Характеристика на воспитателя детского сада от заведующей: принципы составления. Примерная структура характеристики младшего воспитателя детского сада для награждения

В книге «Внутренний огонь» («The Fire from Within») Карлос Кастанеда слышит эти слова от своего учителя-мага: «Самолюбие - главный враг человека. , вызываемое поступками и проступками других людей, ослабляет человека . Самолюбие требует от человека большую часть жизни жить в обиде на кого-то или что-то» . Это главная помеха воссоединению с , и «несовпадения» здесь случаются слишком часто.

В сущности, самомнение - это ощущение собственной исключительности, так что давайте на этом остановимся. Иметь самоуважение и ощущать свою уникальность важно и даже необходимо. Проблема, однако, возникает тогда, когда вы начинаете идентифицировать свою истинную сущность со своим телом, своими достижениями и своими материальными приобретениями. Это побуждает вас считать людей, добившихся меньших успехов, чем вы, людьми низшего сорта, и ваше чувство собственного превосходства делает вас чрезвычайно уязвимыми - вам кажется, что вас со всех сторон хотят принизить. Подобная ложная самоидентификация является источником большинства ваших проблем, как и проблем человечества в целом.

Ощущение собственной исключительности - причина завышенной . Кастанеда после многих лет общения с индейскими шаманами пишет о бесплодности самолюбия:

«Чем больше я думал об этом, чем больше обсуждал эту идею, чем больше наблюдал за собой и другими людьми, тем больше я убеждался в том, что существует нечто, делающее нас неспособными на какие-либо поступки или даже мысли, которые не имели бы в качестве точки фокуса наше собственное „я»».

Когда в фокусе внимания находится «я», трудно отделаться от иллюзии, что вы есть ваше тело, существующее совершенно отдельно от других тел. Это чувство изолированности побуждает вас соперничать, а не сотрудничать с другими людьми. В конечном счете это разводит вас с Духом и становится колоссальной помехой вашему воссоединению с силой намерения.

Чтобы обуздать чрезмерное самолюбие, вы должны прежде всего осознать, какую огромную роль оно играет в вашей жизни. - это попросту представление о том, кто вы есть, которое вы носите в себе. От эго нельзя избавиться хирургическим путем, нет такой операции под названием «эгоэктомия». И это ваше представление о себе самом постоянно лишает вас способности воссоединиться с намерением.

Семь шагов к избавлению от оков эго

Вот семь идей, которые помогут вам преодолеть болезненное самолюбие и ложные представления о своей личности. С их помощью вы перестанете идентифицировать себя с самолюбивым эго.

1. Перестаньте обижаться. Поведение других людей - еще не повод опускать руки. То, что обижает вас или оскорбляет ваше чувство собственного достоинства, только ослабляет вас. Если вы ищете повод обидеться, вы будете находить его на каждом углу. Это ваше эго убеждает вас, что мир не должен быть таким, какой он есть. Но вы можете научиться ценить жизнь такой, как она есть, и достичь гармонии с универсальным Духом Созидания. Обижаясь, обрести силу намерения нельзя. Всеми доступными вам средствами боритесь со злом, существующим в мире и порождаемым массовой эго-идентификаци-ей людей, но сохраняйте в душе покой и миролюбие. Чувство обиды порождает такую же деструктивную энергию, как и та, что оскорбила вас, и ведет к атакам, контратакам и в конечном счете к войне.

2. Откажитесь от потребности побеждать. Эго любит делить людей на победителей и побежденных. Погоня за победой - верное средство избежать контакта сознания с намерением. Почему? Потому что всегда побеждать невозможно. Обязательно найдется кто-то быстрее, удачливее, моложе, сильнее, умнее вас - и породит в вас чувство собственной беспомощности и бесполезности.

Вы не есть ваши победы. Вы можете радоваться состязанию, играть в мире, где победа - всё, но вы не должны быть там в ваших мыслях. В мире, где у всех один общий источник энергии, победителей и побежденных нет и быть не может. Можно лишь сравнивать ваши сегодняшние достижения с сегодняшними же достижениями других людей. Но сегодняшний день - лишь один из многих дней, а завтра появятся новые соперники и новые обстоятельства. И завтра вы сохраните свое бесконечное присутствие в своем теле, которое станет на день (или на десятилетие) старше. Откажитесь от потребности побеждать, признайте, что противоположностью победы является поражение. Это ваше эго боится поражений. Если ваше тело сегодня не выигрывает, это попросту не имеет значения, раз вы не идентифицируете себя исключительно со своим эго. Будьте наблюдателем, наслаждаясь состязанием, но не чувствуя потребности завоевать трофей. Стремитесь к миру, и вы придете в гармонию с энергией намерения. И что интересно, когда вы перестанете волноваться по поводу побед, их станет в вашей жизни гораздо больше.

3. Откажитесь от потребности быть всегда правым.

Эго является источником множества конфликтов и раздоров, потому что подталкивает вас обвинять других людей в неправоте. Когда вы враждебно настроены по отношению к окружающим, вы отдаляетесь от силы намерения. Дух Созидания исполнен доброты, любви и отзывчивости, и ему чужды чувства гнева, обиды или горечи. Отказ от потребности быть всегда правым означает, что вы говорите своему эго: «Я не твой раб. Я хочу быть добрым и отвергаю потребность быть всегда правым. Более того, я собираюсь дать этому человеку шанс почувствовать себя на высоте, сказав ему, что прав он, и поблагодарив его за то, что указал мне путь к истине».

Когда вы отказываетесь от потребности быть всегда правым, вы способны укрепить связь с силой намерения. Но имейте в виду, что эго - противник серьезный. Я знал людей, готовых скорее умереть, чем отказаться от своей правоты. Я знал людей, у которых рушились прекрасные семьи из-за их несогласия поступиться своими принципами. Я призываю вас отказаться от этой эгоцентричной потребности быть правым, останавливая себя в пылу спора и спрашивая себя: «Я хочу быть правым или счастливым?» Когда вы делаете выбор в пользу счастья, любви, духовности, ваша связь с намерением укрепляется. Универсальный Источник начинает сотрудничать с вами, помогая вам жить той жизнью, которая вам предназначена судьбой.

4. Откажитесь от потребности в превосходстве. Ваше истинное достоинство не в том, чтобы быть лучше других, а в том, чтобы вы стали лучше, чем были. Сосредоточьтесь на собственном развитии, росте над собой, постоянно сознавая, что на этой планете никто не может назвать себя лучше других. Мы все - создания одной и той же животворящей силы. У каждого из нас есть миссия реализовать свою исконную сущность, каждый должен осуществить свою судьбу. Все это невозможно, если вы считаете себя выше других. «Мы все равны в глазах Господа». Это сказано давно, но до сих пор сохраняет свою актуальность. Откажитесь от потребности ощущать свое превосходство, видя в каждом человеке божественное проявление. На судите о других людях по их внешности, достижениям, богатству и другим критериям эго. Когда вы проецируете свое чувство превосходства в окружающий мир, оно возвращается обратно, приводя к обидам и вражде. Эти чувства уводят вас от намерения. «Исключительность всегда познается в сравнении. Чувство собственного превосходства основывается на недостатках, наблюдаемых в других людях, и поддерживается постоянным поиском таких недостатков».

5. Откажитесь от потребности иметь больше. Мантрой эго является слово «больше». Эго ненасытно. Какими бы ни были ваши достижения и приобретения, эго твердит, что этого недостаточно. Вы находитесь в постоянном поиске и лишаете себя возможности когда-либо достичь места назначения. Однако на самом деле вы уже прибыли, и как вы намерены использовать данный момент своей жизни, выбирать вам. Ирония жизни такова, что, когда вы перестаете желать большего, все, чего вы хотите, начинает все большим потоком вливаться в вашу жизнь. Когда вы отрешаетесь от потребности в большем, вам становится легче делиться тем, что вы имеете, с другими, потому что вы понимаете, как мало вам на самом деле нужно для полного удовлетворения и достижения душевного покоя.

Универсальный Источник довольствуется собой, постоянно расширяясь, создавая новую жизнь и никогда не пытаясь эгоистично цепляться за свои творения. Он создает жизнь и отпускает ее в свободное плавание. Отказываясь от потребности своего эго иметь больше, вы действуете в унисон с Источником. Вы создаете, а потом отпускаете свои творения, никогда не требуя ничего взамен. Высоко ценя все, что появляется в вашей жизни, вы усваиваете урок, преподанный нам святым Франциском Ассизским:

«Только отдавая, мы получаем».

Позволяя изобилию свободно притекать в вашу жизнь, вы приходите в гармонию с Источником и сохраняете уверенность в том, что этот поток никогда не иссякнет.

6. Откажитесь от самоидентификации через достижения. Это может оказаться трудно, если вы привыкли оценивать себя по своим достижениям. Бог пишет всю музыку, Бог поет все песни, Бог строит все здания, Бог - источник всех ваших достижений. Я слышу громкие протест вашего эго. И тем не менее настройтесь на эту идею. Все происходит из Источника! Вы и Источник суть одно целое! Вы - не ваше тело и не достигнутые им успехи. Замечайте все и будьте признательны за способности, которыми вы наделены, и за имущество, накопленное вами. Но признавайте, что все это дело рук силы намерения, которая создала вас и материализо-ианной частью коей вы являетесь. Чем меньше вы приписываете свои заслуги себе и чем больше вы привержены семи ликам намерения, тем большего вы способны достичь. Когда же вы берете все на себя и считаете, что вы все это сделали сами, вы утрачиваете душевный покой и чувство признательности Источнику.

7. Откажитесь от своей репутации. Ваша репутация складывается не в вашем сознании, а в умах других людей. Следовательно, вы не имеете над ней никакой власти. Если вы спросите мнение 30 человек, у вас будет 30 репутаций. Воссоединение с намерением означает, что вы слушаете свое сердце и поступаете согласно своему предназначению. Если вы слишком озабочены тем, как вас воспринимают другие люди, вы отдаляетесь от источника энергии и утверждаетесь во мнении, что ваша миссия - доказывать всем, какой вы молодец, и тратить всю свою энергию на попытки завоевать лучшую репутацию среди других эго. Делайте то, что делаете, так как к этому вас призывает ваш внутренний голос - постоянно связанный с Источником и . Оставайтесь верны своему предназначению, отрешитесь от результата и отвечайте за то, что вам подвластно: за свой характер. Пусть о вашей репутации судят другие, к вам это никакого отношения не имеет.

Пять советов по практическому применению идей из этой главы

1. Следите за своим внутренним монологом. Отмечайте, насколько часто ваши мысли фокусируются на том, чего вам не хватает, на негативных жизненных обстоятельствах или на мнении окружающих о вас. Чем внимательнее вы будете прислушиваться к внутреннему монологу, тем скорее научитесь мгновенно переключаться с негативных мыслей на позитивные, с «Мне ужасно много не хватает» на «Я намерен добиваться желаемого и перестать думать о том, что мне не нравится». Этот новый внутренний монолог становится звеном, связывающим вас с силой намерения.

2. Привносите свет в моменты сомнений и уныния. Замечайте моменты в жизни, не отвечающие вашей высшей природе. Отвергайте мысли о своей неспособности идти в ногу с намерением. «Оставайтесь верны свету» - вот хороший совет. Недавно один мой друг и учитель, узнав о трудностях, которые мне пришлось пережить, написал мне: «Помните, Уэйн, что солнце светит и за облаками тоже». Будьте верны свету, который всегда есть.

3. Держитесь подальше от низкой энергии. Помните, что все, включая ваши мысли, обладает определенной энергетической частотой, которую можно измерить, чтобы решить, укрепляет она вас или ослабляет. Когда вы ловите себя на низкоэнергетических мыслях или оказываетесь в поле низкой, ослабляющей вас энергии, постарайтесь привнести в ситуацию более высокочастотные вибрации.

4. Дайте понять своему эго, что оно больше не властно над вами.

5. Старайтесь видеть в препятствиях возможности для проявления вашей несгибаемой силы намерения. Именно несгибаемой. «Я намерен оставаться на связи с моим Источником и черпать в нем силу». Это означает сохранять душевный покой, отрешаться от обстоятельств, видеть себя наблюдателем, а не жертвой и, целиком доверившись Источнику, знать, что вы получите от него всю необходимую вам помощь и поддержку.

по материалам из книги: Уэйн У.Дайер — «Сила Намерения» .

В нашем обществе принято считать, что эгоист - это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм - единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм - просто очередная красивая функция в программе развития нашего ? Ну, подумайте, разве это плохо - себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы - избранный! Вы - избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем - хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм» . Все это - пока лишь самая поверхность «темы».

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе - это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя - это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?

Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все практично - просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Все дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе. Взаимопомощь - это утонченная разновидность эгоизма.

А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?

Эго - это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде - это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания - не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема - вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.

В конечном итоге, эгоизм - просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости он действует с каким-то почти животным простодушием. Это - практичность на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании - это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм облачается в разумные, благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.

Доблесть эгоизма

Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие . Но я - за честность с самим собою. Принцип реальности - одно из главных правил progressman.ru.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой - высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм - это плохо»! - говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть - светлым и пушистым, добрым и хорошим!» - Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм - это выражение нашей человеческой природы ?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда - душевная боль, раздражение, страх и прочие «радости».

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать всем, когда ожидаем одобрения и похвалы от окружающих! Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и , но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая - никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», становится затянувшимся недугом, переходящим в патологическую норму.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

Я - эгоист. Такова моя человеческая природа. Это - мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это - этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое - это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм - так сложно! И так легко!

О любви к себе и другим (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение)

Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Всё зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне представляется, в этом вопросе много путаницы. Под эгоизмом нередко понимается большая забота о себе и большая любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим людям. А под альтруизмом просто заботу (“думание”) о других людях. В том и другом случае имеется смещение акцентов, которое искажает нравственную оценку эгоизма и альтруизма.

Эгоизм

Возьмем эгоизм. Нельзя понимать его как бо льшую заботу и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Иначе мы объявим эгоистами всех без исключения людей. Ведь абсолютно естественна преимущественная забота и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Давайте подсчитаем, сколько времени мы тратим на себя и сколько на других. И выясним, что практически во всех случаях тратим время больше на себя, чем на других. Это и сон, и питание, и туалет, и уход за телом, и одевание-раздевание, и устройство своего жилья, и учение, и отдых, и хобби. Возьмем сутки. Одну треть мы посвящаем сну, т.е. себе. Другую треть мы опять, как правило, посвящаем себе: всяким процедурам (умыванию, одеванию-раздеванию, уборке, чистоте, еде, отдыху и т.д.) Остается одна треть... Давайте не будем кривить душой и честно признаем: мы думаем больше о себе, чем о других; любим больше себя, чем других; заботимся больше о себе, чем о других. И хватит упрекать в эгоизме себя и других только за то, что ты или кто-то другой позаботился о себе, потратил время на себя.
В подтверждение сказанного приведу проникновенные слова известного психолога В. Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства:

«Возлюби себя как ближнего своего . Поэт призывал к этому иронически, философ — всерьез, но любовь к себе — это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий — страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других — посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.
Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся — такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет — и это вы. Каждое ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их — только одно среди мыслимой жизни.» («Искусство быть собой»)

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Итак, что вы хотите услышать от меня? Знаю, что бесконечно повторяю эти слова, но не боюсь надоесть: "Любовь к самому себе — самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому". Это — рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете." (Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., 2001. С. 72.)

Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб , во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкновения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим.
Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Об этом писал В. С. Соловьев:

"Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (...) Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность." ("Смысл любви" 2, III — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т.2, М., 1990. С. 505-506).

К сожалению, весьма распространенным является другое понимание эгоизма — как большей заботы о себе, чем о других. Аристотель, например, писал:

«Помимо всего прочего трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.» («Политика» (1263 а-b))

Смотрите, как он сказал: эгоизм «заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви». Это слишком широкая и неопределенная формулировка, позволяющая трактовать эгоизм как всякую любовь к себе. В самом деле, что такое выражение «в большей любви к себе, чем должно»? Каждый может трактовать ее как хочет. Ведь под должным некоторые могут понимать и жизнь для других, самоотречение. Аристотель не дает здесь критерия для определения должного. Напротив, указание на эгоизм как на «бо льшую любовь к себе» кажется понятным и убедительным.
Справедливости ради следует сказать, что если повнимательнее читать Аристотеля, то можно найти у него высказывания, которые можно трактовать как ограничение негативной оценки «большей любви к себе». В той же «Политике» немного раньше он выставляет как аргумент против общей собственности тезис о том, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим , или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» (1261 а33).
На поверку негативная оценка «большей любви к себе» (как эгоизма) означает, по закону противопоставления, моральный запрет на любовь к себе вообще, поскольку не определен должный размер любви к себе и любое, в том числе обманчивое, ощущение якобы большей любви к себе могут истолковать как эгоизм, т. е. как нечто дурное.

(Пуаро в известном телесериале по произведениям Агаты Кристи говорит: «Большинство из нас эгоисты, но не все в этом признаются». — Так нередко характеризуют поведение свое и других.

Вера Сотникова, актриса, в утренней программе ТВЦ (19.07.05) заявила: «Эгоизм — это хорошо; надо быть эгоистом, надо любить себя». Появился журнал, который самим своим названием («Эгоист») пытается реабилитировать-оправдать это отрицательное нравственное явление.

В этой характеристике среди многих разных смыслов [выражения несчастного или преступного сознания, цинизма и т. д.] можно отыскать и этот: констатация факта, что люди больше любят и больше заботятся о себе, чем о других. Поскольку «эгоизм» в обычном словоупотреблении означает отрицательную моральную характеристику — возникает напряжение-самооговор или оговор других, фактически парадоксальное отношение к себе и другим: мы любим и заботимся о себе больше, чем о других и это плохо. Здесь налицо логическое противоречие: мы делаем что-то и это хорошо для нас; и в то же время это нехорошо для нас в моральном смысле.)

По большому счету, моральный запрет на бо льшую любовь к себе противоестественен. Он означает, что человек не может совершенствовать это чувство к себе, развивать его, культивировать, усиливать и т. д. и т. п. Ему остается только постоянно сдерживать себя в этом чувстве или лицемерить. Любовь, любая любовь — это такая «вещь», которая внутри себя имеет пружину расширения, усиления, развития, совершенствования и постоянное сдерживание ее может привести к самоуничтожению или к взрыву поведения, к непредсказуемым хаотическим действиям.

Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме

Философы вносят порой путаницу и смятение в человеческие умы. Вот, например, они придумали теорию разумного эгоизма.

Л. Фейербах пишет: «Я употребляю к ужасу лицемерных теологов и фантастов-философов слово “эгоизм” для обозначения основы и сущности религии. Некритические критики, цепляющиеся за слова, высокомудро высосали поэтому из моей философии, что ее результатом является эгоизм, и что именно поэтому я и не проник в сущность религии. Но если я слово “эгоизм”, — заметьте, — употребляю в значении философского или универсального принципа, то понимаю я под ним не эгоизм в обыкновенном смысле этого слова (выделено мной — Л.Б.), как это может усмотреть всякий, хоть немного способный к критике, из тех сочетаний, из той связи, из того противоположения, в которых я употребляю слово “эгоизм”; употребляю же я его в противоположение к теологии или вере в бога, в понимании которой, если эта вера строга и последовательна, каждая любовь, раз она не имеет своею целью и предметом бога, даже и любовь к другим людям, есть эгоизм; я понимаю поэтому под этим словом не эгоизм человека по отношению к человеку, нравственный эгоизм, не тот эгоизм, который во всем, что он делает, даже как будто для других, соблюдает лишь свою выгоду, не тот эгоизм, который является характерной чертой филистера и буржуа и составляет прямую противоположность всякому дерзанию в мышлении и действии, всякому воодушевлению, всякой гениальности и любви. Я понимаю под эгоизмом человека соответствующее его природе, а стало быть, и разуму, — ибо разум человека ведь не что иное, как сознательная природа его, — его самопризнание, самоутверждение по отношению ко всем неестественным и бесчеловечным требованиям, которые предъявляют к нему теологическое лицемерие, религиозная и спекулятивная фантастика, политическая грубость и деспотизм. Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, как я уже сказал, а метафизический, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, — ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? — любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету, к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу. Короче говоря, я понимаю под эгоизмом тот инстинкт самосохранения, в силу которого человек не приносит в жертву себя, своего разума, своего чувства, своего тела духовным — если взять примеры из ближе всего нам знакомого культа животных — духовным ослам и баранам, политическим волкам и тиграм, философским сверчкам и совам, тот инстинкт разума, который говорит человеку, что глупо, бессмысленно из религиозного самоотрицания давать вшам, блохам и клопам высасывать кровь из тела и разум из головы, давать отравлять себя гадюкам и змеям, поедать себя — тиграм и волкам...» (Л. Фейербах. Лекции о сущности религии. Лекция 7.)

Л. Фейербах обращается со словом «эгоизм» так же, как Шалтай-Болтай из сказки Л. Кэрролла со словом «слава». Вот беда многих философов. Столько путаницы из-за этого! Зачем понадобилось Л. Фейербаху употреблять слово «эгоизм» не в общепринятом значении? Чего он добивался?
По всем канонам естественного языка и мышления эгоизм — отрицательная нравственная характеристика поведения тех или иных людей. Да и философы в большинстве случаев не спорят с таким пониманием эгоизма. Так, еще Аристотель говорил об эгоизме в отрицательном смысле («эгоизм справедливо порицается»: см. Политика, 1263 b). Теория же разумного эгоизма допускает существование эгоизма со знаком плюс, так называемого разумного эгоизма, т. е. эгоизма, согласного с разумом, опирающегося на разум. Более того, находятся такие философы, которые утверждают, что разумный эгоизм не только не исключает самопожертвования и самоотверженности, но даже предполагает их. Н. Г. Чернышевский, сторонник теории разумного эгоизма, вывел в романе "Что делать?" образ Лопухова. Этот герой, совершая жертвы ради других, говорит: "Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь". Вот так: жертва оказывается уже и не жертва, а нечто приятное. Действительно, сапоги всмятку! Когда человек жертвует собой (в крайнем варианте — своей жизнью) ради других, то это всегда драма итрагедия. Человек, жертвующий собой ради других, действует против себя, против своего «я», «эго» по латински. Да, конечно, он может быть нравственно удовлетворен своим самоотверженным поступком. Но нравственное удовлетворение не равносильно удовлетворению жизнью в целом.

Теория разумного эгоизма неявно опирается на идею отождествления «я» и «мы», точнее, растворения «я» в «мы», «я» в «другом (других)». Это никуда не годная идея. В ней эгоизм, ячество фактически отождествляется с альтруизмом, самоотверженностью — сапоги всмятку! На самом деле, «я» ни при каких обстоятельствах не сводится к «мы» или между «я» и «мы», «я» и «другим» нет и не может быть полного тождества. Единство — да, возможно и большей частью бывает. Но единство — не тождество. Единство всегда предполагает различие и даже противоположность. Например, единство мужчины и женщины, выражающееся в любви, браке, семье, основано на их половой противоположности и разных социальных ролях.

Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность

К сожалению, для некоторой части людей альтруизм, самопожертвование стали сознательно принятыми установками и принципами поведения. Этому, в частности, способствовала христианская религия. Главное действующее лицо религии, отправленный на Голгофу Иисус Христос воспевается в ней как человек, пожертвовавший собой ради других.
В полном соответствии с этой установкой христианства Ф. М. Достоевский писал: "Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже в гораздо высочайшей степени, чем та, которая определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить собственный живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности. Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего и не может сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (цит. по: А. Гулыга. Кант, с. 288-289. А. Гулыга приписывает и Канту такой взгляд: "Взгляды Канта нам известны: свобода есть следование долгу, а формула долга — счастье других." Там же, с. 288).
Ф. М. Достоевский критиковал социалистов, революционеров, нечаевщину, написал роман "Бесы", в котором осудил их поведение. И что же? Во многом он говорил то же. И он и они — коллективисты. Для него и для них личность только тогда личность, когда она жертвует собой ради других.
Такой же упрек можно сделать В. С. Соловьеву. Он писал, например: «Личное самоотвержение, победа над эгоизмом не есть уничтожение самого ego, самой личности, а напротив, есть возведение этого ego на высшую ступень бытия» (Соловьев В. С. Нравственность и политика // В. С. Соловьев. Соч. в 2-х т., т. 1, М., 1989. С. 270.).

Героизм

Отвергая альтруизм как повседневное, обычное, нормальное поведение человека, мы в то же время не отвергаем положительное значение отдельных актов самопожертвования-самоотверженности, когда человек оказывается в исключительных обстоятельствах, т. е. в ситуации «или-или» (или он заботится о себе, жертвуя другими, нанося вред другим, или он заботится о других, жертвуя собой). В этих обстоятельствах, делая выбор в пользу других, человек поступает как герой. Героизм в чрезвычайных ситуациях, на пожаре, на войне и т. п. вполне оправдан и обычен, если позволительно говорить о нем как нормальном явлении. Да, героизм — нормальное поведение в ненормальных (исключительных) обстоятельствах! И он же... — ненормальное поведение в нормальных обстоятельствах, в нормальной жизни.
—————
Порой утверждают, что героизм — чисто человеческое поведение. Смею заметить: это не так. Человеческий героизм имеет предысторию: самопожертвование животных. Ведь в основе героического поведения лежит самопожертвование. А оно, самопожертвование, имеет место как в человеческом обществе, так и в мире животных. Вот пример такого самопожертвования: в одном зарубежном познавательном фильме, показанном по телевидению (11 дек. 2002 г.), описывается реальный случай самопожертвования курицы-наседки. На дворе, где гуляли куры и цыплята, вдруг все закудахтали и стали разбегаться: тревога, ястреб кружился и выбирал жертву. Куры стали прятаться по укромным углам и в курятнике. Цыплята одной курицы как ни в чем не бывало клевали (они были еще глупышами). Их мать-наседка была поодаль. И вот когда все разбежались, остались эти цыплята. Ястреб стал кружить над цыплятами. Тут подбежала наседка, подозвала их к себе и укрыла своим телом, прижавшись к земле. Ястреб, конечно, спикировал на нее и стал терзать. Потом он улетел. Хозяин фермы подошел к курице. Она лежала неподвижно. Цыплята стали выбираться из под нее. Фермер подумал, что она погибла. Он поднял ее и вдруг она зашевелилась. Курица была жива. Ее спасло густое оперенье. Инстинкт самосохранения уступил место инстинкту продолжения рода (в рассказе об этой курице говорилось, что она, пока не завела цыплят, вела себя как наседка, потерявшая своих цыплят, то есть не вполне нормально).
Еще один пример самопожертвования описан в рассказе И. С. Тургенева «ВОРОБЕЙ»:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (Апрель 1878).

Человек не отменяет биологию ; она присутствует в нем, пользуясь гегелевской терминологией, в снятом виде. В биологическом смысле поведение человека строится как минимум на двух инстинктах: самосохранения и продолжения рода. Культура не отменяет их, а развивает и совершенствует, надстраивает над ними весьма сложное человеческое поведение, тысячи вариантов поведения, которые кажутся порой весьма далекими от непосредственных проявлений биологических инстинктов.
Указанные инстинкты в принципе (в общем и целом) действуют в одном направлении: сохранения, поддержания, совершенствования жизни как таковой. Но между ними может быть и конфликт. Так, в период любовной горячки (действия инстинкта продолжения рода) животные игнорируют или временно «забывают» о другом инстинкте — самосохранения. Глухари, например, так токуют, что ничего не слышат (почему их и прозвали глухарями) и, соответственно, подвергают себя большой опасности. И приведенные случаи самопожертвования животных — из того же разряда.
В героизме человека нет ничего сверхъестественного или противоестественного. По своим корням он всего лишь одно из проявлений инстинкта продолжения рода.

Нормальное поведение

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев — это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Возьмем любовь мужчины и женщины. Она тем больше любовь, чем больше в ней взаимности. Любя женщину, мужчина любит себя, свои чувства, свою душу и тело. И женщина любит мужчину в значительной мере благодаря тому, что она любит себя и любит, когда ее любят.
Любое общение — а мы купаемся в общении, — это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там, где общение односторонне, оно быстро затухает или еле тлеет…
Теперь возьмем творчество. Наряду с любовью оно является важнейшим элементом жизни. Творчество — это и воспитание, и обучение, и образование, и познание, и искусство, и философия, и управление, и изобретение, техническое творчество. И что же? Практически любой акт творчества — одновременно акт для себя и для других. Иными словами, как и любовь, творчество не разделяет «для себя»—«для других». Творя, человек испытывает высшую радость жизни и в то же время работает на всех людей, служит прогрессу жизни.

Если бы я был поэтом, то сочинил бы оду, поэму, гимн нормальному поведению, нормальной жизни человека. В нормальности есть всё для того, чтобы дерзать, чтобы любить жизнь и радоваться ей!

Из книги: Л.Е.Балашов. Этика. М., 2010.

Все понятия в мире достаточно относительные, и часто бывает так, что в одной ситуации что-то, а вот в другой все с точностью наоборот. Давайте вместе разберемся с таким понятием как человеческий эгоизм, все же интересно, хорошо это или плохо?

В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго? Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы – избранный! Вы – избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем – хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм». Все это – пока лишь самая поверхность «темы».

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя – это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?

Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

2


Все дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность эгоизма.

А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?

Эго – это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде – это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания – не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но пробужденный человек не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема – вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.

3


В конечном итоге, эгоизм – просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости он действует с каким-то почти животным простодушием. Это – практичность на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм облачается в разумные, благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.

Доблесть эгоизма

Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие. Но я – за честность с самим собою. Принцип реальности – одно из главных правил progressman.ru.

4


Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо»! – говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть – светлым и пушистым, добрым и хорошим!» – Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм – это выражение нашей человеческой природы?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда – душевная боль, раздражение, страх и прочие «радости».

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать всем, когда ожидаем одобрения и похвалы от окружающих! Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая – никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», становится затянувшимся недугом, переходящим в патологическую норму.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

5


Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!